3. Техника спуска по отвесу

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Константин Серафимов - Книжная полка / "Вертикальная техника - каньонинг" Константин Б.Серафимов / 3. Техника спуска по отвесу

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Добавлено: 05-01-2005 15:35
На заметку тем, кто хочет разобраться
===================================== КБСыч

3. Техника спуска по отвесу.
----------------------------

Разобравшись с разнообразием фрикционных спусковых устройств (ФСУ), остается уточнить, что все они работают по единому принципу. Мы держим в руке входящий в ФСУ конец веревки, натягивая его и тем создавая усилие торможения, необходимое для того, чтобы не рухнуть вниз под действием закона всемирного тяготения.
В некоторых ФСУ мы регулируем трение веревки не рукой, а посредством прижимных элементов - ручкой, но от этого суть вопроса не меняется.


1. Главное правило безопасного спуска
-------------------------------------

Главное правило безопасности при спуске по веревке:

Ни при каких обстоятельствах не отпускать регулирующей рукой веревку, если она надежно не зафиксирована в спусковом устройстве!

Все вспомогательные действия на отвесе по ходу спуска выполняются второй рукой, не занятой непосредственно регулированием скорости нашего спуска. Оттолкнуться от стены, поправить каску, отстегнуть карабин - да мало ли что? - для этого есть вторая рука.
Регулирующая рука - намертво приклеена к рапели.

Что же произойдет, если все-таки выпустить веревку?
При наличии верхней страховки мы можем и не почувствовать изменений, так как наш вес немедленно перейдет на страховочную веревку. Если, конечно, страхующий не дремлет.
Но если страховки сверху нет? Тогда вслед за этой оплошностью немедленно последует стремительное падение. Вы провалитесь в бездну...
Дальнейшее зависит от разных факторов.
Каким парашютирующим эффектом обладает наше спусковое устройство? Если это восьмерка или шайба - то практически никаким, если другие типы, то сопротивление будет, но в любом случае незначительное. Его хватит только на то, чтобы охранить ориентацию вашего тела ногами вниз.
Есть у вас самостраховка или нет? И как вы ее выполняете? Если правильно - останетесь целы, так как схватывающий узел или зажим сработают и остановят падение.
Хватит ли у вас тренированности, чтобы выпустить или напротив - стиснуть, ручку самостопорящегося ФСУ?
И так далее.
В общем, это орлянка со смертью. И лучше в нее не играть, а четко держать веревку.


2. Расстояние регулирующей руки от ФСУ.
---------------------------------------

На каком расстоянии от ФСУ должна располагаться регулирующая рука?
Это зависит от вида спускового устройства.
Такие популярные ФСУ как восьмерка и шайба Штихта - "несут", то есть вам приходится с большой силой удерживать веревку, чтобы не разогнаться до неуютного варианта. Это обстоятельство породило правило располагать регулирующую руку далеко от ФСУ, заводя ее даже чуть за спину, и тем самым создавая дополнительное трение о свое тело (что не слишком приятно - горячо и можно получить потертости и ссадины). Так как зафиксировать веревку в этих ФСУ - дело премудрое и достигается большим трудом, изрядной силой и навыком, то удаленное расположение регулирующей руки представляется нормальным.
ФСУ, предполагающие легкое фиксирование на отвесе - рогатка, решетка, рэк, сингл, стоп и им подобные, предполагают расположение регулирующей руки на расстоянии не менее, но и не более 20-25 сантиметров от ФСУ. Это требование исходит из двух соображений.
Не ближе, - для предотвращения попадания рукавицы или перчатки в спускер, что весьма неприятно.
Не дальше, - чтобы вы могли мгновенно зафиксировать ФСУ, не меняя хвата и не ослабляя натяжения веревки. Запаса веревки в 20-25 сантиметров хватит на первый виток фиксации, а далее все уже легче.


3. Хват веревки регулирующей рукой.
-----------------------------------

Пальцы регулирующей руки все время должны быть замкнуты в кольцо вокруг рапели. При этом большой палец касается веревки не подушечкой, а внутренней своей частью, а подушечка большого пальца прижимает указательный палец чуть сверху. В итоге образуется надежное кольцо из большого и указательного пальца. При таком хвате большой палец перекрывает наиболее вероятный путь выпадания веревки из руки. А вероятность этого существует всегда.

