Академический зомби-дискурс (Статья Дм. Голынко-Вольфсона)

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Комната Смерти / Разговоры о хорроре / Академический зомби-дискурс (Статья Дм. Голынко-Вольфсона)

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Группа: Участники
Сообщений: 42
Добавлено: 28-04-2009 21:43
Фильмы про зомби в последнее время всё чаще становятся объектом вполне серьёзных культурологических исследований. Академический зомби-дискурс хорошо представлен в недавней статье питерского ученого Дмитрия Голынко-Вольфсона "Век живых мертвецов: XX столетие глазами зомби. О философии, этике и биополитике зомби".

Автор С 1999 года работает научным сотрудником сектора Актуальных проблем художественной культуры Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). Член редакционного совета «Художественного журнала» (Москва). С 2007 года читает курс по современным процессам в экранных искусствах в Университете кино и телевидения (Санкт-Петербург).

С вышеуказанной статьей можно ознакомится здесь:
http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/619/1183/1193/

С Дмитрием я познакомился на фестивале "Дебошир-фильм" осенью прошлого года. Он собирается продолжать свои зомби-штудии: в частности, намеревался написать и об отечественном зомби-хорроре. Будем ждать...

Группа: Модераторы
Сообщений: 6194
Добавлено: 29-04-2009 02:28
Спасибо за наводку на статью - с данной работой был не знаком.
Ссылка, кстати, не открылась, посему читал здесь:

http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_62/3370-vek-zhivykh-mertvecov-xx-stoletie.html

Вообще статьями, отвечающими критериям научности, по такой экстравагантной теме не часто балуют, поэтому не знаю, насколько уж корректно говорить о привычности "зомби-проблематики" для культурологических исследований. Если речь идет о России, то эта тема, как впрочем, и жанровый кинематограф 100%-маргинальная, а если о Западе, то там культурологии вообщем-то и нет (culture studies не есть культурология)... Но, как бы то ни было, у них с этим делом дела обстоят получше... в том плане, что уже лет 30 как изучают многие вещи, к которым мы только-только подступаем, хотя не могу сказать, что все западные вещицы я жалую... Среди переводных книг, изданных в Екатеринбурге в серии Masscult, есть в высшей степени странные... Вот, например, те же "Симпсоны КАК философия" (которые в оригинале "Симпсоны И философия"), где собственно разбору мультсериала посвящено от силы статьи две, а остальное - разговоры о концепции того или иного автора с иллюстративными примерами из "Симпсонов"... Не знаю, какую цель преследуют подобные работы... популяризацию философии среди молодежи или еще что, но мне они представляются сомнительными (максимум - забавными) (возможно потому, что я не философ)
Ну а справочниками и энциклопедиями на Западе увлечены в неменьшей степени, чем у нас...

Впрочем, меня слегка занесло в сторону... Статья любопытная... Ракурс видения проблемы вполне в духе западных концепций, что, разумеется, не в упрек сказано, ибо такие интерпретации, безусловно, имеют право на существование и автор ряд интересных моментов тонко подмечает.

Хотя кое-где возникали вопросы. Например:
частности, на утопию фешенебельного образа жизни («Ночь живых мертвецов» Ромеро), на утопию гедонистического потребления («Рассвет мертвецов» Ромеро), на утопию дающего укрытие от ядерной катастрофы бункера («День мертвецов» Ромеро), на утопию свободного распространения знаний («Возвращение живых мертвецов»), на утопию постколониального стирания различий («Зомби» Лучио Фульчи)


С Ромеро все понятно... социальные послания этого товарища вообщем-то всегда довольно прозрачны... А вот последние два примера вызвали некоторое недоумение...

Группа: Участники
Сообщений: 42
Добавлено: 29-04-2009 04:30
Да, со ссылкой что-то странное, у меня щас тоже не открывается, хотя несколько часов назад заходил по ней без проблем. Бывает...

"там культурологии вообщем-то и нет (culture studies не есть культурология)"
Согласен. Это я так... уретрированно обобщил...
И - да, имелся в виду Запад с его академиями. Я как-то не отслеживал, но в отечественных публикациях тема не раскрыта, по-моему. Если не считать таких моментов, как обсуждения на спец.форумах, в ЖЖ и проч.

Кое-кто из моих друзей считает, что анализировать ромеровских живых мертвых через призму этики Спинозы - это пазёрство и ваще тухлая отрыжка сибаритствующих постмодернистов, как-то так. А я так не вижу в том ничего дурного: если мысли действительно оригинальные высказываются, пуркуа бы и не па? Главное, чтобы это не скатывалось в бессмысленную трепотню.

Насичот маргинальности темы в России полностью согласен. А ведь какое поле для исследований!
В статье Голынко, собственно, и порадовал в первую очередь обзор западных источников, демонстрирующий возможные направления развертывания темы.

Что же касается вопросов к автору, то у меня они тоже возникли...
Хотя по поводу Фульчи его позицию можно понять: сам старик Лючио, полагаю, клал с прибором на борьбу с "утопией постколониального стирания различий", но кого волнует, что автор хотел/не хотел сказать? В принципе, если поместить фильм в соответствующий контекст, то он вполне способен генерировать и такие смыслы: зомби символизируют вытесненный страх белых(Первого Мира) перед небелыми(бывшими, а на деле настоящими, колониями), иррациональная и неконтролируемая агрессия которых разрушает привычный миропорядок. Ср. с карибской серией д`Амато. "Дикарь" - вполне такая устойчивая фигура в сознании (а может, и в бесссознательном) западной культуры, причем это далеко не всегда мирный персонаж типа идиллического индейца или Простодушного. Короче, я хотел сказать, что накрутить тут можно всякого, и это "всякое" вполне будет привязано к фульчивскому ЗОМБИ, хотя Фульчи ничего такого и не имел в виду, но, как говорится, всем пофиг.


Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Комната Смерти / Разговоры о хорроре / Академический зомби-дискурс (Статья Дм. Голынко-Вольфсона)

KXK.RU