История латвийских территорий до появления крестоносцев

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / История латвийских территорий до появления крестоносцев

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:13
Сейчас будет серия постов на тему ливонской истории.

Первые люди Латвии и их занятия

Судя по данным археологических раскопок, первые люди на территории Латвии появились в IX тысячелетии до н.э. Это были охотники, которые в самом конце эпохи раннего камня, преследуя стада северных оленей, проникли на берега Балтийского моря из южной части Европы. В Латвии обнаружена всего одна стоянка этих первобытных охотников на правом берегу Даугавы, в населенном пункте Лаукскола вблизи Саласпилса.

Прошло еще несколько тысячелетий. Увеличилась численность людей, совершенствовались их орудия труда и оружие, изготовленные из камня и кости. С конца IX по середину IV тысячелетия до н.э. на территории Латвии продолжался средний каменный век. Свидетельством этому служат каменные и костяные топоры, наконечники копий и стрел, гарпуны и рыболовные крючки, найденные на местах стоянок древних охотников и рыболовов — у реки Пиестиня в Осе (Балвский район), в Звейниеки у озера Буртниеку (Валмиерский район. Несмотря на то, что в Латвии обнаружены только две стоянки первобытных людей, относящиеся к среднему каменному веку, есть основание считать, что в IV тысячелетии до н.э. вся территория Латвии уже была заселена. Подобные стоянки, относящиеся к данной эпохе, имеются также в Литве, Эстонии и в других местах на побережье Балтийского моря.

С середины IV по II тысячелетие до н.э. в Латвии продолжался поздний каменный век. На берегах рек и озер обнаружено много стоянок, относящихся к этому периоду. Были плотно заселены окрестности озера Лубанс. Стоянки обнаружены также вблизи места истока реки Салаца из озера Буртниеку (холм Риннюьалнс), на берегу озера Лиелайс-Лудзас (Крейчи), на берегу реки Малта (Лейманишки), недалеко от Рои (Пурциемс) и во многих других местах. Одна из самых примечательных стоянок эпохи позднего камня обнаружена на торфяном болоте Сарнате (на побережье моря между Вентспилсом и Павилостой). Здесь найдено не только большое количество различных орудий труда, предметов быта и украшений, но также остатки древних жилищ и лодок.

Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что охота и рыбная ловля играли исключительно важную роль в жизни древних людей. Охотясь на зверей, люди обеспечивали себе пропитание и добывали шкуры для изготовления одежды. Из костей и рогов крупных животных изготавливались орудия труда и оружие. На важность рыболовства указывает то, что места стоянок выбирались на берегах рек и озер. Из домашних животных людям каменного века была известна лишь собака — незаменимый помощник на охоте, использовавшийся также для охраны поселений.

Изготовление орудий труда, оружия и предметов быта осуществлялось на местах стоянок. Однако вблизи поселений не всегда можно было найти необходимые для этого материалы. Так, например, кремень, без которого нельзя было обойтись при изготовлении ножей и топоров, в Латвии вообще не встречается. Материалы приобретались посредством обмена с жителями других мест. Сланец (шифер), из которого делали наконечники оружие и предметы домашнего обихода принадлежали всей общине. Средства пропитания, добытые отдельными членами общины, делились поровну между всеми ее членами.

С ростом числа членов общины занимаемая общиной территория не могла обеспечить пропитание всем ее членам. Род распадался. Часть людей переселялись в другие места, создавая новые поселения. Возникали новые роды. Несколько родственных родовых общин образовывали племена.

Мужское население общины занималось охотой и рыбной ловлей. Добычу приходилось искать все дальше от мест поселения, поэтому мужчины были вынуждены нередко длительное время находиться вдали от стоянки.Постоянными обитателями стоянок были женщины. Они воспитывали детей, собирали съедобные растения, хранили съестные припасы, изготавливали одежду и глиняную посуду. Женский труд играл решающую роль в хозяйственной жизни общины, так как добыча, приносимая мужчинами, не всегда могла обеспечить пропитанием всех. В связи с этим женщины имели решающее влияние в жизни общины. Ввиду того, что существовавшие в то время семейные отношения отличались от современных и дети знали только свою мать, а не отца, данный этап развития общества принято называть матриархатом, или периодом существования материнского рода, когда все члены общины считались потомками одной общей основательницы рода — родоначальницы.

В каменном веке люди поклонялись силам природы — солнцу, воде, ветру, дождю. Они верили, что после смерти человека птицы переносят его душу в потусторонний мир, где душа продолжает свое существование. Поэтому в могилу вместе с умершим клали необходимые в повседневной жизни орудия труда, оружие и предметы обихода. Считалось также, что души умерших могут возвращаться и помогать своим ближним. Для этого создавались изображения людей, чтобы в них могла вселиться душа. Кроме того, люди верили, что поклонение изображениям животных принесет удачу на охоте.

Существование подобных верований способствовало развитию первобытного искусства. Найденные археологами фигурки человека, изготовленные из кости, рога, дерева, глины или янтаря, свидетельствуют о поклонении предкам. Изображение животных, главным образом лосей и кабанов, связывалось с магическими силами, сопутствующими охоте, а изображение водоплавающих птиц — с верой в то, что эти птицы переносят души умерших в загробный мир.

