БОНСАИ, Сад Камней, икебана, японские традиции

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
ДАО КУРАМА / РЕЙ КИ (традиционное классическое) - Универсальная Жизненная Энергия / БОНСАИ, Сад Камней, икебана, японские традиции

Страницы: 1 2 3 4 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 08-04-2008 22:02
Любовь именно к Японии пришла ко мне не сразу, а постепенно, шаг за шагом, начиная со школьного возраста.

Первое, что меня потрясло и очаровало навсегда это - бонсаи и икебана. В те времена слов таких никто не знал, но были энтузиасты. И я вечерами ездила надругой конец большого города, чтобы послушать об этом в одной из средних школ, в которой обычная преподавательница биологии этим увлекалась и создала "кружок". Книг ведь об это никаких не было.
До этого в доме лежала книжка (нечитаная много лет) "Японские реалии" (изд-во Владивостока), репринт.
Потом культура самовоспитания самураев.
И в конце концов - Рейки как подарок.

У каждого Путь свой.
Но возможно для кого-то пригодиться знакомство с этой особой культурой, с этой красотой малых форм.
Ведь это ОБЩИЙ ОСНОВНОЙ принцип всего японского искусства (и поэзии- хокку, и живописи, и бонсаи, и икебанэ): БОЛЬШОЕ В МАЛОМ.
Весь Мир в капле росы.
И это так.




Гость
Добавлено: 08-04-2008 22:22
История искусства бонсай



Бонсай



Бонсай, как самостоятельный вид восточного искусства сформировался в Древнем Китае в эпоху династии Тан, около двух тысячелетий назад. Возможно история создания Бонсай уходит еще глубже, в более ранний исторический период, но самое первое документальное упоминание о Бонсай, относится к 706 – 710 гг.

По некоторым историческим источникам, Бонсай, как искусство развился из чисто утилитарных, практических задач, стоящих перед императорскими лекарями. Они выращивали различные лекарственные растения для лечения императора и его придворных в специальных садах.

Во время военных походов эти растения пересаживались в различную посуду и брали их с собой. Императорские эскулапы в то время были не только врачами, это были разносторонние, образованные люди. Сочетавшие в себе познания в различных областях науки и искусства. Вероятнее всего на определенном этапе, стали обращать внимание не только на целебные свойства культивируемых растений, но и на красоту их внешнего облика. Так родилось новое искусство - Бонсай, единственное в своем роде.

Попав с даоскими монахами в Японию, бонсай обрел свое второе рождение. На сегодняшний день, Япония является бесспорным законодателем Бонсай.

Музыка, архитектура, живопись это застывшие моменты прошедших эпох. Бонсай - искусство вечно меняющейся жизненной субстанции, олицетворяющее собой всю красоту мироздания…

«Прекрасна юная дева - шелковая кожа, нежный стан, струящиеся локоны.

Безобразна старуха! Древняя сосна – потрескавшаяся кора, изогнутый, ствол, корявые согнутые ветром ветви, прекрасна, как юная дева». Это и есть Бонсай.

Гость
Добавлено: 08-04-2008 22:25
Вселенная в дереве.

На востоке деревьям, травам и цветам поклоняются как живым существам.
С ними ведут доверительные беседы, как с близкими друзьями. Их боготворят.
Любимым растениям, когда неожиданно обрывается их жизнь, ставят
памятники. Так повелось издревле. Раньше просили ветер и дождь не ломать
деревья. В древних песнопениях молили о продлении мига цветения.

Деревья на Востоке воспринимаются как существа, стоящие в одном ряду с человеком, и им свойственно испытывать те же чувства. Буддийская идея о том, что всё имеет душу и может перевоплотиться во что угодно, к чему она притянется, способствует такому миропониманию.
С деревьями человек связан родственными узами. Все это явления единой сущности, как об этом рассказывает Дзентику в пьесе «Басё», или «Банановое дерево»:

Чувств лишены и травы, и деревья,
но в них сокрыта истинная сущность,
что недоступна взору.
И в пылинке заключена Вселенная.
Вода себя являет в облике дождя,
росы непрочной, инея и снега.
И точно так же травы и деревья
обличья могут разные принять.

Согласно одному из глубочайших философских направлений буддизма – дзэн, бонсай всегда остается незавершенным произведением, которое терпеливо ожидает прикосновения рук и движения души нового мастера.

Восток, пронизанный символикой, связанной с растениями, порой хорошо знакомыми, не перестает очаровывать. Считается, что «сосны подобны людям высоких принципов, манеры которых выражают внутреннюю сущность. Они похожи на молодых драконов, свернувшихся в глубоких ущельях» - говорится в китайском трактате «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно».
В Японии с древних времен образ вековой вечнозеленой сосны является символом неизменности, постоянства, мужества, стойкости духа, а также неувядания, долголетия и вечной юности. Она не только объект созерцания, но и объект вдохновения. Это нашло отражение в японской литературе, поэзии, живописи и других видах искусства.

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.

Рансэцу

Все в лунном серебре…
О, если бы вновь родиться
Сосною на горе!

Рёта

Различные виды сосен – самые любимые деревья в коллекциях японских мастеров бонсай. У сосны японской красной красивая красновато-бурая кора и нежная синевато-зеленая хвоя, за которую японцы назвали ее «женской сосной». Сосна японская черная, сосна Тунберга, имеет глубоко бороздчатую кору, которая с возрастом грубеет и становится чрезвычайно выразительной. Известна она и как «парчовая сосна». У сосны мелкоцветной, или белой японской сосны, небольшие хвоинки серебристо-голубого цвета и плотная корона. Ее называют «лучами восходящего солнца Ямато».
Криптомерия, гинкго, различные виды тисса, можжевельника, кипарисовика и кипариса, туи, лиственницы, ели аянской и Глена с короткой хвоей (6-13мм) и плотными конусовидными кронами – традиционные виды хвойных в культуре бонсай. Возраст некоторых экземпляров в коллекциях японского императора, а также мастеров бонсай превышает 500-700 лет. Многие из этих деревьев отнесены к национальным сокровищам Японии. Смотреть на эти шедевры, которые передавались из поколения в поколение, без восхищения невозможно. Они обладают невероятной притягательной, порой магической силой.
Однако сразу нужно отметить, что многие хвойные и особенно сосны – апогей в искусстве бонсай. Они требуют высокой концентрации духа, значительного настроя, значения биологических особенностей роста и развития. Хвойные деревья, по мнению специалистов, - «то, к чему необходимо стремиться, шаг за шагом постигая это искусство». Лишь накопленный жизненный опыт, а также практика работы с другими растениями приведут к желаемому результату. Любитель бонсай должен обладать значительным терпением, чтобы увидеть плоды своего труда. «Время идет, а дерево растет», каждодневно радуя своего создателя.

Японские мастера советуют

По мнению японских мастеров, начинать следует с красивоцветущих вечнозеленых или листопадных растений. Среди них можно выделить традиционные для Японии «счастливые», культовые деревья, несущие в себе определенную символику, не менее значимые и почитаемые, чем сосны.
Японская слива умэ цветет зимой, когда на Фудзи-сан лежит снег. Ее цветы распускаются под Новый год, знаменуя собой, приход весны и начало обновления мира природы. Цветение сливы воспринимается японцами как примета времени. С ее цветения начинается год по лунному, природному, календарю. Это самое первое весеннее растение японских поэтических антологий и вместе с тем одно из последних по сезону, ибо стихи, воспевающие стойкость сливы, помещаются и в зимние свитки.

… Я не могу найти цветов расцветшей сливы,
Что другу я хотела показать:
Здесь выпал снег,
И я узнать не в силах,
Где сливы цвет, где снега белизна?

Ямабэ Акахито

В качестве зимнего растения, накапливающего жизненные соки даже в лютые морозы, слива, как и сосна, входит в группу «трех друзей холодной зимы». Цветение сливы бросает вызов зимней стуже и снежному покрову, сквозь который неистребимо при первом дыхании весны пробьются ее цветки, источающие нежный аромат. На японских островах насчитывается несколько сотен ее разновидностей. Окраска цветов может быть красной, белой, дымчато-зеленой. Самой ценной считается слива с белыми лепестками и фиолетовыми тычинками. Являясь олицетворением благородства и торжества животворных сил, она не менее значима для жителей Страны восходящего солнца.

Лишь первый свой цветок
Весной раскроет слива, -
Ей в мире равных нет!

Образ этого дерева занимает одно из самых значительных мест в японской культуре и искусстве бонсай. Старые экземпляры сливы с кряжистым стволом, узловатыми ветками и потрескавшейся сероватой корой, с недолговечными тончайшими лепестками цветков заключают в себе всеобщий смысл: цветы распускаются в предназначенное для того время и осыпаются в свой, отведенный для этого срок.

Пусть говорят, что травы и деревья
Ни сердца не имеют, ни души.
Но не пропустят времени цветенья,
Плоды приносят в свой урочный срок.
Всегда на ветках, обращенных к югу,
Торопится раскрыться ранний цвет
Навстречу солнечным лучам.

Японская классическая драма 14-15 вв.


Слива, так же как и сакура и некоторые сорта персика, не приносят плодов – ее называют «деревом-цветком». Европейцы, познакомившиеся с Японией, говорят о том, что «деревья в этой стране не дают плодов, а цветы не пахнут». В большинстве случаев это так, поэтому в японском языке нет выражения «нюхать цветы». На них смотрят, ими восторгаются.
Сакура, глициния, жасмин, форзиция, различные виды рододендров, хеномелес, камелия, магнолия, гардения, лагерстремия, софора, цитрусовые – красивоцветущие растения, которые используют японские мастера. Осенняя окраска листьев, а также графичность побегов в зимнее время года таких листопадных деревьев, как клен, дзельква, бук, стюартия, дуб, сумах, делает их еще более лаконичными, выразительными и невероятно притягательными.
Большое видовое разнообразие составляют и плодовые деревья, выращиваемые в бонсай. Среди них мелкоплодные яблони, груша, японская хурма, айва, кинканы и каламондины, лох, гранат, кадзура, бересклеты, кизил. Бонсай из падуба или пираканты с множеством мелких ярко-красных плодов можно увидеть в токонома в новогодние праздники. Эти деревья – символ радости, богатства и счастья в доме.
ТОКОНОМА – декоративная ниша в японском доме, используемая для размещения украшений: свитка живописи, каллиграфии или вазы с цветами.

Традиционные для Японии виды растений никаким образом не могут служить ограничением при выборе дерева. Любое растение, образ которого наиболее близок и интересен для любителей бонсай, можно использовать при работе с ним. Отдавать предпочтение следует деревьям с мелкими листьями, цветками и плодами. В бонсай они выглядят пропорциональнее и гармоничнее. Именно у них легче добиться красивого «хасё».


Что такое «хасё»

«Хасё» - это красота листьев, их размеры, окраска, расположение в кроне. Листва должна быть мелкой, плотной, с насыщенной окраской.
Уменьшения размеров листьев — «второй весны» — можно добиться частичным (на 1/3—1/2) либо полным удалением листовой пластинки с начала июня до начала августа. Листья удаляют со всего дерева. На побегах должны остаться только черешки. Этот метод можно использовать на здоровых растениях не более одного раза за сезон. Он подходит и для большинства листопадных и вечнозеленых деревьев с крупными листьями. Не используется, однако, для цветущих, плодовых и хвойных.
Бонсай в Японии принято в течение года содержать на открытом воздухе. Лишь в праздничные дни, к приходу гостей или во время цветения деревья вносят в дом. В течение нескольких дней они находятся на самом почетном месте — в токонома, где ими любуются.
Обычно в токонома ставят композицию: вывешивают свиток с каллиграфией (стихи, изречения), руководствуясь происходящим событием, под ним размещают «главный» бонсай, например хвойное дерево на специальном столике, рядом — «вспомогательный» бонсай, которым может быть красивоцветущее или плодоносящее дерево, характерное для данного времени года. Такие комбинации необычайно эффектны. «Вспомогательный» бонсай ставят на плоскую подставку «дзиита» либо на плетенную из бамбука «суноко». «Сёку», столик под основной бонсай, и «дзиита» изготавливают из древесины сандалового, эбенового деревьев, айвы китайской. Тщательно подбирая «вспомогательное» растение, стараются подчеркнуть роль «главного».
В качестве «вспомогательного» бонсай нельзя использовать виды, родственные «главному» дереву. Обычно центр «главного» бонсай бывает смещен вправо или влево. «Вспомогательный» бонсай ставят с той стороны, куда тянется «главное» дерево. Непременное условие — использование бонсай из травянистых растений, которые соответствуют времени года.
В других странах любители бонсай широко используют растения местной природной флоры. Самыми сложными регионами для культу¬ры бонсай являются те, где зимы достаточно холодные и суровые. Это резко ограничивает выбор деревьев для бонсай.
Хвойные и листопадные деревья умеренной полосы требуют при их содержании в осенне-зимнее время периода покоя. Он связан с понижением температуры до +3…+5 °С в течение 2—3 месяцев, достаточным количеством света и умеренным поливом. Зимние сады, застекленные лоджии и балконы, холодные террасы – лучшие места для их зимовки.
Невозможность создания таких условий вынуждает ограничиться теплолюбивыми растениями, которые можно выращивать в комнатных условиях в течение года с достаточно ровными температурами и влажностью воздуха. Тропические и субтропические растения — муррайя, сагереция, серисса, мелколистные фикусы, мирзина, мирт, фуксия, бирючина — прекрасный материал для работы. Многие из них неприхотливы. Они быстро растут и имеют пластичные побеги. Через два-три года работы с ними можно будет увидеть в доме миниатюрное дерево.
Листопадные растения лучше приобретать осенью, после того как дерево сбросит листья, а также зимой, когда можно рассмотреть силуэт дерева, увидеть его достоинства и недостатки. Следует обратить внимание на соотношение верхней и нижней частей дерева, их пропорциональность, наличие или отсутствие мха у основания дерева. Его отсутствие говорит о том, что растение было недавно пересажено и может иметь слабые корни. Остальные деревья лучше выбирать весной — принимаются во внимание хорошее состояние и выразительность корней, расположенных на поверхности земли, изгибы ствола и ветвей.
Главное – общее состояние дерева, отсутствие заболеваний и вредителей. Необходимо знать название растения, чтобы правильно ухаживать за ним.

Выбор дерева, это самый ответственный момент. Внутренний настрой, знание биологических особенностей выбранного растения, условия содержания (особенно в осенне-зимний период) должны соответствовать необходимым требованиям.

Гость
Добавлено: 08-04-2008 22:25
Дерево в горшке

Можно попробовать самостоятельно вырастить бонсай из семян или черенков. Выращивание из семян – это один из самых длительных способов создания бонсай, зато при этом растения получаются более здоровыми и лучше адаптируются.
В последнее время отмечается повышенный интерес к мини-бонсай. Он обладает рядом преимуществ: растения занимают небольшое пространство в доме, формирование композиции требует гораздо меньше времени. Высота таких деревьев от 1,5-2 см до 10-15 см. Работу с ними начинают через 2-3 года. Однако бонсай в маленьких контейнерах требуют более пристального внимания при поливе, так как почва в них пересыхает гораздо быстрее.
По высоте бонсай может варьировать от крошечных миниатюр до форм более крупных размеров – 1,0-1,5 метра. Наиболее распространенным является бонсай высотой до 50-70 см. материал для таких экземпляров в Японии находят в природе. Они являются наиболее ценными приобретениями в коллекциях. На адаптацию и формирование дерева уходит до 10 лет.
Бонсай в переводе с японского языка означает «дерево в горшке». Посуда, в которой выращивается растение, является одним из существенных элементов бонсай. Как бы ни было красиво и естественно дерево, неподходящий контейнер может привести к разбалансированности общего вида композиции, ее дисгармонии. При большом разнообразии контейнеров можно выделить две группы: глазурованные и неглазурованные. С функциональной точки зрения неглазурованные горшки предпочтительнее: они лучше пропускают воду и воздух.
Контейнеры для бонсай. Высокие со вкусом изготовленные китайские горшки в разное время привозились в Японию. Они хорошо гармонируют со старыми деревьями и высоко ценятся в мире бонсай. По времени их ввоза в Японию они подразделяются на три группы: «древние» - возраст горшка свыше 200 лет; накаватари – свыше 100 лет; «новые» - период с 1912 года. Среди японских тоже есть много старых, сделанных замечательными мастерами изделий. Главное же в выборе – это соответствие растения контейнеру
Контейнеры разнообразны и по форме — есть прямоугольные, многоугольные, квадратные, круглые, овальные, фигурные. Цвет контейнера подбирается согласно окраске листьев, цветков и плодов. Пастельные тона лучше подойдут для деревьев, цветущих весной, более темные — для тех, которые имеют красивую осеннюю окраску. Ярко окрашенные контейнеры хорошо сочетаются с красивоцветущими и плодовыми растениями, а также с деревьями в стиле лесного ландшафта. Тон контейнера не должен быть близок по окраске цветкам, плодам, листьям или стволу дерева. Предпочтительнее контрастные тона. Среди любителей бонсай много коллекционеров, которые собирают такую посуду. Ее разнообразие и красочность никого не оставляют равнодушными. Особенно это характерно для миниатюрных контейнеров для мини-бонсай и бонсай из трав. Из-за плохих вентиляционных свойств глазурованные горшки, особенно фарфоровые, не рекомендуется использовать годами. Простота неглазурованного прямоугольного контейнера темно-коричневого или серого цвета больше подходит хвойным деревьям. Контейнеры с цветочным рисунком или техническим дизайном не рекомендуются, если они отвлекают внимание от дерева. Контейнер служит в течение 2—3 лет. И любители бонсай стараются приобрести несколько горшков разных размеров. Плошки должны входить друг в друга.


Особенности ухода

Бонсай — одна из наиболее выразительных форм искусства. Она объединяет артистические способности и точные знания практического садоводства. Для создания красивого естественного бонсай необходимо понимать и чувствовать равновесие и пропорцию.
Для начинающих предпочтительнее небольшие экземпляры. Работу с деревом проводят снизу вверх (корни, ствол, нижние ветви и т. д.).
Особого внимания заслуживает расположение корней. Основные корни должны радиально отходить от ствола, располагаться равномерно во всех направлениях, простираясь в верхнем горизонте, образуя красивое оптическое начало дерева. Оно должно быть мощным и уравновешенным. Корневая система должна представлять собой густую сеть корневых волосков с хорошей всасывающей способностью.
Ствол должен постепенно сужаться к верхушке дерева, образуя красивый силуэт. Он формируется в первую очередь, при необходимости на него накладывается проволока.
Первая (нижняя правая или левая) ветвь должна быть мощнее и длиннее остальных ветвей, хорошо разветвлена и, иметь наиболее интересную фактуру. Она никогда не должна смотреть прямо на зрителя или быть обращенной назад, поэтому располагается между 1/3 или 1/2 высоты дерева от основания ствола. Первая ветвь — «символ» дерева. Ее положение открывает нам вход в бонсай. От нее будут зависеть все остальные.
За первой вверх следует ветвь, уходящая вглубь, но не строго назад, а слегка отклоняясь вправо или влево. Она придает бонсай пространственную глубину.
Вторая ветвь направляется в сторону, противоположную первой, и располагается примерно на высоте 1/3. Она немного короче первой. Третья ветвь направлена противоположно второй ветке. Между второй и третьей — фронтальная ветвь. При этом она не должна быть направлена строго на наблюдателя. Лучше отклонить ее немного в сторону, направо или налево, соотносясь с положением нижних веток, затем немного вперед. Ветви должны отходить от ствола плавно, как бы слегка прогибаясь под тяжестью собственного веса, а дальше — слегка поднимаясь. Они не должны быть жесткими, прямыми, неестественными. Во всем должно ощущаться движение легких спокойных волн. Тот угол (волна), на который была согнута нижняя ветвь, должен сохраняться у всех последующих ветвей.
Общая ширина дерева от самой длинной ветви по правой стороне до самой длинной ветви по левой должна составлять половину или чуть меньше от высоты всего дерева. Идеальная пропорция между размером ствола и высотой дерева — один к шести.
Бонсай может быть сформирован и из пяти основных веток. Основная задача при этом — произвести впечатление естественного, гармоничного образа дерева, увиденного в природе. Созданию такого ощущения способствует постепенное уменьшение толщины и длины ветвей (принцип треугольника) от основания к вершине, которая должна быть четко определена. Вершина должна быть у каждого дерева. Даже если по каким-то причинам она была удалена (уменьшение высоты дерева), передняя ветвь (не боковая или задняя) должна быть поднята с помощью проволоки, и из нее формируется новая вершина. По мере продвижения вверх расстояние между ветвями также уменьшается. Идея треугольника должна присутствовать не только в общем силуэте дерева, но и в каждой отдельной его части.
Бонсай должен быть красивым со всех сторон, но необходимо определить переднюю (фронтальную), наиболее интересную часть. Она должна быть немного уже задней стороны дерева. При формировании необходимо приспособить структуру большого дерева к маленькому масштабу, формы — к закономерностям естественного роста (к тому, каким образом должны располагаться ветви, чтобы листья получали наибольшее количество света, как изменятся пропорции с возрастом и, как растения будут вести себя в различных условиях).
Творческое воображение и законы композиции способствуют созданию красивых деревьев. Это не застывшие правила, а скорее указание пределов, которые можно использовать в зависимости от поставленной цели. Форма каждого дерева в природе индивидуальна. Именно ее и надо воспроизвести в бонсай.

Согласно принципам дзэн, «дерево есть само дерево плюс пустота, которая его окружает». В этом утверждении речь идет о гармонии целого, гармонии частей, пустых и заполненных пространств, гармонии масс, просветов, глубин и объемов. Расстояния между ветвями чрезвычайно важны. Они не должны быть равными. По мере приближения к вершине они уменьшаются. Это придает бонсай легкость, объемность, структурность.

Гость
Добавлено: 08-04-2008 22:26
Стили бонсай

Предложенные японскими мастерами классические стили бонсай – лишь азбука, благодаря которой мастер создает художественное произведение. Во всех стилях прослеживается силуэт треугольника. Это и неудивительно – дерево, по восточным учениям, связывает землю с небом, демонстрируя постоянное триединство. Различают следующие основные стили.

Стиль ТЕККАН – CHOKKAN

Классический фундаментальный стиль одинокого прямостоячего дерева. Абсолютно прямой ствол устремлен в небо. Прекрасно сформированные мощные корни равномерно распределены по поверхности почвы. Дерево в этом стиле символизирует устойчивость, надежность. Наиболее подходит для хвойных деревьев.

Стиль САКАН – SHAKAN

Стиль со слегка наклоненным в любую сторону стволом. Этот стиль – символ изменчивости. Ветви и корни у него, как правило, направлены в одну сторону.

Стиль КЕНГАЙ – KENGAI

Регулярный каскадный стиль предусматривает наклон ствола приблизительно на 45 градусов ниже положения поверхности почвы. Верхушка дерева, наклоненная вправо или влево и возвращающаяся к основанию ствола, придает ему зрительное равновесие. В некоторых случаях верхушка может и не возвращаться к основанию ствола. Тогда ее создают из ветви, наиболее близкой к основанию ствола и формируют более короткой, чем ниспадающая каскадная часть. Дерево высаживается в середине глубокого контейнера или немного сзади. Ствол не должен его касаться. Центр горшка, вершина и наклоненная часть каскада в строго формальном стиле формируют прямую линию. Стиль символизирует дерево, растущее на скале. Сосна, можжевельник, кизильник, рододендрон, слива, вишня, ива, плющ наиболее подходят для этого стиля. Для них эта форма роста характерна в природных условиях.

Стиль МОЕГИ – MOYOGI

Неформальный вертикальный стиль. Наиболее популярная форма для бонсай, особенно для сосны, можжевельника и других хвойных, а также для граната, дуба, клена, сливы и яблони. Дерево имеет слегка изогнутый ствол, причем изгиб в нижней части дерева более глубокий. По мере приближения к вершине эти «волны» становятся более мягкими и менее заметными. Вершина должна быть точно расположена над его основанием. Зрительное равновесие достигается широким и мощным основанием ствола. Ветви располагаются в разных направлениях, образуя красивую густую крону.

Стиль ХОКИДАТИ, «МЕТЛЫ» - HOKIDACHI

Легко формирующийся стиль, основным требованием которого является абсолютно правильный ровный ствол. Нижняя часть его должна быть без ветвей. Ветви с массой веточек второго и следующих порядков образуют густую крону, которая по форме напоминает перевернутый веер. Крона в середине дерева в два раза шире, чем внизу. При формировании этого стиля ветки собираются в пучок и обрезаются наверху. Крона симметричная и правильная. В контейнере дерево размещают ближе к одному из краев контейнера. Для этого стиля используют листопадные и красивоцветущие растения.

Стиль ФУКИНАГАСИ, «НАКЛОНЕННЫЕ ВЕТРОМ» - FUKINAGASHI
Стиль, который называют еще «дерево в бурю». Он воспроизводит дерево или группу деревьев, произрастающих на морском побережье. Все стволы и ветви под воображаемым ветром направлены в одну сторону, согнуты под влиянием ветра. Этот стиль инте¬ресен для изучения положения ветвей.
Имеются два типа «наклоненных ветром»: один показывает противостояние дерева дующим ветрам, другой — результат многих лет противостояния дерева и ветра. Ствол в этом случае никогда не бывает горизонтальным. В типичном случае контур всех ветвей как бы заключен в треугольник, и все ветви направлены в одну сторону.

Стиль ИСИДЗУКИ, «РАСТУЩИЕ НА СКАЛЕ» - ISHITSUKI

Стиль, в котором дерево посажено на камень и сочетается с ним. Это один из самых сложных, длительных и эффектных стилей. Камень, имитирующий скалу, должен быть с грубой поверхностью, трещинами, вкраплениями, визуально интересным рельефом. Камень должен иметь шесть сторон: верх, низ, перед, заднюю сторону, левую и правую части. Квадратные, круглые, треугольные, плоские камни не рекомендуются. Естественные или специально подготовленные с помощью стамески и сверла углубления заполняются землей, и в них высаживаются растения. Деревья в течение нескольких лет подготавливаются, в основном это относится к корням (они должны быть длинными и выразительными).
Деревья для этого стиля выращивают в узких длинных горшках либо в цилиндрах из бамбука. Можно изготовить глубокий узкий ящик с поперечными перегородками, закрепленными сбоку. По мере роста корней дощечки убирают одну за другой. Поскольку верхняя дощечка удалена, грунт с корней смывается, они остаются на поверхности, и это способствует их старению и росту в длину. Через два-три года дерево пересаживают на подготовленный камень. Комбинированное расположение растений должно быть выполнено исходя из логики произрастания в природе. Если вместе используются хвойные, лиственные деревья и другие растения, хвойные должны быть помещены в верхнюю часть камня, а лиственные — ниже. Азалии, папоротники, злаки, которые возможны в данных композициях, располагаются в основании камня.
Всегда должно рассматриваться соотношение между камнем и деревом. В большинстве случаев дерево должно быть меньше, чем камень. Гармония между камнем и деревом должна быть тщательно выверена. Стиль дерева и форма камня должны артистически сочетаться в природной естественности.

Стиль БУДЗИНГИ, «ЛИТЕРАТУРНЫЙ» - BUNJINGI

Западный мир знает это культурное движение как Южную школу китайского ландшафтного проектирования, называемую «нанга». Отличительной особенностью этого стиля является довольно высокий, немного наклоненный ствол, не имеющий веток в нижней и средней частях дерева. Крона сосредоточена лишь на вершине дерева, правильная по форме, более разветвленная в ширину, чем в длину. Деревья этого стиля очень изящны, крона легка и воздушна. Этот стиль допускает двойной ствол, причем обе части дерева почти равнозначны

Стиль ЙОСЭ-УЭ, «ЛЕСНОЙ СТИЛЬ» - IOSE-UE

Очень эффектный природный стиль, состоящий из нечетного числа многочисленных деревьев. При создании «леса на ладони» используют растения одного вида: различные хвойные либо листопадные деревья. Предпочтение отдают выносливым растениям с мелкими листьями: криптомерии, можжевельникам, кипарисовикам, кленам, дзелькве, букам и многим другим растениям. При размещении их в плоском контейнере на переднем плане — более высокие деревья, в середине — среднего размера, а сзади высаживаются маленькие с более густой кроной, которые создадут наилучшую перспективу. Используется нечетное количество деревьев. Один «блок» леса полностью смещен к дальнему углу. Два «блока» располагаются таким образом, чтобы деревья с обеих сторон создавали движение, «передвигая» внимание зрителя по кругу. Вершина каждого дерева должна быть видимой, и вместе с тем они должны формировать треугольник. Размер каждого дерева должен быть различен, однако нет предела количеству деревьев. Можно варьировать не только высоту деревьев, но и толщину стволов. Необходимо избегать симметрии. Перспектива, разнообразие растений и ритма – очень важные факторы при создании «лесного стиля».

Японцы все доводят до совершенства. Они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается лишь своим делом как профессионал. Обманчивое представление о легкости и общедоступности искусства бонсай, к сожалению, нередко приводит к тому, что за пределами Японии они становятся псевдоискусством.

Бонсай в Японии – искусство, которое остается предметом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих бонсай – не только необходимая дань национальной культурной традиции, но и совершенная модель мироздания. «Малая вселенная» бонсай предстает перед нами как микромир, соотнесенный с макроструктурой всей японской культуры.

Гость
Добавлено: 08-04-2008 22:33
Видео о бонсай под музыку, скопируйте ссылку

http://blogbonsai.com/2007/09/23/bonsai-the-art-of-naturebonsay-iskusstvo-prirodyi/

Гость
Добавлено: 08-04-2008 22:36

Гость
Добавлено: 08-04-2008 22:39

Бонсаи приносят в Дар.

Что такое Бонсаи для меня?
- Безграничное ТЕРПЕНИЕ, медитативность,Рейки.

А еще - символ Мастера и Ученика.
Садовник из маленького семечка, слабого ростка, подпорками, прикормами, спец. условиями растит уникальное прекрасное деревце, растущее ни на чем (на камне, в горстке земли).При этом Мастеру нужно терпение чисто японское, т.е. на десятилетия! кропотливой ежедневной однообразной работы, не теряя Намерение и подпитывая это всё Энергией (ибо КАК еще может вырасти такое дерево в таком крошечном пространстве?, без земли, без воды...). Это потрясающе.

Гость
Добавлено: 15-06-2008 22:20
САД КАМНЕЙ.
САД 15 КАМНЕЙ.


Созерцание камней Рёандзи
Кто отрешится от всего земного, тому откроется путь к истине дзен-буддизма

Не все 15 камней, уложенных на ровную площадку у буддистского храма Рёандзи в японском городе Киото, древней столице страны, удается сразу охватить взглядом. Где бы ты ни расположился, видишь максимум 14 камней. Стоит переместиться немного в сторону – выглядывает из-за одного камня другой, поменьше. Зато теряется из виду один из тех, что только что видел. Сколько ни пытайся – результат всегда одинаковый.

В Саду камней, как его называют, разложены и сравнительно большие глыбы, и небольшие камешки. Они расположены группами: пять, два, три, два и три. Вокруг них узенький кружок постриженной травы и гравий неровной формы, но примерно одинаковый по размеру. Видно, что гравий формирует концентрические круги вокруг камней, а немного дальше от них лежит прямыми грядами. Сад обнесен невысокой стеной, сложенной из вымоченной в масле глины и за долгие годы своего существования украсившейся ритмичным рисунком разводов.

Название Рёандзи состоит из трех иероглифов. Первый означает «дракон», второй – «спокойствие», третий – «храм». Первые два слова служат определением к третьему. Люди, пришедшие в Рёандзи, рассаживаются на скамье вдоль этой каменной картины и подолгу разглядывают ее. Считается, что каждый видит в ней то, что ему подсказывает воображение. О создателе сада известно лишь, что это был художник и мастер садового искусства по имени Соами, умерший в 1525 году. Никто не знает, что подсказывало художнику его воображение, какой замысел руководил им при подборе камней.

Лично я, оказавшись перед Садом камней, высмотрел в нем то, что, вероятно, увидели многие – своего рода модель пейзажа. Большой, плоский сверху камень напоминает гору, прикрытую облаком и потому как бы без вершины, более мелкие острые камни похожи на скалы. Травка у основания камней изображает предгорную зелень.

Не случайно японцы часто называют такие композиции «каре-сан-суи» – «сухой пейзаж». Имитация живописного пейзажа с помощью камней и гравия – в японской традиции. Уже несколько веков назад в Японии стали создавать такие «сады» из камней (или камней и песка, а то и просто из песка) для украшения богатых домов и храмов. Но не только для украшения. В храме Рёандзи Сад камней служит объектом созерцания. В буддистской школе дзен, учение которой еще в VI веке пришло в Японию из Китая (там оно называется чань-буддизм), особое значение придается созерцанию.

Рассказывают, что основатель этой школы великий индийский мыслитель Бодхидхарма, добравшись до Китая из Индии, девять лет оставался в Лояне, одном из крупных китайских городов того времени, где все это время пристально созерцал голую стену в полной тишине. Наступил момент, когда веки монаха стали смыкаться от усталости. Тогда он их отрезал – и на том месте, куда упали веки, вырос чайный куст. Так впервые появился чай. Впоследствии напиток из чайного листа монахи всегда использовали для поддержания сил во время медитации.

Все это, конечно, легенда. Доподлинно известно лишь то, что в дзен-буддизме главным способом медитации является созерцание. Именно благодаря созерцанию можно рассчитывать достичь озарения.
Озарения добился Будда. Оно позволяет постичь суть жизни, осознать источник страдания и найти путь его прекращения. Последнее сводится прежде всего к избавлению человека от земных страстей.

Дзен-буддизм делает упор на овладение искусством самоконтроля, на достижение человеком состояния бессознательного, как бы позволяющего соединить тело с душой, познать истину вне разума. Даже не пройдя весь путь к озарению, медитирующий достигает многого, прежде всего научается овладевать чувствами, подавлять страсти. Показательно, что в Средние века дзен-буддизмом увлекались японские самураи – профессиональные воины. Тренировки в духе дзен-буддизма позволяли им сохранять хладнокровие в бою, преодолевая чувство боли и страх перед смертью.

В свете этого объяснения наиболее монотонная часть каменного пейзажа – гравийные полосы, – видимо, даже более важна для медитирующих, чем собственно разной формы камни. Именно они позволяют человеку отрешиться от всего земного и познать истину вне разума через ощущения тела. Но для подобного озарения, очевидно, надо очень много времени. Монахи храма Рёандзи посвящают этому занятию всю жизнь.


Гость
Добавлено: 15-06-2008 22:21
“Пятнадцатый камень” судьбы
Секреты японского здравоохранения

Всем известна важная достопримечательность Японии - знаменитый "Сад камней", который воспроизводится почти у каждого дома японца в упрощенном виде. Существуют разные толкования его сути. Что кроется в 15 необработанных и разных по величине камнях, разбросанных по саду? Человек, побывавший в Японии, непременно попытается осмыслить и объяснить философию камней.
Секрет в том, что их 15, но видишь всегда 14, и сколько бы ты не шел по деревянной тропинке, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника сада, всегда видишь разную комбинацию, но всегда из 14 камней. Гениально спланированный каменный хаос поражает своей организованностью - всегда видишь 14, а их 15, один остается невидимым. Человек не знает, какой он, как выглядит, где расположен, а только чувствует, что он есть. Это его мучает, заставляет вновь и вновь проходить по этой тропинке, с надеждой,
что все-таки увидит невидимый камень. Японцы объясняют, что мудрая красота сада напоминает - мы видим то, что есть, но есть еще что-то, что мы не видим, что-то не сосчитанное, не учтенное, не осмысленное.
Попытаемся увидеть "15-й камень", например, в системе здравоохранения Японии. Имея в своем активе любые виды высокотехнологичной помощи и качественное медицинское обслуживание, система выстроена таким образом, чтобы люди как можно реже к ней обращались. Дело не в ограничении доступа к медицинским услугам, дело во внутренней установке - вся система контроля
над здоровьем человека организована методами профилактики, реабилитации, консультации, чтобы предотвратить тяжелые заболевания и тем самым не только сдерживать расходы на дорогую медицинскую помощь, но и снижать затраты на здравоохранение, а заботу о здоровье сделать фактором жизни каждого человека – “иметь все, чтобы обойтись малым”. Может быть, в этом и есть секрет "15-го камня" японского сада в здравоохранении?
Неумолимая статистика: по сравнению с другими экономически развитыми странами, Япония тратит на здравоохранение очень мало - всего 7,6 процента от ВВП, а средняя продолжительность жизни - одна из самых высоких в мире. Кстати, на самой распространенной денежной купюре в 1000 иен не случайно изображен портрет доктора Ногути Хидэо из знаменитого госпиталя Сёва.
Если мысленно подняться над "садом камней" и посмотреть на него свысока, то по преданию обязательно увидишь недостающий камень. В России его существование в здравоохранении объясняется так - болезнь проще предупредить, чем лечить. К сожалению, в нашей стране, в отличие от Японии, правильные слова слабо подкреплены реальными действиями. Мы сотни миллионов долларов тратим на приобретение технологического медицинского оборудования и строительство новых корпусов больниц, разрабатываем приоритетные программы и повышаем зарплату врачам, но так и не нашли тот "15-й камень", за которым лежат реальные улучшения в здравоохранении. Следуя японской логике, этот камень лежит в сфере создания благоприятных условий для жизни населения: организации баз отдыха, спортивных площадок, бассейнов, санаториев, а главное возможностей сделать доступными продукты питания первой необходимости, без которых никто не может быть здоровым.
Совсем недавно в газетах Сахалинской области было опубликовано объявление: гражданам Сахалина, желающим пройти медицинское обследование в клиниках острова Хоккайдо, предоставляются 40-процентные скидки. Отыскав в медицине "15-й камень японского сада", правительство Японии озаботилось судьбой простаивающего медицинского оборудования, которое с каждым годом становится менее востребованным.
Статистика поразительна - в японских больницах резко увеличилась потребность в... косметологах, массажистах и парикмахерах. Мы
же продолжаем тщательно высчитывать минимальную потребительскую корзину, минимальную оплату труда, минимальный прожиточный минимум…

Гость
Добавлено: 02-02-2009 10:00
ЛИШЬ ЦВЕТЫ МОГУТ РАССКАЗАТЬ О КРАСОТЕ И ДУХЕ ПРИРОДЫ…

Икебана (с японского «цветок в композиции») – японское искусство составления цветов, также известное как кадо (яп. «путь цветов»).
В отличие от массового производства букетов, типичного для западного общества, японское искусство аранжировки цветов основывается на линии побегов и/или листьев, оформленных небольшим количеством цветков. Ключевым элементом композиции также является контейнер для растений.
Структура японской цветочной магии основана на разностороннем треугольнике, точки которого обычно обозначены побегами. В некоторых школах эти точки опоры символизируют небеса, землю и человека.
Каждое растение обладает своим характером, который определяет способ его роста. К примеру, усик вьюнка никогда не изменит своему направлению против часовой стрелки. Даже если его устроить расти по часовой стрелке, он все равно рано или поздно развернется так, как считает нужным. Если побеги растения не могут зацепиться за что-либо, чтобы расти вверх, они начнут спускаться вниз. Но даже если все ростки направлены вниз, кончики их всегда будут подниматься вверх. Такая врожденная природа растения называется у японцев шусшо.
В практике икебаны, самым важным является, конечно, внешний вид растений, но, поскольку шусшо имеет огромное влияние на форму ветка, ему тоже нужно уделять немалое внимание.
В икебане, прежде всего, природа (шинзен) определяется шусшо. Природа это те характеристики, которые присущи растению в общем, как, например, тяга веток и листьев к солнцу, цветение и рост в соответствии с переменами времен года и окружающей среды. В подвязывании ветвей вьюнка внешний вид – это природа, а внутренняя природа – шусшо.
Схватывание разницы между природой и шусшо – это первый шаг, это ключ к успеху при составлении красивой икебаны. Второй шаг для ученика это попытка выразить свое настроение путем лучшего использования свойств природы и шусшо. Если второй шаг пройден удачно, то получается, что символическое значение выражается упрощенными фигурами материалов. Шока – простейший способ выразить шусшо, в то время как рикка выражает тонкость природы в более сложной композиции.
Искусство составления икебаны и в настоящее время бурно развивается — открываются школы и учебные центры по всему миру, создаются новые стили и направления: Икебана
РИККА (вычурный и помпезный стиль средневековья),
ЧАБАНА (скромная и непритязательная цветочная аранжировка),
НАГЭИРЭ (дословно означает «цветы, брошенные в вазу» — в основе стиля икебаны простота и даже небрежность),
СЭЙКА (направление основано на игре света и тени, тем самым, олицетворяя силы природы),
МОРИБАНА (акцент сделан на корни растений),
ТЯБАНА (цветочный стиль икебаны для чайных церемоний)
СОГЭЦУ (принципиально новое направление икебаны с элементами европейской аранжировки и использованием металла, керамики).
Икебена в доме создаст атмосферу востока, подарит покой и умиротворенность. Икебана воплощает не только японскую эстетику и философское мировоззрение: оригинальные цветочные композиции могут стать и просто очень красивым дополнением к интерьеру.

Гость
Добавлено: 02-02-2009 10:01
ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОСКОП

У каждого из нас есть в мире цветов свои привязанности. Один любит розы или гвоздики, второй - астры и азалии, третий обожает простые полевые ромашки или сирень. Но мало кто задумывается над тем, откуда идет эта особая тяга к особому цветку. Хотя никто не станет спорить, что в нашем мире ничего не происходит без причины.
Закономерность во «взаимоотношениях» людей и цветов, причем закономерность, связанную со знаками Зодиака, подметили еще несколько тысяч лет назад на Востоке. Соответственно этому гороскопу «родные», любящие нас цветы, способствующие не только хорошему здоровью, но и прекрасному настроению, есть у каждого человека.
У ОВНА - это боярышник, анемон (ветреница), душистый горошек, фиалка и василек.
ТЕЛЕЦ: ландыш и сирень.
БЛИЗНЕЦЫ: маргаритка, мак, лютик, жасмин, нарцисс.
РАК: жимолость, водяная лилия, все белые цветы, жасмин.
ЛЕВ: пионы, ноготки, гладиолусы и хризантемы.
ДЕВА: астры, мать-и-мачеха, красный мак.
ВЕСЫ: ноготки, розы, фиалки.
СКОРПИОН: гвоздики, пионы, хризантемы.
СТРЕЛЕЦ: гвоздики, нарциссы, васильки.
КОЗЕРОГ: белая гвоздика, черный мак, плющ.
ВОДОЛЕЙ: фиалки, мирт, нарцисс.
РЫБЫ: нарциссы, жасмин, фиалки, незабудки.

Гость
Добавлено: 16-12-2009 12:26

ОКУДЭН Рей Ки
Сообщений: 1113
Добавлено: 31-03-2010 19:59
Орхидея прекрасный цветок
Нам с мужем на свадьбу подарили орхидею. Она цвела без перерыва 1,5 года потом отдохнула 2 месяца, разрослась и опять нас радует красивыми цветами. Я ее считаю символом нашего союза

Гость
Добавлено: 03-04-2010 19:22
Японский кедр суги, кипарис хиноки, сосна мацу, японская черная сосна kuromatsu - вековые деревья, обладающие огромной жизненной силой. О японской черной сосне смотри здесь. Суги - это криптомерия японская, по латыни звучит как "Cryptomeria japonica". Японское название этого дерева — суги, оно постепенно вытесняет старое название — японский кедр, которое является ошибочным, поскольку дерево не принадлежит к роду кедров. Это самое распространенное дерево Японии. Суги естественно произрастает в Японии и на острове Формоза. Растение является эндемиком Японии, где в горах образует чистые насаждения. Суги является национальным деревом Японии, деревья широко посажены вокруг храмов и святынь, многие деревья посаженны века назад.

Суги - вечнозелёное дерево семейства Кипарисовые высотой до 50 метров а диаметром ствола 2 метра. Крона густая и узкая. Кора коричневато-красная, волокнистая. Листья спирально расположенные, светло-зелёные, линейно-шиловидные, искривлённые у основания. Семенные шишки почти шаровидные, диаметром около 2 см, коричневатые, одиночные, созревают в первый год и остаются на дереве после рассеивания семян. Пыльца суги – сильный аллерген для более чем 10 % населения Японии.

Это священное дерево, оно достигает коллоссальных размеров и хорошо себя чувствует много сотен лет. Ствол суги японцы часто обвязывают специальной соломенной веревкой, указывающей на его "божественность". Древесина суги мягкая и лёгкая, устойчива к гниению, иногда с красивым рисунком. Она имеет теплый коричневый цвет с желтыми или темно-коричневыми полосками и штрихами, образующими подобие волнистого рисунка. Древесина легко поддаётся обработке, поэтому из нее делают чашечки для сакэ, бочки офуро, вырезают статуэтки Будды. Суги является деревом и для бонсая.

Предлагаю прогуляться для отдыха и оздоровления по этим лесам!

Гость
Добавлено: 03-04-2010 19:44
О японских соснах, кипарисах...


Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу

***

Все в лунном серебре...
О, если бы вновь родиться
Сосною на горе!

Рёта

***

Песнь дровосека.
Птичий нестройный щебет.
Ручья журчанье.
Росой омытые травы.
Сосны до самого неба...

Татибана Акэми

***

Все сосны в горах
Уже обрели очертанья,
И ветви видны
До самой последней иголки, -
Луна осенней ночи...

Кагава Кагэки

***

“Прозрачный водопад”…
Упала в светлую волну
Сосновая игла.

Басё

***

Яркий лунный свет!
На циновку тень свою
Бросила сосна.

Кикаку

***

Зимняя луна -
на снегу тень от пагоды рядом
с тенью от сосны...

Сики

***

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.

Рансецу

***

Осенняя луна.
О, если б вновь родиться
Сосною на горе.

Рёта

***

Осенняя луна!
Коль умру, стану вровень с ней, как эта
Горная сосна.

Рёта

***

Итак, друзья, скорей в страну Ямато!
Туда, где сосны ждут на берегу!
В заливе Мицу,
Где я жил когда-то,
О нас, наверно, память берегут!

Яманоуэ-но Окура

***

Ты мне лгала, что "горы в вечных соснах
Не перейдет волна - и не пройдет любовь".
И в волнах слез моих,
Перехлестнувших горы,
Блестят лучи луны на рукаве...

Фудзивара-но Садаиэ

***

в ущельях горных
снег сосны покрывает
а на полянах
все жители столицы
рвут зелень молодую

***

Ты стоишь нерушимо, сосна!
А сколько монахов отжило здесь,
Сколько вьюнков отцвело...

Басё


Гость
Добавлено: 03-04-2010 19:51
Бонсаи из гинкго:

Гость
Добавлено: 03-04-2010 19:54
В переводе с японского "бонсай" означает растение в плоском сосуде. Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около 2 тысячелетий назад.

В Японию искусство бонсай попало лишь в 6 веке н.э. вместе с буддизмом. Здесь оно получило дальнейшее развитие и именно отсюда начало свое триумфальное шествие по всему миру.
В современном понимании бонсай означает миниатюрное дерево в горшке. От обыкновенного комнатного растения бонсай отличают пропорции, соответствующие пропорциям рослого дерева. По сути бонсай - это точная, но уменьшенная в размере копия дерева, выросшего в естественных условиях.

Япония взяла на себя роль посредника между Китаем и Западом. Именно в стране восходящего солнца были систематизированы и усовершенствованы способы выращивания бонсай. Как таковое искусство современного бонсай возникло в начале 20 века. Главной целью этого искусства стал поиск новой формы бонсай на основе формы привычных и экзотических деревьев, выросших в естественных условиях. В целом, японские бонсай, в отличие от традиционных китайских, характеризуются большим изяществом.

Как и остальные виды восточного искусства, бонсай в Японии - не просто набор операций по выращиванию миниатюрного дерева в сосуде. Это целая философия, требующая от человека, занимающегося бонсай, определенных личностных качеств: справедливости, мудрости, доброжелательности, деликатности. Европейскому человеку трудно понять японскую философию, однако для достижения успеха ему важно, как минимум, отнестись к бонсай серьезно и проявить максимум внимания и любви к этому делу. При правильном и заботливом уходе бонсай может прожить сотни лет и стать символом, связующим поколения.

Традиционный бонсай должен соответствовать следующим требованиям:
- ствол - сильный с четко выраженным основанием корневой системы;
- линия ветвей - ясная и четкая;
- ствол и ветви составляют костяк растения и должны хорошо просматриваться даже сквозь листву;
- схожесть со сформировавшимся деревом того же или родственного вида, произрастающего в естественных условиях;
- сосуд - простой формы и неброской окраски;
- композиционное соответствие дерева и сосуда. Бонсай подразделяются по размеру и по форме.

Размер.
Классификация бонсай по размеру очень условна. Выделяют следующие виды бонсай:
- большие высотой в 60-120 см;
- средние высотой в 30-60 см;
- маленькие высотой 15-30 см;
- миниатюрные высотой 5-15 см, среди которых различают так называемые "бонсай-с-ноготок" (5-15 см) и "бэби-бонсай" (7,5-15 см).
Высоту растения измеряют от края посуды или от начала корней до самой высокой точки растения.

Форма.
Систематизация видов бонсай по форме была произведена японскими дизайнерами, поэтому в классификации используются японские названия.
Чоккан - симметричная вертикальная форма: прямой вертикальный ствол конусообразной формы, равномерно покрытый ветками.
Майоги - несимметричная вертикальная форма: конусовидный ствол с небольшим наклоном к основанию и максимум с 3-мя небольшими изгибами, равномерно покрыт ветками.
Шакан - наклонная форма: наклонный ствол, вершина и корневая система которого направлены в противоположную сторону, нежели основание ствола, сильная корневая система.
Фукинагаси - согнутая ветром форма: наклонный ствол, особенно у вершины, с ветками, направленными в сторону наклона.
Хокидачи - веерообразная форма: прямой ствол, разветвляющийся в форме веера.
Кенгай - свисающая или каскадная форма: изогнутые ствол и ветви, свисающие вниз, через край сосуда.
Хан-Кенгай - полусвисающая или полукаскадная форма: ствол и ветви горизонтальны по отношению к краю сосуда.
Исицуки - наскальная форма (бонсай на камне): корни растения охватывают камень, находящийся в грунте.
Сокан - близнецовая или раздвоенная форма: 2 ствола, различные по высоте и мощи, произрастающие из одного корня.
Санкан - трехствольная форма.
Кабудачи - многоствольная форма: растения со многими стволами различной толщины, напоминающие, кустарник. Число стволов должно быть нечетным.
Йосэ-Ю - лесная композиция: много деревьев различного размера и возраста в одном сосуде.
Икадабуки - плот: лежащий на или в грунте ствол с вертикальными ветками, растущими вверх. Растение похоже на лесную композицию из нескольких деревьев.

Условия содержания комнатных бонсай.
По требовательности комнатные бонсай можно поставить на один уровень с самыми прихотливыми комнатными растениями. Неправильное содержание либо погубит бонсай, либо лишит привлекательности и сделает обычным растением, но никак не миниатюрным деревцем.
Растения бонсай в подавляющем большинстве относятся к тропическим и субтропическим, поэтому климатические особенности нашего региона не пригодны для них. Из этого плавно вытекает вывод - условия необходимо создавать самому. Если вы сомневаетесь, что сможете предоставить бонсай все необходимое для его успешного и правильного роста, лучше заранее отказаться от этой затеи.

Сосуды.
В качестве сосуда под бонсай используют как специальные плоские емкости, так и обычные цветочные горшки из глины или пластмассы. В случае с бонсай лучше отдать предпочтение керамическому сосуду. При поливе следует иметь в виду, что глиняный горшок впитывает в себя влагу, поэтому полив растения в таком сосуде должен быть более обильным, чем в пластмассовом горшке.
В независимости от материала в сосуде должно быть достаточно большое дренажное отверстие.
Форма и емкость сосуда зависит от вида растения. Плоские сосуды более предпочтительны, нежели глубокие, так как их форма способствует формированию плоской корневой системы бонсай. Более того, плоский горшок выгодно оттеняет миниатюрное деревце. Высота стенок сосуда должна равняться как минимум толщине ствола. Длина сосуда должна соответствовать примерно 2/3 высоты растения. Форма плоского сосуда может быть самой разнообразной - квадратной, круглой, овальной, треугольной, многоугольной и даже неправильной.
Влаголюбивые растения, требующие обильного полива (например, мирт), лучше выращивать в глубоких горшках. Также в сосудах с высокими стенками эффектно смотрятся растения со свисающими и полусвисающими формами.
Чем более плоский сосуд, тем больше будет расход воды при поливе бонсай и тем короче будут интервалы между поливами.
Для цветущих растений и растений со светлой или серо-зеленой листвой подойдут сосуды светлых тонов, для растений с темно-зеленой листвой, а также для тех, у которых темный ствол и ветви визуально превалируют над массой листвы, - сосуды темно-серого, темно-коричневого и темно-синего цвета. Причем в первом случае предпочтительнее использовать глазурованные горшки, тогда, как во втором случае от сосудов, покрытых глазурью, следует отказаться.

В переводе с японского "бонсай" означает растение в плоском сосуде. Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около 2 тысячелетий назад.

В Японию искусство бонсай попало лишь в 6 веке н.э. вместе с буддизмом. Здесь оно получило дальнейшее развитие и именно отсюда начало свое триумфальное шествие по всему миру.
В современном понимании бонсай означает миниатюрное дерево в горшке. От обыкновенного комнатного растения бонсай отличают пропорции, соответствующие пропорциям рослого дерева. По сути бонсай - это точная, но уменьшенная в размере копия дерева, выросшего в естественных условиях.
Япония взяла на себя роль посредника между Китаем и Западом. Именно в стране восходящего солнца были систематизированы и усовершенствованы способы выращивания бонсай. Как таковое искусство современного бонсай возникло в начале 20 века. Главной целью этого искусства стал поиск новой формы бонсай на основе формы привычных и экзотических деревьев, выросших в естественных условиях. В целом, японские бонсай, в отличие от традиционных китайских, характеризуются большим изяществом.
Как и остальные виды восточного искусства, бонсай в Японии - не просто набор операций по выращиванию миниатюрного дерева в сосуде. Это целая философия, требующая от человека, занимающегося бонсай, определенных личностных качеств: справедливости, мудрости, доброжелательности, деликатности. Европейскому человеку трудно понять японскую философию, однако для достижения успеха ему важно, как минимум, отнестись к бонсай серьезно и проявить максимум внимания и любви к этому делу. При правильном и заботливом уходе бонсай может прожить сотни лет и стать символом, связующим поколения.
Традиционный бонсай должен соответствовать следующим требованиям:
- ствол - сильный с четко выраженным основанием корневой системы;
- линия ветвей - ясная и четкая;
- ствол и ветви составляют костяк растения и должны хорошо просматриваться даже сквозь листву;
- схожесть со сформировавшимся деревом того же или родственного вида, произрастающего в естественных условиях;
- сосуд - простой формы и неброской окраски;
- композиционное соответствие дерева и сосуда. Бонсай подразделяются по размеру и по форме.
Размер.
Классификация бонсай по размеру очень условна. Выделяют следующие виды бонсай:
- большие высотой в 60-120 см;
- средние высотой в 30-60 см;
- маленькие высотой 15-30 см;
- миниатюрные высотой 5-15 см, среди которых различают так называемые "бонсай-с-ноготок" (5-15 см) и "бэби-бонсай" (7,5-15 см).
Высоту растения измеряют от края посуды или от начала корней до самой высокой точки растения.
Форма.
Систематизация видов бонсай по форме была произведена японскими дизайнерами, поэтому в классификации используются японские названия.
Чоккан - симметричная вертикальная форма: прямой вертикальный ствол конусообразной формы, равномерно покрытый ветками.
Майоги - несимметричная вертикальная форма: конусовидный ствол с небольшим наклоном к основанию и максимум с 3-мя небольшими изгибами, равномерно покрыт ветками.
Шакан - наклонная форма: наклонный ствол, вершина и корневая система которого направлены в противоположную сторону, нежели основание ствола, сильная корневая система.
Фукинагаси - согнутая ветром форма: наклонный ствол, особенно у вершины, с ветками, направленными в сторону наклона.
Хокидачи - веерообразная форма: прямой ствол, разветвляющийся в форме веера.
Кенгай - свисающая или каскадная форма: изогнутые ствол и ветви, свисающие вниз, через край сосуда.
Хан-Кенгай - полусвисающая или полукаскадная форма: ствол и ветви горизонтальны по отношению к краю сосуда.
Исицуки - наскальная форма (бонсай на камне): корни растения охватывают камень, находящийся в грунте.
Сокан - близнецовая или раздвоенная форма: 2 ствола, различные по высоте и мощи, произрастающие из одного корня.
Санкан - трехствольная форма.
Кабудачи - многоствольная форма: растения со многими стволами различной толщины, напоминающие, кустарник. Число стволов должно быть нечетным.
Йосэ-Ю - лесная композиция: много деревьев различного размера и возраста в одном сосуде.
Икадабуки - плот: лежащий на или в грунте ствол с вертикальными ветками, растущими вверх. Растение похоже на лесную композицию из нескольких деревьев.
Условия содержания комнатных бонсай.
По требовательности комнатные бонсай можно поставить на один уровень с самыми прихотливыми комнатными растениями. Неправильное содержание либо погубит бонсай, либо лишит привлекательности и сделает обычным растением, но никак не миниатюрным деревцем.
Растения бонсай в подавляющем большинстве относятся к тропическим и субтропическим, поэтому климатические особенности нашего региона не пригодны для них. Из этого плавно вытекает вывод - условия необходимо создавать самому. Если вы сомневаетесь, что сможете предоставить бонсай все необходимое для его успешного и правильного роста, лучше заранее отказаться от этой затеи.

Сосуды.
В качестве сосуда под бонсай используют как специальные плоские емкости, так и обычные цветочные горшки из глины или пластмассы. В случае с бонсай лучше отдать предпочтение керамическому сосуду. При поливе следует иметь в виду, что глиняный горшок впитывает в себя влагу, поэтому полив растения в таком сосуде должен быть более обильным, чем в пластмассовом горшке.
В независимости от материала в сосуде должно быть достаточно большое дренажное отверстие.
Форма и емкость сосуда зависит от вида растения. Плоские сосуды более предпочтительны, нежели глубокие, так как их форма способствует формированию плоской корневой системы бонсай. Более того, плоский горшок выгодно оттеняет миниатюрное деревце. Высота стенок сосуда должна равняться как минимум толщине ствола. Длина сосуда должна соответствовать примерно 2/3 высоты растения. Форма плоского сосуда может быть самой разнообразной - квадратной, круглой, овальной, треугольной, многоугольной и даже неправильной.
Влаголюбивые растения, требующие обильного полива (например, мирт), лучше выращивать в глубоких горшках. Также в сосудах с высокими стенками эффектно смотрятся растения со свисающими и полусвисающими формами.
Чем более плоский сосуд, тем больше будет расход воды при поливе бонсай и тем короче будут интервалы между поливами.
Для цветущих растений и растений со светлой или серо-зеленой листвой подойдут сосуды светлых тонов, для растений с темно-зеленой листвой, а также для тех, у которых темный ствол и ветви визуально превалируют над массой листвы, - сосуды темно-серого, темно-коричневого и темно-синего цвета. Причем в первом случае предпочтительнее использовать глазурованные горшки, тогда, как во втором случае от сосудов, покрытых глазурью, следует отказаться.

