|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Мой ребенок - больной, нормальный, индиго или ...? |
Страницы: 1 2 Next>> |
Автор | Сообщение |
СДВГ мама Администратор Сообщений: 4186 |
Добавлено: 03-12-2004 00:56 |
Так кто же он - мой ребенок? Я считаю своего сына нормальным ребенком с особенностями/проблемами внимания и самоконтроля (гиперактивность). Вы знаете идеальных детей без проблем? Я - нет. Есть "удобные" дети, которые доставляют окружающим мало хлопот. Хотя их не так уж много. А наши дети - особенно "неудобные". Действительно, многие великие люди в детстве были озорниками, непоседами и/или плохими учениками. О некоторых говорят, что очень похоже на то, что у них был СДВГ. Можно ли на этом основании сделать вывод, что все дети с СДВГ - будущие знаменитости? Увы. Намного больше людей, имен которых мы даже не знаем, - наркоманов, алкоголиков, преступников да и просто неустроенных в жизни людей, у которых был СДВГ. Однозначно ли то, что если сегодня я не буду "лечить" (не люблю это слово) своего ребенка и помогать ему преодолевать СДВГ и сопутствующие проблемы, то через несколько лет он пополнит ряды неудачников? Нет, не однозначно, но такой риск есть. И я не могу рисковать ни настоящим, ни будущем своего ребенка. Ломаю ли я таким образом своего ребенка? С одной стороны, воспитание вообще "ломает" ребенка, т.к. мы воспитываем детей на свое усмотрение, устанавливаем им границы, учим их в соответствии с нашим мировоззрением. Таким образом, "ломкой" ребенка уже можно назвать то, что мы учим его жить по законам общества и тем самым создаем ему базу для нормальной полноценной жизни в обществе. Ребенка с СДВГ надо воспитывать, как и любого другого ребенка. А что же с объективными органическими проблемами, которые уже мешают ему сегодня и создают ему дополнительные проблемы? Переиначив строки Маяковского: "Если ребенок таким родился, значит, это кому-нибудь нужно?" Я не согласна с этим. И пока я знаю из реальных фактов, что есть риск того, что у моего ребенка сегодня, завтра или послезавтра могут быть серьезные проблемы в учебе, в социальной сфере, в профессиональной области, в семейной жизни, низкая самооценка, нереализованные способности и т.д., - я буду делать все возможное, чтобы помочь ему избежать этого. К сожалению, этот прогноз намного реальнее и страшнее тех побочных эффектов, которые может вызвать в будущем лекарственное лечение в частности. Эти побочные эффекты нельзя отрицать, однако на сегодняшний день они не выявлены. И на мне как на матери лежит огромная ответственность за то, каким будет будущее моего сына: призрачным будущем "индиго", будущим неудачника или будущим нормального человека. И кто сказал, что если сегодня я помогаю своему ребенку справляться с проблемами СДВГ, завтра он не станет великим художником или незаурядным политиком? А кто он - Ваш ребенок? |
|
Vesna Сообщений: 2565 |
Добавлено: 03-12-2004 09:51 |
Очень надеюсь, что у меня нормальный ребенок, с проблемами - да, как у многих, вот только у нас, возможно, такие, а у других - другие... На месте икон предпочитаю видеть иконы, на месте храма - храм, на месте Бога - Бога. Полностью подписываюсь под постом СДВГ-мамы. Спасибо! |
|
Эльвира Сообщений: 733 |
Добавлено: 03-12-2004 10:06 |
Вообще, СДВГ мама, по-моему, права в главном - воспитание - это всегда подстраивание под норму, а норма - это принятый в данном обществе в данную эпоху диапазон поведенческих и других проявлений. Наши дети - где-то на границе этого диапазона, и наш выбор - пытаться в диапазоне удержаться или с флагом "Мы-индиго" идти за его пределы. Последнее тоже могу понять - смело, творчески, не по накатанной, НО - мне, например не близко, не по силам, я не готова без учета мнения ребенка так поступить, а он пока его сформулировать не может. Можно, конечно, говорить, что его особенности и есть ответ на вопрос, а готов ли он к жизни вне диапазона нормы, но я не уверена. Я буду пытаться удерживать своего сына в рамках. А вариант "индиго" оставлю как сладкий наркотик на случай полного фиаско в своих усилиях. |
