|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Детская психология / / Дети и компьютер |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Алексей Группа: Модераторы Сообщений: 1 |
Добавлено: 22-04-2007 01:26 |
Скромное обаяние виртуальной реальности Крупного московского психолога спросили в одной из телепередач, игра-ютли его дети в компьютерные игры. И вот буквальный ответ ученого: "Я вынужден разрешать своим детям играть в компьютерные игры, чтобы они не чувствовали себя психологически неполноценными, обделенными по сравнению с другими детьми, так как в их социальном окружении все играют". Эту точку зрения можно считать наиболее распространенной и нейтральной: в глубине души взрослый против увлечения детей компьютерными играми, но, будучи человеком современным и цивилизованным, он считает борьбу с компьютерами бессмысленной. Среди профессионалов есть как ярые сторонники детских виртуальных забав, так и ярые противники. Но для большинства родителей представление об этом детском увлечении остается неясным и имеет оттенок тревоги и опасности, усугубляемый броскими заголовками газетно-журнальных статей (типа "От компьютеров родятся только роботы"). Недовольных высказываний и протестующих статей в адрес компьютерных развлечений много, но родители все равно остаются в недоумении — покупать или не покупать ребенку Тамагочи, одобрять или не одобрять его увлечение компьютерными играми? Навредит это ребенку или нет? О пользе речь даже не идет, главное — не навредить. Большинство родителей идут на поводу у детей в их стремлении к компьютерным забавам. Внутренне сопротивляясь, испытывая тревогу, они все же покупают и Тамагочи, и игровые приставки... Но взрослый человек предпочитает действовать осознанно и быть внутренне уверенным в своих выборах, особенно если это касается его детей. Поэтому он хочет разобраться — что вредного и что полезного несут детям разнообразные компьютерные игры. Так ли уж страшны виртуальные угрозы, доходящие до нас с Востока и Запада? Компьютерные страхи В современном отношении к кибернетическим новшествам отражается общий симптом, проявлявшийся на протяжении всего развития цивилизации, — аллергия на появление умных машин. Это заложено в природе человека — избегать того, что непонятно: неизвестное таит в себе опасность. Но именно неизвестное интригует молодых. Они настроены на восприятие нового и очень легко им овладевают. Они должны перепробовать все достижения своего времени, примерить их на себя, испытать себя в них. И в этом гарантия прогресса. Играйте и выигрывайте! Английские ученые подвергли экспериментальной проверке распространенное представление о том, что активное увлечение компьютерными играми снижает у подростков потребность в реальном общении со сверстниками, формирует тенденцию к изоляции от реальной жизни и погружению в мир виртуальных героев и событий. С этой целью был проведен опрос ста двадцати лондонских детей в возрасте от 11 до 17 лет. Подростки заполняли специальный опросник, отражающий три тематических направления: вовлеченность в компьютерные игры, уединение — уход от действительности, общение (товарищеские отношения, компании). Результаты исследования показали, что более 92 процентов опрошенных детей регулярно играют в компьютерные игры. Виртуальные увлечения одинаково распространены и среди мальчиков и среди девочек, но мальчики тратят на них больше времени. Подростки, играющие в компьютерные игры, обладают большим диапазоном потребностей и стремятся их удовлетворить. Завзятые игроки-мальчики отличаются и высокой потребностью в друзьях. Они же более часто встречаются со своими друзьями после школы по сравнению со сверстниками, менее увлеченными компьютерными играми. У мальчиков отмечается рост самоуважения при высоких игровых результатах. Девочки же, наоборот, не связывают самоуважение со своим компьютерным опытом и достижениями в играх. Главный вопрос всех споров и волнений касается пользы и вреда компьютерных игр и игрушек. Считается, что активное увлечение виртуальной реальностью негативно сказывается как на эмоциональном, так и на интеллектуальном развитии ребенка. Основанием для таких суждений служит, как правило, не всегда осознаваемое сравнение сегодняшнего ребенка, умело манипулирующего джойстиком, с ребенком двадцати-тридцатилетней давности, хорошо знакомым сегодняшнему взрослому по его собственному детству. Образ жизни современного ребенка так не похож на ностальгические прежние формы детского досуга, поведения, творчества, что побуждает родителей, педагогов, журналистов обнаруживать самые разнообразные причины отклонения нынешних детей от устоявшихся в прошлом эталонов нормального, полноценного развития. Раннее приобщение к миру новейших информационно-коммуникативных технолргий (компьютеру и различным теле-, видео-, аудиосистемам) — одна из наиболее часто звучащих причин. Вследствие этого, как подтверждают и некоторые психологи, у ребят падает интерес к чтению, беднеет словарный запас, снижается способность к словесному творчеству, скудеют ассоциативные образы, дети не могут описать словами свои ощущения и переживания. Современные дети, считают обеспокоенные взрослые, не включены в коллективно-досуго-вые формы общения, столь распространенные в недавние годы. Те, прежние, разрушены, а новые не рождаются, так как реальную жизнь