Вообще-то мне кажется совершенно правильным для дел, которые ребенок не любит, но они обязательны, придумывать дополнительные стимулы. Даже взрослый, когда делает то, что "надо", редко руководствуется одной только необходимостью. Он обосновывает для себя, почему это "надо", ради чего он должен это сделать, какую это пользу ему принесет. И ребенку нужно помочь справиться с делом трудным, но обязательным. Я знаю семью, в которой ребенок играл до 14-ти лет (совершенно интеллектуально сохранный, такова была траектория развития). Он строил города, а она звала его обедать. Он говорил: "Я не могу сейчас, я в Смоленске!" Она "набирала номер телефона": "Алло, это Смоленск? Вас вызывает Москва. Вам обед привезти или вы сами приедете?" Он сейчас уже взрослый: умный, творческий человек. Мамадена, похвала тоже может быть одной из мотиваций - человек делает что-то потому, что его хвалят, а это повышает самооценку. И это тоже правильно. Но полностью ориентироваться только на похвалу и делать ее единственным стимулом для работы, все же не стоит. Хорошо, когда учитель хвалит, это повышает уверенность в своих силах и стимулирует работать дальше, когда плохо получается, а нужно продолжать. Но на похвалу сильно "подсаживаются", она как наркотик, ее все время ждут, без нее неуютно. Здесь важно эту грань не переступить, не переборщить с этим. Похвала не должна становиться единственной мотивацией. Она может помочь не отвратить от полезного занятия, сформировать внутреннюю мотивацию (рисовать - это здорово, это интересно!). Но нужно еще всячески показывать, что и само занятие может принести большое удовольствие.
|