О художниках,не против?

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Театр и прочие виды искусства / Общий / О художниках,не против?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 06-05-2007 18:44
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Михаил Александрович Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Когда на следующий год семья переехала в Саратов, маленькому Михаилу наняли преподавателя рисования.


«В Саратов была привезена однажды копия с фрески Микеланджело «Страшный суд», - рассказывала сестра Михаила Анна. - Отец, узнав об этом, повел брата смотреть ее. Брат усиленно просил повторить осмотр и, возвратясь, воспроизвел ее наизусть во всех характерных подробностях».


Много времени отнимают учеба в гимназии, занятия историей и естествоведением. Рисует Врубель лишь урывками, да и то обыкновенно по просьбе отца.


Гимназические годы Врубель в основном провел в Одессе. Со слов сестры мы знаем, что в эти годы он увлекается «историей, по которой пишет сверх нормы большие сочинения на темы античной жизни и средневековья». Он основательно изучает латинский язык и читает в подлинниках Овидия и Горация.


После окончания гимназии Михаил в 1874 году поступает на юридический факультет Петербургского университета. Здесь он продолжает рисовать. Известны некоторые из рисунков Врубеля того периода: это «Врубель со своим университетским товарищем Валуевым» (1877), «Маргарита» (1877) - иллюстрация к гётевскому «Фаусту». Но лишь на последних курсах университета Врубель приобщается к профессиональному обучению искусству: начинает посещать в вечерние часы класс профессора П.П. Чистякова. Однако все снова прерывается, когда по окончании университета Врубель отбывает воинскую повинность. Наконец, в 1880 году Михаил становится студентом Академии художеств. С осени 1882 года он начинает заниматься в классе академика П.П. Чистякова. Будучи в академии, Врубель много и упорно работает самостоятельно. Он рисует и пишет акварелью без устали, не переставая изучать законы старого искусства. Работоспособность его удивительна. Как-то за одну ночь он делает стофигурную (!) композицию «Орфей в аду».


Михаил близко сходится с двумя своими однокурсниками - Валентином Серовым и его двоюродным братом Дервизом. «Мы трое, - сообщает Врубель, - единственные, понимающие серьезную акварель в Академии». Уже в ранних работах Врубеля намечались черты, отличавшие его среди академистов. Он слыл, и по заслугам, мастером акварели и удивительным композитором массовых сцен. Свой виртуозный рисунок и свой дар композитора Врубель продемонстрировал, в частности, на многофигурных библейских сценах во «Введении во храм» (1882). Вместе с тем в ранний период своего творчества он создавал правдивые, проникновенные портреты, в которых умел передать сосредоточенное душевное состояние человека.


В 1884 году Врубель бросил академию. Он принял предложение А.В. Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по реставрации живописи в древней Кирилловской церкви. Речь шла не только о восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен утраченных. Художник изучает не только отечественные росписи, но знакомился и со многими произведениями подобного рода в Венеции, куда он был отправлен в 1884 году. Увы, эскизы росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем в 1887 году, не были осуществлены вследствие их крайней необычности. Врубель нарушил церковные каноны и создал свободные композиции, придерживаясь только темы, но не ее канонического решения. Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения».


В эскизе «Надгробный плач» (1887) резко индивидуальный облик богоматери с горящими глазами, расширенными ужасом и скорбью, соответствует столь же экспрессивному образу Христа, лежащего в гробу. Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и страдания. Выработанные Врубелем принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в станковые работы.


Врубель писал из Киева, что, увы, «на творчество рассчитывать нельзя», что для него работа с натуры - «средство прокормления». Но о «прокормлении» он меньше всего думал. Отец, навещавший его в Киеве, неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах: «И до чего дожил Миша с его талантами! Средств к жизни почти никаких». Но Врубель верил в свой дар, он писал: «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».


Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла. Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу: «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».


Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году: «юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь», - описывает картину Н.А. Федорова. В 1899 году он пишет «Демона летящего». Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902).


Тема этого последнего Демона - титанический протест и трагическая гибель. Демон низвергнут с высот и распростерт на горных кряжах, покрытых вечным снегом и льдом, освещенных последними холодными лучами заката. Демон разбит, сломаны руки с заостренными впивающимися в тело пальцами, голова как бы оторвана от лежащего тяжелым камнем торса. Но в его глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста.


В 1889 году Врубель уезжает в Москву. Так начинается новый и самый плодотворный пери од его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них - «Венеция» (1893) - создано по впечатлениям от новой поездки в Италию (1891-1892). Содержание картины «Испания» (1894), возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. В некоторой близости к этой картине - «Гадалка» (1895), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего».


После «Венеции» влечение Врубеля к большому стилю проявилось также в его огромных многометровых панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», исполненных для Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года, а также в цикле панно на сюжет из «Фауста» Гёте для «готического кабинета» в особняке А.В. Морозова. В эту пору Врубель много работает над портретами. Как и все искусство художника, его портретная живопись остро психологична. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и чувства. Круг портретируемых довольно узок. Это преимущественно люди, близкие художнику.


Блестящие примеры портретной живописи Врубеля - портреты К.Д. Арцыбушева и С. И. Мамонтова (оба 1897). О портрете Арцыбушева говорит Н.В. Баркова: «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и своими живописными достоинствами. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Артистически свободно написаны черный костюм, темно-красный галстук, кресло красного дерева, ковер, кожаные корешки книг. Синими искрами загораются стекла пенсне. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Вся цветовая композиция приведена в единство. По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия».


Врубель страстно любил музыку. В конце девяностых годов он работает художником в театре. Для Московской частной оперы С.И. Мамонтова он пишет декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказке о царе Салтане». Главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела. В 1896 году на одной из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском театре в Петербурге Врубель впервые услышал ее пение. Певица вспоминает: «Я была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Т.С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель» и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».


После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя как-то особенно моложава и интересна, и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которой ее окружал Врубель». Врубель потом говорил, что, «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни».


28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре: «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».


В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова». «Купава».


Врубель пишет картины «К ночи» (1900), «Пан» (1899), «Царевна Лебедь» (1900). В полотне «Сирень» (1900), одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст сирени, но и то полное страстной патетики чувство, которое пробудили в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.


Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет: «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и также необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он все творил».


В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - «Портрет Н. И. Забелы на фоне березок» (1904). К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 1906 году Врубель начал портрет поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался незаконченным, так как художника постигло страшное несчастье - он ослеп.
Михаил Александрович Врубель умер 1 апреля 1910 года, восприняв смерть как избавление

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 06-05-2007 19:44
Мы не против, мы только за, но только пусть это будет живой разговор, а не только биография. Интересно, а почему это я за всех отвечаю ? Ну, по крайней мере, мое пожелание таково.

Мыслитель
Группа: Участники
Сообщений: 841
Добавлено: 06-05-2007 21:02
Мы не против, мы только за, но только пусть это будет живой разговор, а не только биография. Интересно, а почему это я за всех отвечаю ? Ну, по крайней мере, мое пожелание таково.

Ну, например, если я подхожу под категорию "за всех", то согласна. Биография это великолепно, но поговорить хочецццццццца.

Мыслитель
Группа: Участники
Сообщений: 841
Добавлено: 06-05-2007 21:07
Кстати, сразу же признаюсь, что совершенно ничего не понимаю в живописи и буду задавать глупые вопросы.
Начну прямо сейчас. Как отличить хорошего художника от мазилкина-мурзилкина? В чем выражается гениальность и неповторимость картины?

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 06-05-2007 22:21
Все в воздействии) Я в свое время шалела от Голубых танцовщиц, от Девочки на шаре, часами могла смотреть.

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 06-05-2007 22:21
А ничем не отличается. Только один мажет, как надо, а другой - как не надо.

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 06-05-2007 22:23
А без дураков, последнее очень крепкое впечатление - от ссылки Малого. Даже без музыки.

Мыслитель
Группа: Участники
Сообщений: 841
Добавлено: 06-05-2007 22:25
согласна. Он правильно сказал, что ощущение неземное какое-то
А с музыкой просто улетаешь
такой кайф

Мыслитель
Группа: Участники
Сообщений: 841
Добавлено: 06-05-2007 22:28
Все в воздействии) Я в свое время шалела от Голубых танцовщиц, от Девочки на шаре, часами могла смотреть.

А я вот часами только на огонь свечи, или тлеющую сигарету.
Еще на небо ночью. Или просто в никуда

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 06-05-2007 22:39
Медитация. Собирание и вынашивание себя, потом рождение.

Мыслитель
Группа: Участники
Сообщений: 841
Добавлено: 06-05-2007 22:47
Всегда восхищалась людьми, умеющими рисовать. Выразить чувства и мысли через карандаш. Простые линии, лёгкие мазки, поставленная где-то точка, и, вот он, твой внутренний мир. Это невероятно.

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 06-05-2007 22:58
Умение здесь - такое понятие растяжимое. Главное - наличие внутреннего мира. А потом, оно тоже дается, просто, каждому свое.

Мыслитель
Группа: Участники
Сообщений: 841
Добавлено: 06-05-2007 23:12
Внутренний мир, наверное, у любого существа есть. Даже у черепашки. Довольно умные животные. И совершенно не медлителные, кстати.

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 06-05-2007 23:17
По черепахам я уже спец, но здесь не об этом.

Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 07-05-2007 12:26
Будучи в Абрамцево я присел на скамейку ,где сидел Врубель Ощуение было, что мир начал меняться и тучи пошли, а в тучах головы разные, то Демона , то Тамары Впечатлительный какой то или магия

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 07-05-2007 19:35
Вы медиум !!!!

Врубель – фигура трагическая, как говорили о нем – не он пишет своего Демона, а Демон приходит к нему и призывает к себе. Как бы не хотелось отделить живопись от личности, сделать это невозможно. Его Богоматерь - жена Прахова, Царевна-лебедь, Царевна-Волхова - Забела, Кармен завораживают, и странно представить, что публика не принимала его, обвиняя именно в новаторстве. Но неприятие болезни сына, трактовка этого, не как промашки природы, а как трагического знака, собственно и заставила погрузиться в своих Демонов. И там остаться, и ослепнуть, и умереть в сумасшедшем доме, «устав жить», простаивая у открытой форточки и заболев чахоткой.
А Демон мне всегда в первую очередь вспоминался витражом, эффект такой интересный в Сидящем.


Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 08-05-2007 17:20
Нет, я циничный ромнтик. Что касается Забелы -Царевны - лебедь, то ей не следовало быть его Демоном и её вина ,что она существовала, как натура, а не как любящая женщина

Президент
Группа: Участники
Сообщений: 5717
Добавлено: 08-05-2007 22:16
Нет, я циничный ромнтик. Что касается Забелы -Царевны - лебедь, то ей не следовало быть его Демоном и её вина ,что она существовала, как натура, а не как любящая женщина

Как легко обвинить во всем женщину. Он влюбился в голос, сделал предложение в день знакомства, она была несколько ошарашена экспансивностью, потому и замаскировала желание подумать условием, что даст согласие в случае успеха картины Гензель и Гретель. Он присутствовал при всех разучиваемых ею партиях, более ста раз был на Садко, ему это не надоедало. В конце концов, она была артисткой, музыкантшей, читайте, родственной душой. А когда родился несчастный ребенок, именно Врубель ушел в свой мир, оказалось, это легче. Так кто кого не поддержал ? И такой настойчивый уход к Демонам, с постоянными исправлениями, заклеиванием газетами отдельных мест и рисованием опять поверх газет....А что, по-вашему, могла сделать она ? Что вообще может сделать женщина, когда мужчина прячется в свои лабиринты ?



Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 6980
Добавлено: 09-05-2007 18:15
Легко всё скинуть на мужчину. Его любовь была не её любовью, а Демоны в искусстве появляются тогда, когда одиночество не попадает в лабиринты

Мыслитель
Группа: Участники
Сообщений: 841
Добавлено: 09-05-2007 20:46
А может быть именно в лабиринте происходит эпохальная встреча яйцелетки со сперматозоидом и происходт зачатие Искусства?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Театр и прочие виды искусства / Общий / О художниках,не против?

KXK.RU