Фольклор. Научные и не очень материалы, ссылки и т.д.

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Комната Смерти / Разговоры о хорроре / Фольклор. Научные и не очень материалы, ссылки и т.д.

Страницы: << Prev 1 2  ответить новая тема

Автор Сообщение

Группа: Участники
Сообщений: 1
Добавлено: 15-01-2006 00:35
Писала я как-то реферат на тему фольклора... забавная штука...

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 10-03-2006 02:54
Вот еще немного научно-вразумительной литературы по теме фольклора. Книги довольно грамотные, с обилием фактического материала и его анализа. К тому же их просто интересно читать

Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. – М.: Индрик, 2000 – 432 С.

выдержки (на мой вкус ):

Закрепленные за демоном места обитания (появления, контактов с человеком) – это такие локусы, где мифологический персонаж может в полной мере реализовать свою магическую силу. Оппозиция «своего» и «не своего» локуса оказывается определяющей для поведения как людей, так и персонажей нечистой силы. Попадая в «не свой» локус, мифологический персонаж ведет себя иначе или теряет свою магическую силу. Пересечение границ «не своего» локуса оказывается опасным для человека. С. 41

Время появления … мифологических персонажей в течение суток является типичным для всех видов нечистой силы. Это преимущественно ночь, полночь до петухов или утро до восхода солнца и вечер после захода солнца.

Какие именно категории людей могли после смерти стать ожившими мертвецами:
«… это умершие «до срока», преждевременной и насильственной смертью, самоубийцы, опойцы, погибшие в результате несчастного случая или на войне, мертворожденные или неокрещенные младенцы, молодые люди, не успевшие вступить в брак, те, кто занимался колдовством, считался грешником, и ряд др. Наряду с этим, как это можно видеть в народных поверьях, умерших заставляет ходить не только особый характер смерти, но и оставшиеся не разорванными окончательно связи с живыми: неисполненное близкими людьми желание умирающего, неулаженная ссора, невозвращенный долг, сильная привязанность к членам семьи, чувство мести …» С. 74

«Из всего многообразия ритуально-магических форм народной культуры трудно найти более древнюю традицию, сохранившую свою актуальность вплоть до современности, чем практика народных примет и гаданий. <…> Неистребимая потребность человека заглянуть в свое будущее определяет исключительную степень сохранности гадательных ритуалов, которые являются одним из значительных фрагментов народной культуры.
По своему функциональному назначению к гаданиям примыкают приметы, которые отличаются тем, что не имеют формы ритуала, а выступают как получаемые извне случайные знаки, по которым человек судит о будущем. <…> Гадания же – это преднамеренно совершаемый ритуал, который включает обычно три этапа: подготовительные действия, получение знака судьбы и толкование (расшифровка) его. Поскольку для угадывания будущего, по народным верованиям, необходимо посредничество духов, нечистой силы, умерших, - первый этап ритуала часто содержит способы установления контакта с потусторонними силами.
Во многих славянских традициях гадания осмыслялись как нечто нечистое, грешное и опасное.
Подобные поиски контактов с нечистой силой иногда обставлялись специальными сложно организованными обрядами временного отречения от Божественного покровительства и перехода в зону влияния персонажей потустороннего мира.
Вместе с тем, существовали и защитные меры, обеспечивающие безопасность гадающих. К таким мерам относилось: очерчивание себя кругом; при коллективных гаданиях участники держали себя за мизинцы рук; созывая чертей, добавляли специальную обереговую формулу: «Вокруг круга ходите, к нам не заходите!»
С. 329-331.

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 10-03-2006 02:58
еще одна довольно неплохая книга, представляющая собой сборник статей Алана Дандеса

Дандес А. Фольклор: семиотика и/ или психоанализ: Сб. ст. – М.: Вост. Лит., 2003 – 279 С.

Дандес, кстати, занимается не только изучением волшебных сказок и пр., но и современным фольклором. Есть отсылки и разбор американских анекдотов и городских легенд (статья «Проекция в фольклоре: в защиту психоаналитической семиотики»)

пока не дочитал книгу целиком, ежели еще что будет интересное найдено, отпишусь

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 13-03-2006 03:26
продолжаем обзор научной литературы.

американский фольклор:
(примерчики)

Willie,with a thirst for gore
Nailed the baby to the door
Mother said,with humor quaint
"Willie,dear,don't spoil the paint"
-----------------------------------

Willie split the baby's head
To see if brains
were gray or red
Mother,troubled,said to father
"Children are an awful bother"
-----------------------------

- What is baby powder used for?
- Blowing up babies

----------------------------
- What is baby oil used for?
- Frying babies

----------------

Little Willie hung his sister
She was dead before we missed her
Willie's always up to tricks
Ain't he cute?
He's only six.

А вот шедевры некрофагного кошмара:

1.
- Что тяжелее разгрузить: грузовик шаров для боулинга или грузовик мертвых младенцев?
- Грузовик шаров для боулинга. Их вилами не подцепишь.

2.
- Что может быть противней целого грузовика мертвых младенцев?
- Грузовик мертвых младенцев и среди них один живой, прогрызающий ход наружу

3.
- Что хуже: быть заваленым шарами для боулинга или мертвыми младенцами?
- Шарами для боулинга - нельзя прогрызть ход наружу

4.
- В чем разница между шаром для боулинга и мертвым младенцем?
- Шар для боулинга несъедобен

Группа: Участники
Сообщений: 391
Добавлено: 25-03-2006 23:51
Примеров кучи, причем до сих пор остается достаточно людей, которые считают, что это было с соседом брата жены тестя.
Примеры: Мой брат жены тестя проходил медкомиссию в военкомат и ради злой шутки засунул простите в жопу глаз от куклы. Когда доктор начал проверять анус, мой знакомый сказал "я вас вижу, доктор"

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 02-04-2006 09:39
Androgen
что то подозрительно на анекдот смахивает

продолжаю про фольклор

http://www.ruthenia.ru/folklore/samoylova1.htm
Довольно интересная статья по прагматике, семантике и структуре севернорусских проклятий

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 02-04-2006 09:44
для всех интересующихся детскими страшными историями еще одна статья ("Народная несказочная проза и страшные истории с элементами быличек в среде детей").

http://www.ruthenia.ru/folklore/mutina1.htm

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 02-04-2006 09:49
курсовая работа, посвященная моделям переживания собственной смерти у женщин

http://www.ruthenia.ru/folklore/danilina1.htm

Группа: Участники
Сообщений: 1087
Добавлено: 08-05-2006 22:29
Этнографическая прелесть:
http://lj.rossia.org/users/lqp/54231.html

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 13-06-2006 14:30
http://www.ruthenia.ru/folklore/efimova6.htm

Ефимова Е.С. Современная городская быличка

Быличка - рассказ о столкновении человека с потусторонним миром (его персонификацией выступает мифологический персонаж), являющимся смертоносным, необъяснимым с позиции земной логики, непредсказуемым и страшным.

Всем любителям страшных историй про кукол читать обязательно

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 19-06-2006 07:37
Фрагменты из мой дипломной работы "ФОЛЬКЛОРНАЯ КУЛЬТУРА ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА"

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Мосолова Л.М.

Рецензент - кандидат культурологии, доцент Дмитриева Л.В.

Работа защищена 17.06.06 с оценкой "отлично"

"Аналогичным образом ведут себя и мифологические персонажи: они сильны исключительно в «своем» локусе, выходя же за его пределы, магические способности ослабевают или же утрачиваются. В этом плане весьма примечателен американский молодежный фильм ужасов Night Of The Demons, где мифологические персонажи обладали всей полнотой власти только на территории заброшенного похоронного дома, не имея возможности действовать за его пределами, то есть были жестко привязаны к определенному «своему» локусу, который в то же время выступал как «чужой» по отношению к оказавшейся в нем молодежи".

----

В последнем параграфе я рассматриваю взаимовлияние фольклорных произведений с феноменами массовой культуры, в частности "фантомы" молодежного фольклора в прессе и кинематографе:

"Не удивительно, что фильмы, использующие феномен городских легенд, активно бытующих в молодежном фольклоре, ориентированны именно на эту социальную когорту. Так, в фильмах «Urban Legends» и «Urban Legends 2: Final Cut» неизвестный убийца терроризирует студенческий городок, в своих злодеяниях инсценируя наиболее популярные среди молодежи легенды. В другой картине под названием «Candyman» главная героиня – студентка – занимается исследованием городских легенд, неожиданно открывая, что фольклорная история о таинственном убийце с крюком, появляющемся, если пять раз перед зеркалом произнести его имя, не является вымыслом.

Другая группа фильмов, активно использующих фольклорных материал, изначально отталкивается не от фольклорных сюжетов, но от самой ситуации рассказывания и моделирования определенного эмоционального состояния. Так, в «Campfire tales» собравшаяся у костра молодежь развлекает друг друга страшными рассказами, которые по своему сюжету и структуре, являются экранизированными городскими легендами, хотя сам термин в фильме не употребляется. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в «After midnight», где некий профессор проводит дополнительное занятие со студентами в рамках необычного курса «Психология страха» у себя дома, в ходе которого собравшиеся по очереди рассказывают легенды. Фильмы этой группы, как правило, обладают специфической структурой и состоят из трех независимых историй, связанных только общностью самой ситуации рассказывания и непосредственно рассказчиками".

