|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Сатсанг / Школа выживания / Хатха Йога для начинающих |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Solomon Группа: Администраторы Сообщений: 8493 |
Добавлено: 08-01-2007 20:15 |
Ведущий темы - София, добро пожаловать. | |
София Группа: Участники Сообщений: 59 |
Добавлено: 09-01-2007 17:08 |
СПАСИБО за ДОВЕРИЕ! Это очень ОТВЕТСВЕННОЕ ДЕЛО. Как -то не нудно преподнести прописные ИСТИНЫ и ВЗЯТЬСЯ за ПРАКТИКУ! Для начала немного теории и истории вопроса. "Йог стоит выше аскета,выше философа-эмпирика и выше человека,интересующегося плодами своей деятельности,поэтому,О Арджуна, в любых обстоятельствах будь йогом. Тот,кто соблюдает режим еды,сна,отдыха и работы,может облегчить все свои материальные страдания,занимаясь йогой." "Бхагавад-Гита"гл.6 (17.46.) В своём прикладном значении ЙОГА относится к тому огромному корпусу духовных ценностей,установок,предписаний и приёмов,которые вырабатывались в Индии на протяжении по меньшей мере 5 тыс-й и которые можно рассматривать как истинную основу древнеиндийской цивилизации.Так что ЙОГА предстаёт исходным названием методологического преображения сознания,пробивающегося к освобождению из оболочки эгоистичной личности. В расширенном толковании слово ЙОГА также прикладывается к тем традициям,которые непосредственно либо косвенно были вдохновлены индийскими истоками,наподобие тибетской йоги(буддизм ваджраяны),японской йоги(дзен) и китайской йоги(чань). Хотя между ведийской духовностью и египетскими религиозными верованиями,практиками и символами есть некоторые параллели,египетская духовность несёт на себе самобытный отпечаток гения населявших долину Нила народов. В более ограниченном смысле ЙОГА означает систему классической йоги,как она преподана Патанджали в ЙОГА-СУТРЕ в раннюю послехристианскую эпоху. Термин ЙОГА часто употребляется в санскритской литературе.ОН появляется уже в древней РИГВЕДЕ. Слово ЙОГА этимологически происходит от глагольного корня ЮДЖ,означающего СО-или ЗАПРЯГАТЬ,и может заключать в себе много дополнительных значений,таких как -СОЮЗ,СЧАСТЛИВОЕ СОЧЕТАНИЕ СОЗВЕЗДИЙ,ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО,УСИЛИЕ,ЗАНЯТИЕ,ДЕЛО,ВОЛШЕБСТВО,УПРЯЖКА. Оно родственно английскому УОКЕ,греческому ZUGOS, латинскому IUGUM,русскому ИГО,испанскому УUGO, шведскому ОК. В ЙОГА-БХАШЬЕ,самом древнем комментарии на ЙОГА-СУТРУ, Вьяса предлагает формулу:"ЙОГА равняется экстазу".Он указывает какого рода "обуздание" здесь подразумевается-а именно,подведение внимания,или сознания,к достижению экстатического состояния САМАДХИ,при котором ,по меньшей мере,временно преодолевается механизм действия,механика нашего УМА. В 9-м в. н.э. Вачаспати Мишра составил научный комментарий на сутры Патанджали,который он назвал ТАТТВА-ВАЙШАРАДИ (ИСКУСНОСТЬ в ИСТИНЕ). Он пишет ,что понятие ЙОГА следует выводить от корня ЮДЖА (в смысле "сосредоточения"),а не ЮДЖ(в смысле "сопряжения") БХАГАВАД-ГИТА определяет Йогу как "ровность"(саматва). Санскритское слово саматва означает"сходство", "безразличие" и имеет разные оттенки,включая "равновесие","согласие". По существу -это позиция БЕССТРАСТНОГО ВЗГЛЯДА НА ЖИЗНЬ,НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ ПРИ ВСЕХ ЕЁ ВЗЛЁТАХ И ПАДЕНИЯХ! |
|
Мария Группа: Участники Сообщений: 622 |
Добавлено: 09-01-2007 21:41 |
А кто был основателем Хатха-йоги? | |
София Группа: Участники Сообщений: 59 |
Добавлено: 10-01-2007 00:08 |
Дорогая Мария,это наверно самый главный вопрос.Вы как раз в точку.Так совместно мы сможем ответить на все вопросы.Литературы по йоге сейчас-море.Разобраться и найти то,чтоистинно-трудно. Воттебе и прописные Истины... 1-я систематизация накопленной информации-Патанджали в Йога-Сутрах,это 2в.до н.э.-2в.н.э.,где он описал Аштанга-Йогу-8-ми ступенчатый путь тренировки: 1.яма 2.нияма 3.асана 4.пранаяма 5.пратьяхара 6.дхарана 7.дхьяна 8.самадхи Затем комм-й Вьясы Йога-бхашья- Вачаспати Таттва Вайшаради,Вритти и Йога-манипрабха Бходжараджи,Йога-Варттика, Йога-сара-санграха Виджнянабхикшу. Но это только комментарии и систематизации уже готовой,живой,передающейся по парампаре системе. Стандартный ответ- у ЙОГИ божественное происхождение. |
|
Мария Группа: Участники Сообщений: 622 |
Добавлено: 10-01-2007 12:40 |
Обязательно ли питаться вегетарианской пищей, занимаясь хатха-йогой? И есть ли рекомендации по режиму дня? Я ложусь за полночь и встаю пол-шестого - дети спят по-разному, досыпаю днём. Пока этот режим никак не переделать, младший ребёнок вылезает из кроватки до часу ночи, старшего провожаю рано утром в школу. | |
София Группа: Участники Сообщений: 59 |
Добавлено: 10-01-2007 16:04 |
Дорогая Мария, к сожалению или к Радости-мы есть то,что мы едим.Можем открыть тему по Культуре питания. | |
Solomon Группа: Администраторы Сообщений: 8493 |
Добавлено: 10-01-2007 16:37 |
Мне нравятся доверительные отношения которые складываются между вами девочки! Не роняйте достигнутый уровень. | |
Мария Группа: Участники Сообщений: 622 |
Добавлено: 10-01-2007 18:07 |
Большое спасибо, дорогой Соломон. В связи с поднятием экономического уровня нашей семьи, в магазинах нахожу много интересной вегетарианской пищи и в будущем, научившись готовить, собрав все нужные компоненты, постараюсь стать полноценным йогом. Есть замороженые смеси, сушёные фруктово-ореховые смеси, различный творожок, без мяса прожить можно. Хотя у меня пока так получается говорить, только от души его наевшись... Очень нужен обмен опытом в приготовлении вегетарианских блюд. Дорогая София, большое вам спасибо за предложение. |
|
Мария Группа: Участники Сообщений: 622 |
Добавлено: 10-01-2007 18:16 |
По поводу детей - все друг друга будят, радуются папе, который каждый раз поздно приходит с работы, всё это тянется до часу ночи, вечный праздник. Дисциплины никакой, папа - главный. Вечный праздник - вечный рай. | |
eTretyakov Группа: Участники Сообщений: 149 |
Добавлено: 11-01-2007 00:14 |
Мария, а я слышал, что выбор в пользу вегетарианской пищи надо делать, основываясь на внутренних потребностях. Дело в том, что изначально йога зародилась в весьма теплых странах, где реально обойтись без мяса, а вот чем севернее - тем больше твое тело настроено на тяжелую белковую пищу. Я тут слышал рассказ одного человека - они на государственные ассигнования лечат чукчей от алкоголизма, причем за основу была взята немного модифицированная хатха-йога. Эффект налицо, чукчи прямо на глазах становятся мудрее, трезвее и красивее, но при этом продолжают пить олений жир и есть моржей. Думаю, природа уже ответила на вопрос о вегетарианстве, поместив нас в ту или иную культуру. Чем питались коренные жители тех мест, откуда ты родом? Тем, скорее всего, и надо питаться :) В качестве еще одного аргумента: давно уже доказано родство наших эвенков и американских индейцев - мол, из одного чрева сии дети. И если забыть о том, что все-таки майя не дожили до нас, а инки были позорно разбиты Кортесом, у них была очень сильная духовная культура и свои собственные механизмы просветления (согласитесь, Город Золота их маги все же увели прямо из-под носа конкистадоров) - а мясо у них было весьма почетным кушаньем. Правда, с той лишь оговоркой, что это мясо добыто твоими руками и его количество не превышает норму, а еще так же с оглядкой на то, что могут скушать и тебя. Индусы же сами никого не ели но и съедаемыми быть не расчитывали. Это я так, про разность Путей. Вообще, вроде выбор вегетарианства шел по такой легенде: явился аватар индусам, походил между ними - а потом вдруг понял, что его тело хочет кушать. Ну так он и спросил местных - что мне есть-то? Те подумали-подумали, что пищу убиенных тварей аватару вроде как не стоит предлагать, вот и набрали самых лучших фруктов да меду с молоком. Аватар это поел, ему понравилось и он благословил эту пищу. Думаю, если бы ему предложили мясо птицы и он бы благословил бы и его, то в вегетарианской диете разрешалось бы и пернатых вкушать... Но это так, досужие размышления, я не просветленный |
|
eTretyakov Группа: Участники Сообщений: 149 |
Добавлено: 11-01-2007 00:18 |
Кстати, София, если ты меня простишь, я поделюсь гигиеническим комплексом из хатха-йоги, которым пользуюсь сам. Автор - А. Сидерский, в-общем то не сильно мной уважаемый автор, но если надо - я дам его книги в электронном варианте. Итак, оно: --- Проснувшись поутру, мы не вскакиваем мгновенно с постели и не мчимся куда- нибудь, куда мы и так уже опоздали давно и безнадежно. Тому, кто еще не опоздал, вряд ли пришла бы в голову мысль открыть эту книгу. А если бы вдруг такое по какой-то непостижимой причине произошло, у этого человека, вероятнее всего, просто не хватило бы терпения, чтобы дочитать ее до этого места. Поэтому я предлагаю в качестве отправной точки выбрать осознание того простого факта, что терять нам, по большому счету, нечего. Если это не так, то мой Вам совет: не читайте дальше. Или хотя бы не делайте того, что описано ниже. Поскольку практика Йоги Восьми Кругов даже на уровне нулевого цикла ОМНИО-ТТ - штука слишком уж радикальная, было бы в высшей степени неосмотрительно тешить себя надеждой на то, что, взявшись за нее, можно будет сохранить неизменным свой жизненный уклад, свою шкалу ценностей, свой взгляд на мир и свое понимание бытия. Все это изменится до полной неузнаваемости... Итак, нам нечего терять и некуда спешить. А коль скоро так, то давайте же с самого начала дня зададим себе некоторый размеренный внутренний ритм, в котором удобно функционировать не только нашему уму, но и нашему телу. Кажется, это "обобщенные китайцы" полагают, будто бы каждый из органов нашего тела имеет свою душу. И когда во время пробуждения ото сна наша "главная" - "большая" душа (условно можно считать, что речь идет о "душе мозга") возвращается в тело, "маленькие" души органов не всегда успевают сделать это одновременно с нею. Если мы резко вскакиваем и куда-то бежим, им приходится "встраиваться" в органы уже на ходу, что не всегда удобно и порою приводит к "накладкам" и досадным недоразумениям. А в тех случаях, когда синдром погони за вчерашним днем превращается в устойчивую привычку, не слишком благоприятные эффекты мелких "погрешностей включения" накапливаются и в конце концов проявляются в виде достаточно серьезных функциональных расстройств. Причем, как правило, сразу в нескольких системах организма. Поэтому, проснувшись утром, мы основательно потягиваемся всем телом, несколько раз открываем и вновь закрываем глаза, еще потягиваемся - и так до тех пор, пока не ощутим, что окончательно пробудились. Затем, лежа на спине и вытянув напряженно выпрямленные ноги, что есть силы оттягиваем носки "от себя". Фиксируем это положение на несколько секунд. Расслабляемся. Теперь, точно так же напряженно полностью выпрямив ноги, с предельным усилием подтягиваем носки "на себя". Фиксируем положение на несколько секунд, после чего расслабляемся. Дыхание произвольное. Несколько раз повторяем всю последовательность: оттянуть носки "от себя" - расслабиться - подтянуть носки "на себя" - расслабиться. Прекращаем тогда, когда в самом основании rsknbhy` - где-то внутри промежности - возникнет ощущение легкого жжения или распирания. После этого садимся и, спокойно посидев на постели полминуты-минуту, встаем. Принимаем основную стойку, в традиции йоги именуемую тадасаной. Пятки и носки вместе, вес тела равномерно распределен по длине ступней и поровну - между двумя ступнями. Ступни плотно прижаты к полу, пальцы ног расправлены и как бы "захватывают" пол. Грудная клетка "раскрыта" - плечи расправлены в стороны и слегка отведены назад, лопатки прижаты к спине, руки расслаблены и свободно свисают вдоль туловища, голова гордо откинута, взгляд направлен прямо вперед. Внутренним движением вытягиваемся вверх от самых пяток, стараясь как можно выше поднять макушку головы, растягивая позвоночник (фото ПС-1). Делаем плавный полный выдох, затем медленно вдыхаем, стараясь наполнить легкие воздухом до предела, и снова полностью выдыхаем. Развернув прямые руки ладонями наружу, со вдохом медленно поднимаем их через стороны и вытягиваем вертикально вверх. Еще раз потягиваемся вверх всем телом, обращая особое внимание на вытягивание позвоночника. Разворачиваем кисти ладонями вперед. Это движение еще больше раскрывает грудную клетку. Продолжая разворачивать руки ладонями наружу, слегка прогибаемся назад. Здесь необходимо обратить внимание на то, что прогиб этот осуществляется не за счет отклонения туловища назад в пояснице, а в основном за счет прогиба В ГРУДНОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА. Выдыхаем и со вдохом приподнимаемся на носки, еще сильнее вытягивая все тело и раскрывая грудную клетку (ПС-2). С плавным полным выдохом медленно ставим пятки на пол, разводим ступни на расстояние, примерно равное ширине плеч, наклоняемся вперед и кладем ладони на пол (ПС-3). При этом не забываем проследить за тем, чтобы ступни располагались одна параллельно другой. Такое положение предотвращает неконтролируемые утечки энергии из поля нижнего света, так как способствует "запечатыванию сосуда". Подобные утечки - один из наиболее существенных недостатков западных гимнастических и военных стоек, в которых ступни ставятся носками врозь. Ладони в положении ПС-3 также параллельны одна другой и располагаются на том же расстоянии друг от друга, что и ступни. Голова свободно свисает вниз между руками, шея расслаблена. Выполняем несколько медленных и плавных вдохов-выдохов произвольной глубины, стараясь как можно больше выпрямить ноги. В пределе желательно постараться полностью растянуть задние поверхности ног. Для этого следует напрячь мышцы передней стороны бедер и подтянуть коленные чашечки. Выполнив три-четыре цикла плавного мягкого дыхания, поднимаемся и, придав туловищу положение, соответствующее основной стойке (ПС-1), с гордо поднятой головой и расправленными плечами шествуем в известное место, где, повинуясь естественному для раннего (или не столь раннего) утра зову природы, справляем малую нужду. Разумеется, если первый утренний зов этим не ограничивается, глупо противиться естеству. Следующее наше действие после того, как мочевой пузырь (и, возможно, кишечник) опорожнен, - очищение полости рта. Первым делом удаляем налет, скопившийся за ночь на языке. В ортодоксальной традиции это действие носит название "джихва-шуддхи" или "джихва-шодхана" - "очищение языка". Для его выполнения ревностные ортодоксы пользуются специальным скребком. "Дикие" пещерные йогины поступают opnye - они трут свои языки тремя пальцами правой руки. Попытавшись произвести эту манипуляцию, мы немедленно обнаружим, что для ее выполнения наилучшим образом подходят сложенные вместе указательный, средний и безымянный пальцы. Если, конечно, ногти на них коротко подстрижены. Но мы можем еще более упростить задачу, воспользовавшись таким тривиальным и на первый взгляд совершенно не йогичным предметом, как обыкновенная чайная ложка. Интересен тот факт, что наиболее прогрессивно мыслящие из истинных йогинов именно так и поступают. С помощью чайной ложки мы тщательно соскребаем с языка желтовато- белесый налет, обращая особое внимание на очищение корня языка. После того как налет удален, тщательно прополаскиваем рот водой не слишком холодной, но и не горячей. Теперь настал черед зубов. Самый простой из йогических способов очищения зубов выглядит следующим образом. Мы набираем чайную ложку без верха мелко размолотой морской соли (на худой конец подойдет и растертая каменная поваренная (Только не "Экстра" - соль должна быть нерафинированной)) и кладем ее под язык. Некоторое время ждем. Постепенно рот наполняется слюной. Как следует перемешиваем во рту слюну с солью и с помощью языка протираем получившимся рассолом зубы - очень тщательно и со всех сторон. Слюны становится еще больше. Прополаскиваем рот слюной, стараясь как можно полнее растворить в ней остатки соли. Если добиться полного растворения соли не удается, набираем в рот немного воды, смешиваем ее с крутым "слюнным рассолом" и еще раз тщательно прополаскиваем рот, чтобы все-таки окончательно растворить всю соль. Иначе следующее наше действие будет чревато весьма неприятными ощущениями, поскольку нерастворенными частицами соли мы можем поцарапать себе десны. Впрочем, приятной не назовешь и всю эту процедуру в целом, зато потом... Тем не менее зачем усложнять себе и без того не слишком легкую жизнь борца за новое качество осознания?.. Так что давайте же растворим всю соль без остатка. А после этого указательным и средним пальцами правой руки будем аккуратно массировать десны от основания к зубам, втирая в них "водно-слюнный рассол". Тщательно промассировав всю верхнюю и всю нижнюю десну снаружи и изнутри, еще раз как следует прополаскиваем рот рассолом и с наслаждением выплевываем его вон. После чего несколько раз прополаскиваем рот водой приятной температуры. Мне кажется, что в данном случае термин "приятная" как нельзя лучше подходит для характеристики температуры воды, которой надлежит пользоваться. А то, какое количество градусов по Цельсию или Фаренгейту этой приятности надлежит в себе содержать, пусть каждый решит для себя сам. В конце концов, ведь не слепое следование предписаниям превращает обычного человека в йогина... Для осуществления такого самопреобразования нам с неизбежностью приходится предпринимать "йогические" действия не только в тренировке, но и на бытовом уровне. Так пусть же принятие на себя всей полноты ответственности за то, водой какой температуры мы будем прополаскивать поутру рот, станет одним из наших решительных шагов в направлении обретения осознанного контроля над жизненной ситуацией. Итак, после того, как ротовая полость очищена, наступает очередь носоглотки. Вообще-то очищение и внутренняя тренировка носоглотки в йоге представляет собой достаточно замысловатый ритуал, однако на уровне нулевого цикла мы ограничиваемся лишь opnl{b`mhel носоглотки водой. Настоящий "дикий" йогин, обитающий где-нибудь в пещере высоко в горах, поступает очень просто. Он подходит к горному ручью, зачерпывает пригоршню ледяной воды и носом втягивает ее в ротовую полость, после чего выплевывает. Зачерпывает еще одну пригоршню и, немного склонив голову набок, втягивает воду одной ноздрей. Выплевывает. Следующую пригоршню воды он втягивает другой ноздрей. Выплевывает. Затем набирает воду в рот, наклоняется вперед- так, чтобы голова его оказалась обращенной макушкой вниз,- и с закрытым ртом выплевывает воду, выдувая ее сквозь ноздри. И, наконец, еще два- три раза набирает по пригоршне ледяной воды, выпивает ее носом и выплевывает изо рта, как делал в самом начале. "Дикий" йогин, который обитает на берегу океана, проделывает вышеописанную процедуру точно так же, с той лишь разницей, что вода, которую он использует, черпается из океана. Она может быть не столь холодной, как вода горного ручья, но этот ее недостаток вполне компенсируется очень высокой соленостью. И в том, и в другом случае ощущения, порождаемые процедурой промывания носоглотки в соответствии с вышеописанной методикой, напоминают атомный взрыв внутри черепа. Причиной тому в первом случае является низкая температура воды и отсутствие в ней минеральных солей, а во втором, наоборот, ее чрезмерная соленость. Безусловно, психоэнергетический эффект мгновенного тотального пробуждения на грани спонтанного просветления, обусловленный "ударной" стимуляцией нервных окончаний, которыми столь богата слизистая оболочка носоглотки, стоит тех жестоких ощущений, которые йогин испытывает на стадии освоения этой "дикой" техники. Однако "дикий" йогин - он на то и "дикий", чтобы брать на себя всю полноту ответственности за каждый свой шаг на этой земле. И если вдруг доспехи его безупречности в какой-то миг дают трещину и он заболевает из-за недостаточной несгибаемости намерения и возникающего как следствие несоответствия жесткости практических методов уровню личной силы, то понимает, что винить в этом ему, кроме самого себя, некого и что выпутываться из сложившейся ситуации ему тоже придется самостоятельно. На основании сказанного выше я не стал бы рекомендовать "нашим" начинающим сразу браться за освоение "диких" методов промывания носоглотки, традиционно известного как джала-нэти - "водное очищение носа". Учитывая привычный нам образ жизни цивилизованного (в большей или меньшей степени) человека и столь свойственную нам склонность потакать своим слабостям, это было бы роковой ошибкой. К сожалению, мне известен не один случай, когда подобные ошибки приводили к возникновению у начинающих "цивилизованных" йогинов достаточно серьезных воспалительных заболеваний носоглотки и придаточных полостей, от которых им впоследствии не удавалось избавиться на протяжении многих лет. Поэтому я предлагаю на уровне нулевого цикла подойти к изучению практики джала-нэти с несколько иной стороны и не пытаться промывать носоглотку холодной водой прямо из-под крана, а тем более - из открытых водоемов. А что? Цивилизованному йогину - цивилизованные практики! Итак, для промывания носоглотки нам потребуется какая-нибудь посудина с носиком. Например, заварочный чайник. Конечно же, в нем не должно быть позавчерашней заварки, и он должен быть тщательно вымыт. Емкость чайника - один-два стакана. Диаметр кончика носика - такой, чтобы мы могли свободно вставлять его в ноздрю и из нее b{mhl`r| и чтобы нос наш при этом не превращался в бесформенную сизую картофелину. Наполняем чайник водой, температура которой приблизительно равна температуре тела. Солим воду морской солью, но не слишком сильно. Размешиваем соль. В итоге соленость воды в нашем чайнике должна стать примерно равной солености крови или слезы. Слегка наклонившись над ванной или раковиной (или присев на корточки над тазом, расстояние между ступнями приблизительно соответствует ширине плеч - это классический вариант), вставляем носик наполненного теплой подсоленной водой чайника в левую ноздрю. Наклоняя чайник и склоняя голову вправо, добиваемся такого их взаимного положения, при котором вода из чайника свободно вливается в левую ноздрю, протекает сквозь носоглотку и вытекает из правой ноздри. В течение нескольких секунд сохраняем это положение, следя за тем, чтобы вода текла сквозь носоглотку ровно непрерывной струей. Затем прекращаем лить воду и вынимаем носик чайника из левой ноздри. Повторяем процедуру, вставив носик чайника в правую ноздрю и склонив голову влево. Длительность процедуры в обоих направлениях должна быть одной и той же, а количество воды, протекшей слева направо и справа налево, - примерно одинаковым. Можно повторить всю процедуру несколько раз - пока запас воды в чайнике не будет исчерпан. Закончив промывание, наклоняемся вперед до тех пор, пока голова не перевернется макушкой вниз. Вдыхаем и с медленным выдохом через нос выпрямляемся, возвращаясь в положение стоя. При этом из носа будет выливаться вода, которая могла задержаться в придаточных полостях. Повторяем наклон и подъем с выдохом три-четыре раза. Возможно, поначалу попытки полностью избавиться от всего остаточного объема воды окажутся не совсем удачными, и вода будет выливаться позже. Поэтому лучше, если между промыванием носоглотки и выходом "в люди" - на работу или, скажем, на утреннюю прогулку, в нашем распорядке будет присутствовать некоторый объем тренировочной практики асан, в процессе которой из носа вытечет вся оставшаяся там после промывания вода. Иначе может выйти конфуз. Дело в том, что остаточная вода имеет тенденцию выливаться из носа в как нельзя более подходящие моменты времени - например, в самый ответственный и напряженный миг утреннего общения с начальником на тему того, кто кому сколько платит, за что и вообще, кто здесь в действительности есть who и... или как раз тогда, когда протягиваешь чашку кофе замечательной девушке, с которой познакомился только позавчера и вот сегодня как бы случайно встретил утром в кафе и... Ну, и так далее... Повторив процедуру удаления из носоглотки и придаточных полостей остаточной воды еще три-четыре раза, считаем, что промывание носоглотки прошло успешно. Опыт показывает, что промывание с помощью чайника является наиболее безопасным и "мягким" методом приучения организма к этой гигиенической процедуре. Другие способы, например втягивание воды из чашки через край, чреваты попаданием значительно большего ее количества в придаточные полости носа и лобные пазухи, что может в конечном итоге привести к возникновению застойных явлений и воспалительных процессов. Вместо чайника можно было бы воспользоваться специальным приспособлением, которое носит нехитрое название "neti-pot" - "кувшин для нэти". По своей сути neti-pot - тот же чайник, носику jnrnpncn придается форма, особо удобная для введения его в ноздрю. Проблема, связанная с использованием neti-pot, - одна- единственная: в странах СНГ сей предмет пока не производится. Постепенно, по мере того как организм привыкает к практике промывания носоглотки, можно пользоваться все более и более прохладной водой. Однако в любом случае в течение первого года практики я не рекомендую использовать воду, температура которой ниже двадцати пяти градусов по шкале Цельсия. Обычно более жесткие методы промывания носоглотки вводятся в практику на уровне Круга Воды, а техники ее внутреннего массажа - не ранее, чем в Круге Огня. Описанный выше вариант джала-нэти - промывания носоглотки - относится к разряду гигиенических практик. Тому, кто страдает какими-либо заболеваниями органов дыхания, носоглотки и придаточных полостей носа, пользоваться данной процедурой в таком виде не следует, поскольку это может привести к дополнительным осложнениям. Такие люди должны начинать освоение промывания носа с терапевтического варианта этой процедуры. Для него берется очень теплая - почти горячая - вода: температура ее должна быть около сорока-сорока двух градусов по Цельсию. Это способствует отделению слизи и лучше вымывает гной. Очень важно, однако, не перестараться - слишком горячая вода обжигает слизистые. Кроме морской соли, при терапевтической практике джала-нэти в воду добавляют также четверть чайной ложки обычной пищевой соды и ОДНУ-ДВЕ КАПЛИ пятипроцентного спиртового раствора йода на полтора стакана воды. При добавлении йода желательно не превышать указанную дозировку - чрезмерное количество йода в воде может привести к химическим ожогам носоглотки. Корректная настойчивая практика терапевтического варианта джала-нэти в сочетании с практикой последовательностей асан во многих случаях позволяет в течение нескольких месяцев избавиться даже от очень застарелых хронических воспалительных процессов - гайморитов, тонзиллитов и т. п. |
|
eTretyakov Группа: Участники Сообщений: 149 |
Добавлено: 11-01-2007 00:19 |
Практика как терапевтического, так и гигиенического промывания носоглотки в сочетании с практикой последовательностей асан оказывает исключительно благотворное воздействие на глаза, а также способствует очищению черепа от "тонкой" слизи, скопления которой являются существенной помехой для свободной циркуляции многих потоков энергетического тела. Покончив с промыванием носоглотки, обливаем водой все тело. Температура воды должна быть такой, чтобы обливание приносило нам только приятные ощущения. Будет вода горячей, теплой, прохладной, холодной или ледяной - каждый пусть решает для себя сам. Важно, чтобы мы не терпели обливание, сцепив зубы, а получали от него удовольствие. Лично я не думаю, что для утреннего обливания имеет смысл пользоваться ледяной или даже просто холодной водой. Приятно прохладная, теплая или горячая вода будет куда целесообразнее. Между прочим, по своему закаливающему действию обливание очень горячей водой в ряде случаев превосходит холодные обливания. И не имеет свойственных последнему побочных эффектов, которые иногда проявляются с задержкой в несколько месяцев или даже лет и приводят к очень серьезным хроническим заболеваниям. Разумеется, обливаясь горячей водой, желательно проявлять известную умеренность и по возможности не лить себе на голову крутой кипяток. Последовательность обливания тела водой такова: кисти рук - голова и лицо - грудь и живот - передние поверхности ног - задние поверхности ног - спина и плечи - руки и подмышечные впадины - голова и лицо. Лучше всего, если есть возможность принять душ. Если нет - тогда приходится удовлетворяться кружкой и тазиком. Долго стоять под душем поутру не следует. Вся процедура обливания должна занимать максимум десять минут. Закончив обливание, не вытираемся, а руками энергично растираем все тело, смахивая с него капли воды. После этого полотенцем вытираем голову. Тело остается влажным. Прямо на влажное тело надеваем хлопчатобумажный спортивный костюм - это лучшее, что можно придумать в наших условиях. Наш следующий шаг - умывание. Но прежде, чем его предпринять, целесообразно "раскачать" энергетические потоки в "тонком" теле посредством движений глазами, а затем выполнить массаж лба, цель которого - удаление "тонкой" слизи, препятствующей развитию способности видеть энергетические структуры. Кроме того, скопления "тонкой" слизи в области лобной "открытости третьего глаза" вызывают нарушения циркуляции энергии на довольно-таки критическом участке малого небесного круга (микрокосмической орбиты) - в области соединения восходящего и нисходящего полуколец. А это, в свою очередь, неизбежно становится причиной значительных нарушений распределения потоков Силы в энергетической структуре в целом и приводит к серьезным функциональным расстройствам на уровне органического тела, то есть к болезням (См. "Хатха-Йога-Прадипика"). "Раскачка" потоков с помощью движений глаз осуществляется следующим образом. Принимаем основную стойку (ПС-1). Делаем полный выдох. Закрываем глаза. Вдыхаем, задерживаем дыхание в паузе после вдоха и пытаемся вытянуть шею, внутренним движением устремив макушку головы прямехонько в утренний зенит. Продолжаем вытягивание и опускаем подбородок вниз, плотно прижимая его к подъяремной впадине. Шея при этом вытягивается еще больше. Положение головы, при котором подбородок прижат к подъяремной впадине или к верхушке грудины, а задняя поверхность шеи ДО ПРЕДЕЛА РАСТЯНУТА, называется "шейным замком" - джаландхара-бандхой. Здесь я считаю необходимым напомнить о том, что в течение всей практики язык удерживается в положении воздушного языкового замыкания. Почему именно здесь- это Вы сами почувствуете, выполнив упражнение по "глазной энергетической раскачке" до конца. Задержка дыхания продолжается. По-прежнему вытягивая шею вверх, медленным плавным движением запрокидываем голову назад. Голова запрокидывается НЕ ДО ПРЕДЕЛА, поскольку при предельном запрокидывании сохранять шею вытянутой будет невозможно. Тем не менее желательно, чтобы наше лицо оказалось в итоге обращенным вверх. Положение запрокинутой назад головы, при котором шея вытянута, а лицо обращено вертикально вверх, называется "мостовым замком" - сету-бандхой. Медленно выдыхаем, до предела сводя глаза к переносице и одновременно закатывая их вверх. Мы словно стараемся заглянуть в макушку собственного черепа изнутри головы. Открываем сохраняющие положение предельного сведения к середине и вверх глаза. С медленным вдохом опускаем голову в нормальное положение. Глаза остаются до предела сведенными к середине и вверх. Начиная с этого места- дыхание произвольное. Мы просто перестаем обращать на него внимание, сосредоточившись на ощущениях в теле, которые будут сопутствовать движениям глаз. Зоны, заслуживающие особо пристального внимания,- задняя часть головы, шея, плечи, верхняя часть спины и ноги. Именно здесь генерируемые движениями глаз ощущения движения энергетических потоков могут проявиться наиболее явственно. Напоминаю- глаза открыты. Медленно опускаем до предела сведенные к середине глаза сверху вниз- также до предела. Таким же медленным движением вновь поднимаем их вверх. Повторяем движение вниз-вверх и обратно три-четыре раза, следя за волной некоего ощущения, которая прокатывается вдоль тела, с небольшим запаздыванием следуя за движениями глаз. Для того чтобы это ощущение было наиболее явственным, сведение глаз должно быть предельным, точно так же, как и амплитуда их перемещения в обоих направлениях. После вертикальных движений переходим к горизонтальным. Прежде всего опускаем глаза к середине и на несколько секунд расслабляем их, спокойно созерцая какой-нибудь очень удаленный объект. Лучше всего в данном случае смотреть на восходящее солнце. Затем отводим глаза до предела вправо. Медленно переводим их справа налево, заканчивая таким же предельным отведением взгляда влево. Медленно возвращаем глаза направо. Повторяем движение глазами справа налево и обратно еще три-четыре раза, внимательно отслеживая волну некоего ощущения, которая прокатывается поперек тела, с некоторым запаздыванием следуя за движением глаз. Следующий элемент- вращение глазами. Закончив выполнение горизонтальных движений, возвращаем глаза к середине и расслабляемся, в течение нескольких секунд созерцая какой-нибудь очень удаленный объект- точно так же, как мы это делали после вертикальных глазных пассов. Затем отводим взгляд до предела вниз. Начинаем вращать глазами, обводя взглядом самую периферию поля зрения: снизу направо- справа вверх- сверху налево- слева вниз. Не останавливаясь ни в одной точке, выполняем четыре-пять круговых глазных пассов, внимательно наблюдая за волной некоего ощущения, которая прокатывается по телу, обходя его по кругу вслед за движением глаз. Вполне вероятно, что мы заметим- это ощущение существует не только в самом органическом теле, но и в некоторой области пространства, его окружающей. Окончив вращать глазами против часовой стрелки, возвращаем их к середине и отдыхаем, в течение нескольких секунд созерцая все тот же удаленный объект. После чего выполняем вращение по часовой стрелке - такое же количество точно таких же круговых пассов. Расслабляем глаза еще раз и видим- удаленный объект находится на прежнем месте. Закрываем глаза. На этом последовательность глазных пассов заканчивается. Следующее наше действие- удаление "тонкой" слизи с зоны "открытости третьего глаза". Делается это очень просто: мы всего-навсего быстро достаточно интенсивно растираем лоб основанием правой ладони. Сперва -- 15-20 круговых массажных движений против часовой стрелки, затем- столько же по часовой стрелке. За растиранием лба следует водный массаж глаз и умывание лица. И вот здесь нам понадобится как можно более холодная вода. Набираем немного воды в рот, наклоняемся и начинаем плескать холодной водой в лицо и широко открытые глаза, зачерпывая ее полными пригоршнями. Продолжаем выполнять эту процедуру до тех пор, пока вода во рту не нагреется почти до температуры тела. При этом следим за тем, чтобы вода, которой мы умываемся, попадала не только в глаза, но и на все лицо, в особенности- на лоб. Если температура воды достаточно низкая, в области лба возникает характерное ощущение "ломоты". Мы, разумеется, не пугаемся этого ощущения, поскольку оно с неизбежностью сопутствует нормальной реакции лицевых мышц на очень холодную воду. Почувствовав, что вода во рту нагрелась практически до температуры тела, прекращаем процедуру, выплевываем воду изо рта и интенсивно растираем лицо мягким сухим полотенцем, предпочтительно- махровым. На этом последовательность утренних гигиенических действий - "водные процедуры" - в основном можно считать законченной. С их помощью мы как бы "открыли заслонку". Согласитесь, очищение топки и разжигание в ней огня при закрытой заслонке- великое искусство, доступное лишь избранным "печных дел мастерам". Если же заслонка открыта - что может быть проще? Единственное, что нам осталось,- это выпить стакан прохладной (но не холодной воды), после чего вполне можно приступать собственно к "очищению топки и разжиганию огня". Итак, выпиваем стакан прохладной, но ни в коем случае не холодной воды. Как уже говорилось, в практике йоги не принято пить ледяную воду. Кроме того, мы не забываем также о том, что пить воду "залпом" - не лучшее, что можно придумать. Поэтому свой утренний стакан мы принимаем неторопливо и размеренно. И, конечно же, ничего в эту воду не добавляем, равно как и не заменяем ее никакой другой жидкостью. Ибо, в случае, когда сказано "выпить стакан воды", речь, безусловно, идет о выпивании именно одного стакана именно воды - чистой, прозрачной и ни с чем не смешанной. |
|
Мария Группа: Участники Сообщений: 622 |
Добавлено: 11-01-2007 06:10 |
Уважаемый eTretyakov. Большое вам спасибо за ответ. В ранний час пробудившись, прочитав этот отрывок, который мне очень понравился, поняла, что меня ожидает, и стало легче. Попробую осуществить эти рекомендации днём, когда проснусь окончательно. Некоторые Просветлённые тоже лояльно относятся к тому, когда человек потребляет родственную ему по происхождению пищу, мясо или рыбу. Но хорошо смотрят на то, чтобы её потребление было умеренным. Иисус пил вино и ел рыбу, но просветлев они все становились вегетарианцами. Если я не подготовившись опять стану вегетарианкой, а так уже было много раз, то я опять нагружу свою и без того слабую психику, и опять сойду с ума. Нужно видимо к этому готовиться. Ну, пора дочку в школу собирать. Надеюсь, что всё пройдёт благополучно. Ещё раз большое вам спасибо. |
|
pingala33 Группа: Участники Сообщений: 983 |
Добавлено: 25-01-2007 06:02 |
Лучше всего не тратить время на теорию и практику хатхи, тем более что времени всё меньше. Сейчас начинающему нужно изучить книжку Сидерского и Привалова - Око возрождения для новой эпохи. Эффективные упражнения для укрепления физического и психического здоровья. Там приводятся два комплекса упражнений - утренний и вечерний круги. Времени тратиться мало - эффект сильнейший. |
Страницы: 1 |
Сатсанг / Школа выживания / Хатха Йога для начинающих |