Детский рисунок

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Детский рисунок

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 8 Next>> новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 1706
Добавлено: 30-07-2007 13:21
aglo! Мы проигрываем все со Смешариками, хотя часто мне бывает трудно сообразить, в какое русло повернуть, но не в случае со страхом, а со злобой и грубостями, потому что я сама не готова к столкновениям со злобой и грубостями. А поскольку во мне страх давно побежден, бороться со страхами , идущими от папы , в основном, мне легче.


Сообщений: 300
Добавлено: 17-08-2007 17:44
ННэнси,сегодня мой "наваял"нашу семью:сверху летит наш Кешка,дальше (слево на право)папа,я,Миша(у него в руке игрушка летающая тарелка)а стоит он на самолёте,я стою на большой змее,а папа почему-то прыгает через меня.Что-бы это значило?

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 18-08-2007 09:05
Aglo, у вас непростой в интерпретации рисунок. Вопросов больше, чем ответов (для меня, по крайней мере).
Конечно, очень неаккуратные линии. Это может быть связано как с импульсивностью (т.е. вполне в рамках СДВГ), так и с потребностью в доминировании, общей активностью, даже агрессивностью. Все необходимые детали фигур (голова, туловище, руки-ноги, глаза и рот...) - в смысле, то, что рисуют обычно дети этого возраста - присутствует, так что об отставании в развитии говорить не приходится. Но, как это часто бывает у гиперактивных детей, фигуры ассиметричны, непропорциональны, имеются искажения формы. Дети с легкими неполадками в работе нервной системы обычно рисуют все "как надо", но более размашисто, небрежно, искаженно. Вот у вас как раз так.
Обратите внимание, что у фигуры "Я" практически отсутствует шея, которая обычно служит показателем уровня самоконтроля. Длинная шея - человек старается контролировать "головой" импульсы, идущие от тела. Короткая шея или ее вообще нет - такой контроль затруднен. При этом фигура мамы нарисована с вполне пропорциональной шеей.
Основные вопросы по поводу взаиморасположения фигур - а значит, и отношений в семье. Во-первых, я не видела, в какой последовательности ребенок начал рисовать. А это важно. Во-вторых, остается открытым вопрос, почему родители изображены вместе на змее, а он сам - на самолете. Самолет все же объект более привлекательный, чем змея, да к тому же и летает. То есть либо ребенок ощущает себя в отрыве от семьи, либо ему, наоборот, хотелось бы немного отделиться от опеки (улететь на самолете, оставив родителей на своей змее) - тут не очень понятно. Родители расположены практически вплотную друг к другу, хотя их фигуры явно раздельны, то есть они не взаимодействуют. У отца - так и вообще, можно сказать нет рук (одна имеющаяся плотно прижата к телу) - вероятно, он тих, бессловесен, и вообще в жизни семьи принимает мало участия. Я бы даже сказала, ненадежен? (по крайней мере, так воспринимает его ребенок, исходя из рисунка) Вся фигура отца эфемерна, как будто бестелесна, к тому же он еще и отлетает от определенного ему места и желает вклиниться между ребенком и мамой - нет ли у ребенка опасений, что отец желает встрять в диаду мама-ребенок, разделить ее, как-то претендует на маму? нет ли борьбы за влияние мамы, где ребенок пока ощущает себя победителем? Фигура отца прорисована явно плохо, да еще и с грубыми искажениями формы, то есть отец эмоционально неблизок ребенку. Мама, конечно, более значима и вообще - важна (она хорошо прорисована, и, как предполагаю, именно с нее рисунок был начат), однако остается непонятной вот эта разделенность - в виде змеи и самолета (да еще и нарост какой-то на змее, разделяющий мать с сыном, имеется). Короче, с одной стороны, родители вместе (на змее) и противостоят ребенку (на самолете), с другой - они сами плохо между собой взаимодействуют, и отец явно слаб (в противоположность маме и ребенку). Однако и мама с ребенком не слишком сплоченны на рисунке. В общем, такие запутанные дела...
Еще важный признак - величина фигур. Обычно дети изображают членов семьи пропорционально их роли: отца с мамой побольше, себя поменьше, братиков-сестричек - еще меньше. Здесь же фигура "Я" явно по размерам не уступает родительским, а отцовскую - так и превосходит. Либо ребенок так изображает свою силу и превосходство, либо желает таким быть. Дополнительное подтверждение - птица. Обычно братьев наших меньших изображают дети, желающие занять доминирующую позицию. Правда, здесь птица наверху и как будто сама контролирует происходящее. С птицей не очень понимаю, хотя чувствуется, что это значащий персонаж. Не "желает" ли она клюнуть, отогнать папу?
Не знаю, чего я тут вам нагадала... Здесь как бы есть несколько равноценных версий ваших семейных взаимоотношений, но без дополнительной информации сказать что-либо сложно. Считайте все сказанное лишь рабочей гипотезой.


Сообщений: 3030
Добавлено: 18-08-2007 11:42
Ой, ой, ой!!! я не удержусь и встряну, Ненси, извини...
я канешна не психолог, но скажу как "художник" так скать художнику... Не то чтобы комментировать комментарии, но взглянуть с другой стороны, с чиста художественной
1.
Конечно, очень неаккуратные линии.

эти линии не неаккуратные, они смелые и очень уверенные. Человек не "боится" листа, отлично компонует рисунок, хорошо, сложно использует цвет! в рисунке есть свобода и уверенность!

2.
Но, как это часто бывает у гиперактивных детей, фигуры ассиметричны, непропорциональны, имеются искажения формы

Девушки, для 6 летнего ребёнка здесь вполне пропорциональные фигуры, ну откуда ему знать что голова человека 6 раз укладывается в его рост, это уже то что называется обучением рисованию ...

3. Мне нравится, что не просто семья, а такой замысловатый сюжет, жанровая сцена прям!!! Напоминает скорее игру как с ровесниками (родители-ровня, и их габариты опять же...). Немного мультяшно, но в этом и прелесть.

4. Цвета все яркие. жизнерадостные - нет явного преобладания какого-то цвета.

5. Папа. Очень динамично нарисован!!! и ноги у попугая - супер!

6. А шея у ребёнка есть, там видно, он сверху свитер подрисовал, да и рот не поместившись на неё залез..

Но это моё впечатление, я не психолог... Может и есть какое-то соперничество и тд в этом рисунке, но в целом он несёт явно позитивный настрой...

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 18-08-2007 17:45
Мамадена, да ты чего! Ничего ничему не противоречит. Рисунок действительно может быть интересен с художественной точки зрения (тут уж я не специалист), но тем не менее другой специалист (не художник ) найдет в нем что-то свое. взять хотя бы Ван-Гога... Ой, я не говорю, что в этом рисунке какая-то патология (тьфу-тьфу-тьфу, нет ее - есть некоторые характерологические и личностные проявления), но вообще-то гениальные произведения, бывает, принадлежат людям со сдвигом. У них оригинальный взгляд на мир, что миром обычно оценивается как "у него не все дома". Особенно интересны рисунки шизоидов. Вот уж где оригинальность!..
Действительно, есть определенные параметры, по которым можно судить о психическом состоянии человека. Вместе с тем произведение может быть весьма и весьма интересно. Ново, необычно. Так скзть, как некий новый целостный продукт.
Краски яркие - это да. Никакой депрессивности, все очень живо, оптимистично. Линии... Психолог действительно проинтерпретирует такие линии как активность, стремление к доминированию, затрудненный самоконтроль (спокойные и уравновешенные детишки и рисуют так - старательно, ровненько, даже не торопясь... здесь действительно характер отражается. А такие как наши - размашисто, с чувством!) В общем, и детишки тоже могут рисовать по-разному. Причем речь не идет о "норма-не норма" (я вообще такое деление не люблю), просто рисунок человека по-любому отражает его восприятие, его взгляд на мир, его динамические характеристики... много чего еще. Об этом и речь.
Короче, взгляд с двух сторон.


Сообщений: 821
Добавлено: 18-08-2007 18:49
Мне кажется, еще большое значение имеет, в каком настроении ребенок рисует, с какими чувствами, могут получиться, так сказать, две большие разницы. Еще, полностью ли самостоятельно или под чьим-то руководством и влиянием... Ну, мне так кажется. Т.е. для правильной трактовки действительно надо очень много знать , и не только, в каком порядке ребенок рисовал, но и в какой момент, под влиянием чего/кого.


Сообщений: 3030
Добавлено: 18-08-2007 23:20
Нэнси, да я не к тому, что противоречит - я ж говорю, с художественной точки зрения...
Не обижайси!!!
Интересно, а "взрослые " рисунки можно интерпретировать?
А насчёт художников - не совсем того этого - эт точно ! Но есть и тааакие собранные шизоиды, и рисунки у них аккурааатные.


Сообщений: 300
Добавлено: 19-08-2007 04:29
<<"Вся фигура отца эфемерна, как будто бестелесна...С птицей не очень понимаю, хотя чувствуется, что это значащий персонаж. Не "желает" ли она клюнуть, отогнать папу?...либо ему, наоборот, хотелось бы немного отделиться от опеки...">> Нэнси, спасибо за ответ, действительно очень много правильно написано. Папа для Миши скорее как друг, чем как отец, они вместе играют, дурачатся, а как доходит дело до послушания- так дружба врозь (папа ему говорит что - либо сделать, а тот в ответ: "а мне мама не говорила" Тут уж я говорю: "А что недостаточно что тебе папа сказал?" -идёт делает) Я мужу говорю, что надо с ним построже, переглядываются, улыбаются, у них опять любовь. Поэтому наверно папа нарисован без ушей, он меня не слышит, а сын его не слышит. Птица, это Мишин попугай Кешка, подарок от бабушки. Папа часто грозится выщипать ему перья, очень уж птичка приставучая, а Миша врёв ( он у нас всё "за чистую монету" принимает) , кричит: вот заведи себе птичку , и выщипывай перья!" Вот так-то. << скажу как "художник" так скать художнику>> Мамадена отдельное спасибо, скажу Мише будет гордиться, мечтает рисовать как художник, нарисует и спрашивает: "А художники тоже так рисуют?"

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 19-08-2007 08:44
Мамадена, все отлично, никаких обид!
Aglo, вот действительно трудно интерпретировать один лишь рисунок, ничего больше не имея. Видно, что у папы какая-то особая роль, но то ли им хочется вместе дурачиться, а строгая мама не дает (на его, ребенка, взгляд), то ли папа для ребенка мало значит - фиг его разберет. Ну ясно теперь, что у вас скорее первый вариант. Мама - основательная такая, регламетрующая, она в центре. Папа мягкий, гибкий - желает "проскользнуть", обойти маму и приблизиться к ребенку... Сейчас я бы как-то так сказала...


Сообщений: 749
Добавлено: 19-08-2007 11:54
Ненси, у нас у одного из детей рисунки -сплошные звери с зубами, рыцари с забралами на лице, да с мечами,а задание было нарисовать себя в любимой одежде- так он себя нарисовал с зубами, с крыльями вместо рук,и ног нет нечто бутылкообразное соединённое вместе, я просто ахнула.Могу себе представить как обрадуется школьный психолог.Как из него все эти страхи выгнать, просто не знаю.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 20-08-2007 23:00
Зоя, похоже, ребенку некомфортно: твердой опоры нет (бутылкообразное вместо ног), хочет оторваться и взлететь, ну и зубы - понятно: словесная агрессия. Есть ли страхи - неясно (об этом говорят другие детали рисунка - например, форма и вид глаз), но чувствует он себя неуверенно.
Как помочь? Сначала понять, откуда оно берется...


Сообщений: 22
Добавлено: 01-09-2007 01:33
Nancy, а наш рисунок о чем может говорить? (см. аватар) рисован полгода назад, когда Яну было 4 года.


Сообщений: 2
Добавлено: 02-09-2007 12:11
А меня беспокоит то,что в последнее время ребёнок предпочитает чёрный цвет.Спрашиваю,что будешь рисовать,он в ответ-ночь.Всяких там человечков тоже рисует чёрным карандашом.Все ранее любимые цвета (зелёный,синий,голубой,сереневый)ушли на второй план.Я очень из-за этого переживаю,хотя в поведении сына отрицательных изменений не заметила.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 04-09-2007 06:46
Ava, обратите внимание на то, как вы обращаетесь с малышом! Черный цвет предпочитают дети, которые стали негативно относиться к миру, и к себе в том числе. Как пишет Ясюкова, "Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее предпочитаемый, то внутренне он уже скорее всего, согласился с той отрницательной оценкой, которую часо получает от окружающих ("Да, я плохой")
Котова, мелковат рисунок, детали плохо видны. И еще - такие важные вещи, как размер рисунка, его положение на листе, нажим... (лучше рисовать простым карандашом) Из того, что видно... Органика проступает - в некоторой ассиметрии, неровной форме головы, ее размере... Вообще-то маленьким детям свойственно рисовать большую голову, а лет до 3-4-х они вообще изображают т.н. головоногов (голову на ножках...), но когда ребенок уже начал рисовать тело, то голова приближается к ее настоящим пропорциям. Это, понятно, нестрого - так, предположение, тенденция. Просто у вас голова как-то уж сильно выделяется, больше половины туловища (на глаз) занимает. Еще версия относительно большой головы: эта часть тела неосознанно воспринимается ребенком как центр социальной, эмоциональной жизни, что может отражать зависимость ребенка от взрослых. В общем, и в том и в другом случае это для вас не критично (ну маленький ребенок еще, чтобы так уж однозначно выводы делать или считать это каким-то отклонением, все еще тыщу раз изменится. У совершенно благополучного ребенка нервная система может созревать неравномерно, и ребенок этого возраста, естественно, зависит от взрослых), но эта особенность рисунка все же достаточно характерна.
А вот тревожность присутствует - глаза уж слишком большие. Я бы даже сказала, есть страхи. Рта нет вообще - напряженность, депрессивные тенденции. Астматики еще пропускают рот. Аутисты. Или - ребенок молчалив, боязлив, слова выдавить не может... Что с руками - не вижу. Вроде есть какой-то зачерненный контур... Руки отражают способ взаимодействия с внешним миром. Нарушение общения? отстранение от внешнего мира? Иногда пропускают руки дети, страдающие чувством вины. В общем, спектр возможных причин, по которым рукам на рисунке уделено мало внимания, широк, но в любом случае это отражает отношение ребенка к социуму - вопрос, как именно?
Еще, конечно, обращает внимание резко зачерненное туловище. Густо зачерчивают рисунок люди, находящиеся в состоянии тревоги, эмоциональной напряженности. Обычно зачерняется та часть тела, которая связана с тревогой, является ее источником. Но здесь не могу ничего сказать, данных мало. Да и ребенок еще маленький совсем (энурез, может?) Вот... еще какой-то хвост от туловища непонятный тянется...
По количеству деталей рисунок точно вписывается в возрастную норму - интеллектуальное развитие ни в коей мере не страдает.


Сообщений: 22
Добавлено: 05-09-2007 00:57
Nancy
Дико извиняюсь, но смеялась полчаса!!
Простите, я написала не вникнув в суть теста, думала любой рисунок подойдет.
Так вот это он нарисовал котеночка! Отсюда и хвост!
Хм... а я думала понятно что это кот...

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 05-09-2007 06:03
То, что кот - непонятно абсолютно. Совершенно человеческий вид, это очевидно.
Вообще-то не имеет значения. Так можно интерпретировать любой рисунок. Значение деталей (глаза, туловище, голова...) практически идентично, в любом изображении. Хвост, да. Однако и значение хвоста в рисунках очень и очень симптоматично... Кто-то считает, что это - отношение к своим планам (оптимизм, пессимизм...). Однако у некоторых авторов выступающие части тела... нос там, или хвост... относятся к деталям, несущим сексуальную нагрузку.
Хотя... вы правы. Сто раз уже говорила, что стремно интерпретировать рисунки (и что бы то ни было) по интернету.


Сообщений: 1706
Добавлено: 06-09-2007 21:31
Nancy! Георгий в лагере активно тестировался , но лично мне очень мало сказали о результатах его тестовых рисунков семьи, дома, дерева и несуществующего животного. Очень жду Вашего компетентного мнения. Если у меня сейчас не получится их выложить, чуть позже выложит моя дочка. Семью он рисовал слева направо и сразу ставил номера значимости в семье. Кристина - это несуществующая девочка-мечта, которую год назад где-то он ввел в состав семьи. Главное, что я вынесла - это то, что я для него на сегодняшний день стала человеком малозначимым.


Сообщений: 22
Добавлено: 07-09-2007 00:23
То, что кот - непонятно абсолютно. Совершенно человеческий вид, это очевидно..


Все признаки кота - глаза с кошачьими зрачками, круглые, уши сверху, нос треугольничком, шерстка везде, и хвост.

это - отношение к своим планам (оптимизм, пессимизм...). Однако у некоторых авторов выступающие части тела... нос там, или хвост... относятся к деталям, несущим сексуальную нагрузку..

Ян очень любит котов.
Хотя... вы правы. Сто раз уже говорила, что стремно интерпретировать рисунки (и что бы то ни было) по интернету.

Nancy, я совершенно Вас не разыгрывала, все получилось спонтанно и по невнимательности! Предлагаю посмеяться и забыть!

Администратор
Сообщений: 4186
Добавлено: 07-09-2007 01:13
Все признаки кота

А я и человечьи вижу: стоит на ногах, а не на четырех лапах, и ноги человечка, такие, как их дети обычно рисуют - длинные и тонкие. Человеко-кот, наверное. После объяснения я даже усы обнаружила, хотя это не так просто на такой малюсенькой картинке.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 07-09-2007 07:03
Котова, а вы сама - не кот, случайно? Ну, вроде кота Мурра из Гофмана? А то - кругом коты... фамилия, аватар... прямо кошачий взгляд на мир...
Предлагаю посмеяться и забыть!
Согласна.
Нина, я побаиваюсь интерпретировать рисунки Георгия - не потому, что не разбираюсь, просто понимаю, что мальчик своеобразен. Чтобы уверенно о чем-то судить, уметь представить логику рисовавшего. Ну... как бы выстроить ее, что ли. Именно поэтому один лишь рисунок малоинформативен (нужно хотя бы немного что-то знать о ребенке, по крайней мере, видеть хотя бы его) - за исключением каких-то уж совсем очевидных случаев. Например, известно, что включение в состав семьи посторонних людей означает, что психологические потребности ребенка в семье не удовлетворены, что он испытывает потребность в равноправных, кооперативных связях. Либо хочет кого-то опекать, занять охраняющую, руководящую позицию... Но я не уверена, что у Георгия это так. Может быть какой-то совсем иной смысл, который человеку со стороны трудно уловить. Очень трудно судить по рисунку по чисто формальным признакам.
Может быть, так у него сказывается потребность в общении? одной семьи становится мало ему?
Но надо, конечно, увидеть и сам рисунок.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 6 7 8 Next>> новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Детский рисунок

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU