дети и деньги

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / дети и деньги

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 15
Добавлено: 20-10-2004 22:16
Высылаю текст научной публикации по проблеме, которую когда-то затронула Марийка
Когда детям выдаются карманные деньги в обмен на выполнение каких-нибудь поручений, вознаграждение за хорошие оценки или дарятся подарки, то это не дает им полного представления о том, откуда берутся деньги. Но когда дети вместе с родителями стараются зарабатывать, они получают урок реальностей материальной жизни. Некоторые ученые утверждают, что практический опыт ребенка имеет большее значение для понимания денег, чем уровень когнитивного развития.
Результаты исследований, проведенных Фарнхеймом (1999) в Великобритании и Киркэлди (2000) в Германии показали, что знакомство с карманными деньгами нужно начинать с 5-6 лет, при этом, чем раньше и чем больше получат дети информации и опыта в этом вопросе, тем быстрее они приобретут так называемую «потребительскую сноровку». «Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами,
поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. Карманные деньги являются одним из важнейших способов экономической социализации» (Фенько А. Б., 2000).
Таблица 1 Возрастные стадии формирования отношения к деньгам
Возраст
(лет) Представления и понятия
4-6 Элементарные понятия о деньгах и покупках
6-8 Развитие понятий о денежной системе и осознание взаимосвязей между деньгами и работой
8-9 Понимание ценности денег, понятие богатства и бедности
10-12 Наиболее дифференцированное экономическое понимание, умение строить экономические отношения
12-15 Приближение к знаниям взрослых о функциях денег
Также большинство родителей, участвовавших в этих экспериментах, считают, что дети должны «признаваться», на что тратят деньги, а также поощряться за накопление денег. Уже к шести годам дети знают, что откладывать деньги - «хорошее дело»: они подсознательно уловили, по-видимому, от родителей идею о том, что самоуправление, терпение и бережливость целомудренны, хотя многие родители утверждают, что не учат сбережению и не внушают ценность бережливости. Известно, что детям в разной степени свойственно желание отложить вознаграждение, чтобы позже получить большее вознаграждение.
По результатам рассматриваемых исследований оказалось, что многие родители одобряют получение детьми наличного вознаграждения (в день рождения, на рождество и т.д.), но почти все родители негативно относятся к займу или одалживанию денег другим детям. В ходе опросов родителей выяснилось: почти половина детей считают, что их школьные успехи должны поощряться и настаивали на разработке платежной системы за положительные оценки, которая должна действовать с начальной школы.
В свою очередь, например, молодые родители больше настроены на выплату денег не за так, а за работу по дому, также рассматривают карманные деньги как способ договора с детьми, в отличие от более взрослых родителей.
Имеются интересные данные из других исследований о том, что «дети из семей среднего класса получают в полтора-два раза меньше денег, чем дети из рабочих семей, но откладывают в два раза больше. Более половины детей неквалифицированных рабочих и только 10% детей специалистов с высшим образованием тратили всю сумму карманных денег в течение недели» (Фенько А. Б., 2000). Через траты денег детьми усваивается традиционная модель поведения класса и семьи. Существует устойчивое утверждение о том, что дети тратят деньги по той же модели, что и родители (покупать много дешевых вещей или копить на дорогие и т.п.).
В рассматриваемых нами исследованиях в семьях рабочих существует убеждение, что мальчики должны получать больше денег, чем девочки. Данная позиция ничем не обоснована, так как деньги должны распределяться между детьми по справедливости. Если одним дается больше, чем другим, то должно быть ясно, почему; если же кому-то из детей было оказано неоправданное предпочтение, то другим необходимо возместить «убытки». Подобная позиция призывает, чтобы семейная бухгалтерия была «прозрачной» для каждого члена семьи. В связи с этим К. Маданес и К. Маданес в своей книге «Тайное значение денег» предлагают несколько шагов, оптимизирующих экономические отношения внутри семьи:
1. Все члены семьи должны знать правила, по которым распределяются деньги. Когда родители дают деньги детям, тем должно быть совершенно ясно, являются ли эти деньги наградой за послушание, уважение, любовь, хорошую учебу или причитаются им по праву.
2. Семья может назначить один день в году для обсуждения финансовых дел, чтобы каждый понимал, кто какие деньги получил и почему. В этот день, но ни в какой другой, можно высказывать свое мнение и предъявлять жалобы. В ходе такого обсуждения и родители, и дети должны одинаково представлять себе экономические приоритеты семьи, ее финансовое положение в данный момент и планы на будущее.
3. Не должно существовать никакой неясности относительно семейной иерархии - каждый понимает, кто принимает решения о распределении денег.
4. Следует установить срок давности - по истечении определенного срока претензии считаются недействительными и решения пересмотру не подлежат.
Относительно карманных денег полезные рекомендации дают детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор:
• Начинать давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.
• С самого начала объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы ребенка они будут покрывать.
• Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
• Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
• Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
• Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
• Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору (по нашему мнению родители должны оставить за собой право оговаривать приобретение определенных товаров).
• У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно
• Ежегодно (в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.
Необходимо давать ребенку больше самостоятельности в домашних делах, поощрять инициативность, побуждать его в школе и дома самостоятельно производить расчеты материальных затрат на интересующие дела Желательно научить детей простейшим методам ведения таких расчетов. Это предполагает постановку и решение задач на составление смет расходов и доходов, подведение итогов экономической деятельности
Рассматриваемая нами проблема требует исследований, ориентированных на российские семьи, и выработки рекомендаций, которые смогут помочь успешной адаптации родителей и детей в современных социально-экономических условиях.


Сообщений: 404
Добавлено: 21-10-2004 15:56
Дочитаю вечером...


Сообщений: 380
Добавлено: 21-10-2004 18:38
А мы денежки уже сейчас "изучаем". Копим, просим, играем в продавца. Копил, копил, у всех понемногу цыганил, а потом говорит вопитателю, когда что-то там сломал в садике, а ты сходи, купи , пожалуйста, у меня денежки есть. Ну а потом все "накопления" мне отдал. Мамочка, купи себе что-нибудь. Сейчас снова "копит"


Сообщений: 161
Добавлено: 22-10-2004 02:52
Да... не быть моему мальчику финансистом..:))) Деньги получает только тогда, когда в магазин отправляю, а это бывает крайне редко. Правда чек и сдачу всегда приносит. А копилка у нас тоже лет с 3-х, раньше он в нее все собирал, у бабушек-дедушек вымАгивал...:)) Теперь стоит позабыта-позаброшена. Деньгами в семье рулит папа, хотя я сама зарабатываю, деньги мужу отдаю, так как неприспособлена к ним-трачу тут же... Да и сына папа учил: не трать понемногу, лучше сразу на все деньги купить понравившуюся игрушку. Ну как-то мой накопил, пошли они с папой-купили на сына деньги то, что он хотел. Игрушки хватило на час, больше после этого ребенок накопительством не занимался...

Почетный Библиотекарь
Сообщений: 2128
Добавлено: 22-10-2004 15:36
А у нас несколько попыток заканчивались одинаково-денюжки из копилки доставались нржиком (чтобы не разбивать), и гулял весь двор:-)


Сообщений: 1013
Добавлено: 31-03-2006 14:44
Мамочки, сдуваю пыль с данной темы. Почему? Хочу попросить вас высказать свою точку зрения - карманные деньги у ваших детей появляются (если появляются вообще) с какого возраста и в каком объеме?
Я первую попытку основать сыну копилку сделала три года назад (Ивану было 4), надо сказать, мальчик потряс меня какой-то крестьянской хваткой до глубины души!!! - у него ТАМ всегда все было учтено, хоть в те времена он в цифрах и путался, но по цвету купюр он отлично ориентировался и все свои - тут же из меня вынимал... Кстати, на мелочи он не разменивался, если уж замахивался, то ... Речь шла о игрушках, естественно. Через два года он уже вполне сносно общался с продавцами, управлял процессом "покупания" самостоятельно, я просто наблюдала, стоя в сторонке! При этом я стала советоваться с ним "по хозяйству", расставляя очередность планируемых покупок, чуть-чуть уже начиная привлекать его к планированию бюджета (мне в этой области необходим суровый контролер, удерживающий от чрезмерных амбиций! , но сынуля - увы! - видать по всему, скуповат, явно не в меня пошел - он, похоже, готов отказать себе сразу во всем... кроме, разумеется, развлечений) ...
Короче, теперь вот я и думаю - поскольку время от времени в доме его шаловливые ручки что-то ломают, и не по одному разу, а систематически - что, если ввести систему штрафных санкций?
Может хоть так повысится ответственность?!!
Никто не пробовал внедрить такую систему?


Сообщений: 749
Добавлено: 31-03-2006 20:01
Мы только делаем первые шаги в товаро-денежных отношениях. Деньги им давала ,дабы пробовали сами распоряжаться ,но дошло до того ,что свои деньги не тратили а выклянчивали у меня. У меня цель была ,чтобы они не разменивались по чепухе ,а могли подумать на что потратиться и чтобы поняли что деньги могут закончиться раньше чем закончатся желания. Но получился небольшой перегиб. Кстати, случай на эту тему. В порыве нежности мне говорит один ребенок : «Мама, я тебе на праздник подарю золотые сережки» « Правда? Ой, спасибо, а где ты деньги возьмешь?» Делает огромные глаза «Как где, у папы конечно!»А я наивная рассчитывала услышать что-то типа «Вырасту,заработаю»


Сообщений: 3837
Добавлено: 01-04-2006 01:52
У нас была попытка финансового поощрения за учебу,которая благополучно провалилась. Единственным результатом стало не улучшение учебы и поведения,а долгие претензии,почему не дают,после отказа от этой системы.Регулярной выдачи денег нет,даем железные денежки,которые остаются от сдачи или не лезут в кошелек. Сначала пытался таскать из копилки по чуть-чуть в школу и покупать всякую химию:жевачки,конфеты и прочее. Запретили тратить на ерунду,предложили выбрать игрушку,узнать ее стоимость и копить целенаправленно.В результате: в каникулы ходил с бабушкой в зоопарк,взял свои деньги и благополучно спустил их за 5 минут на всякую ерунду. Причем процесс покупки проходит так: он считает сколько у него денег,и лишь потом ищет на прилавке,что на эти деньги можно купить. При этом совершенно не важно,сколько у него в кармане. Будет 3 рубля,может купить ластик или носовой платок. Лишь бы потратить. Пугает меня такое отношение к деньгам,может перерастет?


Сообщений: 446
Добавлено: 01-04-2006 04:46
Люба, наверное он перерастет.

Мы даем каждую неделю по 3 доллара, независимо от успеваемости. Раньше все сразу же просаживал в игровых автоматах, теперь копит до 10-15 долларов, потом тратит на игрушку.
По большим праздникам подбрасываем 20 долларов, но это 2-3 раза в год (тут же тратит на компьютерную игру).
Сдаем пластиковую тару и стеклянные бутылки примерно раз в месяц, набегает смешная сумма в 1.5-2 доллара. Раньше я этим занималась (надо плющить пластиковые бутылки, складывать в п/э пакеты и выносить на балкон для накопления), теперь обязанность и доход отошли к ребенку. Очень доволен!
В общем и целом, отношение к деньгам стало более осознанным. Ребенок очень благодарно воспринял идею еженедельной зарплаты, ведь это его крошечный кусочек свободы от нас, вечно требующих, ограничивающих и т.п. (читайте Януша Корчака).
Еще поняла, что все-таки ребенка надо иногда баловать, когда что-то недорогое очень сильно просит. Обычно у нас папа такой "добрый дедушка Мороз", потакает ребенкиным капризам, потому как папе на шею не сядешь и доить его постоянно не получится, это не мама, и времени сын проводит в папином обществе меньше, чем в мамином. Я тоже делаю мелкие подарки - красивую ручку, резинку и т.п.
Штрафовать деньгами не пробовали, да он правда ничего и не ломает. А к успеваемости мы сразу решили привязку не делать. Иногда очень хочется отобрать зарплату за плохое поведение в школе и отметки, но - бью себя по рукам.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 01-04-2006 09:40
Деньги у старшего появляются из таких источников: 1. мелкие монеты, которые дают на сдачу (складывает в банку, меняет в Сбербанке на купюры по мере накопления); 2. те 30 рублей, которые я ему даю 2-3 раза в неделю ("на обеды"), когда он ездит на занятия в кружок - эти деньги он тратит по своему усмотрению: может в буфете проесть, а может и себе оставить - частично или полностью. Как он ими распоряжается, я не спрашиваю; 3. иногда дарят родственники; 4. бывает, помогает мне в простых "подработках" - напечатанные листы по экземлярам разложить, марки на конверты наклеить. За эту помощь он получает часть от общего заработка.
За учебу, хорошее поведение и помощь по дому не плачу принципиально. Это, в конце концов, его обязанности.
Штрафов тоже нет. Правда, когда просадил 10 баксов, которые ему положили на мобильник, следующий взнос делал из своего кармана. Зато сейчас делает звонки осмотрительно.
Был поменьше - тратил деньги по-глупому. Мог купить дорогую, но бесполезную игрушку под влиянием импульса. Сейчас отношение к деньгам более осознанное. На собственные деньги (и на основании собственного решения) купил себе часы, шлифмашинку, кое-что из инструмента (надфили, тиски), диски для компьютера.

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Жизнь с СДВГ / дети и деньги

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU