Формирование я-концепции

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Олега Заюнчковского / Формирование я-концепции

Страницы: 1 2 Next>> новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 178
Добавлено: 08-07-2007 10:35
Здравствуйте! у нас вот какой вопрос: ребенок время от времени называет себя в третьем лице, например, на вопрос "кто это сфотографировал?" слышу в ответ очень гордое: "Дима", а не "я". не всегда это так, но все равно настораживает. у нас, конечно, стоит ОНР 2-3, есть дизартрия и сенсорный компонент, ну и СДВГ, само собой. занимались очень активно с логопедом, психологом и т.д.(сейчас каникулы). наша доктор говорит, что все идет от речи, психолог считает - все в стадии компенсации. А как мне помочь? Как правильно себя вести? когда он так говорит, я беру его ладошку и, указывая на него, говорю: "Я сделал то-то". может, не то делаю? Спасибо!


Сообщений: 3659
Добавлено: 08-07-2007 17:36
У нас тоже была проблема.Правда я замечала,что мы все разговариваем с ребенком,как с маленьким.Иди к маме,вместо иди ко мне.Папа устал,вместо я устал.Миша сегодня послушный,вместо ты послушный и т. д.Когда прекратили так говорить,все встало на свои места.Только бабушка иногда забывает и говоритТы с бабушкой будешь играть вместо со мной играть.


Сообщений: 1352
Добавлено: 09-07-2007 12:05
У нас в 5,5 такая же проблема. Недавно стали иногда говорить Я, но в основном по просьбе. Тоже говорит, что на фото Дина и так же как у мамы Миши есть проблема у взрослых, которую они также пытаются решать.


Сообщений: 1706
Добавлено: 09-07-2007 15:02
Lilly! У нас тоже это было долго.Даже сейчас он может рассказать о том, как плохо поступил Георгий, зная, что мы это не одобрим. А отношением к нему как к маленькому, у нас грешит папа,но сейчас он активно исправляется.


Сообщений: 178
Добавлено: 10-07-2007 11:14
А ведь в точку! мы тоже так говорим: иди к папе, дай мама поцелует, пойдем гулять с бабулей и т.д. сюсю, нямням, бобо. я пытаюсь сдержаться, но забываюсь. еще стараюсь как можно чаще говорить от себя: "я люблю, когда ты ... мне нравится, когда ты ... ну и в том же духе. пока не понятно, помогает ли это.


Сообщений: 248
Добавлено: 11-07-2007 12:35
Уважамые мамы, позвольте с Вами не согласится!
Я задавала сдесь на форуме (Nancy) аналогичный вопрос прошлой осенью, тогда парню было 5 лет, и он продолжал говорить о себе в третьем лице, хотя в три года ребенок должен переходить на Я.
Говорение о себе в третьем лице присуща аутичным (или с аутичными чертами) детям, и мало зависит от стиля обращения взрослых к ребенку.
Проблема осознать свое я и называть себя Я является логичным продолжением проблемы построения взаимоотношений с внешним миром. Грубо говоря, человек начинает диффиренцировать себя как Я, если он диффиренцирует свой внутренний мир и его границы от окружащих (ОНИ). Разумеется, ребенок знает, что есть мама, папа и много много других людей, но все они являются частью ЕГО СОБСТВЕННОГО внутреннего мира. С этим же, вероятно, связаны трудности с общением(ребонок не отвечает на вопросы и пр.)
На мой осенний вопрос ответа я так и не получила, но примерно в это же время мы начали активно заниматься и лечится.
Занятия разнообразные, в т.ч. физические упражнения, потому что осознание и построение собственног тела, владение собственными руками-ногами, тоже помогает ребенку осознать границы его личного собстенного пространства, а осознание наличия этих границ - первый шаг к осознанию Я.
И таблеточки, конечно, потому что я в отличие от многих мам на форуме согласилить давать ребенку нейролептики.
Думаю, что благодаря всему этому через несколько месяцев появилось Я.


Сообщений: 3659
Добавлено: 11-07-2007 13:40
Моему то в 4 года влепили аутизм.Ия согласна,аутичные черты искажают восприятие окружающего мира и личность.Но всеже лекарств от аутизма нет и сдвг тоже.Они лишь уменьшают симптомы и ребенок становится удобным .Мой не принимал лекарства,но разговаривать мы с ним стали по другому и тоже появилось я.Сейчас конечно нет ни только аутизма,но и аутичных черт,напротив он очень общительный и с детьми и со взрослыми.Наверное все зависит от тяжести заболевания.Но честно


Сообщений: 3659
Добавлено: 11-07-2007 13:41
был очень тяжелым.


Сообщений: 178
Добавлено: 11-07-2007 15:13
Tandy, вопрос не в том, что это и откуда взялось (это мне известно, т.к. я вполне доверяюсь мнению профессионалов, которые ведут моего ребенка), а в том, правильно ли я себя веду, чтобы поскорее это преодолеть, и какие еще придуманы способы и уловки искоренения бяки . а ходить в сад, вместе играть и общаться - это мы любим, особенно если попадется такой же шустрик, только вот расходимся не на шутку от избытка эмоций.


Сообщений: 248
Добавлено: 12-07-2007 00:26
Мама Миши, лекарств от аутизма нет, и аутизм не лечится (т.е. диагноз не снимается), но медикаменты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО помогают, но они помогают НЕ сделать ребенка удобным в эксплуотации (наш, например, после таблеток не стал сонным, спокойным, заторможенным и пр.), а помогают снять мешающее физическое и психическое напряжение, наладить функцию общения и пр. Но, разумеется, все зависит от врача. Есть случаи, когда неправильно подобранные лекарства вредили, но есть много случаев, когда они реально улучшили состояние ребенка.


Сообщений: 248
Добавлено: 12-07-2007 00:34
Lilly,
и какие средства (методики и пр.) предложил Вам профессионал, которому Вы доверяете, чтобы это преодолеть?


Сообщений: 821
Добавлено: 12-07-2007 11:29
.Но всеже лекарств от аутизма нет и сдвг тоже.Они лишь уменьшают симптомы и ребенок становится удобным .

Лекарств ОТ нет, но что касается, например СДВГ и риталина, то за время его приема у ребенка вырабатывается нормальный (не удобный, а нормальный) СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ - в чем и заключается суть, смысл и задача данного лекарства.


Сообщений: 178
Добавлено: 12-07-2007 13:03
Танди, я не пойму о чем Вы меня спрашиваете. я задала вопрос психологу(см. пост в начале темы), где изложила примерно ситуацию. надеюсь услышать практические рекомендации.


Сообщений: 1352
Добавлено: 13-07-2007 03:41
Девочки, давайте поспокойнее, ведь нас всех эта проблема волнует или волновала, не известно кому и что помогло, а кому-то все еще нужна помощь... Давайте дождемся психолога, а то что кроме него все желающие вносят свои корректировки - это совет, а не напутствие, тем и примечателен наш форум. Поэтому мы любим бывать здесь... Не правда ли?!
И я хочу помочь своему ребенку, советы мне просто необходимы в этом вопросе.


Сообщений: 3659
Добавлено: 13-07-2007 08:58
Правильно,Диана.Это лишь советы.И я конечно не говорю,что лекарства не нужны,просто рассказываю,что справились без них.Еще в прошлом году писала,что немного завидую,тем кто принимает лекарства,все же помощь.Ну нам никак,все,что питает мозг вызывает у нас тики.Зато занятия с нейропсихологом подейсвовали очень положительно.В группекуда мы ходили наш результат был самым впечатляющим.Вот так искали выход и нашли,каждому свое.

