Строительные материалы для сооружения замков

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / замки разных стран мира / Строительные материалы для сооружения замков

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 15-10-2004 17:31
По просьбе Галины прокомментирую цитаты о витражах из http://tzone.kulichki.com/religion/occult/knight.html Причем отвечу цитатами же - уж больно хороши!

Одной из величайших тайн готической архитектуры цистерциацев являются цветные витражи, украшающие окна собора. Появившись неожиданно в начале XII века, они также внезапно исчезли в XIII столетии. Ничего подобного им ни до, ни после никто не видел.
Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.

Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. Особенности средневекового процесса, в общем, те же, что и сейчас и были изложены в трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году.
http://busel.com.ua/rus/Vitrage/history.html

Застекленные окна были известны уже римлянам Древнего мира, но стеклу того времени было далеко до того высоко технологичного, безупречному по качеству, произведению промышленного искусства, которым является современное архитектурное стекло: Даже в Средние века мастера-стеклоделы еще не умели делать большие ровные листы стекла. Но все-таки, желание впустить в интерьер свет, тем более, окрашенный свет, принесло свои плоды. Именно Средневековье (романика и готика) известно высоким расцветом искусства витража, пик которого пришелся на XIII век. http://www.goldenhause.ru/gate.html?name=Pager&pa=showpage&pid=9 - там же о витражах после Средневековья. Так что они никуда не исчезали.

их преимущество заключается в существенно большей способности усиливать проходящий через них свет. В отличие от витражей других архитектурных стилей их внутренний осветительный эффект постоянен вне зависимости от того, солнечно или пасмурно снаружи. Даже в сумерки эти цветные стёкла продолжают искриться так, как никакие другие.
Без естественного дневного света витражи средневекового собора вообще не существовали, они гасли, исчезали каждый вечер и вновь возникали утром, как бы заново сотворенные светом; формы изображения появлялись с появлением света, и чем интенсивнее был свет, тем больше проявлялся витраж, тем больше фигур, предметов, цветов становилось в нем видимыми. http://www.vinci.ru/5/tezaurus/84/statia_3099.html

В чем же тогда секрет?

В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета. http://busel.com.ua/rus/Vitrage/history.html

Ну и просто для информации - виды витражей в наши дни http://busel.com.ua/rus/Vitrage/type.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 15-10-2004 18:41
Что и требовалось доказать.
Никаих "волшебных" свойств и преимуществ, а тем более свойств усиливать проходящий через них свет у древних витражей не было. Скорее наоборот - низкое качество стекла и
большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета

особым образом преломляло и искажало свет, как бы "затемняя" его, но отнюдь не усиливая.
Кроме того - стекло древних витражей было довольно толстым и грубым. Это, несомненно, придает особый шарм и налет "старинности" (и многие мастера сегодня работают "под" древнюю технику), но влияет на яркость света отрицательно.
Так что автор статьи принял желаемое за действительное, и сложил красивую, но увы, неправдоподобную "легенду".

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 28-10-2005 11:48
Кирпич. Архитектурная история - от истоков создания до наших дней. http://www.kerma.ru/opublication/2/

О строительных материалах средневековья – от камня до кирпича в Ливонии (на латышском): http://www.pilis.lv/a_pnm/view_rec.php?id=27

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-11-2005 02:58
Немного о строительных материалах средневековья можно прочесть здесь:

В реферате об архитектуре Литвы
http://5ka.ru/5/32200/1.html

В главе по истории России:
http://orel.rsl.ru/nettext/moscow/mos_fr/mos10.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-01-2006 17:48
Збигнев Херберт о строительстве соборов

Очень хорошая подборка по теме тут:
http://community.livejournal.com/ru_middle_ages/37686.html
http://community.livejournal.com/ru_middle_ages/38039.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-04-2006 06:06
Из этого отрывка «Хроники» Генриха Латвийского следует, что до начала германо-скандинавской экспансии в ХII столетии народы Прибалтики просто клали камень на камень. О том, что кладку можно скреплять раствором, не только не знали, но и не слышали.. Однако прошло не так уж много времени, и уже в середине ХIII века среди первых строителей Ревеля (Таллинна) встречаются эстонские имена — Хенне Мустапеа, Хенне Сепп и другие.

С тех пор прошло более 850 лет, и за эти восемь с половиной веков в городах Ливонии, в том числе Эстонии, построены из камня не только крепости и замки, но и целые города. Первыми в Прибалтике создали строительный цех ревельские мастера-каменщики. Старейший устав цеха был утвержден в 1402 году, а их братство существовало значительно раньше.

Строительство всегда и везде было чрезвычайно важным занятием. В средние века строители всегда были среди основных ремесленных профессий. Магистрат постоянно уделял самое пристальное внимание уставу цеха каменщиков. До нас дошло больше его редакций, чем любых других ревельских цехов, это уставы 1459-го, 1685-го и ряда других лет.

Каменщики встречаются в книгах Ревельского магистрата, начиная с тридцатых годов ХIII столетия. В других странах и городах Северной Европы о ремесленниках этой профессии упоминается: в Швеции уже в ХI веке, в Риге в конце ХIII, а в Гамбурге и Любеке — столетие спустя.

В конце ХIV века среди строителей Ревеля наметилось разделение труда: обозначилась разница между каменщиками и резчиками по камню. Не позднее ХV столетия появилась еще одна узкая специальность — изготовители черепицы для кровли, однако ни те, ни другие не выделились в отдельные цехи. Из-за этого постоянно возникали ссоры внутри цеха между представителями разных профессий при выборе старейшин, так как каждый хотел видеть во главе цеха своего человека. Иногда магистрату приходилось разрешать такие конфликты. И только в конце ХVII столетия образовалось два цеха — каменщиков и каменотесов, да еще мастера Тоомпеа в 1692 году отделились от каменщиков Нижнего города.

Мастера

В нашем представлении работа средневекового каменщика — тяжелый и неквалифицированный труд, посильный для каждого здорового человека. Но это далеко не так. В ХIII-ХVI веках каменщики не только клали стены, печи, трубы и дымоходы. Строитель-каменщик был еще и архитектором, и подрядчиком. Для начала он представлял заказчику чертежи и планы, делал расчет стоимости строительства, сам готовил некоторые материалы. Особенно ответственным было изготовление известкового раствора, от его качества зависела прочность постройки. Крепость раствора определялась качеством извести и различными добавками. Иногда мастер-каменщик ставил рядом с постройкой временную печь для обжига извести, чтобы лично следить за процессом ее изготовления. Среди добавок были иногда, на наш взгляд, неожиданные компоненты, например, кровь теленка, яичный желток, молоко и многое другое. Рецепт раствора был профессиональным секретом мастера и передавался по наследству. И сегодня ученые пытаются выяснить составы растворов строителей того времени, чтобы понять, каким образом им удавалось строить здания на века.

Строитель-каменщик обязан был знать городские строительные правила и секреты зодчества. Из состава цеха выбирался городской баумайстер (главный зодчий). В его обязанности входило следить за выполнением установленных Ратушей норм пожарной безопасности — огнестойкости труб и дымоходов, а также соблюдением интересов домовладельцев и, что особенно важно, ибо не потеряло актуальности и в ХХI столетии, рациональности застройки, красных линий (границ застройки улиц), и сохранением эстетического вида не только здания, но и всего города. Так, в одном из контрактов 1415 года о строительстве в Копли рыбацких хижин предписывалось сохранять их временный характер и не строить рядом никаких жилых домов. Следить за этим предписанием обязан был все тот же баумейстер. Одной из основных его обязанностей было поддержание в полном порядке городской защитной стены и башен. 10-12 подмастерьев и четыре ученика ежедневно по распоряжению баумейстера проходили вдоль городской стены, наблюдая, не выпал ли из нее какой-нибудь камень и не совершает ли кто подкоп.

Долгий путь

Для того, чтобы попасть в цех, нужно было начинать с ученика (Junge-мальчика), который должен был сдать экзамен, заплатить взнос и устроить попойку, потом он становился подмастерьем. После определенного времени обучения и странствий по другим городам Европы он сдавал экзамен на звание мастера.

В уставе цеха 1685 года сказано: «Никто не может стать мастером иначе как имея честное свидетельство о рождении и учебе, и если он может достоверно утверждать, что три года провел в других городах и странах, изучая специальность, и в годы своих странствий вел себя достойно и честно. Мастером же он может стать не раньше, чем, проработав здесь четверть года у одного из мастеров и на нашей очередной попойке, или кварталии, поставив рейхсталер, потребовать право мастера. После этого он должен еще полгода служить подмастерьем у одного из мастеров, чтобы было видно, всему ли он обучен и может ли работать, как подобает мастеру славного города Ревеля. После этого он снова должен потребовать права мастера и при содействии и согласии господ цеховых за свой счет в доме ольдермана (старейшины цеха) или какого другого мастера сделать шедевр, как предусмотрено уставом».
http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=42448&dd=2005-03-07&query=

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-08-2006 03:13
Значительную роль в становлении местного архитектурного стиля сыграл тот факт, что на территории Пруссии нет ни залежей камня, ни карьеров, а природный камень присутствует лишь в виде ледниковых валунов, разбросанных но пашням и полям и использовавшихся для строительства фундаментов и тех частей сооружений, которые нуждались в особой прочности.

Главным материалом для строительства служила глина, из которой формировался и обжигался прямо на месте кирпич. В Пруссии различают два основных вида кладки: готическая и вендская. Кроме обычных кирпичей использовали и сложно профилированные кирпичи (для сводов окон и дверей, нервюр и карнизов). При этом кирпичи нередко покрывались целиной (глиной?) черного, коричневого, зеленого, желтого цветов. Орнамент из такого кирпича занимал большую площадь на стенах в виде ромбов и лент и напоминал ближневосточную орнаментику. Столбы, колонны и отдельные архитектурные детали, как правило, изготавливались из привозного тесового камня. При жестком государственном режиме орденской Пруссии существовал твердо установленный порядок строительства крепостей как для резиденции комтуров, так и для самых малых укрепленных замков. Все было единым, несмотря на громадную разницу в некоторых абрисах и местоположении. Везде учитывались местные условия. Именно благодаря этой планомерности и единообразию строительства замки Пруссии образуют твердо определенное направление архитектурного искусства Немецкого ордена периода Средневековья.

http://www.museum.ru/westrussia/zkvorzow.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 23-08-2006 18:05
Не знал, что такое плинфа. Делюсь найденным:

Плинфа
(от греч. pli'nthos - кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. П. применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 - начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на Берестове, 1113-25, - в Киеве), являлась нередко основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий.
http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=bse/00060/...//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-11-2006 03:42
Выше отмечалось, что так называемый "послемонгольский" период развития архитектуры связывают с внезапным и кардинальным изменением в области строительной технологии - в частности, заменой плинфы на брусковый кирпич. Однако увеличение толщины плинфы, наряду с упрощением технологии составления строительного раствора, было тенденцией, характерной для всей Руси, и смена техники предстаёт столь резкой только из-за практически полной неизученности памятников рассматриваемого времени. Новые работы приводят к новым выводам. Никольский собор Старой Ладоги в этом плане обладает чертами, крайне для нас важными: с одной стороны, он принадлежит к типологической группе новгородских храмов XII в., с другой - необычайно большая толщина плинфы (7 см) приближает его к постройкам из брускового кирпича XIII-XV вв. [95] Храм, таким образом, принадлежит к уникальной переходной форме в развитии новгородского зодчества. Очень перспективным представляется и сопоставление некоторых особенностей Николо-Липенского и Ладожского храмов. В частности, такое нехарактерное для всех остальных памятников зодчества XII-XIII веков явление, как крестообразность столбов, смешанная техника кладки стен, при которой плиты как бы "утапливаются" в кладке.

При строительстве Николы на Липне не использовался цемяночный раствор, но это было вполне оправдано условиями строительства - храм ставился вдалеке от города, и кирпич использовался в наиболее нагруженных частях здания: своде, столбах и куполе, (для стен использовались поднятые со дна Волхова мореные валуны) поэтому вместо дорогостоящего кирпича использовали песок.
Анализ же новгородского строительства 1290-ых годов указывает на длительное сосуществование двух артелей, как и в начале XIII века, при этом, что очень важно, продолжительность возведения построек приближается к одному сезону. Так, в 1296 году одна артель возводит церковь Воскресения в Детинце.

На следующий год эта артель строит церковь Преображения, а вторая начинает работы в Копорье. Видимо, к её деятельности относится основная часть кладки из толстых продолговатых необработанных блоков известняка с использованием бутовой техники. Однако часть крепостной стены, достигавшей, кстати, 7 м. в высоту, в районе проездной башни, была сложена в несколько другой манере: здесь все плиты были очень крупными, и забутовка не использовалась вообще. Трудно найти объяснение этому факту. Использование иностранных или псковских мастеров в Копорье маловероятно ввиду крайне напряжённых с ними отношений Новгорода. Следовательно, возможно только два объяснения: либо здесь работала часть второй новгородской артели, или вся артель, уже закончившая небольшую церковь Преображения, либо одна и та же артель могла использовать разную технику кладки, что означает шаткость всей атрибутации памятников зодчества XII -XIII вв. Ответить на этот вопрос может только сравнительное изучение объектов работ двух артелей.

http://www.kulichki.com/~gumilev/debate/Article07g.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-07-2007 05:10
В общем, сначала, как водится, была античность и известные всем мозаики, потом полюбившая глазурованные керамические кусочки Византия, а затем мавры, которые разбудили Испанию и Португалию, которой пока толком не было, пока не стала Эстремадура (Фронтир). Где-то на переправе через Гибралтар, видимо, затерлась — или вовсе утерялась на время — идея о сюжетности мозаики и относительной нерегулярности ее маленьких составных кусочков, но активизировалась идея о полезных теплоудержательных свойствах керамических квадратиков, которые, впрочем, вовсе не обязательно должны были быть однотонными, или вовсе смертельно белыми, как на станции метро Молодежная. Да и horror vacui — не конфетный фантик, если есть плоское пространство, надо его изукрасить. Долго ли, коротко, а изукрашивать таким первоначально монотонным образом полюбили больше всего именно в Португалии.

Конечно, чаще всего синими кружевами (вездесущий кобальт, Цзиндэчжэнь, Гжель, Веджвуд, Meissen, and what-not), но есть и подозрительно коричневый, и жизнеутверждающий зеленый, и красенький с желтеньким, и — любой.

Азулежу (Azulejo) в Португалии самые разные — от функциональных, помбалистских (все тот же вездесущий маркиз Помбал везде напомбал, назаводил кафельных заводов, и все новоиспеченные после землетрясения дома велел ими выложить — изразец хорошо держит тепло и холод, и, правильно положенный, — не отлетает сам, если его специально не отбивать) до богатых, как какой-нибудь гобелен из музея Клюни.

Название химического элемента кобальт происходит от немецкого слова Kobold — домовой, гном. При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа Кобольда. Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделкам этого злого духа. Вероятно, имя злого духа восходит к греческому «кобалос» — дым.

Этим же словом греки называли лживых людей. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд выделил из этого минерала не известный ранее металл, который и назвал кобальтом. Он выяснил также, что соединения именно этого элемента окрашивают стекло в синий цвет — этим свойством пользовались ещё в Ассирии и Вавилоне.

ИЗРАЗЕЦ — глиняная, выжженная плита, обычно с лица поливанная, для облицовки печей, а иногда и стен, карнизов; поливанная цветная лещадь и черепица. стенной изразец, прямой; угловой, двугранный; прибор, карнизный, разн. вида. рюмка, раструб изнанки изразца. изразце(о)вый, к изразцам относящ. изразцовый завод, изразцовая печь. изразчатый, изращатый, одетый, облицованный изразцами. изразечник м. изразцовый мастер. (в Даль)

Собственно русское слово. Образовано от "изразъ", производного от "изразити", префиксального образования от "разити" — "резать, ударять". По-видимому, "изразец" — первоначально "то, что вырезано, обработано". (Сеть)

КАФЕЛЬ, заимствовано через польск. kafla, kachla "кафель" или из нем. Kасhеl "изразец" от лат. *сассаlus "горшок" (посуда) (М. Фасмер)

http://distan.livejournal.com/214494.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-08-2007 03:16
Интересная информация о том, как себя ведут материалы впоследствии:

"Как отмечал в свое время Н. Г. Максимович, карбонатные сталактиты и сталагмиты образуются не только в пещерах. Сталактиты известны и в искусственных сооружениях из бетона или сцементированных строительных материалов. Это потерны плотин, мосты, стены сооружений. В 1888 г. Н. Карножицкий описал сталактиты на cводе Рюриковской крепости в Старой Ладоге. А. Е. Ферсман сообщал, что в дворцовых подвалах Петродворца за 10 лет выросли белоснежные сталактиты длиной до 1 м. Под Кировским мостом в Ленинграде ежегодно вырастали нежные сосульки известковых натеков. Сталактиты обнаружены в подвале Парижского вокзала, а сталактитоподобные образования — в Вене на крыше парламента, на памятнике Моцарту и на других объектах. Таким образом, можно говорить о техногенных сталактитах"...
http://community.livejournal.com/interesniy_spb/110112.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 03-04-2008 14:43
Строительная техника

В средние века пользовались простыми механизмами. Камни на башню поднимали, переступая внутри деревянного колеса со ступенями.

Деревообделочные работы

Сперва брусья и доски обрезали пилой или обтесывали топорм до нужных размеров. Облицовочные и заметные в интерьере детали гладко обстругивали рубанком. Рубанок использовали и для точной подгонки досок. В последнюю очередь в брусьях и досках сверлили отверстия для деревянных гвоздей.

Кирпич

Кирпичи различаются по цвету - ведь их делают из разных сортов глины, и они неравномерно обжигаются в печи. Из разноцветных кирпичей строители выкладывают узоры, достигая эффекта полихромии. Обычай выкладывать кирпичные полихромные узоры появился в Северной Франции в 15 в. Образец из замка Сюлли (см. стр. 15) - типичный ранний ромбовидный узор. Иногда кирпичи раскрашивали уже после кладки стены.

Кирпичу можно придать самые разные очертания с помощью специальных деревянных форм. На стр. 14 показан образец кирпича для кладки вертикальной стойки-импоста между двумя оконными стеклами.

Камень

Известняк - это осадочная порода, образовавшаяся в результате отложения осадков в морях. Виды этого камня разнообразны - от светлого мягкого мела до твердых углеродистых сортов. Известняки различаются и по цвету: например, примеси железа придают камню оранжевый оттенок. Известняк мягче гранита, легок в обработке, но плохо переносит загрязнение атмосферы. Многие декоративные детали средневековых церквей и соборов выполнены из известняка.

Песчаник - этот камень залегает рядом с другими породами. Он содержит кристаллы кварца. Песчаник бывает разных цветов - от розового до зеленого. Твердый песчаник - хороший строительный материал, он более устойчив к загрязнению, чем известняк, и обрабатывать его нетрудно.

Там же есть краткие сведения о мраморе и сланце.

Ф. Уилкинсон “Здание” Лондон, Нью-Йорк, Штутгарт, Москва “Дорлинг Киндерсли” 1997

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-03-2010 03:06
Покорив Англию, Вильгельм Завоеватель многое привез с родины - от северо-французского языка до норманских аристократов. Об этом можно прочесть в любом учебнике. Чего в учебниках часто не пишут, так это того, что Вильгельм привез с собой французский камень - светлый известняк, добывавшийся в окрестностях города Кан.

Канский камень справедливо считался надежным и податливым материалом для строительства элегантных зданий. В самом Кане из него сооружены храмы, в которых находятся гробницы Вильгельма и его супруги Матильды. Однако британские постойки из канского камня куда более известны. Прежде всего, это Кентерберийский собор и лондонский Тауэр.

Конечно, в те времена было невозможно привезти из Кана в Лондон достаточно камня, чтобы построить из него весь замок. Поэтому канский камень преимущественно использовался для облицовки и декоративных элементов. Тем не менее, это все равно был грандиозный проект по поддержке французских шахтеров (хотя вряд ли Вильгельм это осознавал). В результате Англия в больших количествах ввозила канский камень вплоть до конца XIX века, когда его запасы существенно истощились. Сейчас он, в основном, экспортируется для ремонта старинных зданий.

http://trivia-blog.livejournal.com/76492.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-07-2011 06:41
Помнится, некогда я тут ползала по бывшим ломкам в Пудости, среди остатков тамошнего известкового туфа. Они под Гатчиной не единственные. Там много всяких известняков.
Вот, например - парицкий камень - им выложена башня Приоратского дворца:
Яркий, местами рыжий. Карьер, где добывали этот камень, находится в деревушке Парицы. Это рядом, это ближайшие к Гатчине разработки - архитектор Львов издалека материалы не повёз
В общем, захотелось сходить поглядеть на тот карьер.

http://mlle-anais.livejournal.com/201419.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / замки разных стран мира / Строительные материалы для сооружения замков

KXK.RU