МУ, ну вот у нас соотношение было такое где-то в средних классах: в списке достижений - редкая-редкая помощь по дому, любовь к зверям (за которыми чадо иногда забывало ухаживать) и слабо выраженные успехи в музыке, за которые хвалили просто до небес. Небольшие успехи в изучении нескольких предметов (где-то на уровне четверки с минусом), выраженная любовь к пению и физкультуре (опять-таки, на уровне школьной пятерки, а не таланта; ну хвалили, да :)). В списке "минусов" - безответственность, склонность теряться на прогулках, в одном классе - четыре четвертных двойки и две годовых, постоянные замечания со стороны учителей, неспособность довести до конца хоть какое-то дело, брошенные проекты, недорисованные рисунки, брошенная музыка (и до того - она же сама сравнивает свои успехи с успехами других, да?) - то есть какая-то тотальная неуспешность практически во всех начинаниях. Она настолько перевешивает всякие огоньки интереса, настолько затмевает всякую похвалу, что поправить это домашними средствами очень трудно, ибо ребенок сам свою неуспешность видит, осознает и от нее жестоко страдает, даже если дома его не дрючат, а хвалят и поддерживают. Так, к сожалению, тоже бывает, я бы не писала об этом всем, если бы не имела такого длинного и печального опыта по этой части. Как я ни старалась для ребенка создавать ситуации успешности - не могу сказать, что здесь был какой-то успех. Нет, к подростковому возрасту все как-то устаканилось, трудно уже анализировать, за счет чего, это отдельная тема. Но ощущение вот этой дыры, провала на месте средней школы - я так хорошо помню... И свою растерянность - ну да, милый ребенок, славный, хороший... хвалили, конечно, некоторые ее героические поступки я до сих пор помню :) - и напоминали, и говорили, как она прекрасна, но всего этого - мало, мало, мало... Но когда ребенок 1 раз в месяц проявляет ответственность и 75 раз - безответственность... ну насколько хватает резерва похвалы за 1 раз :)))
|