Консультант-психолог
Сообщений: 94
Добавлено: 18-07-2007 09:48
Всем доброго дня! Что-то я немного припоздал. :)
Итак, суть ситуации ясна. Давайте подумаем какие же причины лежат в том, что ребенок обращается к себе в третьем лице и когда он начинает говорить Я. Как правило этот процесс связывают с кризисом трех лет. Т.е. в норме ребенок в три года должен начать выделять себя из внешнего мира. Можно заметить, что иногда дети делают это в слух, говорят, держа, например, чашку: "Я - Вася, а ты - чашка" или что-то похожее, ограничивая себя от предметного мира и от других людей. Ребенок начинает понимать, что "Мальчик Вася - это Я". Этот возраст характеризуется упрямством, раздражительностью ребенка, он постоянно стремится отстаивать свои желания. Некоторое время этот процесс считался нормальным и обязательным элементом развития ребенка, но были зафиксированы ситуации, когда в семье, с раннего детства, к ребенку обращались на "ты", т.е. говорили "Я сейчас тебя одену", а не "Мама сейчас Васю оденет" и, что самое интересное, в этом случае кризис трех лет проходил без особых проблем с упрямством, ребенок сразу говорил о себе "Я-хочу", а не "Вася хочет". Так что некоторые задержки процесса самоидентификации могут быть обусловлены, именно запаздыванием родителей в отказе от обращений к ребенку в третьем лице. Стоит задумать, а как у вас в семье общаются с ребенком?
С уважением.
Олег Заюнчковский, клинический психолог, аспирант кафедры педагогической психологии Московского Психолого-Социального Института.



Сообщений: 821
Добавлено: 18-07-2007 23:42
1. Собственное «Я»

В семье ребенок учиться понимать себя и принимать себя, знакомится со своим «Я». Говорить ребенку, что он самый лучший, и никого в мире прекрасней нет, надо и требуется, но порой такое восхваление переходит все границы, и маленькое дитя начинает усваивать, что он всегда и во всем прав. Родители могут подкреплять это видение себя малышом или подростком тогда, когда в неудачах и провалах склонны винить других людей и открыто заявлять об этом ребенку. Например, плохая отметка в школе - это учитель виноват, он не понял тебя и не увидел в тебе гения.

Первая реальность, с которой ребенок должен освоиться, после того как он узнает, что он ценный и незаменимый член семьи, заключается в том, что он вовсе не является совершенством. Сын или дочь - маленькие люди, которым свойственны врожденные нелицеприятные для общества черты характера.

Ребенок - существо крайне пластичное, но многие его особенности - врожденные. То есть, вряд ли изменятся на протяжении всей жизни. Это, в первую очередь, касается темперамента. Насколько быстро ребенок осваивается в новой обстановке, как он реагирует на неудачи, уровень его активности, экстраверсия и интроверсия - это данности, которые невозможно изменить. Но не нужно путать врожденные особенности и реакции на среду. Если это особенности врожденные, они проявляются всегда и везде, причем с первых месяцев жизни.
Почти у каждого ребенка найдутся черты характера, которые родителям неприятны. Если эти особенности врожденные, бороться с ними не имеет смысла. В этом случае родительское неприятие только снижает детскую самооценку и формирует ненужные комплексы. Знание свое го истинного «Я» ребенком утрачивается, порой и навсегда.
Будучи взрослым, он становится «полем для работы» психологов

Даже если вы хотите что-то изменить в поведении ребенка, сначала лучше принять его таким, какой он есть. Стоит найти все черты характера, которые вам "не нравятся", и мысленно превратить их в дары. Спросите себя: в какой обстановке эта неприятная особенность окажется ценным качеством. Например, робость - это осмотрительность, это означает, что ребенок вероятнее отклонит сомнительные и опасные предложения сверстников или взрослых. Задача родителей узнать врожденные слабые качества маленькой личности и помочь ей принять их у себя и научится управлять ими. По возможности, важно усилить другие качества (положительны) характера, которые смогут уменьшить негативность в сыне или дочери.

Помните! Воспитание - это искусство! Не все так просто!

Очень часто раздражающие особенности детей - это повод для роста родителей. Они напоминают взрослому о каком-то неприятном переживании, возможно - забытом. Исследуйте источник своих чувств. Спросите себя: эта особенность ребенка - что или кого она мне напоминает? Свойства моих родителей, братьев или сестер? Черту характера, которая меня пугает в себе или муже? Если это «незавершенная работа» из личного прошлого. Важно с этим разобраться! Можно воспользоваться помощью профессионала, чтобы не «грузить» своими проблемами ребенка и омрачать ему детство, а затем страдать от чувства вины перед ним.

Хороший родитель больше похож на садовника, чем на дрессировщика зверей. Он может только создавать среду, благоприятную для роста и развития ребенка. Он не может ускорить рост: если тянуть растение вверх, такая попытка кончится плохо. Родитель не может подталкивать ребенка к изменению, но может только приглашать попробовать что-то новое.

Чтобы помочь ребенку принять свое «Я» родитель может:

- Принимать мнение ребенка о себе.
- Попытаться сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были.
- Необходимо быть искренними в беседе с ребенком о его недостатках.
- В беседе попытаться задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется.
- Отмечать его достижения.
- Проявлять заинтересованность к его делам, с уважением относится к его мнению.

Внимательно слушайте все речи ребенка. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно узнал для себя, что неинтересен он.

Каждый родитель должен быть готовым к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Задача – научить ребенка делать выводы из ошибок.

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребенка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной оценки.


P.S. Не даю ссылку, т.к. она вообще-то не о том, поэтому просто скопировала отрывок, который может Вам пригодиться.


Сообщений: 666
Добавлено: 21-07-2007 17:22
У меня малой в пять лет мог о себе "он" сказать!

И я тоже думаю что тут дело в некоторых аутичных чертах. Но!

Спецы, которые работают с аутятами, говорят что "я" появляется когда ребенок полностью осознает свою СХЕМУ ТЕЛА. Это - важный элемент формирования "я-концепции". Семенович (нейропсихолог) тоже считает что пространственные представления "левая рука - правая нога" и восприятие своего физического места в мире помогает скорректировать многие, казалось-бы, никаким боком к этому не относящиеся проблемы - типа позднего "я" или дисграфии.

Мне кажется, воспользовавшись всеми хорошими советами, которые здесь на форуме даны, можно и поработать и с этим. Хуже - точно не будет

Например обратить внимание хорошо ли малыш знает где право-лево, пусть порисует автопортреты и проч. и вообще всяких пространственных задачек побольше. И ролевых игр - обязательно

Консультант-психолог
Сообщений: 94
Добавлено: 24-07-2007 10:03
У меня малой в пять лет мог о себе "он" сказать!

И я тоже думаю что тут дело в некоторых аутичных чертах. Но!

Спецы, которые работают с аутятами, говорят что "я" появляется когда ребенок полностью осознает свою СХЕМУ ТЕЛА. Это - важный элемент формирования "я-концепции". Семенович (нейропсихолог) тоже считает что пространственные представления "левая рука - правая нога" и восприятие своего физического места в мире помогает скорректировать многие, казалось-бы, никаким боком к этому не относящиеся проблемы - типа позднего "я" или дисграфии.

Мне кажется, воспользовавшись всеми хорошими советами, которые здесь на форуме даны, можно и поработать и с этим. Хуже - точно не будет

Например обратить внимание хорошо ли малыш знает где право-лево, пусть порисует автопортреты и проч. и вообще всяких пространственных задачек побольше. И ролевых игр - обязательно


Совершенно верно, есть и такая позиция.
Но, как я уже говорил выше, существуют исследования, в которых родители с самого рождения ребенка не говорили о нем в третьем лице,а обращались на ты и по имени, и стадия выделения себя из внешнего мира проходила менее болезненно, а кризис трех лет был не так ярко выражен. Что лишний раз доказывает глубокую социальную подоплеку этого явления.

С уважением.
Олег Заюнчковский, клинический психолог, аспирант кафедры педагогической психологии Московского Психолого-Социального Института.


Сообщений: 666
Добавлено: 14-08-2007 14:29
Олег, я со своим чадом вообще не сюсюкала... С младенчества - фразы строила как будто со взрослым говорю. Потом даже расстраивалась по этому поводу - думала, может все не так нужно было делать.
Но все таки аутичные черты были, и тут против природы не попрешь. Хотя я с Вами на сто процентов согласна - значение социальных воздействий - огромно

Кстати, а не подскажете - что за прибор такой по имени "Реакор"?
Как он с СДВГ-шками сочетается?

Страницы: 1 2 Next>> новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Олега Заюнчковского / Формирование я-концепции

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU