Биологическая обратная связь и шизофрения

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Олега Заюнчковского / Биологическая обратная связь и шизофрения

Страницы: 1  новая тема

Автор Сообщение

Консультант-психолог
Сообщений: 94
Добавлено: 22-06-2007 13:21
Предварительные результаты масштабного исследования, начатого на базе НЦПЦ РАМН. Дает некоторые представления об эффективности БОС, самой процедуре, методах оценки и т.п.

Данная статья была опубликована в журнале Медицинские науки №3 (21) 2007 г. В связи с ограниченным тиражом журнала выкладываю статью в свободный доступ.


О возможности коррекции высших психических функций при шизотипическом личностном расстройстве у детей младшего школьного возраста средствами биологической обратной связи
Заюнчковский О.С., Зверева Н.В.

Патология познавательной деятельности при шизофрении - одна из основных проблем экспериментального изучения данного заболевания детскими клиническими психологами. Значительный вклад в разработку этой тематики внесли Т.К.Мелешко, С. М. Алейникова, Н. В. Захарова. Результаты проведенных ими исследований позволили сделать вывод о связи патологии познавательной деятельности у детей, страдающих шизофренией с изменением общего звена в структуре этой деятельности, а именно с нарушением избирательной актуализации знаний из прошлого опыта (Ю.Ф.Поляков), привлекаемых для решения разного рода мыслительных и перцептивных задач. Исследования предпочтительности активной или пассивной роли во взаимодействии обозначенного контингента испытуемых, проведенные Н.В. Захаровой, указывают на превалирование пассивной роли, что дает возможность говорить о нарушении произвольной регуляции деятельности у этих детей.

В работах В. П. Критской, Т. Д. Савиной и Н. С. Курека проводилось экспериментально-психологического изучение данной проблемы на материале взрослого контингента больных шизофренией в разной степенью выраженности дефекта. При сравнительном исследовании психической активности групп испытуемых с разной степенью клинической выраженности дефекта и контрольной, выявлены различия в показателях, отражающих изменения некоторых параметров психической активности. Эти изменения нарастают по мере углубления дефекта. У больных шизофренией снижаются показатели продуктивности мнемической, речевой и мыслительной деятельности. Различия в результатах сопоставляемых групп углубляются по мере возрастания активности (устойчивости внимания, удержания задачи, целенаправленности и пр.), которое требует выполнение задания. Различия определяются сложностью заданий, их качественными и количественными характеристиками (например, объемом материала). Показана разная степень выраженности параметров изменения произвольного внимания по мере нарастания дефекта, в частности, больше нарушена его переключаемость по сравнению с показателями устойчивости.

Существенной характеристикой патопсихологического синдрома при шизофрении является изменение мотивационно-волевой сферы у больных, связанное с развитием болезненного процесса. Выявлены нарастающие по мере углубления дефекта снижение инициативности и продуктивности деятельности. Нарушение волевого компонента деятельности начинается с момента дебюта заболевания и продолжает прогрессировать с разной степенью интенсивности на протяжении всего периода болезни. (Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф., Критская В.П., Мелешко Т.К. и др.).

Вопросы коррекции последствий или проявлений заболевания не только фармакологическими средствами особенно актуальны в период детства, когда продолжается, пусть и в искаженных болезнью условиях, психическое развитие ребенка. Следует использовать возможности новых психокоррекционных технологий, которые проводить психологическую коррекцию, уменьшая патологическое влияние заболевания на психическую деятельность и развитие больного ребенка.

В последние годы открылись новые возможности реализации и раскрытия потенциала человеческого головного мозга. Разработка современных теорий и пересмотр старых, в сочетании с технологическими возможностями предоставляют клиницисту широкое поле для экспериментальной деятельности.

Имеющиеся разработки позволяют проводить коррекционные мероприятия, направленные на восстановление произвольности высших психических функций (в частности внимания) повышая адаптивные возможности ребенка, оказывая благотворное влияние на психическую активность личности.

Одним из современных методов психологической коррекции высших психических функций, является метод биологической обратной связи, уже положительно зарекомендовавший себя в работе с некоторыми контингентами детей с отклонениями в состоянии психического здоровья (Квасовец С.В., Безносюк Е.В., Дмитриев С.П.).

Биологическая Обратная Связь (БОС) (biofeedback – англ.) – нефармакологический метод коррекции психологических и психосоматических нарушений. Данный метод базируется на современных представлениях о функционировании мозга.

Суть метода заключается в том, что пациент, получая информацию о рабочей динамике какой-либо физиологической системы, реализующей протекание тренируемой функции, обучается контролировать не только свое психофизиологическое состояние, но и произвольно управлять функционированием данной системы. В контексте терапии методом БОС, патология рассматривается как нарушение в структуре управления функциональной системы какого-либо психофизиологического процесса. И, не зависимо от причины повлекшей нарушение протекания процесса, позволяет внести элемент произвольного контроля над ним. В качестве маркера функционирования психического процесса или состояния может выступать показатель КГР, ЧСС, параметры ЭЭГ (Крылов А.А., С.А. Маничева.).

В нашем исследовании использовался прибор биологической обратной связи, регистрирующий частоту сердечных сокращений. Мотивацией к саморегуляции является специально разработанная компьютерная игра, в которой успешность деятельности ребенка напрямую зависит от частоты его сердечных сокращений. Чем выше частота, тем меньше успешность игры. Ребенок за свет внутренних механизмов учится регулировать свое психомоторное возбуждение, контролировать и управлять вниманием, ставить цели и регулировать свою деятельность в соответствии с существующими условиями, т.е. развивать произвольность своей психической активности.

Мы предположили, что применение биологической обратной связи может стать эффективным методом коррекции произвольности внимания у детей страдающих шизотипическим расстройством.

На базе Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН) с сентября 2005 года по май 2006 года проводилось исследование нарушения произвольности высших психических функций у детей с шизотипическим личностным расстройством и возможностей их коррекции. В основу метода коррекции легла теория Биологической Обратной Связи.

Цель исследования – показать спектр реализации метода БОС терапии в коррекции произвольной регуляции деятельности у больных шизотипическим личностным расстройством.

Гипотеза о возможности применения метода Биологической Обратной Связи в коррекции произвольности у детей с шизотипическим личностным расстройством потребовала экспериментальной проверки. Для ее реализации были сформулированы следующие задачи:

1.Сформировать 2 выборки детей с шизотипическим личностным расстройством - экспериментальную и контрольную.

2. Подготовить специальный психодиагностический инструментарий и провести комплексное тестирование уровня сохранности произвольности высших психических функций в обеих выборках.

3. Провести психокоррекционную работу методом Биологической Обратной Связи.

4. Сопоставить результаты.

С экспериментальной группой детей (6 человек) проводилось 10 занятий по методу биологической обратной связи, продолжительностью по 60 минут каждое. Контрольная группа детей (7 человек) не проходила БОС-терапию, они участвовали только в диагностических процедурах до начала занятий в экспериментальной группе и по их окончанию – через 25 дней.

В качестве психологических функций, владение которыми подвергалось коррекции, были избраны произвольное внимание и произвольная слухоречевая память. Для диагностики состояния названных функций у детей до и после психокоррекции методом БОС, использовался следующий экспериментально-психологический комплекс:

1. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (использовалась для установления контакта с испытуемыми).

2. Методика на непосредственное произвольное запоминание «10 слов» (по А.Р.Лурия).

3. Тест Струпа (использовался для оценки показателей динамики работоспособности и влияние интерференции).

4. Таблицы Шульте.

5. Тест Бурдона.

6. Методика «Шифровка». Символьный и цифровой варианты.

Можно отметить общие черты выполнения предложенного комплекса в экспериментальной и контрольной группах (стойкие нарушения произвольности внимания, переключаемости, динамики работоспособности). У некоторых испытуемых были выражены трудности усвоения и удержания инструкции. Корректурная проба Бурдона, в ряде случаев, была не доступна и выполнялась не до конца, с большим количеством ошибок. Была отмечена повышенная истощаемость, наблюдались трудности переключаемости внимания. По окончанию предварительного тестирования, с каждым ребенком экспериментальной группы проводился краткий, ознакомительный сеанс биологической обратной связи.

Процесс психокоррекции на приборе БОС, во всех случаях, начинался после тихого часа и полдника (15 ч. 30 мин. -16 ч.). Проходил в учебном классе со специально организованными под специфику процесса условиями. В классе поддерживалась комнатная температура, и сводились к минимуму все посторонние шумы, что позволяло обеспечить минимальную отвлекаемость ребенка на посторонние шумы и повысить эффективность проводимого психокоррекционного процесса.

Пациенту предлагалось сесть и принять удобную для него позу, после чего регулятором громкости персонального компьютера обеспечивалась комфортная громкость звукового сопровождения, включенного в блок психокоррекционного программного обеспечения. Прибор закреплялся на пальце ребенка, после чего запускалась необходимая программа.

Все пациенты, даже настроенные изначально негативистично, к психокоррекционному процессу приступали охотно. И через 5-10 минут эффективность деятельности возрастала, проявлялась увлеченность и заинтересованность в результате.

В пакет программного обеспечения для прибора БОС входили несколько программ игровой ориентации, обеспечивающие возможность выбора в соответствии с требованиями ситуации. Если основная рабочая программа ребенка не устраивала своей сложностью, или просто не заинтересовывала его, существовала возможность ее смены на более подходящую. Мальчики больше предпочитали не основную программу, имитирующую академическую греблю, а альтернативную ей «гонку на автомобилях», девочки, напротив, предпочитали спокойную игру с построением пирамиды из кубиков. Данные предпочтения можно отнести как к особенностям темперамента, так и к актуальному состоянию пациента на момент начала психокоррекционного процесса.

Динамика поведенческой стратегии прослеживалась четко у всей экспериментальной группы. Можно выделить 4 поведенческие реакции.

На первом этапе ( 2-3 занятия ) у всей экспериментальной группы, в ситуации эмоционального напряжения, связанного с вовлеченностью в процесс, наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений, и стремление «перехитрить» прибор. Испытуемые движениями пальца искусственно сбивали показания датчика ЧСС. После объяснения не соответствия такого поведения правилам игры, некоторое время попыток изменять показания не следовало. На втором-третьем занятии все пациенты перестали пытаться сбивать датчик и условно приняли исходную инструкцию: стараться максимально расслабиться и снять волнение.

На втором этапе все испытуемые, поняв условия успешной деятельности, пытались перекрыть канал визуального восприятия информации с монитора, закрывая глаза, или просто отводя их в сторону. В ответ на замечание и просьбу этого не делать, а продолжать наблюдать происходящее на экране, испытуемые старались найти другие пути снятия эмоционального напряжения, при этом они прекращали отводить и закрывать глаза.

На третьем этапе обследуемые пытались ослабить воздействие визуального ряда методом расфокусировки хрусталиков глаз, о чем в последствии давали вербализованный отчет. Продолжительность данного этапа была различной, но, в целом, укладывалась в несколько занятий центральной части психокоррекционного процесса. Возможно, данное явление имеет общий поведенческий контекст с описанными выше явлениями на втором этапе.

На четвертом, заключительном этапе, для регуляции психосоматических реакций испытуемые прибегали к контролю над дыханием. Равномерные и глубокие вдохи позволяли добиться высоких результатов (по сравнению с начальными) у всей экспериментальной группы.

Проведенные исследования показывают, что стойкий эффект от работы с ребенком по методу биологической обратной связи, наблюдается на 8-10 занятие продолжительностью 30-40 минут на протяжении 10-14 дней. За это время ребенок, как правило, достигает высоких результатов в игре и показывает возросшие результаты при комплексном психологическом тестировании, направленном на диагностику произвольности ВПФ.

