А нет ли среди нас логопеда?

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Оффтоп / А нет ли среди нас логопеда?

Страницы: << Prev 1 2  новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 211
Добавлено: 16-05-2008 12:07
troya, я попробую дать кое-какие рекомендации, которые точно не навредят, а если заниматься хотя бы раза 2 в неделю, точно помогут :)
Я так поняла, основное "больное место" в плане логопедии - это недопонимание речи. Рискну сделать предположение, что это нарушен фонематический слух (девочке трудно воспринимать родную речь, затруднения с различением на слух фонем- частей слов и самих слов). Его можно и нужно тренировать, вот статейка на эту тему:

Развитие фонематического слуха. С чего начинать?

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата. Скорее всего это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

1. Чудо-звуки. Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.
Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочат кузнечники, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.

2. Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

3. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

4. Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

5. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.
Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

6. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

7. Подбери картинку или игрушку. Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

8. При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться.

9. Создаем мелодию. Вступите в диалог с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.

10. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

11. Громко-тихо. Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

12. Камертон. Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

13. Узнай свой голос. Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

Список литературы:
1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
2. Семенович А.В. Эти невероятные левши.
3. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.
взято на ЛогопедПлюс.ру


вот ещё одна статья на эту тему :)

Ваш ребенок готовится к школе
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?
Основные причины подобного явления - нарушения фонематического восприятия, дефекты произношения, также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучать его звуковому анализу и синтезу, что возможно лишь при развитом фонематическом слухе (способности воспринимать и различать звуки речи).
Бывает так, ребенок чисто произносит все звуки речи, но повторяет три близких по звучанию слова (бак-бык-бок или миска-мишка-мышка),или слоговые ряды (па-ба-па, ша-жа-ша, ра-ла-ра и т.д.), или слова со сложной слоговой структурой (велосипедисты, транспорт, Михайлович и т.д.) с многочисленными ошибками. Это указывает на то, что несформировано фонематическое восприятие. При внешне благоприятной картине произношения у ребенка в школе могут возникнуть трудности с письмом.
Несовершенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.


Определение уровня развития фонематического слуха
1. Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других:
- рама, рама, рама, лама, рама;
- лампа, лампа, лампа, рампа, лампа;
- колобок, колобок, коробок, колобок;
- оклик, оклик, окрик, оклик;

- сок, сок, ток, сок;
- коса, коса, лоза, коса;
- рассвет, рассвет, расцвет, рассвет;
- сытый, шитый, сытый, сытый;

- чёлка, чёлка, щёлка, чёлка;
- чадить, чадить, щадить, чадить;
- чикать, чикать, чикать, шикать;
- почесть, почесть, по шесть, почесть;
- гора, гора, кора, гора;
- голос, голос, колос, голос;
- храп, храп, краб, храп;
- пороки, пороки, пороги, пороки.
2. Повтори за мной:
Га - га - ха – ла- ма - ха - ма – ла-ра
З.Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук:
ш-ш-с-ш
г-г-г-к-г
с-с-с-з-с
р-р-р-л-р
Когда услышишь другой слог:
Га - га - га - ха
My - му - му - жу
4. Какое слово встречается чаще других:
Мяч - октябрь - туча - мяч - медведь - пальто - мяч
Если ребёнок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо.
Если же с какими - либо заданиями не справился или затруднялся, значит нужно продолжать развивать фонематический слух.

Игры развивающие фонематический слух.
1. Определи первый звук в слове. Учить детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.
2.Поймай последний звук в ладошку. Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. "Какой звук поймал в ладошку?"
З.Горлышко болит. Произнеси губами без звука все слово, только последний звук вслух.
4.Кто это? Я загадала слово. Повторяй за мной звуки:
м...ы...ш... мь....и....ш...к...а... ль...и...с..а...
5.Назови слово по звукам. Кот - к... о... т..., лес - ль...э...с...
6.Встречу слово на дороге - разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. Или, поймав мяч, говорит сколько слогов в слове, называет их и бросает мяч обратно).
7.3вуковая цепочка. «Свяжем мы из слов цепочку- не дадим поставить точку». Назвать слово, выделяя последний звук: весна. Ребенок на последний звук придумывает свое слово: автобус. Вы продолжаете цепочку: слон – нос - сова...
8.Я знаю 5 слов на звук С (и другие звуки): слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет - четыре, санки - пять. (Можно проводить игру с мячом).
9.Где ты слышишь звук М в слове КОМММНАТА (в начале, в середине или в конце)? Желательно, чтобы ребенок говорил полным предложением: Я слышу звук М в середине слова.
10. Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Я произнесу первую часть слова, а ты – вторую: са - хар, Са - ни. Я произнесу первую часть слова, а ты все слово: ша - шары.
11. ПЯ - Какую букву напишешь после П –А или –Я?
ЛЮ – Какую букву напишешь после Л –У или –Ю?



Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

1 .Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам).
Д.о.м, к.о.т, у.т.к.а, с.т.о.л, в.а.з.а.
2.Буква потерялась.
.ыба, .от, .ым, .кно.
3.Какими звуками отличаются слова?
Кот - год, коса - лоза, сом - дом, ложка - кошка, ветка - сетка.
4.На какой звук начинаются слова?
Мяч, мука, мама, сок, солнце, самолёт.
5.На какой звук оканчиваются слова?
Сыр, шар, самовар, забор.
6.Какое слово длиннее?
Юбка - юбочка, лента - ленточка, Книга - книжечка, кукла - куколка.
7.Кто как говорит?
Кошка (мяу) ворона (кар) собака (гав) коза (ме) Корова (му) баран (бе) лягушка (ква) пчела (ж-ж)
8.Звуковая цепочка.
Назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.
Кот - танк - крокодил - лиса - арбуз - заяц - цыплёнок и т. д.

9.Похожи или нет слова по звучанию?
Мышка-мишка(да)
Рак-мак (да)
Корова - лошадь (нет)
Миска-киска (да)
Пол-гол (да)
Тетрадь - дождь (нет)

10.По очереди говорите слова громко и тихо.
11.Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием (рифмой)?
Лисичка - сестричка - синичка - невеличка... День - пень - лень - тень и т. д.
12.По очереди называйте длинные и короткие слова.
Дом - карандаш - лук - самолёт - и т. д.
13.Если услышишь звук "ж", хлопни в ладоши.
Лужа - муха - жук - шишка - жук - собака - жаба.
14.Подскажи словечко.
Наша старшая сестра вяжет С самого.. .(утра).
Здесь хорошее местечко,
Протекает рядом .. .(речка).
Не колючий, светло - синий,
По кустам развешан .. .(иней).
В коридоре топот ног,
То зовёт всех в класс.. .(звонок).
15.Назови игрушки, в названиях которых есть звук "с".
Самолёт, совок, санки, Карлсон и т. д.


Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет
1. Различает ли Ваш ребёнок понятия «слева» и «справа»?
Ребёнок должен правильно выполнять задания: покажи своё
правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону - чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».
2. Умеет ли Ваш ребёнок складывать картинки из
шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и
синтеза. (В таком случае начните с набора из 4 кубиков).
Очень полезны для развития пространственных
представлений и зрительного восприятия игры-занятия
с различными, «конструкторами» и «строителями».
Чтобы ребёнку было легче запомнить буквы, рекомендуются следующие приёмы:
а) Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашивает её. Под буквой ребёнок рисует (или это делает взрослый, а ребёнок опять же раскрашивает) предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

б) Лепка ребёнком буквы из пластилина.
в) Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
г) «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно «написать» букву в воздухе - и ребёнок мгновенно вспомнит её.

д) Сравнение буквы и её элементов со знакомыми
предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения
придумывает сам ребёнок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да ещё в стихотворной форме!
Например, буква А маленькая - эта буква с животиком и т.п.
е) Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.
ж) Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым.
з) Письмо буквы по опорным точкам, поставленным
взрослым,
И если самостоятельно написанное ребёнком слово выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная - цель упражнения достигнута. Это успех ребёнка.


мы дома тренировались ещё так. Вешаем на стул полотенце (типа ширма такая), и за ширмой я прячу извесные ему предметы, его задача угадать, что это прозвучало: смяли газету, щёлкает клавиатура, поехала машинка, шумит крупа в мешке и т.п.

Очень полезно играть в такую игру. "Назови первый звук слова". Ванюх сначала отбрыкивалсся от неё, так сначала угадывала я, а он слово называл. потом играем - назови последний звук. Потом в середине.


Сообщений: 211
Добавлено: 16-05-2008 12:22
Следующим пунктом программы пусть будет развитие мелкой моторики рук. Любым способом: массаж, пальчиковые игры, собирание бус, бисероплетение, вышивание, конструктор, рисование, лепка, игры с песком...
Дело в том, что по восточной медицине речевые центры распологаются на руке, на пальчиках. Развивая руку, мы развиваем речь, как ни странно. Особенно уделите внимание большому пальцу. Может, перед сном даст помассировать? Можно и на ногах :D

Пункт третий: развиваем, готовим к правильному произношению мышцы, участвующие в артикуляции звуков.
МАССАЖ. Желательно один-два раза в день делать массажик языка и области вокруг рта зубной щёткой, например, после чистки зубов. Так мы разовьём мышцы, улучшим кровоснабжение и улучшим их иннервацию (особенно полезно при дизартрии).
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Вы делаете уже, или надо комплекс?

улучшив фонематический слух, моторику рук и потренировав мышцы, участвующие в речи, можно приступать к постановке звуков, но самим лучше не рисковать это делать, т.к., например, с "ррр" запросто можно навредить. Лучше обратиться к логопеду очно.


Сообщений: 91
Добавлено: 16-05-2008 20:26
Троя!
Неужели в Подмосковье нет логопедов? Комплексы арт. гимнастики есть практически в любой книге по логопедии. Где все написано, а также нарисовано или даже сфотографировано. Есть книжки посвещенные только одной артикуляционной гимнастике. В Москве есть 2 специализированных магазина "Книголюб"один рядом с м. Киевская на Бережковской набережной и рядом с м. Рижская. Огромный выбор методической литературы, развивающих методик, тетрадей и т.п. Цены очень демократические. Удачи.


Сообщений: 91
Добавлено: 19-05-2008 21:21
Вероника!
Это магазин издательства Гном-пресс. Но там представлены и другие издательства. Там огромное множество развивающих методик, литературы по логопедии, ЗПР, психологии и т.д и т.п. Точный адрес не скажу (поищи в нете) от метро идти минут 15 через мост в сторону Красносельской по 3 кольцу. Идти по той стороне моста, где церковь.


Сообщений: 211
Добавлено: 24-05-2008 00:01
вот ещё статья, по которой можно заниматься:

Статья из журнала «Школьный логопед» №1(10), 20006 г.

Актуальные вопросы теории и практики логопедии

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
МОИСЕЕВА Т.В.,
учитель-логопед, г. Гомель

Вопросы преодоления неуспеваемости учащихся не раз являлись предметом изучения психолого-педагогических исследований (П.Я. Гальперин, ГА Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.К. Назарова, Л.Ф. Спирова, Д.Б. Эльконин
и др.)
Известен тот факт, что одной из причин неуспеваемости младших школьников является нарушение письма, связанное с недостатками произношения и недоразвитием фонематического восприятия. Основы грамотного письма и чтения невозможны без сознательного анализа и синтеза звукового комплекса, составляющего слово. Осознанное оперирование звуковой стороной языка, его элементами и их отношениями начинается при обучении дошкольников или первоклассников звуковому анализу как важной составляющей процессов чтения и письма. Успеваемость ребенка в начальной школе во многом зависит от того, как он овладевает связями между звуками и буквами, поэтому очень важно, чтобы период первоначальной подготовки не осложнялся дополнительными трудностями, к числу которых относятся и недостатки звукового анализа и синтеза.
Самым рациональным в этом отношении явилось бы преодоление такого рода недостатков в детском саду. Однако практика школьного обучения показывает, что среди первоклассников выделяется группа учащихся, у которых несформированность представлений о звуковом составе слова приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении элементарными навыками чтения и письма.
С целью изучения готовности учащихся младших классов интериоризированно производить анализ и синтез звуковой структуры слова было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 учащихся первых классов общеобразовательной школы № 16 г. Гомеля.
Среди всех участников эксперимента была выделена полиморфная группа детей с недостатками речевого развития, которую составили 20 школьников. Из них у 17 человек в логопедическом заключении значилось фонетико-фонематическое недоразвитие речи и у трех человек -общее недоразвитие речи III уровня (по классификации Р.Е. Левиной).
В качестве экспериментального материала были предложены несколько серий заданий, позволивших установить способность первоклассников, свободно и сознательно ориентируясь в звуковом составе слов, производить сложные операции над его элементами.

Сравнительный анализ экспериментальных данных позволил сделать вывод о том, что большое количество ошибок при выполнении предложенных заданий у детей с недостатками речевого развития объясняется наличием ряда причин:

1. Нарушением слухопроизносительной дифференциации, проявляющейся в замене одних звуков другими, сходными по акустико-артикуляционным признакам.

2. Трудностями в вычленении первого и последнего звука из слова, при этом определение последнего согласного осуществляется школьниками с большими затруднениями, чем вычленение начального согласного, а вычленение начального согласного вызывает больше ошибок, чем выделение начального гласного.

3. Неумением расчленить слог на составляющие его звуки.

4. Несформированностью звукового анализа как действия по определению временной последовательности, количества и местоположения составляющих слово звуков.

5. Трудностями интериоризации действия звукового анализа, т.е. формирования этого действия в умственном плане, на основе представлений; трудностями формирования фонематических представлений.

Результаты констатирующего эксперимента поставили перед нами задачу отобрать наиболее эффективную систему логопедических упражнений, обеспечивающих предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования.

Экспериментальное обучение проходило в одном из первых классов на базе средней школы № 16 г. Гомеля и охватывало 20 учащихся с нарушениями речи.
Коррекционная работа проводилась в два этапа.

I этап - подготовительный, основная цель которого - развитие фонематического слуха.
На данном этапе решались следующие конкретные задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.
Для достижения указанной цели и поставленных задач мы предложили следующие специальные игры и упражнения.

1. «Коробок-коробок, подай голосок»
Цель: Развитие слухового внимания, различение близких звучаний, шумов.
Оборудование: шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.
Ход игры: Логопед называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся производят те же действия, после чего показывают на образец (картинку).

2. «Забытые картинки»
Цель: Развитие слуховой па мяти.
Лексический материал: набор предметных картинок: мак, сани, топор, утка, слон, куст, дом, лиса, сумка, стакан, кружка, капуста.
Ход игры: Логопед называет шесть картинок: сани, сумка, мак, кружка, куст, топор. Дети отбирают другие шесть картинок и (по возможности) называют их.
Такие игры и упражнения способствуют тому, что дети начинают прислушиваться к окружающим звукам, словам, у них повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

3. «Эхо»
Цель: Развитие силы голоса.
Лексический материал: короткое стихотворение, в котором повторяется одно и то же звукосочетание.
Ход игры: Дети делятся на две группы. Логопед произносит стихотворение, а дети первой группы произносят одинаковые звукосочетания громким голосом, дети второй группы -тихим. Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «АУ!», «АУ!»,
А мне в ответ: «АУ!», «АУ!».
Горе кричу: «АУ!», «АУ!»,
Гора в ответ: «АУ!», «АУ!».

4. «Закончи стихотворение»
Цель: Развитие высоты голоса.
Лексический материал: набор коротких стихотворений, в которых имеются одинаковые звукосочетания и слова.
Ход игры: Логопед читает стихотворение, а дети хором произносят одинаковые слова, изменяя высоту голоса.
Бьют часы,
Бьют часы: динь (высоко) -
дан (низко) - дон (высоко).
На дереве, на веточках Воробышки сидят: «Чирик (высоко) -чирик (низко), чирик (высоко) -чирик (низко), Чирик (высоко) -чирик (низко) кричат».
Бежал ручей по камешкам -Бежал, бежал, бежал (низко), Потом в глубокой лужице -Лежал, лежал, лежал (высоко).
Такие упражнения способствуют формированию интонационной выразительности в речи детей.

5. «Подбери пару»
Цель: Развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.
Лексический материал: предметные картинки: ком, дом, сом,
бак, рак, мак, сук, лук, жук, ветка, клетка, пятка, каток, платок, листок, горка, корка, норка.
Ход игры: Логопед выставляет на наборное полотно в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по, одному и каждому дает по картинке. Ученик должен поставить эту картинку под той, название; которой звучит похоже.

6. «Хорошо послушай»
Цель: Развитие умения дифференцировать слоги.
Лексический материал: различные оппозиционные слоги. Ход игры: Логопед вызывает одного ученика и говорит ему на ухо какой-то слог. Ученик вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный:
Ребенок ПА - Логопед ПА,
Ребенок ПА - Логопед БА,
Ребенок КА - Логопед ГА,
Ребенок ФА - Логопед ВА и т.д
Всякий раз после того, как логопед и вызванный ученик произнесут слоги, остальные дети определяют, одинаковые они или разные: на одинаковые слоги они поднимают зеленый кружок, на разные - красный.
Подбирать слоги необходимо с учетом произносительных возможностей детей, а также постепенного их усложнения за счет составляющих элементов.

7. «Твердый - мягкий»
Цель: Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки.
Лексический материал: согласные звуки в их твердом и мягком варианте.
Ход игры: У каждого ученика по две карточки: одна - синяя, другая - зеленая. Логопед произносит звук, ученики показывают соответствующую карточку: если звук мягкий - зеленую, если твердый - синюю.

8. «Тима и Дима»
Цель: Дифференциация звонких и глухих звуков.
Ход игры: Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого - Тима. Командиры становятся лицом к своей команде. Логопед говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...».
Далее логопед сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима - свои, Дима - свои. Выигрывает та команда, которая не ошибается.
Логопед продолжает рассказ: Тима поднял руки вверх, а Дима - в стороны; Дима стал махать руками, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки и т.д. После двух-трех упражнений команды меняются местами.
Комментарий: Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Веня и Феня и др.
Таким образом, воспитание фонематического слуха направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи - без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой.


II этап - основной. Цель данного этапа - развитие элементарных и сложных форм звукового анализа, а также развитие звукового синтеза. На этом этапе решались определенные задачи: развитие умения определять наличие звука в слове; выделять звук из начала и конца слова; определять местоположение, положение звука по отношению к другим звукам слова.

Рекомендуются следующие упражнения и игры по развитию навыков звукового анализа и синтеза.

1. «Выбери правильно»
Цель: Развивать умение определять наличие звука в слове.
Лексический материал: набор предметных картинок: нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша, стол, топор, ромашка, собака, тигр, забор, ножницы, корова, марка, помидор.
ХОД игры: Логопед объясняет, что нужно отобрать только те картинки, в названии которых есть звук [р].
Комментарий: Материал подбирается в зависимости от изучаемого звука.

2. «Добавь звук» Цель: Развивать умение определять последний звук в слове. Лексический материал: различные предложения.
ХОД игры: Логопед называет слова, но в некоторых из них не договаривает последний звук, его должны называть дети.

ЛОГОПЕД ДЕТИ
- Витя был большой шалу… Н
- Птичка под моим окно… М
- Гнездышко для птичек вьё... Т
Бабушка испекла румяный колобо... К
У меня есть красный каранда... Ш
Белочка быстро юркнула в свое дупл... О
По двору бродили: пету... Х
Куриц... А
Утят... А
Ночью выпал снег, и вокруг стало белым-бел... О
Чтобы не опоздать к поезду, мы заказали машину-такс... И
На лесную поляну выбежал зая... Ц

3. «Волшебная цепочка»
Цель: Развивать умение определять первый и последний звук в слове.
Ход игры: Один из учеников называет слово. Рядом сидящий определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Продолжает следующий ученик ряда. Задача ряда: не разорвать цепочку.

4. «Светофор»
Цель: Развивать умение определять место звука в слове.)
Лексический материал: сыр, сахар, нос, лиса, троллейбус, миска, снег, пастух, ананас, сапоги, посуда, скакалка, абрикос, носки.
Ход игры: У каждого ребенка карточка, разделенная на три части: красная левая часть -начало, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец и фишка.
Логопед называет слово, ученики помещают фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.

5. «Какое слово спряталось?»
Цель: Развивать умение последовательно выделять звуки в слове.
Лексический материал: дом, диван, лук, шкаф, волк, мак, луна, рак, кот, шуба, сыр.
Ход игры: На доске выставлены предметные картинки и вывешена одна схема звукового состава слова.
Заштрихованные кружочки -согласные звуки
Незаштрихованные кружочки - гласные звуки
Логопед предлагает детям выбрать те картинки, названия которых соответствуют предложенной схеме.

6. «Построим пирамиду»
Цель: Развивать умение определять количество звуков в слове.
Лексический материал: картинки с изображением различных предметов, в названиях которых пять, четыре, три звука; сумка, чашка, туфли, груша, носок, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос.
Ход игры: На доске рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратов, выше - четыре квадрата, затем - три.
Логопед предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчиты-вается. Правильное выполнение задания поощряется игровой фишкой.

7. «Соседи»
Цель: Развивать умение определять предыдущие и последующие звуки в словах.
Лексический материал: полка, лодка, вилка, пила.
Ход игры: Детям предлагается назвать картинки. Затем логопед дает задание: назвать слово, в котором после [л] слышится [к], после [л] произносится [о], перед [л] находится [о], перед [л] слышится [и], после [л] произносится [а] и т.д.

8. «Живые звуки»
Цель: Развивать умение определять последовательность звуков в слове, синтезировать звуки.
Лексический материал: сок.
ХОД игры: Логопед вызывает трех детей и каждому из них говорит, каким звуком он будет: один ребенок - звук [с], другой - [о], третий - [к]. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появится по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?
В процессе формирования элементарных форм звукового анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова важное значение имеет его характер и позиция в слове, а также произносительные особенности звукового ряда.
При подборе дидактического и речевого материала учитель-логопед должен учитывать:
• ударные гласные выделяются гораздо легче, чем безударные;
• ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или середины;
• согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее - если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками;
• щелевые и сонорные звуки,- как более длительные, выделяются лучше, чем взрывные;
• щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки, наоборот, легче выделяются из конца слова;
• трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда,
В процессе формирования более сложных форм звукового анализа учитывается фоне-j тическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание.

Чтобы облегчить детям сложный для них процесс анализа, необходимо научить их опираться на громкое проговаривание и пользоваться схемами, предложенными Д.Б. Эль-кониным [7]. Упражняясь в звуковом анализе слов по схемам, учащиеся приходят к абстрагированию звуков и осознанию фонемных структур слов разного вида.

Использование логопедом описанных игр и упражнений позволяет у детей с речевыми нарушениями сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определить последовательность, количество и местоположение звука по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.
Таким образом, система предложенных приемов и упражнений может рассматриваться как организация необходимых профилактических мер, предупреждающих возникновение недостатков чтения и письмa у детей с нарушениями речи. Предложенные пути и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза также могут быть полезны учебной работе с первоклассниками в общеобразовательных школах в период обучения их грамоте.

ЛИТЕРАТУРА
1. Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста/Л.Е. Журова // Вопросы психологии. - 1963. - № 3. - С. 21-31.

2. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой
школы: Сб. ст. / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1965.-С. 105-129.
3. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших
школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - СПб.:Союз, 2003. - 224 с.
4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок
С. 6-35.
5. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи / Л.Ф.
Спирова. - М.: АПН РСФСР, 1957. - С. 5-22.
6. Старжинская Н.С. Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте в детском
саду / Н.С. Старжинская, Л.И. Смагина. - Мн.: Народная асвета, 1982. -98 с.
7. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. Избранные психологические
труды: Сб. тр. / В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - С. 380-
404.


Сообщений: 211
Добавлено: 24-05-2008 00:08
Комплекс Артикуляционной гимнастики (в инете можно найти великое множество :))

1. Окошко
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

3. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

4. Лягушка — хоботок
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

5. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6. Трубочка
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

7. Толстячок
1. Надувание обеих щек одновременно.
2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

8. Худышка
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

9. Накажем непослушный язычок
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

10. Причешем язычок
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка

11. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

12. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Лучший вариант, когда вы не просто делаете упражнение, а сопровождаете его маленьким стишком или загадкой и показом соответсвующей картинки.

Начинать надо с одного упражнения. Сначала сами потренируйтесь)))
Следующее занятие начните с повтора предыдущего.
Сидеть лучше перед одним большим зеркалом, если нет, то с двумя маленькими.


Сообщений: 406
Добавлено: 25-05-2008 00:21
4. Массаж ротовой полости - для этого нужны палочки с шариком на конце, я о них писала, их используют в барах для украшения коктелей. Потом изложу подробнее. но смысл простой, этим шариком водишь по всей полости, потом начинаешь восьмерки выписывать по небу, щеки оттягиваешь и т.д.
5. Гимнастика языка ежедневно начиная с 5 минут до 10. Достать языком до кончика носа, высунутым языком изображать маятник часов, играть языком в футбол - сначала язык упирается в левую щеку, потом в правую, перекатывать во рту шарик, но естественно достаточно большой чтобы не проглатила или не подавилась.
6. Берешь ее язык и попросту массируешь. Так же руками аккуратно массируешь губы, вот не знаю как это описать. Лучше, чтобы она лежала к тебе головой, твои большией палецы под верхней губой, указательные сверху на губе и потихоньку разминаешь, потом посильнее, потом оттягиваешь вверх. Полминуты примерно. Потом нижную губу, пальцы поменяешь местами. т.е. во рту указательные всерху большие. И обязательно массируй сбоку рот тоже. Смотри сама как тебе удобней.
7. Сразу после массажа гимнастика для губ - вытянули дудочкой, растянули в улыбке, сдвинули губы в лево, в право.
8. Для массажа рук надо использовать грецкий орех, просто каталь его по ладошкам, и по руке. Его же можно использовать для массажа полости рта, вместо шарика, о котором я писала выше, просто найти орешек поменьше.
9. После любого занятия 10-15 минут она должна спокойно отдохнуть, а ты ей в это времячитай книжку.
10. Те слоги или слова, которые ей удаются хуже всего. ты должна ей постоянно повторять так, чтобы она видела, как ты это говоришь. Говрить их надо очень медленно, сидя перед ней. повторять по 5-10 раз. Зрительная память ей потом поможет в произношении этих слов и слогов.
11. Есть книжки для малышей, где слова уже разбиты на слоги. Для обучения чтения они не годятся, это только мешает ребенку, а вот в вашем случае это дает необходимое замедление и надо, чтобы она их оченьмедленно читала, но правильно, каждый день, чем дольше она их читает, тем лучше. Это тоже своеобразная гимнастика, ее язык, губы и все остальные мыщцы привыкают к правильному произношению.
Это мне сегодня прислали, может кому пригодиться-это мой план действий на лето


Сообщений: 670
Добавлено: 22-08-2008 16:16
Про нашу речь. Ребенку 3г 2 мес. Говорит много НО по-прежнему сокращает слова.Хотя кол-во слов, которые призносит целиком, увеличилось. Может один раз произнести полностью и почти правильно и все - опять сокращает. Есть фразы (2-3-4 иногда из 5 слов). Сама ставлю диагноз ОНР 2 степени. Логопед сказала, что может быть и 1 степени. Но в книжке по логопедии прямо-таки выделено, что при 1 степени фраз и предложений нет. А у нас есть (у нас - коализм прет). даже посторонние люди периодически понимают. Кстати, в книжке в разделе про ОНР 2 степени один в один про Макса написано

Страницы: << Prev 1 2  новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Оффтоп / А нет ли среди нас логопеда?

KXK.RU