Гость
Добавлено: 12-04-2010 13:01
Котовадза в переводе с японского означает «пословица», «поговорка», «изречение», «афоризм».
У японцев это слово более ёмко по своему содержанию, чем в русском. Афоризмы, пословицы и поговорки передаются из уст в уста, из поколения в поколение почти в неизменном виде, рассказывая об истории, культуре, быте и нравах, а также о национальном характере народа. Котовадза является зеркальным отражением традиций и духа японцев, она хранит мудрость и опыт многих поколений.


• В дом, где смеются, приходит счастье

• Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься

• Пришла беда - полагайся на себя

• И Конфуцию не всегда везло

• И мудрец из тысячи раз один раз да ошибается

• Нет света без тени

• И добро и зло - в твоем сердце

• Злу не победить добра

• Где права сила, там бессильно право

• Женщина захочет - сквозь скалу пройдет
• Воля и сквозь скалу пройдет

• Какая душа в три года, такая она и в сто

• С тем, кто молчит, держи ухо востро

• Кто плавать может, тот и утонуть может

• За излишней скромностью скрывается гордость

• Прямой человек, что прямой бамбук, встречается редко

• У кого веселый нрав, тот и сквозь железо пройдет

• Кто любит людей, тот долго живет

• За деньги ручайся, за человека - никогда

• Рождают тело, но не характер

• Кто пьет, тот не знает о вреде вина; кто не пьет, тот не знает о его пользе

• У человека внешность обманчива

• Тигр бережет свою шкуру, человек - имя

• Прощай другим, но не прощай себе

• Верный вассал двум господам не служит

• Если уж укрываться, то под большим деревом

• Хочешь узнать себя - спроси других

• Нужен был - тигром сделали, нужда прошла - в мышь превратили

• Ущипни себя и узнаешь, больно ли другому

• Со старым человеком обращайся, как с отцом

• Хочешь узнать человека - узнай его друзей

• Пляши, когда все пляшут

• В дружбе тоже знай границу

• Фальшивый друг опаснее открытого врага

• С деньгами и в аду не пропадешь

• Кто беден, тот и глуп

• Нечестно нажитое впрок не идет

• Деньги льнут к деньгам

• Колос зреет - голову клонит; человек богатеет - голову задирает

• И Будда терпит лишь до трех раз

• Кто терпелив, тот бедности не поддается

• Ветви, что дают прохладу, не рубят

• Дурака никаким лекарством не вылечишь

• Кто в сорок лет глуп, тот умным не станет

• Близ умного дети и не учась читают

• Нет врага опаснее дурака

• Мудрому человеку не вода, а ближний зеркалом служит

• Кто слишком умен, у того друзей не бывает

• Малые рыбки теснятся там, где большие

• Счастье приходит в веселые ворота

• Купец купцу - враг

• Как только беда миновала - принарядись

• Пыль, нагромождаясь, образует горы

• Красавица - это меч, подрубающий жизнь

• Чтобы понять родительскую любовь, надо вырастить собственных детей

• Все, что цветет, неизбежно увянет




Гость
Добавлено: 06-06-2011 12:10
Японский сад в Главном Ботанич. саду (Москва)
Создан Кеном Накадзими в 1984 году
открыт суб-воск с 12.00-20.00
вт, ср, пят. 12.00-18.00





Гость
Добавлено: 21-06-2011 13:28
5 книг о Японии



1. М.Басё, стихи. Японская эстетика является высшим проявлением искусственности. Так говорят сами японцы, стремящиеся в поэзии, живописи, каллиграфии соединить человеческое сознание с природой. Поэтому японские книги – как и книги о Японии – понравятся человеку, который тяготеет к философскому познанию мира и одновременно ценит чужое наивное воображение, способное в простых формах выражать сложные вещи. Яркий пример – лирика Басё, классика литературы XVII века с ее уникальной поэтикой, отчасти предварившей, как кажется, литературу модернизма («поток сознания»). Можно порекомендовать сборник его стихов, вышедший недавно в издательстве «Харвест»: книга маленькая, хорошо изданная, дорогая (500 рублей!), с отличными классическими каллиграфическими репродукциями. На каждой странице – по одному хайку, такого, например, рода: «К колокольчику / Цветку долетит ли комар? / Так грустно звенит». И рядом картинка. Если вы едете в машине, вас достали пробки и у вас нервы стучат в ушах – можно прочесть про этого комарика, посмотреть на картинку: может быть, поможет.

2. Д.А.Пригов, «Только моя Япония». Эта книга – встреча двух концептуалистов: японского мира и путешественника Пригова, который, с одной стороны, описывает объективную реальность, а с другой, как поэт и художник, периодически обращается к иронии, абсурду и гротеску. Описывает он все свои наблюдения, начиная от магазинов и повседневного общения и заканчивая горами, буддистами, мантрами и различными способами медитации. Японцы в большей степени, чем все остальные азиаты, претендуют на определение «инопланетяне» (в этом признаются и просвещенные интеллектуалы). У них практически отсутствует коммуникация с внешним по отношению к Японии миром, а их собственный организован так прихотливо, что европейской логике не поддается: понять его этику, эстетику, управляющие им законы человек со стороны не может. Пригов этому миру оказался близок: один чудик рассказывает о других, передает свои впечатления от чудесной страны (а чудо открывается не всем - требуется воображение).

3. Х.Мураками, «Охота на овец». Тут проамериканизм японца-шестидесятника, современное европейское мышление мистическим, завораживающим образом соединяются с японской традицией воображения и философствования. Шестидесятники – это особенное поколение в мировом масштабе: сексуальная революция, попытки перевернуть мир – но Мураками переворачивает его весьма по-японски. Постмодернизм – и классика; поэтому так нравится молодежи (японская молодежь, к слову, сегодня очень сильно меняется, вестернизируется).

4. К.Абэ, «Чужое лицо». Этого автора в Японии долгое время не признавали, полагая, что он предал национальную традицию, сделавшись совершенно западным писателем – хотя до Запада в его случае далеко: читая Абэ, вы сталкиваетесь с таким накручиванием образов, с таким сложным анализом в самых, кажется, простых словах (за которыми на самом деле глыбы смыслов) – это очень японский подход к эстетике. Все японские писатели – эстеты и философы; одни грустные, прочие менее грустные, но веселья вы у них не найдете (у японцев вообще отсутствует чувство юмора – смеются они много, но по поводам, которые у нас смеха не вызовут). Сохранять лицо - очень важная в японской этике нравственная норма, ее корни – не только в этике самураев, но и в национальном характере японцев как таковом. «Чужое лицо» - это философское рассуждение о том, что происходит с человеком, лицо потерявшим (у Абэ потеря лица дана в ясной метафоре: лицо героя обезображено взрывом и он прячет его за разными масками).

5. В.Елисеефф, Д.Елисеефф, «Японская цивилизация». Эта книга написана в сухой, энциклопедической манере, она лишена интерпретаций - но дает возможность узнать все, что угодно, обо всем, что японская цивилизация породила: что такое катана и зачем нужны эти мечи, что такое икебана и каким образом ее составляют, что такое интерьер-дизайн по-японски и откуда происходит свойственный ему минимализм и т.д. Также – легенды, поэзия, стадии развития, формирование современного государства, семейная жизнь, император как явление…


Гость
Добавлено: 16-03-2013 12:21
ГАРМОНИЯ

Гость
Добавлено: 07-09-2013 23:50
ЯПОНСКИЙ ДЗЕН-САД

Гость
Добавлено: 07-09-2013 23:50

Гость
Добавлено: 07-09-2013 23:51

Гость
Добавлено: 07-09-2013 23:52

Гость
Добавлено: 07-09-2013 23:52

Гость
Добавлено: 07-09-2013 23:53

Гость
Добавлено: 07-09-2013 23:53

Гость
Добавлено: 07-09-2013 23:54

Страницы: 1 2 3 4 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
ДАО КУРАМА / РЕЙ КИ (традиционное классическое) - Универсальная Жизненная Энергия / БОНСАИ, Сад Камней, икебана, японские традиции

KXK.RU