|
Airish Сообщений: 475 |
Добавлено: 03-12-2004 10:25 |
Это, конечно, очень удобно, когда твой ребенок вписывается в общепринятые каноны - поведение, образование, социальный статус. Очень удобно, когда ученики в школе спокойные и не задают лишних вопросов. Удобно, когда все вовремя - пошел, заговорил, выучился, женился... Но они другие! Моя жизнь - это тридцать с лишним лет борьбы за право быть собой, за право быть такой, какая я есть, а не такой, как удобно кому-то. За право видеть мир по-своему и поступать по-своему. Я категорически против обожествления. Наши дети не боги, они просто устроены иначе, чем мы. И нам пора признать это, а не подгонять их под себя и под общепризнанные нормы. Я хочу, чтобы мы признали за ними право быть ИНЫМИ, ДРУГИМИ. А от нас требуется научить их жить в равновесии с окружающими, научить их безопасности, ответственности и самообеспечению. |
|
Эльвира Сообщений: 733 |
Добавлено: 03-12-2004 10:38 |
Airish, диапазон нормы - большой, он состоит не только из тех, кто спокоен и не задает вопросов, в нем удерживаются разные - и талантливые и не очень, и шумные, и активные. И Вы сами, я уверена, в этот диапазон вписываетесь. Вне нормы только асоциальные типы - представляющие угрозу для общества или для себя (разрушающие себя алкоголем, наркотиками). Я не хочу, чтобы мой ребенок даже думать мог, что он может убить меня или отца за то, что мы ему мешаем быть "божественным". И жизнь каждого человека - такая же как у Вас, борьба за право быть собой. И наша, и наших детей. И все мы особенные, а не под копирку стряпанные. |
|
marija Сообщений: 380 |
Добавлено: 03-12-2004 11:14 |
А я просто хочу, чтоб оставаясь яркой индивидуальностью, мой ребенок был добрым, заботливым и знающим законы общества человеком. Не переступал заповеди. Но я иной раз не уверена, что некоторые моменты я смогу воспитать, сколько не стараюсь, мало что получается. А отсюда и вопросы... | |
Vesna Сообщений: 2565 |
Добавлено: 03-12-2004 11:16 |
Airish, вы правы в том, что каждый человек - иной в какой-то мере, каждый имеет право быть непохожим на нас... Мы просто опять при обсуждении темы берем чуть-чуть разные аспекты. Но все же, думаю. в глдавном мы сходимся: мы любим своих детей какие они есть, мы делаем все, чтобы они адаптироваись к жизни, обществу, были успешными - и мы тоже растем, работая над этим - легче миримся с недостатками других людей, возможнО. благодаря как раз СДВГ мы получили импульс к той любви, о котрой даже не подозревали. И для этого почти всем нам слишком "простая"до банальности схема "индиго" просто лишнее, наверно, мы уже просто переросли это. И слава Богу. | |
Airish Сообщений: 475 |
Добавлено: 03-12-2004 11:42 |
Это только издали нормы широкие. А когда коснется - то очень узкие... Тот же рабочий график - это сейчас я официльно прихожу на работу к 10 часам, а ухожу в 19, но если все работают с 8.30 до 16.30 - очень трудно найти подходящую работу. И так далее. Таких жизненных мелочей очень много. Есть "полезные способности", которыми все с удовольствием пользуются. И достаточно много таких, с которыми готовы мириться лишь самые близкие мне люди (в общей сумме не больше пяти-шести человек), а для остальных... Это лишь последние пару-тройку лет я перестала слишком болезненно реагировать на суждения окружающих. Это ужасно, постоянн жить с мыслью, что у тебя ВСЕ НЕ ТАК. И эти мысли мне привила моя семья. Маме очень хотелось, чтобы я была КАК ВСЕ. Она до сих пор не может смириться с тем, что у меня "все не как у людей". Я в основном об этом и хотела сказать - нужно принять тот факт, что некоторые вещи в жизни наших детей будут происходить НЕ ТАК, как это принято. И это для них норма. |
|
Angela Почетный Библиотекарь Сообщений: 2128 |
Добавлено: 03-12-2004 12:04 |
Прочитайте, пожалуйста эту статью!!! |
|
Vesna Сообщений: 2565 |
Добавлено: 03-12-2004 12:34 |
Вообще, мне всегда было от "смешно" до "страшно", когда люди толпой вдруг начинают пить утреннюю росу или мочу, ставить воду перед экранами телевизоров или вдруг ходить по воскресеньям к заутрене, при этом неся другим "вдруг открывшуюмся истину". На мой взгляд, нет опаснее для веры - фанатика-неофита, и нет опаснее для любой идеи (будь то индиго или ультрамарин с охрой) -слепых поклонников, готовых вдруг возомнить себя новыми мессиями на нашей бедной заблудшей планете... | |
Эльвира Сообщений: 733 |
Добавлено: 03-12-2004 12:35 |
Airish, да каждый из нас слышал в свой адрес такие слова (что у тебя все не так), честное слово! Более того, я это слышала от своего отца в адрес нас всех, его 6-х детей, у которых никаких проблем в школе не было. Просто взрослые часто прячут за такими словами непонимание и беспокойство, но это ведь не осуждение и отторжение. И у ВСЕХ родителей ВСЕХ детей нет никаких гарантий, что у детей все будет происходить ТАК, как родители этого хотят. |
|
Airish Сообщений: 475 |
Добавлено: 03-12-2004 13:54 |
Я прошу извинить меня за излишнюю горячность, но видимо слишком много мозолей я натерла на этой теме. Я сейчас даже чуть-чуть завидую вам всем, потому что все проблемы детского возраста такие явные, такие конкретные. А у меня сейчас - темный лес. Внешне все выглядит таким спокойным, что я уже начинаю сходить с ума. Может я зря беспокоюсь. Все СЛИШКОМ хорошо, чтобы быть похожим на правду, такое спокойствие обычно заканчивается серьезной бурей. Сын ничего не рассказывает о своей жизни во "внешнем" мире - а я не могу найти ни одной зацепочки, чтобы понять, что внутри него происходит. Максимум, что мне удалось узнать - он не хочет взрослеть, говорит: "Взрослым быть скучно." Когда он кричал, крушил все подряд, "стоял на ушах" - я могла что-то делать, чтобы ему помочь. |
|
Мышь Администратор Сообщений: 6045 |
Добавлено: 03-12-2004 15:20 |
А что конкретно вы все в этой теме имеете в виду под общими словами «ломать», «подгонять под общий стандарт», «разрешить быть собой»? Любое воспитание и есть подгонка под стандарт, негласно определяемый обществом: чтобы в нем жить, человек должен обладать определенными качествами в определенном диапазоне. Крайности неприемлемы. Есть некий набор качеств, которыми родители стараются наделить своего ребенка, иногда безуспешно (так моя мама безуспешно пыталась привить мне навыки хорошей хозяйки). Важно, мне кажется, не развить недостаточно проявленные качества, умения, навыки до максимума, наперекор природе, а уместить их в этот диапазон приемлемости. «Разрешить быть собой» – это вообще довольно глупо, это все равно что оставить жить в собачьей будке: ребенок и будет собой, станет ползать на четвереньках и есть с земли... Задача любого воспитания в том, чтобы найти в человеке лучшее и развить это, обнаружить худшее и бороться. Вопрос в том, по каким критериям определяется лучшее и худшее. Критерий обычно устанавливается этикой, принятой в обществе или в конкретной семье. Если коротко – естественно, надо бороться с тем, что мешает этому конкретному человеку или людям, его окружающим. Надо ли мне бороться с моей рассеянностью или подавать ее как изюминку? Можно, конечно, подавать, хорошо себя при этом чувствовать и считать, что мое опоздание на встречу, о которой я забыла, – это не моя проблема, а человека, который меня ждал. Но это все-таки идет вразрез с воспитанием, которое я получила, и с моими ценностями. К тому же это мешает мне в работе. (А еще мешает неуверенность, неумение сказать «нет» и другие черты, которые являются неотъемлемой частью моей личности; надо мне «себя ломать» или дальше мучиться?) Короче, сначала надо разобраться с собственными ценностями и установками, с тем, что ценится обществом, с тем, что мы сами и общество считаем абсолютно неприемлемым (скажем, ярко выраженная агрессия -- или, наоборот, полная, тряпочная беззащитность, неумение за себя постоять никоим образом). А индиго или не индиго – это тут совершенно ни при чем. |