Конечно, большинство из нас держит веревку именно между подушечкой большого пальца и сгиом указательного - так удобнее подавать рапель в ФСУ.
Но надо помнить, что в этом случае мы оставляем открытой слабую зону - стык между кончиками сжатых в кулак пальцев и ладонью. Случайный рывок рапели в сторону стыка может вырвать ее из пальцев, если они не будут замкнуты в кольцо. И тогда не оберешься неприятностей...


4. Положение второй руки.
-------------------------

Положение второй руки, не занятой напрямую в управлении скоростью спуска, тоже не безразлично для спускающегося.
Наиболее логичное и удобное место - сразу над спусковым устройством, хватом за рапель. Так как рапель всегда натянута нашим весом, то выше ФСУ она представляет собой устойчивую опору, за которую удобно держаться. При этом мы убиваем сразу кучу зайчиков.
Во-первых, слегка притормаживаем свой спуск, так как вторая рука тоже создает трение.
Во-вторых, придерживаем себя от переворачивания вниз головой - такая вероятность существует при неудачном маневре на карнизе или при спуске с рюкзаком за плечами, что свойственно новичкам. Правда, от "оверкиля" в самом начале спуска при выходе на стену через перегиб это не спасает, но тут другие причины. Мы о них еще вспомним.
В-третьих, расположение второй руки над ФСУ подкрепляет психологическую уверенность, так как улучшает нашу координацию на отвесе.
В-четвертых, это готовит нас к ведению самостраховочных устройств в будущем.

Однако при расположении второй руки на рапели выше ФСУ существует опасность прижать руку между рапелью и выступами скалы - если по невнимательности мы забудем ее убрать с веревки в момент опускания ее на перегиб склона.

В то же время можно встретить рекомендации не держаться второй рукой за рапель, а поместить ее, например, на веревку, которой вас страхуют сверху - если существует верхняя страховка. Что ж, неплохо в момент прохождения перегибов, но момент этот краток, а все основное время на спуске удобно и гораздо более безопасно контролировать рапель двумя руками.
Если, конечно, не работать с двумя веревками, как например в промальпинизма, когда приходится передвигать самостраховочное устройство по второй веревке.
Во всех остальных случаях следует работать с рапелью двумя руками.

Чего не следует делать, так это держаться второй рукой за спусковое устройство в процессе спуска. Когда мы фиксируем веревку или расфиксируем ее - дело другое, но во время спуска рука на ФСУ - опасная штука.
Координации движений это немного помогает, но возникает серьезная опасность прижать пальцы между спусковым устройством и камнем при переходе перегибов склона и карнизов. При неудачном маневре можно мгновенно получить травму - причем весьма серьезную, вплоть до переломов!

В некоторых случаях весьма удобно использовать вторую руку для дополнительного контроля за входящей в ФСУ веткой рапели - в помощь регулирующей руке. Работать двумя руками, подавая или выпуская рапель, - почему бы нет? Иногда это очень удобно.

В процессе освоения техники спуска полезно научиться менять руку, регулирующую скорость спуска. Работая поочередно левой и правой рукой, можно спускаться левым и правым боком в направлении движения, что иногда очень помогает.


5. Режимы подачи веревки в ФСУ.
-------------------------------

При спуске по веревке существуют два основных режима движения: при недостаточном и при избыточном трении веревки в ФСУ.
Идеал, как всегда - почти недостижим! Но к нему надо стремиться. Достаточно легко добиться оптимального трения на ФСУ, позволяющих гибкую регулировку степени торможения, типа решеток и рогаток.
Что же происходит при этом и как себя вести?

При недостаточном трении в ФСУ нам приходится компенсировать его, сжимая и натягивая рапель регулирующей рукой. При этом спуск легко переходит в быстрое скольжение вдоль склона, что выглядит весьма красиво, но в то же время довольно пугающе и требует значительных усилий, чтобы остановиться.

При избыточном трении мы застреваем. Повис и ни с места!
Чтобы спускаться, нам приходится подавать веревку в ФСУ, подсовывать ее раз за разом, приспускаясь за каждый такой пасс на некоторое расстояние. Спуск происходит более медленно, неровно, как бы "пунктирно".
Однако, ВНИМАНИЕ!
Не стоит выпускать веревку из регулирующей руки! Обманчивое сопротивление ФСУ при снятии нагрузки с ее входящего конца может немедленно "отпустить" нас в свободный полет. Ну, почти свободный. Такова физика процесса, и играть с этим, отпуская рапель из регулирующей руки - смертельно опасно!

