музыка в зоне ритейла (статья)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум по вопросам Аудиобрэндинга. / / музыка в зоне ритейла (статья)

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Добавлено: 31-08-2007 00:20
Альтернативной музыкальной площадкой для «другой музыки» может стать зона ритейла — магазины, торговые центры, гостиницы…

Сколько уже слов сказано о засилье на радио и телевидении низкопробной попсы. Сколько безутешных слез юных талантов, не пробившихся в формат, пролито. Сколько достойных композиций так и не добрались до алчущего новых музыкальных впечатлений слушателя. Но вот что удивительно: люди, не желающие прогибаться под шоу-бизнес, продолжают творить — в стол, в компьютеры близких друзей...

Возможно, в самом ближайшем будущем у них появится реальная возможность донести свое творчество и до прочей, более массовой, аудитории. Спасением для непризнанных гениев может стать внутреннее радио в зоне ритейла — в магазинах и торговых центрах, ресторанах, гостиницах, клиентских зонах банков и прочих массово посещаемых местах. При определенных условиях, конечно.
Не все, прогуливаясь по торговым залам или ужиная в ресторане, обращают внимание на музыку, льющуюся из спрятанных динамиков. Зато ее отсутствие ощущается сразу — громким эхом, подслушанными разговорами, жужжанием электроприборов да и просто тяготящим слух вакуумом. Впрочем, музыка в зоне ритейла, или продаж, несет на себе далеко не только фоновую функцию. Важность правильного подбора музыкального материала во всем мире оценили еще десятилетия назад. Россия, как всегда, запоздала, но внедрение внутреннего радио в первую очередь в оккупировавших города огромных торговых центрах идет семимильными шагами.

Над разработкой и наполнением внутреннего эфира работают профессионалы: специалисты в области аудиобрендинга, психологи, звукорежиссеры. Казалось бы, к чему такие сложности? Настроил приемник на одну из вседоступных радиоволн — и дело с концом. Многие недальновидные владельцы торговых площадей идут именно по этому пути. Подбором музыки в магазинах частенько занимаются сами сотрудники, а то и вовсе охрана. Пользы от такого музыкального материала магазину никакой, а ведь музыка, звучащая в зоне ритейла, не зря носит название функциональной.

«Внутреннее радио — это не только собственно музыка, транслирующаяся в торговом зале, — объясняет директор Центра аудиобрендинга, автор проекта «Радио-инсайд» Ксения Светличная. — Это тщательно разработанный формат вещания, узнаваемый образ (его еще называют «одеждой эфира»), единая система управления трансляциями и уникальное рекламное пространство».
Размещать рекламу, например в торговых центрах, выгодно не только арендаторам помещений, цель которых — завлечь покупателя именно в свой магазин, но и внешним заказчикам. Во-первых, «целевее» аудитории не бывает. Как для потребительских брендов — люди пришли специально, чтобы потратить деньги, — так и для турагентств, банков, страховых компаний: вот же он разгуливает по залам — их любимый средний класс. Во-вторых, более длительная продолжительность ролика — нет задачи уложиться в 30 секунд. В-третьих, переключить волну невозможно.

Реклама рекламой, но не стоит забывать и об одной из главных функций музыки в зоне ритейла — стимуляции покупательской активности клиентов. Вы наверняка не раз выходили из супермаркета с кучей, казалось бы, ненужных вещей. Оказывается, между содержанием и объемом вашей тележки и сопровождающей покупку музыкой есть вполне определенная связь. К делу звуковой обработки клиентуры специалисты подходят серьезно. Сначала в супермаркет выезжает психолог — общается с руководством, составляет портрет покупателя, изучает среднее время пребывания в магазине. На основе его рекомендаций составляется плей-лист с музыкой, способной воздействовать на данную аудиторию. В рекомендациях точно обозначено, какой репертуар с какой громкостью и динамичностью должен звучать в эфире.

«Зоне ритейла не подходит формат FM-радиостанций, — говорит Светличная. — Это ни в коем случае не истеричная попса с надрывным вокалом и страданиями о несчастной любви. Это инструментальная музыка, джаз, лаунж, медленный фолк, классика, популярные песни балладного типа — светлые, хорошие, позитивные. Наша задача — как можно дольше удержать клиента в магазине, чтобы он как можно больше купил, услышал как можно больше рекламы, поэтому фактор раздражения должен отсутствовать полностью».

По данным маркетологов, спокойная инструментальная музыка способствует тому, что покупатели проводят в магазине на 17% больше времени и тратят почти на 40% больше, чем при звучании музыки динамичной. Такой вариант подходит магазинам среднего и высшего класса с небольшой заполняемостью и склонной к импульсивной покупке клиентурой. А вот для доступных по ценам торговых центров, в которых скапливаются толпы покупателей, требуется более динамичная музыка, заставляющая клиента двигаться и выбирать вещи быстрее.
Преимущества внутреннего радио уже оценили владельцы многих крупных торговых сетей. Особое внимание на эту сторону жизнедеятельности бизнеса обратили филиалы западных компаний — за границей исследования, доказывающие, что в зависимости от звучащей музыки в 80% случаях меняется скорость передвижения покупателей по магазину, время, потраченное на покупки и их количество, были проведены еще в 70-е годы прошлого века. Обратили и столкнулись с большой, чисто российской проблемой — неотрегулированной системой защиты авторских прав.

В российском Административном кодексе сказано, что воспроизведение музыки в общественном месте (а это и рестораны, и торговые залы, и даже маршрутки) без отчисления авторам за все прозвучавшие композиции карается большим штрафом. На любом лицензионном CD стоит предупреждающая надпись: «Фонограмма предназначена для ЧАСТНОГО прослушивания. Воспроизведение (копирование), сдача в прокат, публичное исполнение и передача в эфир без разрешения правообладателя запрещены». Так что хотите транслировать в своих торговых залах музыку — будьте любезны составить полный плей-лист прозвучавших композиций и отправить отчисления в соответствующие инстанции. А с инстанциями этими еще поди разберись.
«На Западе законы, касающиеся авторского права, лоббируют интересы узкого сегмента авторов-исполнителей, — говорит Наталья Ленева, экс-руководитель лицензионного отдела Российского авторского общества. — Сборами занимается одна организация, которая берет единую сумму и делит ее между всеми претендентами на отчисления с прав. У нас же стоит разочек заплатить в РАО, как тут же приходят другие замечательные организации. Российская фонографическая ассоциация, защищающая права производителей фонограмм — студий звукозаписи, как отечественных, так и зарубежных на территории России. Российское общество по управлению правами исполнителей — «качающее права» за исполнителя того или иного произведения. В законе написано, что порядок сбора и размер авторского вознаграждения по смежным правам определяются соглашением между уполномоченными организациями (в нашем случае — РФА и РОУПИ). Но пока они никакого договора между собой подписывать не собираются и вообще находятся «в контрах». Получается, что воспроизводящая музыку организация должна платить тройную цену. РАО высчитывает сумму отчисления исходя из количества посадочных мест в ресторане, квадратуры и проходимости торгового центра и так далее. Защитники смежных прав брать меньше, чем РАО, тоже не собираются».
Пока «защитники» воюют между собой, обложенные данью бизнесмены ищут свои пути решения проблемы. Говорят, Федерация рестораторов заявила, что, пока не будет одного «окна» для сборов, ничего платить ее члены в различные общества не будут. Вот и отлавливают наглых любителей «краденой музыки» по одному.

«Выигрышного прецедента еще не было — все приходили к консенсусу, — успокаивает бизнесменов Светличная. — Ведь доказать свою правоту представителям РАО и прочих организаций сложно: нужны подтверждения тому, что такая-то музыка звучала в таком-то магазине в такое-то время. Чаще всего такие «доказательства» представляются на видеокассете, но любой юрист разобьет такую улику в пух и прах хотя бы потому, что время на видеокамере можно выставить любое. Да и десять «свидетелей», которые подтвердят, что в этот момент ничего в магазине не звучало, найти несложно».

И все-таки лишних проблем никому не хочется. Многие владельцы сетей вовсе отказываются от музыки. Другие оставляют в эфире только классику. Но как же тогда быть с функциональностью музыки? А выход есть — работа с «очищенными» от прав композициями. Вот, например, «Макдоналдс». В его залах транслируется музыка, предоставленная американской компанией «Трусоник» — объединением авторов вне авторских обществ. Соответственно — очищенная от претензий на права.
Есть и в России сторонники «чистой» музыки. Взять хотя бы участников движения Free!Music, пропагандирующих свободное распространение музыки в коммерческих и некоммерческих целях. В числе сочувствующих — около ста «неформатных» групп из России и ближнего зарубежья, не требующих никаких авторских отчислений за использование своих произведений. Единственное условие — указание автора, единственный заработок — концерты и продажа дисков.

Они убеждены: музыку как субстанцию, набор звуковых волн и отражение человеческих идей продавать нельзя. Потому что писать нужно для людей, а не для шоу-бизнеса. Их музыка доступна всем — хотите сделать ее саундтреком к своему фильму, включить в офисе, запустить в эфир внутреннего радио — пожалуйста. И никаких тебе претензий со стороны контролирующих органов — от авторских отчислений авторы отказываются официально.

С движением Free!Music Центр аудиобрендинга собирается сотрудничать плотно. Потому как взаимовыгодно. У торговых сетей будет подходящая под потребности магазина, а главное, непроблемная музыка. У независимых музыкантов — альтернативная музыкальная площадка, свободная от современного радиотелевизионного «формата», важное достоинство которой — огромная проходимость.

Сегодня в России функционируют восемь торгово-развлекательных центров под брендом «МЕГА», в залах которых транслируется «Радио-инсайд»: в Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, два в Санкт-Петербурге и три в Москве. «МЕГИ», расположенные в Москве, посещают около восьми миллионов человек в месяц. Чем не конкуренция FM-радиостанциям? А если учесть, что «Радио-инсайд» — это еще и внутреннее радио ряда других торговых центров и сетей, то возможность для раскрутки исполнителям, не желающим жить по законам шоу-бизнеса, представляется совсем неплохая. Впрочем, есть и тут свои подводные камни.

«Какого-то суперпродвижения простая ротация на внутреннем радио музыкантам, конечно, не даст, — говорит идеолог движения Free!Music Валерий Мифодовский. — Скорее всего, название композиции и группы в эфире озвучиваться не будет, как это и происходит сейчас на большинстве радиостанций, — играет музыка себе и играет. Все зависит от того, насколько будут думать об интересах артистов. А сделать для артиста можно многое — от анонсов звучащих групп хотя бы раз в день до выпуска фирменных дисков магазина. Не секрет, что, поощряя покупку или выбор данного заведения, владельцы торговых сетей и ресторанов продают за символическую сумму или дарят клиентам мелкие презенты — в «Му-Му», например, продают детские сказки на дисках. Почему бы не выпустить сувенирный диск со звучащей в торговых залах музыкой? Ведь для музыканта, разделяющего идеологию Free, в первую очередь важен факт привлечения внимания к своему проекту. Это даст возможность жить за счет концертов. Потому что на правах в нашей стране «индимузыканту» никогда ничего не заработать. Да и прочим, не входящим в топы артистам, честно говоря, тоже. В законе четко написано, что исключительное право распоряжаться собственным произведением принадлежит автору. Но на деле автор сегодня — один из самых бесправных винтиков в системе. Его права или переданы корпорациям за раскрутку, или мощно «защищены» РАО и прочими организациями».
Светличная уверяет: думать об интересах артистов будут. Выпуск дисков — вполне реальная перспектива. Одобрение у публики вызвали и живые концерты, проводившиеся, например, в «Перекрестке». За них музыканты тоже могут получать деньги. Еще один вариант заработка — создание фирменной музыки банка, магазина, фирмы, в залах которых звучит музыка исполнителя, рекламных джинглов для представленных в торговом зале брендов. Звучит оптимистично. Но есть еще и реальность.

В той же «МЕГЕ» полностью отказаться от разноязычной попсы пока не получилось. Запротестовали иностранные владельцы, судя по всему, неплохо изучившие русские вкусы, и сотрудницы магазинов, скучающие по навязчивым мотивам. «Мы говорили, что это вредно, что это не ресторан, люди не танцевать пришли, — вздыхает Светличная. — Сложно это — пока нужно воспитывать не только покупателей, но и заказчиков».

Впрочем, в светлое будущее альтернативных музыкантов Ксения смотрит с надеждой. Грядет новый закон об авторских правах, предусматривающий, по слухам, уже и вовсе драконовские меры по отношению к злостным «неплательщикам». Она уверена: под мощным натискам РАО магазинные бастионы попсы непременно падут. В ротации той же сети «МЕГА» уже звучат композиции многих участников движения Free!Music. В распоряжении «Радио-инсайд» уже есть составленные из очищенных произведений бренд-буки, рассчитанные на разные функциональные потребности заказчиков.

Попасть в плей-лист внутреннего радио может любой музыкант, нуждающийся в первоначальной раскрутке. Не чураются здесь и уже известных исполнителей, заинтересованных в новых точках музыкального «сбыта». Очистили права на трансляцию конкретной песни соответствующим договором — и вперед в эфир. Главное — не выбиваться своим творчеством за рамки функциональной музыки. Как ни крути, для музыки, транслирующейся в зоне ритейла, тоже есть свой тщательно выверенный психологами и маркетологами формат.
Алла Гераскина
05.02.2007

P.S. Взял здесь -
tetraxis.livejournal.com

Группа: Участники
Сообщений: 2
Добавлено: 04-09-2007 16:34
Теоретически тема очень интересная. Однако, практика показывает...
В статье упомянули проект free!music и тема с передачей прав на использование этой музыки без авторских отчислений. Реальная жинь такова, что даже для того, что бы воспользоваться этой музыкой и спать спокойно необходимо в собственной студии дописать к работам музыкантов: название композиции, название группы, название пректа (free!music). Неплохо бы было получить ксерокопии соглашений с авторами на передачу прав для публичной трансляции.

Я связывался с г-ном Мифловским, который возглавляет этот проект. Несколько месяцев продолжалась переписка, но, к сожалению, это ничем не кончилось. Хотя предложения были сделаны - интересные (использование музыки проекта в нескольких городах с потенциальной аудиторией в 5 млн. человек в месяц, заставки проекта в эфире торговых центров, аудио-визитки групп...) А всего то требовалось отсканировать и послать по мылу два десятка соглашений...

Тема теоретически интересная, но мне это сильно напоминает развитие ситуации с ОС Linux. Пока она была бесплатной и развивалась энтузиастами - использовать коммерчески ее было невозможно. Множество мелких недоработок, нестабильность, отсутствие тех.поддержик, малое количество драйверов. Это я к тому, что без организации такого проекта - получить (собрать воедино) и использовать бесплатную музыку - невозможно.

Может если только появится какая то структура, которая могла бы получать прибыль от всего этого. Например, продьюссеры или студии звукозаписи для продвижения испольнителей. Но это пока утопия...

Могу сделать вывод, что появление подобной музыки не нужно никому, кто бы мог все это организовать. Именно для всех, а не как источник бесплатной музыки для Центра аудиобрендинга. До стадии, когда это можно использовать ... К сожалению.

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Форум по вопросам Аудиобрэндинга. / / музыка в зоне ритейла (статья)

KXK.RU