|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Что это? |
Страницы: 1 2 Next>> |
Автор | Сообщение | ||||
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 18-01-2008 03:31 | ||||
Ну про перфекционизм я слышала. Он налицо. ТОлько не пойму,это он таких размеров или еще что-то? Началось все с Сашиного проигрыша в Монополию. Играли вдвоем. Ну дальше как по сценарию. "Так нечестно!Я все время проигрываю!" Слезы, Носом в подушку. Решила поговорить по душам. Саша: "Я никогда не выигрываю. Я все время проигрываю. У меня ужасная жизнь. У меня ничего нет кроме уроков. Мне тяжело." я: " У тебя 26 одноклассников. Ты говорил с ними? А им как живется? Они любят делать уроки? Думаешь им не тяжело?" -"Нет! Потому что они вундеркинды,а я лузер!" "Ну ты же не спрашивал. Вот твой друг,Денис, даже в другую школу перешел из-за больших нагрузок". Молчит. я: "По поводу того,что ты никогда не выигрываешь. Смотря в чем ты хочешь выиграть. В обычные игры ты выигрывал и не раз. А в конкурсах... Вспомни конкурс парков по Москвоведению (Голосовали за понравившуюся работу У победительницы 19 голосов. У Саши 14).В конкурсе участвовали только ты и эта девочка?" "А ты знаешь почему за нее проголосовали?" Повторяю свой вопрос:"Вас было только двое?" Опять переводит разговор на другую тему. НЕ хочет слышать про других. Что они тоже расстроилиь и не только он проиграл. " И еще. Надо же что-то делать чтобы выиграть. Если ты хочешь быть в чем-то успешным,надо найти то,что у тебя получается,что нравится и стараться,заниматься." " Нет у меня никаких способностей" "Это не правда. Тебе и учителя говорили и я,что у тебя очень много способностей,просто ты их не развиваешь. Я же предлагала тебе попробовать походить в драматическую студию.Гитарой ты хотел заниматься. Но ты так никуда и не пошел.Как же можно где-то победить,ничего не делая?" Саша:"Ну вот ты говоришь,что у меня актерские способности. Ну стану я актером,и что мне от этого будет? У меня будет много денег?" Я:"Так это не я должна тебе сказать,ты сам должен хотеть чем-то заниматься." Дальше долгий разговор, из которого я отчетливо поняла что такое перфекционизм. Важен только результат. Да и просто потребительство какое-то."А что мне будет? А что дадут?" Попыталась напомнить ситуации,когда он делал что-то просто так,для себя. И как был этим увлечен. И как здорово получалось. Вроде понял что-то. Но что дальше? Меня напугал этот разговор. Я живо представила себе сороколетнего мужчину,который сидит дома,ничего не делает,ничем не увлекается,злится на весь мир,за то что он его не понял,не оценил. Действительно лузер.И он несчастен. Нэнси. Посоветуй? По-моему тут нужен профессиональный психолог. Может заставить его ходить в какой-нибудь кружок,если он сам не решится? Ему катастрофически не хватает этого островка компетентности. И при этом жуткая лень и ожидание быстрой победы. |
|||||
Nell.69 Сообщений: 3571 |
Добавлено: 18-01-2008 10:51 | ||||
Люба, это не перфекционизм, это обычный эгоизм. В принципе, для его возраста нормально. Быстро с этой ситуацией, наверное, не справиться, но начинать надо, я думаю, с приучения к заботе о других. Может, о брате? | |||||
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 18-01-2008 11:10 | ||||
Люб, на мой взгляд, это все-таки не перфекционизм. Перфекционист сил не жалеет, чтобы добиться идеала. А Саша у тебя хочет только победы, и легкой ценой. Перфекционист за ценой не постоит.
Те люди, которые добились значительного успеха - спортсмены, артисты, ученые... кто еще? разве был бы у них этот успех, если бы они работали, ежедневно преодолевая себя нечеловеческими усилиями? Здесь способности плюс огромное желание заниматься именно этим делом, когда даже усталость не причина, чтобы остановиться. Ваша первейшая задача - научиться находить удовлетворение не в формальных оценках, а в самом занятии. Пока он не справится с этим сам - делай вместе с ним (зона ближайшего развития, когда сам еще не может, а со взрослым справляется). Планку трудности повышать очень медленно и постепенно. Что он любит делать? Читать, писать рассказы, склеивать простые поделки?.. О прочитанном можно беседовать, поднимать разные интересные вопросы, причем сложность литературных произведений увеличивать (фантастика, мне кажется, покатит у вас... а ведь есть очень достойные произведения). Писать... вот тот рассказ, что он написал когда-то... а если расширить сюжет? закрутить его? придумать побочные сюжетные линии? напечатать на компьютере? издать - самиздатом, с самодельно приготовленными иллюстрациями (тут вообще простор для воображения). Делайте вместе, находите интересные ходы, придумывайте, как можно приспособить обыденные вещи под ваши затеи... вот так интерес и вырабатывается. Но не ориентироваться на результат! вообще не думать о нем! делать потому, что приятно, интересно, потому что самое большое удовлетворение достигается от преодоленной трудности (сначала ты ему поможешь эту трудность преодолеть, подскажешь где-то, но чтобы он чувствовал, что это он сам преодолел!) Эмоции не сравнимы ни с какими пятерками! А учеба? Поговорите с ним об этом начистоту. "Тебе трудно делать уроки, может, будем уделять им меньше времени? Твои оценки ухудшатся, тебя устроит это? Насколько ты готов пожертвовать оценками? и что бы хотел делать в освободившееся время?.." Люба, быстрого успеха не будет. И побед особых тоже. Это все очень тяжело достигается. Как и пятерки в учебе. Но разница в том, что пятерки приносят удовлетворение незначительное и быстро проходящее (как зарплата, эффект от шоппинга, скажем - короче, как любой суррогат), а удовлетворение от любимого дела гораздо сильнее и другое по качеству, что ли. И опасайся решать за него, что ему необходимо. Будь рядом, подхватывай идеи, помогай с реализацией (один сразу не справится), но не диктуй, что ему полезно, а что нет. Откат назад тоже полезен, чтобы осмотреться и расставить приоритеты. Найди что-то и для себя. Он должен иметь перед глазами пример. Иногда полезно сказать: "Иди, занимайся своими делами, у меня сейчас вдохновение", и чтобы он видел, что ты по-настоящему увлечена и счастлива от этого. А заставлять вообще никогда некого ненужно (редчайший случай, когда имеет смысл это делать). Поддерживать собственную инициативу и помогать преодолеть трудность на первых порах - подсказать следующий шаг, сделать вместе, подбодрить и порадоваться полученному результату. |
|||||
ludmila Сообщений: 2095 |
Добавлено: 18-01-2008 13:03 | ||||
Нэнси, когда ты уже начнешь писать книгу практических рекомендаций для растерянных родителей? Только с этого форума твоих постов уже полкниги нужной есть | |||||
TaTiTa Сообщений: 1450 |
Добавлено: 18-01-2008 13:11 | ||||
Люба, а чем бы он сам действительно хотел заниматься? может быть, есть хоть какое-то увлечение, которое приносит радость? я бы развивала это, наверное. Может быть, ему хочется чем-то заниматься, но он в силах своих не уверен? А может быть задачи ставит серьезные слишком?
Неужели Саше ничего не интересно? нет никаких увлечений, мечтаний? Надо хоть какой-то тлеющий уголечек найти и раздуть, не ради выигрыша и побед, а ради интереса в жизни просто Кстати, ни одно мое детское увлечение не стало в жизни моим значимым делом. А вот для общего развития и продвижения очень помогло |
|||||
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 18-01-2008 20:16 | ||||
Я догадывалась.Просто поверила Семеновой.
Вот примерно также я ему и говорила. Не знаю. По-моему не услышал.Не поверил.
Кто бы меня научил находить интересные ходы и придумывать. За идею с книжкой спасибо,здорово! Саша сказал:"Я люблю придумывать,но не люблю записывать." Идея печатать тоже не понравилась. "И иллюстрации в Paint плохие получатся." Может попробовать хотя бы начать? Пока пусть он сочиняет,а я буду записывать? Мы так сочинения пишем. Он диктует,а я черновик пишу. Или это будет уже не его,а опять мое?
Я опасаюсь. Я не диктую. Просто он говорит,что не знает своих способностей,не знает,что он хочет,что получается. ПОэтому и говорю,что вижу я и другие,предлагаю варианты. Может все же стоит пробовать разные кружки а не пытаться догадаться теоретически что понравится? Я это имела в виду. Подтолкнуть начать.
Так в том то и дело ,что нет инициативы собственной. Есть только желание быть лучшим. |
|||||
Mayachok Сообщений: 666 |
Добавлено: 18-01-2008 21:18 | ||||
Люб, так это нормальное СДВГ-шное поведение Знаешь, мой только в прошлом году летом проигрывать научился. В шахматы. До этого - слезы, сопли, обиды на весь мир. Почему так получилось, могу только предполагать, возможно, потому-что это, воспринималось не как игра, а как тренировка. Т.е. он был слабее, по определению, и его это не возмущало. А когда-то, я вообще даже перестала с ним в любые "азартные" игры играть (ну типа "лото", "домино" ), в которых результат зависит от удачи. Года два не играла, даже не пыталась. А сейчас, он научился нормально реагировать. Мы теперь можем даже в "дурачка" перекинуться и проблем не будет |
|||||
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 18-01-2008 21:55 | ||||
Маячок! А ведь они ровесники. | |||||
Mayachok Сообщений: 666 |
Добавлено: 19-01-2008 01:24 | ||||
Люб, так подумай - несколько месяцев назад только это случилось! Ты, может, не поняла, я имела ввиду лето 2007-го. И думаешь, мне есть чем гордиться? Проигрывать научился, зато из школы попросили забрать Все наладится, вылазь из депрессии! |
|||||
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 19-01-2008 09:31 | ||||
Люба-а-а!!! Двигателем должен быть интерес, он является условием нужных усилий, у особо одержимых - огромных усилий. А результат возникнет по ходу. А вот если ориентироваться только на результат: "хочу быть первым", - то для успеха это условие недостаточное. Не будет никакого успеха. Ты ориентируешься на результат - победы, пятерки... и Саша привык так считать. А надо идти от интереса. Тогда и усилия будут прикладываться, и успех придет. А результат - так... Я думаю, никто из великих артистов, например, не работал ради того, чтобы быть знаменитым. Только потому, что они любили это дело. А известность пришла потом, и многих она, кстати, и не радует. То есть забыть про то, что "хочу только выигрывать", "хочу быть лучшим, а если я не лучший, то я ламер", - и вытягивать именно интерес! Из системы ценностей желание быть лучшим убрать в принципе! Тебе - а затем и ему. Ты этим занимаешься, потому что любишь! а каким ты окажешься, первым или двадцать восьмым - неважно. Если ты это любишь, то все остальные дела можешь оставить на потом или вообще не делать. Неважно, что потом получишь двойку или тебя будут ругать... ты знаешь, ради чего ты на это пошел.
Читайте фантастику, серьезную. Учитесь у мастеров.
А вот идея для тебя: скрапбукинг |
|||||
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 20-01-2008 03:30 | ||||
Я не знаю,почему ты так думаешь. Я не мечтаю о "пятерках",я не хочу "двоек" и "троек". "Пятерка" для меня это закономерный результат того,что ребенок постарался,выучил,сделал то,что нужно было сделать. Победы и "пятерки" это тоже здорово. Кто из нас не радовался и не гордился своим ребенком,когда он где-то победил или получил пятерку по предмету,с которым были какие-то сложности. Дело в том,что Сашка способный мальчишка. У него пока нет предметов,которые бы ему не давались. Он схватывает все на лету. Это и учителя отмечают. И в этой гимназии его не ругают за то,что он плохой,а переживают,потому что он может учиться лучше. Конечно,если "двойка" была получена потому,что он не успел по времени или не смог справиться с первым примером и поэтому не решил все остальные,в таких случаях я пытаюсь разобраться в чем проблема,объяснить как делать в следующий раз. Например не решать то ,что не решается,а сделать все остальное. Меня расстраивают его плохие отметки,которые были получены просто потому,что не учил,не делал. А победит он или нет в каком нибудь конкурсе,мне не важно. Я не переживаю,если он не побеждает.Так же как и не прыгаю от восторга,если выигрывает.У него это не от меня,именно поэтому так удивляет. Я никогда не была отличницей,и не стремилась к этому. НО я не могла себе позволить учиться на "тройки". Я считала,что это не моя отметка. Я могу лучше.За школьную жизнь,кстати,у меня только одна грамота,да и та обхохочешься: за гимнастику на физкультуре, это с моими то умениями в этой области. Я согласна с тобой,что успеха достигают только люди одержимые своим делом,которые нашли себя. Но это единицы. Сколько людей не могут этим похвастаться? Так что ж,руки на себя накладывать? Я не хочу делать ставку не успех, и на то,что он непременно найдет себя и будет всю жизнь заниматься своим делом. А если нет? Я хочу,чтобы он получал удовольствие от самого дела,даже от того,которое не является его любимым . Даже не удовольствие,не знаю как объяснить. Конечно это моя позиция,мой характер. Но я, занимаясь чем-нибудь, получаю удовольствие именно от результата,но не для других,а для себя. Что-то не получалось,а теперь получилось. Что-то вышло лучше,чем в прошлый раз. А за что-то вообще страшно было взяться,а вот постаралась,душу приложила и вышло. Здорово! И если нужно сделать что-то неприятное,нелюбимое - это не трагедия. Нужно и все. Отмучаюсь по-быстрому и свободна. Бывает,конечно,что нужно время,чтобы заставить себя это сделать. Но потом раз - и удовольствие от того,что свободна,что больше не висит надо мной эта непрятная миссия. За идею спасибо,но ,думаю, это не для нас. Не мое точно,и по-моему и не Сашино. А вот про книжку подумаю. Надо попробовать. НО для меня отношение к учебе и любимое занятие не взаимосвязаны. Одно другому не мешает. Просто у него действительно кроме учебы ничего нет. А надо,чтобы было. |
|||||
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 20-01-2008 03:33 | ||||
Это как? |
|||||
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 20-01-2008 03:34 | ||||
Посоветуй,что именно. |
|||||
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 20-01-2008 03:54 | ||||
Любит читать,конструировать иногда,играть в солдатики иногда (один,с другими не получается,потому что все должно быть как он придумал,другие должны только подчиняться).Очень редко рисует. Аппликации и прочее - только в качестве подарка на праздники. ПРосится в бассейн. Надеюсь наконец пойдем со следующей недели. А что получается? Да в том то и дело,что все. Только не доделывается ничего. Хвалили за рисунки - дома не рисует,на занятиях балуется. На бальных танцах - пластичен,артистичен - раньше баловался,сейчас вообще не хочет и начинать. На дзюдо - отличная координация,были успехи ,тренер удивлялась - дергал других,потом филонить стал,потом пришлось оставить занятия из-за здоровья. Артистичный - репетировать не любит,скучно,потому что все выучивает со второго раза. Здорово получается орудовать шестом и мечом,как в кунг-фу. Кино насмотрелся. Тоже в секцию просился. Хотел брейк танцевать.ТОже неплохо получается. Только где это все найдешь? Экзотика какая-то. И я прямо вижу,как он после того,как поймет,что там тоже сразу ничего не получится,бросает и эти занятия.Может я зря? Сочиняет действительно неплохо - писать неохота. Но тут я могу помочь. Надо с чего-то начать. |
|||||
Лягушкина Сообщений: 2671 |
Добавлено: 20-01-2008 09:46 | ||||
Я знаю такой способ: разрезаешь картофелину напополам и вырезаешь на ней выпуклый рисунок, а потом пользуешься как штампом. Может, еще какой есть? |
|||||
Vita70 Сообщений: 2420 |
Добавлено: 20-01-2008 14:31 | ||||
Люба, тут переиздали наконец любимую книгу детства моего мужа "Книга будущих командиров". Там, как поняла, описания реальных сражений, со схемами. Чудесная штука, чтобы сделать интересней и осмысленней простую игру в солдатики. А из фантастики, как мой старший (большой любитель этого жанра) советует, Стругацкие и Роберт Асприн. | |||||
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 20-01-2008 20:48 | ||||
Асприн это фэнтези по-моему. У нас есть. | |||||
Vita70 Сообщений: 2420 |
Добавлено: 20-01-2008 22:41 | ||||
Может быть. И еще Бредбери. | |||||
Лягушкина Сообщений: 2671 |
Добавлено: 21-01-2008 09:04 | ||||
Знаешь, Люба, у меня есть здоровенная библиотека фантастики в электронном виде. Но увы, читать неудобно. А моего обожаемого Толкина Саша читал? |
|||||
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 21-01-2008 09:26 | ||||
Ну пусть пятерка - закономерный результат старания. Но ради чего ребенок должен стараться делать то, что неинтересно, и никогда не понадобится... Чтобы похвалили? Чтобы получить пятерку? "Должен - и все, а зачем, не его ума дело"? "Ради будущего", которое и мы-то толком не знаем, а для детей оно вообще в тумане скрыто? Из страха не оказаться на обочине жизни? Чтобы быть "как все?" Это все не те причины, которые побуждают людей действовать. А если люди и действуют под влиянием этих причин, то жизнь их нельзя назвать счастливой. Дети очень долго сопротивляются таким доводам, а когда поверят, что больше нет ничего такого, ради чего стоит что-то делать, они смиряются и живут тяжело и безрадостно. Вот и твой Саша пока сопротивляется. А тот интерес, о котором ты пишешь, и как следствие успех, - порождаются другими причинами.
Так что на успех делать ставку не стоит. А вот на то, что всю жизнь будет заниматься любимым делом - так хорошо, как ему позволяют его способности - вот на это обязательно нужно делать ставку! Пусть он и не добьется вершин совершенства (это действительно доступно единицам). Но он будет получать радость от самого процесса. И уж тогда проблем с "ничего не хочет" не будет. А когда человека долго убеждают, что на первом месте - исключительно "долг", а желания - глупость, то он отучается видеть свои желания, осознавать их, а испытывает только какую-то малопонятную тоску, ощущение загнанности, несвободы... И потом, Люб, обрати внимание... у тебя снова кругом "я хочу", "я мечтаю, чтобы он...", "для меня"... но это все же его жизнь, и хотеть и мечтать должен он сам... Что для него успех? Чем бы он хотел заниматься, когда станет взрослым? Как он представляет себе свою будущую жизнь? (подростки уже начинают размышлять об этом) А твоя задача - позаботиться о том, чтобы это были хорошие, позитивные мечты, и чтобы они вообще были. Но не настаивать на своих. |
Страницы: 1 2 Next>> |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Что это? |