|
Airish Сообщений: 475 |
Добавлено: 06-12-2004 13:26 |
«ломать», «подгонять под общий стандарт» - НАСТАИВАТЬ НА ВЫПОЛНЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СПОСОБОМ. «разрешить быть собой» - разрешить своему ребенку находить и использовать СОБСТВЕННЫЙ СПОСОБ решения текущих и глобальных проблем. И действительно, Индиго или НЕиндиго - без разницы :-)) |
|
Эльвира Сообщений: 733 |
Добавлено: 06-12-2004 16:46 |
Airish, если собственный способ не входит в диапазон приемлемых - любой человек, его применивший, будет считаться асоциальным. И с этим ничего не поделаешь - это плата за тот относительный комфорт и безопасность, которые дает жизнь в "кучке". | |
Airish Сообщений: 475 |
Добавлено: 06-12-2004 18:14 |
Ну "диапазон приемлемости" - штука растяжимая. Главное, чтобы соблюдалось правило безопасности: нельзя угрожать здоровью, свободе и жизни окружающих. Все остальное можно считать приемлемым (в той или иной степени). Обучение, мне кажется, в том и состоит, чтобы предложить ребенку на выбор несколько вариантов готовых решений, если он отказывается их принимать - позволить ему найти свой. Если его решение может угрожать чьему-либо здоровью (жизни или свободе) - предложить поискать другой способ. В конце концов он или согласится на ваш способ или таки найдет "безопасный свой". |
|
Мышь Администратор Сообщений: 6045 |
Добавлено: 06-12-2004 19:35 |
Айриш, это все как-то очень умозрительно получается. Ну бывает ли несколько вариантов готовых решений, как есть макароны, и следует ли предлагать ребенку искать другой способ, если он не согласен есть вилкой? И является ли насилием над личностью, если мать пытается доказать, что это действие выполняется именно этим способом, а не руками, и не всасыванием с хлюпаньем? Как-то мне не нравится вот это "он весь такой неординарный, пусть делает как знает". Очень часто дети просто НЕ ЗНАЮТ, как и чего они хотят (как вот в случае с профориентацией, кстати), и бесчеловечно, и непедагогично было бы наваливать на их плечи груз ответственности за выбор, которого они еще не в состоянии сделать. А если нет ответственности за выбор -- то нужен ли такой выбор, за который должен отвечать кто-то другой? Нет, нет, категорически не соглашусь: разумеется, когда речь идет о написании сочинения, о более взрослых и сложных видах деятельности -- тогда да, ребенку следует давать и свободу, и варианты... Но чистить зубы, завязывать шнурки, писать слева направо, переходить улицу на зеленый свет -- тут никаких вариантов быть не может, если ребенок живет в определенной культуре. Я не могу вообразить жизненную ситуацию, к которой подходила бы предложенная вами схема. Ни жизненную, ни образовательную. Разве что "я хочу завтра поехать на папиной машине за город, хотя прав у меня нет?" -- так это уже не детская степень ответственности... Здоровье, свобода и жизнь -- тоже еще далеко не все. Человек, который посылает трехэтажным матом собственных родителей, не угрожает ни их здоровью, ни жизни, ни свободе, и тем не менее, это поведение кажется нам абсолютно неприемлемым, не так ли? Не стоит так уж сильно упирать на свою и ребенковую необычность (это я не о вас конкретно говорю, а вообще). Если мой ребенок простужен и не может учиться -- я помогу. А если ребенок рассеян и не может учиться -- должна ли я объявить это его бесценной характеристикой и признать право быть Другим, если ему это мешает? Я тоже ненавижу рано вставать и приходить на работу к 8, но мне никогда не приходило в голову объявлять себя "не такой как все"... ходила и к 8.30 на работу несколько лет... трудно было, да... Мы живем среди людей, а это предполагает постоянное самоограничение в чем-то. Ребенок, не имеющий навыка добровольного самоограничения, будет чувствовать себя очень скверно в человеческом обществе, в отношениях с другими людьми... Что значит -- у них будет происходить НЕ ТАК, как принято? Если пить начнет запоем -- вы с радостью примете этот признак его инакости? А СВДГ-дети -- группа риска по пьянству и наркотикам |
|
шуршунчик Гость |
Добавлено: 06-12-2004 23:24 |
читаю, друзья мои, и не знаю, радоваться за вас или плакать по себе. Скорее и то, и другое. Счастливчики, вы еще можете выбирать точку зрения- у меня такой возможности нет, мой ребенок болен и гиперактивность с дефицитом внимания- всего лишь часть наших проблем. Подпишусь под каждым словом Мыши. Позволить себе быть НЕ ТАКИМИ может только очень небольшая часть общества- люди искусства, например, путешественники и ... и все, пожалуй. Многие ли из нас уверенны, что их ребенок неординарен не только в плане дефицита внимания? Если человеку нечего предложить обществу, кроме нетакости, неспособности концентрироваться и излишней и малопродуктивной активности- участь его незавидна. Поэтому я за воспитание, ограничение, натаскивание и, на худой конец, даже за дрессировку. Моя задача- подготовить ребенка к тому, чтобы он смог жить и обеспечивать себя в обществе, уж какое оно ни есть, совсем хорошо бы, чтоб и без моей помощи. А уж если кто-то питает в отношении ребенка большие надежды- на учебу, на карьеру- тому и деваться некуда. Сплошные ограничения. |
|
Airish Сообщений: 475 |
Добавлено: 07-12-2004 10:34 |
Э-эх! Грустно-то как. Видимо я так и останусь на всю жизнь бунтарь-одиночка! Всю жизнь борюсь против этих жестких и зачастую очень вредных рамок. Меня очень сильно и качественно натаскивали - говорили: так будет правильнее. В результате ни семьи, ни карьеры и полное отвращение к собственной жизни. Когда бросила заниматься тем, чего от меня ожидали, нашла свой единственный интерес - компьютеры. Сейчас самозабвенно ковыряюсь в старом железе, дарю ему новую жизнь и сама как заново родилась. А экономику, на которую я убила пол жизни - ненавижу лютой ненавистью, хотя и знаю и понимаю её (только лишний повод для конфликтов с начальством, когда вижу как оно нас обжуливает!). Зато с сыном я постаралась (пока он был совсем маленький) выполнить правило "МОЖНО ВСЕ (почти), кроме двух-трех ОЧЕНЬ КАТЕГОРИЧНЫХ НЕЛЬЗЯ" и с оппозиционным поведением сына сейчас никаких проблем! Хотя все у нас было как у всех - и агрессия, и упрямство, и все т.п. Может быть никаких талантов у него и не прорежется, но может хотя бы комплексов будет по-меньше. И еще я заметила, что сын гораздо мягче (чем я) встраивается в общественные рамки. И что удивительно - очень уважает правила. |
|
Vesna Сообщений: 2565 |
Добавлено: 07-12-2004 17:54 |
По-моему, у нас тут у всех горе от ума. Чем больше знаешь, тем больше сомневаешься во всем... Уверена, что многие из навс получают три вместо одного образования не просто из тяги к знаниям, а из-за того, что так, кажется мы себе докажем свою большую правильность, оправданность бытия здесь... Но, увы, большей любви к себе не дают ни регалии, ни диссеры, ни звездочки на погонах... Правильно и не правильно - всегда относительно? Вот шоколад - вкусени полезен, но если есть его килограмами, - останешься бюез зубов, а кому-то он вообще запрещен! И вот риталин, к слову, - все ж таблетка, значит, может и не очень полезная вещь... А кому-то она - спасение просто. |
Страницы: 1 2 Next>> |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Мой ребенок - больной, нормальный, индиго или ...? |