советы авторам

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Astral Lines / Фанфики не по КПХ / советы авторам

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

Гнев.
Сообщений: 2556
Добавлено: 01-08-2008 15:31
Статья не моя....

Литературное творчество - это вам не точная наука. Здесь нет никакого универсального алгоритма, позволяющего, при соблюдении определенных правил, добиться признания и успеха. Никто, пока еще, не стал великим писателем, складывая слова, как кирпичи, но не скрепляя их раствором таланта и воображения. Нельзя научить человека хорошо писать, так же, как нельзя научить любить.
Тем не менее, молодым людям, которые чувствуют в себе тягу к литературе, но осознают, что не обладают для этого достаточными способностями, не стоит отчаиваться. Способности и талант обладают свойством появляться и развиваться со временем, и по мере накопления опыта. Я позволю себе дать несколько советов начинающим писателям, в том числе и тем, кто только пробует свои силы в написании фанфиков по аниме, фильмам и играм. Не воспринимайте их излишне серьезно, и не надо считать эти советы обязательными к исполнению, но, я надеюсь, многим они помогут улучшить качество их произведений.

Позвольте читателю самому работать головой. Это одна из самых распространенных проблем у начинающих, и не только, писателей. Чуть ли не в половине посредственных рассказов и фанфиков, автор стремится во что бы то ни стало раскрыть перед читателями все подробности происходящего, описать все, что только можно описать, загромождая рассказ ненужными и бесполезными деталями.
Помните - ваша главная задача - доставить читателю удовольствие. Но на самом деле, это удовольствие он может доставить только сам себе, когда представляет в своей голове описываемые вами события и взаимоотношения героев. Единственное, что можете сделать вы - создать ему подходящие условия.
Читатели вовсе не такие тупые существа, как принято считать, но если вы уделяете по полстраницы описанию внешности каждого из персонажей, расписываете во всех подробностях их биографию, постоянно указываете персонажам, что они должны думать, какие чувства и эмоции испытывать - голова читателя перестает активно работать. Читателю становится скучно, потому что ему рассказали слишком много, ему просто не нужно включать собственное воображение, потому что вы все решили за него.
Оптимальный выход из данной ситуации - уделяйте больше внимания отображению действий героев, их диалогу, происходящим событиям. В описании внешности, лучше всего выделить одну-две черты, которые делают вашего персонажа особенным, отличают его от других. Идеально будет, если эти черты сыграют какую-либо роль в сюжете. То же самое касается описания интерьеров помещений, ландшафта, разных устройств и техники, погоды, наконец… Расскажите о том, что реально имеет значение, остальное - побоку.
Вот когда дело доходит до действия - можете дать волю фантазии. Диалог может длиться до бесконечности, если вашим героям есть что сказать друг другу. Изображение пятисекундной схватки может растянуться на пару страниц, если вы найдете достаточно слов для этого. Действие - это весьма пластичная вещь, ее можно растягивать, сжимать, делать с ним все, что угодно. Все это будет интересно читателю, потому что тот легко может представить себе внешность и одежду героя, но не может представить, что этот самый герой делает или говорит, пока вы не расскажете об этом.
И вообще, старайтесь больше показывать, чем описывать. Это не одно и то же, как может показаться. К примеру, какой-либо факт, важный для повествования, можно просто выложить от лица автора, а можно вставить в диалог персонажей, когда они, скажем, обсуждают какое-то событие. Второй вариант предпочтительнее.
Иногда, конечно, приходится прибегать к описанию событий «со стороны», от лица автора. Например, если вы пишите «прошло пять лет», а потом пытаетесь объяснить, что за эти годы произошло. Или описываете какую-либо заварушку, в которой ваши герои не принимают непосредственного участия, но которая играет роль в сюжете.
Иногда, молодые авторы ударяются в другую крайность, слишком увлекаясь описанием своих чувств и эмоций. Особенно часто этим грешат девушки. Смотрите выше - вы работаете на читателя. Давайте о ваших чувствах поговорим при личной встрече, а в вашем рассказе я хотел бы прочитать нечто, что заставит меня испытывать вышеупомянутые чувства.

Не бойтесь нарушать правила, они для того и созданы. Если вам кажется, что вашему произведению не хватает оригинальности - создайте ее. Но помните, все это может привести к непредсказуемым последствиям. Это все равно, что пытаться оригинально соблазнить девушку.
Есть проверенные приемы и методы, которые все еще достаточно актуальны:
Смена времен - когда действие, например, начинается в будущем, потом возвращается в прошлое и т.д. Речь не идет о перемещениях героев на машине времени, отнюдь.
Смена лица, от которого ведется повествование - начали от первого, продолжили от третьего и т.д.
Рассказ в реальном времени (как вариант - в будущем) - не «он сказал», а «он говорит» и т.д.
Разбивка рассказа или повести на отдельные законченные эпизоды - часто облегчает чтение большого по объему произведения.
И т.д. и т.п.

Не забывайте о таких вещах, как идея и сюжет. Рассказ может быть хорошо написан, правильным грамотным языком, но если он повествует «ни о чем», ведет в тупик, заканчивается нелепо или вовсе производит впечатление незаконченного - это плохо. В рассказе (а тем более в повести или романе) должен быть крепкий толстый ствол - идея, и отходящие от него многочисленные ветви - сюжет. На таком дереве обязательно вырастут плоды, может, не очень вкусные, но съедобные.
Идея зарождается до начала работы над рассказом и, как правило, остается неизменной. Сюжет разрастается и ветвится, иногда, изменяясь до неузнаваемости. Идея без сюжета - хорошая основа, чтобы начать что-то писать. Сюжет без идеи - почти готовый, но наверняка скучный рассказ.

Уделите должное диалогам. Не нужно недооценивать те слова, которые могут и будут произносить ваши герои. Они не менее важны, чем то, что вы сообщаете от лица автора. Можно написать отличный рассказ, который будет держаться исключительно на диалоге, на общении персонажей друг с другом. Рассказ, где диалоги служат только для связки событий, производит удручающее впечатление.
Позвольте вашим персонажам говорить все, что они хотят. Они, если это действительно хорошо проработанные характеры, скажут много интересного. Не описывайте чувства героев, если они сами могут сказать о своих чувствах. Не пишите, ради бога, что персонаж А любит (или ненавидит) персонажа В. Дайте ему самому сказать об этом, и все будет хорошо. Не описывайте характер персонажа С, пусть, когда он откроет рот, читатель сам поймет, что это за тип.
Возвращаясь к теме оригинальности, хочу сказать - не злоупотребляйте этой самой оригинальностью, если не уверены, что получится неплохо. Избегайте шаблонов и штампов, затасканных фраз, но не выдумывайте причудливые слова, только для того, чтобы выделиться. На излишне оригинальный рассказ обратят внимание, он запомнится, но он мало кому понравится.
Метафоры, гиперболы, идиомы и т.д. могут внести в текст свежую струю, но если с этим перебор - тоже непорядок.
Не повторяйте часто (в идеале - дважды) удачную шутку, оборот речи, забавную (шокирующую) ситуацию.
Помните о классических правилах литературных жанров (хотя выше я сказал, что твердых правил не существует, нарушение этих правил не пойдет на пользу вашему произведению). Например, основные действующие лица должны быть представлены читателю в первой половине произведения; преступник (если в вашем рассказе есть детективная линия) не должен вызывать подозрение с самого начала; персонажи не должны вести себя так, словно им известно все то же самое, что знает автор; и не нужно, пожалуйста, решать проблемы с помощью Deux ex machina.
Старайтесь избегать четкого разделения действующих лиц на положительных и отрицательных героев. Этот совет звучит немного странно, но задумайтесь сами - этот мир не делится на черное и белое. В реальной жизни нет истинно плохих и хороших людей. Персонажи могут и должны преследовать различные цели, быть врагами или друзьями по отношению к другим персонажам, казаться плохими или хорошими. Но не надо тыкать пальцем и говорить: «вот он - злодей, плохой дядя». Стиль книг и фильмов, где все противники главного героя - прямо-таки рафинированное зло, остался в прошлом.
Если вы хотите вставить в свое произведение цитаты и заимствования из произведений других авторов - да ради бога. Только не увлекайтесь и следите за тем, чтобы все это было к месту в вашем рассказе или повести, а не напоминало переводы Гоблина. А если ваш рассказ пародийно-комедийного жанра - вообще, флаг вам в руки.

невинное дитя
Сообщений: 1813
Добавлено: 01-08-2008 15:41
О , а кто автор этой статьи?

Дохлый ЗяБлиК
Сообщений: 19979
Добавлено: 01-08-2008 19:29
Мастер-Терион...Мне невольно вспомнился стих о сороконожке, которая привольно жила, пока её не спросили, считает ли она свои ноги, когда ходит, и в какой очерёдности шагает.
В итоге бедняжка так запуталась, что перестала ходить совсем.
Мне кажется,это можно прнять к сведению,но не стоит устанавливать как панацею для всех фиков.
Но классификация приоритетов интересная.
Думаю в виде схемы она будет неплохим подспорьем для тех, кто пишет фанфы.

Iron Fist ^^
Сообщений: 3251
Добавлено: 27-08-2008 13:12
Хорошая статья, действительно помощник для начинающих авторов. Читала где-то похожую статью, тоже с советами, но там примеры были из Поттера. Если что, выложу здесь, ок??)))

Гнев.
Сообщений: 2556
Добавлено: 27-08-2008 22:00
Ня!

Iron Fist ^^
Сообщений: 3251
Добавлено: 01-09-2008 14:42
Допустим, это значит да... )))) статейку я слямзила с "Фанфикшна", а там её тоже слямзили с "самого большого сайта фанфиков по ГП" (с). Воть...

Здесь собралось много фанфикеров... Есть и начинающие. Чтобы начинающие не думали, что накарябал пару строчек собственных "гениальных" мыслей, и сразу посыплются отзывы, кину эту статейку. Она, конечно, написана для фандома "Гарри Поттер", но по сути советами отсюда можно воспользоваться, занимаясь написанием любого фанфика.
Очень рекомендую всем и особенно Энн.
З.Ы. Я не знаю автора статьи, но она взята с самого большого в рунете сайта фанфиков по ГП.

– Рон, ты слышал, что про нас пишут книги, а по книгам фанфики?
– Нет. И как? Ты читал?
– Если честно, то большинство фанфиков – дерьмо…
“ГП и реальный мир”.


Надо сказать, тема стара как вселенная. Поэтому я затрону её несколько необычно. Итак, как написать свой собственный фанфик? Для начала давайте попробуем разобраться, ради чего люди их пишут. Все очевидно. Вам очень понравился оригинал, и вы решили, не дожидаясь автора, создать что-то свое. А заодно и попробовать себя в литературной среде. Таким принципом руководствуются где-то 95% фанфикеров. А как же еще 5%? Это те люди, которым в оригинале понравилась идея, а вот воплощение не очень… Соответственно, они стремятся изложить свой вариант событий. Чаще всего участь таких авторов незавидна, ибо любое отступление от произведения-оригинала принимается в штыки большинством читателей.

Причины очевидны:
• 1. Сам факт нарушения аксиом, определенных в книге.
• 2. Следствие из 1. Неприязнь к автору из-за ошибочного на 75% мнения о том, что автор мнит себя выше и краше создателя оригинала.
• 3. Следствие из 2. Придирки к самым незначительным ошибкам. Если вы не профессиональный фанфикер, то вы захлебнетесь в критике.

А вот обычного автора могут утопить только за откровенные ошибки и разногласия. Отсюда вывод, если вы только начинаете, то не нужно далеко отступать от книги-оригинала.
Теперь давайте разберемся, ради чего мы читаем фанфики. А читаем мы их ради удовольствия. Каждый находит его в чем-то своем, поэтому всем понравиться невозможно. Однако все мы уважаем интересный сюжет. Но прежде чем мы начнем разговор о сюжете, поговорим о низменных вещах. А именно про пунктуацию и грамматику. У многих эти два жутких слова вызывают душевную боль. И зря.
• 1. Word окажет вам неоценимую помощь на 90% случаев.
• 2. Аксиома: чем больше вы допустили ошибок, тем меньше вы понравитесь читателю.
• 3. Если найдете редактора (На форуме сделано всё, чтобы вы его нашли), то проблема вообще отпадает.



Сюжет.

- Слушай, Гарри, а о чем они пишут фики? Ведь Роулинг уже все написала! Какой сюжет у этих фиков?
- Ох, Рон, лучше не спрашивай… Чем больше метка, тем страшнее читать.
- Какая еще метка?
- Ну… Например NC-21.
“ГП и реальный мир”.


Вот теперь и подойдем к сюжету. Предположим, что проблем с фантазией у вас нет. Есть прекрасная задумка. Что дальше? Писать? Нет. Нужно составить план. То есть расписать все, что будет происходить в фике. Это займет много времени, но пользу принесет неоценимую. Далее вы просматриваете ваше творение и обдумываете каждый пункт. Возможно, нужно что-то добавить, что-то убрать. На практике это должно походить на развернутый план к школьному сочинению, только довольно большой. Пока были цветочки, а вот сейчас начнутся ягодки. Итак, у вас есть идея, о чем писать фанфик, и подробный план. Теперь вы берете каждый пункт за идею и пишите к ней новый план. Чем подробнее, тем лучше. Неплохо бы и повторить, но это нанесет вред вашей психике. Вы спросите, зачем нужны ТАКИЕ ухищрения? А затем, что теперь вы сможете отшлифовать ваш сюжет, сделать его плавным, без рывков. А так же более ЛОГИЧНЫМ. Если события развиваются не очень-то логично, читатель подсознательно отмечает это и у него остается неприятный осадок. Мы с вами любим читателей, а критиков просто обожаем, поэтому будем работать над логикой. Еще один важный момент. Умеренность во всем. Эту фразу желательно написать маркером на мониторе или письменном столе, ибо ценность её крайне высока. Меньше пафоса. В противном случае у ваших бесценных читателей опять остается неприятный осадок в душе. И у критиков тоже. Многие, правда, считают, что души у них нет, но это не так. Критики и рецензенты крайне ранимые существа, гораздо более чувствительные, чем обычные читатели. Ведь что-то их заставляет не просто вас обругать, а написать рецензию. Ладно, это мы отошли от темы. Наша цель достигнута, у нас есть замечательный плавный сюжет. Теперь мы поговорим о тех, у кого фантазии нет, а желание написать фанфик есть. Кстати, это будет полезно прочитать всем. Во-первых, это интересно. Во-вторых, люди склонны переоценивать себя.

Если не хватает фантазии.

- Снейп… Да ты, парень, попал и серьезно! Это же надо! Второй раз от Братства тебе не уйти… Я не представляю, что с тобой сделает Быстрый!
- У меня тоже не хватает фантазии представить, что он расскажет мне на этот раз.
“ГП и Демон Ночи”


Проблема весомая, но исправимая. Итак, берем понравившийся фанфик, желательно скромных размеров, и составляем план. Подробнее про планы, выше. Толково придумано, но как ЭТО реализовать? А вот как:
• 1. Пишем конспект произведения. КАК? Текст фанфика поделен на абзацы. Мы читаем абзац и записываем его главную мысль в одно предложение. Предложения записывайте в столбик. Обратите внимание на главы фика, если они именные, то названия будут являться пунктами плана, а конспекты содержания глав – подпунктами. Если главы без названия, то назовите их сами, предварительно ознакомившись с конспектом. Если глав нет, но фик выложен постами, называем посты. Иные варианты нам не подходят. Получаем что-то отдаленно похожее на план. Делаем это что-то планом.
• 2. Итак, у нас есть план. Если вы начнете по нему творить, то плагиатом от вашего произведения будет веять за версту и дальше. Поэтому мы читаем каждый пункт плана и переименовываем его по своему усмотрению, но в разумных пределах. Берем ИСПРАВЛЕННЫЙ план и повторяем операцию. Делаем это до тех пор, пока не получим абсолютно непохожую вещь. Секрет в том, что при замене пунктов и подпунктов вы и сами не заметите, как в вас проснется фантазия. Главное чтобы над душой не стояли.
• 3. Теперь у нас есть сюжет. Делаем его гладким, логичным.



У нас есть план, что дальше?

- Ну, теперь у нас есть план! Только мне не нравится, что некоторые личности останутся в стороне.
- Знаешь, когда доходит до дела, на план не рассчитывают. В стороне можем остаться и мы. Если захотим…
“ГП и Демон Ночи”.


Дальше, мы обращаем серьезное внимание на персонажей фика. А точнее, в данный момент, на СВОИХ персонажей. Крайне советую, не торопясь написать их историю. Потом обдумайте, как каждый из них относится ко ВСЕМ героям Роулинг (включая миссис Норис). Запишите это. Отношения продумываются таким образом: что нравится, что НЕ нравится в конкретном Дамблдоре. Обещаю, будет очень интересно! С каждой новой строчкой ваш персонаж будет оживать! Эта лучшая награда за труды над планом. Кроме удовольствия, это позволит вам в дальнейшем легче планировать диалоги. Теперь критически пересмотрите своего персонажа, наделите его характер парой серых черт. Добавьте изюминку по вкусу. Только не нужно класть килограмм изюма! Умеренность во всем!
Тем, у кого фантазии нет, стоит взять за прототипы реальных людей. То есть как ваш брат или сестра относились бы к Гарри Поттеру, Малфою…
Итак, у нас есть персонажи. Свои до последнего! Мы пересматриваем наш план… Не расходятся ли сюжетные действия с их характерами? Если да, то корректируем ПЛАН, а ни в коем случае не ГЕРОЕВ! Ибо в душу читателю западают именно персонажи, а не сюжетные повороты.
Теперь о персонажах госпожи Роулинг. Отметьте для себя все основные моменты характеров. Я знаю, что вы их знаете! И все же сделайте это. Поверьте, писать будет легче.
Теперь у нас есть сюжет и герои. Начинаем писать? Да! Но сначала проверяем все еще семь раз, а в идеале показываем наработки близким друзьям или подругам. Они отметят то, что пропустите вы.

Пишем.

- Гарри, а ты пробовал писать фанфик?
- Да, именно его сейчас и читают.
- Кто?!
- Какой-то пользователь сети сейчас читает наш диалог. Я это чувствую.
“ГП и реальный мир”.


Возникает вопрос. Как вы собираетесь публиковать фанфик? Целиком или по кусочкам, которые будут писаться в процессе? Последний вариант советую только для профессиональных фанфикеров, вкусивших соль жизни. Для остальных: При любом раскладе пишите фик целиком. Никто ведь не мешает выкладывать его потом по частям! Вся проблема в том, что многие начинающие авторы не представляют объем работы. Чтобы кормить почитателей объемными и не слишком редкими “продами” В ПРОЦЕССЕ написания, нужно работать по 4-5 часов в день. И это не шутка! К тому же все делается в спешке, а от этого ошибок будет тьма. Обещаю! Гораздо удобнее писать фик потихоньку… Когда есть вдохновение и желание.

Наверное, вы не раз сталкивались с ощущением “я могу написать круче”. Вот сейчас вы и поймете, как жестоко ошибались (Только не надо язвить над этой фразой уже состоявшимся фанфикерам). Давайте угадаю. Текст получается каким-то хреновым… Одно дело толкнуть где-то пару блестящих фраз, другое – написать блестящий фик! Однако, продолжайте писать, стиснув зубы. Написали главу? Теперь, не спеша, перечитывайте её и исправляйте корявые места. Исправили? А теперь еще раз! И еще! Пока текст не станет удобоваримым. Но это не конец. Через день снова перечитайте главу и, о чудо, там, оказывается, еще несколько роялей в кустах! Дам 90%, что будет именно так. По такой же системе пишите и остальные главы, части. НО! Первой главе уделите 200% внимания от всех остальных! Ибо если вы провалите её, остальные вам не понадобятся. Читателей не будет. То же самое и с завязкой сюжета, если её не будет в той части, которую вы выложите первой, то шанс смерти фика тоже довольно высок. Главное для нас – это зацепить читателя! Чтобы он вернулся в темку за продолжением!


Фик на форуме.

- Рон, ты вообще знаешь, что такое интернет?
- Да, ты говорил. Там есть форум, на котором выкладывают фанфики. И почти все они – дерьмо…
“ГП и реальный мир”.


Итак, мы все написали и выкладываем на форум. В первый день получить отзывы вероятно, но особо надеяться не стоит. Они начнутся на следующий, когда люди вчитаются. Основной бум сообщений начинается где-то с 17:00 по Москве, затихает в 21:00. Ройте землю (точнее выкладывайте заготовленные части), но чтобы тема в этот момент была на первой странице. Именно в это время её увидит большинство.
Отзывы могут быть самыми разными, плохими, хорошими – внимательно читайте все. Если нужно, записывайте. Запомните одно! Как бы вас не просили (или материли) никогда не изменяйте сюжет в угоду читателю! Никогда! Им смех и развлечение, а у вас может появиться дыра в сюжете из-за резких замен в уже продуманном плане. За которую вас потом и закидают камнями те же читатели! Учитывайте все их пожелания по развитию событий на ваш СЛЕДУЮЩИЙ фик.

Еще момент. Общайтесь с читателями! Желательно с каждым!

Критики.

Почернели небеса, и подул холодный эфирный ветер. Вздрогнула земля от тяжелой поступи подкованных сапог. И явил истинное лицо Мастер Теней. Содрогнулся мир. И понял. Перед ним ИНОЙ. Перед ним Князь Тьмы, считающий себя посланником Господа.
“ГП и Демон Ночи”.


- Быстрый, хочешь узнать, в чем ты промахнулся? Я открою тебе это.
- А не пошел бы ты в ж*пу? Ты бы там через секунду свихнулся.
“ГП и Демон Ночи”.


Эта тема уже не просто стара, она еще и избита. По этой причине я скажу лишь несколько слов. С начало определимся, кто такой критик. Это тот человек, который не просто ругает фик, а ругает отдельные его моменты. Разница огромная. Сравните. НЕ критик: “Фик – дерьмо”. Критик: ”В фике слишком предсказуемый сюжет и сразу шесть Мери Сью, ИЗ-ЗА ЭТОГО он - дерьмо”. Вот истина! Запоминайте каждое слово критикующих, а лучше записывайте. Одним словом анализируйте ситуацию! Однако повторюсь, НИЧЕГО НЕ МЕНЯЙТЕ. Все сказанное учитывайте для следующих фиках! Если вы не согласны с критиком, то СПОРЬТЕ. Именно спорьте, а не скандальте! Это разные вещи… Если критик подло закрылся словом “ИМХО”, то требуйте у него разъяснений позиций. Мол, подробнее бы… про дерьмо…
И последнее. Разделите количество оставленных вам постов на количество посещений (только делать это нужно не в первый день…), если выйдет 1 / 10, то фик популярен. 1 / 9 – лучше; 1 / 11 хуже. Однако это для ОЧЕНЬ общих случаев и мое ИМХО. Понятно, что если за день вы наберете 4000 просмотров и 3 поста, то это превосходно…

Некоторых может удивить, что я не затронул стиль. Это потому, что затрагивать тут особо нечего. Стилистические ошибки (aka рояли в кустах) мы находим в части “Пишем”. Дам самый избитый совет – больше простых предложений. А если со стилем не клеится, не переживайте – все приходит с опытом. Просто пишите чаще и больше, а написанное проверяйте.
Кстати, я сейчас учу жизни, а ведь стиль у самого хромает. Хотя раньше было НАМНОГО хуже.

********


Вот)))

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Astral Lines / Фанфики не по КПХ / советы авторам

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU