Опять о мотивации

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Опять о мотивации

Страницы: 1 2 Next>> новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 87
Добавлено: 23-11-2007 17:03
Опять о мотивации. Вопрос поднимался недавно… Но речь шла о младших школьниках и домашних заданиях. «Нам» - то есть моему сыну Паше до школы еще далеко (ему 5 лет 9 мес, в школу в лучшем случае собираемся в 7,5), но проблема мотивации стоит остро. Как уговорить сделать 2-3 физкультурных упражнения? Артикуляционную гимнастику (1-2 мин)? Нарисовать 1 строчку узора по клеточкам? Задание логопеда - проговорить, раскрасить…
К похвалам он, по-моему, вообще равнодушен. Никакие молодец, у тебя хорошо получилось, здорово, пятерка, ты научился… словно и не слышит.
Если наказание – сегодня на компьютере работать не будешь – жуткие вопли с требованием НЕМЕДЛЕННО (а не завтра) пустить его за компьютер. Даже если он только что делать этого не собирался. И эти настоятельные требования будут продолжаться до вечера. И вопросы «А завтра включишь?». А он тогда… (см.дальше про «пряник»)
Молчание и игнор – истерично трясет за руки и вопит – «почему ты молчишь?» (Еще свежая фраза-крик, на объяснение ошибки в его поведении «Не говори так!»).
«Политика пряника» - Паша, давай сделаем….- - А мультики будем потом смотреть? – Будем - А тебя я запру на кухне (Дам тебе по голове железной палкой.)
«Политика кнута» - учительница будет недовольна, над слабыми мальчишки смеются) – тогда он учительницу\мальчишек застрелит/ запрет/ заколдует
Угроза «по попе» - говорит, что ударит в ответ.
Вообще НИКАКОЙ ситуации, где кто-то окажется сильнее его (пусть даже сугубо теоретической) не терпит. Вот заставляет рассказывать про разбойников и пиратов. И непременно скажет, что тогда он достанет пистолет и разбойников пристрелит. (Игрушечного оружия нет и не было. Телевизор не смотрит в семье никто. Только советские мультики на ДВД).

В нос капать – он сам напоминает! – но с хохотом удирает и заворачивается в одеяло.
На любую просьбу позаниматься (поиграть – это уже не прокатывает) удирает и прячется. Даже если мы заранее договорились. Интересно, если я несу в постель огурчик (перед сном, ритуал у нас такой), тоже прячется под одеяло. В стенку постучит – зовет, придешь – Паша, что? А Паша под одеялом.
Хочет, чтобы его добивались-уговаривали? А он в ответ на обещание пряников говорил гадости (прекрасно знает, что это гадости)?
Азбуку и всякие книжки типа Петерссон – терпеть не может – как только видит «список» того, что сделать, начинается - «одно слово и все». Раньше раскраски вообще не воспринимал – там, где образец есть. Начинал перекрашивать сам образец. Вообще не работает по образцу. (Некая нетерпимость к «насилию» над собой?) Это и психолог подчеркивает. Дескать ой-ой-ой, в обучении работа по образцу ведь главное.
Что-то делаем конечно, стараемся. Но мало. Иной раз просто подступаться к нему не хочется, ибо КПД ничтожный. На занятиях его как-то уговаривают, хотя с первым логопедом расплевались на втором уже занятии вдрызг.
Критики не воспринимает. А если что вдруг сделает «А Миша так не может?» (Мише-то полутора лет нет).
Nancy, девочки. Я понимаю, все детки разные. Но может, какие-то конкретные идеи? Насчет жетонной системы сомневаюсь я – мал еще, ждать не умеет.
Я не могу найти его «островок компетентности». Просто потому, что все новое он отвергает. Ничего не хочет и ничего не умеет.
И у меня самой проблемы. Я поняла, что мало сказать хорошего о своем сыне…
Эти потоки словесной грязи, что все время выливаются на меня, это мгновенная агрессивная реакция (ударить маленького ребенка, что потянулся ручонкой к его чашке). И чужого, и своего брата. Тормоза у него срабатывают, но это перекошенное злобой лицо, выдвигание вперед нижней челюсти… Младшего брата может ударить просто так.
С ним можно договориться – он лежит в постели тихо, говорит и «заводит мотор» шепотом, если мелкий уже спит. Он отходчивый. Улыбчивый. Любит побаловаться вместе на диване. Любит воду, каждый день намывает ванну и раковину.
Когда я его обнимаю, то люблю. Но слишком много негатива. Этим летом, когда он часто повторял «заколдую тебя, чтобы ноги не ходили, чтобы глаза не видели», (это ему бабушка про Матрону рассказала), во мне что-то сломалось. И ведь знает он, что так говорить нельзя, тыщу раз объясняли-ругали. Но слово НЕЛЬЗЯ для него никогда не существовало. Разве что он САМ примет сознательное решение о недопустимости чего-либо.
И что теперь делать со всем этим? Я понимаю, что это мой сын, и что я должна его любить… У нас много трудностей впереди, нам нужно преодолевать их вместе. И ведь люблю я его, представить не могу, например, что его кто-нибудь у меня заберет, потому что я плохая мать. Хотя мать я наверно плохая…

Почетный Библиотекарь
Сообщений: 2128
Добавлено: 23-11-2007 17:56
Вы знаете, на моего сына любые объяснения/наказания/увещевания в таком возрасте, как у вас, тоже слабо действовали (у нас проблемы с поведением, учиться-узанавать новое нравилось ). Моему сыну здорово помогла сказкотерапия. Может быть и вам попробывать? Выбирать специальные сказки на проблемные места, читать их, задавать вопросы? Мой сын тложе не терпит прямых указаний, но когда они делаются исподволь (в виде сказки, например) очень даже реагирует. если ваш ребенок любьит слушать, возможно это выход. Нэнси, возможно посоветует что-нибудь более действенное. Это я встряла (прошу прощения), потому что нам сказкотерапия помогает

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 23-11-2007 18:12
Нэнси жетонную систему не любит, а я попробую пояснить, как ее совместить с "ждать не любит". А что любит? - мультики смотреть?
делаете так. Покупаете наклеечки с изображением, ему лично приятным. Или есть еще такие штуки "соедини точки и получи изображение". Или любую другую такую штуку, где много мелких мелочей, складывающихся в общее.
Сделал что-то одно, маленькое - закапал в нос, написал строчку, сделал 1 (одно!) физкультурное упражнение - ура! - наклеиваем наклейку, соединяем 2 точки... меняем род деятельности, зарабатываем еще. А мультики когда? а когда будет 5 звездочек (или 10, в зависимости от реальной работоспособности чада). НО -если отказался от работы, то мультиков не будет. И компа не будет, и ничего другого, приятного, тоже не будет.
Вот видела я в штатах дивную вещь "антираскраски", тут бы подошла... там нарисована часть рисунка для раскрашивания, а часть оставлена свободной. Например, пустой диск луны, под ним земля с полями-городами и подпись: "Некоторые люди считают, что луна сделана из зеленого сыра. А другие - что на ней живут люди. А третьи - что там железные роботы строят железный город. А что думаешь ты? Нарисуй". И вот такие задания на дорисовку - на каждой странице. То есть часть он делает по образцу, а часть - уже свободное плавание. Можно попробовать самим таких нарисовать несколько штук.
А по смыслу остального - Нэнси подождем.


Сообщений: 783
Добавлено: 23-11-2007 18:19
Да-а-а, а у нас ведь такое тоже Лешка пытался делать. Мы пресекли довольно жестко(нет, не били,конечно, но игнор был сильный). И стояли мы с папой твердо - за плохие слова в адрес мамы - ребенок оставался в полной изоляции. Не уверена, что это правильно, так что почитаю, что Нэнси скажет. Но у нас все прошло. Хватило нескольких раз игнора и разговора с папой,который сказал :" Я люблю твою маму и ЗАПРЕЩАЮ тебе ей говорить плохие слова". Сказал так, что даже я испугалась его железного тона . Только нашему тогда только исполнилось 4 года...
А жетонная система у нас не работает.


Сообщений: 87
Добавлено: 23-11-2007 18:26
Пытаемся, но ощущение - что кругом одно проблемное место. откуда столько ненависти к миру у маленького человека? Ведь психологически он явно младше своего возраста.
Слушать любит, но
1. Знакомую историю (после 3 раза)
2. Предпочитает истории "из жизни", и полупридуманные. Интересно, года в 2,5 он не разрешал мне рассказывать наизусть, требовал читать - "Открой глаза, переверни страницу" (Я в полудреме наизусть рассказывала Чуковского").
3.перебивает - "и тут Паша поехал на электричке со скоростью 180 и много народу помял."
И начинаешь убеждать, что Паша хороший машинист и дал вовремя сигнал.
Есть набор историй, которые он просит и просит рассказывать.
Новое - требует усилий и "торговли"

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 23-11-2007 18:42
Набор историй и новое через торговлю - это у детей общее. У меня язык отсыхал в их детстве по сто раз рассказывать одно и то же.
А ненависть к миру - вряд ли это ненависть.. Обычно агрессия - она от неуверенности, от ощущения своей слабости: я такой маленький, каждый меня может обидеть. Вот и кидается вперед, и доказывает, что он такой большой-сильный, такой медведь-всех-давишь... Можеть быть еще - болезненно низкая самооценка, ощущение себя маленьким-глупым-подневольным, все тобой командуют... вот он и пытается хотя бы в мечтах прибавить себе сил и значимости - вот не мама мной командует, а я мамой, вот не она мне по попе, а я ей... откуда-то есть у ребенка, видимо, ощущение собственной ничтожности и того, что от него ничего не зависит, вот он и пытается как-то с этим справиться...
Может быть, так. И тут выход - позволять ему самому что-то решать, что-то выбирать. Но не "будем читать или нет" - а "что прочитаем - это или это?" "что будешь сначала, а что потом?" - позволяйте ему делать тот выбор, который он уже в состоянии сделать - и не во вред себе...
Но я не спец! Спец - Нэнси. Подождем ее.


Сообщений: 3030
Добавлено: 23-11-2007 19:49
Я недавно купила такую антираскраску в книжном "Москва" - толстенная зелёная книга, уточню дома название - там все задания такие что мне самой хотелось всё это сделать!
например - нарисована пустая банка - дорисуй кучу червяков, или надо нарисовать огромный взрыв, или нарисовать кто шумит, чем воняет и тд и тп - очень смешно и развивающе. дико увлекательно!


Сообщений: 933
Добавлено: 23-11-2007 21:39
Разве что он САМ примет сознательное решение о недопустимости чего-либо.

Может, дать ему самому проанализировать. Ну, например, промывать нос нужно потому что если этого не сделать тяжело будет дышать, потом аденоиды и операция . Это все нужно заранее как бы между прочим рассказать (как историю из своей жизни или соседской). А потом сказать:"хорошо, давай не будем делать..., подумай что тогда будет дальше"


Сообщений: 3030
Добавлено: 23-11-2007 22:59
Называется "Ты рисуешь закорючки?" автор Никалас Кэтлоу.
Вот она!!!

Администратор
Сообщений: 4186
Добавлено: 24-11-2007 01:08
Мышь, спасибо за антираскраски - впервые узнала о них, поищу у нас в магазинах.
Вот еще - Антираскраска (голубая / кружка). Автор - Сьюзен Страйкер. Обязательно почитайте там ее статью.
Есть еще антираскраски того же автора, поищите на том сайте (прямую ссылку на результат поиска дать не могу, поскольку выводит на главную страницу).
А вот - сайт Сьюзен Страйкер. Есть примеры картинок, которые можно распечатать.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 24-11-2007 19:48
Лещина, на мой взгляд, ваши ожидания не соответствуют психологическому возрасту Паши - по описаниям он моложе своих лет на год-полтора.
Вот, прямо по написанному.
К похвалам он, по-моему, вообще равнодушен. Никакие молодец, у тебя хорошо получилось, здорово, пятерка, ты научился… словно и не слышит.
Похвалы касаются незначимой сферы. То есть то, за что вы его хвалите, важно для вас, а для него не имеет значения.
Если наказание – сегодня на компьютере работать не будешь – жуткие вопли с требованием НЕМЕДЛЕННО (а не завтра) пустить его за компьютер.
Не понимает наказания - иными словами, то, наказание, которое избрали вы, "бьет" мимо цели. Ребенок не соотносит проступок с санкцией (а может, в его глазах, это и не проступок)
Молчание и игнор – истерично трясет за руки и вопит – «почему ты молчишь?»
То же самое. Потом, такое наказание дети (тем более маленькие) вообще плохо переносят. Им кажется, что от них отказались. А Паша, скорее всего, думает, что отказались ни за что-ни про что, ему страшно, он не понимает, что он такого сделал-то?
Вообще НИКАКОЙ ситуации, где кто-то окажется сильнее его (пусть даже сугубо теоретической) не терпит. Вот заставляет рассказывать про разбойников и пиратов. И непременно скажет, что тогда он достанет пистолет и разбойников пристрелит.
Это защита. Поскольку он не соотносит своих поступков со следствиями, которые вы устанавливаете, мир кажется ему несправедливым, непонятным и непредсказуемым. Как себя еще вести? Встать в боевую стойку и приготовиться к бою.
В нос капать – он сам напоминает! – но с хохотом удирает и заворачивается в одеяло
Мне кажется, это из серии "Поиграйте со мной", "Как весело!"
Азбуку и всякие книжки типа Петерссон – терпеть не может
До занятий явно не дорос, не понимает их, зачем это, удовольствия - никакого.
Это и психолог подчеркивает. Дескать ой-ой-ой, в обучении работа по образцу ведь главное.
Действительно так. Но ваш малыш еще слишком незрел...
Я поняла, что мало сказать хорошего о своем сыне…
Вам будет легче, когда вы отнесете все происходящее не за счет его злой воли и недоброжелательства по отношению к вам, а за счет того, что он медленно растет, ему трудно. Вам нужно уменьшить свои ожидания, "спуститься" к его реальному психологическому возрасту, не хотеть невозможного (в данный момент). Вы ждете - он не соответствует - вы злитесь - выплескиваете свое недовольство на него, причем, по его мнению, безосновательно - естественно, у него растет агрессия, он же должен защищаться!
Чего вы хотите от него добиться: чтобы логопедические упражнения делались и звуки выправлялись, или чтобы он вам подчинился? Если второе - ваша "война" затянется. Если первое - встраивайте все в игровой сюжет, и так, чтобы он не понял, что это упражнения. Не "а сейчас мы поиграем в очень интересную игру "покажи зубки", а, например, в злое чудовище, которое нужно напугать... или как собачка улыбается... сами показываете "Я - светлая собачка, улыбаюсь вот так... а ты - темная собачка...как?" Фантазии нужно - немерено, а кто обещал, что будет легко? Придумывайте на свободе сюжеты, да поинтереснее, играйте с азартом, сочиняйте на ходу сказку, которая его увлекла бы, где он по ходу должен разные действия выполнять - дело сдвинется. Но чтобы он вообще не понимал, что это какое-то там упражнение. Не переборщите с заданиями, не стремитесь выдержать весь объем. Иногда можно пойти на компромисс, уступить, сделать немного поменьше... смотрите по состоянию, по настрою.
Петерсон и развивающие раскраски убирайте подальше. Учитесь "между делом", на прогулке, за обедом, за умыванием - в любой подходящей ситуации: классификация предметов, поиск по форме, по цвету... "Улица Сезам", была такая передача. Можно смотреть, а можно сюжеты из нее брать, если придумывается плохо, там много полезного (для родителей в том числе).
Про "островки компетентности" - присматривайтесь, во что охотнее всего играет, какой сюжет лучше всего "идет", что его воодушевляет. И "копайте" в этом направлении. может, тогда что и проявится? Вряд ли ничего нет, не нашли еще, скорее всего.
Анжела, кстати, права. Сказкотерапия в вашем случае, думаю, подошла бы. Просто деть ваш еще мал, поэтому есть надежда, что через сказку действительно лучше все воспримет. Выбирайте ваши проблемные места и читайте сказки.
"Хулиганские" раскраски, может, тоже пойдут, если он не будет воспринимать это как очередное задание.
А для "надо" вы не созрели пока. И не надо торопить события. Если сейчас все правильно делать, "надо" появится со временем (ведь "надо" - это внутренняя инстанция в человеке, она вызревает постепенно и насильно, "сверху" ее нельзя насадить). Просто полноценным сегодняшним днем вы всю нужную почву и подготовите. Рост может быть медленным (тогда со школой придется повременить, иначе намучаетесь), или быстрым, в течение короткого времени. Этого нельзя заранее предсказать. Ориентируйтесь на текущее состояние ребенка и ждите.


Сообщений: 87
Добавлено: 25-11-2007 13:27
Ой, спасибо, Nancy. Ваши ответы всегда мозги на место ставят. Вроде сама себе это говоришь, но когда человек со стороны - доходчивее. Я стараюсь снизить ожидания.
У Паши взамен отсутствия явной гиперактивности (ну может полчасика по квартире с криками-песнями побегать, но далеко не каждый день)есть некие черты, что при желании можно назвать аутичными. В их числе - трудности в общении со сверстниками. Взрослым он открыт, пока говорит на свою тему (трубы газовые, водопровод, машины-электрички). Если пытаться вести свою тему - или перебивает, или сбежит.
Просто чудо, как за 2,5 месяца занятий у него начал язык лучше шевелиться, но вот логопед похоже нас бросает, и как скоро дадут нового, и как у них сложится? С упаржнениями для языка он уже баловаться начал (как начало получаться). Еще конечно не норма далеко, но начал чуть дотягиваться до верхней губы (раньше вовсе не мог язык поднять, а в мае и вовсе влево-вправо высунутым шевелить.
Начали когитум пить (не знаю, как пойдет, не будет ли чересчур бодрить).
Из позитива - САМ! начал раскрашивать - сначала водным фломастером водную раскраску (кресная подарила, я-то уже покупать перестала) и иногда сам рисует. Пока домики, танк, поезд, поезд везущий танки (это он осенью увидел, произвело впечатление)
И САМ! (я вообще с мелким гуляла) написал свое имя... Косо-криво, неважно, но впервые и главное по своей инициативе.
Я этот листочек перед собой повесила - чтобы радоваться! Психотерапия для мамы.
Из трудностей - рисуем мы с ним узоры по клеточкам - соглашается на 1 строчку. И тут у него идет какой-то дефект восприятия. Он не может рисовать отрезок на две клеточки - делает поворот после 1 (рисуем простейшую "змейку". Вчера взялась рисовать отрезки и спрашивать, какой они длины. Рисую 1 - ответил. 2 клетки - ответил. Рисую на 3 ... Ответ - 2 . Посмотри повнимательнее - сколько - 1! Ну погляди - 2! тут я отстала от него и начала чесать затылок.
Изначально он вообще не мог нарисовать эту змейку - замыкал узор, проводя линию налево.
Измерение длины мы с ним раньше не обсуждали, вот вчера начала пытаться - ведь ему может быть непонятно - отрезок "длиной в 2 клеточки".
Как думаете, линейку может ему игрушечную сделать с крупными делениями? Или еще какая идея?
Узор - это у нас поезд, идущий к конечной станции.
Рисование и раскрашивание я связываю с занятиями в центре, ему там очень нравится. И такая незадача с логопедом! Он же ей логомассаж дался делать, это вообще чудо, с его-то рвотным рефлексом. С проблемным языком в центре не каждый логопед работает.
А повышенные ожидания - да... Тут и моя мама тоже роль играет, она с нами (я и ст.брат) много занималась, но почва оказалась благодатной. а с Пашей "рискованное земледелие".


Сообщений: 87
Добавлено: 25-11-2007 13:30
А с заворачиванием в одеяло и "злыми" ответами на обещание пряника - это у него, похоже, уже ритуал такой. Вчера он спрашивает - в гости к бабе Вале поедем? - Поедем.
Тут Паша сделал паузу, а я мужу говорю "Сейчас скажет". Паша хихикнул и молчит. Мы ему - Давай-давай, говори. Ребенок захихикал, бормотнул "Пистолет достану" - без обычного пыла, самому смешно стало и убежал.
А насчет "я сам решу" - это муж такой. Любую новую идею воспринимает в штыки, а то еще и агрессивно. И вдруг через недельку выдает эту идею как свою собственную... Я уж и привыкла. "бросаю камешек в колодец" и жду что будет.Вот сейчас пытаюсь убедить мужа. что занятия английским паше ни к чему сейчас. Брыкается и обвиняет во всех смертных грехах.

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 25-11-2007 13:51
Лещина, а со змейкой - вы не сильно торопите прогресс?
Раньше не мог совсем, теперь может, но не может на две клеточки, а только на одну. Значит, не готов еще к следующему шагу (почему - не знаю, не спец, мыслю как чайник).
Может, перед этим давать задания простые, без змейки (и придумать к ним смешное объяснение) - сначала отрезок в одну клеточку, в две, в три. потом три - две - одну. еще раз вразброс - две, одну, три. Если не заработало - опять назад возвращаетесь.
Перерыв.
Потом вы рисуете - сами говорите: три, две, одна. потом вместе с ним говорите. потом он сам. ФФФФуууу! что я говорю! сначала вы рисуете и проговариваете, потом проговариваете вместе, потом он один. Потом уже - он рисует и вы вместе проговариваете... сама запуталась. Написать попонятней?
Вот когда он у вас будет сам безошибочно различать одну-две-три клеточки в отрезках, уже можно включать это звено в более сложное построение: еще и в узор со змейкой. А так ему это, может, и трудно пока - одновременно держать в голове и узор змейки, и направление движения, и количество клеточек больше одной...
Я, может, чушь порю, но, как Винни-Пух говорил, "по-моему, так"...


Сообщений: 666
Добавлено: 25-11-2007 13:53
Лещина, спросите у мамы Миши с каким нейропсихологом они занимались. Она очень довольна результатами, и у ребенка тоже были аутичные черты.
Насчет клеточек ваших - вполне возможно что есть какая то несформированность пространственных представлений, но это тоже по нейропсихологической части

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 25-11-2007 13:54
Маячок, поддерживаю.


Сообщений: 87
Добавлено: 25-11-2007 14:26
Вот и я пришла к отрезкам вчера.Рисовали. Заодно слово "отрезок" озвучила - пусть пока в голове укладывается не спеша... А про измерение длины какую игру можно придумать? Я пока только "38 попугаев" вспомнила.
А с пространственными представлениями точно проблема. Сколько мы учили его рисовать треугольник! Не мог он его замкнуть, линии параллельные рисовал.И до сих пор треугольники (а также буква "А" и домики) иногда валятся на левый бок. И елочку нарисовать - сложная задача.

Администратор
Сообщений: 6045
Добавлено: 25-11-2007 14:34
Слушайте, вы же в Москве, придете на лекцию Ахутиной? как раз спросите про конкретные задания. Я знаю, что их коллектив готовит к печати целый сборник заданий по развитию зрительно-пространственных представлений у детей.
Про измерение длины: можно строить домашние игрушки по росту.
Еще одно упражнение на измерение длины (но на мальчика 4,5 лет) описано подробно у Мурашовой в "Детях-тюфяках и детях-катастрофах", я бы перепечатала, но 3 страницы - это чересчур. Там мама выкладывает на полу разные пояски от одежды - сначала просит ребенка найти разницу, потом разложить по длине.
Потом на картинках у зверей (мышка, заяц, конь) они смотрят, у кого хвост длиннее, самый длинный, самый короткий.
Потом поезд составляют - самый длинный, много вагонов, и самый короткий, с одним вагоном.
Если у вас поезда - актуальная тематика, то паровоз + прицепные вагоны вам в смысле отрезков из 1-2-3-4 клеточек дают огромный простор для игр


Сообщений: 87
Добавлено: 25-11-2007 14:44
Что за лекция? Я не в курсе.


Сообщений: 666
Добавлено: 25-11-2007 14:47
В разделе "Календарь событий"
А это про Ахутину: http://www.psy.msu.ru/people/ahutina.html

Страницы: 1 2 Next>> новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Опять о мотивации

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU