В прошлом году в Мариенбаде

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Обсуждение фильмов / / В прошлом году в Мариенбаде

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 51
Добавлено: 11-10-2004 03:09
Итак, у Dimm'а вопрос: кто-нибудь может мне объяснить: Что хорошего в фильме "Прошлым летом в Мариенбаде" ? В чем его ценность? Почему он культовый? По-моему, это какое-то надувательство!

Два слова о фильме "В прошлом году в Мариенбаде"/"Прошлым летом в Мариенбаде" (в оригинале "L’Annee derniere a Marienbad", 1961г., автор сценария Ален Робб-Грийе, режиссер Ален Рене, премия Золотой лев на Венецианском фестивале).

А что, давайте поговорим о фильме и вообще о таких кинопостроениях (не в плане из перечисления, а о их общем ЗНАКОВОМ смысле).

Для начала две "затравочные статьи" самих авторов этого фильма, процитированные по сб. "Ален Рене" М., Искусство, 1982г., стр. 167-169).

Из первой статьи:
"Ален Рене: Робб-Грийе дал мне прочесть пять сценариев, все интересные. Мы выбрали самый трудный.
Мужчина предлагает женщине прошлое, женщина отказывается от него, потом, по-видимому, принимает. А может быть, и нет.
В таком кратком изложении это звучит глупо. Этот фильм весь основан на видимостях. Все в нем неоднозначно. Ни об одной сцене нельзя сказать, происходит ли она сегодня, вчера или год назад, ни об одной мысли – какому персонажу она принадлежит. Реальность и чувства – все подвергается сомнению, неизвестно, что происходит в действительности, а что во сне (привет Dimm'у с его сценарием о девушке-ангеле!!!)… Это похоже на упражнение ради упражнения, и, возможно, так оно и есть.
И мы ставим этот фильм именно в тот момент, когда, по-моему, во Франции невозможно делать фильмы без упоминания о войне в Алжире! Однако я спрашиваю себя, не связана ли душная замкнутая атмосфера "В прошлом году в Мариенбаде" с этими противоречиями
Корреспондент: Хотели бы поставить фильм о войне в Алжире?
Ален Рене: У меня был довольно определенный проект, сценарий Анн-Мари де Виллэн. Речь шла о том, как отражается война на отношениях супружеской пары. (Мужа призвали в армию.) Это требовало определенных поисков в области формы. Впрочем, не чисто формальных. Классический фильм не может передать подлинного ритма современной жизни. Вы делаете сто разных дел в день – идете на занятия. В кино, на собрание своей ячейки и т.д. Современная жизнь прерывиста, это все ощущают, это отражают и живопись и литература, почему же в кино не отразить такой прерывистости вместо того, чтобы цепляться за традиционное однолинейное построение?" ("Clarte", 1961, №33).

Из второй статьи:
"Нет сомнения, что способности зрителя коммерческих фильмов недооценены. Поэтому всякая "смелость" в композиции издавна доступна лишь посетителям киноклубов, а хорошие фильмы для широкого проката вынуждены ограничиться однолинейными сюжетами, очень ясными и ободряющими – каждый план в них оправдан строгой причинностью, каждый кадр должен прежде всего играть свою роль в изложении фабулы, даже возвраты в прошлое - всего лишь дополнительный элемент безупречной хронологии, а возникающие противоречия – только узлы искусно сплетенной интриги.
Однако сегодня значительная и все растущая часть широкой публики заявляет, что ей все это надоело, и не хочет больше мириться с длинными разъяснительными сценами, с диалогом, который "продвигает действие", со слишком явно подготовленной последовательностью планов, "логически" связанных между собой.
По-видимому, пришло время обратиться к этому зрителю на новом языке – он, очевидно, готов его принять и уже принимает, как показали неоднократные опыты последних лет. Авторы данной попытки надеются только, что смогут построить свое произведение не на основании "повествования", а на другой структурной основе, смогут создать формы, способные увлечь зрителя как бы безотчетно, одной лишь силой построения, помимо всякого внешнего ее значения. Подлинное драматическое напряжение, подлинная страсть, возможно, связаны не с пресловутым фабальным "содержанием", а с неповторимым способом воздействия на чувства: слух, зрение.
Между тем этот фильм не стремится совершенно уничтожить интригу – он намерен воспользоваться ею по своему усмотрению, чтобы построить нечто иное: кинематографическое повествование. В нем можно, правда, обнаружить некоторые, более или менее привычные, психологические темы, например: убеждение посредством слова, страх перед неизвестным, изнасилование как ритуальное воссоединение и т.д. В нем встречается также несколько традиционных психологических мотивов: стрельба из пистолета, длинные коридоры, двери, величественные лестницы, игры со строгими правилами и т.д. Наконец, в нем широко использованы классические элементы нашего современного духовного мира, представлены ряды, не связанные причинной связью, вариационные повторы, материализованная реальность воображаемого, овеществление прошлого или будущего и вообще смешение времен.
Но эти различные компоненты разрабатываются в фильме как формальные мотивы, и даже если они, возможно, предполагают какую-то философию, психологию или мораль, то все же воздействовать на зрителя они должны непосредственно при помощи своей формы или формального развития.
Композиция кадров, их сцепление, сопровождающий их звук не находятся больше в тиранической зависимости от "здравого смысла": услышав слово, ты не всегда понимаешь, кто его произнес, не всегда знаешь, откуда доносится тот или иной звук и даже что он означает. Наблюдая сцену, ты не всегда знаешь, когда именно она происходит, где и что она, собственно, изображает. Даже внутри одного кадра тщательный анализ часто обнаруживает значительные противоречия. Тем не менее есть надежда, что, несмотря на эти странности и неопределенности, изображение, звук и их соединение выразят с достаточной силой явную потребность в современном реализме, который преодолел бы старое противоречие между реалистическим и поэтическим кино и навсегда заменил бы собой старый натурализм.
"В прошлом году", конечно, не единственная попытка в этом направлении. Наоборот, непреклонность авторов подкреплена уверенностью, что они находятся на том пути, которым, более или менее сознательно, идет все современное кино" (Ален Рене, Ален Робб-Грийе "Cinema-61", №53).

Ну-с, кто начнет?


Группа: Участники
Сообщений: 0
Добавлено: 11-10-2004 21:37
Приведу для начала цитату, на которую наткнулся ища в интренете что-нибудь о фильме. Цитата из рецензии Виктора Распопина(кто это - не знаю:))
"Сразу скажу: смотреть трудно, вникать еще труднее, понять до конца невозможно. Но так, надо полагать, и задумано. Можно только
почувствовать. Если с самого начала вас что-то задевает, магнетизирует, - смотрите. И обязательно почувствуете, о чем это всё и зачем. На поверхности - это почти мелодрама с уводом прекрасной дамы, игрой по-крупному в роскошном казино, стрельбой, даже, кажется, изнасилованием и проч. По сути - холодная драма о смертельной борьбе нескольких одиночеств друг с другом и - шире - человека с собственным одиночеством (если в фильме вообще речь идет о людях и о реальных, а не
грезящихся событиях). Борьба эта, в полном соответствии с популярной в 60-е философией экзистенциализма, заведомо обречена на поражение". И т.д.
Теперь от себя.
Да, я согласен - фильм авторский. Из категории - "не для всех". И такие имеют право на существование:) Да сценраий - Ален Роб Грийе! Да экзистенцализм... Но об этом я узнал, спустя несколько дней, прочитав в интернете. Возможно надо было подготовиться к просмотру и знать на что иду:) Но я увидел: - резкий монтаж, нарушающий все правила и бьющий по глазам, невозможные монотонные завывания органа (которые через полчаса начали действовать на меня как пыточное орудие - просто психоделика), длинные скучные планы, отсутствие внятного действия
(хотя понятно, что там нелинейный сюжет, но за ним НЕИНТЕРЕСНО наблюдать!Сорри, это мое мнение). Да - это новация, я понимаю, а для того времени это вообще революция, наверное...Но!

Я еле досидел до конца. Я конечно не показатель. Вполне возможно Вы меня сейчас поставите на место, и объясните, что, мол надо иметь некий уровень образованности, дабы подходить к такому кинематографу. Возможно. Но тогда объясните мне это!
Спасибо.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 51
Добавлено: 12-10-2004 02:10
Здравствуйте, Dimm! Слава богу в этом разделе мы можем беседовать по-интеллигентному – на Вы.
Но, видимо, до сих пор Вы меня неверно понимали. Вот Вы написали: "Вполне возможно Вы меня сейчас поставите на место, и объясните, что, мол надо иметь некий уровень образованности".
Ваша неправда. Меня раздражает в разговорах на Кинофоруме вовсе не уровень образования, а безмотивная досужая болтовня, типа "Ну, кинище, блин!" – "Да полная лажа!!". Мне интересна аргументация. Я думаю, именно это отличает любую дискуссию от подросткового "обмена впечатлениями" в сортире кинотеатра. От людей, которые вслух заявляют, что далее третьей строки читать не в состоянии (не в олигофренический ли заповедник прямая дорога таким?!), но – нет, они лезут во все темы, да и еще других обрывают…
И поскольку лично Вы аргументируете, то мы с Вами – равные собеседники, и никто из нас не "ставит другого на место". Потому что мы уже стоим на верных "аргументационных местах", а не на болтологической инфантильной дури.
Вы даже ищете что-то дополнительное в Интернете, значит, готовитесь к разговору. Это – взрослый подход, он интересен.
А хотите, я приведу цитату в Вашу пользу? Я ведь тоже готовлюсь к таким разговорам…
Так вот, это из статьи "Чистое кино", 1962 год, автор Жан Кониль:

"Чистая поэзия, чистый роман, чистый театр, чистое кино – нам известны все формы помешательства на чистоте, которое иссушает наше искусство и оборачивается бесчеловечностью". Когда я думаю о фильме Рене и Робб-Грийе "В прошлом году в Мариенбаде", я постоянно вспоминаю эту фразу Альбера Бегэна, которая звучит настойчивым предупреждением. В самом деле, этот фильм – бесспорный шедевр определенной эстетики. Он в некотором роде как бы подытоживает все ее формы: эстетика, лишенная жизненной силы, человечности, индивидуальности, очищенная от всякой сути, от всякой человеческой, социальной, космической или духовной наполненности. Ее единственная забота и способность состоит в том, чтобы заниматься собой, своими элегантными манерами, своим унылым движением в пустоте" (Цит. по сб.: "Ален Рене, М., Искусство, 1982г., стр. 211).

Видите, Dimm, это ведь серьезно! Жан Кониль, цитируя Альбера Бегэна, напоминает о "бесчеловечности" такого кино. А это уже выходит за рамки собственно искусства, эстетики… Это разговор об антигуманизме такого рода экспериментальных "кинематографических упражнений"…
В общем, тут есть о чем подумать.


Группа: Участники
Сообщений: 0
Добавлено: 12-10-2004 12:38
Еще беда в том, что у интеллектуалов фильм этот держится за эталон авторского кино. Когда я сказал (в интелектульной компании:), что мне непонятен этот фильм, мне ответили что "я потерян для общества".
Но я видел много других авторских лент, не менее сложных, но они не вызывали во мне такой реакции. Напротив!
....По-моему, здесь такая же ситуация, как с Тарковским.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 30
Добавлено: 12-10-2004 23:51
А я смотрел этот фильм! Не поверите – в море! У нас на траулере ведь была своя киноустановка, чтобы мы культурно отдыхали после сплошного рыбоубийства.
И вот что я скажу. Я точно знаю, что люди, снимающие такие фильмы либо психически больны тем мозговым органом, который отвечает за логическое суммирование информации, получаемой из внешнего мира (то есть, видеть, слышать, обонять и пр. они могут отменно, но составить верный общий образ-понятие этих впечатлений они не в силах), либо это те самые, как их кавычит Xandrov, - нынешние "авангардисты". Эти пожираемые (как мелкая рыбешка акулами) собственным тщеславием люди, которые никакой философией, искусством, культурой, самими по себе, не занимаются. Они ищут в этом мире только одного: как не быть похожими на других людей. Именно потому, что в своем подсознании они отлично понимают и мучаются тем, что люди они самые средние, неспособные на действительно великие идеи, чувства, шаги, потому они и предпринимают постоянные прилюдные попытки прикинуться великими, гениальными, то есть – из ряда вон субъектами. И способ у них к тому один: делать то, что другие считают неестественным, более того – противоестественным. Просто механически вывернуть наизнанку то, что презирается ими, как здравый смысл. Такой был красный комиссар Казимир Малевич с его попытками "запретить", заложить от людей своими "квадратами, кругами и крестами" классическую фигуративно-психологическую "буржуйско-обывательскую" (как считали все эти художественные гномы-забияки: футуристы, супрематисты, примитивисты…) живопись. Таков есть Буш, пытающийся компенсировать свою интеллектуальную ничтожность глобальным и противоестественным, ежедневно смертоубийственным, бесчеловечным переделом мира, вызывающим в виде зеркальной реакции этот вал бесчеловечного международного терроризма. Таковы и эти - Рене-Робб-Грийе, пытавшиеся (наверняка, не по злому умыслу, а по неразумению) разрушить то, что делает человеков человеками – ЛОГИКУ. Ту самую логику, не имея которой, мы бы до сих пор бегали на четвереньках, ту логику, благодаря которой, между прочим, был изобретен и киноаппарат.
Таковы же и "почитатели" подобных фильмов. Если кто-то из них не болен психически (или неразумен по младым еще годам), то он из тех же – из выпендривающихся, которые заполняют сегодня залы музеев "современного искусства" (кстати, термин-то – "современное искусство", тоже ввел Казимир Северинович). Именно потому, что им нечего сказать, или потому, что они способны только повторять уже сказанное до них настоящими светочами ума и искусства, потому им и в других нравится вот это подражание уже известному. А самый "попс", самое "блинище", когда над истинным, высоким, гениальным какой-то плебей-авангардист (равный по ничтожеству своим зрителям) начинает измываться. Тут вся эта мелкотня просто ссыт шакальи от восторга. На этом построен весь соцарт – на ироническом сладостном, главное – ПОЗВОЛЕННОМ, испускании... Позволенном самими теми, над кем они измываются. Они думают, что тем самым они, – публично испражняющиеся (самодовольно выставляющие на "художественное" обозрение унитазы и писуары), - возвышаются над трусливой "серой" толпой. Бедные – того-то и не понимают, что сами они – серые, неспособные на что-то само по себе ОРИГИНАЛЬНОЕ, из самого себя выращенное, а способные только на высмеивание, на уничтожение что, что уже ЕСТЬ, что СОЗДАНО, что ПРЕБУДЕТ ВО ВЕКИ ВЕКОВ, независимо от их бездарного воя. Как все равно существует реальная живопись, и обязательно настанет на земле гармоничный мир, как после уже прошествия, почитай, 50 лет с года съемки фильма "В прошлом году в Мариенбаде" (наш повар просто выбросил в сердцах эту ленту за борт, когда мы бороздили Атлантику, и потом мы вместе оплатили в порту эту порчу киноимущества), - не умерло, хоть и вверглось в кризис, естественное кино.
Как это у тех "новаторов" писавших в 1961 году? – "сегодня значительная и все растущая часть широкой публики заявляет, что ей все это надоело", и вот еще: ""В прошлом году"… на том пути, которым, более или менее сознательно, идет все современное кино". Надо же, оказывается у Рене "душная замкнутая атмосфера" его фильма "связана с войной в Алжире"! Надо только представить себе ту общемировую культурную беду, если бы "современное кино" пошло по этому образцу, если бы не было итало-алжирского фильма "Битва за Алжир" (1966г., реж Джилло Понтекорво, показавший антиколониальное восстание народа в тогдашней действительно убийственно "душной атмосфере" рабства XX века), если бы какой-то придурковатый профессор показывал студентам по теме той войны "В прошлом году в Мариенбаде" вместо, скажем, "Битвы за Алжир". Если бы все кино отказалось от хроники, документалистики, от художественного восстановления фактов всемирной истории, а занялось бы вот… этим! Это как раз и было бы то всемирно недоумочное состояние, о котором еще в начале прошлого века мечтал глупый Казимир, предлагавший заменить мировую живопись пяти- и шестиугольниками. Это путь как раз туда, где все мы еще на карачках…
По-моему и отчаянным дуракам видно, что не пошло кино по пути "В прошлом году в Мариенбаде". Пошла, - к слову сказать, задолго до этого фильма, - лишь "киноавангардная" (с 20-х годов XX столетия) мелочь со своими фестивальчиками во французско-голландско-немецких подвальчиках, когда членов жюри больше, чем зрителей… То есть все эти либо больные мозгом (а когда больных-то не было?), либо болезненно тщеславные (а когда не было этих?). В любом Кинословаре об этом читай…
А КИНОИСКУССТВО идет само по себе, и дай Бог ему сначала выздоровление от теперишных "авангардных" болячек и американизированных вонючих отрыжек, типа "Ночного дозора", а затем - крепкого моряцкого здоровья.
Викентий.


Группа: Участники
Сообщений: 0
Добавлено: 13-10-2004 01:34
Ваша правда, Викентий. Мне тоже не нравится искусство построенное на отрицании. Да хоть взять искусство, что было в советские времена, и с "фигой в кармане" оно как бы боролось с режимом. Режим пал, и все куда-то(и в литреатуре, и в живописи, и в рок-музыке)делось. Ну не все, но многое. Истинного мало осталось. Зато вылез постмодерн, который вообще все отрицает.
Может не очень удачный пример, но что-то в этом роде:)
Я конечно не шибко силен в этой области, слишком маленький. sm1]
И еще, в продолжение темы...Были же смелые эксперименты, которые потом все-таки стали классикой. Ну хотя бы "Человек с киноаппаратом". Он ведь остался. Там что новации правильные, или истинные? А у Рене получается неправильные?
По-моему, я запутался!


Группа: Участники
Сообщений: 0
Добавлено: 13-10-2004 01:37
Куда делась кнопочка "правка" ?
Я "корман" написал!

Старший киносемиотик
Группа: Администраторы
Сообщений: 18
Добавлено: 13-10-2004 02:20
Не знаю, вроде все кнопки на месте. Я, с Вашего позволения, исправил тот "корман".

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 51
Добавлено: 13-10-2004 23:15
Господа, господа, спокойно! На мой личный взгляд, ситуация с Тарковским несколько иная, нежели с Рене. Вот будьте любезны, прокомментируйте вот это стихотворение. Скажите для начала, в каком году оно написано, и кем?

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Нет искр в небесной синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.
Во сне ль всё это снится мне,
Или гляжу я в самом деле,
На что при этой же луне
С тобой живые мы глядели?


Группа: Участники
Сообщений: 0
Добавлено: 14-10-2004 01:29
Только с помощью Яндекса, к сожалению :(
...Тютчевым, в 1868г. Посвящено последней жене - Денисьевой.
Последняя большая любовь в жизни Тютчева.
Тут мне не понятно, сниться все это ему, или это другая реальность, загробный мир? Раздвоение. Как у Рене?

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 30
Добавлено: 15-10-2004 00:47
А вот мне господин Тютчев, вернее, его поэзия как-то не по нутру. Какой-то он всегда "на все пуговицы застегнутый", и муза у него - чиновная, бюрократская. Нет в ней поэтического воздуха, что ли. Или лучше - музыки. Он просто рифмует свои идеи-мысли, и все тут. Не звучит его "поэзия", так мне кажется. Но некоторые стихи, надо признать...
Хоть вот такая эпиграмма:

"Затею этого рассказа
Определить мы можем так:
То грязный русский наш кабак
Придвинут к высотам Кавказа"
февраль 1863.

Знаете, на что она написана? На повесть Льва Николаевича Толстого "Казаки". Но вообще-то она и так, сама по себе, неплохо воспринимается...

Но вообще-то - да. В том стихотворении реальность, сон и загробный мир как бы присутствуют вместе. Да, это вроде Рене в молекулярном варианте... Но и в этой же эпиграмме присутсвует одновременно и наше вчера, и наше сегодня, да и завтра, к сожалению, тоже...
Интересно!!!


Группа: Участники
Сообщений: 3
Добавлено: 15-10-2004 12:17
"Чистая поэзия, чистый роман, чистый театр, чистое кино – нам известны все формы помешательства на чистоте

Чистую музыку забыл. А зря. Она и может быть только более-менее "чистой".
Фильм затянут?
Конечно! :)
И ещё больше: когда я его смотрю, у меня не возникает ощущения течения времени. После остаётся некое впечатление очень большой силы, плотности, лишённое протяжённости (ну, как обычно вспоминается фильм: первое, второе, третье, четвёртое).
Экранизировать бред, поток сознания - просто; вызвать, по сути, гипнотическое состояние - тоже просто, этому учат в медицинском институте. На этой основе можно было снять и хороший, и плохой фильм, и я не могу объяснить, чем плохой отличается от хорошего.
М.б. наличием сознательной установки манипулировать зрителем.
Я, вроде бы, на такие вещи не поддаюсь.
Поэтому, "Мариенбад", как мне кажется, хороший фильм.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 51
Добавлено: 16-10-2004 02:46
Ну, вот очень хорошо, что оба эти стихотворения (спасибо Викентию) у нас стоят рядом. Ибо в их сравнении можно понять СЕМИОТИЧЕСКОЕ различие МНОГОСМЫСЛЕННОСТИ и МНОГОЗНАЧНОСТИ. А именно.
В том стихотворении-эпиграмме, которое цитирует Викентий, слово-знак – "кабак", если рассматривать его семиотически, разбивается на: 1. материальную ЗНАКОВУЮ ОБОЛОЧКУ – графически-буквенное начертание - "кабак", и 2. неопределенную область СМЫСЛОВ (отсюда его МНОГОСМЫСЛЕННОСТЬ). Ведь каждый, в силу своего разумения и жизненного опыта подразумевает под словом – "кабак" вовсе не питейное заведение, а нечто другое, напр., наше продажное госустройство, вечно пьяную безалаберность, низкопородную глупость… - и т.д., и т.п. до бесконечности. Все это заключено в определенном - 3. КОНТЕКСТЕ той исторической ситуации, на которую намекает Тютчев.
А в том, лирическом стихотворении, начинающемся с "Опять стою я над Невой", - наоборот несколько (на выбор читателя) равноправных МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБОЛОЧЕК, означающих различные состояния и "миры". Читатель вправе выбрать любую ЗНАКОВУЮ ОБОЛОЧКУ, напр., - "я, как бы живой" (это абсолютно не важно, что в данной оболочке несколько слов, то есть, что это "знаковая системная оболочка"), и затем рассматривать весь дальнейший текст – искать в ней смысл – именно с такой - "потусторонней" - позиции. А может сориентироваться на иную ЗНАКОВУЮ ОБОЛОЧКУ – "все это снится мне", и тогда все стихотворение приобретет иной СМЫСЛ. А если встать на позицию третьей ЗНАКОВОЙ ОБОЛОЧКИ – "гляжу я в самом деле", то и общий СМЫСЛ получается совсем иной.
Но (возвращаясь к нашему главному вопросу) в том-то и дело, что поэт так складывает это стихотворение, что все ЗНАКОВЫЕ ОБОЛОЧКИ – равноправны, и что именно одновременное их присутствие и составляет некую тайну этого стихотворения. Ибо именно в этом случае оно "не дается" разуму, работающему по принципу однолинейной логики, одного мыслительного пути-развития. Здесь их – несколько.
И вот тут-то и возникает вопрос: до какой степени свободы может поэт "играть" ЗНАКОВЫМИ ОБОЛОЧКАМИ и СМЫСЛАМИ в пределах одного ТЕКСТА? Ведь вариант, когда читатель скажет: у этого поэта "не все дома", он не в ладах с логикой" – вряд ли устраивает автора. Скорее его интересует "философский" аспект мироустройства - его глубины, текучести, неопределенности… И он пытается передать это не "прямым логическим текстом: мир текуч, неопределенен и пр.", а опосредованно – самой текучей, неопределенной логикой изложения. (То есть, как говорил, кажется, Маяковский по другому случаю, пытается ухабистую дорогу описать ухабистыми стихами). И в стихотворении Федора Тютчева этот "формальный" эффект имеет место быть: он ОЩУЩАЕТСЯ именно как некая еще более общая философская мысль автора о текучести мира.
Но… но всегда ли читатель-зритель способен уловить такую структуру произведения искусства? Тут… у кого как… у кого как сложено восприятие… у кого как устроен логический аппарат… и пр., и др. От того может или не может, скажем, зритель почувствовать как можно скорее, что перед ним "специфическая" лента, и еще от его способности на выдерживание всей (скажем, 2-3-х часовой) длительности таких лент.
