Уйгуры в Забайкалье

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Уйгурский информационный форум / Уйгурская история и традиции / Уйгуры в Забайкалье

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 84
Добавлено: 29-10-2004 00:13
Предки уйгуров были одним из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии.

В период восточнотюркских каганатов особенно сильными были уйгуры, жившие в бассейне р.Селенги. Начиная с 606 г. союз уйгурских племен, во главе которых стоял род Яглакар, неоднократно пытался освободиться от зависимости тюрок-тугю и создать свое государство, но эти попытки не увенчались успехом. Только в начале VIII в., когда второй восточнотюркский каганат, раздираемый внутренними противоречиями, переживал глубокий кризис, уйгуры усилились. Они возглавили объединение племен Центральной Азии, враждебных тюркам-тугю. Наиболее сильными их союзниками были тюркоязычные карлуки, жившие в это время между Алтаем и оз.Балхаш.

После падения второго тюркского каганата они стали полными хозяевами Центральной Азии.
Главу государства, так же как это было ранее у жуань-жуаней и тюрок-тюкю, уйгуры называли каганом. Первым каганом, руководившим борьбой за создание государства уйгуров, был Пэйло, происходившим из руководящего уйгурского рода Яглакар. Уже при нем территория каганата расширилась от Алтайских гор до Маньчжурии.


Знатный уйгурский вельможа. Цветная роспись из Хочо.

После смерти Пэйло в 746 г. каганом стал его сын Моюн-чур (1746-759 гг.), который был смелым и искусным полководцем.
Ремесло уже отделилось от земледелия и скотоводства. По находкам на городищах и в могильниках уйгуров можно сделать вывод, что среди них были металлурги и литейщики, гончары (изготовлявшие на гончарном круге великолепные вазы), кузнецы и ювелиры, добывались различные руды, в первую очередь железная и медная, оловянный камень, золото и серебро. Каменотесы и скульпторы изготовляли каменные памятники (в том числе и скульптуры), жернова, зернотерки, бруски. Были свои резчики по кости и художники, строители и архитекторы, а также ткачи.
Важное значение в каганате уйгуров имела торговля с Востоком. Уйгуры были поставщиками лошадей и других продуктов скотоводства, а также собольего меха и даже изготовлявшейся у них белой тонкой шерстяной ткани. Обратно в степи направлялись главным образом предметы роскоши и прежде всего шелка.
Уйгуры в период VIII-IX вв. имели ту же письменность, что и тюрки в VII-VIII вв., - письменность, основанную на так называемом орхонском алфавите. В VIII-IX вв., как уже говорилось, местные племена Тувы пользовались енисейским вариантом этой письменности, который отличался иными начертаниями целого ряда знаков. Кроме памятника Уюк-Аржана, к уйгурскому периоду относится еще одна надпись на плите из Тувы, которая датируется на основании совпадения имеющихся на обеих плитах личных тамг, больше не встреченных на памятниках других периодов.
Пребывание племен Тувы в составе уйгурского каганата способствовало укреплению ранее установившихся культурных связей этой области со многими странами. Связи со Средней Азией, особенно через посредство согдийцев (живших в Согде, в Семиречье, Восточном Туркестане и уйгурском каганате), окрепли не только в результате походов уйгуров в Семиречье и Фергану, но и путем торговли. Они и привели к распространению в Туве среднеазиатской религии, манихейства.
Центральноазиатские уйгуры в большинстве своем в середине VIII в. были буддистами. Но буддизм у них все же не смог вытеснить шаманизм. С 763 г. государственной религией уйгуров становится манихейство, заимствованное через посредство согдийцев. Манихейцы изображали свое божество гордо восседающим на троне, в то время как Будда омывает ему ноги.


Уйгурская крепость в Туве (конец VII- начало IX в.в.)

Борясь с буддизмом, уйгуры ревностно насаждали манихейство на землях, подвластных каганату.
Может быть, под влиянием манихейства объясняется преобладание новой западной ориентировки, которая появилась в погребениях местного населения (чиков и др.) в уйгурский период? Например, останки того манихейца Яш Ак баша, которому посвящена эпитафия Уюк-Аржан, покоились в яме вытянуто на спине, головой на запад.

Источник информации:История Сибири. Т.1.Ленинград: Наука, 1954, стр. 284-291

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Уйгурский информационный форум / Уйгурская история и традиции / Уйгуры в Забайкалье

KXK.RU