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 08-10-2006 01:10
После некоторого затишья...

Попался мне тут в руки сборник статей ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА. НОЧЬ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. (2005)

Чуть позже пройдусь по статьям - в целом довольно любопытное и нетрадицилнное издание И любителей хоррора тоже статейки некоторые могут заинтересовать

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 14-10-2006 03:49
В. Абашев Пермская "башня смерти": история и легенды

http://www.ruthenia.ru/folklore/abashev1.htm

незамысловатая, но занятная статья о вытеснении неофициальными легендами официальной истории архитектурного сооружения

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 14-10-2006 14:24
Продолжая о научных "интересностях"

Русская антропологическая школа. Труды. Выпуск 1. М.: РГГУ, 2004. – 488 с.

Статья Л. Ивановой Архетипы коллективного бессознательного в компьютерных играх. (С. 452-468)


Рассматривается игрушка Final Fantasy 8 и разбирается на основе модели, предложенной В. Проппом в книге «Морфология волшебной сказки». Тот факт, что система структурного анализа, разработанная Проппом, до сих пор работает – не вызывает сомнения, однако, ни в одну из частей Файнал Фэнтези не играл, посему читать было мучительно неинтересно

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 15-10-2006 02:20
И.Е. Феррапонтов Мифологическая прза туристов

http://www.ruthenia.ru/folklore/ferapontov5.htm

За сведениями о Черном альпинисте, Белом спелеологе, Хрумбряке, Шебуршунчике и прочих демонологиеских персонажах у туристов - по ссылочке

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 15-10-2006 02:56
Кстати, пока просматривал интернет-странички, попалась забавная народная переделка аббревиатуры: ГОССТРАХ ---> ГОСУЖАС

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 15-10-2006 03:50
Классные темы докладов заявлены на конфернции... почитать бы тексты самих докладов...

http://www.ruthenia.ru/folklore/humor1.htm

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 25-10-2006 04:27
Ефимова Е.С. Современная тюрьма: Быт, традиции и фольклор. – М.: ОГИ, 2004. – 398 с.: ил.

"В старых тюрьмах, таких, как московская Бутырка и питерские Кресты, известны рассказы о призраках <...> Легенды о "тысячной камере" известны в ... Крестах (в каждом из корпусов этой тюрьмы находится по 999 одиночных камер)". С. 147-148

Забавная деталь, конечно

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 01-01-2007 22:47
Вальтер Х., Мокиенко В.М. Антипословицы русского народа. – СПб.: Нева, 2006. – 576 с.

При написании диплома наткнулся на сие в библиотеке, но под НГ обнаружил в продаже в Доме книги и не особо долго раздумывая сделал себе подарок к празднику. Издание на все сто оправдывает расхожую фразу о том, что «книга – лучший подарок», такой словарь можно и себе на полку поставить и в качестве презента кому-нибудь преподнести. С одной стороны, серьезное научное издание, с обширной библиографией и построенное по всем правилам оформления словарей. С другой стороны, в нем подобран просто чумовой материал: современные варианты пословиц и поговорок, а также меткие крылатые выражения, заставляющий не просто смеяться, а ржать до колик в животе. Лично мне такой подход и сам предмет исследования глубоко симпатичен (серьезный анализ + конкретные примеры, читая которые скучать не придется точно). Лучший вариант, когда в работе есть серьезный анализ, но в то же время читая/слушая ее не засыпаешь или не ловишь себя на мысли о том, что «скорей бы это кончилось, ибо от тоски помереть уже можно».

У издания есть довольно обширное введение, многие приколы снабжены комментариями, из которых можно узнать, к чему он восходит. Например, фраза «дети – цветы жизни» восходит к рассказу М. Горького «Бывшие люди» (1897)

Переделки:
Дети – цветы жизни, а старики – кактусы смерти
Дети – цветы жизни. Не надо давать им распускаться
Дети – цветы жизни. Так в воду их, в воду!
Дети – это цветы, а цветам нужны горшочки
С. 409-410

Одна голова хорошо, а все тело лучше
Одна голова хорошо, а два сапога лучше
Одна голова хорошо, а два сапога пара
Одна голова хорошо, а две много
Одна голова хорошо, а две некрасиво!
Одна голова хорошо, но без нее намного смешнее
Одна голова хорошо, но кое-что бывает лучше
С. 315