Мне лично на первом просмотре "Мариенбад", что называется, "запал в душу". Я это все понял, как сгущенную до крайних пределов КРАСОТУ. Красоту лиц, фигур, статуй, пейзажей, просто абстрактного движения камеры. Я в нее погрузился и оставил все мои "почему" где-то в самом дальнем уголке мозга. Я "плыл" в этой структуре, я был юн, и мне было "хорошо". Но хорошо-то мне было потому, что я ПОНЯЛ устройство этой не воспринимаемой логикой, "нелогической" сути "Мариенбада". И я до сих пор считаю эту картину шедевром в своем роде. И когда я впоследствии прочел у Рене, что она именно так и задумана, как ЭКСПЕРИМЕНТ "не причинно-следственного устройства", я понял (ПОНЯЛ!), что я правильно тогда ее смотрел.
И это, действительно, эксперимент. Кстати, понятно, что эксперимент – обреченный на обособленное существование, а не на магистральный путь развития кино, как надеялся сам Ален Рене. Кстати, он вовсе не был новатором в этом деле. Были до него уже в 20-е годы и Леже, и Рутман, да хоть и наш Вертов с его "Человек с киноаппаратом", и пр., и др. – десятки режиссеров, экспериментировавшие в области "чистого кино" или "потока сознания".
Сам термин "чистое кино" возник в 1928 году в статье французского поэта и кинокритика Андре Делоне. В статье под названием "Чистое кино и русское кино", вот это место:
"Что же касается чистого кино (употребим этот слишком общий термин для удобства, как в прошлом году говорили о "чистой поэзии"…), то оно стремится освободиться от этой реальности, слишком давящей, подняться над ней, используя ее, создать с помощью словаря образов визуальную речь, свободную от литературных останков. Это уже не перенос, это попытка абсолютной свободы, это создание нового мира" ("Из истории французской мысли 1911-1933", М., Искусство, 1988г., стр. 188).
"Попытка" – это по существу все тот же ЭКСПЕРИМЕНТ!. А "литературные останки" – это логика! Ибо освободиться от сюжета (это, по тогдашнему мнению, главное в "литературных останках") и есть - "выключить" фонарь логики.
Так что наши "экспериментаторы" плохо знают киноисторию. Они и сейчас экспериментируют в этих "беличьих кругах", считая себя, конечно же, - "авангардистами", не меньше… Читали ли они… то стихотворение Федора Ивановича Тютчева от 1868 года… Бог знает, да для них и не важно… Пока собственно мордой не проелозишь по жизненным кинополкам, ничего не поймешь…
Но, я думаю, выше "В прошлом году в Мариенбаде" пока никто не поднялся… Разумеется, у каждого на счет "передовиков" таких экспериментов у многих другие мнения.
Кстати, года два-три я пытался пересмотреть эту ленту и… бросил. Мне не интересен "эксперимент", вывод которого для меня сегодня ясен.
Пусть на него "западают" другие, кто помоложе… кто еще не вкусил мудрости и красоты кино настоящего.
xandrov.
P.S. Когда некоторые, слишком молодые, говорят, что вот так же надо смотреть и Тарковского, я говорю: окститесь! Да он любил поиграть логикой, считал это признаком современного ему кино (и был не прочь публично продемонстрировать – процитировать - свою осведомленность). Но при этом хотел еще прослыть и "философом", мировоззренцем, гуманистом… Но главное - КОНЦЕПТУАЛИСТОМ. А концептуализм - это штука, как ни крути, логическая. Это, так сказать - предыскусство; чувственным Искусством любой концептуальной "находке" еще предстоит стать. Алогизм и концептуализм – две вещи несовместные. По крайней мере, Андрею Арсеньевичу их противоречие преодолеть не удалось. Нет! Это не эксперимент Рене, это смешение стилей, это, простите, эклектика. Которую "одним сердцем", "одним чувством" смотреть нельзя – упустишь "философию" картины.
А вот "В прошлом году в Мариенбаде" надо смотреть только "сердцем, чувством", и не спрашивать: а это почему, а этот откуда появился, а куда эти делись, а в чем СМЫСЛ этого эпизода, всего фильма.
Не напрягать свой ум – ни в коем случае. Это ведь КЛАССИКА "чистого кино". Вектор просмотра, заданный авторами этого фильма.


Группа: Участники
Сообщений: 0
Добавлено: 16-10-2004 11:54
Xandrov, по-моему на Кинофоруме, Вы недавно ответили девушке, на счет ее пассажа, что кино надо воспринимать как музыку, "чувства вторичнее мысли"(могу быть не точен). И там вы четко объяснили, что мысль, все-таки нужна. А на "Мариенбаде" предлагаете ее отключить? Или это исключение?
И еще, можно спросить, какие фильмы и режиссеры Вам нравятся? Если это нескромый вопрос, извините...Не хотел.
Про настоящее мудрое и истинное искусство расскажите пожалуйста. Для ориентации молодежи

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 51
Добавлено: 16-10-2004 15:45
Тут ведь, Dimm, вот какая штука, по-моему. В тот короткий и счастливый период, когда человек "юн" или слишком молод, в его голове нет еще слишком глубоких, "тяжких" мыслей, нет у него и своего жизненного опыта (опыт-то есть, но его еще надо осознать, как важнейшее твое достояние), когда окружающий мир познается, в первую очередь, в своих внешних формах, и связь между отдельными частями этих форм плохо просматривается и потому мир этот представляется чем-то слишком хаотичным – "абстрактным", когда познавательный эксперимент – преобладающее жизненное занятие (кстати, жаль, что со временем эти эксперименты в человеке затихают), когда сильно внешнее "психоделическое" влияние… вот такого человека и искусство интересует соответствующее – более формальное, более развлекательное, более "ненагружающее", чем… как это я там написал – "мудрое и истинное".
"Мудрое и истинное" – ну, разумеется, это написано второпях. Потому что "мудрое" как бы не должно быть "неистинным"… Получается тавтология. Надо бы хоть уточнить: "мудрое" по содержанию, и "истинное" (истины, как известно, нет) по… по… по принадлежности именно к искусству, а не к какой-либо иной человеческой деятельности.
Вообще, принято считать, что в искусстве нет каких-либо пределов или обязательных компонентов. Но вот на мой личный взгляд (да, думаю, это общее мнение, без которого искусство перестанет естественно развиваться) в искусстве возможно все, но… все ли нужно выносить на зрителя? Вряд ли свои подготовительные упражнения – "экзерсисы" - достойны людского обозрения. Да и иные "эксперименты" - тоже не надо бы делать за счет зрителя… А нынче это стало обыденным. Сколько пещерно-начинающих "трудится" в искусстве прямо на наших глазах и за наши деньги… Со временем и эти чему-то научатся… и слона, говорят, можно научить польку танцевать… Вот не любил когда-то Александр Сокуров работать с профессиональным актером, все с друзьями "по жизни" своими сотрудничал… Станиславского игнорировал… То есть в этом вопросе был настоящим начинающим любителем. И постепенно стал "расти", мы все свидетели, как постепенно он стал все чаще снимать в главных ролях профессиональных актеров… То есть прошел обычный путь формирования режиссера – от любительщины к профессиональности. Обычно такая учеба свершается не на глазах зрителей, а в своей любительской практике, в институте… А здесь вот так… и кому-то это интересно. Более того, вот тот отчаянно "любительский" период его "творчества" (взять хоть фильмы по "Дом, где разбиваются сердца", "Мадам Бовари" и пр.) признается чуть ли не этапом отечественного кино! Да и сейчас с ним продолжается эта странная история – он у нас теперь - "классик"!!! Ну, глянем его очередное солнце… Вот этого, на мой взгляд, не надо бы желать начинающим. Если чуть перефразировать Маяковского, то можно сказать: не "делайте" под зрителей, делайте – под себя. Делайте ДЛЯ зрителей.
Другое дело "Мариенбад". Его снимали настоящие профи. И такой "эксперимент" – не учеба режиссера, а нащупывание некоего общего пути искусства. Оказалось (как уже многие проверили "до того"!) – не путь. В искусстве важно не только чувство, настроение, но и мысль. Мысль, общественно интересная. Впрочем, я ведь все это сказал в предыдущем моем "посте".
А о моих пристрастиях я уж сто-о-олько говорил еще на Кинофоруме, да, кажется, и здесь тоже. Об этом в другой раз, и не в этой теме. Что Вас, Dimm, все время тянет на вопросы не по данной теме. Я все их переношу, переношу…
С уважением, xandrov.


Группа: Участники
Сообщений: 0
Добавлено: 16-10-2004 16:51
Я прошу прощения, что не по теме излагаю...Не соорентровался, бывает. Я Вас прекрасно понял. Особенно мне понравилась фраза, с которой я полностью согласен: " не "делайте" под зрителей, делайте – под себя. Делайте ДЛЯ зрителей!"
Сколько я копиий "поломал" в спорах с друзьями, чтобы доказать эту формулировку, не зная ее буквально, но ощущая. Теперь я уверен в своей правоте. Спасибо!
Опять не по теме

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 51
Добавлено: 16-10-2004 22:43
По теме, по теме... (((доброе слово и собаке приятно)))...

Старший киносемиотик
Группа: Администраторы
Сообщений: 18
Добавлено: 28-11-2004 00:04
В ночь с понедельника 29 ноября на вторник – 30-е, в 1час.20мин. по телеканалу "Россия" пойдет этот самый фильм - "В прошлом году в Мариенбаде" режиссера Алена Рене.

Гость
Добавлено: 30-11-2004 22:14
А я почему-то думал, что это цветной фильм. Смотрел очень давно, и вот осталось такое впечатление. Интересный эффект. Но вообще-то эта сквозная линия с карточным фокусом, как метафорой неуклонно-неизбежной "судьбы" сегодня кажется мне пережатой. Претенциозной. И драматургически, и актерски. Вполне в духе французской поэзии 20-30-х годов. Но фильм-то снят в 1961-м. А мне в голову при просмотре все лез "Эдип" Софокла, он ведь тоже про "неуклонно-неизбежную судьбу". Однако там поневоле сопереживаешь персонажам, попавшим в нелепую – судьбоносную – ситуацию. А в "Мариенбаде" от всех веет таким холодом. Не жаль ни одного.

Гость
Добавлено: 01-12-2004 22:31
А разве не пошло все это ваше "современное" кино именно по этому пути, когда ни одного персонажа не жаль? И ни про чью судьбу не хочется загадывать. И сопереживать ни с кем не тянет. Смотришь, будто решаешь ребус-кроссворд, а для души - ни фига! Красиво, интеллектуально, цитатно, и – как в царстве Снежной королевы, для сердца ни фига. Ни фига… Будто у всех этих режиссеров-актеров одна общая болезнь – паралич сердечной мышцы.

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Обсуждение фильмов / / В прошлом году в Мариенбаде

KXK.RU