Каждый из этих режимов используется при необходимости в зависимости от ситуации.

Быстрое скольжение - спортивный вариант, очень хорош на соревнованиях, при движении налегке - без груза, при выполнении специальных операций на высоте.

"Пунктирное" движение удобно при работе с грузом, транспортировке на себе тяжелых предметов, при первом прохождении закрытого склона (не видного с верху), и вообще более подходит для людей осторожных.
Однако надо добиваться, чтобы подавание веревки в спускер происходило плавно, без резких рывков на рапель.

Еще раз подчеркну.
Стоит работать на таком ФСУ, которое позволяет применять оба варианта спуска, легко переходить от одного к другому, а главное - в каждом конкретном моменте устанавливать комфортную для себя степень торможения.

Как того добиться?
Наряду с конструктивными особенностями каждого конкретного устройства для спуска, надо знать следующее.
Степень торможения зависит не только от силы натяжения входящей в ФСУ ветви веревки, но и от угла подачи веревки в него. Достаточно изменить направление натяжения веревки, как меняется и сила трения.
Вот этот прием - изменение угла входящей в ФСУ ветви веревки, не слишком часто используется неискушенными в технике вертикальщиками.
Но именно он позволяет добиться тончайшей регулировки скорости спуска по веревке.

Многих начинающих ставит в тупик самое начало спуска, когда мы еще стоим практически на горизонтальной поверхности, стараясь сдвинуться в сторону отвеса. И не получается!
Дело в том, что мы уже держим рапель под ФСУ с усилием, необходимым для спуска по отвесу, но еще не приложили к ней свой вес. Мы стоим на ногах, и нет силы, что сдвинула бы нас вдоль рапели.
Чтобы сдвинуться, ее надо создать. Для этого изо всех сил упремся ногами в "пол", а телом в беседку. Не будем натягивать рапель под ФСУ, на напротив плавно подадим ее вперед, подталкивая в ФСУ. Одновременно покрепче возьмемся второй рукой за рапель над спусковым устройством и оттолкемся от веревки, как бы вытаскивая ее вверх из спускера.


6. Работа ног на спуске.
------------------------

Разобравшись с руками, взглянем на собственные ноги. Интересное зрелище, не правда ли?
Забудем на время о том, для чего ноги обычным людям.

Ноги на спуске по вертикалям - не стоят на ней, не несут наш вес. Они лишь отделяют нас от скалы.
Мы сидим в обвязках, и наш вес приложен к веревке.

Главное правило спускающегося - расположение ног упором перпендикулярно скале. Именно такая постановка ног не даст нам поскользнуться с последующим "поцелуем" стены. Стоит изменить угол приложения нагрузки, чтобы поскользнуться. Особо хорошо это чувствуется на льду. Однако не менее скользки покрытые тиной и водорослями лотки водопадных уступов. Будто намыленные, они норовят выскочить из-под ног при малейшем отклонении угла их постановки от прямого.

Поскользнувшись на таком отполированном месте, падая, не встречайте скалу локтем!!!
Это чревато серьезными травмами.
Локти, как и колени, самая хрупкая деталь нашей конструкции.
Если падение происходит в сторону регулирующей руки, а отпускать рапель нельзя - смертельно опасно! - то прижмите локоть к телу и падайте боком, встречая скалу плечом, бедром, чем угодно, но не локтем. Даже коленом в наколенники не так опасно, как локтем.
Если, конечно, вы не снаряжены налокотниками. Но это в каньонинге редкость.

Однако, на слабо наклонных участках мы вынуждены использовать ноги по прямому назначению. То есть стоять на них, компенсируя часть собственного веса.
Но при этом надо постоянно сохранять вис на рапели, ее натяжение.
Запомним - в течение всего времени спуска мы должны чувствовать, что сидим в беседке. Никогда не стоит переносить вес с беседки на ноги полностью. Это чревато несколькими последствиями.
Во-первых, чисто психологически возникает непреодолимое и совершенно оправданное ощущение, что если ноги соскользнут, то мы упадем. Так оно и есть, подскользнувшись, мы попытаемся упасть, веревка нас удержит, но сам момент такого маленького срыва неприятен. И само ожидание его не доставляет удовольствия.
Во-вторых, разгрузив веревку, мы даем ей возможность освободиться от нашего веса и, следовательно, сжаться, ликвидировав растяжение, полученное под нашим весом. Теперь, чтобы продолжить спуск, рапель придется снова растянуть. Если веревки над нами не много, это пройдет почти незаметно. Но если несколько десятков метров - то можно попасть в этакую "яму", проваливаясь до натяжения рапели. Мало того, что это неприятно, так еще существует опасность удариться о скалу во время этого проседания, пусть и небольшого.


7. Прыжки или бег?
------------------

Часто можно видеть спускающихся по веревке этакими прыжками. Иногда это выглядит красиво, иногда не слишком. Обе ноги одновременно отталкиваются от скалы, следует некий спуск-полет, затем торможение, контакт ногами со стеной, снова толчок.
Какой бы смысл не вкладывали в свои действия спускающиеся таким способом, следует обратить внимание на очень неблагоприятные нагрузки, возникающие в веревке в результате этих прыжков, а особенно - в точках ее закрепления и на перегибах склона в зоне повышенного трения. Растягиваясь и пульсируя, веревка подвержена истиранию на перегибах в гораздо большей степени, чем при нормальном спуске.

В отличие от "попрыгунчиков", более техничным представляется бег-ходьба по отвесу с постоянной скоростью. При этом ноги касаются скалы попеременно, тело чуть развернуто в сторону регулирующей руки и вниз - что дает хороший обзор предстоящего пути.
Скорость такого спуска может быть не меньше, а то и больше "прыжкового", а все нагрузки гораздо более мягки.


8. Скорость спуска по веревке.
------------------------------

Раз уж мы коснулись скорости спуска, вспомним основное правило СРТ (Техники одинарной веревки).
"Все действия на вертикали должны производиться не из соображений скорости или удобства, а лишь из заботы о сохранности веревки, на которой мы работаем".
Это значит, что любые действия, связанные с повышенным риском для веревки, недопустимы.
К таким действиям однозначно относятся высокие скорости спуска, которые ведут к оплавлению веревки в результате большого разогрева ФСУ в зоне контакта с ней. Если веревка сухая - это неизбежно. Особенно плавят веревку карабины.

Регламентированная из соображений безопасности максимально допустимая скорость спуска на ФСУ, использующих карабин в качестве тормозного элемента - не более 15 метров в минуту.
Примерно 25 сантиметров в секунду. Не много?
Вполне достаточно для нормальной работы на отвесе.

Не торопиться при работе на вертикалях - очень полезно для здоровья и сохранности снаряжения.


9. Положение тела.
------------------

Если ноги при грамотном спуске опираются о скалу с перпендикулярным ей направлением усилия, то положение корпуса спускающегося в самом общем случае должно сохранять вертикальное положение - вне зависимости от рельефа скалы и траектории спуска.
Стоит побороть в себе понятную робость перед высотой и не бояться смотреть вниз - так как необходимо четко видеть предстоящий путь, чтобы не получить какой-нибудь неприятный сюрприз по дороге.
Обзор самой стены над и под нами очень увеличивается, если не льнуьб к ней лицом, а держаться на более свободном удалении.


Разобравшись с самыми общими правилами спуска, поговорим о технике преодоления различных препятствий, которые так и норовит нам подсунуть ее Высочество Вертикаль.


1. Начало движения.
-------------------

Это наиболее нервный момент процесса спуска, если не считать последствий отпускания рапели регулирующей рукой.

Представим, что мы не ветераны спусков. Вот мы стоим на самом верху, спиной к пропасти, надо сделать эти несколько ужасных шагов, отделяющих нас от нее...
Первым делом "сядем" в обвязки. То есть, отталкиваясь ногами, натянем рапель своим спусковым устройством.
Но не будем спешить выдавать - подпихивать веревку в ФСУ. Это распространенная ошибка начинающих. Вообще не надо подавать рапель в ФСУ до тех пор, пока она сама не проявит признаки движения в спусковом устройстве.
Просто натянем рапель телом, упираясь ногами в "пол" а второй рукой в рапель над спусковым устройством и постараемся сдвинуть ФСУ вдоль веревки. Туго идет? Но ведь ваш вес еще не вступил в работу, его действие пока заменяется усилием ног и руки. И чтобы сдвинуться с места надо сделать это усилие в несколько десятков килограммов!
Так что упремся посильнее, не рассчитывая на легкую победу.


2. Выход на отвес.
------------------

Чаще всего перед началом спуска надо преодолеть перегиб склона с горизонтали на вертикаль.
Грамотно сделанная навеска располагает точки закрепления рапели как можно выше над этим перегибом с тем, чтобы создать на нем благоприятный угол между склоном и рапелью. Чем больше этот угол изгиба веревки отличается от прямого, тем проще егопреодолеть.

В идеале основное закрепление веревки располагают вообще на самой вертикали, например, на боковой стенке лотка. Но это не всегда удается.

Иногда же точки по каким-то иным соображениям располагают чуть ли не на уровне пола, и тогда на выходе в отвес рапель перегибается под прямым углом.
И вот тут довольно часто можно увидеть забавную картинку - торчащие из отвеса пятки очередного потерпевшего "оверкиль" при переходе угла.
Почему это происходит?

Мы выходим с горизонтали на перегиб, и в тот же миг вес тела начинает тянуть нас в отвес. Ноги уже перестают выполнять роль несущей вес опоры, а рапель еще не способна его принять. Рапель все еще тянет нас не вверх - уравновешивая вес, а почти горизонтально, по направлению к точкам закрепления.
Тут держи ухо в остро!
Система, понятно, стремится к новому равновесию сил.
Мгновение, и мертвая точка пройдена, вес тела неудержимо тянет нас вниз, и если ноги так и остаются на перегибе, то... - будьте любезны! Падение по радиусу на пятую точку ногами вверх - не столь болезненное, как пугающее.

Чтобы этого не случилось, попробуем следующий прием.
Начинаем спуск не четко спиной вперед, а полубоком к отвесу. При этом ноги располагаются не на линии параллельной перегибу выхода на отвес, а тоже под углом к ней. Нога со стороны регулирующей руки ближе к отвесу, вторая нога - чуть дальше. Как будто мы хотим выглянуть за перегиб, но вот веревка мешает.

Выйдя на край, спустим вниз сначала одну ногу, а вторую - верхнюю, временно задержим на перегибе, потихоньку выдавая рапель до тех пор, пока нижняя нога надежно не упрется в скалу.
Затем переставим на вертикаль вторую ногу. "Разножка" - расстояние по вертикали между стопами, создаст необходимую устойчивую базу, вокруг которой вращение с падением затруднительно.

Теперь аккуратно приспустимся, положив рапель на перегиб.
С этого момента в дело вступает уравновешивающая наш вес сила натяжения веревки, и все резко изменяется к лучшему.

Укладывая рапель на перегиб, позаботимся о следующем:
- постараемся не положить рапель на пальцы второй руки, вцепившейся в веревку над ФСУ;
- тем более проследим, чтобы не угодить рукой под спускер - он металлический и гораздо более жесток в обращении с нашими пальцами!
- позаботимся о том, чтобы веревка над нами легла на гладкий камень, а не на острую режущую кромку - это чревато понятными осложнениями.

Если мы спускаемся с верхней страховкой, при переходе перегиба склона следует проследить за двумя моментами:
- не положить страховку под рапель. Нагруженная нашим весом, рапель прижмет вторую веревку и не даст нам сдвинуться с места;
- не положить страховочную веревку поверх или в перекрест рапели - последствия могут оказаться куда печальнее, так как страховка быстро перетрет рапель, скользя вниз вслед за вашим спуском.

Оптимально положить рапель и страховку на некотором расстоянии друг от друга с тем, чтобы в дальнейшем страховка не сползла на рапель. В крайнем случае - пусть обе веревки лежат рядышком.
Две веревки - две проблемы.

Итак, проходить перегиб склона стоит не спиной вперед, а чуть полубоком - гораздо приятнее и удобнее.

Однако, если неуютно, плохо и грустно совершать красивые маневры... Тогда, наплевав на условности и красивости, лучше просто встать на коленки (в наколенниках это и вовсе хорошо!) или лечь на перегиб - полубоком, чтобы не скоблить спускером по камню, и потихоньку сползти в отвес.
Некрасиво? Но все же лучше, чем навернуться через край в нелепой позе!
Когда мне почему-либо неуютно начинать спуск в классической позе героя-вертикальщика (скользко, например), я поступаю именно так.

И еще одно - уходя за край, двигайтесь строго вниз, без движений влево-вправо, возникающих при переступании с ноги на ногу. Пока веревка над нами коротка, ее угловые перемещения достаточно велики, что при касании камня может привести к повреждению рапели.
Маятники хороши на длинных веревках, да и то не стоит ими злоупотреблять без крайней необходимости.
Веревка неплохо сопротивляется трению при перемещениях вверх-вниз, но совершенно не любит перерезающих ее контактов.


3. Движение по отвесу.
----------------------

Собственно, мы уже поговорили о нем. Чуть полубоком, развернувшись в сторону регулирующей руки, ноги - пошире, упором перпендикулярно скале - идут переступанием, тело вертикально.
Взгляд периодически обращен вниз, чтобы наметить более безопасную и удобную траекторию движения.
Не бойтесь смотреть вниз! Это красиво!
Но не забывайте посматривать и вверх - чтобы аккуратно класть рапель на новые перегибы склона, не допуская маятниковых касаний ее вправо-влево - это сильно портит веревку.


4. Преодоление полок.
---------------------

Периодически на отвесах встречаются полки - горизонтальные и субгоризонтальные участки различной протяженности, затем снова переходящие в отвес.
Приземлившись на такую полку, ни в коем случае не спешите выдавать веревку через ФСУ, освобождая ее от своего веса!
Веревка-то с удовольствием освободится, но вот как потом продолжать спуск? Если над вами большой пролет, а веревка динамическая, то есть легко растягивается, - вам предстоят неприятные мгновения! Вплоть до этакого проваливания в пропасть. Неглубоко, но нервно.

Полка под ногами? Отлично! Продолжайте отступать по ней к продолжению отвеса, будто ничего и не случилось, переходите перегиб с полным сохранением натяжения рапели и продолжайте спуск.

Если же вы все-таки случайно выпустили веревку из ФСУ и теперь стоите на ногах, с замиранием сердца предвкушая грядущие события, то сделайте, по крайней мере, следующее. Выберите рапель из вашего ФСУ максимально, как только можете, восстановив натяжение веревки. А уж потом осторожно шагайте за край полки. Провалитесь, но чуть меньше. Все-таки приятнее.


5. Преодоление карнизов.
------------------------

Карнизы - нависающие участки скалы, под которыми нас ждет спуск в отдалении от стены. Этакие полки наоборот.
Наши ноги, только еще надежно упиравшиеся в скалу, теперь безнадежно проваливаются под карниз, который коварно стремится на сближение с нашим носом.
Чтобы этого избежать, сделаем следующее:
- спустимся сколько возможно;
- установим ступни на самый край карниза, на нижний его срез, за которым уже пустота;
- приспустимся до того момента, пока наши плечи не окажутся на уровне стоп;
- свободной рукой упремся в угол карниза рядом со стопой. Для этого придется присогнуть колени;
- а теперь уберем с карниза ноги, и свободно подкачнемся под карниз - не задев его каской или другими особо любимыми частями тела и снаряжения.

Можно совершить спуск и без упора рукой, если четко рассчитать глубину предварительного опускания тела при оставленных на карнизе ногах.

Очень не рекомендую предпринимать эти действия с рюкзаком за плечами!


6. Спуск в колоколе.
--------------------

Часто приходится спускаться в свободном пространстве, когда ноги не достают до скалы. Техника СРТ вообще стремится к этому, так как чистый отвес имеет ряд важных преимуществ перед движением около скалы.
Во-первых, в нем не перетираются и не перебиваются камнями веревки. Это очевидно.
А во-вторых, что менее очевидно, в чистом отвесе гораздо легче спускаться с грузом. И что еще менее очевидно - легче подниматься. Если, конечно, вы используете адекватную технику подъема.

Итак, оказавшись в свободном пространстве, нужно быть готовым к тому, что нас начнет разворачивать лицом от скалы. Это плавное вращение может оказаться следствием неаккуратного отрыва от карниза, а чаще всего - скручиванием веревки в ФСУ. Даже небольшой вывод веревки из одной плоскости изгибания вызывает вращение спускающегося.
Не стоит предпринимать попытки развернуться, снова оказаться лицом к скале. Это приведет лишь к потере времени и неэстетичным дерганьям на рапели. Продолжайте спуск, будто ни в чем не бывало.
Рано или поздно что-нибудь произойдет: или стена снова приблизится, или отвес закончится.


Вот, собственно, все основные премудрости техники спуска, если не считать таких мелочей, как переход через узел на веревке или через ее промежуточное закрепление на отвесной скале.
Но всему свое время!

И еще запомните - запомните! - спуск, это легко, но весьма опасно!
Большинство аварий на вертикалях произошли не на подъеме, а на спуске.

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Константин Серафимов - Книжная полка / "Вертикальная техника - каньонинг" Константин Б.Серафимов / 3. Техника спуска по отвесу

KXK.RU