"Великий кожаный путь"

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Обувное и Швейное Оборудование / Новости Легкой промышленности / "Великий кожаный путь"

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 267
Добавлено: 10-03-2007 00:34
Обувь китайского производства является основным конкурентом отечественных обувщиков на внутреннем китайском рынке. В 90-е гг., когда в ходе реформ российская обувная промышленность сократила производство более чем в десять раз и боролась за выживание на собственном рынке, китайская обувная отрасль бурно развивалась с помощью государства. Информацией о состоянии и перспективах обувной индустрии Китая поделился первый вице-президент ОАО "Рослегпром" Александр Круглик. При подготовке статьи были использованы данные Ассоциации кожевенной промышленности Китая (CLIA), таможенных органов Китая, информация Федерации обувных компаний Европы (СЕС) и исследования ЮНИДО, проведенные экспертами Э. Клотье и Ф. Шмел.



Что представляет собой китайская индустрия обуви?



Китайская обувная промышленность сосредоточена на юго-востоке Китая в трех приморских провинциях - Гуапдонг, Фуцзянь и Чжецзян, на долю которых приходится 80% производимой обуви. В Гуандонге - крупнейшем производителе обуви - на экспорт работают более 10 тыс. производств. Нужно отметить, что подавляющая часть обувных компаний Китая являются частными, и только в 3% из них имеется государственная доля.



Около 45% обувных предприятий принадлежат иностранцам. Основные иностранные собственники - тайваньцы (60% всех производственных мощностей), корейцы и китайцы из Гонконга.



Все обувные предприятия делятся на крупные, средние и малые. В крупных компаниях численность работающих достигает нескольких десятков тысяч человек, а в самой большой компании, по информации китайской ассоциации обувщиков, работают 90 тыс. человек.



По китайской классификации, крупным считается предприятие, производящее 4-5 млн. пар обуви в год, средним - 2-3 млн. пар, малым - производящее 400-500 тыс. пар в год.



Китайская обувная промышленность способна производить обувь очень высокого класса, и многие фабрики, особенно производящие обувь на экспорт, сейчас внедряют системы управления качеством на основе международных стандартов серии ISO 9000. Большинство китайских производителей, независимо от размера, имеют крупные отделы по разработке новой продукции, оснащенные мощными системами автоматического проектирования, что позволяет фабрикам быстро разрабатывать новые модели обуви. Как правило, заказы на уже готовые модели выполняются в течение шести недель, подготовка новой модели занимает около двух недель.



Поставка обуви из Китая в Европу и США занимает 2,5-4 недели с момента отгрузки продукции с фабрики.



В Китае хорошо развита инфраструктура, обеспечивающая поставку комплектующих и материалов. На предприятиях используется, в основном, китайское и тайваньское оборудование. Мощная кожевенная индустрия полностью обеспечивает потребности обувщиков. Кожевенная отрасль перерабатывает как местное, так и импортное сырье и производит различную кожевенную продукцию, из которой только 50% используется в обувном производстве.



Объемы выпуска обуви в Китае



По международным экспертным оценкам объем производства обувной промышленности Китая составил:

В 1994 г. - 3,75 млрд. пар (или 38% мирового производства)

В 1997 г. - 5,25 млрд. пар (47,5%)

В 2005 г. - 7,65 млрд. пар (58,8%)

В 2009 г. ожидается, что Китай произведет 8,9 млрд. пар и достигнет 6l,5% мирового производства.



Что ослабляет отрасль?



Европейские специалисты отмечают и недостатки, характерные для китайских производств:

слабая организация производств;
неоптимальная производительность труда;
малоэффективное управление предприятием;
недостаточная квалификация большинства сотрудников.
Есть и объективные отрицательные условия, влияющие на развитие отрасли. Китайские производители испытывают острую нехватку воды, электричества и других энергоресурсов. Кроме того, реки Китая уже сейчас загрязнены отходами кожевенного производства.



Как решается кадровый вопрос?



Обувная промышленность достаточно трудоемка, и одним из преимуществ Китая являются большие резервы живой рабочей силы. Однако они не безграничны.



Во-первых, растет спрос на трудовые ресурсы в других отраслях, более наукоемких и развивающихся так же динамично.



Во-вторых, государственная политика в области контроля рождаемости и удержания населения в сельской местности направлена на то, чтобы до минимума сократить миграцию населения. Хотя именно сельская местность была и остается основным поставщиком рабочих-обувщиков.



В-третьих, в некоторых других отраслях, например, в автомобилестроении и электронике, зарплаты выше, чем в обувной отрасли. Хотя в 2005 г. зарплата обувщиков выросла в среднем на 28%, а некоторые компании увеличили ее на 35%. В зависимости от квалификации, зарплата рабочих составляет $100-160, вместе с премиями и сверхурочными может достигать $450, мастера производства имеют оклад $250, инженерно-технический персонал - $500, дизайнеры - $620. Как правило, при шестидневной рабочей неделе рабочий день длится 10 часов. Обычно рабочему предоставляется три отпуска в год, по семь дней каждый.



Что происходит с экспортом?



Китай является крупнейшим экспортером. В десятку основных покупателей китайской обуви входят США, Евросоюз, Япония, Гонконг (реэкспортер), Россия, Казахстан, Канада, ОАЭ, Южная Корея и ЮАР. Крупные производители обычно работают напрямую с основными иностранными покупателями, которые предпочитают эту форму продаж, обеспечивающую доступ к поставщикам и контроль выполнения заказа. Большая часть производителей реализует свою продукцию через оптовые компании - торговые дома, оптовые рынки в крупных городах и центрах обувной промышленности.



Оптовая компания, как правило, имеет исключительное право на торговлю продукцией фабрики на внутреннем и внешнем рынках. Экспортная оптовая компания обычно предоставляет дизайнерские услуги; покупателю достаточно посетить выставочный зал и сделать заказ, при этом отпадает необходимость посещать производителя. Оптовая компания сама находит фабрику-изготовителя или несколько фабрик, если заказ большой или в том случае, если первая фабрика не успевает в срок выполнить заказ.



Каковы налоги и таможенные ставки?



Каждая обувная компания платит налог в размере 3-5% от объема продаж, и это является основным источником доходов местных органов власти. Налог на добавленную стоимость в Китае составляет 17% и поступает в доход китайского правительства. Импортные комплектующие и материалы облагаются таможенными пошлинами, ставки которых доходят до 10%.



Предприятия, работающие на экспорт, пользуются экспортной субсидией. Ставка субсидии, как и НДС, раньше составляла 17%. В настоящее время она снизилась до 13%, и, по требованию ВТО, эта ставка постепенно должна снижаться - сначала до 11%, затем до 8%, и, наконец, до 5%. Если предприятие поставляет продукцию на экспорт через торговый дом, то субсидия выплачивается не предприятию, а торговому дому.



В настоящее время китайская обувная промышленность реализует 40% обуви на внутреннем рынке и 60% - экспортирует. В перспективе объем экспорта будет увеличиваться на 0,5-1 млрд. пар год. По мнению европейских экспертов, китайские обувщики займут нишу в общем мировом объеме производства на уровне 65%.



Кто защищает интересы отрасли?



В 1988 г. в Китае была создана Ассоциация кожевенной промышленности Китая (CLIA), учредителями которой стали научные и образовательные учреждения, а также предприятия, производящие кожу, изделия из кожи, комплектующие.



Ассоциация является основным отраслевым союзом обувной промышленности. В провинциях и городах, производящих обувь, созданы региональные отраслевые ассоциации. Основные сферы их деятельности - продвижение товаров на внешние рынки, внедрение новых технологий, информационное обеспечение в сфере законодательства и страхования.



Как противостоять экспансии китайских товаров?



Мы наблюдаем, как Федерация обувных компаний Европы пытается защитить рынок Евросоюза от дешевой китайской обуви путем установления пошлин, хотя на протяжении многих лет именно Европа боролась за полную открытость и прозрачность рынков. Именно в результате этой политики была уничтожена обувная промышленность в большинстве стран Северной Европы, не выдержавшая конкуренции с обувщиками Юга - Италии, Испании, Португалии, и это произошло еще задолго до китайского наступления.



По данным госстатистики Китая, в 2003 г. поставлено на рынок: США - 1550 млн. пар, Евросоюза - 744 млн., Японии - 422 млн., Гонконга - 510 млн., России - 126 млн. пар.



Антидемпинговые действия Евросоюза на некоторое время облегчат положение обувной индустрии Италии, Испании и Португалии, но борьба с китайскими обувщиками дает больше шансов на развитие других экспортеров обуви, особенно в Юго-Восточной Азии - Вьетнаме, Таиланде, Индии.



Что касается российской обувной промышленности, то у нее есть перспективы развития даже в этих сложных условиях. При динамично развивающемся внутреннем рынке нужно, чтобы сработала целая цепь факторов, о которых много говорится, но пока мало делается со стороны государства: установление цивилизованных отношений на рынке товаров легкой промышленности, создание условий для развития перерабатывающих отраслей промышленности, разработка внятной промышленной политики государства. Остальное отечественные обувщики сделают сами.

журнал "Shoes report", # 39, 2006

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Обувное и Швейное Оборудование / Новости Легкой промышленности / "Великий кожаный путь"

KXK.RU