|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Прошу совета. |
Страницы: 1 2 Next>> |
Автор | Сообщение |
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 23-06-2008 16:40 |
Ненси,не могу помочь сама, поэтому прошу помощи.Много спрашивали здесь на форуме про то как решать вопрос с концентрацией внимания у детей, и все таки еще раз. Ситуация такова, что один из детей не может сосредоточиться на задании,и как результат его не выполняет.Я сегодня целый час говорила с учительницей и она мне демонстрировала абсолютно не выполненное задание по языку, там смысл таков,ребенок сам читает маленький текст и выбирает правильный ответ из 3 вариантов. Из 6 страниц выполнено только первое задание.Хочу пояснить,он уже говорит и пишет по-немецки.Основная претензия учителя-это концентрация.Здесь не говорят детям -пиши, слушай,дано задание и дети сами его выполняют. Он прекрасно справляется с любим заданием если рядом кто-то сидит или стоит,пусть даже молча. Нет контроля-полная прострация и отсутствующий взгляд. Я понимаю, что у него очень быстрая утомляемость,но в школе у них идеальная система-смена занятий каждые 15 мин., т.е. в начале года, урок раздроблен на 15 мин.это математика , затем 15 мин. язык,затем перерыв 5 мин, затем читают, и т.д. Затем постепенно эти 15 мин растягивались на большее время и так до 30 -35 мин. Сейчас на задания дано 35 мин. Так вот эти 35 мин. он сидит и "смотрит в себя" Иногда ,правда , он выполняет задания , но опять же не до конца. Может я с ним слишком много выполняю заданий, и он автоматически ждет, когда я прийду и выполним задания вместе? На вопрос почему ничего не сделал, отвечает,что не мог сконцентрироваться...Что делать? За год не смог научиться работать,когда учитель там а он здесь и самому надо делать задание. Хочу добавить. Учиться хорошо, прекрасно считает,пишет аккуратно, без ошибок-педант, но тяжело и долго осваивает,надо долго разжевывать и натаскивать, но если усваивает-то на долго.Что делать? Какие-нибудь советы или литературу. |
|
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 23-06-2008 20:04 |
Зоя, я, наверное, не ошибусь, если скажу, что это типичная проблема СДВГ детей. Из-за сложностей с удержанием внимания их деятельность не может протекать так же гладко, как у детей без СДВГ. Обычно деятельность направляется общей целью (например, выполнить несколько тестовых заданий), которая достигается с помощью отдельных действий, имеющих свои, частные, цели (прочитать текст задания, вспомнить нужную информацию, выбрать правильный ответ, отметить, прочитать следующее задание... и т.д.) У деток без СДВГ этот процесс не нарушен, а у наших "сбоит" почти на каждом этапе. Деятельность, состоящую из множества действий, они самостоятельно выполнить не в состоянии. Во-первых, объем задания для СДВГ-шки не должен быть большим (по крайней мере, когда он работает без помощи): если обычный ребенок может выполнить работу из 10, скажем, тестовых заданий, то СДВГ-шке (в зависимости от индивидуальных особенностей) лучше задавать поменьше. Если же задание большое, как ни крути, потребуется помощь взрослого, пока он не научился делать его сам. Во-вторых, ребенка понемногу нужно учить самому регулировать свою деятельность: перед началом работы определить последовательность действий (проговорить даже - как обычно пишут: "сначала прочтите всю инструкцию" , нашим это как нельзя лучше подходит), а потом диктовать себе, что нужно делать, по порядку: "приготовить тетрадь и ручку. Открыть книгу. Прочитать первое задание. Подумать. Отметить правильный ответ. Прочитать второе задание..." Он может пользоваться этим приемом, чтобы увеличивать объем выполненного (например, на контрольных - там, где вы не сможете придти на помощь). Хорошо, если в дальнейшем это станет автоматизмом. По себе знаем: когда мы взволнованы, голова не на месте, помогают команды самому себе: "газ выключила, дверь закрыла, ключи на месте..." Для ребенка это должно стать привычным. В-третьих, неплохо действовать в согласии с учителем. Лучше, чтобы она знала о вашей стратегии, и либо помогала ребенку (осуществлять этот алгоритм), либо уменьшала задания для самостоятельного выполнения, либо проверяла знания другим образом (например, устно). |
|
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 25-06-2008 19:29 |
Спасибо, но как раз по этапность у него хромает , ему или хочется быстрее закончить -и как правило результата нет,или страшно даже приступать к заданию, боится, что не одолеет. А устная система здесь не работает, сплошные тесты, и учитель не имеет право говорить ни слова,типа Вася не сиди, Петя не крутись, Лена пиши.Дано задание -дети приступают к выполнению,или не приступают-и результат печален.Учитель здесь сторонний наблюдатель,когда я говорила с учителем,она мне сказала, я на него 35 мин. смотрела,а он сидел...Формально она права. Просто мне кажется я уже все методики применяю,и дроблю задания, чтобы он без меня в классе работал автоматически, и объясняю,что задания не так страшны как ему кажется в начале,когда получает с тестом лист, надо просто прочесть и все вспомнится.Все равно рассыпаются все методы, когда он боится или не уверен, а не уверен он часто. | |
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 25-06-2008 23:34 |
Зоя, жаль. Но поэтапности и проговариванию (самоконтролю на каждому этапе) все равно стоит поучить. Вы можете даже алгоритмы с ребятами нарисовать (дети это любят), схему такую - как уроки делать, как тесты заполнять (можно любую деятельность так расписать, если она представляет трудность). Пусть по крайней мере дома эта схема лежит у него перед глазами, и он с ней сверяется. здесь пример описан. Только чтобы не очень сложная структура была. Понятно, что молниеносных результатов не будет. Но тактика верная. Уверенность увеличивается с успехом. Но для этого нужно, чтобы успехи появились, хотя бы маленькие. |
|
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 26-06-2008 13:34 |
Спасибо,буду на каникулах пробовать.И еще вопрос. Как его научить собрать мысли в кучу при написании письменного задания , тот же алгоритм? Здесь детям читают,например, сказку на уроке и надо записать пересказ услышанного или написать сочинение из 5-6 предложений на любую тему. По-немецки скудно но говорит,понимает, и устно может пересказать,но пишет только под диктовку, как бы своих мыслей нет.Думаю, если бы учились в русской школе было бы тоже самое. Во втором классе отсидеться не получиться. | |
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 27-06-2008 07:40 |
Способ длинный и нудный, но тот же: алгоритм написания сочинения, который ребенок должен усвоить. И тренировки, тренировки... (хорошо, если поможет знающий человек, педагог в идеале... что должно включать в себя сочинение, на что обратить внимание при написании сочинения, какие основные принципы написания, приемы - т.е. те навыки, которые вы должны оттренировать). Попутно научитесь забивать на оценки: сколько оттренируете без ущерба для жизни и здоровья - то и ладно. |
|
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 27-06-2008 11:15 |
Ой, Ненси, какие там оценки, я по этому поводу даже не заморачиваюсь. Он очень старается и тянется сам, я вижу его титанические усилия и хочу помочь, чтобы ему было легче.А по поводу учителя я искала, да как-то все не то, тупое выкачивание денег,не хочу даже. Они у меня ходили с марта на продленку,и там много хорошего получили, и язык улучшился и худо-бедно контачить пробовали с детьми, там старшеклассники помогают младшим делать домашнее задание, но до идеала,понятно очень далеко, но там куча игр и игрушек,типа лего.Кстати, я их не записала на 2 класс, так на последний звонок, Ян сам подошел к директору школы и попросил его записать,для меня это было откровением. Пришлось на следующий день идти оформлять и во время беседы с директором, она предложила для Генриха попробовать занятия йогой в рамках продленки, здесь весь педсостав школы каждого ученика знает по именам, и конечно все + и - тоже.Я попросила о индивидуальном занятии по письму для обоих, но в рамках школы это сделать не могут. Прийдется самой что-то придумывать.Ненси, как начать? Сначала пусть может пишет короткие предложения,типа "я ем, я иду, Коля пишет." А потом расширить? Или просто со слов. Типа месяц, солнце, девочка, собака,и чтобы были картинки? Но под диктовку пишет много, а вот сам не может. | |
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 27-06-2008 11:49 |
Я не педагог... чисто интутитивно, разве что, могу чой-то предложить. Пусть начинает с простого: рассказ о себе. Я - такой-то, столько-то лет, живу там-то, у меня семья: мама-папа-брат и собака, скажем. Пусть расскажет. Потом запишет. Потом - расширить. Мама красивая, папа сильный, а собака черная и смешная. Мама любит то-то, папа - то-то, а собака - то-то. Потом - рассказать о чем-то конкретном. Например, об этой самой собаке (5-6 предложений, как в школе требуют). Или о вчерашнем дне (встал, поел, делал то-то). Или о времени года (Осень: холодно, дожди. листья желтеют и облетают...) Какие-то простые бытовые темы. С расширением словарного запаса предложения можно "расцвечивать" и усложнять. Банальное развитие речи. Все, что к этому относится, подойдет. Полезно составлять короткие рассказы по картинке, по комиксам. Вы, конечно, попутно должны следить, чтобы складно было, поправлять, где надо. Записывать на черновик, искать слабые-сильные места, оттачивать, переписывать... Мороки много, конечно. Делает ошибки в словах - совковую работу над ошибками: прописать строчку этого слова... придумать аналогичное, на то же правило, пометить "опасное" место. Чтобы не занудно было, можно что-то смешное или фантастическое... "что бы рассказала эта тарелка о нашей семье"? Изложения еще, наверное, можно короткие. Промежуточный вариант между диктантом и сочинением. |
|
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 05-08-2008 15:13 |
Ненси , я опять в "уголке",чтоб не открывать новой темы спрашиваю здесь. У одного из детей просто навязчивое собирание монеток по улице.Началось как-то не очень заметно-сейчас просто приобрело уродливые формы, ходит ребенок по улице или по магазину и не поднимая глаз ищет деньги,если находит,полный восторг и причитания, вот ,типа найду еще 2 копейки и будет у меня собственных 45 копеек и куплю себе что-то. Но хочу оговорить. что деньги у него есть в копилке,это "подарки" к праздникам от бабушек, от нас ,премиальные за хорошую учебу и т.д. Деньги он не тратит просто так, а там собирает , а если хочет то тратит по усмотрению на конфеты и игрушки, обычно новый набор лего. В Германии у всех детей есть копилки и дети сами ими распоряжаются,но при этом достаточно все экономны,мои впитали это. На Украине небольшой перекос,они видят как люди расстаются с большими суммами , например , наши друзья им каждому подарили , достаточно дорогие игрушки.После этого один из детей стал побирушкой, причем это уже дошло до мании.Что это ? Желание быть независимым или некий мазохизм? Он буквально ползает по магазину и ищет деньги.На вопрос зачем ты это делаешь, ответ- хочу иметь свои деньги и не получать от вас , я же не работаю и не получаю, а как заработать? Не знаю как себя вести, ведь это может привести черти к чему. В семье нет ни бесконечных бесед о деньгах, все взвешено, может он стал отличать по внешним признакам людей с деньгами? Опять же не могу сказать ,что мне это раболепство импонирует. Что это? | |
anya Сообщений: 525 |
Добавлено: 05-08-2008 16:23 |
Зоя, вы как будто описали моего собственного ребенка. Не знаю, как на Украине, а в Москве на мелкие монеты уже давно ничего купить нельзя, и многие их не поднимают, если уронили, либо оставляют на кассах. Мой ребенок собирал эти монетки с маниакальной настойчивостью, забирался под кассу в супермаркете, пугая тем самым охранников . Деньги тоже не тратил, а складывал в некий "фонд", из средств которого в будущем планировал открыть свое дело. Да еще и изводил окружающих на тему "поменяйте мне монетки на бумажки" (естественно, никто менять не хотел). Проблему решили следующим образом: договорились, что поднимаем только монетки от рубля и больше, и если они лежат под ногами и не выпали только что из чьего-нибудь кармана (тогда ее нужно отдать владельцу). Если условие соблюдается, то в конце недели фонд пополняется на сумму 10 рублей "от спонсора" (меня то есть). Ребенок быстро подсчитал, что так его фонд будет богатеть намного быстрее . Совсем отказаться от сбора денег он не мог, говорил, что это для него "большое удовольствие" само по себе. Я верю. Мне кажется, это сродни поиску грибов в лесу (я лично обожаю собирать грибы) . Попробуйте так, может, получится? |
|
Снежок Сообщений: 419 |
Добавлено: 05-08-2008 16:45 |
Зоя, можете посмотретьздесь сходную тему http://www.offtop.ru/adhdkids/v5_599797__.php Спросить, хотела: А у вас близнецы, но только у одного СДВГ?
А Taschengeld дети получают? |
|
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 05-08-2008 23:57 |
Зоя, а мне ничего особо тревожащего не видится в этом. По-моему, у большинства детей бывают какие-то такие привычки. И если на них не фиксироваться, они могут очень быстро пройти. У меня тоже младший примерно год назад мелочь подбирал, сейчас надоело. Кстати, и некоторые взрослые не могут пройти мимо брошенной монетки... У кого-то бережливость, у кого-то даже жадность, или просто педантичность... Не думаю, что в будущем это чем-то чревато - попрошайничеством или чем-то похожим. Это было бы слишком просто. У нас стоит специальная баночка для мелочи, дети знают. Туда можно бросить мелочь, если ее в кошельке скопилось много, на сдачу дали, или найденную. Никаких особых оговорок или ограничений не делаем. Хочешь - кидай. Нужно на что-то - сходи в банк, поменяй, купи, что требуется. То есть никакого особого внимания этой банке не уделяется. Время от времени дети вспоминают про нее, потом забывают. Не далее как месяц назад пришлось самим избавляться от этой мелочи - в счет квартплаты в банк отдали, рублей триста пятдесят скопилось (даже копейками около десятки). Никому больше она не была нужна. Чем меньше вы будете беспокоиться, тем ровнее к мелким монеткам будут относиться дети. |
|
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 06-08-2008 13:09 |
Спасибо, ну мне кажется здесь как-то в большей зависимости от желания быть крутым и денежным, у нас многие друзья на Украине относятся к имеющим деньги. может стал это понимать? И я как бы не беспокоюсь, а просто принимаю во внимание, и прогнозирую свое поведение и отношение. Снежок, у меня у обоих сдвг, но с разным перекосом, у одного в аутизм у другого в классику гирпера, но опять же все размыто, а и они разнояйцевые.Тему на ссылке я внимательно читала, но тогда у нас не было что сказать. Карманные деньги они имеют,как и все дети. |
|
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 06-08-2008 22:55 |
Если есть подозрения, что не слишком желательные установки формируются - нужно смотреть, кого дитя копирует, почему этот образ для него привлекателен, какую потребность он этим удовлетворяет. |
|
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 07-08-2008 12:39 |
Ненси, пожалуй этот вывод ближе к истине. Есть и хвастовство и транжирство. Для него эталон папа, но оговорюсь мой муж без наносного- интеллигентный человек, и в своей безграничной любви к детям выглядит транжирой, но а крутым его считают дети, может из-за уважения его друзьями, из-за его положения и опять же это круто в глазах детей. Просто дети видят только наш круг знакомых. И еще у ребенка появилось желания сиюминутно разбогатеть, опять же глядя на достаточно большие дома наших друзей, хотя там они бывали раньше,сейчас это обрело новый оттенок в их глазах.И почти не воспринимают мои объяснения, что люди умны,и учились отлично и все что имеют это только трудом да мозгами, и это заработано не за один год. Что наши друзья очень интересны как личности, с их + и - и т. д. Ребенок вроде это понимает, но как-то в сторону,а вдруг можно найти клад,деньги, за один день разбогатеть, и это мнение мне не нравиться. | |
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 07-08-2008 20:56 |
Но вот почему хочет разбогатеть? Почему это нравится? Чем привлекает? Обычно причиной этому какие-то личностные слабости. Низкая самооценка - считает, что деньги увеличивают его ценность в глазах других. Хочет таким образом добиться превосходства. Страхи и неуверенность - деньги и богатство как защита, с ними человеку уверенней в нестабильном мире. Одиночество, неустроенность, деньги - как компенсация ("ну и что, зато я богатый, мне все завидуют"). Личностные черты, предрасполагающие к накопительству (аккуратность, педантичность, любовь к порядку, чтобы все свое было). Может, формирующаяся привычка к гедонизму... Неразвитые интересы, ценности... То есть есть несколько проблем, которые люди пытаются решить с помощью денег. Понимаю, что не из приятных это все вещи... но если есть желание разобраться - нужно быть максимально открытой перед собой. И воспринимать информацию безоценочно и неэмоционально - как задачу, требующую решения. |
|
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 08-08-2008 11:22 |
Ненси. я думаю ,что верны первые три предположения.Низкая самооценка,страхи и неуверенность,да и пожалуй одиночество, второй ребенок более самодостаточный, а этот нуждается в обществе значительно больше,ему все время нужен кто-то рядом ,да еще и чтобы с восторженным взглядом. | |
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 12-08-2008 13:33 |
Я тут опять...Ненси ,вчера первый день школы,бежали с радостью,не могли дождаться утра,Все ,в школе, прихожу забирать"Мама, ты дашь мне 15 центов,или пошли в магазин, я посмотрю какую игрушку хочет Генрих, (тот при этом молчит безучастно),все время прижимается,как бы ищя защиты. Я планировала им праздник первого школьного дня,поэтому пришли со школы и пошли в кафе есть мороженное,потом в парк погулять. Но вижу Ян на "боевом взводе",то перепад настроения,а в попытках улучшить его только вопрос о деньгах. Сегодня идут в первый класс первочки,наши второклассники им концерт готовят, и поняла не настроение вчерашнего дня,Ян на последнем звонке в детской пьеске играл главную роль, а сейчас поменяли всем детям роли,и думаю это причина расстройства.Но это я с ним поговорю,я о другом, как объяснить или вообще что делать с этой денежной темой? Какой-то перекос.Причины понятны,а как ему помочь? Вижу что это уже принимает не нужный оборот. | |
Nancy Консультант-психолог Сообщений: 2814 |
Добавлено: 13-08-2008 23:37 |
Зоя, похоже, что Яну действительно неспокойно, раз он все время возвращается к "денежной" теме. Возможно вы правы: неспокойно из-за смещения его с главной роли (ну и зачем вашим педагогам было это делать?) Здесь "островок компетентности" мог бы помочь. Он что-то умеет делать хорошо? Вы можете как-то это подчеркнуть? Очень желательно, чтобы его компетентность увидели другие дети. Но здесь нужно искать такую группу, сообщество, где Ян мог бы продемонстрировать свои таланты. Если в школе такое невозможно, какие-то внешкольные занятия есть? Вы могли бы устроить такое коллективное признание среди гостей с детьми? Например, если он рисует - устроить самодеятельную выставку рисунков, и подготовиться к ней хорошо (изготовить рамки, продумать экспозицию... все как у больших). Если хорошо играет в какую-нибудь игру - устроить соревнование... в общем, подчеркнуть его умения. Здесь еще вопрос в ценностях. Почему от беспокойства Ян хочет избавиться именно с помощью денег? почему другие способы менее привлекательны (и знает ли он о них?) проанализируйте, не звучит ли эта тема так или иначе в вашем окружении (не в семье даже, а среди тех людей, с которыми вы общаетесь)? что быть богатым хорошо, быть бедным - позор... нужно, чтобы мальчик изменил свое мнение и увидел, что по-настоящему счастливы не богатые люди, а те, у которых понимающие близкие, хорошие друзья... Вам нужно вводить в практику семейные ритуалы, которых дети ждут и от которых ни за что на свете не захотят отказаться - они будут им важнее любых денег. Это могут быть вечерные разговоры по душам, чтение книжки... просмотр мультиков любимых с каким-то особым антуражем... в общем то, что дети потом будут тепло вспоминать и по сравнению с чем деньги просто меркнут. Как у Фромма: можно быть нацеленным на обладание, а можно - на бытие. Так что ваша стратегия - заменить одно другим. Вот, философская подоплека |
|
zoya2006 Сообщений: 749 |
Добавлено: 14-08-2008 10:29 |
Ненси, я Фромма читала,не могу сказать ,что это мой автор, во многом я не согласна, но перечитала статью с удовольствием. Буду думать. Ритуалы у нас в семье очень пышно цветут,каждый вечер ужин со свечами и беседами, и вообще мы очень "семейные".А от бесед про деньги никуда не деваться, все вокруг на деньгах держится,увы, и дети это слышат и понимать стали,что у состоятельных больше возможностей. Здесь действительно надо подумать мне как его нацелить ,что существуют и другие интересы.Что есть вещи,которые не меряются деньгами. |
Страницы: 1 2 Next>> |
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Прошу совета. |