Символика скульптурных образов

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / Рига замки и фортификация / Символика скульптурных образов

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 17-09-2004 03:11
О рижских памятниках (Барклай де-Толли и др.) и меценате Е.Гомберге
http://www.realty.lv/rus/news/print/?id=27635301072002090400 http://whiteworld.ruweb.info/rubriki/000104/019/02061404.htm
http://www.realty.lv/rus/news/?id=36308831012003084256 http://whiteworld.ruweb.info/rubriki/000104/013/01123104.htm

В связи с этим нельзя не вспомнить известного рижского скульптора Августа Фольца (1851-1926). Немного ссылок с упоминанием его работ.



В центре Ратушной площади стояла статуя Роланда - символ судебной власти, свободы и независимости средневекового города, а также охраны торговли. Первоначальный вариант статуи был деревянный и не сохранился. В 1894 г. скульптор А.Фольц по эскизу архитектора В.Неймана изготовил статую из силезского песчаника, которая была водружена на пьедестал из финского гранита. Ее можно осмотреть в церкви Св. Петра.
http://www.robins.com.ua/word_from_kiev/latvia.doc



Фигуры атлантов Национального театра в Риге http://www.riga.lv/LV/Channels/About_Riga/Riga_architecture/Parkways/NacionalaisTeatris.htm



Фонтан перед Оперным театром в Риге http://www.riga.lv/LV/Channels/About_Riga/History_of_Riga/Stories/Parki/OperasApstadijumi.htm


Скульптурное убранство балконов, лож и сцены Оперного театра в Риге http://ai1.mii.lu.lv/kultura/lkiest15.htm


Скульптурная группа фронтона Государственного Художественного музея на ул. Кр.Валдемара, 10 в Риге http://www.vmm.lv/lv/muzejs.html

Верманский сад всегда привлекал скульпторов. Там установлены львы, высеченные Августом Фольцем http://r1201.narod.ru/gardens.htm

Отделка замка в Лиелстраупе http://www.abc.lv/enciklopedija/straupes_pils_ansamblis.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 18-09-2004 22:15
В завершение разговора о скульпторе Фольце хочу заметить следующее: в Интернете информации о нем нет, кроме той, что я привела выше, ни на русском, ни на латышском языке. Данным постом надеюсь восполнить этот пробел. Изучив несколько книг, привожу вам выборку доступных данных. Некоторые из них впервые переведены мной с латышского на руский язык.

Фольц Август Франц Лебрехт (Volz August Franz Lebrecht, 7.03.1851, Магдебург, Германия – 1926, Рига) – скульптор. Род. в семье немецкого ремесленника. Навыки скульптора получил в Магдебургской скульптурной мастерской. Учился в Берлинской Академии Художеств. В Риге с 1875 г. Был преподавателем в школе Э. Юнг-Штилинга и в Рижской городской художественной школе (1906-14). В 1876 г. основал фирму для скульптурных работ и обработки камня, которая выполняла пластическую отделку фасадов зданий и интерьеров, изготовляла памятники и памятные таблички, станковую скульптуру, архитектурные малые формы (лестницы, колонны и др. строительные элементы). Заказы выполнялись как по образцам заказчиков, так и по эскизам Ф. Мастерская была наиболее популярной среди рижских матерских монументально-декоративного искусства на рубеже 19-20 вв.

Некоторые работы:
- отделка дома Пфаба (Беньямина, 1876) на ул. Кр. Барона, 12,
- орнаментальный декор и каменные строительные детали Православного Кафедрального собора (1876-84),
- отделка Дома Черноголовых (щиты и аллегорические фигуры фасада, 1886),
- колонны, лестницы и фронтон с аллегорическими скульптурами Государственного Художественного музея (1903-05) на ул. Кр. Валдемара, 10а,
- отделка фасада и мраморные лестницы Государственного банка на ул. Кр. Валдемара, 2а (1905),
- оформление интерьера, капители колонн и др. пластические детали фасада Биржевой коммерческой школы (1902-05) на бульв. Калпака, 13,
- скульптурная пластика зала Национальной Оперы (1887),
- оформление интерьера и фасада Рижского 2-го городского (Русского) театра (1900-02, ныне – Национальный театр) на бульв. Кронвалда, 2,
- скульптурная отделка жилого дома на ул. Р. Вагнера, 15,
- рельефы входа в здание бывшего дома взаимопомощи членов товарищества сельского хозяйства Видземской губернии (1911),
- скульптурные группы на фасаде женской гимназии на ул. Кр. Валдемара, 2 (1884),
- скульптурная группа «Кузнецы» на фронтоне дома на ул. Хоспиталю, 5 (1910),
- декор фасадов зданий на ул. Базницас, 25 (1897), Кр. Валдемара, 20 (1907), Кр. Валдемара, 27/29 (1902 – рядом с этим домом находилась его мастерская), Сколас, 25 (1898), Элизабетес, 3 (1899), Лачплеша, 36 (1900), Бривибас, 157 (1898), Гертрудес, 49 (1906), Стабу, 49 (1898), Кр. Барона, 11 (1901), А. Чака 28 (1903) и предположительно еще ряд других зданий и сооружений.

Создавал свободно стоящие декоративные скульптуры:
- скульптура фонтана «Нимфа» у нынешней Национальной Оперы (1887-88),
- статуя Роланда, которая находилась перед Домом Черноголовых (1896, ныне перемещена в церковь Петра).
- декоративные скульптуры львов из силезского песчаника в Верманском саду (1884),
- скульптурная группа «Атланты, поддерживающие земной шар» на здании на ул. Театра, 9 (1903),
- декоративная скульптура «Виночерпий» над фронтоном дома на ул. Матиса, 21 (1904),
- скульптурная группа на фасаде бывшей Рижской городской основной школы (ныне основная школа им. Я. Залитиса на бульв. Калпака, 8, 1883(?))
- статуя Зевса на фасаде завода ВЭФ (1899),
- статуя Гамбринуса (открывателя пивоварения и патрона гильдии пивоваров) на здании пивоваренного завода «Алдарис» на ул. Твайка, 44 (ок. 1890-1900 гг.),
- постамент памятника Барклаю-де-Толли из красно-коричневого финского гранита (1913).

Ф. принимал участие также в мемориальной скульптуре. Создал оформление приблизительно 13 надгробных памятников на Большом кладбище, несколько – на Лесном кладбище в Риге.
Автор следующих памятников на Большом кладбище в Риге:
- К.О. Майлунду (1896),
- И.Д. Фелско (1902),
- В. Бергнеру (1907).
Создал памятник А. Кронвалду на кладбище в Вецпиебалге (1893).
Наиболее применяемым вариантом надгробных памятников был рельеф, высеченный в граните, или связанная с гранитной стелой женская фигура, отлитая в бронзе.

Ф. выполнил новую стенную гробницу епископа Мейнарда в Домском соборе в Риге (1897).

В работе были использованы следующие источники:
“Ma’ksla un arhitektu’ra biogra’fija’s” 1.se’j. R., “Latvijas enciklop’edija” 1995
“Latvijas enciklop’edija 2.se’j. R., SIA “Vale’rija Belokon,a izdevnieci’ba” 2003
J. Krastin,s’ I. Strautmanis “Lielais Ri’gas arhitekt’uras cel,vedis” “Puse” (2003?)
J. Krastin,s’ “Eklektisms Ri’gas arhitektu’ra’” R., “Zina’tne”, 1988
Я. Крастиньш «Стиль модерн в архитектуре Риги» М., Стройиздат, 1988
О. Спаритис «Памятники и декоративная скульптура Риги» “Naciona’lais apga’ds” 2001

При перепечатке материала просьба указать следующее:

(с) Составление и перевод Ренаты Римша, 2004 г.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 18-09-2004 22:38
В скульптурном убранстве Риги достаточно изображений мифологических сюжетов. Например, на тему "Похищения сабинянок". Это скульптуры у портала бывшего кинотеатра "Рига". "Сабинянки" были установлены в 1924 г., когда открылся новый кинотеатр, называвшийся тогда "Сплендид Палас", и который ныне вернул свое название. Автором скульптур был балтийский немец Рихард Маурс, чьи работы украшают многие города Германии, России, Польши.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 07-10-2004 14:38
Вот на Дельфях сегодня нашел...

Памятник Константину Чаксте http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/article.php?id=9244827

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 12-03-2005 19:00
Памятник Роланду на Ратушной площади в Риге больше напоминает испуганного студента, но не как не защитника и покровителя. Неужели невозможно было точно скопировать оригинал хранящийся в церкви Петра? И хотелось бы побольше узнать о самом памятнике.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 12-03-2005 19:08
kulikovo, добро пожаловать на наш форум!

Относительно вопроса о памятнике Роланду в Риге. Привожу цитату из книги: Оярс Спаритис "Памятники и декоративная скульптура Риги" Naciona'lais apga'ds 2001, стр. 116.

По-латышски имя этого средневекового патрона пишется и произносится как Роланд, но этимологически прототипом этой устанавливавшейся на рыночных площадях и возле ратуш статуи был племянник Карла Великого Руланд. Латинизированное написание его имени в сагах тоже имело форму Руланд. В память о мужественном воине в саксонских и гольштейнских землях, которые боролись с Испанией, воздвигали колонны и статуи, называемые columna Rulandi, и их возведение означало получение привилегии вершения суда, персонификацию защиты и свободы государства, статус торгового права.

Во времена правления германского короля и императора "Священной Римской империи" Оттона II (955-983) фигуры Руланда можно было найти повсюду в Северной Европе, куда, сражаясь с датскими и славянскими языческими племенами, германцы принесли христианство.

Упоминания статуи Роланда в истории Риги относятся ко второй половине 15 в., когда в 1474 г. магистрат поручает резчику по дереву Якобу изготовить новую скульптуру вместо прежней. В 1894 г. горожане решили заказать скульптуру Роланда для украшения артезианского колодца на Ратушной площади. Проект ее разработал архитектор Вильгельм Нейман, а саму фигуру вытесал из силезского песчаника приехавший в Ригу скульптор Август Фольц.

Открытие памятника высотой 6,3 м состоялось 11 декабря 1896 г. (по старому стилю). Обращенная к Ратуше статуя Роланда была изваяна традиционно, в правой руке он держал поднятый меч, левой опирался на щит с гербом Риги. Памятник благополучно пережил Вторую мировую войну, однако в советское время власти уже в 1945 г. распорядились снять скульптуру и уничтожить ее постамент.

Поврежденную при падении скульптуру Роланда ныне можно увидеть в церкви св. Петра. Стилистически эту скульптурную работу можно сравнить с формальным обликом скульптур мастера раннего немецкого Возрождения Петера Фишера Старшего. 9 декабря 1999 года на восстановленном постаменте была как исторический документ установлена пострадавшая статуя Роланда. В мае 2000 г. на постамент поставили копию высеченной А.Фольцем статуи, выполненную в песчанике. Ее автором является скульптор Эдвин Круминьш.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 12-03-2005 19:15
А насчет "студента" - восприятие чисто субъективное.

Вот, например, памятник Роланду в Бремене: http://www.ushistoricalarchive.com/photochroms/3192.html
http://eric.sorayume.net/twenty-six/monument.html
http://bsax80.tripod.com/germany1.html
- наш намного внушительнее, не так ли?

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 12-03-2005 19:28
Какое субъективное. Испуганный школьник. Если на него громко крикнуть, он упадет и закроет голову щитом

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-07-2005 17:15


Напротив зданий Большой и Малой купеческих гильдий находится так называемый "Кошкин дом". На шпилях двух башенок, расположенных на его крыше, сидят железные кошки, выгнувшие спины. Опять история: одного купца не принимали в Большую Гильдию (он был в Малой, а "расти" то надо!). Тогда он посадил на своем доме двух кошек и повернул их задом к Гильдии. Общественность была в шоке. Когда купца в Гильдию приняли, кошки были развёрнуты на 180 градусов. Потом, в 19 веке, в доме с кошками располагался дорогой и популярный публичный дом.

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 02-08-2005 16:37
Еще об одном творении Фольца:

На фасаде построенной в 1899 г. электротехнической фабрики «Унион» (затем главный монтажный зал ВЭФа) видна обращенная в сторону ул. Бривибас скульптура божества внушительных размеров. Архитектор здания – Генрих Шель, скульптор Август Фольц. На пышном неоренессансном фоне выделяется обрамленная колоннами ниша, в которую помещен изображенный бегущим громовержец Зевс с зажатыми в руке стрелами молний и орлом у ног. Символика, заключенная в образе Зевса, прямо ассоциируется с подчинением новой энергии и метафорической связью античного божества со специализацией завода.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-08-2005 03:31
И снова об Августе Фольце.

Вопрос на засыпку: вы можете назвать имя человека, вылепившего мужика с бочонками на крыше дома красного кирпича, что на углу улиц Матиса и Кр.Барона? А львов в Верманском парке, статую знаменитого Роланда у Ратуши, женские головки над порталом дома на ул. Валдемара, 31? Нет?

Ну, может, знаете, кто украсил парадный подъезд Театра русской драмы, Национальной Оперы и Национального театра? Чьи атланты держат шар земной на своих плечах на крыше дома напротив оперного театра? То-то и оно: каждый день, пробегая мимо этих скульптурных шедевров, большинство из нас и не догадывается, что все они созданы одним творцом — Аугустом Фольцем.

Усердный творец
Помимо названных работ, придающих неповторимость облику латвийской столицы, рижский скульптор Аугуст Фольц (конец ХIХ — начало ХХ веков) оставил в память о себе еще массу декоративных изображений на фасадах домов. Лет десять назад в Риге устроили выставку памяти Фольца — представленный там перечень только известных нам на сегодняшний день его скульптурных работ составил более 80 названий.

Когда мы напротив Художественного музея ждем на остановке троллейбус, взгляд непременно останавливается на роскошной лестнице здания и на скульптурной группе над его входом. Это тоже Фольц. Если бы городам, как людям, давали второе имя, Ригу следовало бы назвать Фольцградом — так много сделано этим художником, чтобы дома в центре выглядели красиво и нарядно.

Фольцу в жизни повезло, как везет не всем. Он приехал в Ригу как раз в то время, когда вокруг Старого города были уже снесены крепостные укрепления и начали прокладывать бульвары по другую сторону канала. Немцы, владельцы каменных новостроек на рижских бульварах, выписывали для себя архитекторов, художников и скульпторов тоже из Германии.

Фольц в своем дневнике отмечал: "Мне везло на хороших, талантливых людей. Когда его величество случай познакомил меня в Берлине с архитектором Энде, жизнь моя резко изменилась. Я вместе с ним занимался строительством и декором зданий. А в 1875 году по его совету поехал работать в Ригу. Надо было вылепить несколько фигур и орнаментов для дома немецких купцов на ул. Суворовской (ныне Кр.Барона), 12".

Этот дом немецкого купца Пфаба знает каждый рижанин именно благодаря его нарядному внешнему виду и львам над парадным входом, с интересом взирающим на город. Еще этот дом напротив Верманского парка знаменит тем, что здесь десятилетиями находились союзы писателей, художников и композиторов.

Фольц был необычайно талантлив и работоспособен. Это проявилось еще в раннем детстве, когда ребенком лучшими игрушками он считал карандаши и все, на чем можно было рисовать. Его сын, тоже Аугуст, рассказывает, что отец работал по 13 часов в сутки, разрешая себе лишь небольшую паузу на завтрак и обед. Правда, при всем при том он еще увлекался театром, даже пробовал играть на сцене, и был заядлым членом Рижского яхт-клуба.

Вне конкуренции
Все скульптурные работы Фольц выполнил за один год. Но 25-летний скульптор в Германию возвращаться не спешил. Он хорошо понимал, что там придется выдержать жестокую конкуренцию, а Рига предоставляла ему полную свободу действий. Тут не то что конкуренции, но и мастеров его уровня с профессиональным художественным образованием не было ни одного.

Между тем почти всякий уважающий себя рижский домовладелец считал в то время необходимым украсить здание скульптурным декором — какими-нибудь статуями под античность или вавилонскими львами. Заказы сыпались со всех сторон, как орехи из новогоднего мешка Санта-Клауса.

В том же 1876-м, всего через год после приезда, Фольц открыл свою, сегодня сказали бы — фирму, а тогда — мастерскую, и нанял нескольких помощников. В мастерской изготавливались различные элементы для украшения фасадов, парадных и внутренних лестниц и интерьеров. Лепку статуй Фольц взял, конечно, на себя. Выражаясь современным языком, он был истинным трудоголиком, так что найти его не составляло труда — большую часть времени скульптор проводил в мастерской на ул. Николаевской (ныне Кр.Валдемара), 31.

Вход в это здание украшает светлый портик с двумя женскими головами по краям. Они тут появились неспроста. Как все скульпторы, Фольц тоже старался увековечить в своих работах близких ему людей. Женские головки — это портреты сестры Фольца и его матери.



Кстати, не обошлась без этого и аллегорическая группа над входом в Художественный музей, вылепленная Фольцем как апофеоз духа, искусства и культуры. Рядом с богиней Афиной здесь расположены музы, а справа от них сидит бородатый Гефест с молотом. Это орудие кузнеца символизирует мастерство и творческую энергию.

Не исключено, между прочим, что Фольц был масоном. Ведь у масонов молот был атрибутом магистра ложи и символизировал творческий ум. Дело в том, что в виде кузнеца Фольц изобразил самого себя. Так что толковать эту скульптурную группу можно сегодня очень широко.

Цена каждой минуты
И еще одна знаменитая статуя Фольца связана с его семьей — это фонтан в парке перед зданием Национальной оперы.

Фольц был женат дважды. Первая жена рано умерла. История второй женитьбы была весьма романтичной. Задумав фонтан в центре города напротив самого большого и роскошного тогда здания — Немецкого театра, Фольц долго искал красивую молодую натурщицу. А потом нарочно затягивал работу, не желая с ней расставаться. В итоге он убил двух зайцев сразу. В городе появился новый скульптурный шедевр — фонтан "Нимфа", а сам Фольц вторично женился, конечно же, на прелестной натурщице.

Нимфа, держащая над головой раковину, не случайно окружена четырьмя малышами, которые играют с дельфинами. Первая жена родила Фольцу семерых детей, трое умерли. Отсюда дети в его групповых скульптурах. Фонтан таким образом — тоже из числа семейных портретов скульптора.

Смерть троих детей и первой жены долго мучила Фольца. Не раз он вкладывал в свои работы терзавшую его мысль о несправедливости и противоестественности ранней смерти. В начале ХХ века было модно украшать скульптурами кладбищенские склепы и одиночные могилы.

Тут эту тему Фольц использовал постоянно, поэтому заказчики на кладбищенские надгробья к нему записывались в очередь. Один из таких памятников белого мрамора на могиле рано умершей девушки скульптору особенно удался. В дневнике он оставил запись: "Пусть люди увидят это надгробие и поймут, как дорога нам должна быть каждая прожитая минута..."

Памятник получился настолько удачным, что Фольц был награжден за него золотой медалью.

Завещание мастера
Это событие оказалось решающей вехой в творческой жизни Фольца. После золотой медали спрос на его работы возрос невероятно. Пришлось даже увеличить число учеников и помощников в мастерской. Апофеозом популярности Фольца стал известный случай, когда будто бы сами горожане, как в седую старину, собрали большую сумму денег, и на них Фольцу была заказана новая статуя Роланда для украшения артезианского колодца на Ратушной площади. Прежняя уже пришла в такое состояние, что ее пора было заменить.

Сюда, к Дому Черноголовых, судьба привела Фольца не в первый раз. Он уже изготавливал декоративные работы для братства Черноголовых: четыре герба ганзейских городов — Риги, Бремена, Любека, Гамбурга, а также четыре аллегорические статуи.

Единственное, что в эти годы интенсивной работы иногда омрачало счастливую планиду скульптора, это что ему в своих творениях редко удавалось быть самим собой. Сюжеты, стиль, материал обычно определяли заказчики, а спорить с ними бесполезно.

Заказчик, высказывая свои пожелания, как правило, не представляет себе, как это будет выглядеть в материале. Приходилось спорить, убеждать, а иногда, когда работа уже была готова, и доказывать, что получилось именно то, чего заказчик требовал. В связи с этим некоторые считали Фольца ремесленником, выполнявшим чужие прихоти, и в какой-то мере сам мастер понимал, что отчасти они правы. Поэтому высшим блаженством для него было, когда ему давали самому решить тему во всех ее деталях. Так, как это было, например, с фигурой ремесленника на ул. Матиса.

Ремесленник, правда, он только для нас с вами, не знающими, что в этом доме красного кирпича находилось раньше. А был тут винный погреб торгового дома Louis Ludman & Co, хозяева которого заказали скульптору изобразить винодела за своей работой. Так что возвышается там над крышей вовсе не ремесленник, а виночерпий в фартуке с тремя цинковыми кувшинами для вина. Статуя так и называется — "Мужчина с кувшинами".

Фольц, т.е. его работы, на каждом шагу буквально окружают нас в Риге. Кроме украшений для большого количества жилых домов он придумывал и делал внешний декор для Христорождественского собора, для бывшего завода ВЭФ, для первых в Риге школ, стоящих друг против друга в начале нынешней ул. Кр.Валдемара у Национального театра. И для Академии художеств, и для школы напротив, и для здания банка на ул. Смилшу, 3...
А еще Фольц завещал рижским скульпторам свою вторую мастерскую, основанную под конец жизни, и там же — свой дом, в котором провел последние годы, на ул. Гауяс, 9. В этом качестве мастерская пребывает и сегодня.
http://rus.tvnet.lv/news/history/index.php?id=87976

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 4
Добавлено: 07-11-2005 14:09
Уважаемая Рената!
Подскажите пожалуйста, если возможно, в какой литературе можно найти ответы на следующие вопросы:
Чьи образы украшают церковь Петра, почему именно они, что символизирует раковина за спинами статуй, связь церкви и раковины.
Зачем надо было ваять Соломею на церкви Яна - погубительницу Иоанна Крестителя, и существовала ли тенденция в средние века делать статуи "отрицательным" личностям?
Заранее благодарю за любой совет.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-11-2005 04:08
Marina, добро пожаловать на наш форум! Попробую ответить на Ваши вопросы.

Чьи образы украшают церковь Петра, почему именно они, что символизирует раковина за спинами статуй, связь церкви и раковины.


Пока отвечу Вам цитатой отсюда http://www.las-flores.ru/latvia/riga/latvia-riga-sight-church-st-petr.html

Рат принял проект Р.Бинденшу, выполненный им главный портал украшают три фигуры - в верхней части в центре находится св. Петр, внизу слева - Иоанн Креститель, справа - евангелист Иоанн. Размещенные в нишах правого бокового портала фигуры - это символы нравственности - Любовь и Верность, а в нишах левого бокового портала - Исповедь и Вера. В порталах высечен герб Клауса Мисетета с инициалами "С" и "М", в благодарность за финансирование строительства этих порталов.

Добавлю что порталы церкви Петра в Риге созданы в 1692—94 гг. Об остальном напишу немного позднее.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-11-2005 15:05
К сожалению, оказалось, что это сообщение на форум не отправилось вместе с предыдущим... Восстанавливаю:

Зачем надо было ваять Соломею на церкви Яна - погубительницу Иоанна Крестителя, и существовала ли тенденция в средние века делать статуи "отрицательным" личностям?


Вы задали очень интересный вопрос, кстати.

Сначала я процитирую в двух словах, о чем идет речь для тех, кто будет читать эту тему, не будучи знакомым с рижской архитектурой:

В начале XVII века в двух нишах фронтона пристройки были установлены высеченные из песчаника статуи Иоанна Крестителя и Саломеи. Прекрасная своевольная Саломея стоит, держа в руках блюдо с отрубленной головой Иоанна. Рядом - изображение Иоанна, привязанного к дереву. Имя ваятеля, создавшего эти произведения, неизвестно.
http://admin.end.lv/SAITY/LVRiga/W_CI.htm



Если взглянуть на этот сюжет с отрубленной головой Иоанна с точки зрения христианской религии, мы не увидим здесь ничего необычного, так же как и в изображении распятого Христа. Основный смысл - показать сам факт мученичества святого, а что может быть красноречивей вида головы Иоанна, отрезанной и покоящейся на блюде?

В этих ссылках Вы найдете немного подробностей из биографии Иоанна и имена художников, посвятивших свои произведения этому сюжету.

В эпоху Возрождения художников и скульпторов особенно привлекала возможность художественного воплощения образа Крестителя или отдельных эпизодов его биографии.
http://ordensj.h1.ru/new/john.htm


Трагические контрасты пиршества и казни, глумливой греховности и страждущей святости, вкрадчивой женственности и открытого палачества, присущие сюжету усекновения главы Иоанна Крестителя не раз привлекали живописцев и поэтов. http://myfhology.narod.ru/heroes/i/ioann-krestitel.html

Возникает следующий вопрос: а для чего нужно показывать именно сцену мученичества Иоанна, а не его подвижническую деятельность на ниве христианства, например?

На этот вопрос могут ответить уже те, кто является служителем религиозного культа.
Вот, например, есть такой праздник (я пока нашла упоминание о православном, но это не суть важно в данном констексте):

Праздник Обретения и третий день Масленицы
9 марта православная церковь отмечает день Обретения головы Иоанна Предтечи. Праздник установлен в память об усекновении головы Иоанна Крестителя и обретения ее людьми.
http://www.radiorus.ru/news.html?date=15-03-2005&id=97402&rid=298

Вот что пишет священник:
Всматриваясь в образ Иоанна Крестителя, мы видим, что всякий человек, кто ревностно отстаивает правду и истину, всегда гоним. Гнали пророков, мы знаем, что почти все они были убиты; гнали апостолов, и все они, за исключением Иоанна Богослова, также были убиты. Многие праведники за их любовь к правде (потому они праведниками и называются) были также гонимы в этой жизни.

И если кто-то говорит нам правду, чаще всего становится не нашим другом, а нашим недругом. И здесь тоже для нас сокрыт полезный и назидательный урок: с одной стороны, мы должны стоять в своей жизни за правду, стоять точно так, как стоял за нее Иоанн Креститель.
http://nikolay.orthodoxy.ru/blagovest/175.htm

Так что жертве Иоанна Крестителя придается важное моральное значение, отсюда и распространенность подобного сюжета в искусстве.

На тему Саломеи. В данном случае она всего лишь орудие мученичества, символ временного торжества врагов. Надо учитывать, что в средние века большинство людей были неграмотными и задачей церковников было показать им знакомые образы именно в буквальной форме - образ Саломеи с головой на блюде - узнаваем и назидателен, образ одного блюда с головой может быть не распознан (мало ли изображений голов в архитектуре?) и не имеет нужной смысловой нагрузки.

существовала ли тенденция в средние века делать статуи "отрицательным" личностям?

Знаете, наши представления человека 21 века достаточно сильно отличаются от представлений человека 13-16 веков. На мой взгляд, статуи магистра Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга или епископа Альберта установлены в честь "отрицательных" персонажей в истории. Современники же были иного мнения.

Но я понимаю, что Вы подразумевали под своим вопросом.
Возьмите, например, знаменитый Нотр-Дам-де-Пари, Собор Парижской богоматери. Если так вдуматься, то его убранство есть торжество диавола, а он-то с точки зрения христианства является самым отрицательным персонажем.
http://www.nlr.ru:8101/exib/chimera/himera.htm

А сделано это, кстати, тоже в назидание наивным прихожанам того времени. Сперва нужно ужаснуть видом адских сцен снаружи храма, а затем воспламенить сердца образом Господа внутри Храма.

Вообще на эту тему можно рассуждать еще долго... Не знаю, смогла ли я ответить на Ваш вопрос так, как Вам хотелось бы, но если что-то непонятно, спрашивайте.

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 4
Добавлено: 09-11-2005 21:19
Рената благодарю за информацию, вы объяснили мне - современному человеку (не имеющему образования историка) почему меня так пугало украшение Нотр Дама. Думаю,что на ссылках, приведенных Вами, я найду ответы на вопросы. Я слушала ваши лекции о ср.замках в ЖПЦентре, работаю гидом (изредка) и есть определенное незнание о том, что я показываю другим. Или это каприз-шутка архитектора, или как в случае с Домом Черноголовых целый рассказ - философия.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-11-2005 03:33
Уважаемая Marina!
Я очень рада тому, что Вы заходите на форум. Надеюсь, что найдете для себя много интересного. Если есть какие-то вопросы, не стесняйтесь, спрашивайте.
Надеюсь также, что мы еще встретимся в Женском Просветительском центре и сможем побеседовать обо всем прекрасном, что находится в нашей стране.

Кстати, я еще не полностью ответила на Ваш вопрос о портале церкви Петра. Все никак не могу найти одну картинку, чтобы проиллюстрировать свой ответ... В любом случае постараюсь на выходных ответить.

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 4
Добавлено: 15-12-2005 22:17
Уважаемая Рената, здравствуйте. Я готова ждать Вашего ответа - раковина за головами статуй просто дань моде барокко или есть религиозный контекст.

Хотелось бы получить Ваши комментарии на цитату из «Субботы» за 15-21 октября 2004 г. автор – Ольга Старовойтова «...Фасад ц. Петра - по сей день Мария Магдалена держит священный Грааль, (статуя Евангелиста Иоанна?) а скульптура языческой богини-охотницы с горлицами в руках согреет сердце истинного алхимика, знакомого с моментом получения философского камня, который именуетя «голубки Дианы» (статуя Любовь?)

Тема средневековой символики очень интересует. Ведь явно все эти образы были понятны каждому горожанину в 18 в.,а нынешнему поколению нужен перевод. Я буду очень благодарна Вам, если Вы позднее коснётесь и убранства Дома Черноголовых. Буду стараться заходить на форум почаще....

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-12-2005 07:21
Здравствуйте, Marina!

Очень рада Вас видеть!
Более подробно смогу ответить ближе к выходным, а пока несколько примечаний. Вот фото фрагмента портала церкви Петра, на котором видна фигура с чашей:



Я имела возможность несколько раз разговаривать с Ольгой Старовойтовой и хочу отметить, что у нее на многие вещи своя точка зрения, свои поиски Истины и символизма, а тема тамплиеров и Святого Грааля - одна из ключевых, которой она посвятила немало публикаций.

Я бы все-таки рассматривала статуи портала с более каноничной точки зрения, принятой в религиозном искусстве того времени. И чаша эта все-таки, наверное, не Грааль, а чаша святого Причастия, Евхаристии. Обязательно продолжу эту тему, как и остальные в подробностях.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-12-2005 06:33
Уважаемая Марина! Поскольку поговорить есть о чем, то буду расматривать вопросы по порядку.

раковина за головами статуй просто дань моде барокко или есть религиозный контекст.
Немного не совсем так.

Конечно, раковина обычно ассоциируется со стилем рококо, а первые ласточки такого декора появлись в эпоху барокко.

Название стиля рококо, развивавшегося в основном во Франции XVIII в., взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины.
http://www.archi-tec.ru/style/rococo/

Но в данном случае это совсем другая раковина, не французская, а греческая - конха.

Конха (от греч. konchе - раковина) – полукупол, служащий для перекрытия полукруглых (или многогранных) в плане частей здания (экседр, апсид, ниш). Часто выполнялся в виде раковины. Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В конхе часто помещали мозаики или росписи. В К. нередко помещались мозаики или росписи с изображением Христа, богоматери, христианских святых.

http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/064/277.htm
http://www.architek.spb.ru/word.php?id=252
http://profputevki.ru/show/5561/

Чаще упоминаются конхи в церковной архитектуре такого вида, как показано цифрой 3 на рисунке г).



Но изнутри эта конха будет выглядеть таким же полукуполом над нишей, как и те, что мы видим у портала церкви Петра.

Так что основы этого архитектурного элемента лежат не в стиле барокко, а еще ранее, в эпоху эллинизма, римской империи, и только затем - Византии. О Византийской архитектуре можно посмотреть здесь: http://www.kultreferat.popal.ru/gate.html?name=News&file=article&sid=587 - там по ссылке реферат по византийской архитектуре загрузится не сразу, надо подождать и не обращать внимания на разные рекламные баннеры.

А поскольку конхи проникли в архитектуру с Востока, несомненно явившись преобразованием восточной орнаментики на эллинистическую архитектуру времен Александра Македонского, то о религиозном подтексте здесь говорить сложно. Христианство, конечно, заимствовало языческие символы, но, думаю, не в этом случае. Иначе нам были бы известны мотивы конхи-раковины еще в Средневековье, в стилях романском и готическом.

Вечером продолжу эту тему.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-12-2005 07:28
О раковине в архитектурном смысле я рассказала.

Теперь переходим к раковине в религиозном смысле. Только сразу хочу сказать, что к рижской архитектуре это отношения не имеет, привожу просто для сведения. Например, двустворчатая морская раковина - отличительный знак итальянских паломников.

Гребенчатая раковина (Pecten pilgrimea) была знаком паломников и атрибутом таких святых, как Иаков Старший (исп. Сантьяго), к чьей святыне в Сантьяго-де-Компостсла тянулись многие паломники http://www.simbolarium.ru/greif/sym-uk-cyr/cyr-m/mollusk.htm

А прежде в Мон Сен-Мишель отовсюду стекались пилигримы. Существует легенда о том, что традиционные знаки паломника - посох, рог и раковина - ведут свое происхождение именно отсюда: посохом в отлив нащупывали путь среди пропитанных водой зыбучих песков, рог служил для подачи сигнала о помощи на случай, если путника застигнет прилив или туман, а ракушку прикрепляли к шляпе те, кому удавалось завершить путешествие. Как раз десять ракушек в черном поле и были на гербе аббатства вместе с тремя геральдическими лилиями в синей главе и девизом "Tremor immensi Oceani" - "Трепет огромного океана".
http://www.christianity.org.ru/unafides/Michael/mont_st_michel.html

Но раковина была символом не всех паломников:

В первой половине последнего тысячелетия паломники, возвращавшиеся на родину из Иерусалима, украшали себя пальмовой ветвью. А знаком паломников в Сантьяго и поныне является раковина. Паломники же в Рим прикалывали на свои пелерины образ Христа с платка святой Вероники Иерусалимской
http://www.inosmi.ru/text/stories/02/07/18/3106/213454.html

Есть, кстати, точка зрения, что паломнические раковины оказывали свое влияние на архитектуру. Почему я говорю, что к Риге это отношения не имеет? Потому что в Ливонии того времени не было массовых паломничеств в Компостелу, а если бы эти раковины и крепились к фасаду в этом смысле, то они были бы гораздо уместнее на фасаде рижской церкви Св. Иакова (Екаба), а не Св. Петра.

К мощам святого Иакова за благословением, отпущением грехов и исцелением от всяческих недугов устремились тысячи католиков-пилигримов. Их эмблемой и символом святости, а также атрибутом в известных с XII века изображениях этого святого стала круглая ребристая раковина двустворчатого моллюска из рода Pecten. Средневековые пилигримы, называя ее гребешком святого Иакова, прикрепляли к шляпе как свидетельство своего паломничества, а также использовали в качестве дорожной посуды. Зачастую по возвращении домой паломники в знак совершенного хождения к святым местам заделывали раковину в стену своего дома. В живописи и архитектуре очертания раковины гребешка святого Иакова с давних пор используются как деталь орнамента.
http://www.vokrugsveta.ru/quiz/?item_id=141

Немного эзотерики:

Среди символов нашего серебряных дел мастера одно из первых мест наряду с сердцем занимает раковина св. Якова. Эти два изображения или объединены, или помещены симметрично; их можно увидеть на центральных частях четырехлопастных кругов на окнах, на балюстрадах, панно и дверных молотках. Без сомнения, есть в этой двойственности раковины и сердца загадка, указывающая или на имя владельца или просто стеганографическая подпись. Однако раковины морских гребешков (Pecten Jacobæius) служили отличительным знаком паломников св. Якова. Их носили иногда на шляпе (как на статуе св. Якова в Вестминстерском аббатстве), иногда на воротничке, иногда на груди, но всегда на виду. Изображение Раковины Компостеллы (ил. XXXIX), на котором мы можем заметить много интересного, служит в тайной символике для обозначения принципа Меркурия** и называется также Путешественником или Пилигримом. Оно носилось всеми, кто работал над получением звезды (comроs stella). Ничего удивительного нет в том, что Жак Кер воспроизвел на входе в свой дворец icon peregrini, столь популярную в Средневековье. Разве Николай Фламель не описывает в своих "Иероглифических Фигурах" символическое путешествие, которое он предпринял, чтобы попросить у св. Якова Галисийского помощи, защиты и просвещения? Все алхимики были там в начале своей деятельности. Им нужно было совершить это паломничество с посохом и с раковиной, в качестве отличительного знака, это долгое и опасное путешествие, часть которого проходит по суше, а часть — по морю. Сначала паломники, потом — кормчие.
http://mutabor.land.ru/txt/Them/f/part4.htm

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 18-12-2005 08:13
Уважаемая Рената, я вот все думаю, может нам как-то выделить темы по рижской архитектуре отдельно? Здесь все-таки раздел архитектурной теории, и те, кто ищут именно Ригу, не всегда догадываются заглянуть сюда.

вступающий
Группа: Участники
Сообщений: 4
Добавлено: 20-12-2005 21:50
Добрый вечер, Рената. Благодарю Вас за Вашу работу, понятно все. Моя дотошность, за которую часто достается от близких, полностью удовлетворена. "Задним умом" рассмотрела, что и ранее упомянутая Соломея стоит в нише, схожей с оными ц. Петра.

Пыталась с помощью "Словаря международной символики и эмблематики" 2004 В.В. Похлебкина ознакомиться с фигурами в нишах. Выяснила, что Вера изображалась женской фигурой, в руке на ладони которой стоял кубок (как у жонглера), другая держала крест. Образ агнеца на книге - символ Евангелия. А вот с голубками сложнее, один голубь - образ Святого Духа, а изображение двух голубков как символа любви (согласно словарю) появилось в Европе значительно позже, к концу 19 века. Ваши обстоятельные ответы, думаю, прояснят все. Спасибо заранее

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-12-2005 03:33
Уважаемая Марина! Дотошность не порок, если она не распространяется в одном направлении.

"Обстоятельность" моя, в данном случае это всего лишь одна рыбка в море, а ссылки - лишь удочки для рыбки. Нам же нужен невод, позволяющий регулярно черпать нужных рыбок по мере появления надобности в них.

И я Вам посоветую приобрести такой невод: лучшее из того, что я до сих пор видела.

Это книга Джеймс Холл "Словарь сюжетов и символов в искусстве" (издавалась в 1999 и 2004 гг.) http://www.ozon.ru/context/detail/id/91523/
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1721332/

Вступительная статья Александра Майкапара к переводу книги:
"Джеймс Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве"
http://www.maykapar.ru/bkscd/predhall.shtml

«Словарь» Дж. Холла, предназначенный широкому кругу любителей искусств, изданный впервые в 1974 году и выдержавший на Западе более десятка переизданий, вышел на русском языке в квалифицированном переводе известного музыканта и искусствоведа А. Е. Майкапара.

Словарь охватывает содержание сюжетов, лежащих в основе произведений изобразительного искусства Запада от Средних веков до конца XVIII столетия. Внимание автора сосредоточено на распространенных библейских и античных сюжетах. Что касается святых, то предпочтение отдается тем из них, чьи культ и иконография стали общепринятыми.

Словарные статьи расположены в алфавитном порядке и представлены по трем направлениям. Во-первых, описание известных персонажей мифологии (и литературы) и сюжетов, в которых эти персонажи играют главную роль. Во-вторых, статьи, посвященные названиям определенных картин, изображающих широко известные сюжеты, например «Поклонение волхвов», «Святое семейство», «Суд Париса» и т. д. И в-третьих, статьи, описывающие предметы, связанные с каким-либо персонажем и являющиеся его атрибутом.

http://www.maykapar.ru/bkscd/recehall.shtml

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-09-2007 06:05
Нынешний рижанин, возможно, удивится, узнав, что буквально со всех сторон на него взирают скульптуры Августа Фольца. Приехав в Ригу для выполнения разового заказа, 24-летний скульптор, только что окончивший Берлинскую академию художеств, влюбился в наш город и остался в нем навсегда. Случилось это в 1875 году.

Карьера Фольца продвигалась очень быстро: профессиональная подготовка и несомненный талант были замечены. Ему доверяют самые ответственные заказы, и уже через год, в 1876-м, он открывает скульптурную и каменотесную мастерскую, в которой с помощью подготовленных мастеров, помощников и учеников выполняет различные заказы.

Шагая по одной из главных улиц Риги, по Кр. Валдемара, вы, уважаемый читатель, буквально идете по мастерской Августа Фольца. Проходя мимо Латышского драматического театра, невозможно не заметить могучих атлантов у входа. Их изготовил Фольц. Недалеко от театра находится 17-я средняя школа, на фасаде которой расположены две скульптурные группы его же работы. Как и фронтон хорошо вам известного здания Художественного музея. И не только фронтон — и лестница, и колонны...

А многие ли замечали, что здание на ул. Кр. Валдемара, 31 украшено интересной архитектурной деталью — порталом с двумя женскими головками? Дело в том, что здание построено на месте бывшей мастерской Августа Фольца, и портал был специально сохранен — редкое для советской архитектуры 70-х годов введение «ретроцитаты». Очаровательные женские головки на портале — портреты жены и дочери Фольца. Часть построек сохранилась также во дворе бывшей мастерской. Зайдя туда, вы увидите великолепную декоративную пластику и рельефы, которые достались нам в наследство от знаменитого мастера.

Среди скульпторов того времени Фольц был влиятельнейшей фигурой в Риге. Он был востребован настолько, что авторство ему приписывали даже тогда, когда исполнителем заказов были его коллеги по мастерской, а не он сам. Август Фольц работал по 13 часов в сутки. Его энергии можно было позавидовать. Он пробовал себя на сцене, занимался парусным спортом и даже был членом рижского яхт-клуба.

Уже более столетия многие творения Фольца украшают наш город. Трудно представить себе Ригу без фонтана «Нимфа» напротив Оперы, без атлантов у входа в Национальный латышский театр. Как и без других атлантов — тех, что держат земной шар на крыше здания по ул. Театра, 9. Фольц создал также аллегорические композиции на фронтоне здания Латвийского радио, на фасаде Французского посольства. Даже львы в Верманском парке и фигура ремесленника на кирпичном доме по улице Матиса, 21 тоже вышли из его мастерской.

Август Фольц активно сотрудничал с Вильгельмом Бокслафом: очень часто дома, спроектированные этим архитектором, украшены скульптурами Фольца. Одна из них — мальчик, читающий книгу, — находится на крыше здания Большой гильдии (ул. Амату, 4). Кстати, чтение очень «тематическое»: книга ни что иное, как старейший устав (шрага) Большой гильдии.

Три года назад на Ратушной площади, напротив Дома Черноголовых, установили копию скульптуры Роланда. Оригинал статуи, выполненный из силезского песчаника, хранится в нескольких метрах от площади — в Церкви св. Петра. И фигуру Роланда, и украшенный колоннами постамент в 1896 г. изваял Август Фольц. Скульптура Роланда была сделана на пожертвования окрестных домовладельцев для украшения артезианского колодца. В начале XX века статуя Роланда считалась геометрическим центром Риги, и острие его меча служило точкой отсчета расстояний. Роланд еще в средние века олицетворял свободу и независимость города, его достаток и благополучие. К статуе Роланда рижане приходили со своими надеждами, молились и просили помощи.

Однако это был не единственный рыцарь, изготовленный Фольцем. Напротив Бастионной горки, откуда открывается вид на улицу Смилшу, находился еще один из открытых в 1894 году артезианских колодцев. Во второй половине 90-х годов XIX века он (так же, как и колодец на Ратушной площади) был оформлен гранитной колонной, на которой возвышалась 1,3-метровая отлитая в бронзе и позолоченная статуя Роланда. Золотой Рыцарь был изготовлен по модели Августа Фольца.

За свою долгую творческую жизнь Август Фольц помимо огромного количества скульптур создал еще два великолепных фонтана. Один из них — «Нимфа». Древние люди полагали, что весь мир населен нимфами. Их обычно изображали прекрасными обнаженными девушками.

Фонтан «Нимфа» знают и любят все. Но мало кто знает, что и современное здание театра, и фонтан создавались после того, как 14 июня 1882 года в старом здании произошел пожар. Как оказалось, причиной пожара стало распространенное в то время газовое освещение. Восстановление театра длилось с 1885 по 1890 год. Внешний вид здания сохранили без изменений, а вот художественное оформление внутренних помещений театра взяла на себя мастерская Фольца.

Фонтан установили в 1887 году в честь восстановления театра после пожара. Существует даже легенда о том, что во время работы Фольц влюбился в свою модель — юную латышскую девушку, которую можно увидеть в центре композиции с раковиной в руках, что она ответила Фольцу взаимностью и вышла за него замуж. На самом же деле в Ригу Фольц приехал, уже будучи женатым... Сейчас в сквере напротив Национальной оперы стоит бронзовая копия «Нимфы», а цинковый оригинал находится в Рундальском замке.

Еще один фонтан, созданный Августом Фольцем, находится во дворике ночного клуба Roxy (Калькю, 24). В 1920-е годы там находилось кафе «Биржас». С того времени неоднократно менялись владельцы земельного участка, на котором находится фонтан. В 80-е годы фонтан уже не работал, так как была нарушена гидроизоляция; из четырех скульптурок мальчиков осталась только одна. Однако фонтану нашли «чудесное» применение: стоя внутри бассейна, продавщицы торговали различными напитками (кто-то сделал бордюр такой высоты, что он выполнял роль прилавка). И только в 1992 году Управление по охране памятников культуры всерьез озаботилось судьбой фонтана.

Сейчас фонтан восстановлен. А ведь несколько лет назад его чуть было не увезли на свалку. Скульптор Александр Ткачев, принимавший участие в реставрации, рассказал мне забавную историю. «Новые владельцы — хозяева клуба Roxy — делали ремонт всех помещений, а заодно пригласили меня сделать профилактику фонтану. Я почистил насосы, по которым подавалась вода в фигурки мальчиков, сделал кислотно-щелочную обработку бронзовых фигурок, чтобы они не темнели, и сложил их в черные пластиковые мешки. Когда на следующее утро я пришел устанавливать фигурки, то обнаружил, что мешки исчезли. Оказалось, их приняли за мусор и уже погрузили в машину... Так быстро я еще никогда не бегал. Я с трудом догнал грузовик и «отобрал» мальчиков!» Вот так было предотвращено «похищение младенцев». Сейчас каждый, кто войдет во дворик клуба Roxy, может посмотреть это «маленькое чудо» — творение Фольца.

Почему именно к этому скульптору обращались горожане, почему именно он получал самые крупные заказы, хотя помимо его мастерской в Риге существовали и другие скульптурные и каменотесные мастерские? Да потому, что это был профессионально подготовленный скульптор, в работах которого заметны чувство стиля и следование богатым традициям немецкой декоративной скульптуры.

Редкому художнику удавалось сделать так много для города, в котором он жил. Август Фольц приехал в Ригу, когда ему было 24 года, и 50 лет своего творчества отдал нашему городу. В 1926 году Рига отмечала 50-летие деятельности Августа Фольца, и статья в журнале «Русское слово» начиналась признанием в любви скульптору: «Спасибо за то, что вы есть в нашем городе, за то, что вы делаете для него, за ваш талант и большое сердце».

Эти слова невозможно не вспомнить сегодня, почти столетие спустя. На довольно скромном скульптурном горизонте Риги работы Августа Фольца по-прежнему мерцают яркими звездами.

Август Фольц родился 27 февраля 1851 г. в Магдебурге. Учился у местного скульптора Габса, а затем в Берлинской академии художеств. В 1875 г. приехал в Ригу. В 1876 г. Фольц основал скульптурную и каменотесную мастерскую на ул.Кр. Валдемара, 31. Им выполнено множество виднейших декоративных украшений как в Риге, так и в сельских имениях. Преподавал в школе рисования и живописи Э. Юнга-Штиллинга (с 1879 г.), позже в Рижской городской художественной школе. После войны 1914 года открыл новую мастерскую на ул. Гауяс, 9 и продолжал украшать город декоративными скульптурами. Прославился также и в мемориальной скульптуре.

http://berega.vivaxmedia.lv/?id=262


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-02-2008 03:28
Милда на детских рисунках http://comenius.herder.lv/index.php@menu=works&id=2〈=1.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-02-2008 07:16
О некоторых памятниках в Риге (на латышском) http://www.republika.lv/?id=article&nid=383

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-04-2008 02:59
Колонна Победы 1812 г. (фото) http://foto.inbox.lv/lutra/Kolonna-Pobedy-1812

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-09-2008 03:15
Скульптуру великана под названием "Большой Кристап" вытесал в 1682 (по другим данным в 1863) году скульптор Михэль Бринкман из соснового дерева. Высота скульптуры 2,36 м. Святой Христофор считался одним из покровителей Риги. Изначально скулптура стояла у Карловых ворот, недалеко от перекрёстка улиц Кунгу и 13 января. В 1862 году ворота были ликвидированы и скульптуру поставили возле будущего Центрального рынка. Там для него был выстроен специальный навес из дерева. Скульптуру, однако, постоянно обижали хулиганы, например, как-то раз в 20х годах ХХ века его увезли на извозчике в Пардаугаву и бросили возле публичного дома. А один раз, во время бури домик рухнул на проходившего мимо и зашиб его насмерть. В 1923 году, после очередного происшествия Большого Кристапа разместили в Музее истории Риги. Увы, но фигура ребёнка,находившееся на плече великана, не сохранилась. Позднее, в советское время скульптуру реставрировали и реконструировали недостающие части (руки, фигурка младенца). В 1997 году была выполнена копия скульптуры, которая была установлена на набережной Даугавы в 2001 году. Оригинал скульптуры находится в музее истории Риги и мореходства.
http://kirils.livejournal.com/11729.html


великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 17-10-2008 15:24
Куда делись латвийские памятники Владимиру Ильичу http://www.subbota.com/2008/04/17/lu003.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-11-2009 02:59
Трубочист и каменщик (латышск. Skurstenslaukis un murnieks) — скульптурная группа на улице Мурниеку (Каменщицкая) в Латгальском предместье города Рига.

Открыт памятник 26 апреля 2007 года. Поддерживает тенденцию последнего времени, установки небольших памятников, вписанных в городскую среду. Улице Мурниеку, после реконструкции, придан внешний вид рижских улиц начала XX века. Заново вымощена булыжная мостовая и смонтированны уличные фонари, стилизованные под старину. Новый памятник завершает возникшую композицию.

По словам инициаторов установки памятника, скульптура стала данью уважения латвийским ремесленникам и первым памятником в Латвии, который посвящен ремеслу и профессии.
Авторство принадлежит скульпторам Карлису Иле и Гиртсу Бурвису. Прототипами послужили самый известный в городе трубочист — Варис Вилцанс и актёр, народный артист СССР Карлис Себрис, изобразивший каменщика.

http://rizanka.livejournal.com/434822.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-11-2009 04:13
Памятник Свободы, высотой 42 м, увенчан бронзовой женской фигурой "Милды" (9 метров высотой), держащей на поднятых руках три звезды, три культурно-исторические части Латвии: Курземе, Видземе, Латгале, символизирует освобождение народа Латвии от чуждой власти. Богатство образов сочетается с монументальностью и цельностью. Скульптура и рельефы отражают четыре основы государственной и народной жизни: Труд, защиту Отечества, семью и культуру.
Предлагаю посмотреть на Ригу глазами Милды!

http://rizanka.livejournal.com/436671.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-01-2011 02:41
Портал церкви Петра на фото: http://foto.lu.lv/HI-RES/arhiivs/2004/19.ned._03.05.-09.05.2004/Riiga/IMG_3623.jpg

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 10-03-2011 16:38
Забытый скульптор Рихард Маурс http://www.gazeta.lv/story/16211.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / Рига замки и фортификация / Символика скульптурных образов

KXK.RU