Кто не работает, тот не ест
Кто не работает, тот ест!
Кто не работает, тот зарабатывает
Кто не работает, тот не работает.
Кто не работает, тот поломался
Кто не работает, тот пьет
С 400

Семь раз налей, один заешь
Семь раз об дверь, один об рельс
Семь раз отмерь, если не пень
Семь раз отпей, один отлей
Семь раз отпей, один срыгни

Меняю рай в шалаше на ад во дворце
С милым рай и в шалаше, если милый - атташе
С милым Райка в шалаше
С мылом рай и в шалаше

Милые бранятся – только тешатся
Милые бранятся – щепки летят
Милые не бранятся, только чешутся
С. 261

Лучше синица в руке, чем дятел в заднице

Семеро одну не жмут

Любишь кататься – люби и самочек возить

Сила есть – ума не надо
Крыша есть – ума не надо
Пруха есть – ума не надо
Руки есть – жены не надо
Силос есть – ума не надо
Силы нет – ума подавно
Стопка есть – ума не надо

Ученье - свет, а неученье – тьма
Ученье - свет, а в яйцах сила
Ученье – свет, а за свет надо платить
Ученье - свет. В его лучах уж не один студент зачах
Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак
Ученье – свет, а неученье – чуть свет и на работу
Ученье – свет, а неученье – армия
Ученье – свет, но без работы – тьма
Я вас любил, а свет включил – чуть не убил

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 21-03-2007 18:39
Продолжаем про фольклор - нашел тут занятную энциклопедию по фольклору (на английском)- American Folklore

(кому надо - могу сказать выходные данные книги, так не помню)

Прочитал, разумеется, не всю, но в поражает подход американских ученых мужей к проблеме: во-первых, они выделяют Xeroxlore, Nuclearlore, Weatherlore, UFOlore и т.д., что, на мой взгляд, - бред полнейший, ибо это мотивы, способы распространения, но никак не отдельные фольклоры!

Статья про стуенческий фольклор поражает своей дурной описательностью

Вот что действительно понравилось и заслуживает внимания - статья Ян Харольда Брунванда про городские легенды :)

Несколько любопытных фактов:

легенда, использованная в фильме "Urban Legends" о бандитах, которые ездят с выключенными фарами ночью и убивают того "счастливчика", что решит им намекнуть об этом просигналив своими (собственно основа сюжета фильма) появилась в 1993 году и распространялась в основном факсами (мол, из полиции) Журналисты, полиция и фольклористы принялись ее усиленно опровергать, т.к. таких преступлений и в помине не было и ее даже начали подзабывать...но в 1994 году вышел эпизодик полицейской драмы под названем Lights Out! где обыгрывалась как раз эта тема... Легенда получила второе дыхание

Также в энциклопедии упоминаются или описываются легенды
"Slash under the car", "Microwaved pet", "Baby-sitter & the man upstairs", "Death car" (о водтеле, который умер в машине, разложился там за недельку и машина провоняла настолько, что запах изничтожить было невозможно)

Есть в книге также нью-йоркская легенда об аллигаторе и упоминание одноименного фильма 1980 года :)

В статье о фольклоре водителей грузовиков довольно подробно описываются никнэймы водителей (ну как тут Ржавого Гвоздя из Joy Ride) не вспомнить, а также шутки, которые водители отмачивают по радио... Не менее занятны примеры сленга - disco light наприме, обозначает мигали на полицейской машине

В целом, если полистать и пропустить всякую дурь, то можно в энциклопедии интересные вещи откопать

Еще купил
Натаниэль Лакенмайер Чертова дюжина. История одного суеверия (13: The Story of the World's Most Notorious Superstition)
Изд-во Колибри

Неплохая такая книжеца в публицестическом стиле, написанная американским журналистом о происхождении сего суеверия. Не обошел он вниманием и фильм "Пятница 13-е" :)

Собственно фильм сие суеверие популяризовал (точнее был одним из его популяризаторов - ранее существовали отдельно суеверия о плохих днях и о числе 13...вот в книге и рассматривется деятельность тех, кто эти штуки прочно сцепил вместе)

З.Ы. Помимо этого в "Коибри" подготовлены (в рамках серии) книги по истории "Одного деликатеса" (черной икры), соли и т.д.

Страницы: << Prev 1 2  ответить новая тема
Раздел: 
Комната Смерти / Разговоры о хорроре / Фольклор. Научные и не очень материалы, ссылки и т.д.

KXK.RU