Укрепления Пиллау (Балтийск)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / Российские замки Калининграда / Укрепления Пиллау (Балтийск)

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-08-2007 03:11
Пиллау — Балтийск
(центр городского округа)

Балтийск — самый западный город России. Далее — море и Западная Европа. О Балтийске в последние годы написано очень много. Мы могли бы просто адресовать читателей к изданному в 2000 году книге-альбому «Балтийск», где подробно описана история города-порта. И поэтому приводим здесь самые краткие сведения.

«Пиллау» происходит от прусского слова «пилль», что означает крепость. Название «Балтийск» пояснять не надо. Первое упоминание о прусском поселении возле горы Найте-пилле (потом Пфунтбуде, в наше время «Школьная») относится к 1258 году. На горе Найте-пилль на высоте 25,4 метра долгие годы находился наблюдательный пост, а возле нее — селение Вограм.

В 1510 году в результате сильнейшего шторма южнее Пиллау образовалась протока. По ней и пошли суда с товарами в Кёнигсберг. Район Пиллау стал привлекательным. Приезжали люди, и побережье быстро застраивалось . В 1537 году был поставлен дом для таможенной службы. К 1543 году построено несколько складских помещений. В 1550—1600 годах предприняты попытки строительства примитивных оборонительных сооружений в виде рвов и валов. Но они быстро заносились песком.

Летом 1626 года шведский король Густав II Адольф Ваза (Gustaw II Adolf Wasa; 1594—1632) перенес военные действия из Лифляндии в Пруссию. 6 июля его войска заняли Пиллау. Король вознамерился создать здесь военную базу — плацдарм для войны с Польшей. Он повелел строить укрепления.

После ухода шведов из Пиллау в 1636 году строительство укреплений продолжил курфюрст Георг Вильгельм, тогдашний правитель Пруссии. Но поначалу ему пришлось выкупить у шведского короля то, что уже было сделано. Первое время строительством руководил голландец Матиас Венц, потом его сменил талантливый фортификатор Абрахам фон Дона. А в результате получилась звездообразная крепость. Она имела пять бастионов, куртины и ров, заполненный водой. Вода поступала из залива по специально сделанному крепостному каналу. Внутри цитадели разместили: казарму, пороховой погреб, арсенал, хлебный склад, помещения для коменданта и офицеров. Во дворе крепости построили церковь, которая обслуживала гарнизон.

В 1642 году Пиллау посетил Великий курфюрст Фридрих Вильгельм. Он строил далеко идущие планы по созданию собственного военно-морского флота.

В 1657 году военный губернатор Пиллау приказал вырубить все деревья до половины косы и тем улучшить обзор местности. Результатом непродуманных действий стало неудержимое движение песков и угроза для крепости быть погребенной под ними. Пришлось на протяжении многих лет вести упорную борьбу со стихией.

18 октября 1662 года в Пиллау прибыл Великий курфюрст Фридрих Вильгельм с двухтысячным войском. Он спешил в Кенигсберг для подавления мятежа кнайпхофских оппозиционеров, которыми руководил присяжный Иеронимус Рот.

Памятными для жителей портового городка остались дни посещения Пиллау российским царем Петром I в 1697 и 1711 годах.

В 1725 году, после объединения нескольких деревень, был официально зарегистрирован город Пиллау. Герб его по горизонтали разделен пополам. Верхняя часть окрашена в красный цвет, нижняя — в лазурный. На границе Неба и Земли помещен серебряного цвета осетр с золотой короной на голове.

С 1758 по 1762 год Пиллау оккупирован российскими войсками. Были модернизиро ваны старые и построены новые портовые сооружения.

В 1790 году и позже, примерно в середине XIX века, крепость подвергалась серьезной модернизации, сохранив первоначальную звездообразную форму.

В 1793 году для ликвидации песчаных бедствий пришлось высаживать деревья и покрывать глиной пространство между горой Пфунтбуде и цитаделью. Борьба со стихией велась вплоть до 1836 года.

В 1804 году гору Найте-пилль наполовину срыли.

В 1807 году крепостью пытались овладеть французские войска, но попали в Пиллау только в 1812 году по вынужденному согласию Пруссии.

В 1813 году под натиском российских войск французы спешно покинули цитадель по льду залива.

В 1913 году через порт Пиллау прошли 5203 морских торговых судна.

С 1921 года Пиллау становится базой германского флота на Балтике.

Во время второй мировой войны бои за Пиллау отличались особой жестокостью. Советские войска вошли в Пиллау 25 апреля 1945 года.

Они блокировали крепость, которая продолжала бессмысленное сопротивление. И лишь к концу дня 26 апреля фашистский гарнизон капитулировал.

Город Балтийск стал военно-морской базой Советского Союза, а сейчас — Российского флота. Крепость пока находится в ведении моряков, но есть намерения превратить ее в музейный комплекс.

http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k48.php


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-09-2007 04:29
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДА ПИЛЛАУ (НЫНЕ ГОРОД БАЛТИЙСК)

автор перевода: канд. техн. наук А. В. Болучевский

Из книги Адольфа Беттхера "Памятники архитектуры и искусства провинции Восточная Пруссия. Книга 1. Замланд". "Памятник архитектуры и искусства Замланда".- Кенигсберг, изд. Б.Гейхерта ,1891, стр. 101-102.

Пиллау, город и крепость, в 12 км по прямой на юго-запад от Фишхаузена,первоначально, вероятно, Штерхоф, в 1436 г. - Пилле, в 1453 г. - Пиллав. Старейший известный путь из Фришес Хафф в Балтийское море был в двух милях от Пиллау, у Бальги (Бальговский, старый фарватер). Этот фарватер в 1456 г. данцигцы сделали несудоходным, и он был к 1479 г. занесен песком. Зато произошел новый прорыв косы у Пиллау, который в 1510 г. стал судоходным. Для защиты входящих торговых кораблей был построен шанец с деревянным блокгаузом. Поблизости от шанца, там, где теперь находится город, стоял построенный из досок бочечный склад. Недалеко от старого Пиллау находился Пфундбуде, где возвышалась морская таможня (разрушена в 1804 г.).

В этой местности ничего не менялось, пока в 1626 г. не появился перед Пиллау на военных кораблях Густав Адольф, воевавший с Польшей. Он занял Пиллау, построил вместо шанца четырехугольный редут с блокгаузом. Шведы заключили в 1635 г. трактат в Штумсдорфе и ушли в 1636 г. Во Времена Великого курфюрста была построена крепость в форме пятиугольной звезды. Шведы попытались в 1657 г. захватить крепость; следствием этого явилось почти полное исчезновение лесов в округе, так как лес на тощей песчаной почве был вырублен до Лохштедта. В 1673 г. были доставлены из Швеции и Бальги тесаные камни и из них построены стены, а в 1707 г. - цейхгауз. В 1730 г. - башня над зданием крепостной охраны (снесена в 1888 г.), гауптвахта и товарный склад. В 1731 г., - провиантский склад (разрушился в 1738 г., восстановлен в 1739г., снесен в 1888 г.), в 1739г. - комендатура.

В 1701 г. статус Пиллау повысился до рыночного села, а 18 января 1725 г. - до города. Значительного улучшения порта Пиллау достиг во время оккупации русскими в Семилетнюю войну: в 1759 и 1760 гг. расположенная перед Пиллау защитная дамба была значительно удлинена при помощи ряжей - это так называемая Русская дамба. Фридрих II принял решение прекратить существование крепости Пиллау; Фридрих Вильгельм II повелел в 1789 г. откопать занесенные песком сооружения.

Точно на берегу морского пролива находится стройный маяк, который был спроектирован в 1805 г. директором гидротехнического строительства Шульцем и строился до 1813 г. Он имеет высоту 31,38 м, вместе с покрывающим его куполом, под которым горят маячные огни. Порт был перестроен в наше время строительным директором Оберланда тайным советником Хагеном и его сыном и оборудован двумя мощными волноломами (освящение южного мола и закладка памятника Хагену 3.09.1887 г.).

На месте старой, воздвигнутой в 1635 г. в крепости шведской деревянной церкви Великий курфюрст построил в 1658-1660 гг. новую. На ее месте была сооружена в 1717 г. гарнизонная церковь, сгоревшая, однако, в 1761 г. Она была восстановлена и стоит сегодня на перекрестке сразу же рядом с внутренними крепостными воротами. Ее деревянный потолок покоится в помещении на деревянных коринфских колоннах, по бокам которых есть вырезанные в стиле рококо деревянные консоли.

Герб Пиллау - плывущий в море коронованный осетр. Цветное изображение неизвестно.

Сообщения о Пиллау.

Г. Штайн в "Документах Пруссии". - I, III, стр.195.

А.И. Эрнст. "История Пиллау. Пиллау в 1850г.".

К. Хобург. "Исторические военные сообщения о крепости Пиллау в "Новых Прусских провинциальных листках". - 1858.- II.- с. 231, 279.

Фабер. "Самое диковинное из города и крепости Пиллау в статьях для "Известий Пруссии" .- VI. - с.42-70, 130-150.

Гиблер. "Об истории Пиллау в день юбилея 1875г. (рукопись в Пиллау).

Гебауэр. "Известия Замланда". - с.87, 288.

Нанке. "Странствия по Пруссии". - 1800. - с. 31.

Общие виды и планы Пиллау.

План крепости Пиллау с окрестностями в "Топографии" Мериана (1652г., стр. 42).

Перспективное изображение Пиллау у Гарткноха "Старая и Новая Пруссия". - 1684. - с. 439.

Лучший Пиллау Боденэйра. Пиллау и окрестности в Пуссендорфовских "Деяниях Карла Густава" (1697г).

План Пиллау в рукописи фон Лукануса (1748г.).

Общий вид Пиллау (от Нового фарватера) и природы, нарисованный и литографированный Ф. Билсом в 1838г.

http://fishhausen.by.ru/phist.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-10-2007 06:43
Пиллау - Балтийск.

Герб города - осетр, увенчанный короной. Впервые поселение Пиллау на полуострове Хакен упомянуто в 1430 году. В 1456 году во время войны с городами Кёнигсберга Данциг забил сваями пролив между морем и заливом в районе сегодняшнего Балтийска. В 1479 году это место занесло песком. Новый пролив промыло только в 1510. Тогда же построено и первое укрепление - редут с блокгаузом. В 1675 году на набережной появилось 25 домов. В 1701 году Пиллау получил право на проведение ярмарок дважды в год, а в 1725 - городские права. К тому времени в городе работало 12 пивных, 2 лавки с восточными пряностями, 4 пекарни, 3 мясные лавки, 3 сапожных мастерских, 7 портняжных мастерских, аптека и было 120 домов. Известно, что, посетив тогда Пиллау, король Пруссии Фридрих I назвал его маленьким Амстердамом. Самым значительным строением города был так называемый "осетровый дом", где мариновали выловленного в заливе осетра и солили икру. В то время его добывали от 100 до 700 экземпляров в год. Считается, что само название Пиллау содержит в себе балтийский корень "пил" - то есть крепость, замок, а значит, там было некогда солидное сооружение. Впрочем, это утверждение кажется весьма сомнительным хотя бы потому, что в древности, благодаря штормам, это место время от времени отделялось от суши. Вряд ли кто-то выберет для постоянного жительства остров, который к тому же все время рискует исчезнуть. Кроме того, корень "пил" характерен скорее для восточных балтов - литовцев и латышей. У пруссов он почти не употреблялся. Пиллау странно везло на стихийные бедствия. В шторм 1734 года море выбросило на берег корабли, которые потом выкапывали из песка еще несколько лет. В 1769 году горожан изрядно перепугал упавший с неба метеорит. 17 января 1811 года ураган был настолько силен, что по улицам Пиллау летали как птицы куски льда, вырванного ветром с залива, а вода залила город почти на метр. В 1905 году всех изумило землетрясение. А в суровую зиму 1929 года даже пришлось обратиться за помощью к Советскому Союзу, чтобы тот прислал ледокол "Ермак" и вызволил, вмерзшие в море, 32 корабля. А уж летучие тарелки здесь наблюдают по сию пору и регулярно, ничуть не смущаясь их присутствием. Прусское правительство обратило пристальное внимание на это место только в начале семнадцатого века, когда из-за польско-шведской войны возникла угроза высадки на побережье шведов. Тогда и начали строить серьезные укрепления. Но не успели - шведы все-таки высадились. В 1626 году король Швеции Густав Адольф привел свой флот и высадил десант. Поскольку воевать здесь с ним никто не собирался, от скуки король шведов по собственным чертежам и планам построил крепость. Прораба для этой цели он выписал аж из Голландии - некоего Матиаса Вентца. Через десять лет шведы ушли, а крепость осталась. В мае 1697 г. ее посетил русский царь Петр I. Он прибыл на корабле "Святой Георгий". В Пиллау Петр Алексеевич изучал артиллерийское дело, наблюдал за стрельбой по морским целям, и гулял на свадьбе местного шкипера Иохима Лянге. Устроил Петр I в Пиллау и грандиозный царский фейерверк в честь своих именин 29 июня. В 1760 году, во время Семилетней войны и оккупации Пруссии Российской империей, прусские власти вместе с российскими построили в Пиллау дамбу для защиты от штормов. Во время нашествия наполеоновской орды, в 1807 году крепость Пиллау была единственной в Пруссии, не поддавшейся французам. Комендантом Пиллау тогда был старик фон Герман - ему в те дни как раз исполнилось 76 лет. Слыл он за человека со странностями, потому что, как всякий бравый солдат, всегда был готов к смерти и везде таскал за собой гроб. Так вот этот чудак соорудил гигантскую бомбу из пороховых запасов, и, усевшись на нее верхом в своем гробу, заявил, что взорвет себя, и крепость, и всех окружающих на несколько километров вокруг, если французы попытаются взять Пиллау штурмом. "Пруссия - или смерть!" - кричал он, размахивая факелом над бочками с порохом на глазах у робко топтавшихся под стенами Пиллау французов. Самое поразительное в этой истории то, что горожане Пиллау подхватили призыв коменданта и, вооружившись - кто чем может - топорами и косами, собрались в крепости, и повторяя, как молитву: "Пруссия - или смерть!", собирались умереть вместе с ним. Французы предпочли не связываться с этими патриотами. Однако в 1812 году наполеоновские войска, изрядно потрепанные русскими, вернулись. Они думали, что здесь в цивилизованной Пруссии им дадут передохнуть и отлежаться. Но к тому времени у граждан Пиллау уже вошло в привычку, едва заслышав французскую речь, хвататься за дубину. По ночам подрастающее поколение развлекалось тем, что упражнялось в стрельбе по французам и поджигало их обозы. Но более всех в патриотическом стремлении расстарался бургомистр Флях. Он раздал своим писарям и бухгалтерам шпаги, и специальным указом объявил войну наполеоновской Франции, а себя - партизаном. "Пруссия - или смерть!" вспомнили горожане лозунг полковника фон Германа и опять взялись за топоры. Французы хотели, было, ответить репрессиями, но под стенами Пиллау уже стояла пятитысячная армия русского генерала Сиверта. И французам так захотелось к себе в Париж, что они побежали на юго-запад прямо по льду залива, не разбирая дороги.

В 1865 году в Пиллау пришел первый поезд из Кёнигсберга. Расстояние в 46 километров паровоз преодолел за 78 минут. Было у поезда всего два вагона, в которых умещалось полсотни человек. Военных, как и сегодня, поезд перевозил бесплатно. А в 1867 г. в городе открылся отель "Ильскефалле" Фридриха Краузе. На его вывеске был изображен хорек. Кафе отеля, где стояло всего лишь три стола, почему-то очень полюбили местные литераторы и те, кто считался "художественной натурой". Все они называли себя "хорьками". Стены кафе были украшены фотографиями, остроумными афоризмами посетителей и множеством чучел хорьков. Кинотеатр в Пиллау соорудили только в 1913-м году. В зале было 120 мест, там показывали немые фильмы, и в народе это заведение из-за скорости мелькания кадров прозвали "Блошиное кино". В 1936 году открывается автобусное сообщение Кёнигсберг - Пиллау. Первой ласточкой оказался некий Франц Ширмахер, который где-то по случаю приобрел подержанный автобус "Бюссинг". Через год Франц купил еще один автобус. Перед войной удовольствие прокатиться до Кёнигсберга стоило 20 пфеннигов. Особая тема - пилаусский осетр. Теперь считается, что в апреле 1926 года был пойман последний - весом в 180 фунтов. С тех пор осетров в Пиллау будто бы не видели. Однако автор этих заметок лично знаком с рыбаками, которые клянутся, что ловили эту рыбину буквально на днях. Дай-то Бог, чтобы это оказалось правдой. Однако вернемся к прошлому Пиллау. В начале двадцатого века город бурно развивался. Это видно по данным переписи. В 1925 году в Пиллау жило 6 900 человек, а всего через четырнадцать лет - в 1939 вдвое больше - 12 379. Работали рыболовецкий, пассажирский и военный причалы порта. В городе был специальный морской госпиталь, и мореходное училище. Выходило несколько газет. Самая старая из них - "Пиллауские огни", прожила ровно сто лет - с 1846 года. Были еще "Пиллауский вестник", "Пиллауская общественная газета" и "Курортный листок". Кроме обычных для прусских городов, народных и ремесленных школ, было учебное заведение, которое давало универсальное высшее образование.

http://www.writers.koenig.ru/hrappa/encycl.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 19-06-2008 05:21
Балтийск, фото http://tigr--s--vesami.livejournal.com/80174.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / Российские замки Калининграда / Укрепления Пиллау (Балтийск)

KXK.RU