|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Ребенок и несправедливость |
Страницы: 1 2 3 Next>> |
Автор | Сообщение |
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 11-05-2005 07:01 |
Один из вопросов, на которые я никак не могу ответить. Как объяснить ребенку несправедливость окружающих, особенно взрослых? Ведь наши дети с ней часто сталкиваются. Если учитель, или бабушка, или другой взрослый однозначно не правы - что делать? Объяснять, что он тоже человек, может разозлиться? Да, но не каждый же день! Потом, безоглядно оправдывая окружающих, не рискуем ли сбить ориентиры, запутать ребенка - где хорошо, где плохо, что можно, а что нет? Учительница почему-то может плохо себя вести, а ребенок не может. Он же нам верит! Если учитель не плох, плох ребенок - элементарная же логика, с его точки зрения! А если не верит, еще хуже: вы говорите одно, а он видит другое, начинает от вас отдаляться. Да, мы хотим обратить внимание ребенка на других людей, но добиваемся ли мы действительно этого? Я хорошо помню ощущение несправедливости и беспомощности, когда я жаловалась на свою классную (она меня недолюбливала), а мама с бабушкой ругали меня же: как не стыдно осуждать учителей! А кому пожаловаться, если даже в семье не понимают? У наших бабушек бытует убеждение: даже если взрослый не прав, ребенку ни в коем случае не говорить! И вот, на моих глазах они распекают моего несчастного Андрюху за то, что не вина его, а беда, а я даже вступиться не имею права - непедагогично, видите ли! "Ты настраиваешь ребенка против школы". Я говорю, что с этой задачей школа прекрасно справляется сама, без моей помощи, но их не переубедить. Или вот. "Мама, а бабушка меня не любит?" Младшему достается все внимание и сплошные сюсюканья, старшему отвечают односложно и сквозь зубы. Это вижу и я, не то что ребенок. Теперь на лето к себе они пригласили младшего, а старшего - нет. Сказать: "Нет, что ты, любит" - вранье. Сказать "Не любит"?.. Уйти от ответа? Пускаться в пространные объяснения? Что вы думаете по этому поводу, милые мамы? |
|
skarlet Сообщений: 257 |
Добавлено: 11-05-2005 11:16 |
Nancy,Я выскажу как поступила бы я.Допустим,когда в прошлой школе у нас были сильные проблемы,и создавала эти проблемы,именно класная руководительница.(по наставлению уч.математики).Я своему объясняла,что отчасти в этом виноват он,ноучительница поступает,не педагогично.Так своему и говорила,что эти учителя,хотят работать с детьми,которых учить не надо они сами всё схватывают(у нас был Петерсон,в начале каждого урока объяснение,в конце сам./работа)и которые идеально себя ведут.А по поводу бабушке,не надо мальчика вводить в заблуждение(он сам всё видит,не маленький).Просто сказать,что у взрослых бывают свои любимчики.Пусть знает,что он ваш,любимчик.Мне кажется ребёнок отнесётся к этому адекватно.Конечно некоторое время он будет всё это переваривать,но это пройдёт.Мне кажется,нужно всё говорить,как есть,Да,бабушка,не долюбливает.А в школе проблемы,из-за не человечного,не желающего ити на встречу учителя. | |
Эльвира Сообщений: 733 |
Добавлено: 11-05-2005 12:32 |
Nancy, делать вывод, о том, что если учитель не прав, то прав ребенок - это логика действительно элементарная. Но не нужно приписывать детям такое элементарное представление, они на самом деле, даже если сформулировать не могут, не хуже нашего (а на мой взгляд, и лучше) понимают, что бывает, и когда оба неправы, и, что чаще, оба правы!!! Я не считаю возможным подрывать авторитет учителя в глазах ребенка, поэтому, когда мы уходили после первой четверти из школы, заслуженная учительница в которой сделала все, чтобы мой сын выглядел как "шизофреник", каковым она его считала, я тем не менее, не позволила себе сказать сыну, что мы ушли из-за этой учительницы. Он сейчас вспоминает о той школе как о месте, где он еще не понял как нужно себя вести в школе, поэтому так плохо учился. А теперь он все это понимает и знает, поэтому у него в школе успехи. Я считаю, что ребенок, так же как и мы, способен дифференцировать качества людей от их поступков. А главное, я боюсь научить своего сына судить и осуждать и выносить приговоры, и ощущать это своим правом. |
|
skarlet Сообщений: 257 |
Добавлено: 11-05-2005 14:39 |
Если возникает сильный конфликт между учителем и ребёнком(вплоть до исключения из школы)и учитель подаёт на комиссию.То было-бы справедливо,чтобы учителя тоже проверила комиссия.На сколько он прав,и пытался ли найти подход к ребёнку. | |
Виктория Сообщений: 376 |
Добавлено: 11-05-2005 15:43 |
А у меня другая проблема: как объяснить ребенку, когда взросые справедливо делают замечания на улице, не грубо, без хамства, но мой ребенок все это воспринимает в штыки и мотивирует это следующим:"а чего они командуют чужими детьми?", огрызается и грубит в ответ!Нельзя же сказать, что взрослые всегда правы, а сам он, видимо, не может определить по ситуации. | |
Angela Почетный Библиотекарь Сообщений: 2128 |
Добавлено: 11-05-2005 16:25 |
Рыжий ослик, или Превращения Норбеков М. С. Почитайте эту книгу вместе со своим ребенком! Вы и ваш ребенок найдете ответы на многие вопросы!!!! |
|
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 11-05-2005 18:41 |
К чему приводит осуждение учителей, я убедилась на опыте моего мужа.Мама всегда его оправдывала и говорила как учитель была не права. Он до сих пор считает себя идеальным, а всех остальных неправыми, авторитетов не признает, уважения к старшим не испытывает. Когда я показала ему замечание в дневнике о том, что наш сын ругается, он стал возмущаться:"Чего она к нам лезет? Она должна воспитывать, она обязана объяснять!А она телевизор включала? Там же сплошная ругань" На мой аргумент, что для этого нам и пишут, чтобы родители ограничили просмотр таких передач,следили с кем общается ребенок, последовало опять категоричное:"Она должна..., она обязана... и вообще что мне теперь телевизор выкинуть?"(живем в однокомнатной вчетвером) Зато - большой плюс такого воспитания: он никогда не скажет, что он неудачник и не будет плакать от бессилия. Просто найдет виноватого. Даже при отгадывании кроссворда,если не может найти ответ, он заявляет "Такого слова нет!" а не "Не знаю". Просто чудо самоуверенности. Может надо выбирать, воспитывать сына неуверенным хорошим человеком, или счастливым эгоистом? И как объяснить сыну, когда взрослый не прав не знаю, пытаюсь выкручиваться. |
|
Эльвира Сообщений: 733 |
Добавлено: 12-05-2005 09:14 |
Любовь, наверно, все-таки лучше найти золотую середину, а она, мне кажется в том, чтобы объяснять ребенку, что всем людям иногда свойственно ошибаться, быть неправыми и т.д. Соответственно, поступок человека можно осудить, но не его самого заклеймить, как недостойного уважения во всех случаях. | |
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 12-05-2005 09:44 |
Так я и говорю, пытаюсь выкручиваться.Пытаюсь объяснить позицию учителя. | |
Airish Сообщений: 475 |
Добавлено: 12-05-2005 12:06 |
Обычно в таких случаях я говорю ребенку, что учитель тоже человек, а человеку свойственно ошибаться и зависеть от настроения. Тогда мы разбираем с ним какие-нибудь похожие ситуации из кино или из книг - почему так произошло, кто виноват и что дальше делать. Ребенку я советую быть мудрее и выше мелочных обид. Иногда помогает. |
|
Vesna Сообщений: 2565 |
Добавлено: 12-05-2005 15:22 |
Виктория, ну, давайте, попробуем быть сами с собой честными. "командуют другими детьми" - фраза не детская. Ваш сын ее услышал из уст взрослых... Ваших ли, бабушки, соседей - не важно... Мы очень часто сами исподволь, нехотя даем некий вектор своим детям... Да, бывает и так, что взрослые несправедливы. Или грубы, бывает, что и замечание - вполне по делу... Ситуации разные. Во всех этих случаях - у меня только один стабильный ответ сыну. Нас всех создал Бог, правда? Не ты, и не я. давай менять себя, на не других. |
|
Краса Сообщений: 161 |
Добавлено: 13-05-2005 02:39 |
Такс.. хорошая тема.. Я Коле всегда говорю-думай своей головой. НЕ обязательно то, что сказал взрослый-истина в последней инстанции. У тебя должно быть свое мнение. Но в силу того, что ты еще маленький и просто многого не знаешь-взрослых надо слушаТЬ. Может не всегда слушатТЬСЯ, но слушаТЬ всегда. Сына растет с формулировкой "относись к людям так, как хочешь чтоб к тебе оносились" и если есть бытовые примеры таких отношений, я всегда обращаю внимание сына на них. В части прав не прав взрослый, мы, как Айриш, объясняем, что все люди и могут ошибаться, но тебе самому ненадо усугублять положение ошибки. Тебе сделали замечание несправедливо, ты можешь высказать свою точку зрения, но не пререкаться с учителем, не устраивать сцен. Понимаю, что это язык взрослых, но Котя его понимает и принимает. Про бабушку вообще капец... У нас в семье счас 2 (!) грудничков, однако старшим пацанам бабушкиной внимание и любви более чем перепадает. И вообще, отношениям к детям чем старше-тем тебе больше бонусов..:)) Не намного, конечно, но все же заметно.. но и ответственность за младших тоже есть.. |
|
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 13-05-2005 15:07 |
Спасибо всем, кто откликнулся. Я только сейчас по тону собственного послания поняла, что интуитивно все же стою на позиции говорить ребенку правду, в том числе и про взрослых. Но нужно хорошо подумать, как. Опять же, когда размышляла над собственной темой, пришла в голову такая формула: "Я понимаю, что многие слова учителя тебе неприятны, но школа - это твоя работа, а учительница - начальник. Обсуждать ее человеческие качества мне бы не хотелось, я ее плохо знаю, но поскольку она начальник - ты ее обязан слушаться. Даже когда ее слова кажутся тебе обидными, а требования - несправедливыми. Когда ты пойдешь на работу, у тебя тоже будет начальник. Может быть, добрый, а может - нет, значения не имеет. Ты подчиненный, есть субординация, и этим все сказано". Пока не знаю, насколько это безупречно, надо подумать. Когда замечания делают справедливо (Виктория), это как раз несложно. Объясняю, что такое поведение не всем приятно, надо думать о других. Vesna, мы неверующие - наверное, к сожалению... Потом, такой ответ мне представляется скорее уходом от проблемы. Может, я неправа. |
|
skarlet Сообщений: 257 |
Добавлено: 14-05-2005 12:27 |
Краса,вполне согласна.Оставаться при своём мнении,но не пририкаться с учителем.Если учитель делает справедливые замечания.Но если учитель переходит на личность,например скажет редёнку,что он (дурак или идиот).Ребёнок должен сказать учителю,что он,(т.е. учитель)не имеет права его оскарблять. | |
Эльвира Сообщений: 733 |
Добавлено: 14-05-2005 15:11 |
Nancy, я тоже неверующая, но не вижу в такой формулировке никакого ухода: в переводе с русского на русский она означает: "ты не вправе требовать от других, чтобы они думали так же как ты, делали так же как ты; все отношения - результат взаимных уступок и договоренностей; если ты не согласен с тем, что тебе сказали или сделали, либо постарайся понять и принять это, либо договорись о другом (как правило, нереально), либо проигнорируй, но знай, что существуют уже устоявшиеся правила и нормы, за нарушение которых ты можешь понести соответствующие наказания, выбирай сам, и т.д. и т.п." | |
Эльвира Сообщений: 733 |
Добавлено: 14-05-2005 15:21 |
И еще на тему несправедливости вообще. Кто-то уже здесь говорил, что мы считаем несправедливыми именно те поступки, которые не соответствуют нашим ожиданиям. И чем более высоки наши требования к окружающему, тем больше и чаще в отношении нас творится несправедливость. А чем более мы склонны дать право другим людям ошибаться, тем меньше в отношении нас будет несправедливости. Уверяю, я могу сравнить себя со своей родной сестрой и сказать, что на ее пути было много злых и несправедливых людей, а я очень часто встречала замечательных людей, которые мне помогали. |
|
Руанна Сообщений: 279 |
Добавлено: 14-05-2005 16:26 |
Я считаю однозначно - если можно, надо объяснить, почему несправедливость. Но не всегда. Нам пришлось с этим столкнуться достаточно в яркой степени. Моя свекровь любит моих детей меньше всех остальных внуков. И Гера пару раз спрашивал, почему бабушка и дедушка берут в гости его сводного брата очень часто, а к нему не приезжают и практически не берут. Пришлось выкручиваться, потому что сказать правду я не могла. Слишком сложно объянять перепетии наших проблем. |
|
Любовь Сообщений: 3837 |
Добавлено: 14-05-2005 16:41 |
Очень интересно,как вы выкрутились.У меня похожая ситуация. | |
Vesna Сообщений: 2565 |
Добавлено: 14-05-2005 18:22 |
Руанна! Здравствуй! Как трудовые будни мамы? | |
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 15-05-2005 08:09 |
Эльвира, не надо усложнять. Это же ребенок. Под несправедливостью по отношению к нему я понимаю ситуацию, если его ругают и даже наказывают не когда он действительно что-то натворил, а когда просто не справляется в силу своих болезненных особенностей. Время работы на уроке у нас - не больше 10 минут, суммарно, а о том, что он лентяй - уже плешь проели. Совет англичанки вообще вызвал у нас грустный смех: "Вы ему скажите, что б он не отвлекался". Отец говорит мне: "А то, можно подумать, мы каждое утро его напутствуем: отвлекайся как можно больше". С англичанкой, понятно, тоже конфликт. Ей объяснить не можем, а она - на ребенка. Естественно, когда это чудо делает дома одно упражнение вместо двух, получает заслуженную пару, смотрит на меня честно и уверяет, что "забыл", я спокойно объясняю, что ничего иного он заработать не мог за несделанное-то упражнение, а с забывчивостью надо справляться (обсуждаем с ним, как именно). Ну, а с бабушкой? У нас даже не то что у Руанны. У нас со стороны бабушки неравное отношение к нашим обоим детям, не сводным. Я прикладываю бешеные усилия, чтобы они сами не чувствовали, что чем-то не похожи. А тут нам так недвусмысленно дают понять... Да и летом теперь деваться некуда. "Вы уж как-нибудь сами", - сказала наша бабушка. "Ничего, Андрюха, - бодро говорю, - поездим по Подмосковью, знаешь, сколько интересных мест есть!" Путеводитель купили. Но вообще-то осадок остался. Ну конечно, я не считаю, что вокруг нас творятся сплошные несправедливости. В кружке у Андрюхи педагоги замечательные, все до единого! В детском саду у младшего воспитательница - просто супер, я с ней советуюсь по поводу поведения старшего, она знает об этой проблеме и с детьми такими умеет работать. Все разное, как у всех. Просто захотелось акцентировать внимание именно на этой проблеме и посоветоваться. |
Страницы: 1 2 3 Next>> |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Ребенок и несправедливость |