По окончании курса психологической коррекции, проводилось повторное тестирование, которое подтвердило эффективность применения прибора биологической обратной связи. Были зафиксированы следующие изменения (по качественной оценке количественных показателей выполнения тестовых заданий):

В тесте 10 слов, у экспериментальной группы заметно улучшился уровень непроизвольного запоминания, следует отметить, что улучшения были отмечены и в контрольной группе.

В методике Струпа испытуемые экспериментальной группы не допускали ни одной ошибки.

В методике Таблицы Шульте в экспериментальной группе заметно снизилось время выполнения теста.

В корректурной пробе Бурдона. Проба стала доступна для всех пациентов, испытуемые показали серьезные улучшения результатов. Наиболее ярко эффективность коррекционного процесса сказалась на результатах у экспериментальной группы при выполнении именно этой пробы.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие предварительные обобщения:

Начало заболевания в детстве вызывает грубые нарушения произвольности высших психических функций. Психологическая коррекция современными методами может благотворно сказаться на психической активности детей.

Полученные в ходе исследования результаты отражают ситуацию динамических изменений в произвольности высших психических процессов. У обеих групп была отмечена положительная динамика непосредственного запоминания, но в контрольной группе она была менее выражена, и была связана с проводимой фармакотерапией.

Конкретно по методикам результаты были:

Примером могут служить результаты методики «Шифровка», в которых у испытуемых значительно возросла продуктивность выполнения задания и снизилось количество ошибок. В тесте Струпа испытуемые экспериментальной группы вообще не допускали ошибок.

В корректурной пробе Бурдона у пациентов экспериментальной группы снизилось время выполнения задания, снизилось количество ошибок, улучшилась поведенческая стратегия, не возникало проблем с удержанием инструкции.

Стоит еще раз отметить, что в большинстве заданий, положительная динамика отмечалась в обеих группах, но в экспериментальной группе она носила стабильный, выраженный характер, В сфере динамических характеристик внимания (устойчивости, переключаемости) положительные изменения в экспериментальной группе более заметны, что указывает на адекватность и эффективность психокоррекционного процесса методом Биологической Обратной Связи.

Данный вид психологической коррекции – хорошее дополнение к существующим методам фармакотерапии шизотипического личностного расстройства в детском возрасте. При должном уровне организации условий проведения и реализации самого процесса, психокорреционные мероприятия на основе Биологической Обратной Связи они могут принести эффективные и результативные положительные сдвиги в произвольной регуляции психической деятельности детей, страдающих шизотипическим личностным расстройством. Проведенное исследование показало принципиальную возможность применения и объективную успешность использования БОС терапии в коррекционном процессе. Для уточнения различных аспектов данной работы следует расширить эмпирическую базу и продолжать исследования.

Заюнчковский О.С., Зверева Н.В. "О возможности коррекции высших психических функций при шизотипическом личностном расстройстве у детей младшего школьного возраста средствами биологической обратной связи." Медицинские науки №3 (21) 2007 г. (с. 89-94) М.; "Спутник+", 2007

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 23-06-2007 08:08
Олег, ознакомилась. Исследование интересное. Вопросы, если не возражаете?
1. Возраст детей? Был ли проконтролирован этот параметр? В противном случае в конечный результат "вмешивался" бы возраст, и эксперимент мог бы оказаться не очень "чистым".
2. Проводилась ли статистическая обработка результатов? Как известно, простое различие в величинах еще не свидетельствует о наличии значимых отличий (при большом разбросе показателей даже существенное, на первый взгляд, различие в цифрах может оказаться статистически не значимым).
3. Насколько специфичны описанные изменения именно для шизотипического типа личности? Возможно, такие же изменения наблюдались бы в случае со здоровыми детьми, или для других расстройств? Наверное, можно было бы сформировать параллельно выборку здоровых детей и сравнить изменения, произошедшие с ними, с теми изменениями, которые сопровождали детей, отягощенных патологией. Если там были бы различия, можно было бы говорить о том, что БОС наиболее подходит именно для терапии лиц шизофренического круга.
4. С чем, как предполагается, были связаны 4 типа поведенческих реакций в начале эксперимента (спецификой заболевания, нестаточной подготовкой детей к обследованию, другие причины?..) Это удивило меня, если честно. Обычно дети с интересом относятся к процедуре эксперимента - по крайней мере, большинство. Но почему у всех детей такая реакция - попытка изменить показатели на датчике, отвести вгляд?.. Или это всегда бывает так?
5. Планируется ли провести исследования влияния БОС-терапии на детей с другой патологией? Какая именно патология, на ваш взгляд, наиболее хорошо поддается коррекции этим методом? А для какой он наименее действенен?

Консультант-психолог
Сообщений: 94
Добавлено: 23-06-2007 10:49
Олег, ознакомилась. Исследование интересное. Вопросы, если не возражаете?
1. Возраст детей? Был ли проконтролирован этот параметр? В противном случае в конечный результат "вмешивался" бы возраст, и эксперимент мог бы оказаться не очень "чистым".


Это хорошо, что показалось интересным.
На самом деле эта статья ознакомительная, что бы ввести в проблему людей не искушенных в вопросах БОС, да к тому же урезанная под формат издания. Оригинал в два раза больше по объему.
Возраст, разумеется, был проконтролирован. В статье указан "младший школьный", как обобщающая характеристика. Реальный же возраст колебался от 7 до 10 лет. В случае с такой маленькой выборкой, говорить о "чистоте" эксперимента особого смысла нет, так как это скорее пилотажное исследование. Сейчас развернут более масштабный процесс.

2. Проводилась ли статистическая обработка результатов? Как известно, простое различие в величинах еще не свидетельствует о наличии значимых отличий (при большом разбросе показателей даже существенное, на первый взгляд, различие в цифрах может оказаться статистически не значимым).


Нет, статистической обработки не проводилось, она в данном случае просто не имеет смысла из-за малой выборки. Да и по стандартам исследования, если мне память не изменяет, статистическая обработка необходима, если выборка превышает 30 человек.
В данном случае разброс показателей действительно высок, и скорее отмечает проблематику, чем отвечает на какие-то вопросы.

3. Насколько специфичны описанные изменения именно для шизотипического типа личности? Возможно, такие же изменения наблюдались бы в случае со здоровыми детьми, или для других расстройств? Наверное, можно было бы сформировать параллельно выборку здоровых детей и сравнить изменения, произошедшие с ними, с теми изменениями, которые сопровождали детей, отягощенных патологией. Если там были бы различия, можно было бы говорить о том, что БОС наиболее подходит именно для терапии лиц шизофренического круга.


Три года назад, на начальном этапе работы, ударными темпами трудились с гиперактивными детьми. Могу сказать, что эффект значительно выше, чем у детей с шизотипическим личностным расстройством. Уход работы в сторону детей с шизотипическим расстройством, был обусловлен интересами моего научного руководителя. Так как в случае с вялотекущей шизофренией, некоторые поведенческие реакции очень сходны с реакциями детей страдающими СДВ(г) и аналогов подобной работы в России еще не проводилось.
В данный момент работаем именно над увеличением выборки и расширением круга испытуемых. Будет 3 группы (предварительно) дети с шизотипическим личностным расстройством, дети с легкой формой олигофрении и здоровые дети (ученики младших классов). Посмотрим какие будут результаты. :)


4. С чем, как предполагается, были связаны 4 типа поведенческих реакций в начале эксперимента (спецификой заболевания, нестаточной подготовкой детей к обследованию, другие причины?..) Это удивило меня, если честно. Обычно дети с интересом относятся к процедуре эксперимента - по крайней мере, большинство. Но почему у всех детей такая реакция - попытка изменить показатели на датчике, отвести вгляд?.. Или это всегда бывает так?


