|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Нестандартное мышление ? |
Страницы: 1 2 Next>> |
Автор | Сообщение |
гравицапа Сообщений: 957 |
Добавлено: 18-11-2006 19:36 |
Не знаю с кем посоветоваться.... В общем вызывает вчера нас с мужем наша учительница старшего сына, раскладывает перед нами все сынулькины тесты, которые они делают по разным предметам в течении 4 лет и спрашивает: Ничего необычного не видите? Видим ,говорим , почти везде минусы и какие-то приписки сынулиной рукой. В общем практически все тесты, как-бы неправильно сделаны, при том, что сына хорошо учиться, почти отличник.И тут она говорит, что советовалась по поводу наших тестов с психологом и та сказала, что у нашего сына нестандартное мышление. Папуля наш обрадовался,вау , а училка говорит, что вовсе не вау , он в средней школе и тем более старшей будет тяжело учиться .Надо научить его стереотипным ответам на задания. Сегодня советовались с нашиму психологом, которая нашего гипера уже 5 лет ведет,и она тоже сказала, что таким людям тяжело учиться .и среди гиперов таких не мало . У кого есть подобное может подскажите |
|
мама Миши Сообщений: 3659 |
Добавлено: 18-11-2006 20:48 |
У нас такое,но ничего плохого не вижу,может еще петух не клюнул.Мой однажды выполняя дом задание один ,вместо 2 номеров выполнил 47,да,да.Я не оговорилась,причем,то что еще не проходили.При проверке обнаружила ,что многое не правильно,но после его обьяснения поняла,мысль есть,просто она пошла не в то русло.Да икак пойти в то,если совершенно не разабранная тема.Но ведь решил и обьяснил и поспорить я не могда истина то рядом. | |
ludmila Сообщений: 2095 |
Добавлено: 18-11-2006 21:45 |
Хорошо, что вам попались специалисты, которые называют отклонения в стандартных тестах нестандартным мышлением. Разные специалисты называют все по разному. Моему ребенку в 4 года психиатр в Морозовской поликлинике на обследовании (по поводу тиков) предложила выборку, что лишнее:стакан, чайник фарфоровый, ложка, яйцо. Сын ответил :"Стакан", на вопрос почему:"Потому-что он прозрачный, а остальные предметы - нет", что позволило врачу сделать вывод, что он отстает в интеллектуальном развитии на год .А он опережает возраст и уже тогда опережал. Все обследования психологов, психиатров часто очень субъективны, важно попасть к хорошему, только тогда можно верить.А то прям сразу учиться будет трудно. Сыну вот сейчас нет семи лет, он в первом классе на ура учится, почти лучший ученик класса с высокими учебными навыками (правда, про поведение я умалчиваю, но у него очень большой прогресс и он очень старается). И как быть с отставанием в развитии, поставленном в 4 года кандидатом наук от психиатрии? И что ему всю жизнь осенью-весной психотропные пить - а он их и не пробовал? Почему нестандартность мышления не позволяет при хорошем умственном развитии знать заодно и стандартные ответы на вопросы и успешно учиться? Сын после того психиатра мне сказал:"Я знал, что надо сказать про яйцо, но мне хотелось поинтереснее сказать, ведь про стакан - интереснеее и он тоже лишний, если остальное непрозрачное?" |
|
Мышь Администратор Сообщений: 6045 |
Добавлено: 18-11-2006 22:11 |
Гравицапа, креативное мышление - это хорошо, и подавлять его не надо. Но если из предложенных вариантов теста ребенок выбирает подходящий по самой отдаленной ассоциации, это может скверно кончиться. В особенности на ЕГЭ. Действительно, надо учить обращать внимание не только на самые дальние, интересные связи, но и на непосредственные и очевидные, как бы это ни было скучно. Следовать рутине, чего так не хотят СДВГшки. Дисциплина ума не менее важна, чем дисциплина поведения; она не убивает творческих наклонностей, а учит ум гибкости и процедурной ясности... имхо... |
|
гравицапа Сообщений: 957 |
Добавлено: 18-11-2006 22:18 |
Ну нам в 4 года по подобному тесту на "убери лишнее" хотели аутизм поставить , не поставили .Я то всегда считала, что нестандартное мышление наоборот - здорово, но наша психолог говорит, что при нынешнем переходе на оценивание знаний по тестам, таким детям будет не просто, ведь тест не предусматривает обьяснения ответа, а просто выборку ответа из предложенного списка. И главное почему нас это озаботило, сын учится на курсах английского и его там всегда хвалять, как раз за неординарность ответов , а вот с такой точки зрения мы про это не думали | |
Мышь Администратор Сообщений: 6045 |
Добавлено: 18-11-2006 22:24 |
Гравицапа, тут я как несостоявшийся ученый должна пояснить. Дело не только в тестах. в науке нестандартность мышления очень ценится - это главное, что позволяет двигать науку вперед. Но для того, чтобы твои исключительные идеи были поняты и признаны человечеством, нужно проводить эксперименты по требуемой схеме, определенным образом верифицировать, определенным образом строить доказательство - словом, говорить на общепонятном языке. Точно так же в художественном творчестве: ты можешь улететь мыслью как угодно далеко, быть настолько небанальным, насколько хочешь... но рискуешь настолько углубиться в свой мир, что станешь понятен лишь немногим знатокам (вот как Хлебников - поэт для поэтов, а не для читателей). Да, выбирая ответ из предложенного списка, надо твердо обосновывать с точки зрения простой логики, почему это так, а не оставлять слишком очевидную концепцию и не пускаться в поиск. Экзамен - не для этого. Человек, который хочет с успехом жить и творить в социуме, должен это понимать. Если хотите, овладевать стандартной логикой, стандартными ответами - что-то вроде этикета, владения ложкой-вилкой. Можно не учить, можно пальцами есть... |
|
ludmila Сообщений: 2095 |
Добавлено: 18-11-2006 22:33 |
Наш образовательный стандарт подразумевает практически насильственное овладение в ходе школьного обучения стандартной логикой, российская школа на этом стоит.Там нас, белых ворон, и подравняют. Есть только отдельные спецшколы, работающие по специальным методикам, так там наоборот стараются развить нестандартноять мышления. |
|
гравицапа Сообщений: 957 |
Добавлено: 18-11-2006 22:51 |
Мышь, мы - то не против , но как научить видеть стандартный ответ ? и как обьяснить, что, именно этот ответ стандартен? Наш папа сегодня полдня с дитем в вопросы ответы играл , и говорит- по- моему он вообще стандартных ответов не видит . | |
СДВГ мама Администратор Сообщений: 4186 |
Добавлено: 19-11-2006 01:10 |
Согласна, что нестандартное мышление - это здорово, но как следующий этап после стандартного, а не скачок через него. Одно из базовых стандартных умений - это классификация на группы и подгруппы. Например: транспортные средства, мебель, кухонная утварь, животные, растения... Животные: домашние и дикие; птицы, насекомые, рыбы и т.д. Тесты "четвертый лишний" построены именно на этом. Мой сын много занимался в этом направлении со специалистом по развитию речи. Дома я продолжала: вырезали разные картинки из журналов, наклеивали их по группам; играли в игру "Я знаю <животное>" - один описывает отличительные черты задуманного животного (транспортного средства, чего угодно), второй отгадывает. |
|
Nell.69 Сообщений: 3571 |
Добавлено: 19-11-2006 12:29 |
Нам психолог,посидев 5 минут на уроке математики, восторженно заявила : "У вашего сына матричное мышление! Какая креативная личность! Ради Бога, не сломайте его! Но, конечно, вы понимаете, что линейное мышление ему тоже нужно..." Конечно, я это понимаю, и мы, не ломая Матричное, мягко развиваем линейное, объясняя сыну его целесообразность. | |
гравицапа Сообщений: 957 |
Добавлено: 19-11-2006 16:52 |
Сегодня вся семья включилась в эту игру и честно результаты поставили меня в тупик .Вот один из ответов нашего сыника: щенок, поросенок,котенок,теленок,корова. 1-котенок- он по деревьм лазить умеет 2теленок - он тут с мамой 3корова- тут мы обрадовались , но обьяснение - она молоко единственная дает .Обьясняю, корова - она же взрослая, остальные - детеныши, в ответ Ах,да. При том - этот тест ему задавали в 4 года, сейчас ему 10, а ответ не изменился . Наш папа по первому образованию- учитель физики- обьяснять все умеет, говорит ищи то что на поверхности и очевидно.Сына в ответ- а мне очевидно вот это и почему этот ответ верен,а мой нет, ведь в вопросе не стоит выбери лишнего по возрасту . Может существует какая- нибудь литература, как это все грамотно обьяснить дитю? Ему слов- так принято, явно не достаточно. Заранее всем огромное спасибо |
|
СДВГ мама Администратор Сообщений: 4186 |
Добавлено: 19-11-2006 17:39 |
Гравицапа, при поиске лишнего надо обращать внимание не столько на отличительную черту лишнего, сколько на общие черты всех остальных, то, что их объединяет. Речь о базовом логическом действии: анализ, обобщение, выделение главного. Я думаю, что хорошо бы начинать не с игры в нахождение лишнего, а с занятий на классификацию предметов. Например: давай назовем домашних животных, потом - диких, а затем - игра на закрепление: собака, кошка, тигр, корова. Кто лишний? Несколько ссылок: ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. Левина А. Развиваем речь 4-5 года: Тетрадь для занятий взрослых с детьми Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет |
|
ludmila Сообщений: 2095 |
Добавлено: 19-11-2006 19:26 |
Только не навредите,занимаясь. Ломая матричное мышление,меняя,дополняя можно творца убить в ребенке. Я не хотела бы , чтобы мой сын потерял эту самую нестандартность мышления. Правда, когда надо, он и стандартный ответ знает, поэтому я не напрягаюсь. Пока. | |
Мышь Администратор Сообщений: 6045 |
Добавлено: 19-11-2006 19:39 |
Ну зачем же сразу творцов убивать. Когда развивают творческое мышление, речь ведь не идет о том, чтобы в зародыше убить мышление матричное? Почему же в обратном случае мы так боимся убить? | |
ludmila Сообщений: 2095 |
Добавлено: 19-11-2006 20:45 |
Я говорю, что можно. А можно и сохранить, развивать параллельно, если баланс соблюсти и чувство меры. Творческое мышление = матричное, а стандартное - линейное, или я неправильно понимаю, мышь,исправь? | |
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 19-11-2006 23:46 |
Н-да, сложный вопрос... С одной стороны, учитель, психолог и наши уважаемые админы правы. Не обладая понятийным мышлением и не видя существенных (сущностных) признаков предметов, ребенок действительно будет испытывать трудности в усвоении школьных дисциплин в средних классах: просто обучение все построено с опорой на эту способность. С другой стороны... Мышление СДВГ-шек развивается затейливо и извилисто: есть поврежденные структуры в мозге, которые не могут быть включены в работу, а организм вынужден расти и развиваться, поэтому формирование (в том числе) мышления идет "в обход" этих структур, и потому, как правило, где-то деформируется. Это может скомпенсироваться (тем вероятнее, чем больше вы этому внимания уделите), а может, несмотря на все усилия, так и застрять на уровне неожиданного креатива и богатства ассоциаций... В последнем случае советую не воспринимать ЕГЭ как единственный пропуск в нормальную жизнь: каждый человек может найти свое место и применение своим способностям (и таким нестандартным), если ему не докажут, что недостаток, которым он обладает - неисправим. В общем, попробуйте подкорректировать, но не особо убивайтесь. Подумайте, где, в какой области способности вашего ребенка могут найти применение? Вряд ли это будут сферы, связанные с науками. Ну, так и что? Как подкорректировать? Есть задания, которые это самое понятийное мышление призваны развивать. Эти, например, упражнения содержатся в книге Семенович "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте". Подобные задания содержат многие тесты интеллекта, можно найти. 1. "найди сходство-различие": соловей-воробей, лето-зима, стул-диван... сами придумывайте пары слов и соревнуйтесь, кто больше общего-различного назовет. 2. два ряда слов: огурец, осень, пчела, север, дождь; овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки... Какое слово из первого ряда соответствует какому - из второго? 3. чего больше? берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, слов или существительных? 4. найти общее понятие: яблоко, груша... - ?(фрукт); стул, шкаф... - ?(мебель); ботинок, сапог... - ?(обувь) 5. Классификации. Вырезать картинки с разными изображениями и, выбрав одну, предложить ребенку подобрать другие похожие. Например, к яблоку - все картинки с фруктами. На первых порах выберите слишком грубые дефиниции. Например, фрукты и мебель. Вряд ли он положит диван к апельсинам! Потом можно увеличивать количество групп. К каждой придумать название (фрукты, мебель, обувь, животные). Потом - более тонкие: животные и птицы, например. 6. "закончи предложение" У дерева всегда есть... (листья, ствол, корень). А цветы? (у елок нету, а у кустарников есть - значит, цветок не есть признак дерева) У платья всегда есть (подол, юбка...) А пуговицы, рукава, карманы?.. Платье без пуговиц, рукавов и карманов не перестает быть платьем. Значит, это не главные его признаки. А без чего платья не бывает? Без чего платье - не платье? Устные учите со схемами и планами. Выделяйте и обозначайте четче структуру текста (не во всех современных учебниках это, правда, возможно). Отмечайте общее, частное. Находите общую мысль абзаца. Вот, природоведение, растения. Что такое растение? Ребенок перечислит много признаков. В земле находится (и камни находятся в земле). Не двигается (кирпич тоже не двигается). Зеленое (и крокодил зеленый. А зимой растения не зеленые - это не растения?) Живое (а животные?) На самом деле растением называется организм, который в определенных условиях вырабатывает хлорофилл (ну, и не только, но углубляться не будем). Весь окружающий мир - это природа и не-природа (т.е. сделано человеком). Природа - живая и неживая. Живая - это растения, животные и грибы. Растения - низшие (бесполым путем размножаются) и высшие (соотв., половым). Высшие - с цветками и без (голосеменные)... Составляйте такие классификации по всем текстам, которые читаете. Уф!.. Много написала... Но общее направление понятно? |
|
мама Миши Сообщений: 3659 |
Добавлено: 20-11-2006 10:28 |
А у нас есть рабочая тетрадь,камбинаторные задачи,когда у задач есть множество решений,даже в игре 4 лишний,нестандартность очень поощряется,но естественно и стандартный ответ надо видеть. | |
гравицапа Сообщений: 957 |
Добавлено: 20-11-2006 14:06 |
Всем огромное спасибо! Я чуть успокоилась, еще раз поговорили с училкой , будем вместе с ней думать . У нас тоже есть тетрадь с комбинаторными задачами и сын очень их легко решает, вообще сложные задачи ему проще даются, чем очевидные и простые |
|
TaTiTa Сообщений: 1450 |
Добавлено: 20-11-2006 15:11 |
Ой, добавлю немного позитива в тему! Нас везде так замучили этими тестами "Что лишнее?" что сын на них собаку съел. Дома еще бабушка поднавалилась... И еще начали пить ноотропы... даже и не знаю, что больше роли сыграло. Сижу вечером, ужинаю. Сын подваливает с хитрой улыбкой и копилкой в руках. Думаю: "Ну вот... опять нужен очередной Человек-паук..." Ан нет! "Я сейчас, - говорит, - буду тебе загадки загадывать. Ответишь правильно: тебе монета. Неправильно: монету заберу!" Ну вот, думаю, ничего себе! Дожили. И начинает меня заваливать этими словесными рядами из четырех понятий. Причем вижу реально, что он их придумывает сам на ходу и очень толково! И слово лишнее так умело и хитро вставляет! Я вообще ОБАЛДЕЛА! И откуда что взялось? Я немного поддавалась (для стимула) но заработала немного деньжат... А радости-то было! Уж теперь, надеюсь, он на тестах не пропадет! |
|
Мышь Администратор Сообщений: 6045 |
Добавлено: 20-11-2006 20:25 |
Людмила, я нечаянно написала "матричное" вместо "стандартное". |
Страницы: 1 2 Next>> |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Нестандартное мышление ? |