Как воспитать в ребенке сочувствие и доброту?

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Как воспитать в ребенке сочувствие и доброту?

Страницы: 1 2 Next>> новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 15
Добавлено: 13-10-2004 23:59
Хотелось бы обсудить следующую проблему: "толстокожесть" ребенка, его неспособность понять боль другого человека (бабушка ударилась головой об полку - плачет, а сыну смешно), усталость родителей (стоит кому-то прилечь - мы как вихрь взлетаем на спину и кувыркаемся, не понимая ни слов, ни жалоб на усталость). А ведь с малого возраста было прочитано немало сказок и поучительных историй о том, как важно быть добрым, сочувствующим.
Помню, читаем сказку "Волк и семеро козлят" - на картинке плачущая коза, говорю: сынок, давай пожалеем козочку, погладим ее. Персонажей жалеем, гладим, к живым людям сочувствия - ноль. Вот я и не пойму, если и сказкой, и личным примером близкие демонстрируют ребенку желательную модель поведения - что же ему мешает расти добрым и сопереживающим?...


Сообщений: 161
Добавлено: 14-10-2004 05:08
Я тоже не знаю, как воспитать доброту. Никаких особо поучительных сказок на эту тему не читали, но когда мне плохо, Котик подходит и гладит меня по голове "Мам, ты устала, да?", я ему жаловаться начинаю: что я устала, и голова болит и может быть ты мне дашь поспать чуть-чуть?:) Он тихонечко уходит в комнату и играет тише воды ниже травы. Правда иногда забывается и я просыпаюсь от победного клича Тарзана или Человека-паука или другого героя, которого он изображает. А еще мы завели котенка.. вернее подобрали-не могла же я пройти мимо месячного существа выброшенного на улицу, а главное мой ребенок не мог. Теперь правда, когда он начинает таскать Лису, кошка мяукает несчастным голосом. Сразу говорю, чтоб он ее отпустил "кошке же больно".
А девочек мы не обижаем, потому что они слабые, а ты-мужчина. Мама тоже девочка, только большая, и бабушка, поэтому ты должен быть сильным мужчиной и защищать девочек.


Сообщений: 2565
Добавлено: 14-10-2004 14:09
Подождите,Helena, отчаиваться. Если вы сами и вашей семье имеете приоритеты на добро, прощение, понимание - со временем оно перейдет и сыну.
У меня данька тоже в 3 года мог поскакать по лежащей бабушке... А сейчас даже в школе все в один голом отмечают, что его главная черта - добродушие.
Хотя, бывает и твк, что у высокодуховной пары или мамы, как назло, ребенок растет бездуховным... Бывает! Но, думаю, не в три года еще такие "диагнозы" рановато ставить!
Главное - не отчаиваться, а побольше самой и самим проявлять друг к другу любви, сочувствия, сопереживания... Даже (и особенно) к тем, кто нам не нравится. Например, к противной соседке по подъезду.


Сообщений: 380
Добавлено: 14-10-2004 16:20
А у нас немножечко прогресс есть. Теперь уже и больное место гладим, и маму жалеем, но иногда надо "пояснее" показать, что что-то расстроило, обидел, устала, ударил, короче сообщить.
Иногда я даже в голос реветь начинала или хныкать, чтобы показать, как мне больно. Теперь сам подходит и гладит мамочку, хотя бедного серого кота все равно гоняет, весело ему в эту игру играть! А вот с детками сложнее. Стукнет и говорит, что мне он не понравился, а почему - а потому...


Сообщений: 1
Добавлено: 18-10-2004 14:37
Мария, да, маловато только маму жалеть. Мой как-то так и ответил на вопрос "Почему ты мальчика ударил? Ты дома тоже так себя ведешь?" - "Нет, я маму с папой люблю, я их не обижаю".
Действительно, не обижает, зато в школе каждый день инцидент, или даже не один - бьет всех, кто попался под руку в неудачное время. И никакие уговоры -разговоры пока эффекта не дают.
Уже и в философию ударялась типа того, что мы, все люди, взаимосвязаны, и когда он обижает ребят, он обижает и меня и т.д.и т.п. Рассуждать рассуждает, понимает, но реально со своей импульсивностью справиться не может.


Сообщений: 380
Добавлено: 18-10-2004 15:14
Да уж, что верно, то верно, я говорю, что прогресс "немножечко",
и жалуюсь в голос в разделе "хождение по кругу". Потому как и маме с бабушкой достается частенько, наш прогресс неустойчивый очень, когда-то все в порядке, легко договорится, хорошо понимает. А сейчас приболел, и начался у нас изрядный откат назад, и мама уже не понарошку плачет, зеркалит, а понастоящему... А с детьми и подавно проблема. Хотя в садике он самый маленький, не очень-то он там дерется, хотя воспитатель говорит, что тормоза включать надо, но, например, в спортивном клубе ему нчего не стоит кого-то ударить. И хотя там все предупреждены и бывает психолог, мне так стыдно-стыдно-горько.
И на площадке может запросто полезть на горку прямо по чьим-то рукам, да еще и не удержишь, а на замечание, что ребенку же больно, смотри куда лезешь, последует ответ: она глупая, и все, или он дурак, или он мне не нравится. И это тоже на фоне бесед, нравоучительных сказок и разбора полетов, ежедневных и по нескольку раз . Elvira, я вам в ответе как-то описывала это.
Конечно если мама обижена, и не дай Бог, расплакалась (а у мамы нервы на пределе часто, все смирится не можем с нашей проблемой, все жалеем себя), он и тут же прибежит, и всяко погладит поласкает, извинится и чего только не наобещает. А дальше...Все обещания всуе. Но как с этим быть? Вот, рапример, советуют, что когда ребенок бьет другого, уводить его с дет. площадки в скучное, неинтересное место. А если он в клубе бьет? Либо его задирают, либо он не в духе... Куда его уводить? Там только приглядывают, и не всегда есть специалист, а воспитатели, которые приглядывают, кто-то может втянуть в занятие, скорректировать поведение, а кто-то нет, просто милицией пугают.
А на детской площадке я и так стараюсь его уводить в сторону, чтоб не вышло чего. Вот и получается, что у меня непреходящий страх, настоящий невроз по поводу того, что дитятко чего-то натворит, и в то же время приучать к коллективу надо, спортом опять же занимать, ведь осень уже, слякоть, а площадки и летом - то жуть, а зимой прошлой мы вообще чуть нос не сломали на этой самой горке. Как корректировать в людных местах, и там, где дети все время новые, а мамы нет, есть воспитатель, или все вразумления только запоминаются, но не усваиваются, и на практике не применяются. Вот, например, по пути в спортивный клуб: сначала повторям правила, что с детишками играть дружно, не кусать не бить, если кто стукнет, предупреждать словами(как именно), воспитателя слушать... А на выходе: мальчика укусил, так как не понравился он мне, а почему? Потому... А дальше опять повторяет правила. Не будешь, не буду. А маму когда стукает, говорит, сейчас не люблю... Хотя сам очень все свои наказния помнит, на ухо перед сном говорит мне, что когда я или папа на него сердимся или наказываем (не битьем, а "обездвижением"), он очень на нас обижается, поалуйста, больше не наказывай меня...
Как быть? Кто может реальное что-то посоветовать?

Почетный Библиотекарь
Сообщений: 2128
Добавлено: 18-10-2004 17:54
А нам по вечерем очень помогает следующее.

“ПУТЕШЕСТВИЕ НА ГОЛУБУЮ ЗВЕЗДУ”.
Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?
Сейчас помечтаем и мы...
Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там, далеко-далеко, тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.
Вы — команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох — выдох, 3 раза. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох — выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох — выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох — выдох, 2 раза.
Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель — Голубая Звезда...
И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х — и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!
Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые” желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и ... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.
Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем быть такими же добрыми, чистыми и нежными.




“ПОЛЕТ ПТИЦЫ”.
Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо — это голубое царства великолепных птиц. Одна из самых красивых — лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох — выдох. После вдоха говорите про себя: “Я — лебедь”, — потом выдохните. Вдох: — “Я — лебедь” — выдох (3 раза). Хорошо!
Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы!
Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох — выдох (3 раза). Вдох — выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох — выдох... (3 раза).
Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох — выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.
Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Замечательным был полет!
Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!

Почетный Библиотекарь
Сообщений: 2128
Добавлено: 18-10-2004 17:55
После такого занятия ребенок засыпает намого проще и быстрей:-) Но делать надо со всеми вдохами выдохами.


Сообщений: 161
Добавлено: 19-10-2004 05:15
Все обещания всуе. Но как с этим быть? Вот, рапример, советуют, что когда ребенок бьет другого, уводить его с дет. площадки в скучное, неинтересное место. А если он в клубе бьет? Либо его задирают, либо он не в духе... Куда его уводить?

А если попробовать клин клином?:) Конечно он еще маленький, но если дерется пусть будет готов получить сдачу. У нас в саду в возрасте 4 лет был мальчик на голову выше всех детей, забияка и драчун. Влетало от него всем: и мальчикам, и девочкам. Мой сын как-то так сильно его ударил, что повалил с ног, Коля защитил девочку, но простоял в углу почти весь день..:)) Больше этот мальчик ни к Коле, ни к девочкам не приставал...:)) По крайней мере, как сын говорил. А если дать понять ребенку что на твою силу найдется другая сила, на твое "фе" тебе тем же и ответят, может быть сыграет инстинкт самосохранения.
Может быть это и не правильно, может быть агресия у детей как реакция я внешний мир, но я точно знаю, что мы чувствуем своих малышей и можем точно сказать когда он обороняется от мира, а когда манипулирует нами. Ведь неприятности, которые могли бы возникнуть у него за свое поведение возникают у его мамы-папы.. Это они мечутся по площадке успокаивая обиженных детей и их родителей.
Тут еще зависит от самих взрослых.. вы позволите другому ребенку ударить вашего? Я позволяю... вернее отворачиваюсь, когда силы равны и хвалю, если он сумел отбить напор. Может быть попробовать не уводить ребенка с площадки, а дать ему возможность самому выстроить отношения? Ты ударил-тебя ударили, с тобой играть не хотят, может быть ты подумаешь, что с людьми надо как-то по другому общаться?
Я не проживу за своего сына его жизнь и прикрывать его от сех сложностей тоже не смогу, значит я должна научить его справляться с ними самому... ведь это мальчик, мужчина. А как он научится отстаивать свое право, если при любой ситуации будет прятаться за мою юбку? :)

А маму когда стукает, говорит, сейчас не люблю... Хотя сам очень все свои наказния помнит, на ухо перед сном говорит мне, что когда я или папа на него сердимся или наказываем (не битьем, а "обездвижением"), он очень на нас обижается, поалуйста, больше не наказывай меня...
Как быть? Кто может реальное что-то посоветовать?


Вот это меня насторожило, что он говорит "сейчас не люблю", не ваши ли это слова, обращенные к сыну "Сейчас ты плохой, я тебя не люблю"? Мы ведь любим своих детей не за что-то, а просто потому, что они есть. Так надо чаще им об этом говорить "Я тебя люблю", и почаще, и не за хорошее поведения, не за успеваемость, но и тогда, когда ты совершил плохой поступок, я все равно тебя люблю. Чувствуете разницу между "ты плохой" и "ты совершил плохой поступок"? Просто плохим поступком ты разочаровал (обидел, унизил) и мне больно от этого.
Вот.. это не советы, а так, наблюдения со стороны.


Сообщений: 1
Добавлено: 19-10-2004 09:01
Краса, я уверена, что Мария дает понять сыну, что не любит не его, а его плохие поступки. И я точно так же своему всегда говорю. И ситуация у нас очень схожая - я в точно таком же страхе относительно поведения своего сына - он каждый день ввязывается в драки: то кто-то игрушку ему не дал, то кто-то на его место сел (его - это то, куда он хотел), то у него что-то не получилось или получилось плохо, а кто-то засмеялся, да и просто зол на себя...
Причем в разговорах на эту тему демонстрирует чувство вины - да, извини, мама, я больше так не буду, иногда в голос рыдает :"Что же у меня так плохо мозги устроены?" и т.д. и т.п.
Но осознание это никак не влияиет, не закрепляется, в следующий раз в такой же ситуации ведет себя так же.
Я уповаю только на психолога, на какие-то тренинговые методы, чтобы закреплялась правильная реакция на те раздражения, которые вызывают агрессию.


Сообщений: 380
Добавлено: 19-10-2004 13:05
Конечно, я обьясняю, что люблю его всякого, но бить и обижать других людей недопустимо. Проблема не в этом, любовью он у нас ни в коем случае не обделен. И никогда не буду я его специально защищать и оберегать, устраивать тепличную жизнь. Ударил кого-то - получи сдачу, да ведь в садике-то он скромно себя ведет, я писала, он там маленький самый (садик к тому же очень хороший, реабилитационный, с психологами и замечательным воспитателем), его там наоборот, частенько гиперактивный мальчик на год постарше обижает, но ведь и других тоже. Проблема в том, что он может ударить маленького, причем не спрогнозируешь, когда. Или идет мальчик в клубе по раздевалке, а мой раз и ущипнет... просто так, привлекая внимание. Мне достается, когда обижается на что-то, а обидется ведь может на что угодно. Бабушке за то, что хочет он с мамой быть, а она маму "отбирает"...
Конечно, разговариваем каждый день, обьясняем, демонстрируем, однажды даже укусил он мальчика, так я его руку этому мальчику тяну, говорю, пусть теперь он тебя укусит, чтоб ты понял, как это больно. Плакал, понял, и через какое-то время опять. Так что все запущено...


Сообщений: 380
Добавлено: 19-10-2004 13:06
Анджела, спасибо большущее, обязательно сегодня попробуем!


Сообщений: 2565
Добавлено: 19-10-2004 14:45
Ага, здорово. Господи - несколько дней меня здесь не было и столько всего - прочесть не успеваю!

Почетный Библиотекарь
Сообщений: 2128
Добавлено: 19-10-2004 14:52
А еще мне очень помогла вот эта книга

http://pedlib.hut.ru/Books/shpargalka/shpargalkap5.html

Почетный Библиотекарь
Сообщений: 2128
Добавлено: 19-10-2004 14:53
Упражнение про лебедя-это для повышения самооценки, а про звезду- снятие агрессивности

Почетный Библиотекарь
Сообщений: 2128
Добавлено: 19-10-2004 14:54
В ссылочке которую ся скинула книга о детях гиперактивных, тревожных и т.д. (одним словом - проблемных) :-))

Почетный Библиотекарь
Сообщений: 2128
Добавлено: 19-10-2004 14:55
еще одна ссылка о работе с гиперактивными детками
http://psy.1september.ru/2000/04/7_9.htm

Почетный Библиотекарь
Сообщений: 2128
Добавлено: 19-10-2004 14:56
А в эти игры просто можно весело поиграть
http://www.apatity.fio.ru/projects/pr742/page11.htm


Сообщений: 1
Добавлено: 19-10-2004 15:00
Да, Анжела, спасибо Вам за "лебедя" и "звезду" - я тоже попробую.

Администратор
Сообщений: 4186
Добавлено: 19-10-2004 15:28
Загляните в разделы ссылок и игр на нашем сайте. Там много чего хорошего собрано.

Страницы: 1 2 Next>> новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / Как воспитать в ребенке сочувствие и доброту?

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU