ГОТИКА, готический стиль и неоготика

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / ГОТИКА, готический стиль и неоготика

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 01-09-2004 15:05
Готика http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm
Готика http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00019/98900.htm
Готика во Франции http://francegothic.boom.ru/
Готика в Англии http://www.pseudology.org/Architecture/GothicEnglish.htm
Готика http://tmn.fio.ru/works/72x/310/got1.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 28-09-2004 00:59
Готика http://tmn.fio.ru/works/72x/310/got1.htm

Готика во Франции http://francegothic.pochta.ru/

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 21-04-2005 02:16
Готическая архитектура и скульптура (фото) http://www.mcah.columbia.edu/dbcourses/murray/large/

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 22-12-2005 17:07
Виолле-ле-Дюк (Viollet-le-Duc) Эжен Эмманюэль (27.1.1814, Париж, - 17.9.1879, Лозанна, Швейцария), французский архитектор, историк и теоретик архитектуры. Реставрировал ряд французских готических соборов (в том числе Собор Парижской богоматери, с 1845, совместно с Ж. Б. Лассю), укрепления Каркассонна, замок Пьерфон и др. В историко-теоретических трудах ("Толковый словарь французской архитектуры", 10 тт., 1854-68; "Беседы об архитектуре", 2 тт., 1858-72, рус. пер. 1937-38; "Русское искусство", 1877, рус. пер. 1879) В. стремился выявить общие закономерности архитектуры (в том числе обусловленность формы конструкцией), своеобразие её национальных школ, природу средневекового искусства, конструктивные достижения готического зодчества, изучение которых стимулировало развитие каркасных конструкций.
Лит.: Gout P., Viollet-le-Duc, P., 1914.

http://www.oval.ru/enc/13779.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:31
Очень хорошая подборка, которую стоит привести отсюда целиком
http://community.livejournal.com/ru_middle_ages/37686.html
http://community.livejournal.com/ru_middle_ages/38039.html

Збигнев Херберт о строительстве соборов

Никакие архивные материалы не позволяют сделать вывод, что перед началом этих колоссальных работ производились какие-то подсчеты затрат и составлялись сметы. В средневековой бухгалтерии действовал романтический принцип соизмерения усилий в соответствии с замыслом. Впрочем, поначалу благодаря безмерному энтузиазму верующих, для которых строительство собора было еще и проявлением местного патриотизма, денег набиралось много, ну, а потом бывало по-всякому.

Этим-то и объясняется, почему очень немногие соборы выдержаны в одном стиле, построены сразу. Добавим к этому еще вот что. Затраты на строительство превосходили средства, какими мог располагать один человек, даже суверен. Желая обеспечить постоянный приток средств, папы в XIII веке потребовали, чтобы четвертая часть доходов каждой церкви предназначалась на строительство. Но требование это исполнялось не слишком дотошно. И вот король Ян Чешский передает на строительство церквей доходы от королевских серебряных копей. Не отставали и городские коммуны. В Орвието в 1292 году произвели перепись жите лей и в соответствии с их состоянием назначили налог на строительство II Duomo. Сохранился также весьма интересный реестр жертвователей на возведение Миланского собора, включающий все профессии и социальные группы, в том числе и куртизанок. Очень часто дарения поступали натурой; так, королева Кипра пожертвовала одному из итальянских соборов великолепную, шитую золотом ткань. Лихорадка пожертвований порой приводит к семейным конфликтам. Например, один итальянец просит возвратить золотые пуговицы, которые жена принесла в дар на строительство. Рядом с церквями открываются большие лавки, где можно купить все, что жертвуют верующие, — от драгоценностей до домашней птицы.

Сборщики пожертвований отправляются в дальние страны добывать средства на строительство. Цистерцианцы, приступив к возведению Сильванского аббатства, обращаются за помощью к императору Константинополя, королю Сицилии и графу Шампани. Прихожане же объединяются в братства, целью которых является оказание материальной помощи начавшемуся строительству. Братства были самые разные, но, пожалуй, самым экзотическим можно считать «братство игроков в шары» из Ксантена — «confrerie des joueurs de boule». В нем состояли отнюдь не самые последние люди — среди членов этого братства числился и епископ. Не следует упускать из виду и доходы от продажи духовных ценностей. То есть индульгенций. Коллегиальная церковь Св. Виктора в Ксантене в 1487 году за их счет покрыла треть расходов на строительство. Впрочем, право продавать индульгенции давалось не задаром. В 1397 году миланцы купили у папы право на торговлю индульгенциями за пятьсот флоринов.

Сбор пожертвований, особенно если он производился далеко от места строительства, неизменно сопровождался привозом реликвий, что для каждого города, куда приезжали сборщики, было большим праздником. Миниатюры очень подробно представляют подобные события: по улице среди толп коленопреклоненных верующих движется процессия с ковчежцем, в котором находится реликвия. Больные тянут руки, матери с детьми протискиваются в первые ряды, чтобы прикоснуться к чудотворным мощам.

Церковь протестовала против культа священных предметов еще до того, как его стал высмеивать Боккаччо. Латеранский собор 1216 года запретил поклоняться реликвиям без специального на то позволения. И все же невозможно не изумляться безмерной инициативе и смелости сборщиков пожертвований. Так, в 1112 году после пожара, который причинил серьезный ущерб собору в Лане, семь каноников собирают уцелевшие реликвии: лоскут рубашки Божьей Матери, кусочек губки, с которой поили на кресте Христа, и частицу самого креста. После процессий в нескольких французских городах паломники возвращаются с суммой, достаточной, как они посчитали, для завершения строительства. К сожалению, собранные деньги быстро закончились, и пришлось снова отправиться на сбор средств. Рассказ о нем мог бы стать канвой захватывающего исторического романа. Есть там и плавание по морю, и разбойники, воры, пираты, и коварные фламандские суконщики. После семи месяцев странствий и приключений благочестивые путешественники благополучно возвращаются в родной город с суммой, позволившей меньше чем за год завершить возведение собора. Но не везде удавалось столь удачно разрешить проблему приведения в равновесие доходов и расходов. В отчетах о строительстве часто приходится читать меланхолическую констатацию: «Ничего не делается. Нет денег».

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:34
Другой серьезной проблемой для строителей соборов была транспортировка материалов. Транспортные средства оставались те же, что и в античные времена, то есть водные пути и повозки, в которые запряжены лошади или мулы. Если каменоломня находилась на расстоянии более десяти километров от места строительства, как это было, к примеру, в Шартре, то одна упряжка доставляла за день полторы тысячи килограммов камня, то есть около одного кубического метра.

Французская пословица гласит: «Замок разрушенный — это замок наполовину построенный». Многие камни готических соборов происходят из крепостных стен и сооружений времен Римской империи. Чтобы возвести огромную церковь Св. Олбэна, в Британии разобрали остатки античного города Веруламия. Примеры можно умножать бесконечно. Хроники сообщают о чудесных находках, как это было, например, в Понтуазе, месторождений камня, которого хватило на строительство собора Сен-Дени. Но такое случалось не часто. По Рейну, Роне, Арно плыли барки с античными колоннами, капителями, блоками белого и ро¬зового мрамора. Гордая и могущественная Венеция посылала свои корабли в поисках строительных материалов для базилики Св. Марка в Сицилию, Афины, Константинополь, Малую Азию и даже в Африку.

Какова была стоимость транспортировки? Если материал доставлялся из места, находящегося на расстоянии в несколько десятков или более километров, его цена увеличивалась втрое, а то и впятеро. В каменоломнях Казна за единицу камня платили один фунт шесть шиллингов и восемь пенсов. Когда же он оказывался на строительстве собора в Норвиче, его цена составляла четыре фунта, восемь шиллингов и восемь пенсов. Подсчитано, что общая стоимость многих соборов могла бы снизиться наполовину, если бы не трудности фрахта. Так что разрушение старинных сооружений было отнюдь не слепым вандализмом, а жесткой экономической необходимостью. Очень скоро пришли к пониманию, что единственная эффективная возможность снижения стоимости перевозки — это доводка камня в каменоломне до состояния готового продукта и доставка к месту строительства уже обработанных блоков. Каменщиков и мастеров начинают направлять в каменоломни, где они работают под надзором архитектора. Эта практика получала все более широкое распространение, и в Англии возникли мастерские, поставлявшие обтесанный строительный камень и даже готовые скульптуры.

Нельзя не упомянуть об одном оригинальном транспортном средстве, не встречавшемся нигде и никогда, кроме Средних веков, а именно спинах верующих, добровольно предоставлявших их для доставки строительных материалов. Прежде чем паломники доходили до прославленного собора Сант-Яго (Св. Иакова) в Компостелло, каждый из них в городке Трикастела получал порцию известняка, которую должен был донести до Кастанеды, где находились печи. В часто цитируемом письме аббата Эмона из Шартра (1145 год) описывается, как толпа женщин и мужчин всех сословий (что критически настроенным комментаторам представляется преувеличением) тянут возы «с вином, пшеницей, камнем, деревом и всем прочим, потребным для строительства церкви и пропитания». Тысячи людей идут в полном безмолвии. Дойдя до цели, они распевают благодарственные гимны и исповедуются в грехах.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:35
Однако нужно относиться критически к этим красивым историям, вполне вероятно, правдиво отражающим настроения, общественный фон и атмосферу чуда, окружавшую строительство больших соборов. Но могли ли они оказать сколько-нибудь значительное влияние на ускорение строительства? Осторожные исследователи весьма в этом сомневаются. Охваченное энтузиазмом ополчение, надо полагать, не было решающим фактором этого великого архитектурного сражения.

Неисчерпаемым источником сведений о том, что происходило с материалом, когда он уже оказывался на строительной площадке, являются не столько записи хронистов, сколько витражи, миниатюры и гравюры. Особенно много ценных свидетельств дает нам излюбленная в Средние века тема Вавилонской башни.

Камни и раствор рабочие вносили наверх на плечах либо поднимали с помощью простейших механизмов, основанных на системе блоков. Применявшиеся в древности большие деревянные подмости, опирающиеся на землю и поднимающиеся вместе с ростом здания, использоваться здесь не могли из-за плотной застройки вокруг соборов. Леса начинались не от фундамента здания и напоминали ласточкины гнезда, подвешенные на головокружительной высоте. На возводимых стенах видны так называемые «журавли», то есть крановые балки в виде бревен, и примитивные лебедки. Канат, к которому крепился камень, внизу наворачивали на барабан, точь-в-точь как сейчас в деревенских колодцах. Использовались также большие колеса со ступенями, которые приводились в движение ногами ступающих на них рабочих. В церквах Эльзаса и английских соборах эти примитивные механизмы сохраняются как экспонаты. Нет никаких указаний на то, что в Средние века удалось изобрести какие-нибудь приспособления, пусть не заменяющие, но хотя бы уменьшающие мышечные усилия людей. Так что готические соборы являются поистине творением человеческих рук.

Набор инструментов исключительно прост: пила для резки блоков песчаника, разные виды плоских и заостренных молотов, кельмы, а также измерительные инструменты — угольник, угломер, уровень. Спорным остается вопрос, когда появилось долото с широким острием, но вероятней всего, что только в XIV веке. Инструментарий строителей соборов не слишком отличается оттого, каким пользовались создатели Акрополя.

Но это отнюдь не было существенным фактором, тормозящим темп строительства. Финансы и транспорт — lenta convectiocolumnarum (медленная доставка колонн) — вот слабые места этих честолюбивых предприятий. Строительство собора в Шартре продолжалось пятьдесят лет, в Амьене — шестьдесят, Нотр-Дам — восемьдесят, в Реймсе — девяносто, в Бурже — сто. Почти ни один готический собор не был завершен при жизни тех, кому снились его башни, устремленные к облакам.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:36
Выдающийся бельгийский медиевист Анри Пиренн провел аналогию между динамикой общества XI—XII веков в Европе и тем, что происходило в середине XIX века в Америке. Строительство грандиозных готических соборов немыслимо без развития городов и перемен в экономической структуре. Земля перестает быть единственным источником богатства, растет стоимость движимого имущества, развивается торговля, возникают банки.

Церковь весьма неодобрительно смотрела на тех, кто создавал большие состояния не физическим трудом, не благодаря своему происхождению, а благодаря ловкости и уму. Им не оставалось ничего другого, кроме как жертвовать часть доходов на возвышенные цели. Хоть это, конечно, не абсолютная истина, но все-таки можно рискнуть и высказать утверждение, что готические соборы появились как следствие нечистой совести нарождающейся буржуазии.

Соборы были предметами гордости, а также видимыми издалека знаками могущества. А равно и местом вполне мирской деятельности. Человек средневековья в соборе чувствовал себя как дома. Нередко он там ел, спал, разговаривал, не понижая голоса. Поскольку скамей не было, по церкви свободно расхаживали и частенько в ней укрывались от непогоды. Запреты церковных властей на проведение в церквах светских собраний доказывают, что, вероятней всего, это было широко распространенным явлением. Подтверждением тому служит еще один факт: во многих городах, где был собор или большая церковь, не строили ратушу. Витражи не только повествовали о житиях святых, но исполняли, если дозволено сравнивать великое с малым, функцию неоновых реклам ткачей, плотников, портных. Известно, что дарители яростно боролись за наиболее выгодное размещение пожертвованных витражей. А самое выгодное — это то, которое ближе всего к глазам вероятного клиента.

Поражает и заставляет задуматься то обстоятельство, что короли и князья сыграли очень скромную роль в деле строительства соборов, особенно если речь шла о степени личного участия. Ежели не брать в расчет чисто королевские храмы, такие как Сент-Шапель или лондонский Вестминстер, роль суверенов ограничивалась денежными субсидиями, редкими посещениями стройки да иногда направлением придворного архитектора для проведения экспертизы. И это все.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:37
Постоянная забота об облике собора и его строительстве в Англии, Германии и Франции лежала на аббатах и епископах, а в Италии — на городских коммунах. Аббат Сугерий является образцом и символом тех, кто все свои силы, время и талант посвящал собору. Легко можно представить себе, как он спорит с золотильщиками и живописцами, устанавливает иконографию витражей, поднимается по лесам, возглавляет экспедицию дровосеков в окрестности для поисков достаточно высоких и крепких деревьев. Благодаря ему строительство Сен-Дени продолжалось всего три года и три месяца, что стало рекордом скорости строительства, не побитым за несколько веков. Такими патронами для Нотр-Дам был Сюлли, для Амьена епископ Эврар де Фуайуа и для Осера епископ Готье де Мортань.

Но даже безмерной энергии и энтузиазма одного человека было недостаточно для того, чтобы обеспечить непрерывный надзор за огромным этим начинанием. Поэтому возникают некие организации, своего рода службы, которые в разных странах назывались по-разному: fabrique, oeuvre, werk, work, opera. Они занимаются всем сложным механизмом управления и бухгалтерией, нанимают художников и рабочих, сохраняют планы. Капитул делегирует одного или нескольких клириков, которых получают название custos fabricae, magister fabricae, magister operis. Однако являются они отнюдь не техниками, как можно было бы подумать судя по наименованию их должностей, но администраторами. Впрочем, и сама администрация разделяется по специализациям. Во Франции ведению la fabrique подлежат финансы, а вопросами строительства в буквальном значении этого слова занимается l'oeuvre. Co временем эти новые административные организмы обретают значительную автономию, особенно большую в Италии, где коммуны играли решающую роль в строительстве соборов.

* * *

Присмотримся к людям, работающим на строительстве. Они составляют небольшое иерархизированное сообщество. В самом низу этой общественной лестницы мы видим рабочих; миниатюристы изображают их поднимающими наверх в носилках камни или раствор либо терпеливо вращающими колеса подъемных механизмов. Набирались они большей частью из беглых крестьян, выходцев из многодетных деревенских семей, которые устремлялись в города в поисках хлеба и свободы. Квалификации у них не было, и чаще всего они исполняли самые тяжелые работы: копали котлованы под фундаменты, порой на глубину до десяти метров, а также занимались транспортировкой материалов. Однако у них, особенно у молодых, предприимчивых, была надежда, что в один прекрасный день кто-то другой переймет у них тяжелые носилки, а они там, наверху, будут укладывать в стены камень. И экономический фактор играл тут весьма существенную роль. Подносчик камня, землекоп получали в день семь денье, каменщик же — двадцать два.

Нужно ли удивляться тому, что они не слишком доброжелательно смотрели на тех, кто бескорыстно, подобно высокородному Рене Монтобанскому, который пытался тяжелым трудом искупить былые свои прегрешения, трудился на строительстве. В «Chanson de geste des quatre fils Aymon» («Песнь о четырех сыновьях Аймона») рассказывается, что вечером, когда рабочие получали поденную плату, Рене взял только один денье. Но это вовсе не значит, что работал он плохо, напротив, за раз он переносил больше, чем трое рабочих, так что каменщики спорили между собой, кому он будет помогать. Его прозвали «работником св. Петра», и тем не менее через неделю отчаявшиеся сотоварищи по работе убили его, ударив тяжелым молотом по затылку, а тело бросили в Рейн. Из этой кровавой истории можно сделать важный вывод: количество неквалифицированных рабочих было велико и борьба за рабочие места жестока. Количественное отношение неквалифицированных рабочих к квалифицированным составляло три к одному — четыре к одному, а иногда и больше. Аббаты из Рамзи брюзжат по поводу тех, кто приходит на строительство не из благочестия, а «из любви к заработку», «pour l’amour de la paie», что нас, кстати сказать, не слишком удивляет.

Если смотреть со стороны, может возникнуть впечатле¬ние, что между рабочими и мастерами существовала пропасть, но на самом деле так не было. Ибо готические соборы, эти великие импровизации, требовали наличия чего-то наподобие органических связей между всеми участвовавшими в их строительстве. Это следовало даже из самой сущности материала. Камень, отесанный внизу каменотесом, должен был попасть на точно определенное место, потому что, в отличие от кирпича, не был взаимозаменяемым. Потому, вероятно, в платежных реестрах, которые составлялись, если можно так выразиться, по административному принципу, а не в соответствии с величиной заработков, мы видим явно намечающиеся профессиональные артели. Сразу же за мастером каменщиком следуют его подручные или подмастерья, называвшиеся valets, compagnons, serviteurs. Им просто по необходимости приходилось учиться ремеслу. Хотя бы такому простому, как приготовление раствора. А штукатуры уже фигурируют в списке ремесел, составленном Этьеном Буало.

Высшую группу составляют каменщики и все другие мастера, работающие по дереву, камню, свинцу и железу. В сущности, они являются конструкторами. Соответственно функция каменщиков — укладывать камень, что лучше всего передают английские термины setter, layer. От них зависит, выдержит ли арка давление свода, не раскрошится ли замковый камень арки. Миниатюры представляют их на самом верху возводимых стен с кельмой, уровнем и свинцовой проволокой для провешивания вертикали. Их имена исчезают из платежных ведомостей зимой, когда они покидают строительство, накрыв верхние части стены соломой и хворостом для защиты от холода и сырости.

В то же время мы мало или почти ничего не знаем о тех, кто работал в каменоломнях. Упоминаются они крайне редко, отсутствуют и в достаточно подробной «Книге ремесел» Этьена Буало. Оплачивались эти люди плохо и работали в самых тяжелых условиях. Это безымянные ратники крестового похода соборов. А между тем без них, трудившихся в сырых и темных подземельях, вырубавших в скале негативы соборов, немыслимым было бы то, что возведено и до сих пор восхищает и удивляет нас.

К работам в каменоломнях чаще всего приступали еще до того, как начинали копать котлован под фундамент. Трудились там группами по восемь человек под руководством мастера, который не только зарабатывал куда больше рабочих, но и получал еще вознаграждение за каждый вытесанный камень. Темп работы был, надо полагать, очень быстрым, как о том свидетельствует информация, относящаяся к каменоломням, которые были приписаны к цистерцианскому аббатству в Королевской долине в Чешире. В течение трех лет там добыли тридцать пять тонн камня, каждые четверть часа из каменоломни отправлялся воз, нагруженный строительным материалом.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:38
Уолтеру из Черифорда, руководителю работ в Королевской долине, пришла в голову мысль построить для каменщиков помещение вроде сарая. Он явно не предполагал, что сарай этот, называвшийся по-французски «ложа», сделает блестящую политическую карьеру. Поначалу все было весьма прозаично и имело чисто практический смысл. Тем, кто обтесывал камень, готовил скульптурные элементы, необходимо было предоставить помещение, где они могли бы поесть, а также укрыться от зноя и холода. Это не было жильем. Но совершенно точно, что ложа каменщиков (известно, что первая была выстроена из тысячи четырехсот досок, то есть была по размерам невелика и внутри оборудована крайне примитивно) стала также местом профессиональных дискуссий. Существует документ, сообщающий о вооруженном вмешательстве стражников епископа в чрезмерно темпераментный спор каменных дел мастеров. Правда, произошло это не в Англии, а во Франции на строительстве Нотр-Дам, так как обычай строительства лож очень быстро переняли во всех странах.

На картине Ван Эйка, изображающей святую Барбару, покровительницу строителей, ложа, а по-нашему «бытовка», рядом с огромным храмом выглядит почти как птичья клетка. И действительно, поместиться в ней могло самое большее десятка два ремесленников. По сути, они и были этаки¬ми перелетными птицами. Времена были беспаспортные, так что мастера и подмастерья часто переплывали Ла-Манш, переправлялись через Рейн и даже отправлялись с кресто¬носцами в Палестину. Иногда их брал с собой архитектор, как это сделал, к примеру, Этьен де Боннейль, когда отправ¬лялся строить собор в Упсале. Странствия мастеров вызва¬ны были не только жаждой приключений, но и поисками лучших условий. А порой это было попросту бегством от принудительных работ. Чаще всего такое происходило в Англии, где по повелению короля шерифы производили насильственный набор мастеров и каменщиков на строительство замков, удаленных иногда от места их жительства на сотни километров. И при этом на неограниченный срок. Строители же соборов были вольными ремесленниками.

Всех работавших с камнем объединяет общее француз¬ское название tailleurs de pierre (резчики камня), а обозначает оно как тех, кто обтесывал его, так и тех, кто изготавливал розетту, арку свода и даже скульптуры. Одной из тайн готической архи¬тектуры и вещью совершенно непостижимой для нас яв¬ляется то, что скульпторы эти не воспринимались как ху¬дожники и растворялись в массе анонимных каменщиков. Архитектор и теолог держали их индивидуальность в узде. В 787 году на Никейском соборе было постановлено, что искусство является делом художника, но композиция (сейчас бы мы сказали: содержание произведения) находится в компетенции священнослужителей. Постановление это было отнюдь не чисто декларативным, поскольку в 1306 году скульптор Тиддеман вынужден был изъять из одной лон¬донской церкви исполненную им фигуру Христа, которую признали не соответствующей традиции, и вдобавок возвратить деньги, полученные за работу.

Терминология, использовавшаяся для обозначения отдельных ремесленников, скудна и нередко вводит в заблуждение. Зачастую она основывается не на функциях, а на реалиях. Так, английский термин hard hewers обозначает ремесленников, которые работали с тяжелым камнем, какой добывался в окрестностях графства Кент, в отличие от обтесывавших мягкий камень, подходящий для изготовления скульптур, и называвшихся freestone masons (впоследствии использовали сокращенное название freemason, от которого происходит французское название franc-macon — франкмасон; средневековье его не знало, и относится оно уже к возникшему в XVIII веке религиозно-философскому движению вольных каменщиков, или масонству). Если встать перед королевским порталом в Шартре, то видно, что скульптуры выполнены из другого, более мелкозернистого камня, нежели стены.

Время работы определялось солнцем. Начинали трудиться с рассветом, а заканчивали в сумерки. У английских каменщиков, как следует из документов второй половины XVI века, зимой был часовой перерыв на обед и пятнадцатиминутная пауза после полудня. Летом же час на обед и два перерыва по тридцать минут. Зимой работали по восемь-десять часов, летом все двенадцать. Праздничных дней было пятьдесят, а если добавить к ним воскресенья, то рабочих дней в году получалось примерно двести пятьдесят.

Чтобы привлечь квалифицированных работников, им предоставляли жилье на постоялых дворах. Достаточно поздно, только в XVI веке, в Англии близ Итона появилась первая гостиница для мастеров, причем с кухней.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:38
Платежная сетка была достаточно дифференцированной. Ноок и Джоунз насчитали в Сирнавоне в 1278-1280 годах семнадцать разных ставок для каменщиков. С неквалифицированными рабочими расплачивались ежевечерне. Ремесленники же получали заработанное по субботам.

Сколько зарабатывали? Вопрос трудный, поскольку нам прекрасно известно, насколько легко использовать вводящие в заблуждение индексы, с помощью которых черным по белому можно доказать, что нам живется прекрасно, либо что раньше было лучше, или что где-то там лучше, чем у нас. Проблема усложняется еще и тем, что рассматривается очень отдаленная эпоха. Прожиточный минимум вещь весьма относительная. Вслед за французским исследователем Пьером дю Коломбье, которого никто не заподозрит в пристрастности, повторим (оставив это утверждение на его ответственность), что материальные условия рабочих в Средние века были лучше, чем в XIX столетии. Следует только добавить, что относится это, скорей всего, к квалифицированным рабочим, а не к тем, кто прорубал темные штольни в каменоломнях. Бессель после подробнейших исследований сообщает, что в XIV веке каменщику, чтобы купить триста шестьдесят килограммов пшеницы, нужно было работать двенадцать дней, в 1500 году — двадцать, а в 1882-м — двадцать два.

Есть показатель еще более убедительный, а именно сравнение заработков лондонского каменщика, который столовался при строительстве, и того, кто питался самостоятельно. Так вот, первый получал на одну треть меньше, чем второй. А в XVI веке уже вполовину меньше. Современные исследования бюджета семей рабочих доказывают, что на питание тратится куда больше трети доходов.

Очень мало сохранилось записей, позволяющих вникнуть в отношения между работодателем и работником. В XII веке на строительстве монастыря в Обазене произошла забастовка рабочих. Не вынеся длительного поста, они купили свинью, зарезали, часть съели, а остальное припрятали. Аббат Стедан нашел спрятанное мясо и велел его выбросить. На следующий день рабочие отказались работать и даже оскорбляли аббата. Тот же объявил, что найдет работников, которые способны подавлять телесные вожделения и построить Божью обитель лучше, чем бунтовщики. Кончилось все тем, что взбунтовавшиеся работники покаялись. А в Сиене тридцать лет тянулось дело о вине: строители требовали, чтобы во время работы им выдавали вино с виноградников, принадлежащих магистрату. Обосновывали они свою претензию более чем рационально, говоря, что не хотят тратить время и отрываться от работы, чтобы промочить горло. В конце концов управляющие строительством уступили, удовлетворив это вполне объяснимое и справедливое требование.

Источник: Збигнев Херберт «Варвар в саду»

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:39
Средневековая традиция выводила происхождение строителей соборов от строителей храма Соломона. Генеалогия вполне почтенная и в то же время мистическая. Фигура архитектора была окружена ореолом тайны, точь-в-точь как в современных романах о средневековых строителях соборов. Это наполовину маг, наполовину алхимик, астроном крестовых сводов, таинственный человек, приходящий издалека, который обладает эзотерическим знанием совершенных пропорций и строго оберегаемым секретом конструкции. На самом же деле начала этой профессии были куда скромней, и архитектор растворялся в безымянной толпе мастеров. Уже само определение архитектора в средневековых текстах крайне зыбко и многозначно, что свидетельствует о его еще не вполне уточненном положении и функциях в возведении собора. Чаще всего это был каменщик, и занимался он физическим трудом точно так же, как остальные его собратья. Зачастую роль архитектора исполнял опекун строительства, аббат или епископ, человек образованный и опытный, побывавший во многих странах, что имело особое значение, так как нередко новые соборы были копиями уже существующих прославленных храмов.

Роль архитектора уточняется, его значение растет одновременно, можно сказать, с ростом готических соборов. Положение и значимость этой профессии окончательно определяются к середине XIII века. Но вот мы читаем текст примерно того же периода и недоуменно разводим руками. Моралист и проповедник Никола де Бьяр с возмущением говорит: «На больших строительствах установился обычай, что есть там мастер, который распоряжается словесно, но весьма редко, а то и вообще никогда не прикладывает рук к работе; меж тем плату он получает большую, чем остальные». Далее не без презрения рассказывается, как мастер, надев перчатки и держа в руках линейку, приказывает другим: «Обтесывай этот камень так-то и так-то», а сам не работает. В точности как многие нынешние прелаты, добавляет Никола де Бьяр, чтобы уж в полной мере выразить свое негодование.

Приведенный текст со всей очевидностью доказывает, что становление новой профессии было отнюдь не легким. Архитектура не изучалась в университетах. Так что наряду с опытными ремесленниками среди представителей этой профессии случались и талантливые любители, как, например, знаменитый Перро, «который из скверного лекаря стал хорошим архитектором», математик и астроном Рен или комедиограф Ванбру. Бывали даже простые люди (о чем упоминает Пич) и даже неграмотные, как тот деревенский каменщик, что построил на Мальте большую церковь с куполом. Монахи многих орденов также посвящали себя этой профессии. В Средние века монахи-цистерцианцы пользовались репутацией конструкторов и даже послужили причиной спора между папой и Фридрихом II, который принуждал их строить свои замки.

Архитектура не числилась среди свободных искусств. Несомненно, это уязвляло архитекторов, и они старались компенсировать эту несправедливость, самовольно присваивая себе университетские титулы magister cementariorium (магистр цементных дел), magister lapidorum (магистр каменных дел). Известно, что это вызвало протесты парижских адвокатов, которые не желали быть на одной ноге с каменщиками.

Однако вершиной стала надпись на надгробной плите Пьера де Монтрейля, архитектора Людовика Святого и создателя Сент-Шапель. В ней он не только назван совершенным цветком добрых нравов, но и почтен нигде более не встречающимся титулом docteur es pierres (доктор каменных дел). Однако то апогей личной карьеры, и он не должен заслонять скромные начала этой профессии.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:41
Кем для нас является архитектор? Это тот, кто составляет проект. Сохранились ли проекты средневековых соборов? Только с середины ХIII века. К этому периоду относится бесценный альбом Виллара де Оннекура, речь о котором пойдет ниже. Правда, имеется проект аббатства Сен-Галл и план раздела вод для Кентерберийского аббатства, но трудно назвать эти эскизы планами по причине их наивной перспективы, напоминающей детские рисунки. Отсутствие главного источника для познания истории архитектуры легко можно объяснить высокой ценой пергамента. Вполне возможно, планы делали на других, менее стойких и не столь долговечных материалах. А может быть, — и это будет очередное, наряду с отсутствием сметы строительства, кощунство в адрес строителей соборов, — в головах инициаторов строительства контур будущего сооружения вырисовывался не слишком отчетливо.

Подрядчики, занимавшиеся строительством соборов в Страсбурге, Кельне, Орвието, Вене, Сиене, Флоренции, ревниво оберегали свои проекты, которые в XIV-XV веках появляются уже в большом количестве. В этот период возникают tracing houses, chambres aux traits — небольшие, как бы мы их сейчас назвали, чертежные бюро, подчиненные архитектору. Пергамент подешевел, техника рисунка сильно развилась, и тем не менее трудно на основе этих материалов восстановить историю строительства. Потому как чаще всего рисовали планы фасадов и никогда — общие. А вдобавок совершенно не заботились о точности и сохранении масштаба. Так что это были скорей как бы общие наброски, а не детальные технические рисунки для исполнителей. Точно так же дело обстоит и с моделями из воска или покрытого гипсом дерева, которые держат на картинах святые и дарители. Все они были средством для установления взаимопонимания между архитектором и патроном строительства, а не между проектировщиком и исполнителем.

По счастью, случайно сохранился документ, позволяющий глубже и доскональней, чем все остальные дошедшие до нашего времени свидетельства и планы, заглянуть в мастерскую архитектора. Это первый и единственный известный нам средневековый учебник, малая энциклопедия строительства, и одновременно тетрадь для заметок, рисунков, практических советов и изобретений. Имеется в виду альбом Виллара де Оннекура. К сожалению, тридцать три уцелевших пергаментных листа составляют лишь половину альбома. Отсутствует часть, посвященная деревянным конструкциям и плотницкому делу, которое для строителей соборов имело исключительно важное значение. И тем не менее материал, содержащийся в этом vademecum (наставление, руководство в какой-либо области; букв.: иди за мной) архитектора, прямо-таки переливается со страниц альбома.



Страницы из альбома Виллара де Оннекура.
Полностью альбом можно увидеть тут: http://classes.bnf.fr/villard/feuillet/index.htm
Там же можно почитать про автора рисунков (сайт на французском).

Чего тут только нет! И механика, и геометрия, и практическая тригонометрия, и эскизы соборов, и изображения животных, людей, орнаменты, архитектурные детали. Дело в том, что Виллар, родившийся в маленькой пикардийской деревне, отличался неутолимой любознательностью. Он много путешествовал, видел готические соборы в Мо, Лане, Шартре, Реймсе, был также в Германии и Швейцарии, добрался даже до Венгрии — и всюду отмечал и зарисовывал все, что его заинтересовало: план хоров, кузнечика, розетту, льва, человеческое лицо, возникающее в узоре листа растения, обнаженную натуру, снятие с креста, фигуры в движении. Одни рисунки схематичны, вписаны в треугольник или прямоугольник, словно Виллар водил тяжелой рукой скульптора. Другие, как, например, коленопреклоненная фигура, поражают искусной декоративностью и совершенной передачей драпировки. Интересовали его и изобретения: пила, способная резать в воде, колесо, которое само вращается (извечная мечта о перпетуум-мобиле), а также то, что американцы назвали бы gadgets: как сконструировать ангела, который всегда указывает пальцем на солнце, как добиться, чтобы скульптура орла поворачивала голову к священнику, читающему Евангелие, или же как сделать хитроумное устройство, позволяющее епископу во время долгой мессы согревать руки.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:43
Романисты изображают средневековых архитекторов как секту, ревниво стерегущую свои секреты. Если эти тайны действительно были такими важными, то они несомненно должны были относиться к точным наукам. Таким образом, если принять это положение, то архитекторы оказались бы единственными в Средние века людьми, которые знали свойства геометрических фигур, а также начала сопротивления материалов и основные законы механики. Альбом Виллара на сей счет молчит. Он является собранием практических рецептов, этакой поваренной книгой средневекового архитектора.

Из истории науки нам известно, что объем математических знаний у людей средневековья был более чем скромным. Подтверждение тому — переписка двух ученых середины XI века — Рагимбольда из Кельна и Радольфа из Льежа. Суровый современный исследователь заявляет: «Анализ писем свидетельствует о невежестве этих людей». Оба ученых не способны ни провести простейшее геометрическое доказательство, ни определить величину внутреннего угла в треугольнике.

Неизвестно, как долго пришлось бы дожидаться нового Эвклида, если бы не арабы, при посредничестве которых Европа в XII—XIII веках познакомилась с Аристотелем, Платоном, Эвклидом и Птолемеем. Благодетельные последствия обретенного знания не обошли также и архитекторов. Существует, правда, нелегкая для разрешения проблема: как они ими воспользовались?

Наши деды, жившие в XIX веке, были неисправимыми оптимистами, когда говорили о рационализме готической архитектуры. Скорей уж стоит присоединиться к мнению тех, кто утверждает, что строители соборов обладали эмпирическим знанием, приобретенным благодаря опыту, а не расчетам и измерениям. Там, где правит интуиция, легко ошибиться. Катастрофы при строительстве готических соборов случались гораздо чаще, чем мы были бы склонны полагать, и они отнюдь не ограничиваются известным происшествием в Бове или неудачной попыткой расширения сиенского Duomo. Экспертиза собора в Шартре через сто лет после его постройки установила весьма тревожное его состояние. Поперечный неф грозил обрушением, портал необходимо было усилить конструкцией из железа. Состояние парижского собора Нотр-Дам в XVI веке было ничуть не лучше. Почему так происходило? Чаще всего фундаменты оказывались недостаточно прочными, чтобы нести устремляющееся ввысь сооружение. Эту вертикальную устремленность прекрасно демонстрирует высота центрального нефа поочередно возводимых соборов. Сане — 30 метров, Париж — 32, 50, Шартр — около 35, Бурж — 37, Реймс - 38, Амьен — 42 и, наконец, Бове — 48 метров.

История строительства Миланского собора, которую мы знаем достаточно подробно благодаря протоколам комиссий экспертов, доказывает нечто, что должно возмутить рационалистов. Представим себе: стены уже возведены на значительную высоту, а тут спорят не о деталях орнамента, а о принципиальной проблеме — плане собора. Французский архитектор Жан Миньо яростно критикует итальянских архитекторов и произносит классический афоризм «Ars sine scientia nihil est» («Искусство без знания ничто»). Вот только эта самая scientia проживала в стране эмпирии, так как ни одна из спорящих сторон не была способна привести научные обоснования отстаиваемых ею положений.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:44
Известно, что в алхимии секретов стократ больше, чем в химии, а областью, которая до сих пор остается самой эзотерической, является кулинарное искусство. Главнейшей тайной средневековых архитекторов была их способность возводить сооружения в соответствии с планом, но знание их включало также тысячи, как мы сейчас выразились бы, кухонных секретов — вроде умения распознавать разновидности камня или приготавливать различные строительные растворы.

Сохранение этих секретов было обязательным не только для архитекторов, но и для мастеров-каменотесов, каменщиков, штукатуров, а также тех, кто делал растворы из извести, то есть находился на низкой иерархической ступеньке. Впрочем, подобные же правила обязательны были и в профессиях, не имеющих ничего общего с архитектурой.

Настоящей конституцией строителей соборов был и две английских рукописи: одна, называющаяся «Regius», была написана около 1390 года, а вторая — «Cook» — появилась сорок лет спустя. Наряду с правилами религиозными, моральными, а также касающимися обыденной жизни в рукописях этих содержится особый пункт о необходимости хранить тайну. А именно предписывается не пересказывать разговоры, которые ведутся в ложах и других местах, где собираются каменщики. Долгое время историки считали, что это был запрет разглашать некие эзотерические формулы или секреты. Однако, как показали новые исследования, он распространялся на чисто технические и профессиональные вопросы, например, как укладывать камень, чтобы его положение было наиболее близким к тому, какое он занимал в скальном массиве, из которого был вырублен.

Долго считалось, что средневековые каменщики узнавали друг друга по неким таинственным, секретным знакам. Однако новейшие исследования установили, что обычай этот был обязателен только в Шотландии и связан он с работой с особым видом камня, который туда ввозили. То есть предписание это имело характер защиты высококвалифицированных мастеров от менее квалифицированных и вызвано было чисто местными условиями.

Спор насчет того, как строились соборы — more geometrico (согласно геометрии) или «интуитивно», как соты в ульях, не может быть решен окончательно и бесповоротно, ибо это зависело от времени, места, уровня знаний и образования конкретного архитектора. Александр Некам, живший в конце XII века обладал гениальной интуицией, его осенило, что сила тяжести направлена к центру Земли, однако практический вывод, который он сделал из этого, был достаточно пугающим, и, к счастью, никто из архитекторов им не воспользовался; одним, словом, он предложил делать стены по мере их возведения расширяющимися снизу вверх.

Остается еще проблема модулей, то есть некой произвольно выбранной величины, которая как коэффициент повторяется в размерах разных элементов строения, таких как длина нефа, высота колонн, соотношение ширины трансепта и главного нефа. Несомненно, что средневековые архитекторы использовали модуль. Американский археолог Самнер Кросби открыл, что для собора Сен-Дени модуль, причем применяемый весьма последовательно, составлял 0,325 метра, то есть примерно равен парижскому футу. Но был это не столько конструктивный принцип, сколько эстетический. Ведь было хорошо известно, что использование простых геометрических соотношений создает гармонию пропорций.

Поначалу архитектор был одним из ремесленников, получал поденную плату, работал физически как каменщик, и даже, что нас безмерно удивляет, еще в XVI веке в Руане ему платили меньше, чем каменщику, но зато выдавали ежегодную премию. Однако со временем материальные выгоды этой профессии становятся все более явными, доказательством чему служит тот факт, что поденную плату архитектор получал вне зависимости от того, был он на строительстве или нет. К этому добавляется еще вознаграждение натурой — одежда. Поначалу она рассматривалась как некое подобие ливреи, то есть определяла, что носящий ее является слугой опекуна строительства. Но когда мы узнаем, что в 1255 году архитектор Джон Глостер получил плащ на меху, какой носили обычно дворяне, то понимаем: это уже явный знак возведения в дворянское достоинство. Управляющие стройкой, желая привязать архитектора, дарили ему коня, дом; он получал также привилегию трапезовать за столом настоятеля. В Италии и особенно в Англии материальное положение руководителя строительства было гораздо лучше, чем во Франции. Годовой заработок мастера составлял на острове восемнадцать фунтов, меж тем как доход с земли в сумме двадцати фунтов давал право на получение дворянства. В ХIII веке придворный архитектор Карла Анжуйского имел титул протомагистра, конную свиту и был причислен к рыцарям.

Большинство готических соборов является творением многих архитекторов. Тем не менее всегда старались, чтобы строительством как можно дольше занимался один человек. Пожизненные договоры не были редкостью. В них мы обнаруживаем пункт, по которому архитектор в случае неизлечимой болезни или утраты зрения получал до конца жизни пенсию. В позднем Средневековье архитектор зачастую работал на нескольких стройках, однако имеется и драконовский договор заказчиков строительства собора в Бордо с Жаном Леба, имевшим титул «macon, maitre apres Dieu des ouvrages de pierre» («каменщик, мастер после Бога каменных строений»). По нему Леба только раз в году мог покинуть строительство, чтобы навестить семью. Вне всяких сомнений, архитекторы были заинтересованы в поездках, так как экспертизы были источником достаточно высоких доходов, а также увеличивали авторитет и значение выдающихся мастеров.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:45
Под конец следует разобраться с легендой об анонимности строителей соборов. Десятки их имен дошли до нашего времени не только благодаря записям хронистов или реестрам выплат. Средневековые строители с радостью и гордостью подписывали, если можно так выразиться, свои произведения.

В Шартрском соборе на полу находится единственный сохранившийся узор, который долго не привлекал внимания исследователей. Это лабиринт в форме круга диаметром восемнадцать метров, по которому верующие на коленях совершали паломничество. То был как бы сокращенный вариант паломничества в Святую Землю. Так вот, в центральной части этого лабиринта, являющегося дальним отголоском критской цивилизации, находилась памятная плита. К сожалению, ни один из оригиналов не сохранился до нашего времени, однако существует описание и нам известно содержание двух надписей. И это не стих из Евангелия — как можно было бы предположить — и не фрагмент литургического текста. Надпись же в Амьенском соборе звучит совершенно неожиданно для сторонников тезиса об анонимности средневековых строителей. Вот она:

«В год благодати Господней 1220 было начато строительство сего храма. Епископом тогда был Эрварт, королем Франции Людовик, сын Филиппа. Тот же, кто был мастером, прозывался Робер из Люзарша, после него пришел мастер Тома из Кормона, а после него его сын Рено, каковой и поместил эту надпись в год от Рождества Господня 1288».

На белом мраморе были изображены портреты этих трех архитекторов, к тому же рядом с епископом. Притом не только руководители строительства сообщали свои имена потомкам. На знаменитом тимпане в Отене есть надпись: «Gislebertus fecit hoc opus» («Жильбер сделал это»). Встречаются также подписи под архитектурными деталями, такими как капители или замковые камни. На ключе свода в Руанском соборе виднеется горделивое утверждение: «Durandus me fecit» («Меня сделал Дюран»). Клеман из Шартра подписал свой витраж.

И наконец, значки на камнях. Средневековье тоже знало сдельную работу, но она применялась скорей при строительстве замков, когда трудились принудительно набранные работники, о чем свидетельствуют стены Эг-Морт. Отметки такого типа на камнях соборов встречаются в исключительных случаях, ставили их, вероятней всего, новопринятые рабочие, в квалификации которых мастера еще не были уверены. Зато чрезвычайно важное значение имели значки, которые ставили в каменоломнях, особенно если строительство получало камень из разных мест. Правилом было обязательное возведение стен из одного и того же или близких видов камня, что гарантировало прочность, а также давало возможность производить исправления при последующей реконструкции.

Трудно себе представить, чтобы можно было правильно разместить толпы скульптур, населяющих порталы, карнизы и галереи соборов, без предварительного определения точного местоположения каждой из них. Разумеется, случались и ошибки. Символы месяцев в соборе Нотр-Дам были установлены в обратном порядке. Строители Реймсского собора не хотели допустить ничего подобного. Тем более что их собор штурмовала армия из трех тысяч изваяний. Потому они старательно обозначили на стенах место каждого из них.

Настоящие подписи мастеров на камнях появляются относительно поздно. Это геометрические фигуры, треугольники, многоугольники, изображения инструментов, например кельмы, буквы алфавита. Знаки эти были наследственными. Если отец и сын вместе работали на строительстве, к знаку сына, чтобы отличить его от отцовского, добавлялась какая-нибудь черточка. Значки, поначалу простые, со временем усложняются, становятся изощренней; их используют и архитекторы. Архитектор Александр из Бернара добавляет к своему имени звездообразную пентаграмму. Скромный значок работника, оттиснутый, чтобы его не обманули при расплате, становится подписью и символом профессиональной гордости.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:46
Столетняя война нанесла смертельный удар искусству строительства соборов. Но симптомы кризиса проявились уже в конце ХIII века. По Европе шла волна преследования мысли: в 1292 году в тюрьме умирает Роджер Бэкон, свобода высказывания в университетах изрядно урезана. Стремящаяся к централизации, особенно во Франции, королевская власть лишает городские коммуны многих прав и подчиняет их своим целям. Щедрая до той поры молодая буржуазия перестает жертвовать на возведение башен, над которыми собираются тучи войны. Процесс над тамплиерами становится символом конца эпохи.

Замедляется экономическое развитие, демографическая кривая падает, усиливается инфляция. Об этом говорится в песенке, родившейся в 1313 году:

Наверно, король нас околдовал,
Сперва шестьдесят он превратил в двадцать,
Потом двадцать в четыре и тридцать в десять
...Золото и серебро все пропало
И никогда уже не вернутся (фр.).

Крах итальянского банка Скали, последствия которого ощутила почти вся Европа, совпадаете началом Столетней войны. На смену церковной архитектуре приходит крепостная. Возвращается эпоха толстых стен.

Пустеют строительные площадки незавершенных соборов. Искусные своды и высокие арки никого уже не интересуют.

Сыновья тех, кто ваял улыбку ангела, вытачивают пушечные ядра.

Источник: Збигнев Херберт «Варвар в саду»

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-03-2006 07:46
Сайт "Готическая архитектура" - является архитектурным разделом Украинского Готического Портала и будет целиком и полностью посвящен готической архитектуре в мире и в Украине. Со временем вы сможете здесь найти материалы по всем известнейшим образцам готики во всех странах и в частности редчайшие и уникальные материалы о украинской готической архитектуре. www.architecture.gothic.com.ua

Gothic art in Estonia Juri KUUSKEMAA http://www.einst.ee/Ea/kuuskemaa.html

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 66
Добавлено: 02-04-2006 21:36
Рената, добрый день!

Вот некоторые фотографии Романских церквей Кёльна, Кёльнского собора, Собора в Бремене и Замка ШАРЛОТТЕНБУРГ в Берлине. http://tamplier.50webs.com/001/index.html

С уважением,
Тамплиер 10

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-07-2006 03:35
Цитата:

Строители Средневековья обладали верой и скромностью. Неизвестные создатели отдельных творений, они созидали ради Истины, ради утверждения их идеала, ради передачи их знания. Строители же эпохи Возрождения, занятые своими эгоистическими побуждениями, созидали лишь для того, чтобы их имена сохранились в истории. Средневековье обязано своим великолепием оригинальности творений; Возрождение обязано своей славой рабской верности копированию. В Средние Века - мысль; в Эпоху Возрождения - мода. С одной стороны - гений; с другой - талант. В готическом искусстве - воплощение подчиненной Идее; в искусстве Возрождения - воплощение господствует и перечеркивает Идею. Одно говорит с сердцем, мозгом, душой; другое обращается к чувствам: это прославление материального. С XII по ХV век - бедность способов, но богатство выражения; с XV века - красота формы, но бедность замысла. Средневековые мастера могли оживить грубый известняк; художники Ренессанса даже мрамор оставили холодным и инертным.

Фулканелли
Тайны готических соборов и эзотерическая интерпретация герметических символов Великого Делания

http://www.jungland.ru/Library/TainaGoti.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-10-2006 05:48
Скопирую информацию и сюда.

Внешние архитектурные элементы средневекового готического собора представляют собой наиболее характерные элементы готического стиля - а именно контрфорсы и аркбутаны, то, что позволяло готическим соборам тянуться ввысь и не испытывать при этом явления конструкционного распора.



О контрфорсах (кратко) http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/064/200.htm

Готический стиль. Истоки http://www.sc109.ru/content/gotico/001.html


оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 22
Добавлено: 18-11-2006 17:58
Доброго времени суток!
Всем известны скульптурные изображения химер и гаргулей в Нотер-Даме. Встречались ли Вам подобные изображения на других соборах? Интересно, существуют ли работы, где описывается их символика? Существуют ли на наших готических церквях подобные изображения?

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-06-2007 04:29
"Освещенный по середине, лучится весь храм.
Поистине сияет - светоносное, светом
соединяемое и пронизанное нездешним сиянием,
светится новое творение."
Аббат Сугерий (Abbot Suger)

http://kavery.livejournal.com/846403.html


великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 03-04-2008 14:38
Готические кирпичные церкви определяют лицо многих прибрежных городов Северной Европы и Восточной Балтики. Хотя кирпич вынуждает отказаться от сложных строительных каменных форм, но уже в XIII и XIV столетиях были хорошо известны возможности этого строительного материала: например, фигурные кирпичи, строительная керамика, цветные контрасты на склонах стен. Возникают позднеготичсские формы декора: ажурная резьба по камню, оконные розы, капители. Благодаря фигурным кирпичам получаются глубокие профили окоп и порталов. Различные фигуры выкладываются глазурованным кирпичом зеленого, темно-красного и черного цветов, который часто сочетается с обычным кирпичом.

Важнейшими примерами этой особой готики могут служить церкви св. Марии в Любеке (XIII- XIV) и в Гданьске (1343-1502), церковь св. Николая в Штральзунде (1270) и церковь св. Екатерины в Бранденбурге (1401-1434). Не только на севере, но и на юге Франции (Альби, Тулуза), в окрестностях Толедо и на юге Германии можно увидеть кирпичные готические церкви.

“Хроника христианства” М; “Терра” 1999

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-04-2008 02:22
Москва. Особняк Морозовых на Спиридоновке

Потрясающий неоготический шедевр! (1893-1898, арх. Ф.О.Шехтель, худ. М.А.Врубель). А какие там интерьеры! (им, видимо, потребовалась серьёзная реставрация после пожара в 1995).

Характеристика из архитектурного путеводителя:

"Лучшая постройка Москвы в стиле неоготики 1890х, демонстрирующая виртуозный синтетизм в решении экстерьера и интерьера. Здание в своих стилизаторских формах раскрывает дарование Шехтеля как мастера линеарных гротесков, аранжировки заданной стилистической темы, орнамента и оригинальной детали. Как и большинство сооружений архитектора, постройка намеренно монументализирована. Обобщенности основных фасадных членений, использующих декоративные формы английской готики, способствует колористическое решение особняка, верхние аттики и готические балюстрады которого окрашены (как и цоколь) в тёмно-кирпичный цвет, контрастирующий со светлой охрой стен, создавая как бы 3 горизонтальных регистра.

Парадные интерьеры особняка хорошо сохранились. Это образец синтеза искусств своего времени - великолепна деревянная резьба готических лестниц, порталов, потолков, оконных рам. В интерьер вестибюля включены скульптура М.А.Врубеля "Робер и Бертрам", а также витраж по его рисунку. Три панно Врубеля - "Утро", "День" и "Вечер" включены в интерьер гостиной. В 1912 по заказу нового владельца здания М.П.Рябушинского в "рокайльной" гостиной появились 3 панно худ. К.Ф.Богаевского"

http://community.livejournal.com/arch_gothique/24501.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-07-2009 05:31
У меня есть прекрасная книга, Кен Фоллет - "Столпы земли", там про то, как люди строили первые готические соборы, путем проб и ошибок учились возводить своды, как годами вытесывали скульптуры и кружева из камня. Но и сюжет там очень интересный, зачитаешься - Англия, XII век, смутное время, жестокая эпоха. Вот здесь ее можно скачать:
http://lib.rus.ec/b/81345
http://marinni.livejournal.com/280431.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 13-08-2010 09:03
Средневековые своды http://www.apartmenttherapy.com/ny/books-guides-resources/heavenly-vaults-book-review-120260

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-10-2010 04:41
Интерьер Нотр-Дама в Руане


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-02-2011 06:19
О Сугерии:

Кажется, видишь сконфуженные и в то же время достаточно презрительные улыбки лесорубов в Лесу Рамбуйе, появившиеся на их лицах после того, как Аббат задал им вопрос, который показался им глупым. Для возведения крыши над новой западной частью церкви нужны были особо длинные балки, и нигде в округе ничего подходящего не отыскалось, но «однажды ночью, отслужив заутреню, я вернулся в келью и стал думать, лежа в постели, что мне надо бы самому отправиться в окрестные села на поиски подходящего материала... Быстро устроив все дела, мы с нашими столярами поспешили ранним утром в лес, называемый Ивелин, имея при себе размеры нужных нам балок. Когда мы пересекали наши владения в Долине Шеврез, мы созвали... всех смотрителей наших лесов, равно как и тех, кто знал что-нибудь о других лесах, и опросили их под присягой, можем ли мы найти в этих лесах бревна нужного нам размера, чего бы это нам ни стоило. Услышав наш вопрос, они улыбнулись, а точнее, они бы рассмеялись, если бы посмели; они были удивлены нашей неосведомленностью о том, что во всем этом районе не найти бревен такой длины... Но мы ..., вдохновленные своей верой в успех, начали искать повсюду в окрестных лесах, и уже по истечении первого часа обнаружили одно дерево нужного нам размера. Стоит ли рассказывать дальше? К девятому часу или даже ранее мы нашли в глубине леса, в самой его чаще, поросшей колючими кустарниками, 12 деревьев (ибо столько нам и требовалось) нужного размера и отметили их...».

Есть нечто очень располагающее, даже трогательное в этой истории: маленького роста человек, которому уже под шестьдесят, не может уснуть ночью после полуночной службы, беспокоясь о том, где ему раздобыть нужные балки; тут ему приходит в голову мысль, что он должен сам этим заняться, и ранним утром, во главе своих столяров, бросается на поиски, не забыв прихватить с собой записанные размеры требующихся балок; и вот он пробирается сквозь чащу, «вдохновляемый своей верой в успех», и наконец отыскивает именно то, что ему нужно. Однако, если отложить в сторону то, что называется «простым человеческим интересом», эта небольшая история может дать нам, наверное, окончательный ответ на вопрос, которым мы задавались ранее: почему Сюжер, в отличие от столь многих других покровителей искусств, чувствовал необходимость описывать все свои деяния?
http://krotov.info/history/14/pigol/panof3.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-12-2011 12:35
Непостроенная башня Вестминстерского Аббатства
Date 1904
Architect John Pollard Seddon and Edward Beckitt Lamb
Location Westminster, London
Height 168m

http://anirik-01.livejournal.com/885072.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-06-2013 02:19
Пабло де ла Рьестра
Готическая архитектура Скандинавии и стран Восточной и Центральной Европы

Средневековая архитектура Скандинавии и стран Восточной и Центральной Европы - маргинальная тема, почти совершенно не разработанная историками искусства: похоже, на этих окраинах Европы им чересчур неуютно и холодно! В результате эти регионы редко воспринимаются как важная часть европейского культурного наследия. Никому нет дела до того, что на одном лишь острове Готланд сохранилась 91 средневековая церковь, а Рига - один из красивейших и богатых башнями ганзейских городов. Историки сбрасывают со счетов не только эти факты, но и мнение Наполеона: потрясенный красотой костела Святой Анны в Вильнюсе, он, как утверждают, заявил: "Если бы я мог, я поставил бы эту церковь на ладонь и перенес в Париж".

Сложнее всего обстоят дела с Польшей. Многим старинным памятникам польской архитектуры не уделяют внимания по той причине, что они находятся на территории, в прошлом принадлежавшей Германии. Так, например, в научной литературе почти не идет речи об архитектуре Силезии, Тюрингии и даже Богемии (за исключением Праги). Более того, в Польше (как и в Скандинавии того же периода) местный готический стиль зачастую был очень тесно связан с готикой различных регионов Германии.

"К концу эпохи Средневековья в результате длительного взаимодействия между народами Прибалтики, которые тесно сосуществовали друг с другом, здесь сформировалась самостоятельная культурная область... Важную функцию носителя этого культурного единства выполнял нижненемецкий язык - местная "лингва франка". На нем говорили повсеместно, от Западной Фландрии до Восточной Прибалтики; наряду с местными наречиями его понимали во всех северных городах" (Герхард Аймер).

В связи с этим особую роль играли Ганзейский союз и Любек как его центр. При более тщательном анализе следовало бы также выделить функции скандинавских монархов, монахов-цистерцианцев и представителей нищенствующих монашеских орденов, а также принять в расчет различные независимые интеллектуальные течения (такие, как шведский "бригиттинизм"). Прибалтийскую готику невозможно отождествить ни со стилем, типичным для Любека и ганзейских городов, ни даже с кирпичной архитектурой - как явствует из многочисленных образцов средневекового каменного зодчества на территории Эстонии и Швеции.

Дания и Швеция

Истоки готической архитектуры в Дании и Швеции разнообразны. Собор в Роскилле свидетельствует о том, что ранняя французская готика успела оказать влияние на датскую архитектуру раньше, чем появились первые готические постройки в Германии. И хотя собор Роскилле отличается от готических храмов в Нуайоне, Аррасе и Лане, без них он просто немыслим. Чрезвычайно важный как с архитектурной, так и с исторической точки зрения собор в Упсале трудно вообразить себе вне сферы влияния французской архитектуры вообще и творчества Эстьенна де Бонноя в частности. Но с другой стороны, собор в Тронхейме тесно связан с английской архитектурной традицией. А церкви Святого Петра в Мальмё, Святого Иакова в Риге или Риддархольм в Стокгольме могли с таким же успехом быть построены в Любеке. Даже Вестфалия внесла свой вклад в развитие североевропейской готической архитектуры.

Но несмотря на такое разнообразие, практически все главные храмы этого обширнейшего региона были украшены алтарными стенками-складнями и другими произведениями выдающихся любекских мастеров. И это дает возможность без колебаний назвать Любек "генератором" культуры средневековой Северной Европы. Кисти одного только Бернта Нотке принадлежат роспись алтаря в соборе Орхуса, "Пляска смерти" в церкви Святого Духа в Таллинне, роспись старого главного алтаря в Упсале и группа со святым Георгием в стокгольмской церкви Святого Николая. А росписи алтарей Богоматери в соборах Орхуса и Оденсе выполнены Клаусом Бергом.

При попытке дать общий обзор готического храмового зодчества в Дании прежде всего неизбежно притягивает к себе внимание одна особенность, а именно -ступенчатый фронтон. Ступенчатую форму во многих храмах придавали всем фронтонам и щипцам, в том числе - венчающим главный фасад, башню и двухскатные крыши трансептов. Такая форма была, вне сомнения, заимствована из Вестфалии, хотя там использовался простой, а не ступенчатый, треугольный фронтон. Датские ступенчатые фронтоны просты, не украшены пинаклями и выполнены в любекской манере - с глухими нишами, заимствованными из светской архитектуры. Последняя черта не чужда и немецким церквям (например, глухие ниши украшают фронтон церкви в монастыре Винхаузен близ Целле), но в Дании они применялись систематически в декоре любых храмовых построек, вне зависимости от масштабов здания. Немецкие ступенчатые фронтоны в Бранденбурге или Эрмланде гораздо более сложны и, судя по всему, являются производными от датской формы. Что касается общей структуры храмов, то в Дании был весьма распространен тип псевдобазилики с глухим верхним ярусом центрального нефа. В числе примеров можно упомянуть церкви Святой Марии в Хельсингере, Святого Николая в Кеге, Святого Петра в Нестведе и Святого Николая в Хальмстаде.

Из четырех важнейших готических храмов, сохранившихся до наших дней на территории Дании, три являются соборами: в Роскилле, Орхусе и Оденсе. Четвертый - коллегиальная церковь Девы Марии в Хадерслеве. В соборе Роскилле можно обнаружить кирпичную интерпретацию типичного северофранцузского хора с галереей, созданную в самом начале 13 столетия. Примечательно, что этот стиль не получил дальнейшего развития. Профиль собора Святого Кнуда в Оденсе спроектирован по типу базилики ( несмотря на то что галереи в центральном нефе лишены окон), но сколько-нибудь существенных связей с собором в Роскилле здесь не обнаруживается. Самая интересная особенность собора в Оденсе, относящегося к 14 - 15 векам, - мотив искусно профилированных аркад. В Орхусе алтарная часть в 15 веке была реконструирована и превратилась в зальный хор с огромными восьмигранными колоннами. Интерьер этого собора (как и большинства северогерманских и датских позднеготических храмов) полностью побелен. Наконец, базиликальная церковь Девы Марии в Хадерслеве, воздвигнутая в 1430-1440 годах, несет на себе следы любекского влияния. Ее многоугольный хор с высокими окнами, пожалуй, самый прекрасный образец датского готического хора.

В числе образцов датской готики также множество миниатюрных церквей, интерьер которых, как и в Швеции, полностью покрыт росписью. В качестве примеров упомянем церкви на острове Фан, в Себю и Тусе. Точно так же расписывали и части интерьера больших соборов; капелла Богоявления в соборе Роскилле представляет собой исключение.

В Швеции до наших дней сохранилось лишь три важнейших готических храма, и то в сильно измененном виде. Соборы в Упсале и Скаре были перестроены в 19 веке в стиле неоготики; правда, в 70-е годы 20 века первый из них был избавлен от неоготических элементов (к счастью, этот процесс "реставрации" был завершен до возрождения интереса к неоготике, иначе восстановить первоначальный облик собора не удалось бы). Стокгольмская Великая Церковь (церковь Святого Николая) тоже, к сожалению, подвергли внешней реконструкции - еще раньше, в 1763 - 1765 годах, - чтобы привести ее в соответствие с барочной архитектурой королевского дворца.

Впрочем, несмотря на все это, можно с уверенностью утверждать, что собор в Упсале как носитель французской готики остается исключением (подобно собору Роскилле в Дании). Типичным для Швеции образцом готического стиля являлся вестфальский зальный храм, чему служат примерами церкви в Линчепинге (каменная) и в Сигтуне (кирпичная). Вестфальское влияние определило также архитектуру острова Готланд: северогерманские зальные храмы послужили моделями для церквей в Шеннинге, Востерасе и многих других городах.

Особое внимание следует обратить на монастырь в Вадстене. Строители этого монастыря буквально следовали инструкциям его основательницы, святой Биргитты (Бригитты), о том, как должно выглядеть "небесное" здание. Точность ее строительных рекомендаций уникальна для 14 века. Церковь и отдельные помещения для монахов и монахинь были возведены на месте, где когда-то находился королевский охотничий домик, что для святой Биргитты являлось символом смирения гордыни.

Церковь (строившаяся с 1369 по 1435 год) сложена из камня; первоначально этот материал был тщательно замаскирован росписью. В интерьере это прямоугольное здание без апсиды представляет собой зал из трех нефов равной высоты, состоящих из пяти пролетов каждый. В плане пролеты квадратные, размерами "20 на 20 локтей" (10х10 м). Хор для монахов располагается в западнои части здания, тогда как хором для монахинь служила ныне утраченная "парящая" деревянная конструкция в центральном нефе, куда монахини попадали из своего "claustrum" (монастырского здания) по мосту. "Бригиттинизм" в начале 15 века был настолько влиятельным религиозным движением, что стал предметом тщательного обсуждения на Базельском соборе в 1435 году.

Прибалтика

Из прибалтийских государств самой бедной на готическую архитектуру оказалась Литва, что отчасти объясняется поздней христианизацией этой страны: христианство пришло сюда только в 1386 году. Таким образом, несмотря на географическую близость к Польше и Пруссии, Литва наиболее далека от немецкой архитектуры. В отличие от Латвии и Эстонии здесь не было ни ганзейских городов, ни крепостей тевтонских рыцарей. И все же в Каунасе и Вильнюсе действовали законы Магдебурга, поэтому эти города, по крайней мере частично, были ориентированы на Запад. Пожалуй, самой интересной особенностью литовской архитектуры являются кирпичные фасады, в первую очередь - фасад костела Святой Анны в вильнюсском цистерцианском аббатстве, возведенного около 1500 года. В контексте западноевропейской архитектуры он представляется совершенно необычным и даже экзотическим. Среди пышных, мощно профилированных форм этого фасада особо выделяется центральное окно в полуциркульной арке, вписанное в двухскатную стрельчатую арку и рассеченное вертикальными линиями. Оно напоминает палладиево окно (хотя последнее вошло в репертуар архитектурных форм гораздо позднее) и в этом отношении близко к причудливым творениям неоготики 19 века. Значительно более "западным" по своей композиции является позднеготический дом Перкуно в Каунасе, построенный, по-видимому, вскоре после 1500 года ганзейскими торговцами, которым он служил складом и залом собраний.

Рига, столица Латвии, была основана как германский город в 1201 году Альбрехтом Бременским. Стилистические источники средневековой рижской архитектуры в хронологическом порядке таковы: Вестфалия, Любек и наконец Гданьск (Данциг). Четыре старейших рижских храма - собор и костелы Святого Иакова, Святого Петра и Святого Иоанна - образцами немецкой готики можно считать лишь отчасти. То же относится и к светским постройкам - таким, как огромное здание гильдии "Три брата" и многие другие. Костел Святого Петра - самый, пожалуй, значительный образец средневековой латвийской храмовой архитектуры - создан по образцу любекской церкви Девы Марии; не исключено, что заимствование происходило не напрямую, а через ростокскую архитектуру. Массивный базиликальный хор был завершен в 1407 - 1409 годах под руководством мастера-каменщика из Ростока И. Румешоттеля. А барочная башня конца 17 века вызывает ассоциации с церковью Санкт-Катарина в другом ганзейском городе - Гамбурге.

Каменные зальные храмы или храмы со ступенчатыми апсидами, которые строились в 13 веке в столице Эстонии, Таллинне, возводились под влиянием Вестфалии, а не Любека. В 15 столетии в моду вошел более величественный базиликальный стиль. Церкви Нигулисте и Олевисте - вто простые, но изящные постройки с прямоугольными в плане опорными столбами. Поперечные арки опираются на кронштейны, в результате чего поверхность стен остается гладкой. Собор в Тарту, лежащий в руинах с 16 века, имел массивный базиликальный профиль с псевдотрифорием и восьмигранными опорными столбами, к каждому углу которых примыкала колонка. Множество менее крупных церквей в других городах страны несут на себе явные следы влияния готландской готики.

Финляндия долгое время оставалась под влиянием немецкой и шведской архитектуры. Один из красивейших кирпичных соборов на побережье Балтийского моря - собор в Турку (Збо). Эта базиликальная постройка выглядит поистине грандиозно благодаря огромным пропорциям центрального нефа (24 м в высоту и 9,9 м в ширину).

Польша

В Польше плотность готической застройки (как и плотность населения) гораздо выше, чем в Скандинавии. Крупнейшие города Польши в 13 веке были реформированы по германским законам (в Малой Польше: Сандомир - в 1244 году, Краков - в 1257, Люблин - лишь в 1317 году; в Великой Польше: Гнезно - до 1243 года, Познань - в 1253 году и др.). В 14 веке в Польше было основано множество колоний (многие непосредственно по распоряжению Казимира Великого, 1333 - 1370). Среди жителей старых и новых городов была высока доля немцев.

К числу самых интересных построек относится костел в Вислице, возведенный вскоре после 1350 года. Он представляет собой оригинальную адаптацию для литургических целей полукруглого в плане здания - такого, как монастырский рефекторий или зал капитула. Звездчатый свод этого двухнефного храма покоится на многогранных колоннах без капителей. Моделью для такого проекта, должно быть, послужили монастырские здания в Бебенхаузене или Маульбронне, а для свода - постройки, воздвигнутые в Пруссии рыцарями Тевтонского ордена.

Историки архитектуры постоянно акцентируют влияние цистерцианского зодчества на польскую готику. Имело место это влияние и в случае столь выдающегося здания, как сложенный частично из камня, частично из кирпича собор в Кракове на Вавеле, строительство которого началось в 1320 году. К сожалению, ныне первоначальный стиль этой постройки трудно различим - во-первых, по причине позднейшей перепланировки, а во-вторых, из-за изобилия внутренней отделки.

Деамбулаторий собора Кракова имеет базиликальный профиль и прямоугольную восточную оконечность. Он четко разделяется на два яруса: внизу - огромные проемы аркады, над ними - элегантный верхний ярус с ланцетовидными окнами, каждое из которых фланкировано глухими нишами. Это двухьярусное деление сохранено и в восточной оконечности. Прямоугольное поле свода здесь расчленено на три маленькие треугольные лопасти, общая вершина которых лежит на центральной оси стены. В этом отношении собор Кракова превосходит собор во Вроцлаве (Бреслау), восточная оконечность которого украшена лишь одним окном над двумя аркадами.

Собор в Познани, представляющий собой базилику без трансепта, вызывает особый интерес благодаря проведенной в 15 веке реконструкции. С восточной, южной и северной сторон деамбулатория расположились три "башнеобразных" пространства, которые беспрепятственно поднимаются до самых сводов. В результате образуется весьма оригинальная композиция: область хора окружена непрерывным трифорием. К сожалению, в эпохи барокко и неоклассицизма храм был перестроен по новому плану, а в годы Второй мировой войны разрушен, поэтому нам приходится иметь дело лишь с весьма приблизительной реконструкцией. И тем не менее можно утверждать, что в соборе Познани, сложенном целиком из кирпича, воплотилась исключительно своеобразная концепция пространства.

Костел Девы Марии в Кракове вплоть до 16 века оставался храмом немецкой общины города. Эта круто устремленная ввысь базилика была возведена в 14 веке под руководством архитектора Никласа Вернера. Западный фасад не имеет контрфорсов и увенчан двумя башнями; северо-западная башня (слева) выстроена на средства горожан.

В 1478 году плотник М. Херингк добавил к этой башне шатер с пинаклями, который можно причислить к красивейшим в Европе сооружениям подобного рода. Не уступая шатру Тынской церкви в Праге, он свидетельствует о высочайшем мастерстве и чувстве формы, присущим его создателю. Шатер костела Девы Марии состоит из восьми выступов (представляя в плане восьмиконечную звезду) и увенчан пинаклями, окружающими центральный шпиль. Снизу он украшен декоративным фризом из резного дерева, похожим на деревянные фризы швейцарских и восточноевропейских церквей. Шпиль охватывает позолоченная корона (венец Девы Марии?); первоначальная корона была заменена в 1666 году на новую, которая сохранилась по сей день. Золотые венцы такого типа встречаются и в других образцах европейской готики (например, в соборе Толедо или в монастырской церкви в Кёнигсфельдене), хотя не исключено, что их символический смысл не везде одинаков. В прошлом такая же пирамидальная крыша венчала собор Кракова на Вавеле, но в эпоху Ренессанса она была снята.

В Кракове сохранилось также одно из немногих дошедших до наших дней университетских зданий средневековой Европы - "Коллегиум Майус" ("Большой университет"). Это оригинальное произведение готической архитектуры было создано в 1492 - 1497 годах Иоганном по прозвищу Каменщик. Оно состоит из флигелей, окружающих внутренний двор. Самая примечательная черта этого двора - аркада, довольно далеко отстоящая от стены и поддерживающая галерею, над которой нависает равный ей по ширине выступ крыши. Уже в эпоху Ренессанса в Кракове на основе аналогичного принципа был построен замок на Вавеле. Схожей аркадой украшен и внутренний двор летнего дворца венгерского короля Матвея Корвина (1458-1490) в Вишеграде. Многие детали - например геометрический орнамент на опорных столбах аркады - свидетельствуют о тесных связях архитектуры "Коллегиума" с конструкцией и декором западных галерей в позднеготических храмах Австрии.

К востоку от Польши и к югу от Прибалтийских государств лежит Россия. Поскольку там господствовала православная церковь со своим особым типом архитектуры, готика здесь не прижилась.

Итак, воображаемая карта "Готики" имела бы следующие очертания: западная граница пролегала бы по острову Санто-Доминго в Карибском море, где выходцы из Кастилии возвели собор по модели зального храма; юго-восточная граница протянулась бы по Святой Земле - цели устремлений крестоносцев; а в пределах Европы восточной оконечностью ее оказалась бы Трансильвания, где готика распространилась в результате немецкой колонизации.

Готический стиль сохранял свое значение вплоть до конца 16 - 17 веков, достигнув Мексики и Эквадора. А в 19 - 20 столетиях неоготика распространилась практически по всему миру.

http://krotov.info/libr_min/04_g/ot/ica_7.htm

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / ГОТИКА, готический стиль и неоготика

KXK.RU