и реальное общение с лихвой заменяют нынешним детям компьютер, телевизор... И даже влюбляются теперь подростки через Интернет. По мнению критически настроенных взрослых, эти ребята менее активны в общении, творчестве, познании — новейшие коммуникативные средства делают их пассивными потребителями информации. Ранний контакт с миром рационального, логического снижает их эмоциональность, чувствительность, способность сопереживать другому человеку. Жесткость мышления, клишированность сознания, упрощение картины мира, отчуждение от живой природы, агрессивность, тревожность... Что только не связывают с вредным влиянием компьютеров. Если собрать всё вместе, — современный ребенок, зараженный компьютерным вирусом, будет выглядеть настолько беспомощным и нежизнеспособным, что многие родители будут вынуждены прибегнуть к крайним мерам и оградят ребенка от соприкосновения с виртуальным миром. Но так ли уж несчастны на самом деле те ребята, что увлеченно проводят время вместе с героями компьютерных игр? Так ли уж они искалечены, невротичны и ограниченны? Необходимо ли спасать их от современной цивилизации? И двадцать лет назад далеко не все дети увлекались чтением, не все могли бойко и связно описывать свои ощущения, передавать свои мысли. Были дети, склонные к математике, технике, творчеству, а кто-то проводил время во дворе, в компании любителей "пошалить", в спортивном зале или слушая пластинки и магнитофонные записи. И разве не формировали у советских детей клишированность сознания и упрощенную картину мира? Те дети формально больше общались, проводили друг с другом больше времени, поскольку взрослыми поощрялись совместные формы досуга — коллективные походы в театр, кино, на природу, собрания, всякого рода конкурсы... Но истинного общения — эмоционального, доверительного, задушевного — было, наверно, столько же, сколько и у современных детей. Практически каждый ребенок скажет, что у него есть один или два-три друга — как в прежние годы, так и сейчас. А качество дружбы не поддается измерению. И двадцать лет назад были дети, которые не могли найти себе друга и страдали от одиночества. И сейчас есть дети, которые любят природу, походы, поют под гитару, увлекаются животными, искусством, ручными поделками, чтением, хотя в их жизни уже немалое место занимают и виртуальные увлечения. Чрезмерное пристрастие к компьютерным играм связывают с уходом от реальности — в этом видят их наибольшее зло. Но избыточное плохо всегда и в любом деле. И в любое время это говорит о наличии каких-то проблем. Чрезмерное увлечение чтением, например, всегда рассматривалось как свидетельство ухода от действительности. Что еще вредного в компьютерных играх? Игры с агрессивными сюжетами, которые, по мнению критиков, провоцируют в детях агрессивное поведение и жестокость? Давайте вернемся к тем временам, когда еще не было компьютеров. Детям читали сказки, рассказывали легенды и мифы разных народов. Сюжеты этих историй были порой не менее жестоки, чем сценарии компьютерных игр, а герои — не менее агрессивны и воинственны. Злые ведьмы, вампиры, оборотни, страшные испытания и увечья, встающие на пути героя, ищущего свое счастье или решающего проблему добра и зла... А непостижимое порой отношение родителей к собственным детям, которых отправляли на явную погибель в лес при "материальных затруднениях"? А враждебные отношения между братьями, сестрами?.. И в те времена было немало деятелей и специалистов, которые не рекомендовали рассказывать детям подобные истории, так как это негативно отразится на их душевном состоянии. Нынешним детям не рекомендуют смотреть боевики и играть в компьютерные игры с агрессивным сюжетом — драками, перестрелками, убийствами. Между тем, в игры с символическим убиванием, игрушечными пистолетами, мечами, схватками, неизбежными потасовками дети играли раньше, играют сейчас и будут играть в будущем. Чем это лучше виртуальных схваток? Эти игры отражают одну из переменных психологической реальности детства. Это потребность детей, а не придуманные для их развлечения или навязанные им игры. Современные дети — обычные дети с обычными детскими проблемами. Но живут они уже в другой эпохе, соприкасаются с другой реальностью. И они не так наивны по сравнению со своими предшественниками, больше знают о жизни и более склонны ориентироваться на собственные интересы и предпочтения. Ну а как же те, которых описывают как жертв компьютерных игр, — болезненные на вид, невротизированные, не общающиеся со сверстниками, потерявшие интерес к реально происходящему вокруг? В чем причина их болезненного состояния? Виноват ли здесь компьютер? Косвенно — да. Он сыграл роль "убежища" для уже психологически неблагополучного ребенка. Такую роль в отсутствие компьютера могли бы сыграть телевизор, сигареты, чрезмерно поглощаемые сладости и многие другие опасные пристрастия. Чаще всего это ребенок, обделенный вниманием и пониманием, изолированный в семье, предоставленный самому себе, испытывающий проблемы с учебой или во взаимоотношениях со сверстниками, ощущающий себя заброшенным, нелюбимым, ненужным. Ограничение в доступе к компьютерным играм не решит само по себе сложных психологических проблем такого ребенка. Компьютерные радости Абсолютное большинство детей мечтают о собственном компьютере или игровой приставке. Они хотят играть во всё новые и новые компьютерные игры. Этот интерес зарождается еще до школы, а верхняя его планка переходит иногда далеко за пределы юношеского возраста. Чем все-таки притягивают компьютерные игры? Они удовлетворяют потребность ребенка любого возраста в игре. От игры дети получают удовольствие, а значит — положительные эмоции. Им нравится следовать определенным правилам, погружаться в различные сюжеты, отгадывать загадки, примерять на себя разные роли, переживать острые ощущения. Но главное — добиваться успеха. Выигрывая или хотя бы проходя игру до конца, дети начинают себя чувствовать более уверенными и умелыми. Диапазон компьютерных игр весьма разнообразен и удовлетворяет как познавательные, так и эмоциональные потребности ребенка. Некоторые специалисты считают, что компьютерные игры — это не просто детские забавы. Они затрагивают желания, фантазии и страхи, таящиеся в каждой человеческой душе. Любой жанр компьютерной игры отражает глубинные импульсы человеческой жизни, имеющие вековую историю. Например, игры с перестрелками как бы тренируют инстинкт выживания, игры-головоломки типа Тетриса удовлетворяют потребность в упорядоченной реальности, логической обоснованности окружающего. Игры с супергероями отвечают потребности в могуществе, всесилии, подкрепляют желание контролировать ситуацию, управлять ею. Компьютерные игры притягивают и детей и взрослых, так как дают возможность проработать свои неосознаваемые потребности и желания. Это необходимо для их психического здоровья. Компьютерные игры — это не только развлечение Петр, 14 лет Играю ради удовольствия. Игра увлекает. Моя цель — выиграть, пройти игру. Пытаюсь расгадать загадки и игре... Нравятся те игры, где есть больше свободы действий. Например, ролевые игры, где можно увеличивать у главного персонажа силу, ум, удачу... Игра улучшает настроение, если оно было плохое... Иван, 13 лет Играть интересно. Я получаю положительный эмоциональный заряд, когда играю... Мне нравится сюжет игры — ради него и играю. Интересно, какая графика, как сделаны заставки... Игры будят фапта.чию... Антон, 12 лет Когда покупаешь новую игру, ставишь перед собой цель — пройти ее до конца... Когда достигаешь цели — это всегда приятно... Сережа, 11 лет Играть интересно, когда сложно и когда хороший сценарий... Мне нравятся игры, где надо кого-то спасать. Очень люблю квесты — там надо долго думать, как поймать клоуна... Саша, 7 лет В игре надо думать, убивать врага и быстро ходить... У тебя много жизней, не страшно умереть. Можно играть до победы и выигрывать суперогромные очки... Mария, 12 лет Люблю играть, но иногда быстро надоедает... Нравится преодолевать препятствия... Люблю гоняться на машинах — ведь реально-то мне это нельзя... Как и любая игра, компьютерные забавы служат сильным импульсом для развития ребенка — интеллектуального, эмоционального, личностного. Проблемы, с которыми сталкивается ребенок в виртуальном пространстве, активизируют его восприятие, память, внимание, мышление, укрепляют умение работать в быстром темпе и в постоянно меняющихся условиях, развивают волю, терпение, упорство в достижении цели. Компьютерные игры учат ребенка планировать и анализировать свои действия, разрабатывать стратегии и тактики успешной игры. Ребенок приобретает умение переживать свой неуспех, относиться к нему как к эпизодическому результату, исправлять свои ошибки и совершенствовать свои умения. Положительные достижения в игре повышают самоуважение и самооценку — столь необходимые для личностного развития. Компьютерные игры часто выполняют и важную психотерапевтическую роль. Они помогают ребенку изживать свои страхи, тревоги, агрессивные состояния ("выпускать пар"), поднимают настроение и дают положительный эмоциональный заряд. Считается, что увлечение компьютерными играми ограничивает и обедняет общение ребенка со сверстниками. Но это не совсем верно. Часто бывает наоборот. Компьютерные игры помогают даже необщительным детям найти себе приятелей со схожими интересами, так как у них появляется тема для совместного обсуждения. Детям становится интересно встречаться друг с другом, чтобы поделиться своим опытом, достижениями, обсудить новинки, обменяться играми. Встречи по интересам дают повод к обсуждению и других проблем — учебных, межличностных, семейных, а также новостей кино, музыки, спорта. Компьютерные игры, как и любое увлечение, приучают ребенка к расширению своих знаний о предмете увлечения, к самостоятельному поиску информации. Дети хотят быть компетентными, читают специальные журналы, смотрят тематические телепередачи, пытаются систематизировать свой опыт и знания. В многообразном мире компьютерных игр каждый ребенок начинает понимать свои возможности и интересы. Кто-то выбирает для себя бродилки, а кто-то гонки, стратегии, квесты. Так вырабатывается собственный стиль, осознается своя индивидуальность. Разнообразные сюжеты игр и эстетика их оформления расширяют и представление ребенка об окружающем мире, а игровой опыт помогает систематизировать эти представления и соотнести их с собственными знаниями и жизненным опытом, с информацией, полученной на школьных уроках, из книг, телепередач, из общения с родителями, сверстниками. Ирина Львовна Руденко Матераиал опубликован в журнале "Семья и школа" |
Страницы: 1 |
Детская психология / / Дети и компьютер |