12 - Необходимые пояснения

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Константин Серафимов - Книжная полка / "Голубой Сталагмит" Константин Б.Серафимов. / 12 - Необходимые пояснения

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Добавлено: 23-05-2005 20:40
ГОЛУБОЙ СТАЛАГМИТ
Константин Б.Серафимов
=================
...Если чуть не рассчитать, то возможны осложненья:
С рифмы, может, и соскочишь, но подсядешь на абзац.
М.Волков

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
=====================

На абзац я подсел с детства. Минуя стихотворчество. Те, детские, сочинения еще ждут своего перевода на взрослый язык.

Почему пишу? По той же причине, что и фотографирую, веду дневниковые записи, снимаю видео.

Хочется рассказать об однажды увиденном и пережитом. Поделиться вкусом узнавания жизни. Рассказать о событиях: печальных или радостных.

Чтобы разбудить жажду движения - тела и души.
Растревожить любопытство.
И, может быть, побудить кого-то испробовать самому.
Или предостеречь.

А в итоге - получить возможность сопереживания.
Подобно тому, как, услышав: "Знаешь, там был такой колодец...", я наполняюсь пониманием всего, что еще только будет сказано. И уже от этого становлюсь счастливее.


Сколько раз, возвращаясь из очередной экспедиции или поездки, ловишь себя на неумении рассказать так, чтобы быть понятым. Не хватает образов, слов, сравнений.

Как будто стоим на разных берегах горной реки. Видим, но не слышим друг друга. А если слышим, то не можем разобрать слов.

И все же кто-нибудь, я знаю: - услышит и поймет. И проникнется тем же любопытством, желанием и восторгом.

Кто-то всегда нам созвучен. Проблема в том, чтобы встретиться.


Есть и другое.
Со временем вдруг понимаешь, что уже не можешь вспомнить все.
Что было. И как было. И даже тех, кто шел рядом или пересекал путь, не можешь вспомнить отчетливо. Все как-то расплывается перед внутренним взором. Будто одел старые очки и вдруг понял, что они уже не годятся...

Мы мчимся по жизни на грани света и тьмы - тянемся к восходящему впереди солнцу. А сзади неудержимо накатывает, настигает плотная ночь забвения.
И только записи, песни, фотографии, видео и киноленты - остаются нашими союзниками.
Как мало средств, чтобы осветить священные островки в океане беспамятства!


Я пишу и этим продлеваю память.
О друзьях. О современниках. О тех, кто был мне дорог, и кому не был безразличен я.

И о врагах своих я тоже продлеваю память.
Что ж, добро и зло, как всегда, неразделимы.
И одно без другого немыслимо, потому что теряет смысл.
Мы торим тропу в пограничных областях между ними.


И последнее.
Как удивительно рождение нового! Оно возникает, и уже в следующий миг обретает свою особую жизнь.

Сочетания буковок... Ложась на бумагу, они обретают свою, уже отделенную от меня жизнь.

Не так ли и дети? Едва родившись, они поражают нас таинственностью своего внутреннего мира - возникшего из нас, но нам же и неведомого.

И я ухожу в эти множественные, порожденные мною миры, как в космические путешествия.

Только здесь я волен и свободен. Той до бесконечности полной свободой, какая, может только сниться.


Творчество - как непреходящая ценность нашего Мира.
Творчество - как рождение, в противовес истреблению и умиранию.
По-моему.


Где найти силы, чтобы разорвать отупляющий поток повседневья?

* * *


Каждый, наверно, переживает этап, когда признание живущих рядом как-то теряет смысл, и хочется дальних звезд.
Каждый хоть раз становится на тропинку, в конце которой чудится Нечто.

Счастлив тот, кто на этом пути не утратит душевной чистоты, не покроется уродливыми шрамами от полученных ран, не проникнется злобой по отношению к себе подобным.
И пробившись к очередному заветному горизонту, не станет мстить.
Нет, не тем, кто виноват в их проблемах. До них не дотянешься.

А пока идущие вверх содрогаются от щелчков и пощечин и тоже постепенно пропитываются желчью и ненавистью, внутренне перерождаясь под прессингом уже взошедших.


О чем это я? Пустое.
Просто как-то решил предложить эти рассказы в ряд издательств, по моему ощущению наиболее созвучные миру путешествий - тому миру, откуда пришел я.
На что я рассчитывал?


Моя спелеологическая жизнь неразрывно связана с Башкирией, ее пещерами и природой, друзьями из Уфы, Салавата и других городов. Я люблю Башкирию, как свою Эмоциональную Родину.

Именно в Башкирии находится Кутук-Сумган - карстовая пропасть, которой я обязан многим - становлением характера, возмужанием, лучшими друзьями в жизни.
Все сюжеты этого сборника родились на башкирской земле.

Поэтому первым делом я послал рукопись в Башкирское книжное издательство.
И получил ответ:

"Уважаемый товарищ Серафимов!
Мы ознакомились с Вашей рукописью. Однако ввиду перегруженности темплана издательства произведениями местных авторов издание сборника Ваших рассказов "Голубой сталагмит" не представляется возможным.
Рекомендуем Вам обратиться в местное или центральные издательства".
22 августа 1985 года.
Гл.редактор М.Гилязев.

Корректная отписка, известная многим собратьям по перу. Мне это было внове.
Но была и приписка.

"Уважаемый Константин!
С большим интересом прочитал Ваши рассказы. Написаны они хорошим живым языком. Все замечания Вы найдете в рукописи. Чувство протеста вызвал Ваш рассказ "Пачка чая" - думается, Вам следовало бы убрать "пьяных мужиков", "расплату водкой" и подобное.
"Легенда о грезе" - все же это вариант баек о "белом спелеологе".
Иногда Вы (на мой взгляд) перебарщиваете с юмором. Конечно юмор очень помогает в экстремальных ситуациях, но все же создается впечатление, что Ваши герои поставили себе задачей острить во что бы то не стало.
Хотелось бы Вам посоветовать более осторожно обращаться с национальностями - очень легко можно оскорбить чье-либо национальное достоинство.
Вот пожалуй и все придирки.
Не унывайте, что получили отказ.
Пробить рукопись в "чужом" издательстве почти невозможно. Попробуйте предложить свои рассказы в журналы или сборник "На суше и на море". Возможно Вам и удастся их опубликовать. К сожалению Вы ничего не написали, что у Вас опубликовано и где.
Творческих удач Вам!"

22 августа 1985 года.
Редактор художественной редакции Николай Грехов


В цитатах здесь и далее я не стал править запятые и прочие символы - публикую, как есть.
Мой тематический план не перегружен местными авторами.
Тем более, что и сам я не без греха. А запятые и прочие подобные глупости вещь не принципиальная. Особенно для редактора художественной редакции, да еще знающего байки о "Белом спелеологе" и осторожного в национальных вопросах.

Ну, а расплату водкой - это я действительно не просчитал: перестроечная антиалкогольная компания еще только возникала на горизонте. Вот я и не перестроился.
Но из песни слова не выкинешь. И моя - не исключение. Интересно только, бывал ли Грехов за околицей Уфы, так сказать, в народе?

Спасибо Николаю Грехову, я внял его советам сразу по двум направлениям: не стал слишком расстраиваться и послал сборник в более солидное издательство - центральное.


"Уважаемый Константин Борисович!
В редакции внимательно ознакомились с Вашей рукописью "Голубой сталактит". В ней много информации, много небезынтересных наблюдений, но, в то же время, слишком много красивостей, даже в названиях рассказов: "Аквамариновая история", "Легенда и греза" и т.д. Да, то, чем занимаются Ваши герои, безусловно, увлекательно и романтично. Однако, в рассказах нет их самих, людей сегодняшнего дня, нет движения человеческой души, открытий - все повторно, все знакомо по другим произведениям. Именно такое впечатление оставляет рукопись. Иллюстративность и схематичность - главная ее беда. Самое важное для художника не просто описать восторг, который вызывает в нем природа, а показать ее сложность и красоту.
К сожалению, вынуждены возвратить Вам рукопись.
Всего самого доброго".

Зав отделом "Библиотека "Молодая гвардия" Б.Рябухин
Ст.редактор Г.Георгиев
19 июня 1986 года.

У солидного издательства и подход солидный. И внимательный.
Вместо "Голубой сталагмит" - "Голубой сталактит", вместо "Легенда о Грезе" - "Легенда и греза" - лучшее тому свидетельство.
Да и стоит ли обращать внимание на красивости? Кто платит, тот и прав.


В народе говорят: "Бог любит Троицу". Вот и я пробовал трижды.
Ближе всего к успеху я был в "Юности".
Каламбур, однако.


"Проза Константина Серафимова находится в русле известной традиции - это, так сказать, мужская проза (вспомним хотя бы Джек Лондона), суть которой в поэзии путешествия, риска, опасности, в поэзии преодоления человеком самого себя.

Я говорю о такой традиции без натяжки, - К.Серафимов, действительно, талантлив. И хотя предложенные им рассказы неравноценны, - заявка молодого автора, по-моему, заслуживает внимания редакции.

Пишет К.Серафимов о спелеологах, об исследователях пещер, (Серафимов сам спелеолог). Подземный, - совершенно неведомый большинству людей мир является со страниц этой прозы. Мир новой красоты и особенного человеческого опыта. Подземное царство пещеры в рассказах К.Серафимова испытывает человека, - оно испытывает его мужество, его волю к жизни, его способность получать и любить самые разнообразные знания.

32-летний К.Серафимов, на мой взгляд, может стать открытием "Юности", проза его благородна по самому своему пафосу, в ней запечатлена красота и бескорыстие человеческой страсти к познанию мира. По-моему, это проза именно молодежного журнала.

Наиболее удачным и законченным мне представляется рассказ "Аквамариновая история". Слово автора здесь очень точно и живописно, оно завораживает магией достоверности. Разве такое часто встречается у молодых и даже признанных авторов (Читая рассказ, ты как бы испытываешь все, что испытывает его герой: и его погружение с аквалангом в море, и все его рискованное прохождение каменного подводного туннеля, - "сифона", как его называют специалисты).

Вот примеры, показывающие, что перед нами действительно писатель:

"Перед тем как уйти под своды, он невольно обернулся и посмотрел вверх. Здесь, на грани света и тени, как-то особенно чувствовалась та невидимая грань, что пока еще отделяла его от сифона. По эту ее сторону еще можно было всплыть, вынырнуть, набрать полные легкие морозного воздуха. По ту - не вынырнешь. Над головой камень. Но тревожные мысли, едва возникнув, тут же пропали. Фантастика! Он отчетливо видел над собой серебристое зеркало воды, склоненные над ней пушистые в инее деревья, кого-то из ребят на берегу. Как в новогоднем шаре..."

Это точно и красиво написано.

Или вот еще:

"Вдох - выдох. Воздух с бульканьем уходит вверх стайкой серебристых пузырей. Через несколько секунд он захлюпает в трещине под стеной.
Луч фонаря постепенно обрел реальность, зажелтел в сгущающемся сине-зеленом мраке.
Как-то неожиданно и почти ощутимо на Вовчика навалились своды. Еще не видя, он уже знал о их присутствии. Ощущение было столь сильным, что Вовчик невольно посветил вверх. Ага! Изъеденный коррозионными бороздами и гребешками потолок был совсем рядом, метрах в двух от него".

Отдельные цитаты, конечно, не столь убедительны, - рассказ надо прочесть целиком, прочесть и самому пережить вслед за автором ужас той красоты, которая всегда есть в настоящем риске. Ибо рассказ этот - не просто история одного спортивного погружения, это рассказ о человеке.

Думаю, что моя оценка К.Серафимова ничуть не завышена. Талантливое слово редко встречаешь и на страницах печати. "Аквамариновая история" К.Серафимова - достойный повод для литературного дебюта, - именно на страницах "Юности".

М.Борщевская.


Трудно было не расплыться в удовольствии от таких замечательных слов. Спасибо Вам, неизвестная мне М.!

Но следующее письмо из "Юности", написанное почерком столь неряшливым, что я затрудняюсь это письмо перевести, положило конец эйфории.
Смысл его сводился к тому, что мне советовали обратиться в журнал "Вокруг света"...


Мысль, возможно, здравая. Но я решил завершить круг и обратиться к самому себе.

Кто и когда сравнил успех с пирамидой?
На ее вершине слишком мало места, чтобы поместиться всем желающим.
Но пирамида - не моя фигура.


В общем, я одумался достаточно быстро и отказался от новых попыток пройти этим путем.


Я кейвер*, и мои миры лежат под ногами.
Мне кажется, внизу гораздо больше доброты.

Может быть, потому, что в Глубине никто не старается спустить ближнего вниз головой по склону.

Здесь, внизу, хватает места для всех.


--------
* Кейвер - (от английского cave - пещера), занимающийся исследованием пещер.


Константин Борисович Серафимов
ГОЛУБОЙ СТАЛАГМИТ

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Константин Серафимов - Книжная полка / "Голубой Сталагмит" Константин Б.Серафимов. / 12 - Необходимые пояснения

KXK.RU