Эти поведенческие реакции, в разной степени выраженности, наблюдались у всех детей, во всех случаях. У гиперактивных особенно популярно было датчик мучить :). Дети к процедуре эксперимента относятся с интересом. Но не нужно забывать, что БОС это не просто эксперимент, который провели и ушли, это планомерная и длительная работа. Т.е. в течении некоторого времени ребенка через день вынуждают на некоторое время успокоиться и отвлечься от своих дел. Это не всегда вызывает бурю положительных эмоций, ну и плюс ко всему любознательность свою роль играет.
Что интересно, зафиксировав эти поведенческие реакции, через некоторое время я натолкнулся на похожие факты уже зафиксированные в литературе - книга "Психотерапия пограничных психических и психосоматических расстройств " Квасовца. Очень похожие реакции. Чем они вызваны? Основной фактор - фактор избегания стрессовой ситуации. Выходишь из ситуации стресса (не видишь того, что происходит на экране) - улучаются результаты игры. Улучшаются результаты игры – тебя хвалят.

5. Планируется ли провести исследования влияния БОС-терапии на детей с другой патологией? Какая именно патология, на ваш взгляд, наиболее хорошо поддается коррекции этим методом? А для какой он наименее действенен?


Да, работа планируется. Тема меня очень сильно зацепила, да и не зря же я нее уже больше трех лет потратил. Сейчас закончим с этим исследованием, и я попробую перейти на стационарные приборы, у них шире возможности в сфере применения, особенно со здоровыми людьми.
Так как я работаю, на данный момент, с прибором регистрирующим частоту сердечных сокращений, который применяется при коррекции внимания и гиперактивности, то могу сказать, что наиболее эффективна работа с гиперактиными детьми.
Для какой наименее действенен? Если говорить только о психических расстройствах, то например при шизофрении (не шизотипическом личностном расстройстве, а именно при шизофрении), более того работа с техниками БОС этому контингенту больных противопоказана вообще.


Очень рад, что было задано много интересных и актуальных вопросов! Спасибо :)



Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 24-06-2007 07:10
Олег, спасибо за ответы. Выборка 6 человек, если откровенно, меня тоже смутила - уж больно маленькая. Теперь понятно, что это пилотаж. Конечно, я понимаю, что для применения статистических критериев выборка маловата. Кстати, насчет того, что минимальный объем выборки для статистической обработки должен составлять 30 человек, - я не слышала об этом. Многие критерии предусматривают и малый объем - то есть математический аппарат позволяет подсчитать. Может, требования разные?
Нас просто в свое время изводили с этой статистикой. А сейчас легко - программы разные появились.
Успешной вам работы!

Консультант-психолог
Сообщений: 94
Добавлено: 24-06-2007 11:57
Олег, спасибо за ответы. Выборка 6 человек, если откровенно, меня тоже смутила - уж больно маленькая. Теперь понятно, что это пилотаж. Конечно, я понимаю, что для применения статистических критериев выборка маловата. Кстати, насчет того, что минимальный объем выборки для статистической обработки должен составлять 30 человек, - я не слышала об этом. Многие критерии предусматривают и малый объем - то есть математический аппарат позволяет подсчитать. Может, требования разные?
Нас просто в свое время изводили с этой статистикой. А сейчас легко - программы разные появились.
Успешной вам работы!


В рамках клинических исследований выборка до 10 человек достаточно распространена и редко возникает необходимость статистической обрабоки. Просто нет возможности учесть такие важные факторы, как гендерные и возрастные различия, варианты течения заболевания и т.п.
Малая выборка обусловлена двумя причинами: Во-первых, процесс сам достаточно трудоемкий. Так на одного человека уходит более 15 часов времени. Иногда больше. Необходимо установить контакт, замотивировать, иногда приходится проводить больше занятий из-за каких-либо проблем в отделении (месячный карантин, например).
Во-вторых, поступление больных в отделение. Подобрать ребенка с которым реально можно работать очень сложно. И, на смотря на распространенность расстройства, способных к работе детей не много.
За пожелания спасибо! Процесс идет. Эта статья полуторагодичной давности. :)

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 25-06-2007 07:26
Да, насчет трудоемкости понимаю. У нас действовало негласное правило: чем сложнее эксперимент, тем меньше выборка. Если исследование организовать объективно сложно, то маленькая выборка вполне оправдана.
Спасибо за ответы. Удачи!

Страницы: 1  новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Олега Заюнчковского / Биологическая обратная связь и шизофрения

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU