|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
betroz-off / / Осетия и Осетины |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
Julius Caesar Бывалый Группа: Свои Сообщений: 13 |
Добавлено: 29-07-2004 12:23 |
Я ни вкоем случае не националист, но ниже приведенная статья заставляет задуматься о нашей исторической родине... Приведенная ниже статья попала ко мне по счастливой лучайности, Есть над чем задуматься, удивидетьным образом она захватила мои мысли. У каждого на этот счет своя точка зрения, но я больше чем уверен равнодушным остаться ой как не просто будет. Я лично знаком с автором даной статьи, это уникальный человек! Профессор экономических наук, одаренный природной мудростью, с отчаянием борющийся за свой народ, за свою родину... Трезвых мыслей тебе, Читатель ... *********************************** Что такое Осетия? Вопрос на первый взгляд простой: это территория в центре Кавказа, заключенная в границы РСО - Алания и РЮО. Но если вдуматься, то это понятие не только географическое. Осетия - это два осетинских государственных образования: РСО-Алания и РЮО. Каждый народ мечтает о создании собственного государства, но не каждый его имеет. Мы, осетины, имеем. Два государства. Пусть не независимые, входящие в состав других государств, но все же наши, свои государства. Поскольку я живу в Северной Осетии и с ситуацией в Южной Осетии знаком хуже, то буду писать о том, чтопроисходит здесь. Итак, Республика Северная Осетия-Алания - это осетинское государство со всеми атрибутами государственности: территория, народ, президент, парламент, силовые структуры, герб, гимн, флаг, конституция. И мы, осетины, не просто один из народов, живущих на территории Осетии. Осетия, сама по себе, является нашим государством. Да, конечно, в Осетии живут также представители других народов, и мы не должны ущемлять ничьих прав, независимо от национальности и вероисповедания. И президент, и парламент и правительство республики должны заботится обо всех гражданах. Не забывая при этом, что в первую очередь РСО - Алания является осетинским государством. Мы, осетины, должны это, наконец, осознать. На сегодняшний день у нас отсутствует государственное мышление. Имея свое государство, мы решаем наши национальные проблемы на бытовом уровне, на уровне общественных организаций. Парадокс. Это все равно, что иметь грузовик и переносить груз на собственных плечах. Собственное государство народу нужно для того, чтобы проводить свою национальную политику, чтобы защищать свои национальные интересы. Но проводит ли РСО - Алания осетинскую государственную политику? Нет. И возникает вопрос: разве для того мы, осетины, имеем свое государство, чтобы оно занималось сугубо хозяйственной деятельностью, а проблемы нации решались общественными организациями. Для этого не нужно иметь государство. С таким же успехом мы могли бы быть просто частью России или частью какой-нибудь ее губернии. Точно так же губернатор этой губернии занимался бы хозяйственной деятельностью: строил дома, проводил дороги, решал экономические вопросы - для осетин так же, как и для других жителей губернии. Вдумаемся, в связи с этим, для чего нам собственное государство - РСО-Алания? Много о чем еще нам, осетинам, следовало бы задуматься, потому что, исходя из сегодняшних реалий у Осетии совсем не радужные перспективы. Нет, конечно, географический термин Осетия будет существовать еще долго, и населять эту землю будут наши потомки. Но вот будут ли они осетинами - это большой вопрос. Если взглянуть на сегодняшнюю действительность и спрогнозировать завтрашний день, исходя из этой действительности, то можно уверенно сказать - нет, осетинами они не будут. Все дело в том, какой смысл вкладывать в понятия 'Осетия' и 'осетины'. Что такое 'осетин'? Человек родившийся от матери-осетинки и отца-осетина? Человек, носящий осетинскую фамилию? Человек в паспорте которого указано, что он осетин? Кстати, в новых паспортах такой графы уже нет. И что, вообще, отличает один народ от другого? Территория? Вера? Язык? Культура? Менталитет? По-моему, и то, и другое, и третье. Давайте посмотрим на себя без прикрас, критически и ответим себе на вопрос - кто мы, и что нас ждет завтра. Территория. Ее мы теряли в прошлом, теряем и сейчас. В то время, когда другие народы боролись за каждую пядь земли, захватывая чужую, отстаивая свою, мы, осетины, вернее, аланы, воевали наемниками и у тех, и у других, добывая им своей кровью и территории, и славу, и богатства. Нас использовали другие, а мы тешили себя тем, что мы бесстрашные, сильные, доблестные воины, что нас так высоко ценят, что без нас тот или иной народ просто не существовал бы. Мы создавали и укрепляли другие государства, а свое: Зачатки аланской государственности были разрушены монголо-татарами, а затем и вовсе уничтожены Тимуром. Да и сам народ был почти уничтожен, а его жалкие остатки загнаны в горы. Как оказалось - навсегда. Мы потеряли громадные территории. Мы были разбиты, стояли на краю гибели. Но мы выжили. Что-то в нас самих позволило нам выжить в сложных условиях. Мало того, onqke всего этого у нас был еще Ос-Багатар, который поднял наш разбитый, униженный, загнанный в горы бедный народ и заставил считаться с собой соседние. Ос-Багатыр для Осетии фигура символическая. Мне непонятно, почему у нас есть памятники осетинам, служившим в советской армии, революционерам, но нет памятника человеку, поднявшему, в тяжелое для Осетии время, свой народ и сплотившему его во имя национальных интересов. Нет его имени и в названиях наших улиц. Разве вам это ни о чем не говорит? Мы до сих пор больше ценим тех, кого отмечают другие, гордимся их осетинским происхождением. Да, я тоже горд тем, что в процентном отношении на душу населения у осетин больше, чем у других народов, героев Советского Союза, тем, что и сегодня многие осетины стяжали славу в России и за рубежом. Но ведь была же у Осетии история до Советского Союза, до того, как она присоединилась к России! Почему же мы не ценим себя сами, а ждем, когда нас оценят другие? Что касается территории, то мы продолжаем ее терять. Я имею ввиду непонятное отношение осетин-северян к войне в Южной Осетии, когда мы могли потерять южную часть Осетии. К слову сказать, этот вопрос до сих пор остается открытым. И что мы делаем? Ждем, когда вопрос Южной Осетии решат другие. А перенос Российско-Грузинской границы на 1 километр за счет территории Северной Осетии? Как мы восприняли этот факт? Может быть, как грузины, митингами и пикетами заставившие перенести границу? Может быть, акциями протеста? Ничего подобного. Оказывается, грузинам этот километр нужнее, чем нам. Вот так, по километру - берите, кто хочет. Конечно, не надо наглеть, как ингуши в 1992 году, когда они хотели оттяпать от Осетии весь Пригородный район и половину Владикавказа впридачу. Это уже слишком! Понемногу можно, а много и сразу - не дадим. И еще что касается территории, чтобы закрыть эту тему. Как мы, осетины, реагируем на заявление российских политиков, пытающихся изменить национально-территориальное устройство России, упразднить национальные республики и поделить Россию на губернии? Как мы относимся к подобного родазаявлениям? Нужно ли нам свое государство в пределах РФ? Что еще отличает один народ от другого? Вера! Дух народа! Опора, на которой держится вся духовная жизнь нации. Святые чувства! В нартских сказаниях бог уничтожил нартов - доблестных воинов именно тогда, когда они потеряли веру. Они перестали молиться богу. Для них осталась только земная жизнь, где им не было равных. Не похожи ли мы сегодня на нартов? Где наша вера? Где наша религия? Для нас, осетин, вера стала каким-то прикладным понятием. Мы приспособили религию к нашей повседневности вместо того, чтобы повседневность строить на основе религии. С начала т.н. перестройки, когда в средствах массовой информации стали усиленно пропагандировать христианство, ходить в церковь и носить крестик стало модно. И осетины вереницей потянулись в церкви, чтобы не отстать от моды. Я не исключаю, что некоторые действительно уверовали во Христа, но все же подавляющее большинство, крестившись, ничего не изменило ни в своей жизни, ни в своей душе. Они просто иногда ходят в церковь, ставят свечки, носят крестики и считают себя христианами. Но ведь религия - это не внешняя атрибутика! Это глубокое, духовное понятие. Все вышеперечисленное относится также и к осетинам-мусульманам. На самом же деле, все мы, скорее являемся язычниками, хотя и язычниками нас трудно назвать, потому, что язычество - это тоже глубокая древняя религия. Именно - религия. Посмотрите на наши кувандатт в дни религиозных праздников и вы поймете, как мало это имеет отношения к религии, к вере. Да и кто из осетин сейчас достаточно глубоко знает суть нашей религии? Кто знает, как надо молиться, что делать и зачем? Где те, кто бы нес народу эти знания? Посмотрите на так называемых дзуары лагта с лицами хроников. Кто они? Духовные наставники нашего народа? Религиозные деятели? Жрецы культа? Мы говорим о религиозности осетинского народа. Спросите у осетин, как на русский язык переводится слово куывд? Я уверяю вас - большинство респондентов переведет это слово, как 'застолье', 'посиделка', хотя на самом деле куывд означает - 'молитва'. Осетины придали этому слову новое значение! Наверное, не от большой религиозности. Раньше собирались на куывд либо в честь религиозного праздника, либо в честь какого-то значительного события. Приносили в жертву животное и шли в кувандон, который обычно располагается высоко в горах, босиком, сняв головные уборы. Там произносили молитву и, совершив религиозный акт, возвращались к месту, где потом происходил праздник - танцы, песни, веселье. Надо сказать, что женщины в кувандон не ходили. Не полагалось. Так вот, все действо из-за его религиозного содержания называлось куывд. А что теперь? Теперь осетинские религиозные праздники превратились просто в прекрасный повод торжественно попьянствовать. Даже кувандатта для удобства перенесли поближе к себе, к домам, к дорогам. Не мы - к богу, а наоборот - бога сюда, поближе к нам. Так же удобнее! Вышел из машины и - 'хуыцауы хорзах на уад!' - выпил, закусил шашлычком из свинины (да простит меня бог), посидел и, оставив мусор в кувандоне, уехал. Приезжают с друзьями, с девочками, как на пикник. В роще Хетага, например, на праздник творится вообще что-то невообразимое! Женщины, мужчины, парни, девушки, дети - гуляют по роще, как по парку. Кто в обнимку, кто с сигаретой в зубах, кто уже пьяный вдребезги. И все это на святом месте! И все это - осетинский религиозный праздник! И некому нас наставить на путь истинный. Если мы уже такой, глубоко нерелигиозный, неверующий народ, то, видимо, нас тоже ждет судьба нартов. Посмотрим на нашу, осетинскую культуру. Это еще один элемент, отличающий народ от других. Где наша материальная и духовная культура? Что касается материальной культуры - то посмотрите на ее развалины. Башни, склепы и другие сооружения наших предков превратились в никому ненужные руины. Почему? Ведь для любого народа очень важны памятники его истории, его материальной культуры. Реставрируются старинные замки, крепости, церкви - если не государством, то энтузиастами. Ведь это символы, напоминающие о жизни предков, достояние нации, ценящей все то, что досталось от предшествующих поколений. Мы же, осетины, спокойно созерцаем, как на наших глазах происходит разрушение памятников старины. Нам нет до этого дела. Зачем они нам нужны? Так, разве что посмотреть на них, пока стоят. На словах мы гордимся тем, что наши предки - знаменитые на весь мир аланы, гордимся своей историей. Но будут ли нами гордиться нами потомки? Что мы им оставим? Что касается осетинской материальной культуры, то хочется сказать еще о m`xel краеведческом музее, который не работает вот уже несколько лет. За это время подросло уже целое поколение осетин, не знакомых со своей материальной культурой, не имеющих возможности видеть ее собственными глазами. А может быть, она им не нужна? Давайте взглянем теперь, как обстоят дела с осетинской духовной культурой? Духовная культура народа - это все, что связано с духовной жизнью этого народа: его обычаи, традиции, его литература, музыка, театр, кино, телевидение и пр. Это все, что создает этнокультурную среду. Жива ли еще наша духовная культура? Когда в реанимацию поступает человек с травмами, несовместимыми с жизнью, у которого еще функционируют органы дыхания и сердечная деятельность, на вопрос жив ли он, можно ответить - жив. Но если быть более точным - пока жив. Осетинская культура пока жива. Пока. Но осетинской этнокультурной среды в Осетии уже нет. Любой народ живет и предпочитает жить в своей этнокультурной среде, попадая в которую представители других народов начинают усваивать и перенимать ее элементы, а впоследствии сливаются с ней. Не они - так их дети. Даже переселяясь в другие страны, люди хотят сохранить свою этнокультурную среду. Вот почему возникают национально-культурные общества, диаспоры и т. п . Но у нас, осетин, даже у себя на родине, в Осетии нет осетинской этнокультурной среды, и, самое главное, мы даже не ставим перед собой задачу по ее созданию. А это значит, что она нам просто не нужна. И если мы хотим сохранить свою нацию без этнокультурной среды в Осетии, то мы или глупы, или мы обманываем самих себя. Осетинская литература у нас вроде бы есть. Есть писатели пишущие на осетинском языке. Но вот беда - нет читателей. Сегодня большинство осетин с трудом читают на осетинском, а то и вовсе не умеют читать. Получается, что осетиноязычные писатели бросают зерна разумного, доброго, вечного не во взрыхленную почву, а на асфальт. Так хочется им сказать: 'Вы, осетинская интеллигенция! Вы же мозг и душа нации! Вы же все видите и понимаете! Отложите на время свои перья и бейтесь за то, чтобы для осетин осетинский язык стал родным. Бейтесь за создание осетинских школ! Бейтесь за стройную систему образования на осетинском языке! Бейтесь за то, чтобы осетинский язык в Осетии реально стал государственным! Только тогда будет спрос на осетинскую литературу, только тогда вы будете востребованны своим народом. Музыка! Важнейшая составляющая духовной культуры нации! Может быть, осетинам нужна осетинская музыка, осетинская песня? Не угадали. Если бы была нужна, то у нас наблюдался бы ее расцвет. Послушайте, какую музыку и какие песни предпочитает слушать молодежь - будущее нации? Это русские и зарубежные песни. Почему? Причин несколько. Во-первых, эти песни им навязывают телевидение и радио. Во-вторых, русские и зарубежные песни создаются на более высоком качественном уровне, чем наши. Не секрет, что там крутятся большие деньги. Используются все современные достижения технологии. В-третьих, осетинских современных песен практически нет. Несколько композиторов-энтузиастов работают с осетинской музыкой в разных жанрах, пишут современные осетинские песни. Но кто их слышит? Кто помогает, в конце концов? Дело в том, что у нас практически невозможно наладить шоу-бизнес. Осетинская музыка и осетинские песни - только для внутреннего употребления. Нас не так много, а малый тираж кассет и дисков не окупит затрат на их создание, особенно, если делать это качественно. Без помощи осетинская музыка и, в частности, песня не в состоянии существовать и развиваться, а тем более конкурировать с западной и русской. Мне могут возразить, что у нас есть фольклорные ансамбли. Да, есть. Но их творчество стоит на таком низком уровне, что слушать их может только отъявленный националист. К тому же надо уяснить, что существует фольклорная музыка и современная музыка. Это две совершенно разные категории. Посмотрите, что происходит на молодежных концертах. Из тридцати песен там можно услышать только одну на осетинском языке. А то и вообще ни одной! Исполнители-осетины демонстрируют свои вокальные способности на русском, английском, других языках, только не на осетинском. Почему? Ведь поют же греки в Осетии на греческом, армяне - на армянском, грузины - на грузинском! Я уже не говорю о том, что в Греции, Армении, Грузии все поют на родном языке. Почему же мы у себя на родине не поем свои песни? Не хотим? Не круто? Не современно? Скоро, наверное, услышать на концерте осетинскую песню будет в диковинку, при этом нужно будет бегущей строкой давать перевод, чтобы сидящие в зале понимали о чем поется. Есть такой закон - спрос рождает предложение. Видимо, спроса на осетинскую песню у осетин нет. Хотя, если ее развивать, то, может быть и спрос появится? Во всяком случае, на сегодняшний день состояние осетинской музыки и песни плачевное. Благо, у нас еще играют фольклорные ансамбли на свадьбах. Свадьба - вопрос особый. Это же надо довести красивый старинный обряд до такого состояния, чтобы сами осетины негативно к нему относились! Как правило, никакой организации. Все долго стоят, маются. Потом, когда сядут, уже никого не поднимешь. Ни о каком веселье речи нет. Все сидят, пьют, едят и обсуждают других. Каждый старается быть максимально солидным и не дать повода для обсуждения. И вот так, посидев, поев, попив, все потихоньку начинают расходиться. Потом говорят, что осетинская свадьба скучная. Поверьте - она скучна вами. Свадьба - это люди. Если люди скучные, то и свадьба скучная. Раз уж мы коснулись темы обычаев, то давайте посмотрим на зианы агъдау. Суть его у наших предков заключалась в том, чтобы помочь близким умершего перенести утрату. Помогали соседи, родственники, друзья. Именно помогали. Кто чем мог. После этого им, уставшим и голодным, накрывали стол. Это также было частью религиозного обряда. Произносилось несколько обращений к Богу, все выпивали, ели, а потом кто уходил, тот уходил, а кто оставался, тот помогал привести все в порядок Это был красивый и нужный гъдау. Но разве то, что мы сегодня делаем - это то же самое? Люди приходят к близким умершего не помогать - помощников, как раз нужно бывает искать, каждый пытается уклониться. Приходят даже и не для того, чтобы скорбить вместе с близкими. Редко у кого из пришедших бывает выражение скорби. Все стоят и разговаривают друг с другом, как на каком-то заурядном мероприятии. Некоторые рассказывают байки, анекдоты, смеются (стараясь, чтобы не слишком заметно было), обсуждают важные проблемы и т. д. Женщины приходят во всей красе. Наряженные, накрашенные. Хочется спросить этих людей: 'Что вы здесь делаете? Для чего вы сюда пришли?' И они ответят: 'Если мы сюда сегодня не придем, то завтра к нам никто не придет'. Но зачем завтра к вам должны прийти люди, которым до вашего горя дела нет? Только затем, чтобы своим денежным взносом компенсировать расходы? Я согласен, в одиночку горя не пережить. В этом суть обычая наших предков. Но ведь все надо делать искренне, от души и красиво. А за поминальным столом что творится? Пьют, едят, забыв обо всем. Многие напиваются так, что без посторонней помощи уже и уйти не могут. Забывают, по какому случаю они здесь находятся и, бывает, доходит до казусов. Некоторые, наевшись и напившись за поминальным столом, стараются что-нибудь еще и с собой прихватить. Это агъдау? Это не агъдау. Что такое агъдау вообще? По-моему, это естественно сложившийся на основании общего уровня культуры общества уклад жизни, взаимоотношений между членами этого общества на данный момент времени. Каждое поколение перенимает гъдау от предков, совершенствует, исходя из условий жизни, сохраняя, и, передает потомкам.. Есть ли сегодня в Осетии ирон гъдау? Даже если мы и пытаемся придерживаться тех обычаев и традиций, которые были присущи осетинскому народу, то делаем это по инерции, не вдаваясь в суть. Мы создаем видимость соблюдения агъдау. Но зачем создавать видимость? Кроме нас самих осетинский агъдау никому не нужен. Давайте ответим себе на вопрос - нужен ли он нам самим, соответствует ли он нашей современной жизни, нашему мировоззрению, нашим потребностям? Если нет, то давайте жить по гаъдау другого, более уважаемого нами народа. А если да, то давайте соблюдать наш осетинский агъдау осмысленно, как нашу естественную потребность. Давайте будем совершенствовать его, но так, чтобы он в сути своей оставался осетинским. Много говорят об осетинской культуре, о наших обычаях и традициях на страницах печатных изданий, с телевизионный экранов, но ситуация не только улучшается, а ухудшается. Посмотрите на осетинскую молодежь. Понятие чести, достоинства, уважения к старшим, патриотизм уже не в цене. Я уже не говорю о пьянстве и наркомании, которые прочно утвердились среди молодежи. Думаете, бороться с этим невозможно? Возможно. Только реально ничего не делается. Создается видимость борьбы с этими явлениями. Посмотрите, как одеваются наши девочки. Так одеваются, по-моему, только в Москве на Тверской. Но у тех работа такая. А наши? Где уаздандзинад афсарм, агъдау? Ведь они выходят из дома и приходят домой! Их родители осетины. Почему они так выглядят? Мы уже не будем говорить о том, как они себя ведут. Современные осетиночки и пьют, и курят, и все остальное. Я не говорю, что это относится ко всем, но почему мы равнодушно смотрим, как разлагается наша молодежь, даже если это и не вся молодежь? Так есть ли у нас в Осетии осетинский дух, осетинская культура? Если есть, то чем наша молодежь отличается, например, от русской молодежи? Языком? Нравственными ценностями? Взаимоотношениями? Поведением? Условиями жизни? Или еще чем-нибудь? К сожалению, большинство уже ничем. Я не говорю, что кто-то хуже, кто-то лучше. Я просто думаю, что нынешние осетины и осетинки ничем не отличаются от русских. Хотя у русских свои проблемы. Западная псевдокультура подрывает и их духовное начало. И у них та же самая проблема с молодежью. Но возможностей противостоять у русских гораздо больше, чем у осетин. Во всяком случае, они имеют свою этнокультурную среду, поддерживаемую государством. А нас почему-то не пугает, что молодежь, завтрашний день нации, по сути уже не совсем осетины. Так сохранимся ли мы как нация? Будут ли наши потомки осетинами лет этак через 50-100? Будут ли осетины говорить по-осетински? Проблемы осетинского языка в настоящее время стоят очень остро. В городе осетинскую речь можно услышать очень редко, да и то, в основном, от старшего поколения. Молодежь же, в своей массе, по-осетински не говорит, а многие даже не понимают. Но ведь если мы хотя бы слышим эту речь от старших, понимаем, но не говорим, то наши младшие от нас уже не услышат родной речи. Осетинский язык исчезнет, станет мертвым языком. Кто будет с этим спорить - просто недальновидный человек. Почему же родной так стремительно уходит из нашей жизни? Все очень просто. Любой язык создан, чтобы выполнять определенные функции в обществе. У нас же на государственном уровне все языковые функции выполняет русский язык. Осетинский же - для любителей, для тех, кто просто желает его знать. Все определяется степенью необходимости. В Осетии, не зная осетинского языка, можно спокойно жить, не испытывая никаких затруднений, чего не скажешь о незнании русского. Русский язык необходим во все сферах деятельности, а осетинский - нет. Хочешь знай, не хочешь - не знай. И даже визуально Осетия сейчас напоминает русскую провинцию. Все вывески, вся информация, вся реклама - на русском языке. Даже в селах, куда русские отродясь не заглядывали. Для кого осетины пишут вывески на русском? Для осетин. И никому это не кажется принижением родного языка. В школах осетинский преподают, как иностранный, с той лишь разницей, что на него отведено больше часов по учебному плану. Осетинских школ в Осетии вообще нет. Но только наличие осетинских школ проблемы языка не решит. Нужна стройная система образования на осетинском языке, чтобы, начиная с детского сада, дети познавали окружающий мир на осетинском языке, в школе учились на нем же, и, закончив школу могли поступить в ВУЗ, в группы осетинского языка. И не надо бояться, что они будут плохо знать русский. При современном прессинге русского языка (телевидение, радио, литература, кино и т.д.), при нынешних контактах с носителями русского языка, а также учитывая то, что изучая все предметы на осетинском языке, осетинские дети должны углубленно изучать также и русский язык, такой опасности нет. И это - единственный путь сохранения осетинского языка. Другого нет. Не надо обманывать себя, говоря, что если родители в семье будут говорить с ребенком по-осетински, то язык сохранится. Это любительский, дилетантский подход к серьезной государственной проблеме. Как родители будут говорить с детьми по-осетински, если они сами его уже плохо знают. Они получили образование на русском языке. Им легче на нем говорить. В жизни он нужнее. А если некоторые и будут говорить, как умеют, с детьми на осетинском, то это вовсе не значит, что и дети будут говорить. Да, понимать будут, но говорить - не обязательно. Жизнь все равно расставит по своим местам. Почему же осетинским государством не проводится осетинская языковоя политика? Почему эту проблему пытаются на бытовом уровне решить общественные организации, призывая лишь к тому, чтобы в семье говорили по-осетински? Ведь мы же не настолько глупы, чтобы не понимать, что так проблему не решить. Да, сегодня для создания системы образования на осетинском языке нет средств, нет кадров, нет учебников и т.д. Но ведь надо предпринимать шаги, надо готовить кадры, выпускать учебники, изыскивать средства. Любой самый длинный путь начинается с первого шага. Пусть сперва что-то будет не r`j, но потом, со временем, все можно совершенствовать. Нужно, чтобы каждый осетин понял, что мы народ, имеющий свое государство, что проблема языка - это государственная проблема, и что надо добиваться от нашего государства ее решения. если мы хотим, конечно, чтобы наши потомки говорили на осетинском языке. Еще одним важным средством в проведении государственной языковой политики являются средства массовой информации, в особенности - телевидение. Наше осетинское телевидение по сути осетинским не является. Оно называлось бы осетинским, если вещало на осетинском языке. Но все наши телекомпании, в том числе государственная телерадиокомпания 'Алания', вещают на русском языке. На 'Алании', конечно, в некоторых программах звучит осетинская речь, но это составляет, от силы, 20% ее эфирного времени. Программ на осетинском языке крайне мало, да и те рассчитаны в основном на старшее поколение. Программ, интересных молодежи, на осетинском языке вообще нет. Осетинские фильмы не снимают и не показывают. Вы помните, как в одно время переводили мультфильмы и фильмы на осетинский язык, как транслировались футбольные матчи на осетинском? Правда, и тогда наше телевидение не было осетинским, но сейчас! А давайте задумаемся, неужели наша телерадиокомпания не может и не должна вещать все 100% своего времени на осетинском языке? Неужели нам, осетинам, в Осетии на нужна своя, осетинская телерадиокомпания? Не только нужна, но и необходима. Так почему же мы не имеем своего осетинского телевидения? Мало того, даже не имеем цели его создать. Есть, конечно, некоторые причины, которые на данный момент делают эту цель недостижимой. Я понимаю, какие могут встать финансовые, организационные, технические, кадровые проблемы, но если поставить цель, то предпринимая правильные шаги, можно достичь ее. Есть ли у нашего телевидения такая цель? Уверен - нет. Иначе видны были бы шаги, направленные на это. А почему нас, осетин, и эта проблема не особенно волнует? Почему мы молчим, а не требуем создания своего национального телевидения? Боимся обидеть неосетин, живущих с нами? Я думаю, они нас поймут. Разве вам будет обидно, если вы, к примеру, живете в Татарстане, а татары создадают свое национальное телевидение, вещающее на татарском? Наоборот - это естественно. Против будет только человек, искренне ненавидящий татар, татарский язык и татарскую культуру. Люди же нормальные, наоборот, будут уважать татар за то, что они создали свое телевидение. Так почему же мы у себя в Осетии не создаем осетинское телевидение? Для тех, кто живет в Осетии и не понимает по-осетински, проблем нет. Нажмите кнопки 'ОРТ', 'РТР', 'ТВЦ', 'НТВ' и т. д. Все на русском. Но если вы, не знающие осетинского языка, возымели желание смотреть именно наше телевидение, то учите язык. Вреда не будет. Но нет, у нас все по-другому. Осетинское телевидение идет навстречу тем, кто не хочет знать осетинского языка. Наше телевидение не создает осетинскую этнокультурную среду, не проводит активную языковую политику, а наоборот, подстраивается под складывающиеся реалии даже в том случае, если в национальном плане они негативны. Я полагаю, что в результате отсутствия языковой политики (в том числе и со стороны телевидения) осетинский язык в Осетии полностью уйдет из жизни, то телевидение посто-напросто уберет из сетки вещания и те 10 - 20% времени, отведенного осетинскому языку. И действительно - не для кого будет вещать. Вот так-то. А теперь давайте вернемся к началу. Что такое Осетия? Кто мы? Осетины? Или же мы просто люди, родившиеся от матери-осетинки и отца-осетина, живущие, как живется, решающие свои личные проблемы, плывущие по течению и не думающие о будущем своего народа, своей родины? Просто Аланы, Асланы, Мадины, Фатимы (хотя даже осетинские имена у осетин уже не популярны), мечтающие о красивой жизни по-европейски? Говорят, что главное - это экономика. Согласен. Но есть еще нечто, более важное, что позволяет народу выжить даже при отсутствии экономики. Что позволяет народу возродить свое государство спустя тысячу лет после того, как оно было разрушено. Что позволяет народу возродить свой древний язык и сделать его государственным сегодня. Мы, осетины, имеем свое государство, наш язык пока в списке живых, но у нас нет национального, государственного мышления. У нас произошел какой-то сдвиг сознания. На свое, осетинское, мы почему то смотрим чужими глазами. Это наша общая беда, независимо от ранга, занимаемого места в обществе и т.д. Мы думаем, что все зависит от государственной политики, но наши государственные чиновники, так же, как все мы, заняты поисками своего личного счастья, а не будущего осетинского государства, осетинской нации. Да и вообще, по долгу службы они обязаны быть интернационалистами. Хотя я не понимаю, почему интернационалист должен отказаться от своей нации, не думать о судьбе своего народа, своей родины, тем более, являясь государственным чиновником своего, осетинского государства? Что, разве кому-нибудь будет плохо, если осетины сохранят свой дух, свое лицо, свой агъдау, свой язык, свою культуру? Осетия должна быть Осетией, и от этого никому не будет плохо. Мы должны многое переосмыслить, перебороть свои комплексы, научиться ценить и уважать себя, свою культуру, свой язык, свою историю, гордиться тем, что мы - осетины. Но эта гордость не должна быть национальным чванством. Она должна быть спокойной гордостью нации, уверенной в своем будущем. Мы должны создать осетинскую этнокультурную среду в Осетии и поддерживать ее всеми силами. Мы должны и можем быть развитым, современным народом. Но это произойдет только в том случае, если мы осознаем всю серьезность наших проблем и будем искать выход из создавшегося положения, если мы поймем, что все наши проблемы - это звенья одной цепи, и решать их надо кардинально и во всех направлениях сразу; если мы, наконец, осознаем, что имеем свое государство и будем решать наши проблемы на государственном уровне. Наше осетинское государство должно проводить осетинскую национальную политику - и внешнюю и внутреннюю, а, осетины, мы должны быть генераторами этой политики. И давайте перейдем от слов к делу уже сегодня. Чтобы завтра нам не пришлось организовывать в Осетии 'осетинскую диаспору'. |
|
Max Житель Группа: Злодей Сообщений: 237 |
Добавлено: 30-07-2004 07:31 |
Интересно..... Во многом не согласен. Во многом согласен полностью!!! Задуматься стоит, и не только об Осетии... Как я понимаю превые слова не твои Тимур? Или ты лично знаком? Кстати ничего что я участвую в обсуждении? Как говорит мой отец: Мы не Осетины но Осетинцы ... |
|
Julius Caesar Бывалый Группа: Свои Сообщений: 13 |
Добавлено: 30-07-2004 10:37 |
Макс... Первая часть от меня! Знаком Лично, кстати вы должы были слышать о нем ... Сабанти Борис Михайлович, профессор экономических наук, ФИНЭК... Советник СПб фил-а АКБ "БРР" На вопрос можешь ли ты отвечать или нет, я же написал что я нивкоем случае не националист, и это не было адресованно с моей стороны только Осетинам... Как никак мы из одной республики... Я тоже в принципе не со всем согласен... |
|
Max Житель Группа: Злодей Сообщений: 237 |
Добавлено: 30-07-2004 19:07 |
Фамилия мне очень знакома, но лично точно не знаком... Статья несомненно интересная, это точно. И как я сказал заставляет о многом задуматься... Я смотрел со своей колокольни... Но у меня слов не хватает всё так сразу вырозить.. Письменно.... С радостью обсудил бы при личной встрече :) |
|
Max Житель Группа: Злодей Сообщений: 237 |
Добавлено: 30-07-2004 19:08 |
Предисловие очень красивое... | |
CHEGEVARA Плодитель Группа: Свои Сообщений: 18 |
Добавлено: 09-08-2004 11:53 |
ЭТО КОНЕЧНО ВСЕ ПРАВИЛЬНО, ВСЕ МУДРО И БОЛЬНО, НО... ЕЩЕ В 19 ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПОСЛЕ ЭПИДЕМИИ ЧУМЫ НА КАВКАЗЕ ПРЕДРЕКАЛИ ГИБЕЛЬ ОСЕТИНСКОМУ НАРОДУ - НАС ОСТАВАЛОСЬ ТОГДА ВСЕГО 19 ТЫСЯЧ. В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ НА ФРОНТАХ ПОГИБЛО БОЛЕЕ 60000 ТЫСЯЧ ОСЕТИН, СТОЛЬКО ЖЕ БЫЛО РССТРЕЛЯНО В ПЕРИОД РЕПРЕССИЙ 31-37 ГГ. ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ - ОСЕТИЯ, ГДЕ ОСЕТИНЫ ГОВОРЯТ ПО ГРУЗИНСКИ? РЕСПУБЛИКА, КОТОРУЮ НЕ ХОТЯТ ЗАЩИЩАТЬ ТЕ, КТО ТАМ РОДИЛСЯ, ЖИЛ, ГДЕ УМИРАЛИ ЕГО ОТЦЫ И ДЕДЫ? ЛЮДИ КОТРЫЕ БЕЖАЛИ ОТ ВОЙНЫ СЮДА, С ПРИЗЫВАМИ О ПОМОЩИ И МЫСЛЯМИ "МАХ ТАР ФАСТЕ ИННАТА В АТАКУ!" ПЬЯНСТВО И БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ ЭТО НЕ ТОЛЬКО БЕДА НАШЕГО НАРОДА - ЭТО УЖЕ БОЛЕЗЬ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. А КТО ТАКИЕ ОСЕТИНЫ СЕЙЧАС - НАЦИЯ У КОТРОЙ УЖЕ ЕСТЬ СВОИ ЗАСЛУГИ, ИЛИ МЫ, КАК ИНГУШИ, НЕ ИМЕЯ ЗАСЛУГ, ДОЛЖНЫ ИСКАТЬ СЕБЕ СЛАВНЫХ ПРЕДКОВ? ЛИЧНО МОЕ МНЕНИЕ - ВСЕ ЧТО НЕ НУЖНО СГНИЕТ, А НА МЕСТЕ ГНИЛИ ВЗОЙДУТ НОВЫЕ РОСТКИ. ДА ОНИ БУДУТ ДРУГИМИ, НЕ ТАКИМИ КАК АЛАНЫ, САРМАТЫ, ОСЕТИНЫ. НО ОНИ БУДУТ, А ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ - ОЦЕНЯТ ИХ ПОТОМКИ | |
kertan Чилавек Дэд Группа: Свои Сообщений: 39 |
Добавлено: 21-08-2004 01:44 |
На статью Сабанти Бориса Михайловича и комментарий к ней уважаемого Че. Спасибо Вам, уважаемый Борис Михайлович. Да простят мне друзья, что объектом моих рассуждений в данном случае я выбрал Вас. Мне так удобней, да так и целесообразней. Я не знаком с Вами лично, но очень рад, что в ряду известных мне людей прибыло еще на одного сознательного и отзывчивого представителя. Нет не осетин. А Homo Sapiens. (Хотя конечно и осетин…). Так как меня, так уж случилось, больше волнует судьба вида в целом. Тем не менее, как бы трезво, критически и объективно я не смотрел на вещи, я (и это мне безусловно льстит:)) являюсь представителем не самого последнего подвида (за что отдельное спасибо моим родителям). Видно, что вы много работали над статьей. Трудно переоценить тот эмоциональный заряд, которым она питает, то волнение, которое испытываешь во время чтения, и ту горечь, которая подступает к горлу по мере наполнения сетчатки (до скуки знакомыми) замечаниями и наблюдениями. Спасибо Вам еще раз. За то, что та «скука» в скобках в предыдущем предложении слетела, как саван с живого человека, и я нашел (благодаря Вам) в себе смелость и усилие еще раз переосмыслить и пропустить сквозь себя все поднятые Вами проблемы. (Считаю излишними пояснения своей этнической позиции). Я не хочу повторяться. Либо из принципа противоречить Вам. Критика есть критика (именно здоровая, критика - в научном смысле, а не в обиходном), всего не объять, и достоинства того, чем по праву может гордиться СО, конечно же не должны умалятся (но и не должны являться – поводом для «чванства», примеры которого, особенно за пределами СО, не редкость). Спасибо и Вам, уважаемый Че. Но в Вашей позиции, хотя с ней и можно согласиться, больше отчаяния, нежели уверенности. И в скором времени, а может быть и на склоне лет Вы, поймете и признаете, что такие науки, как философия, психология и социология, инструментами и методами которых мы пользуемся при анализе подобных ситуаций, ценны лишь в прикладном плане и не надо ими излишне увлекаться (повторяю - в данном случае). Биология. Есть поле. Есть окультуренное растениеводство. Есть разумный, естественно обусловленный подход - есть положительный результат. Есть самотек и оголтелый космополитизм – нет результата. Хотя складывается мнение, что большинство выберут одиночное собирательство, а не первобытно общинный строй. И одно из последнего, что я Вам скажу – история это не cos альфа и не sin бэтта, история, к сожалению – y = -x2 (иногда дважды). Но в вашу пользу говорит Роберт Фрост. И с ним и с Вами, что душой кривить, хочется согласиться: Будь смутный век, в котором мы живем, Воистину так мрачен, как о том От мудрецов завзятых нам известно, Я бы не стал его с налету клясть: Мол, чтоб ему, родимому, пропасть! Но, не сходя с насиженного кресла, Веков с десяток отлистал бы вспять И, наскребя латыни школьной крохи, Рискнул бы по душам потолковать С каким-нибудь поэтом той эпохи (И вправду мрачной), кто подозревал, Что поздно родился иль слишком рано, Что век совсем не подходящ для муз, И все же пел Диону и Диану, И ver aspergit terram floribus, И старый стих латинский понемногу К средневековой рифме подвигал И выводил на новую дорогу… … и т.д. Суть уважаемый Че почти угадал: любая эпоха хренова изнутри, а со стороны – вроде «очень даже ничего». Но чего стоило это «очень даже ничего». Здесь всплывает вечный спор консерватизма и умеренного радикализма. Но на этот вопрос моей словесной потенции не хватает. Так что - вех Вам благ. Я надеюсь, что мы доживем до тех времен, когда потомки (как Вы выразились) оценят то, что получилось, и скажут: «Хъабар нормально, неци ин одзай». И я подумаю, что ты был прав. Извините, что отвлекся, Борис Михайлович. Позвольте же вернуться к Вашей статье и сказать пару слов: Мне (и естественно не одному мне) всегда почему-то ближе аналогия такого этноса, как наш, с организмом человека. Что скажешь. Вы итак исчерпывающе подчеркнули, что мы – больной организм. И это воистину так. Но в лечении мало поставить диагноз и выписать рецепт (здесь еще надо учитывать уровень развития медицины), необходимо выявить и устранить источник инфекции. Источник – не совсем Россия. Да Вы так, уверен, и не считаете. Россия и такая республика как наша – это классический тип симбиоза. Вы экономист, я эколог. И мне биология ближе и понятней. Мы - отрог одной большой нервной системы. Правильно будет сказать, что Россия - не первоисточник. И она такая же жертва болезни, как и мы. Но раз уж моя цель – не антропология в общем, то стоит справедливости ради сказать, что коли уж мы многим обязаны своему симбионту, то не надо и роптать, когда оба стали жертвой того, сами знаете чего (в глобальном смысле – не буду разъяснять, и так, думаю, всем понятно). Покажем лучше хороший пример. Или кишка тонка у нашего брата-мачо и новоявленных сестер-нимфеток. Да и кому им, жертвам общества потребления, показывать пример. Им самим он нужен. А на кого смотреть, как себя вести, если их же родители, старшие и т.п. окружение проявляет такое самоуверенное спокойствие по поводу их развития и внутреннего содержания. Как говорится: стоит на улице – ну и что, хорошо хоть не наркоман (в одном случае), не лох (в другом), осетин – уже многое простительно (в третьем). И тут, уважаемый Борис Михайлович, извините, но Вам выслушивать мои претензии, как представителю старшего поколения (хотя Вы лично ни в чем не виноваты). Но в силу разных причин озвучивать я их не буду. Я тоже содержу в себе часть нашего менталитета, так что в адрес старших промолчу и молча сделаю по-своему. Мы, как всякий малый социум, испытываем давление внешней культуры, тем более в условиях навязываемых доктрин глобализации, релятивистской демократии и открытых всем ветрам СМИ. Не куда спрятаться. Посмотрим же, как обстоят дела в соседних республиках, скажем Кабардино-Балкарии. Я довольно близко, благодаря общению с выходцами из Нальчика, познакомился с их ситуацией. Она довольно специфична. И в основном из-за массового религиозного предпочтения. Ощутив чуждый холодок, проникающий в Республику, они тесно сомкнули ряды и всячески стали настаивать на своей самобытности с мусульманским акцентом. Но это больше похоже на сказку про трех поросят, чем на решение проблемы. Перегибы в сторону национального радикализма может того и стоят, но не в третьем тысячелетии. Пожелаем им всяческих успехов. И выйдя за пределы региона, глянем на восток. Я не прожил в Китае ни одного дня, и поэтому судить могу довольно субъективно, но та информация, которая доходит до нас, может стать хорошим уроком: политика антиамериканизации СМИ, экономический подъем (по оценкам западных экономистов Китай к 2020-2050 году – дату точно не помню – станет непобедимой самодостаточной страной, и в военном (уже) и в экономическом отношении) и т.д. и т.п. Как же так? А хрен знает как. Менталитет. Наверное. Но дело не в причинах, а в результате. Он достигнут? Достигнут. Хотя пример крайне символичен. Во-первых, из-за разных масштабов, во-вторых, вполне возможно, что какой-нибудь нинся-хуэйский авт. округ тоже озабочен такими же проблемами, что и наша многострадальная малая Родина. Пожелал бы удачи и Китайцам, да они в ней не нуждаются. Так что, не соло нахлебавшись, как говорят французы, вернемся к нашим баранам. (Прошу прощенья, если кого обидел). Осетинский язык. Осетинский язык, по правде сказать, умер давно. Что бы жить – язык должен развиваться, расти, отвечать запросам времени, точнее, его должно развивать. В противном случае на нем даже сельские новости не расскажешь – так или иначе, получиться осетино-русский винегрет. Это - тоже почти закономерность (смерть малых языков). Но с исключениями, в число которых мы могли бы попасть, да боюсь уже поздно. Вы точно заметили, что язык выполняет (выполнял) свою простую, но необходимую функцию. Он, как костер, у которого могут погреться все без разрешения и препятствий. Но вот провели отопление и … Кто его затоптал за ненадобностью, у кого он сам потух, у кого он еще теплиться. Но ведь это огонь предков (простите за сентименты). А с нынешнем объемом совершенно никчемной информации, носителями которой каждый из нас является, в любом нашлась бы лишняя сотня килобайт для осетинского словаря. Но дело в другом. И об этом в статье упомянуто. Есть еще одна причина, и Вы, как экономист и к тому же философ-социолог, должны со мной согласиться. Дело в пагубном увлечении закономерностью «спрос рождает предложение», которая, на мой взгляд, в культурной доктрине государства недопустима. Но раз уж мы взяли курс на демократию и естественный отбор, то получили соответственно. Только говорить «Мы» с моей стороны слишком благородно по отношению к коррумпированному поколению, являющемуся стволом нации. Стволом, который повалился на стену, потому что никто не осудит и нагрузка меньше. И молодые побеги вынуждены упираться в кирпич, и расти культурными и моральными инвалидами вкривь и вкось. Мы все – кентавры в двубортных пиджаках на голое тело. И это еще самое поэтичное описание нашего уродства. Объясняюсь. Нельзя до смешного буквально перенимать и трепетно лелеять архаизмы, в настолько опасно складывающихся обстоятельствах. В противном случае, обычаи в таком виде начнут приедаться, и в конечном итоге – начнется невольное отторжение и их (традиций) не лицеприятная мутация (что Вами и описано). Старшему поколению не хватило смелости и ума обустроить русло наших традиций, берущих начало в таких великих и суровых временах, в седых горах. И чей поток бесплодно размазывается по равнине. Не подумайте, что я за Европу плюс - на свадьбах и Реквием Моцарта - на похоронах. Приведу простой, и до боли близкий пример, хорошо проработанный каждым правонастроенным россиянином. Евреи. Они растворились без собственной территории? Они погрязли в «западном образе жизни»? Они, разлогая других (в чем их обвиняют), разложились сами? Нет. Вы скажете, что они богом избранный народ? И я рассмеюсь в потолок. Потому что во мне рождается хохот, когда Бога выставляют палкой выручалкой в таких вопросах. Понятно, когда у них не было территории (на весь мир обиделись и т.п.), но теперь (начиная с 1950-х). Просто у них сознательно сохраняется преемственность поколений. Не сочтите, пожалуйста, что я идеализирую – у них тоже свой геморрой. Это еще один символичный пример. Еще одна символичная ассоциация приходит мне на ум, когда я думаю о моей Родине (хотя я в Осетии не родился, и вообще получился достаточно космополитичным – но это другая плоскость; я хочу быть благодарным условиям, в которых я сформировался не совсем плохим человеком – простите за нескромность). Представьте Святого Георгия в классической интерпретации. Представили? Витязь на коне. В ногах коня вьется змей. Св. Георгий пронзает его копьем. Я не то, что хочу дополнить Ваши слова, я их иллюстрирую. Итак: вот вам Осетия – Витязь, бьющий копьем змея, восседающий на дыбящемся коне, задняя часть туловища которого плавно переходит в этого самого вьющегося змея. Без комментариев. Но пора подводить итог этой сумбурно изложенной информации. Выразить свое мнение по остальным пунктам у меня уже нет сил. Хочу только сказать, что все-таки не все безнадежно. Просто требуется некий электрошок, роль которого с лихвой выполнила бы Ваша статья, появись она в прессе (у нас; вот все охренели бы…). Жаль только, что одного Ос-Багатыра в наше время не достаточно – пристрелят же, причем свои. Напоследок мне вспомнилась последняя строчка из распечатки так называемого «Кодекса Аланской чести» (вызвавшего у меня – каюсь - грустную усмешку), которую я видел у одного моего «знакомого друга» (Османова Руслана – хотя он себя и без меня уже увековечил достаточно). Цитирую: «Да убережет Господь Аланию от позора». Аминь. И все же, я думаю, найдется с избытком парней и девушек, которые откликнутся с искренностью на зов Осетии (обвившей и искусавшей сама себе ноги), который Вы озвучили. Мы такие же звери, выросшие в живом уголке, на месте которого построили зоопарк. И как ухватиться за тихо умирающее старое поколение? И какой контакт нам нажимать, что бы Домой переместиться. Ведь время же относительно. Это, я надеюсь, Вы понимаете?… Всего Вам наилучшего. |
|
Max Житель Группа: Злодей Сообщений: 237 |
Добавлено: 22-08-2004 21:21 |
Даааааа Кертан, преклоняюсь ... Как бы всё это напечатать? Дарьял нет? |
|
Julius Caesar Бывалый Группа: Свои Сообщений: 13 |
Добавлено: 24-08-2004 09:42 |
Даже, не занаю как и быть со всем этим, подошел я на той неделе, к уважаемому Сабанти Б.М. и оказывается что это не его труд, он его не писал. Он был очень удивлен, и сделал "небольшую" заметку... - Эта статья прадоксальна, говорить об осетинском языке на русском... Вот такие вот дела, Малятки, кстати он дал мне свои работы, если получится попробую достать электронный вариант, конечно если вам это интересно... *Кертан*, только вот не знаю как ему переподнести изложенные тобой масли ... высказывания... "любая эпоха хренова изнутри", "Как же так? А хрен знает как. Менталитет. Наверное." думаю смутит пожилого профессора :-))))))))))))))))))))))))) |
|
kertan Чилавек Дэд Группа: Свои Сообщений: 39 |
Добавлено: 24-08-2004 10:11 |
Я думал об этом. И о парадоксальности статьи и о том , что она адресована Б.М. все же фомально. Мне просто было легче писать. Но если ты думаешь, что она (статья) его позабавит, я найду не мене выразительные , но более культурные заменители указанных тоблй фраз. И еще - по поводу парадоксальности статьи на русском про осетинсткий язык. Не будем забывать - кому она (статья)нужнее и кого должна встряхнуть. Тех кто и так с ос. яз. не расстанеться никогда, или тех кто тратит свой потенциал не на пользу респ-ки, в ее пределах и за. Оптимальна статья из двух вариантов текста. Прием. | |
kertan Чилавек Дэд Группа: Свои Сообщений: 39 |
Добавлено: 03-09-2004 15:29 |
............... | |
Max Житель Группа: Злодей Сообщений: 237 |
Добавлено: 03-09-2004 21:11 |
Простите ПИЗДЕЦ я просто в шоке ... |
|
Yoma Куст Группа: Злодей Сообщений: 60 |
Добавлено: 07-10-2004 11:28 |
вот так вот они стебутся ...а каменты....тем более... | |
Julius Caesar Бывалый Группа: Свои Сообщений: 13 |
Добавлено: 09-12-2004 11:22 |
Наконец то раздобыл статьи Б.М. Сабанти в электронном виде каждый день по одной... Осетинские старики Наука утверждает, что за 35-40 лет одно поколение сменяется другим. Исходя из этой нормы каждая осетинская фамилия может рассчитать время своего образования. Мои расчеты на примере нескольких фамилий показывают, что дата возникновения современных осетинских фамилий относится к концу XIV века – началу XV века (где-то между 1350-1450). И все новые осетинские кланы возникли в горной Осетии. Это говорит только об одном – все остатки могущественных алан, потерпевших поражение в войне с татарами, заперлись в горных ущельях. Эта изоляция от внешнего мира длилась до середины XIX века. В результате разгрома Шамиля (а до этого – поражения осетин в войне с Россией, длившейся с 1779 по 1832 год ) осетины получили разрешение на владение равнинными землями и, наконец, стали осваивать благодатные земли Предкавказья. Собственно с этого времени и начинается история современной Северной Осетии, с конца 50-х годов XIX века. Формируются новые села. Люди учатся строить дома (учителями и первыми строителями домов для равнинных осетин были грузины), пахать землю, объезжать лошадей, обжигать известь, делать кирпичи (сначала саманные) и черепицу. Учились создавать сельскую общину на новых (не фамильных) принципах и многому другому. Учились на ходу, не имея времени. Важнейшую роль во всем этом играло старшее поколение, своим трудом и потом создающее основу благополучия детей. Почтение к старикам зародилось не на равнине – и в горах все основные проблемы решались на нихасе, где «заседали» представители фамилий. Представителей не выбирали – ими становились старшие в роду или наиболее уважаемые представители рода. Чтобы быть наиболее уважаемым, одного возраста было недостаточно – надо было соответствовать строгим требованиям жесткого горского адата, не расположенного к расслаблению и пустому времяпрепровождению. Наиболее уважаемыми в осетинском обществе были представители «сильных фамилий». А это, как правило, определялось численностью рода и богатством – чем было больше рабочих рук, тем род был богаче. Чем больше мужчин в роду, тем меньше желающих померяться с ними силой. Может быть поэтому осетины считают родственниками не только носящих одну фамилию, но и родственные фамилии, ведущие свой род от одного общего предка. Причины такой родовой сплоченности понятны – защита имущества и жизни обеспечивались только собственными силами, ибо государственных органов у осетин не было. Как не было царей или князей. Это была патриархальная демократия, если такое возможно. Только во время войн и набегов выбирался вождь, чьи полномочия заканчивались с окончанием военной кампании. Неписаные законы (адаты) регулировали жизнь общества. Толкователями правил и обычаев выступало старшее поколение, в силу возраста имевшее возможность не принимать активное участие в общих работах, связанных с обработкой земли, сенокосом, добычей дров и т.п. Большую роль при вынесении решения по спорным вопросам играл «мини-парламент» - нихас, право голоса на котором имели только состоявшиеся люди, т.е. достойно прошедшие тернии жизни. В сложных случаях могли спросить совета и дать слово более молодым, не имеющим еще права сидеть на нихасе ( в буквальном смысле – вокруг сидящих членов нихаса стояли более молодые, не имеющие права голоса). Расслоение осетинского общества началось с выселения на равнину. Это не надо понимать дословно – и в горных условиях какие-то фамилии были более привилегированные. У осетин их называли уаздатта, т.е. благородные. Происхождение этих фамилий не всегда объяснимо и не всегда одинаково. Думаю, Царазонта алагирского ущелья получили эти привилегии еще от Ос-Богатыря (Давида Сослана), прославившегося своей отвагой не только в Грузии (он был мужем легендарной царицы Тамары), но и в войне с крестоносцами. Баделята Дигорского ущелья, по сохранившейся легенде, были реэмигрантами из Паннонии, первыми привезшими на Кавказ огнестрельное оружие. Это само по себе очень интересно – в IV веке в Паннонию переселилась часть алан во время нашествия гуннов. Надо полагать, что их связи с оставшимися аланами не прерывались, поскольку и после татар сюда же дошла волна беженцев. Из числа последних и были Баделята. В любом случае, знатные фамилии не были единственным исключением из остальной массы населения – были «простые люди» (адосмихат) и люди «без права гражданства» (кчоевдасард, косоеч и обычный раб, из числа плененных соседей). В дигорском обществе выделялась еще одна группа жителей – фарсат мугкаг, т.е. люди со стороны. Объяснения имени последней группы нигде нет. Точнее, никто не ставил перед собой задачу исследования социальной структуры осетин до их выселения на равнину. Мое предположение – это часть осетин, пришедшая в горы в более позднее время из более дальних мест, чем жившие на предгорных равнинах до нашествия татар. В замкнутых пространствах небольших ущелий с ограниченными ресурсами жизнеобеспечения (сенокосы, пастбища, лес, пригодная для террасного землепользования площадь) общество либо договаривалось между собой, либо покорялось воле более сильного. Осетины во всех ущельях смогли найти способы демократического сосуществования, и ни у одной фамилии не было права угнетения других. Т.е. не было ни рабства, ни крепостной системы. Именно поэтому фраза о вольнолюбивых горцах наиболее точно выражает суть общественного устройства осетин. В более ранние времена у предков осетин были и цари и князья. В горных условиях, где выжить можно было только при огромных затратах труда, кастовость отошла в прошлое. О ней вспомнили только с приходом на Кавказ России. Т.е. Россия была носителем присущих ей феодальных отношений. Это понятно, поскольку проще управлять народом, покорным собственной знати. Удивительно другое – как умудрились осетины сохранить относительную независимость внутри общин. Да, у нас тоже возникли дворянские фамилии с большими наделами земли. Но без крепостных. Основная часть вновь возникших сел не подчинялась (и формально и фактически) новым дворянам. Это были самоуправляемые общины с минимальным числом чиновников (3-5 чиновников на 10-тысячное село). Люди всегда люди со своими проблемами. Конечно, совместная жизнь приводила и к ссорам, и к воровству, и к убийствам. Но все эти споры разрешались традиционными методами, главную роль в которых играли старики. Почему в Осетии исторически была так весома роль стариков? Откуда это почтение? Знать это никто не может. Но попытаться понять можно. Я нашел две причины – речь идет не об индивидуальных проявлениях той или иной личности, а об общих чертах. 1. Владение домом, инвентарем, скотом, знанием технологии сельскохозяйственного производства ставило старшего в доме на почетное место мини-вождя. Вся хозяйственная деятельность вне дома была невозможна, ибо независимых мест работы не было. Именно на плечи главы семейства ложилась обязанность кормить многочисленных детей (в семьях было 5-9 детей как норма). Именно глава семьи приобщал к труду подрастающих детей. Когда приходило время женить детей, на плечи главы дома ложилась задача обеспечить новую семью кровом и хозяйственным инвентарем, включая лошадь, корову, волов. Как не уважать такого старшего? 2. По адату (устоявшемуся обычаю) мужчина не мог бездельничать, позволить себе нежиться в постели, показывать свою слабость, прощать обиду. В свою очередь домочадцы видели в главе семейства опору и надежду во всех жизненных коллизиях. Как не уважать такого мужчину? А если выросли и создали свои семьи 3-5 его сыновей? Уже внуки от рождения привыкли к почтению, оказываемому окружающими дедушке. И мифы, и реальность создавали имидж мужчины, и даже при желании уже нельзя было разрушить этот образ. Как относилась одна семья к другой? Как соседствовали разные люди, не относящиеся к родственным фамилиям? Были ли противоречия внутри родственников? Думаю, в каждом селе, в каждой семье есть легенды и предания, когда за давностью лет трудно отделить правду от вымысла. Позволю себе рассказать кое-что слышанное от дедушки и бабушки и других моих родственников, которые все давно закончили свой земной путь. Они живы в моей памяти. Пусть живут эти люди и в вашей памяти, ибо не зря говорят, что человек жив до тех пор, пока о нем помнят. О белом и красном флаге. В селе Христьяновском (ныне г. Дигора) жили по соседству Елбаевы и Кибизовы. На очередной революционный праздник (где-то 1918-1919 годы) один дом выставил белый флаг, а другой – красный. Когда два соседа стали выяснять почему у другого флаг не такой, дело дошло до убийства. Дальше вступает в действие обязательный для чести рода обычай кровной мести – не важно кто первый и кто виноват! Почти все взрослые мужчины двух родов истребили друг друга. И тогда в это святое дело кровной мести вмешались другие жители села. Вызвали оставшихся мужчин двух родов на нихас и старики выдвинули ультиматум: если отныне кто-то будет убит еще, вторую фамилию истребим под корень всем селом. И потребовали совершить обряд примирения. На этом инцидент был исчерпан. О прелюбодеянии. Фамилия Тобоевых (а я их племянник) жила в самом центре села (рядом с Цаголовыми, Акоевыми и Гериевыми). Один из братьев, оставив дома молодую жену с тремя дочерьми, уехал на заработки в Сибирь. Кстати, отхожий промысел, связанный с нехваткой земли, начался в Осетии в последней четверти XIX века, т.е. через 30 лет с начала освоения равнинных земель. Года три о нем не было ничего слышно. И вдруг его жена забеременела. Когда об этом узнали мужчины рода, ее вызвали на родовой суд и потребовали назвать обидчика Тобоевых, опозоривших всю фамилию. Им оказался сосед, живший через 6 домов. Решение фамильного суда, где судьями были старшие мужчины, а присутствовали все мужчины рода, было по сегодняшним меркам диким – ей отрезали грудь и отослали в дом родителей, а его объявили кровником всей фамилии. Детей разобрали родственники. Естественно, кровника убили. Все его братья, включая его семью, уехали из Христьяновского, предварительно нанеся 18 кинжальных ран моему деду. (Моего деда вылечили братья, завернув его в шкуру специально убитого медведя. Через две недели шкуру обновили). При всей дикости нравов суд стариков имел целью сохранить привычные им правила существования. Своим поведением невестка опозорила весь род. Обиду смыли точно в соответствии с рекомендациями адата (обычая). И я их не осуждаю – у каждого времени свои обычаи и свои правила, выработанные веками. Так было нужно. Носителями этих обычаев были старики. Кровная месть. Обычай кровной мести не является особенностью осетин или жителей Кавказа – нам известна вендетта испанцев. Смысл этого обычая где-то перекликается с библейским «не убий». Только в этом случае вместо божьего суда убийцу ждет неотвратимый суд родичей. Может быть эта неотвратимость была сдерживающим фактором во многих жизненных коллизиях. Советская власть много внимания уделяла искоренению этого варварского обычая, примерно наказывая убийцу и принимая все меры к предотвращению отмщения. Но и в этом варварском обычае были свои ограничения - женщины и дети исключались из объекта кровной мести, сами они тоже не принимали участия в отмщении. Но исключения бывают из каждого правила. В описанном ниже случае были нарушены все неписаные правила. Я не могу называть имен, ибо это было относительно недавно (1938 год) и еще живы некоторые участники. Тем более, живы их дети и внуки. Чтобы не запутаться в именах и событиях, назовем их Ромео и Джульетта. Ромео – лейтенант НКВД. Джульетта – секретарь райкома комсомола. Оба молодые, красивые, перспективные. Вспыхивает любовь. Дело молодое, близкие отношения. Она требует узаконения отношений. Его родители против. При очередной «встрече» она его застрелила из его табельного оружия, когда убедилась, что он на ней не женится. Органы замели скандал, выдав версию о случайном самостреле – политическая целесообразность не допускала обвинения активистки. Прошло 9 лет с войной и оккупацией Осетии немцами. С войны вернулся брат Джульетты, дошедший на своем танке до Балатона. Сестра Ромео вышла замуж. Огороды этих новых действующих лиц примыкали друг к другу. В один из весенних дней брат Джульетты, тракторист, вернулся с поля и в ожидании ужина присел на веранде. Когда его позвали к столу, оказалось, что он убит выстрелом прямо между глаз. Экспертиза разрешенного в селе оружия (малокалиберная винтовка) быстро определила, что стреляли из дома, где проживала сестра Ромео. В семье все поняли и невестка сразу призналась, что отомстила за брата. Чтобы кровная месть не перешла к невинному роду, сестра мужа убийцы показала следователю, что вчера стреляла в ворону и пуля могла случайно убить соседа. Ее осудили на 9 лет за неосторожное убийство, а старики примирили два рода – непреднамеренное убийство по адатам не влечет кровной мести в случае соблюдения установленных формальностей. Невесту-убийцу отправили в дом родителей, т.е. супруги развелись. Можно было бы рассказать еще не одну быль-притчу, где роль стариков в жизни осетинского общества незаменима. Но все это относится ко временам прошедшим. Сегодня эта инерция сохраняется (не всегда) внутри семьи, а в масштабах общества роль старшего поколения сходит на нет. Нельзя остановить ход времени. Нас ждут гораздо большие изменения – если приобщение к цивилизации настолько изменило социальную среду за каких-то 60-70 лет, то какие же ждут нас изменения в условиях грядущей глобализации! Уже много лет осетинское общество мудрости предпочитает деньги, силу, административные возможности. И если где-то 30 лет назад бескорыстная помощь нуждающемуся в ней была обычным явлением, то сегодня все просчитывается. Если еще недавно любой осетин дорожил мнением окружающих, то сегодня на первое место выходит мнение людей, располагающих деньгами, силой, связями. Рациональность ставится выше чести. Хорошо это или плохо – каждый решает для себя. Каждый решает сам как ему поступать в той или иной ситуации. Это стало возможным в связи с ослаблением общества, общественного мнения. Если 100 лет назад можно было говорить, что осетины жили в условиях гражданского общества, когда влияние государства для общества не так много значило, как правила совместного проживания, выработанные этим обществом, то советское время разрушило гражданское общество. Если в то время именно старшее поколение выражало мнение общества, то советской государственной машине конкуренты были не нужны, и оно разрушило всякое инакомыслие. Новые времена и новые власти строятся не путем отрицания отвергнутой историей советской системы, а использованием той системы, которая не допускает к управлению обществом представителей самого общества. Я не за возрождение верховенства стариков, ибо только возраст еще не признак мудрости. Но в любом обществе должна быть какая-то группа людей, которых бесспорно признают лидерами, совестью нации. Осетины – это народ. Формально – это государство, входящее в состав Российской Федерации (иначе, что же такое Российская Федерация?) Любой народ, любое государство крепко своей элитой, которая защищает не свои личные интересы, а интересы своего народа, своего государства. В разных случаях и в разное время элитой могут выступать различные группы – аристократы, религиозные деятели, партии и т.д. Моему народу в этом плане не повезло – у нас нет ни явной, ни скрытой элиты, думающей о своем народе. Причин несколько. Самая простая – в переоценке осетинами своей личной значимости: «А чем он лучше меня» (Моеноей цоемоей лоегдоер у!) Есть более глубокие причины. Если не уходить в глубь истории, то к началу революции у осетин сформировались знатные фамилии, заметные люди. Их уважали, их слушали и слышали. Революция уничтожила этих людей, искореняя целые фамилии. Избежавшие террор до конца жизни прятались в разных городах, даже изменяя фамилии. Кто-то эмигрировал. Из старой осетинской знати никто не принял новую советскую власть и потому никто не выжил. Из осетин-революционеров никто не пережил революцию. Получили льготы их семьи. Эти льготы выразились в том, что кто-то уехал в крупные города, кто-то получил хорошее образование, кто-то должность. Общая тенденция – все они уехали из Осетии. Из них элита не сложилась. Не сложилась элита и из активной трудовой массы осетин, ибо начиная с 1934 года наиболее прогрессивная сельская часть населения, которая за короткий срок снова стала богатой, была раскулачена. Собственную интеллигенцию, которая сформировалась за 30 лет, уничтожили в зачистках 37 года. Война тоже унесла много молодых жизней. Попробуйте составить список имен, которые остались в памяти народа с 1937 по 1991 год. Список имен, которыми осетины могут гордиться. В этом списке будут известные деятели культуры Адырхаева, Тхапсаев, Тавасиев, Мугуев. А будут ли Нафи Джусоев и Гриш Плиев? А будет ли Юра Дзантиев? Омтим ли Кантемировых? Дзахо Гатуева? Можно утверждать, что список известных полководцев у многих совпадет – никто не забудет наших двух полных четырехзвездных генералов Плиева и Хетагурова. Не будет забыт и легендарный разведчик Мамсуров. Список знаменитых спортсменов возглавят Кулаев и Дзарасов. В список войдут Андиев, Фаддзаев, Хадарцев, Газзаев. Политиков неосетинского масштаба у нас просто нет. За это время мы не можем назвать имена мирового масштаба в науке. Разве что английский ракетостроитель Токаев, американский историк древней Осетии Зураев, эмигрировавший в 1942 г. профессор Гарвардского университета Афай Цаголов. Нельзя утверждать, что в советской науке не было громких осетинских имен. По крайней мере, в кругах специалистов не нуждались в дополнительных рекомендациях имена Николая Цаголова, Ольги Тугановой, Солтана Дзарасова. Но ни одного академика- осетина я не знаю. Гордимся мы моряком Ю. Кучиевым, нефтяником Такоевым, инженерами Итониевым и Хабиевым и многими другими. У нового времени будут свои герои: бесспорная мировая знаменитость Гергиев, талантливейший организатор производства Боллоев. Наверно станут известными и долларовые миллионеры – осетины. Вопрос в другом – поможет ли это консолидации осетин, сформируется ли у нас элита, т.е. слой людей, которые берут на себя ответственность за народ, за судьбу нации? И не трагическая ли это наша ошибка, что мы отказались от своих стариков, унижая их бедностью и забвением? А ведь сохранилась поговорка: ты утри нос старику и попроси у него совет. Наверное во мне, 67-летнем, больше говорит старик. И поэтому я не прав. Но так ли я неправ? |
|
Os-Bagatar Группа: Свои Сообщений: 1 |
Добавлено: 28-12-2005 03:19 |
Салам всем присутствующим. Я очень удивился, что никто так и не смог установить автора первой статьи. Подозреваю, что сейчас, спустя больше чем год со дня опубликования, многие уже будут знать кто он, но на всякий случай вот ссылка на первоисточник - http://www.darial-online.ru/2001_4/doev.shtml Хорошо, что я заметил правку Julius Caesar'a о том, что это статья не Сабанти, а то я прям офигевал от такого наглого факта плагиата. Кстати, очень интересные материалы профессора Сабанти, почему не продолжаете публикации?.. |
|
udacha Группа: Свои Сообщений: 1 |
Добавлено: 19-03-2007 02:41 |
интересная мысль проводится в статье.Прям революционная.Кто-то размечтался о:"...Попробуйте составить список имен, которые остались в памяти народа с 1937 по 1991 год. Список имен, которыми осетины могут гордиться..."-Есть такие люди,вернее были,некоторые заниммали в республике самые высокие посты.Но,как только они поднимали вопрос в Москве о создании осетинских школ в Осетии со всеми вытекающими последствиями,в виде надежд,то по приезду в Осетию,внезапно,кончали жизнь самоубийством. |
Страницы: 1 |
betroz-off / / Осетия и Осетины |