Различные узоры украшают уже самые древние орудия труда и другие предметы. Постепенно эти украшения становились все более сложными. Изготавливались также различные украшения: поначалу это были подвески, сделанные из зубов и кости животных, позднее — предметы из янтаря и сланца (шифера).

http://rianova.narod.ru/ist/istoria1.html

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:14
Земледелие и скотоводство Латвии в древности

Примерно во II тысячелетии до н.э. на территории Латвии наступила эпоха ранних металлов, появились первые предметы из бронзы (сплава меди и олова). В этот период началось развитие земледелия и скотоводства. Первоначально земледелие стало зарождаться еще в конце каменного века с применением примитивных орудий труда, изготовленных из камня, кости или дерева. Возделывались свободные от леса участки, семена зарывались в почву, взрыхленную мотыгой. По мере совершенствования каменных и костяных орудий труда, а также с началом использования орудий труда из металла, появилась возможность заниматься подсечным земледелием — на больших площадях вырубали деревья и здесь же их сжигали. При этом огонь уничтожал дерн, а зола служила удобрением. Почву обрабатывали мотыгой, а, начиная примерно с конца I тысячелетия до н.э. — с помощью плуга, в который впрягали домашний скот. Подсечное земледелие требовало большой силы, поэтому им могли заниматься только мужчины.

Скотоводство также играло важную роль в хозяйственной жизни. Разводили коров, овец, свиней и лошадей. Эти домашние животные значительно отличались от современных — они были намного меньше по размерам и имели низкую продуктивность.

С развитием земледелия и скотоводства изменился и образ жизни людей. Для поселений выбирали места, чтобы рядом были уже не только вода и лес для занятий рыбной ловлей и охотой, но и покрытые травой низины, пригодные для выпаса скота, и земли для занятия земледелием. Люди больше не зависели от результатов охоты. Создавались запасы продовольствия.

В начале эпохи ранних металлов в Латвии сравнительно редко пользовались орудиями труда и оружием из бронзы, так как здесь отсутствуют месторождения меди и олова. Бронзовые изделия доставлялись из других стран. Со временем жители Латвии научились сами получать этот сплав и изготавливать бронзовые предметы. При этом приходилось ввозить лишь исходное сырье. В результате все шире развивалась меновая торговля с другими регионами. Найденные бронзовые предметы указывают на то, что наиболее тесные связи древнее население Латвии поддерживало с обитателями земель в низовье Вислы (на нынешней территории Польши), а также со Скандинавией. Торговые отношения существовали и с населением современных территорий Эстонии, Финляндии, Литвы, Поволжья и Приднепровья.

Новые условия хозяйствования обусловили необходимость более тесного сплочения людей вокруг общин и обеспечения охраны поселений, так как на домашний скот и запасы продовольствия покушались соседние племена. Кроме того, развивающееся земледелие вызывало постоянно возраставшую потребность в рабочей силе. Отсюда возникала нужда в пленниках.

Для защиты от набегов чужих племен около VII века до н.э. на территории Латвии стали возникать укрепленные поселения — ранние городища. Подобные поселения обнаружены во многих местах Латвии, в основном вблизи крупных рек — городища Кланьгюкалнс (у Кекавы), Мукукалнс (у Плявиняс), Сарумкалнс (у Цесиса). Укрепленные поселения строили на холмах и в излучинах рек. Естественные преграды дополнялись насыпями и искусственными укреплениями в виде простого частокола или земляных валов.

Примерно в середине I тысячелетия до н.э. на территории Латвии появились железные предметы, полученные в результате торгового обмена. Железные орудия труда были намного совершеннее каменных или бронзовых. Постепенно увеличивались территории, занятые под пашню, росла численность стад. Значительные перемены произошли в производственных и общественных отношениях. Наступил переход от общества потребителей к обществу производителей. Основными добытчиками и накопителями продовольствия стали мужчины. Они выкорчевывали деревья, обрабатывали землю, присматривали за скотом, занимались обработкой металлов, торговлей, охраняли поселения. С повышением роли мужчин в общественной и хозяйственной жизни общины начался переход от материнского рода к отцовскому, или от матриархата к патриархату. Изменились семейные отношения между членами общины. Родство теперь определялось не по материнской линии, а по отцовской. При этом люди стали почитать своего родоначальника. Жизнь общины определяли старейшие мужчины рода.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:15
Изменение общественных отношений в Латвии в древние времена

В первые века нашей эры в Латвии наступила эпоха раннего железа. Люди научились добывать железо из местной болотной руды, отпала необходимость ввозить металл из других мест. Железные орудия труда пришли на смену изделиям из камня, кости и бронзы. При использовании железных орудий труда требовалось меньше рабочей силы. Рост производительности труда отразился на результатах человеческой деятельности — для удовлетворения своих жизненных потребностей людям больше не требовалось объединяться в такие большие коллективы, как раньше. Следовательно, отпала необходимость в совместном труде всей общины. Из родовых общин стали выделяться отдельные так называемые большие семьи, состоявшие из кровных родственников, принадлежавших к нескольким поколениям. Большие семьи в хозяйственном отношении были независимы от остальной родовой общины — они владели собственным имуществом, которое использовали по своему усмотрению.

Все шире использовались железные орудия труда. Все больше вырубалось лесов, а на их местах возникали пашни. Землю обрабатывали плугом, в который впрягали домашних животных. Рост производительности труда способствовал распаду родовой общины. Возникали малые семьи - хозяйственные единицы, в рамках которых все работы осуществлялись силами членов одной семьи. Орудия труда: скот, а также земля, которые раньше принадлежали общине, перешли в собственность отдельных семей. Так, в начале нашей эры, в период со II по V век, в Латвии стала возникать личная, или частная, собственность.

В период с V по IX столетие в Латвии продолжалась эпоха среднего железа. С ростом населения существенные изменения претерпело общественное устройство. В хозяйственной жизни продолжала возрастать роль малых семей. На землях, пригодных для возделывания и разведения скота, селились представители различных родов. Бок о бок жили и обрабатывали свои поля не только семьи, принадлежавшие к одному роду и являвшиеся родственниками, но и семьи, принадлежавшие к другому роду — соседи. Таким образом, на месте прежней родовой общины возникла территориальная, или соседская община. Из общин, прежде всего, выделились семьи, в составе которых было больше трудоспособных людей, поскольку они были в состоянии обрабатывать большие участки земли.

Возникало имущественное неравенство, так как более сильные семьи становились зажиточнее других. Все чаще вспыхивали войны, целью которых был захват скота, орудий труда, пленников. Более сильные семьи захватывали больше военной добычи и становились еще более имущими. Захваченных в бою пленников использовали в качестве рабочей силы. Таким образом, стал возникать слой невольников — так называемые дреллы. По мере углубления имущественного неравенства невольниками становились также люди, которые каким-либо образом попадали в долговую зависимость от имущих членов общества и не были в состоянии вернуть долг. Так стало возникать первобытное, или патриархальное рабство, которое, однако, не получило в Латвии дальнейшего развития. В условиях Латвии труд невольников играл лишь второстепенную роль в удовлетворении потребностей в рабочей силе.

Общественные отношения в Латвии претерпели существенные изменения в VIII веке. Старейшины богатых семей (лабиеши) стремились захватить в свое владение как можно больше земли, скота, орудий труда и рабочей силы. Все чаще разражались войны. Наиболее имущие из старейшин строили укрепленные замки, где жили вместе со своими дружинами — отрядами воинов, которых они нанимали и содержали за свой счет. В случае угрозы нападения противника жители близлежащих мест искали убежища в укрепленных замках. Поэтому им приходилось участвовать в строительстве укреплений и замков, а также в содержании дружин. Постепенно богатые главы семейств стали определять хозяйственную и политическую жизнь всей округи, из их среды выдвигались правители отдельных округов и земель,

Для более успешной защиты от противника, а также для нападений на чужие территории родственные племена стали объединяться — сливаться в племенные союзы.

Общественные отношения, существовавшие в V—IX веках, называют военной демократией. В этот период, характеризующийся возникновением классов и государственных образований, важную роль играли грабительские войны, способствовавшие росту богатства имущих старейшин. Для ведения войны из их среды выбирали военачальников, которые со временем становились основными фигурами в общественной жизни своей земли.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:16
Жители древней Латвии

Происхождение древнейших жителей Латвии остается невыясненным.

В IX тысячелетии до н.э. на территорию Латвии пришли племена охотников из южных районов Европы. В VI и V тысячелетиях — племена с востока. Примерно в середине III тысячелетия до н.э. территорию Латвии начали заселять угро-финские племена — предки современных ливов, эстонцев и финнов.

Приблизительно к концу III тысячелетия до н.э. весьма обширные территории Восточной Европы были заселены. Племенные единицы, в рамках которых все работы осуществлялись силами членов одной семьи. Орудия труда, скот, а также земля, которые раньше принадлежали общине, перешли в собственность отдельных семей. Так, в начале нашей эры, в период со II по V век, в Латвии стала возникать личная, или частная собственность.

В период с V по IX столетие в Латвии продолжалась эпоха среднего железа. С ростом населения существенные изменения претерпело общественное устройство. В хозяйственной жизни продолжала возрастать роль малых семей. На землях, пригодных для возделывания и разведения скота, селились представители различных родов. Бок о бок жили и обрабатывали свои поля не только семьи, принадлежавшие к одному роду и являвшиеся родственниками, но и семьи, принадлежавшие к другому роду — соседи. Таким образом, на месте прежней родовой общины возникла территориальная, или соседская община. Из общин, прежде всего, выделились семьи, в составе которых было больше трудоспособных людей, поскольку они были в состоянии обрабатывать большие участки земли.

Возникало имущественное неравенство, так как более сильные семьи становились зажиточнее других. Все чаще вспыхивали войны, целью которых был захват скота, орудий труда, пленников. Более сильные семьи захватывали больше военной добычи и становились еще более имущими. Захваченных в бою пленников использовали в качестве рабочей силы. Таким образом, стал возникать слой невольников — так называемые дреллы. По мере углубления имущественного неравенства невольниками становились также люди, которые каким-либо образом попадали в долговую зависимость от имущих членов общества и не были в состоянии вернуть долг. Так стало возникать первобытное, или патриархальное, рабство, которое, однако, не получило в Латвии дальнейшего развития. В условиях Латвии труд невольников играл лишь второстепенную роль в удовлетворении потребностей в рабочей силе.

Общественные отношения в Латвии претерпели существенные изменения в VIII веке. Старейшины богатых семей (лабиеши) стремились захватить в свое владение как можно больше земли, скота, орудий труда и рабочей силы. Все чаще разражались войны. Наиболее имущие из старейшин строили укрепленные замки, где жили вместе со своими дружинами — отрядами воинов, которых они нанимали и содержали за свой счет. В случае угрозы нападения противника жители близлежащих мест искали убежища в укрепленных замках. Поэтому им приходилось участвовать в строительстве укреплений и замков, а также в содержании дружин. Постепенно богатые главы семейств стали определять хозяйственную и политическую жизнь всей округи, из их среды выдвигались правители отдельных округов и земель,

Для более успешной защиты от противника, а также для нападений на чужие территории родственные племена стали объединяться — сливаться в племенные союзы.

Общественные отношения, существовавшие в V—IX веках, называют военной демократией. В этот период, характеризующийся возникновением классов и государственных образований, важную роль играли грабительские войны, способствовавшие росту богатства имущих старейшин. Для ведения войны из их среды выбирали военачальников, которые со временем становились основными фигурами в общественной жизни своей земли.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:16
Набеги скандинавов на территорию Латвии. 5-8 век

Скандинавские народы — предков современных датчан, шведов и норвежцев — привлекала возможность контролировать удобные торговые пути, которые через территорию Латвии вели на восток. Скандинавские мореходы — викинги (варяги) — были одновременно и торговцами, и пиратами. Они неоднократно предпринимали попытки покорить народности, проживавшие на территории Латвии, основать здесь свои опорные пункты и собирать дань с местных жителей. О набегах викингов на территорию Латвии повествуют древние скандинавские сказания — саги, а также высеченные на камнях письмена — руны, посвященные памяти павших на чужбине викингов.

Первые сведения о нападениях скандинавов на территорию Латвии датируются V веком. Древняя сага рассказывает о некоем Старкадаре, который вместе со славянским правителем Вино отправился в военный поход против народов, проживавших на побережье Балтики. В начале VI века викинги вторглись в районы, расположенные вблизи реки Лиелупе и в нижнем течении Даугавы, но это вторжение было отражено земгалами. Около 650 года чужеземцам удалось закрепиться в окрестностях нынешней Гробини и основать там укрепленные купеческие поселения, которые одновременно служили военными опорными пунктами для дальнейших завоеваний. Эти поселения просуществовали почти 150 лет, до начала IX века, когда курши подняли восстание против завоевателей и прогнали их.

В 853 году на Курсу напали датчане, однако, их нападение было успешно отбито куршами. Вскоре после этого шведский король Олав завоевал древние города Зебург (Гробиня) и Аполе в Курсе и заставил куршей платить ему дань. Набеги скандинавов продолжались также и в Х—XI веках. В свою очередь, воины из Курсы часто устраивали набеги на скандинавские земли, грабили прибрежные поселения и нередко возвращались с богатой добычей и пленными.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:17
Попытки русских феодалов подчинить прибалтийские земли

Торговые пути, которые, проходя через территорию Латвии и Эстонии, связывали Восток и Запад, привлекали к себе внимание русских князей и купцов. В IX веке полоцкие и псковские князья стремились закрепиться на водных путях по Даугаве и Гауе, а также контролировать торговые пути на территории Эстонии. Боевые дружины русских князей вторгались в латгальские, ливские и эстонские земли, грабили и разоряли их вводили жителей в плен. Полоцким князьям удалось закрепиться на Даугаве. В Ерсике и Кокнесе ими были созданы опорные пункты, в которых стояли русские боевые дружины. Латгалы и ливы были вынуждены платить завоевателям дань.

Русские князья стремились упрочить свое влияние и в Эстонии. В 1030 году великий князь киевский Ярослав построил укрепленный замок в Юрьеве (ныне Тарту). Полоцкий князь пытался закрепиться на обоих берегах Даугавы, чтобы русские купцы могли беспрепятственно пользоваться этой важной водной артерией. В 1107 году рать полоцкого князя вторглась в Земгале, однако, у Даугмале она была разгромлена земгалами. Потеряв около 9000 человек, князь был вынужден отказаться от своих намерений.

Первоначально русские князья пытались подчинить прибалтийские народы, чтобы обеспечить своим купцам свободный доступ к Балтийскому морю, а также чтобы, взимая дань, пополнить свою казну. По этой причине они особо не вмешивались в общественную и хозяйственную жизнь латгалов, не навязывали им свои формы управления и религию. Предки латышей и эстонцев неоднократно пытались освободиться от навязанной им русскими феодалами уплаты дани. Об этом свидетельствуют содержащиеся в древних русских хрониках упоминания о военных походах на эстонские и латгальские земли, целью которых было удержать эти народы в повиновении. По мере усиления феодальной раздробленности Руси, обострения распрей между русскими князьями укреплялась самостоятельность латгальских правителей. В начале XIII века Ерсика в политическом отношении была теснее связана с Литвой, чем с Полоцким княжеством.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:18
Хозяйственное развитие Латвии в Х—XII веках

В Х—XII веках основным занятием жителей Латвии было земледелие. Значение охоты и рыболовства уменьшилось. При обработке земли пользовались сохой, снабженной железными сошниками, — с ее помощью можно было поднять дерн и взрыхлить почву, а также внести в землю навоз и семена. На смену подсечному земледелию пришло пашенное, стало применяться двуполье, а позже, где это было возможно, использовалась также трехпольная система. Выращивали как яровые, так и озимые культуры (в основном ячмень и рожь). Помимо этого получали урожаи овса, гороха, льна, конопли и других сельскохозяйственных культур.

В условиях пашенного земледелия хороших урожаев можно было добиться лишь постоянным внесением в почву органического удобрения, что стимулировало развитие скотоводства. Для содержания домашнего скота стали строить хлева, в которых скапливался навоз, использовавшийся в качестве такого удобрения.

В каждом дворе самое большое богатство составляли лошади — незаменимые в земледелии, а также в случае войны. Коровы давали людям молоко, мясо и шкуры. Из овечьей шерсти изготавливали одежду, мясо овец употребляли в пищу. Но основными мясными животными были свиньи.

В те времена господствовало натуральное хозяйство. Каждый двор обеспечивал себя всем необходимым — одеждой, обувью, предметами быта, орудиями труда. С ростом спроса на различные ремесленные изделия, главным образом изготовленные из железа, повысилась роль ремесел. Произошло отделение ремесел от земледелия. Началось общественное разделение труда. Кузнецы, ювелиры, гончары и другие ремесленники достигли высокого мастерства в своей области.

С развитием всех сфер хозяйственной жизни расширились также торговые связи. Найденные на территории Латвии монеты свидетельствуют о том, что предки латышей торговали как с Русью, так и с Германией, Англией, Данией, Швецией, а, кроме того, — с арабами и византийцами. Во второй половине Х века среди жителей Латвии появились также люди, которые не были заняты в производстве, а занимались исключительно обменом произведенных продуктов. Это были купцы.

На территории Латвии образовалась сравнительно хорошая для того времени сеть сухопутных дорог, однако главную роль в торговле с другими странами все же играли Балтийское море и крупнейшие реки, которые тогда были намного полноводнее, чем ныне. Плывя по Даугаве, а затем, перетаскивая лодки волоком по суше в местах, где расстояния между реками были наиболее легко преодолимы, можно было добраться до Волги или Днепра и таким образом попасть в Полоцк, Витебск, Киев, Новгород. Путешествуя по Гауе до нынешней Валмиеры и, двигаясь далее по суше, можно было добраться до Пскова и Новгорода. Вента связывала области, заселенные куршами, с литовскими землями. Основной торговой артерией земгалов была Лиелупе.

Вдоль водных и сухопутных путей располагались основные хозяйственные и политические центры: Ерсика, Кокнесе, Тервете, Межотне, Даугмале, Гробиня, Талси, Селпилс и другие. Многие укрепленные поселения, существовавшие в прежние века, потеряли свое значение.

Для защиты от нападений городища были окружены мощными валами и глубокими рвами. Укрепления располагались в два ряда, один из которых окружал непосредственно замок, а другой — находившееся вокруг замка поселение (прйекшпилсээта, форбург). Внешний ряд укреплений состоял изо рва, земляного вала и мощного частокола. Через ров был переброшен разводной мост. На территории между внешними и внутренними укреплениями располагались хозяйственные постройки, а иногда также мастерские ремесленников. Замковые укрепления располагались в верхней части городища. Они состояли из укрепленных балками земляных валов с боевыми башнями. Внутри этих укреплений жил хозяин замка, там располагались жилые помещения его боевой дружины, амбары, конюшни и другие хозяйственные постройки.

У подножья городищ возникали поселения ремесленников и купцов — ранние города, которые также окружала полоса укреплений. Некоторые ранние города занимали довольно большую территорию. Например, площадь городища Межотне составляла 13 гектаров. В таких городах проживало несколько сотен людей.

Большая часть населения жила в деревнях, но по мере выделения малых семей, использовавших под пашню лесистые и болотистые земли, стали образовываться хутора. Каждая семья самостоятельно пользовалась пахотной землей, скотом и орудиями труда, в то время как леса и луга находились в общем пользовании всех жителей деревни.

С ростом производства, охватившим все отрасли хозяйства, знать (лабиеши) становилась все богаче. Она была в состоянии содержать все более многочисленные боевые дружины. Члены этих дружин становились профессиональными воинами и земледелием больше не занимались.

Боевые дружины не только защищали территорию своего господина, но нередко также устраивали набеги на чужие земли, грабили селения, захватывали имущество и скот, уводили в плен жителей, которых позже использовали в качестве невольников (“дреллов”).

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:19
Начало формирования в Латвии феодальных отношений. 12 век

Власть знати постепенно укреплялась. Земледельцы, страдающие от постоянных набегов, попадали во все большую зависимость от владельцев замков и их боевых дружин. Как хозяйственная, так и, политическая власть постепенно перешла в руки знати. Ее представители играли решающую роль на народных собраниях, в вопросах войны и мира, при выборах военачальников, а также при заключении различных договоров с другими народами. В собственность знати перешли свободные общинные земли, которые она раздавала воинам своих боевых дружин в качестве вознаграждения за службу.

Итак, на территории Латвии в XI веке стали формироваться феодальные отношения.

Воины боевых дружин на принадлежавшей им земле также возводили укрепления, создавали свои вооруженные отряды. Участвуя в набегах и сборе податей для своего господина, они накапливали себе состояние. Постепенно из среды зажиточных людей образовался особый слой населения — бояре.

Площадь земельных владений свободных крестьян постепенно уменьшалась. Углублялось неравенство между людьми. В обществе образовались четыре группы людей:

-владельцы больших замков и старейшины округов, или правители (господа — kungi);
-знать (лабиеши);
-свободные люди, которые составляли самый большой слой населения;
-невольники, или “дреллы”, не относящиеся к свободному населению.
В отличие от представителей первых трех групп, которых называли “людьми”, невольники были “нелюди”.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:20
Зарождение ранних государственных образований в Латвии в период до 13 века

Существовавшие на территории Латвии к концу XII века союзы (объединения) племен положили начало древнелатвийским народностям: -куршам, -земгалам, -латгалам, -селам.
В Латвии, кроме того, жили также близкие по происхождению к эстам ливы.

Народность — это общность людей, возникшая в результате объединения и слияния нескольких племен. Для народности характерен единый язык, в котором могут сохраняться языковые особенности отдельных племен, общая территория проживания, общность хозяйственной и культурной жизни.

Жители каждого поселения платили различные подати старейшине своего округа, владевшему замком. Эти подати носили название “пагаст”. Позднее пагастом стали называть округ, в состав которого входили территории одной или нескольких деревень. Несколько таких округов (пагастов) объединялись в замковый округ, в центре которого находился замок правителя с окружающим его ранним городом (городищем). Замковые округа объединялись в “земли”, или “края”.

Разделение на земли территории, занятой куршами (Курса), произошло уже в конце IX века.


КУРСА

КУРСА (Kursa), древнелатышская историческая область, населенная куршами. С 13 в. Курземе.

К концу XII века в состав Курсы входили: -Бандава, -Вентава (в нижнем течении Венты, -Пиемаре с городищем Гробиня, -Цеклис с городищем Апуле, -Ванема с Талси. А также покрытая непроходимыми лесами территория между Скрундой и Земгале. Курса имела в своем составе также Пилсатс (на территории современной Литвы, в окрестностях Клайпеды).
Наиболее видным правителем Курсы был ЛАМЕКИН, которого называли королем Курсы (его имя упоминается в письменных источниках). Ламекин правил в Бандаве, Вентаве и Пиемаре.

ЗЕМГАЛЕ

На территории, которую населяли земгалы, было известно семь земель>: -Добе, -Спарнене, -Силене, -Ракте, -Добеле, -Тервете, -Упмале. Наиболее значительные из них — Упмале и Тервете.

В Упмале находились крупные торговые центры — Межотне и Даугмале (с XI века их население в основном состояло из ливов). Остальными землями в Земгале управлял правитель Тервете Виестартс. В конце XII века началось объединение земгалов.

Под влиянием находящейся по соседству Руси на территории латгалов и селов образовались ряд мелких государств. Наиболее значительным из них была Ерсика, правитель которой Висвалдис унаследовал право на управление ею от своего отца. В состав Ерсики входило много замковых округов: Асоте, Цесвайне, Марциена, Аутине и другие. Городище Ерсика было важным общественным, торговым и ремесленным центром. Из других государственных образований латгалов следует упомянуть Кокнесе, которым управлял Ветсеке (не исключено, что древний хронист при написании его имени имел в виду общественное положение правителя Кокнесе — старейший. На территории, населенной латгалами, находились также Талава с замком Беверина и Атзеле с замком в Алуксне. Талавой правил Таливалдис вместе со своими сыновьями. В Селии было по крайней мере пять замковых округов; крупнейший замок, окруженный крупным городищем, находился в Селпилсе.

Ливы обитали вблизи Даугавы, Идумеи, Турайды и Метсеполя, однако у них не было своих государственных образований. В округе Даугава было несколько важных торговых центров:
Рига, Саласпилс, Икшкиле. Поселения купцов были также в Лиелварде и Айзкраукле. Ливы населяли также северную часть Курсы вдоль побережья моря. В окрестностях Цесиса жили венды (народность, близкая к ливам), пришедшие туда из поселений, располагавшихся вблизи устья Венты.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:21
Христианство в Латвии в период до Xlll века

В XII веке в Ерсике и Кокнесе уже действовали православные церкви, в которых богослужение вели как русские, так и латгальские священники. Христианство приняли правитель Ерсики Висвалдис, Таливалдис со своими сыновьями в Талаве и правитель Кокнесе Ветсеке, однако в народе христианская вера распространялась медленно, люди продолжали поклоняться божествам своих предков.

Примерно в 1060 году датскими священниками была построена церковь на территории Курсы и они стали проповедовать католичество, однако добиться каких-либо успехов в этом им не удалось.

Взаимоотношения народностей, населявших Латвию, Литву и Эстонию

Населявшие территорию Латвии, курши, земгалы, селы и латгалы и населявшие территорию Литвы аукштайты и жямайты были балтами, в то время как, ливы и эсты принадлежали к угро-финским народностям.

Когда скотоводство и земледелие достигли определенного развития и появились отдельные зажиточные семьи, широкое распространение получили набеги на соседние земли. Во время набегов люди старались захватить как можно больше имущества, скота, орудий труда и рабочей силы - невольников (“дреллов”). Устраивались набеги и на более отдаленные земли. Перед тем как отправиться в более крупные военные походы, боевые дружины нескольких округов нередко объединялись. Порой дружины, бывшие союзниками в одном военном походе, становились противниками в следующих сражениях. Поэтому в данный период вряд ли можно говорить о существовании дружественных отношений между отдельными народностями и даже отдельными племенами.

Литовцы обычно устраивали набеги на Земгале и Курсу. Отправляясь грабить ливов или эстов, они на время этих походов объединялись с земгалами или селами. Земгалы и курши воевали между собой, а также вместе нападали на литовские и ливские земли.

Эсты в основном устраивали набеги на земли латгалов, а латгалы — на земли эстов. Латгалам и эстам часто приходилось отражать набеги со стороны Руси. В свою очередь Русь страдала от военных походов латгалов и эстов. В аналогичную борьбу были втянуты жители Руси и Литвы.

Куршские мореходы отправлялись в дальние походы совместно с эстами с острова Сааремаа, однако и у них порой возникали разногласия по поводу раздела добычи.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:22
КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ ЛАТВИИ В Х—ХII ВЕКАХ
Развитие ремесел


В условиях господства натурального хозяйства, когда все необходимое для жизни человека производилось на месте для собственного потребления, ремесла — как особая отрасль хозяйства — не имели особого значения. Тем не менее, некоторые ремесла уже существовали самостоятельно.

Обработка металла как особое ремесло существовала уже с III века, однако, в то время кузнец еще не был в состоянии своим трудом прокормить себя. В период с V по IХ век мастера, занимавшиеся обработкой металла, все чаще стали работать исключительно для продажи путем меновой торговли. Возросло производство железа из местной болотной руды. Из других стран ввозили серебро, бронзу и даже золото. К началу Х века обработка металла превратилась в самостоятельное ремесло. Во всех ранних городах, а также в отдельных замках и деревнях имелись мастерские по обработке металла. Оружейных дел мастера, кузнецы, производившие орудия труда, а также ювелиры достигли высокого мастерства. Окрестные жители могли приобрести все необходимые изделия из металла непосредственно у мастера в его кузнице.

Значительную часть металлических изделий скупали купцы. Мечи и копья, изготовленные куршскими кузнецами, вывозились к латгалам, ливам и эстам. Эти предметы найдены и в Швеции. Изделия латвийских ювелиров обнаружены на острове Готланд и в континентальной части Швеции.

В Х веке в Латвии стал применяться гончарный круг, использование которого облегчало и ускоряло изготовление глиняной посуды. Благодаря этому гончарное дело также выделилось в самостоятельное ремесло. Высокого уровня достигло и мастерство изготовителей одежды. Несмотря на то, что изготовление одежды оставалось домашним промыслом, одновременно - наблюдалось зарождение ткачества как самостоятельного ремесла.

Ремесленники пользовались благосклонностью правителей и зажиточных слоев общества. Благодаря продаже своих изделий они становились зажиточнее, чем простые землепашцы.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:22
Строительство в Латвии в 10-13 веках

Древнейшими постройками в Латвии были хижины, которые строили из поставленных вертикально стволов деревьев, связанных между собой прутьями. Построенные таким образом стены обмазывались глиной. В центре жилища находился сложенный из камней очаг, который служил для обогрева помещения и приготовления пищи. В связи с развитием земледелия и скотоводства возникла потребность в прочных и крепких строениях. В Латвии появились избы (istaba), которые складывались из бревен. Бревна слегка обтесывали, делали на концах зарубы и укладывали рядами друг на друга. Подобные постройки называются срубными. Крыши строений покрывали берестой или еловой корой, поверхность которой обмазывали глиной или покрывали дерном. Позднее кровлю стали изготавливать также из соломы или тростника. Избы не имели дымохода - дым очага выходил наружу через щели в кровле. Вместо окон вырубались небольшие отверстия, которые прикрывались досками. Лес для строительства подвозился на лошадях или сплавлялся по рекам.

С развитием сельского хозяйства появилась потребность в различных хозяйственных постройках. В овинах сушили и обмолачивали хлеб, в амбарах хранили обмолоченное зерно и другие сельскохозяйственные продукты. На мукомольнях из зерна получали муку. Для содержания коров, овец и свиней строили хлева с огороженным скотным двором. Лошадей содержали в конюшнях. Вокруг построек возводился частокол из бревен с прочно встроенными воротами. Частокол служил для защиты от диких зверей и от набегов врагов.

В строительстве замков и укреплений был достигнут значительный уровень мастерства. Замки строились на крутых берегах рек или озер, защищенных с нескольких сторон оврагами или болотами. В незащищенных местах рыли рвы. Если поблизости не находилось другого подходящего места, замки строили на высоких холмах, при этом часть земли удалялась, чтобы сделать склоны более отвесными. Вокруг холма рыли рвы, насыпали высокие земляные валы, которые укрепляли частоколом из столбов или бревен. Частокол дополняли боевые и наблюдательные башни. В замок можно было проникнуть лишь по разводным мостам и через мощно укрепленные ворота. За укреплениями во дворе замка располагались жилые и хозяйственные постройки. Иногда замки строились на островах посреди озера. Такие замки называют озерными.

Жители прибрежных районов славились своим умением строить лодки и корабли. Построенные куршами и ливами корабли выдерживали дальние морские путешествия.

http://rianova.narod.ru/ist/istoria1.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-12-2005 06:21
КУРСА (Kursa), древнелатышская историческая область, населенная куршами. С 13 в. Курземе.
К концу XII века в состав Курсы входили:
* Бандава
* Вентава (в нижнем течении Венты)
* Пиемаре с городищем Гробиня
* Цеклис с городищем Апуле
* Ванема с Талси
* А также покрытая непроходимыми лесами территория между Скрундой и Земгале.
* Курса имела в своем составе также Пилсатс (на территории современной Литвы, в окрестностях Клайпеды).

Наиболее видным правителем Курсы был ЛАМЕКИН, которого называли королем Курсы (его имя упоминается в письменных источниках). Ламекин правил в Бандаве, Вентаве и Пиемаре.

http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/lv388.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-08-2006 03:49
Древнейшая история Латвии. IX тыс. до н.э. – 1200 год
В конце ледникового периода 13000-14000 лет до н.э. территория Латвии освободилась от ледника. Oколо 8500 лет до н.э. сюда, вслед за северными оленями, пришли первые жители. Они занимались охотой и рыболовством, собирали растения. Оружие и орудия труда делали из кремня, рога, кости и дерева. Oколо 3400 лет до н.э. на территорию Латвии с северо-востока пришли предки балтийских финнов(носители культуры ямочно-гребенчатой керамики), которые умели делать глиняную посуду. Около 2300 года до н.э. на территории Латвии появились предки балтов - носители культуры шнуровой керамики и боевых топоров.

В бронзовом веке (1500-500 г.г. до н.э.) произошел переход от собирательства к производящему хозяйству. Возросло значение скотоводства и земледелия. Ранний железный век (500 лет до н.э. – 1 век н.э.) характеризуется появлением первых предметов из железа.

В период раннего железного века (1 - 400г.г. н.э.) огромное значение имело освоение навыков добычи и обработки железа. В середине (400-800 г.г.) и первой половине поздней эпохи железа (800-1000г.г.) в результате сложных этнокультурных процессов археологические культуры трансформировались в культуры балтийских племен – куршей, земгалов, латгалов, селов; а также в культуры ливов, эстонцев, вендов – племен, относящихся к балтийским финно-уграм и известных по письменным источникам. Во второй половине позднего железного века (1000-1200 г.г.) на территории Латвии своеобразная культура местных племен достигла своего наивысшего расцвета. Главными отраслями хозяйства оставались земледелие и скотоводство. Ремесленное производство все больше концентририровалось в руках отдельных мастеров – кузнецов, ювелиров и пр.

Согласно письменным источникам в конце 12 века местные племена создавали свои государства, или процесс формирования государственности близился к завершению. Существовала сложная социальная структура: на вершине иерархической лестницы стояли правители, им подчинялись старейшины округов и сел, большинство населения составляли свободные жители, а на нижней ступени находились невольники. Представители высших слоев жили в укрепленных замках. Важную роль в этот период играла международная торговля.

http://www.history-museum.lv/russian/pages/pamatekspozicija-un-izstades/latvijas-senaka-vesture.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-08-2006 03:17
Зарождение Ранних Государственных Образований в Латвии в период до 13 века http://latlat.sitecity.ru/ltext_0910113122.phtml?p_ident=ltext_0910113122.p_0910115638

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 19-08-2006 03:14
Датский священник и хронист о городах на Даугаве и о. Эланд (на латышском языке) http://profundis.christian.net/gramatu_plaukts/raksti/cls_8.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-08-2007 03:25
цитирую "Историю Латвийской ССР" русского времени. Карта указывает 18 "государственных образований", однако, некоторые из них были зависимы друг от друга, а в некоторые моменты истории также от других. Скажем, Ерсикское княжество (немцы называли её правителя королем, но я не буду лезть в дебри титулов) некоторое время платило дань русским, как и Атзеле (Очела в древнерусских источниках). Наиболее известные государства были (не ручаюсь за транскрипцию) Талава, Тервете, Ерсика, Идумея, Ванема, Бандава, Кокнесе.
http://rianova.narod.ru/for/falat7.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-01-2008 05:53
На территории юго-западной Латвии в Тирском торфяннике около местечка Руцава Лиепайского района [г. Лиепая, Liepāja– ms_reenactor] 26 мая 1936 года рабочие обнаружили клад, часть которого была передана Музею истории. Выехавший на место находки археолог П. Степиньш проеврил обстоятельства нахождения клада и собрал ряд сохранившихся предметов.

Площадь Тирского торфяника равна приблизительно 700х1000 м. На рис. 1 показано место где в торфянике обнаружен клад (около белой доски, лежащей на краю раскопа).
Клад находился посредине торфяника между верхним светло-коричневым (толщина 110 см) и нижним черным слоями торфа (толщина 45 см). Большинство предметов находилось в нижнем слое, под которым залегал твёрдый белый песок.

Клад содержал бронзовую фибулу, браслет, спиральки, оковки, пряжку, двойную петельку, железное кольцо, бронзовое долотце с украшенной деревянной ручкой, ритон, разные деревянные застёжки, клубок шерстяных ниток (табл. I), множество шерстяных изделий – плетёнки, каёмки, накидку головной убор, обмотки, обувь (табл. II), расщепленные палочки, дубовую рукоятку, древки из ясеня (рис. 2 : 1-3), кожаный кисет с витым шнуром из конского волоса, кожаные пояски (рис. 3), два круглых еловых щита (рис. 4-7) и др.
Чтобы деревянные предметы и ткани не поднялись на поверхность болота, вокруг клада были вбиты сосновые колья с обожжёнными концами (рис. 2 : 4), а над кладом была положена тонкая жердь.
Тирский клад неоднократно упоминался в печати, в том числе и в археологической литературе. Однако описи всех предметов, содержащихся в нём, не имеется, а в публикациях допущены неточности.
Клад зарыт примерно в середине IX века. Дата установлена на основании результатов типологического анализа ряда предметов: бронзовой фибулы со спиральными завитками на концах (табл. I : 1), браслета с утолщёнными концами (табл. I : 2), спиралек (табл. I : 3), двойных оковок с заклёпками на концах (табл. I : 4) и пряжки (табл. I : 5). Все найденные предметы и орнамент на них имеют аналогии а археологическом материале данной и соседних местностей.

Тирский клад обнаружен на территории, принадлежащей латышскому племени куршей. Поблизости имеется много куршских памятников – могильников (Башки, Мазкатужи, Гейстаути, Леяс, Бакупи, Дривини, Пурмсаты) и городищ (Импилте, Апуле) – различного возраста, начиная с первого тысячелетия до н.э.
Ситуация клада и результаты анализа вещей свидетельствует, что клад принадлежал богатому куршскому воину. Клад был зарыт зимой как жертвоприношение в благодарность за удачу в бою или, что менее вероятно, как откуп смерти и несчастий. Такие клады известны и в других местах, о них говорят древние летописцы, а также народный фольклор.

Археологические раскопки и письменные данные свидетельствуют о борьбе в середине IX века со скандинавскими колонистами и об изгнании их с Куршской территории, а также частых столкновениями между местными общинами. С этими событиями, возможно, и связан настоящий клад.

Особенно интересны находки двух круглых щитов из еловых досочек. Один из них – плоский щит диаметром 90 см – был обшит кожей. Между досочками и кожей имелся травяной настил (рис. 4). Оригинал и реконструкция щита изображены на рис. 5. Щит имел выдолбленный умбон из берёзового наплыва (рис. 6). Установлено, что второй щит (выгнутый), от которого сохранились две фрагментарные досочки с выдолбленными отверстиями для рукоятки, имел в диаметре около 73 см (рис. 7).

http://ms-reenactor.livejournal.com/45990.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-10-2008 04:18
В этой связи высказывалось даже предположение, что легендарный верховный жрец и правитель всех балтов Криву Кривс в Ромове никто иной, как православный (русский) священник. По крайней мере, его внешнее описание (длинные белые одежды, длинная седая борода) очень напоминают облачения и внешний вид православного духовного лица. К тому же и само название этого первосвященника наводит на мысль, о происхождении из латышского этноним "krievs".

О том, как глубоко проникал в сознание латышей авторитет православных священников, свидетельствует и легенда о "Беверинском вайделоте" (использованная впоследствии поэтом Аусеклисом в своём стихотворении-балладе ("Чудесная песня вайделота") — на самом деле православного священника, неслыханная до того язычниками-эстонцами песня "carmen" заставила нападавших на Беверину эстонцев снять осаду и уйти восвояси. Всё дело в том, что никакого "вайделота" в православной Беверине во время нападения эстонцев быть не могло.

Этим "вайделотом" не мог быть и католический каноник, как утверждают немецкие и латышские комментаторы. Его присутствие также совершенно неуместно в крепости православных князей Таливалдиса и его православных сыновей. Кроме всего прочего, для католического духовенства не совсем обычное явление — активно участвовать в обороне осаждённых крепостей. В то же время в Византии, и впоследствии, в Киеве, Новгороде, Пскове и других русских городах — это было обычным явлением: во время осады города или крепости православное духовенство устраивало крестные ходы вокруг осаждаемого объекта, что обычно, если верить многочисленным русским преданиям, всегда завершалось снятием осады.

То же, очевидно, произошло и в Беверине во время осады эстонцами, отображенной Генрихом Латвийским в своей Хронике. В его описании непонятна только игра "вайделота" на музыкальном инструменте. Комментаторы полагают, что это было отнюдь не кокле, хорошо известная эстонцам, а какая-то труба. Возможно, что перед нами такое явление, когда православие в своей обрядности вбирало что-то из местной культуры, обогащая тем свои возможности воздействия.

http://klio.ilad.lv/10_1_.php

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / История латвийских территорий до появления крестоносцев

KXK.RU