|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Правила форума ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
средневековые замки / Эстония замки разные / Таллин: городские стены и башни |
Страницы: << Prev 1 2 3 Next>> |
Автор | Сообщение |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-07-2006 02:49 |
Клеменс Пале не уехал из Таллинна. Устроился на другую работу. Стал обдумывать и изготавливать (вот талантливый человек!) чертежи строительства дополнительного комплекса крепостных сооружений, центром которого была башня Толстая Маргарита. В 1516 г. К.Пале изготовил макет. Об этом свидетельствуют записи в других расчетных книгах магистрата. Историки считают, что это самое первое письменное упоминание о строительном макете в Таллинне. http://www.moles.ee/04/Jan/29/18-1.php |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 23-07-2006 07:32 |
В XIX веке в одном из разрушенных войной домов жил «инструментальных дел мастер» Х.Х.Фальк, владелец первой в Таллинне фортепьянной фабрики. После того, как Таллинн был исключен из числа сухопутных крепостей, Фальк стал одним из вдохновителей превращения бывших земляных бастионов в зеленое кольцо парков вокруг Старого города http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=23520&dd=2006-07-13&query=%CE%EB%E0%F4 Фото Таллина http://gekelberryfin.narod.ru/main/foto-tal.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 26-07-2006 02:04 |
Фото Таллина http://homepage.mac.com/map/PhotoAlbum59.html Вечерний Таллин http://homepage.mac.com/map/PhotoAlbum67.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 19-08-2006 03:16 |
Сегодня речь пойдет о музее, расположенном в башне Кик-ин-де-Кек. Совершим небольшую экскурсию. Поднимемся с площади Вабадузе к входу в башню, прорытому в «теле» Ингерманландского бастиона, нынешней горке Харью, и через пристройку, сооруженную в ходе реставрации, войдем в вестибюль музея, открытого в бывшей боевой башне в ноябре 1968 года после ее реставрации, вернее, регенерации (это слово происходит от латинского regeneratio — возрождение, возобновление), и оно, пожалуй, больше подходит к тому, что было сделано в башне, возвращенной к активной жизни, но уже в новом качестве. Еще несколько ступеней вниз ведут на второй ярус, на первый можно попасть по узкой каменной винтовой лестнице в толще стены. В этом глубоком подземелье без окон в средние века хранили боеприпасы, а теперь здесь, как и на верхнем шестом ярусе, проходят всевозможные периодические выставки. Свои работы показывают фотомастера разных городов и стран, мастера прикладного искусства — из дерева, текстиля, кожи, на втором ярусе проходят концерты. На трех некогда боевых ярусах основные экспозиции, посвященные истории Таллинна, его вооружению и крепостным сооружениям, от городища Иру, первого известного эстонского укрепления в излучине реки Пирита, макет которого можно увидеть на одном из этажей башни, до копии макета (подлинник находится в одном из музеев Стокгольма) крепостных сооружений Ревеля (Таллинна), построенных в ХVII столетии по проекту шведского фортификатора Эрика Дальберга. Среди экспонатов вооружение воинов разных времен, от наконечников копий и рукояток мечей ХI-ХIII веков до средневековых артиллерийских орудий. Это они из амбразур башен «вытягивали бронзовые шеи», защищая город от врагов. На третий ярус ведет построенная в ходе регенерации башни новая широкая лестница. Здесь история войн, которые вели в глубокой древности эстонские племена против тех, кто посягал на их свободную жизнь, и тех, кто в своих интересах крестом и мечом захватывал эти земли. Слишком неравными были силы в этой борьбе. У одной из стен стоит эстонский воин в холщовой рубахе с мечом из местного болотного железа и кожаным щитом. А неподалеку тяжело вооруженный в рыцарских доспехах крестоносец. И что самое удивительное, эта борьба длилась долго, то затихая, то разгораясь с новой силой. Эпитафия-картина, написанная художником Лембертом Гландорфом в память о погибших осенью 1560 года в стычке с русскими конниками десяти «черноголовых братьях», рассказывает о Ливонской войне и осаде Ревеля войсками Ивана Грозного, об этой же войне напоминают пушки того времени и ядра русских орудий, вмурованные во внешнюю стену башни. Северная война между петровской Россией и Швецией прошла по землям Эстонии огненным валом и унесла немало жизней, и не только под огнем ружей и пушек, но и от чумы в осажденном русскими войсками Ревеле. Под стеклом совсем не заметный на первый взгляд экспонат — листок бумаги с текстом, написанным от руки. Этот листок — акт о капитуляции Ревеля перед войском Петра I в сентябре 1710 года решил судьбу города на два последующих столетия. Обо всем этом можно узнать на уроках истории или прочитать в книгах, но когда видишь на одном из ярусов башни Кик-ин-де-Кек этот листок или артиллерийское орудие, отлитое ревельским мастером Кортом Хартманом в канун Ливонской войны, с очень символичной немецкой надписью на казенной части орудия «Меня назвали Горькая смерть, поэтому я разъезжаю по разным странам, не щажу ни бедного, ни богатого, в кого попадаю — мне все равно», невольно задумываешься о том, что это действительно горькая правда. Пушкам и впрямь все равно, а людям, погибшим от их губительного огня в Ливонской и многих других войнах? http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=39533&dd=2005-03-07&query= |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 23-08-2006 04:10 |
В 1839 году в Санкт-Петербурге был издан “Путеводитель по Ревелю и его окрестностям”. В книге подробный рассказ не только об истории и архитектуре города, но и описание всех сторон жизни Ревеля первой половины ХIХ века. http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=50651&dd=2005-03-07&query= | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 25-08-2006 03:02 |
Такой или примерно такой, ибо нет у нас достоверных сведений, видели Колывань в конце ХII века иноземные купцы, такой, возможно, предстала она рыцарям датского короля Вальдемара II, когда высадились они на этом берегу летом 1219 года. За нагромождением позднейших зданий проходила когда-то первая крепостная стена города, построенная по приказу королевы датской Маргрете и названная ее именем. Стояли невысокие башни, с верхних ярусов которых настороженно вглядывались горожане в морскую даль, особенно в светлые ночи начала лета, с надеждой ожидая свои суда и с тревогой встречая чужие. http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=51079&dd=2005-03-07&query= |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 29-08-2006 06:48 |
Исторический музей в замке Маарьямяэ Честно признаюсь — в последний раз был в этом музее несколько лет назад, весной двухтысячного года. Тогда меня поразило полное отсутствие посетителей. Более двух часов знакомился с экспонатами, и все это время в залах никого, кроме меня и дежурных, не было. Интересно, что изменилось здесь за минувшие четыре года?.. Изменился прежде всего сам музей. Он стал по-настоящему интересен, и сегодня его экспозиция вводит в историю Эстонии, «без небылиц и замусоренных представлений», без навязанной оценки тех или иных событий, их последствий и роли людей в жизни страны. Только факты, из которых сами посетители могут сделать выводы. Причем эти факты представлены очень живо и порой неожиданно, они как бы вводят в мир людей, создававших в ХIХ-ХХ столетиях основу, на которой была создана современная Эстония. http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=41973&dd=2005-03-07&query= |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-09-2006 05:14 |
Девичью башню построили в 1360-70 годах вместе со стеной, прилегающей к башне. В самом начале это было трёхэтажное строение, открытое со стороны города, однако на двух нижних этажах были бойницы. В 1455-56 году к башне пристроили четвёртый этаж, который первоначально был открытым этажом-платформой. В 1456 году этот этаж сделали закрытым. В 1968-80 годах башню отреставрировали и сделали там кафе. Часть башни, которая в средние века была открыта закрыли большими окнами. С 1991 до 2004 года в Девичьей башне было кафе. А когда-то Девичья башня служила тюрьмой для девиц лёгкого поведения http://community.livejournal.com/minu_eestimaa/9063.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 23-09-2006 03:42 |
Некоторые старинные изображения башни Толстая Маргарита можно увидеть и на этой страничке моего сайта: http://www.castle.lv/est/olev.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 24-09-2006 04:01 |
С середины 13 в. зодчество получило большое применение в городах, которые начали расти и укрепляться. Так, в Таллине были воздвигнуты Тоомкирик (Соборная церковь, 13 в.) на Тоомпеа (Вышгороде) и церковь Нигулисте (св. Николая) в Нижнем городе (начало 14 в.) — трехнефные базиликальные церкви без трансепта. В 14—15 вв. они были радикально перестроены в готическом духе, и об их первоначальном облике мы судить не можем. В 13—14 вв. строились укрепленные монастыри (например, в Падисе, в Кяркне, в Таллине — доминиканский монастырь св. Екатерины, сгоревший в начале 16 в., и цистерцианский монастырь св. Михаила). По сохранности, по удивительной цельности впечатления ансамбль готического Таллина является единственным в СССР. На высоком скалистом холме, круто обрывающемся в сторону моря, возвышается мрачный замок Ливонского ордена, заложенный датчанами еще в 13 в., перестроенный и расширенный орденом в 14 в. Глухой массив его могучих стен лишь изредка прерывали несколько небольших окон-бойниц. Замок был фланкирован по углам башнями; самая большая и высокая из них — Длинный Герман — сохранилась до наших дней. Эта восьмиэтажная с редкими узкими окошечками цилиндрическая башня господствует над местностью и видна за много километров. С запада и востока суровый силуэт Вышгорода выступал в контрастном сопоставлении с Нижним городом. Высокие и крепкие городские стены, сложенные из серого плитняка, были увенчаны многочисленными башнями. Представление о квадратных в плане башнях городской стены (14 в.) дают башенные ворота, ведущие от Нижнего города к пологому подъему на Вышгород, носящему название Длинный спуск (Пиккялг). Бюргеры предусмотрительно отгородились стеной от Вышгорода, с которым им приходилось вести постоянную борьбу за свои городские вольности и привилегии. Сохранившаяся часть стен с башнями (всего их к началу 15 в. было 28) относится к 14—15 вв. Часто расположенные круглые башни, увенчанные коническими шатрами, воспроизводят тип, характерный для средневековых укреплений Западной Европы. В конце 15 в. ансамбль Таллина был обогащен большой 36-метровой артиллерийской башней Кик ин де Кёк, защищавшей юго-западные подступы к Вышгороду. Гармоничная по пропорциям, башня одновременно контрастировала и органично входила в общую композицию башен замка. Массивная, завершенная небольшим выступающим карнизом, она очень отличалась от других башен городской стены. Ее многочисленные бойницы были рассчитаны на ведение «огневого», то есть артиллерийского боя. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st060.shtml |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 25-09-2006 02:34 |
750-летие пожалования Любекских прав городу Таллину на почтовой марке Эстонии http://www.post.ee/?id=1595&prod_id=220 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 28-09-2006 02:51 |
Городские укрепления В первой половине XIII века поселение, возникшее у подножия Тоомпеа неподалеку от гавани, превращается в город. В результате выгодного расположения - на торговом пути между востоком и западом, город быстро рос и богател, и уже в XIII веке здесь имелись практически все институты, характерные для средневекового города. Размеры средневекового города ограничивались городской стеной. С течением времени город, как правило, вырастал из своих прежних границ, и тогда к старому городскому ядру присоединяли новые участки и обносили их новой стеной. Так развивался и Таллинн - последнее значительное расширение городской территории произошло в середине XVII века, тогда была проложена и улица Уус. Поскольку в первой половине XIII века таллиннские городские укрепления представляли собой временного характера земляные и деревянные укрепления, окруженные рвом, то трудно сказать точно, как именно они выглядели. И поскольку город в те времена был значительно меньше теперешнего Старого города, то все следы былых укреплений остались под городской застройкой. Город рос, становился богаче и тем самым усиливалась опасность вражеского вторжения. Городские укрепления нуждались в обновлении, и в 1265 году правительница Дании Маргарита Самборская распорядилась возвести вокруг города каменную стену. На строительство стены разрешалось выделять одну марку из трех марок и двух эре - штрафа, назначавшегося за ранение оружием в пределах города. На строительство стены выделялась также и часть поступлений от других штрафов. Участвовать в строительстве должны были монастыри и граждане города. В 1280 году королева на четыре года освободила Таллинн от выплаты ей всяческих налогов и платежей. На собранные деньги была построена стена, о которой мы знаем так же мало, как и о первоначальных укреплениях. Просуществовала эта стена недолго. Весной 1310 года в Таллинн прибыл наместник короля, рыцарь Йоханнес Канне, который осенью того же года представил городскому магистрату утвержденное королем письменное предписание о строительстве городских укреплений. Согласно этому документу разрешалось расширять укрепленную территорию города в любом направлении, при условии, что женский монастырь цистерцианок будет также огражден стеной. Начавшиеся строительные работы на столетия определили размер городской территории - именно тогда была построена сохранившаяся до наших дней городская стена. Новая стена, известная теперь как стена Канне, была готова примерно к 1355 году, а рвы были наполнены водой из озера Юлемисте уже лет за десять до того. Стена имела высоту 6,5 метра, с внутренней стороны был устроен оборонный ход. Толщина стены (с учетом участков стены между нишами) достигала 2,3 метра. С точки зрения историко-архитектурной эта стена во многом напоминает укрепления Рейнских земель и особенно Висбю. Башен на городской стене было 14, это в основном небольшие, четырехугольные седловидные башни. Одновременно такой же стеной обнесли и Большую крепость Тоомпеа. Во второй половине XIV века продолжалось строительство башен городской стены. В 1373 году их уже насчитывалось 24. В конце XIV века строили преимущественно полукруглые в плане башни, позволяющие вести фланкирующий огонь. Они лучше отвечали требованиям развивающейся военной техники. В то же время возводились надвратные четырехугольные башни (до наших дней сохранилась построенная в 1380 году над- вратная башня Пикк Ялг). Строительство городских укреплений продолжалось и в XV веке. Образцом при строительстве городских башен теперь становится круглая в плане башня Длинный Герман. Однако в Нижнем городе строились подковообразные в плане башни. Одна из наиболее примечательных такого рода башен - Бременская башня, возведенная в первой четверти XV века. Если городские башни в большинстве своем трехэтажные - первый этаж у них довольно высокий и обычно достигает высоты оборонного хода, остальная часть разделена на два невысоких этажа, то в Бременской башне первый этаж был поделен надвое и здесь помещалась тюрьма. На второй этаж тюрьмы ведет лестница, встроенная в толщу городской стены, а на первый этаж можно попасть только сквозь отверстие в полу второго этажа. Освещались камеры через густо зарешеченные отверстия под самыми сводами потолка, в стене находилась ниша отхожего места. Камеры не отапливались. Сохранились двери камеры на втором этаже - врезанные в мощные каменные стены, запиравшиеся на несколько замков. В качестве тюрем использовались первые этажи и в других башнях крепостной стены, однако они не были столь приспособлены для этой цели. В первой половине XV века началась перестройка городской стены, возведенной в XIV веке. Стрельчатые ниши в прежней невысокой стене замуровали, толщина ее была увеличена на ширину оборонного хода, и на всем протяжении стену надстроили в высоту. Для укрепления ее с внутренней стороны были установлены контрфорсы. Теперь стена достигала в высоту 11-16 метров, в верхней ее части проходил оборонный ход высотой до 2,8 метра, в зависимости от толщины стены он шел, прикрытый навесом, по самому верху стены или же был устроен с внутренней ее стороны. Одновременно с городской стеной укреплялись и въезды в город - надвратные башни были надстроены, и помимо них возвели еще предмостные укрепления. Последние нередко строились с одной-двумя небольшими круглыми башенками. Так в 1452 году были построены Харьюские ворота, в 1454 - Вируские и Малые морские ворота, в 1456 - ворота Карья, в 1461 - Нуннавярав. Систему воротных укреплений усиливали укрепленные водяные мельницы между главными воротами и предмостными укреплениями ворот Харью, Карья и Виру, действовавшие вплоть до XIX века. Систему рвов дополняли запруды при водяных мельницах. Образцом для этих воротных комплексов, построенных в XV веке, послужили укрепления, строившиеся в Рейнских землях в Германии. Это влияние было ощутимо уже в XIII веке и продолжалось до второй половины XVI века. Наряду с внешними укреплениями были отстроены и стены, отделявшие Вышгород от Нижнего города. В 1454-1455 годах была возведена стена вдоль Пикк Ялг. Деревянная надвратная башня Люхике Ялг была заменена четырехугольной каменной. Обновлена была и башня Пикк Ялг. Обе башни сохранились, а в над-вратной башне Люхике Ялг - даже окованная железом старинная дверь. В связи с появлением огнестрельного оружия во второй половине XV века вновь пришлось заняться модернизацией имеющихся городских укреплений. В результате с южной стороны город прикрыла мощнейшая орудийная башня - Кик-ин-де-Кёк. Строительство ее закончилось в 1475 году, в начале XVI века башню надстроили, увеличили и толщину стен. Круглая башня, рассчитанная на ведение артиллерийского огня, имеет в поперечнике 17 метров, высота ее в настоящее время составляет 49,4 метра, толщина стен - около четырех метров. Высокая, в шесть этажей башня с купольными сводами с честью прошла испытания Ливонской войны (1558-1583). Снаружи, правда, стены ее были несколько повреждены, однако она устояла и по сей день хранит в своих стенах память о тех сражениях - каменные и чугунные ядра московского царя Ивана Грозного. Если Кик-ин-де-Кёк была построена с учетом принципа вертикальной защиты, то другая сохранившаяся до наших дней орудийная башня - Толстая Маргарита, построенная в 1510-1529 годах, строилась с учетом горизонтальной защиты. Такого типа башни явились последними дополнениями в системе каменных городских укреплений. На повестку дня встала принципиально новая система защиты - бастионы. Средневековые каменные укрепления Таллинна и по сей день сохранили свое художественно-архитектурное значение в облике города. Невысокую, имеющую в поперечнике 24 метра круглую башню Толстая Маргарита построил на месте восточной башни передних ворот Больших морских ворот вестфальский мастер Герт Конингк. Башню, стены которой достигают в толщину 4,7 метра, увенчал опирающийся на консоли машикульный этаж, в XVII веке он был разобран. Год завершения строительства башни отмечает вытесанный Г. Конингком позднеготический малый герб города Таллинна над Большими морскими воротами. Эта работа свидетельствует о том, что Г. Конингк был также замечательным резчиком по камню. С внутренней стороны ворот в XIX веке было помещено распятие. Впоследствии башню использовали в качестве склада, казармы, а с прошлого века и вплоть до 1917 года там помещалась тюрьма. Революционные рабочие подожгли башню, и до недавнего времени она стояла в руинах. Недавно завершилась ее реставрация. Здесь располагается Морской музей. В начале XVI века таллинская городская стена представляла собой комплекс укреплений, который каменным поясом длиной в 2,35 километра охватывал город. Городская стена насчитывала 27 башен, в основном они были трехэтажные и достигали в высоту около 24 метров. На втором этаже башен находился нужник и на третьем - очаг для огнестрельного оружия. Пол третьего этажа строился водонепроницаемым, поскольку на первых порах башни не имели капитальной кровли. Помимо башен, в стене было восемь ворот, которые в свою очередь имели по несколько башен и были защищены дополнительными стенами; надвратная башня всегда строилась четырехугольной. Время довольно-таки бережно отнеслось к городским укреплениям Таллинна - сохранился отрезок стены длиной 1,85 километра, 18 башен, кроме того, три башни сохранились частично. Хуже сохранились ворота: имеются две надвратные башни - Пикк Ялг и Люхике Ялг (во второй половине XVIII века верхняя часть ее была перестроена). От Вируских и Больших морских ворот частично сохранились передние ворота. Во второй четверти XVI века стало ясно, что городская стена, возведенная во времена катапульт и арбалетов, перед огнестрельным оружием едва ли окажется неприступной. С учетом этого стали постепенно переходить к новой системе укреплений, рассчитанной на принцип горизонтальной обороны. Новой формой оборонительных сооружений становится система выдвинутых далеко вперед укреплений, представляющих собой земляные насыпи. Для строительства городских укреплений нового типа в 1533 году из Германии из местечка Хильдешейм был приглашен мастер Хеннинг со своими помощниками. О серьезности этого предприятия говорит и то, что при строительстве эспланады в 1535 году были снесены две церкви - св. Барбары возле Харьюских ворот и св. Гертруды за Большими морскими воротами. В то же время перед башней Кик-ин-де-Кёк был сооружен рондель. К концу 50-х годов XVI века с наружной стороны старого рва были насыпаны новые насыпи. В связи с этим в 1538 году на несколько столетий закрыли Харьюские ворота. Перед Вирускими воротами возвели рондель, передние ворота закрыли и улицу Виру в 50-х годах XVI века вывели между башнями главных и передних ворот на нынешнюю улицу Вана-Виру. В сложной обстановке накануне Ливонской войны городские власти решили укрепить и южный склон Тоомпеа; на месте башни Розенкранца построили небольшой бастион, рядом с башней Кик-ин-де-Кёк - полубастион. В конце XVI - начале XVII века в работах по укреплению города участвовал известный строительный мастер и скульптор Арент Пассер. В ходе этих работ на южном склоне Тоомпеа были построены Рижские ворота. Однако в целом строительство новых городских укреплений в первой половине XVII века велось довольно вяло: основное внимание государства было направлено на сооружение Нарвской крепости. К 1640 году перед башней Толстая Маргарита был устроен остроугольный бастион, частично он сохранился. Известное оживление наметилось в 1647 году, когда руководителем строительных работ был назначен гимназический профессор математики Гебхард Химселиус. Под его руководством в 1652-1653 годах между Вирускими и Большими морскими воротами насыпали два бастиона, в XIX веке их снесли. На участке между новыми бастионами и городской стеной в 1653 году проложили улицу Уус. И снова на десятилетия строительная деятельность заглохла, только составлялись все новые и новые планы укреплений. В 1675 году начальником укреплений Шведского государства был назначен специалист в области фортификации Эрик Дальберг. Разработка новых проектов получила еще больший размах, но развернулось и строительство - на подступах к городу с южной стороны началось возведение большого Шведского бастиона. В 1683 году он был в основном закончен, и в 1684 году приступили к перестройке небольших земляных укреплений на месте теперешнего Ингерманландского бастиона. Поскольку бастион этот частично расположен на территории города, и частично - на территории Вышгорода, то в его строительстве участвовали и казна и город, причем строительство той части бастиона, что находилась на городской территории, затянулось, и только приказ короля, отданный в апреле 1692 года, ускорил дело - за несколько лет город закончил свою часть. 5 января 1686 года король утвердил генеральный план земляных укреплений Таллинна, составленный местным генерал -квартирмейстером, впоследствии комендантом Таллинна Паулем фон Эссоном. План был просмотрен генерал -квартирмейстером Эриком Дальбергом, под именем которого он и известен. Согласно этому плану вокруг города предполагалось возвести 11 больших бастионов и шесть равелинов. Площадь, занимаемая городом, должна была увеличиться примерно на треть. Отдельные части системы укреплений получили названия в честь провинций Шведского королевства. При взгляде на этот генеральный план поражают его размах и неосуществимость. Реализовать удалось всего лишь около трети намеченного - к концу XVII века были построены только бастион Сконе на подступах к городу с северо-запада и Висмарский равелин перед Шведским и Ингерманландским бастионами. Основным материалом для строительства бастионов служил грунт, полученный при рытье главного рва, возили землю и с Тынисмяги. За последние десять лет XVII века были построены также небольшие земляные укрепления - редуты Готский и Паткуля - у западного склона Вышгорода. Начавшаяся в 1700 году Северная война прервала строительство укреплений. Таллинн капитулировал 29 сентября 1710 года, и содержание городских укреплений легло на плечи Российской империи. Понимая всю нереальность осуществления плана Дальберга, правительство решило отказаться от него. Примерно в середине XVIII века перед Карьяскими воротами были построены два полубастиона и перед западным склоном Вышгорода вырыт сохранившийся и поныне ров. К концу XIX века городской оборонительный пояс в виде бастионов с военно-технической точки зрения устарел. Новейшая система предусматривала строительство фортов на дальних подступах к городу. В 1821 году большинство оборонительных сооружений Таллинна было исключено из списка укреплений. На учете остались бастионы Больших морских ворот и Сконеский, а также замок Тоомпеа, который решили преобразовать в центральный форт. В дни Крымской войны все старые укрепления снова было решено привести в полную боевую готовность, однако в январе 1858 года их вновь передали городу. В списке укреплений остались только бастионы Больших морских ворот и Сконе, их передали городу в 1867 году. Со временем большинство земляных укреплений сровняли с землей, из 36 укреплений десяти типов, насчитывавшихся в момент их передачи городу, сохранились только три больших бастиона, два бастиона сохранились частично, два редута, один редан да остатки рва с южной стороны города и у западного склона Тоомпеа. http://estoniya.sexnarod.ru/topic103579_70.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 13-10-2006 06:30 |
О даровании городу Таллину Любекского права 12 июня 1302 г. Эриком Менведом (почтовая марка) http://www.post.ee/?id=1595&prod_id=71 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-10-2006 05:54 |
На английском о башне Кик-ин-де-Кек http://www.linnamuuseum.ee/kok/index.php?lang=2&id=170 На английском о доме Петра Первого http://www.linnamuuseum.ee/peetrimaja/index.php?lang=2&id=174 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 08-12-2006 05:45 |
Таллин. Здесь значками замков показаны: слева замок Тоомпеа, вверху - Морские ворота и башня Толстая Маргарита, справа - ворота Виру: |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 23-12-2006 04:16 |
Таллин - старинные карты http://www.nlib.ee/html/digi/linnakrt/tallinn.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 08-01-2007 05:11 |
План бастионов Таллина http://historic-cities.huji.ac.il/estonia/tallinn/maps/homann_1750_tallinn_b.jpg | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 11-01-2007 05:27 |
MODERATORIAL Информация о Екатерининском дворце в Таллине – он же Кадриорг, Катериненталь, выделена в отдельную тему на нашем форуме: http://offtop.ru/castles/v16_455389__.php |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-01-2007 03:48 |
Таллин, старинное изображение http://memory.loc.gov/pnp/ppmsc/03800/03868v.jpg | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 20-01-2007 05:18 |
Фото таллинских укреплений http://i60.photobucket.com/albums/h30/egils/lv06/tll1206/Hpim1265.jpg http://i60.photobucket.com/albums/h30/egils/lv06/tll1206/Hpim1252.jpg http://i60.photobucket.com/albums/h30/egils/lv06/tll1206/Hpim1267.jpg http://i60.photobucket.com/albums/h30/egils/lv06/tll1206/Hpim1283.jpg http://i60.photobucket.com/albums/h30/egils/lv06/tll1206/Hpim1288.jpg http://i60.photobucket.com/albums/h30/egils/lv06/tll1206/Hpim1289.jpg http://i60.photobucket.com/albums/h30/egils/lv06/tll1206/Hpim1299.jpg http://belshevic.livejournal.com/26275.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 22-01-2007 01:13 |
Старые виды Таллина http://fotki.lv/?x=OS5RKFxDRy06RDxIU1M5LlMoXEdUQllNWVM5LlIoXENQR1NHRy06TTxIMSAj | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 08-02-2007 04:00 |
А вот в договоре, заключенном в сентябре 1564 года, русским пришлось признать территориальные приобретения Эрика XIV. К шведам отошли Колывань (Ревель), Пернов (Пярну), Пайда и Каркус с их уездами, за Россией же закрепилась Нарва. Магнус рьяно взялся за создание своего королевства. 21 августа 1570 года он подошел к Ревелю с 25-тысячным русским войском и большим отрядом из пришлых и местных немцев. Увещательная грамота, посланная к ревельцам, не подействовала, и Магнус начал осаду. Однако вынудить жителей к сдаче города голодом было невозможно, так как шведские корабли снабдили Ревель всем необходимым. Бомбардировка города тоже ничего не дала. 16 марта 1571 года Магнус сжег свой лагерь и отступил от Ревеля. Неудачу Магнуса в дальнейшем стали объяснять тем, что датский король Фредерик II не оказал ему никакой поддержки, так как номинально он стоял во главе русских войск. Фредерик II в самый разгар осады оказал шведам услугу: заключил с ними 13 декабря 1570 года Штеттинский мир, позволив им тем самым высвободить флот и направить его к осажденному Ревелю. В январе 1577 года 50-тысячное русское войско явилось под Ревель и расположилось здесь пятью лагерями. На этот раз русские располагали довольно приличной осадной артиллерией. Согласно летописи, у них было 28 пушек: четыре пушки, стрелявшие каменными ядрами по 225 фунтов, три пушки калибра 55-58 фунтов, шесть пушек от 20 до 30 фунтов и пятнадцать пушек от 12 до 6 фунтов. Русские полтора месяца обстреливали Ревель. Чтобы поджечь город, они круглосуточно вели по нему огонь раскаленными ядрами. Однако горожане приняли все меры противопожарной защиты. Были удалены все легковоспламеняющиеся предметы, организовано дежурство жителей и т.д. Ревель был хорошо укреплен, а орудий на его стенах было в пять раз больше, чем в русской осадной артиллерии. В итоге русским пришлось снять осаду с города. http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/3_02.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 12-02-2007 04:33 |
А вот в договоре, заключенном в сентябре 1564 года, русским пришлось признать территориальные приобретения Эрика XIV. К шведам отошли Колывань (Ревель), Пернов (Пярну), Пайда и Каркус с их уездами, за Россией же закрепилась Нарва. http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/3_02.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 21-03-2007 07:08 |
Жил-был палач. В небольшом двухэтажном домике возле крепостной стены, на нынешней улице Рюйтли. Недалеко от «места работы» – эшафот находился за городской чертой, на этом месте сегодня стоит здание Национальной библиотеки. «В черте города в средние века не казнили, - поясняет гид Денис Миронов. – Единственным исключением была казнь священника на Ратушной площади». Палач тогда назначался бургомистром и жил отшельником. Он был лишен гражданских прав, его дети не могли учиться в школе. Когда он проходил по улице в красном одеянии с колокольчиками на капюшоне, люди разбегались в стороны. Дело было в XIV веке, когда согласно установленному датским королем Эриком IV Лыжным Плющем городскому праву палач не только казнил, но и пытал. За различные провинности мог отрубить палец руки, привязать к позорному столбу на Ратушной площади, повесить на шею позорный камень. Мог и лечить нанесенные во время пыток раны. Мусор тогда выбрасывали прямо на улицу и убирали раз в неделю. Если нерадивый домовладелец этого не делал, палач заставлял платить штраф: до внесения необходимой суммы денег мог даже поселиться у такого хозяина. Именно мусору на старинных улицах, кстати говоря, мы обязаны туфлями на платформе и на шпильках – нужно же было как-то пройти по этой грязи! Напротив домика палача, через улицу Рюйтли - здание 2-й Богадельни XVI века. Монахи в старину были и экспертами по внутренним болезням. В отличие от цирюльников, в задачу которых входило вырвать зуб, вырезать опухоль. Или банщиков, которые избавляли от мозолей и ушибов. Несмотря на современное «рыцарское» название, в средние века на Рюйтли отливали колокола и пушки. На этой улице в доме номер 12 жил пастор церкви Святого Духа Бальтазар Руссов. Дворики XV века, такие, как на Тоомпеа или, например, на Рюйтли, 16, представляют собой мощеную площадку между домами. Сажать деревья тогда запрещалось: во время пожара по дереву огонь мог перекинуться с одного дома на другой. Стоит пройти под небольшой аркой служившего арсеналом дома на Рюйтли, 10, как окажешься в Литейном дворике. Огнестрельное оружие изготавливалось здесь с XV века, пушки отливали отец и сын Хартманы. Каждая пушка в то время имела свое название – «Птичий свист», например, или «Рычащий лев». Надпись на отлитой в 1560 году «Горькой смерти» гласила приблизительно следующее: «Убивая людей, не пощажу никого – ни бедного, ни богатого…» Флаг датского короля По старинной лестнице из Литейного дворика можно подняться к Девичьей башне – через Сад датского короля, мимо огромного изображения датского флага. «В XIII веке накануне решающей битвы, которую могли выиграть и эстонцы, датский священник молился за победу своих солдат, - рассказывает Денис Миронов. - И увидел на небе белый крест на красном фоне. Посчитав это добрым знаком, датчане собрали все свои силы и победили, белый крест на красном фоне стал национальным флагом Дании, позднее это изображение появилось на малом гербе Ревеля». Получившая свое название из-за того, что в ней обитали, по одной версии, девственницы, по другой – проститутки, Девичья башня служила когда-то тюрьмой для жителей Тоомпеа и… конюшней. Вообще, из 40 крепостных башен Ревеля на сегодня сохранилось 26. Уцелели также 1600 из 2300 метров крепостной стены, а также часть соединяющего башни «крестного хода». Ну, а выполняющие сегодня декоративную функцию ниши возникали из соображений… экономии – материала на стены шло много. http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=43007&dd=2006-12-09&query= |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 06-04-2007 07:23 |
MODERATORIAL: Замок Тоомпеа (Вышгород) выделен в отдельную тему здесь Тоомпеа http://offtop.ru/castles/v16_351072__.php | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 07-04-2007 06:44 |
Территорией перед Михайловскими воротами чаще всего называли участок, располагавшийся между двумя воротами Карья (Скотными). Первые из них, исконные крепостные ворота с надвратной башней, которые находились на перекрестке улиц Мюйривахе и Суур-Карья, выглядели примерно так же, как сохранившиеся до наших дней ворота на улице Пикк ялг (Длинная нога). Название свое ворота Карья получили оттого, что через них ежедневно на выпас прогоняли стадо коров, принадлежавших горожанам. Построены ворота были в XIV веке. Но к концу XVIII века необходимость в них отпала, они разрушились и были со временем снесены. Именно ворота Карья одними из первых исчезли с плана города, а затем и из памяти горожан. В двадцатые годы прошлого столетия на их месте зиял лишь большой пролом в крепостной стене. Правда, сохранились предвратные укрепления с воротами в крепостном валу, вернее, низкий тоннелеобразный проход, они и были единственным доступом в город с той стороны. Ворота эти находились примерно на перекрестке нынешней улицы Георга Отса и Пярнуского шоссе (между Эстонским театром драмы и зданием суда). Поскольку настоящих ворот Карья больше не существовало, народ стал это сооружение называть по их имени, а русским оно было известно как Михайловские ворота. Сравнять крепостные валы - задача куда более сложная и трудоемкая, нежели снести надвратную башню, и потому ворота в крепостном валу просуществовали до 1849 года. Эти двое ворот и ограничивали участок «перед Михайловскими воротами» В свое время он представлял собой всего-навсего земляные укрепления, редут и внутренний двор с казармами; приземистыми складами и прочими довольно неказистыми постройками. Из всех этих сооружений, более всего, пожалуй, достойна упоминания старая водяная мельница, что стояла боком вплотную к крепостной стене сразу же за воротами, на том месте, где сейчас магазин «Арарат». Когда ворота развалились, мельница осталась и до конца столетия еще служила таллиннцам, как служила и раньше - на протяжении целых пятисот лет. Водяная мельница немыслима без пруда и без плотины. Для мельницы у Михайловских ворот таким прудом был крепостной ров, а плотиной - дорога, проходившая через ворота. http://www.gitelman.com/losttallinn/pered.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 15-04-2007 06:12 |
Как таллинская молодежь лазает по стенам http://oumnique.livejournal.com/407442.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 16-04-2007 04:21 |
Говорят, что самый красивый вид на Таллинн открывается с моря. Но и на тех, кто приближался к нему с суши, спускаясь по Тартуской дороге с крутых склонов Ласнамяги и направляясь к Вируским воротам, он мог лет 300 – 400 назад производить величественное впечатление. В начале 16 века крепостная стена с ее многочисленными оборонительными башнями еще просматривалась на большом протяжении, но сами Вируские ворота были тогда уже закрыты мощными предвратными укреплениями. В город путники попадали по боковому проходу, который шел продольно нынешней улице Вана-Виру. Участок перед Вирускими воротами представлял собой важный узел дорог. Тут сходились три тракта: Тартуский, Нарвский и Пярнуский. Позднее к ним добавилась четвертая большая дорога, ведущая в гавань – нынешний Морской бульвар. Правда, вокруг поначалу оставалось довольно пустынно. Кроме городского глинища, которое было в районе нынешнего отеля «Виру», и рыбных прудов ничего больше поблизости не было. Со временем, однако, сюда придвинулись городские укрепления – появились валы и рвы, а со стороны предместий подступили сады и огороды с приземистыми деревянными домишками. Четкие границы площадь обрела лишь в середине прошлого века, когда валы и рвы сравняли и заложили первые бульвары. В то же время (1873) определилась и западная граница Русского рынка. Перед прежним бастионом Вируских ворот было построено здание для пожарной команды. Оно стоит на своем месте и по сей день. Постепенно сложилась и сеть улиц, стекающих к Русскому рынку. С пуском конки в 1888 году были вновь открыты Вируские ворота, прорыт проход через бастион и тем самым обеспечено прямое сообщение с улицей Виру; а чтобы получить выход к Новому рынку, вдоль южного края бастиона была продлена улица Яани (ныне Пярнуское шоссе) . Бульвары у Русского рынка стали появляться в середине прошлого века, когда закладывалось единое бульварное кольцо вокруг Старого города. История бастиона перед Вирускими воротами уходит корнями в XV век. На протяжении двухсот лет его без конца укрепляли, надстраивали, отодвигали от ворот. А когда ворота вновь были открыты, продолжение улицы разрезало бастион надвое. Оставшаяся к северу часть укреплений исчезла в дальнейшем под и за домами на улице Виру; тут недавно устроена небольшая концертная площадка – Бастионный сад. Южная часть несколько лет стояла нетронутой. Затем городские власти приказали немного срыть горку и создать на ней парк. В 1886 – 1889 годах здесь были посажены декоративные деревья и сооружена небольшая беседка; на восточном краю построили лестницы и внизу перед ними разбили цветник с фонтаном. В народе это место получило романтическое название Мусумяги – Поцелуева горка. Две сохранившиеся башни передних ворот Виру были отремонтированы, и в придачу к ним построена еще и третья башня на улице Валли. Эта декоративная новая башня пострадала, правда, во время последней войны, однако к радости туристов ее быстро восстановили. Так она там и стоит поныне, эта частица псевдосредневековья. http://www.gitelman.com/losttallinn/toppage4.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-04-2007 02:42 |
Много веков назад море доходило до Нарвского шоссе и площади Виру. Со временем, правда, береговая линия отступила к северу, однако еще в веке между восточной частью крепостной стены и заливом была, судя по всему, лишь узкая полоска суши, по которой и проехать-то толком было нельзя. Из гавани в город вели Морские ворота. У площади Виру в пределы городской стены попадали через проход в земляных укреплениях на месте нынешней улицы Вана-Виру. Поскольку через эти ворота был прямой выход на Нарвское шоссе, они назывались также Нарвскими. Их, правда, снесли еще в 1842 году, но наблюдательный человек может и сегодня разглядеть одну из их боковых опор у дома "ю 10 по улице Вана-Виру. Дорога к гавани (ныне Морской бульвар) была проложена лишь в середине прошлого века, тогда же, когда закладывались и другие бульвары вдоль пояса земляных укреплений. Поначалу тут не было никакой застройки. Между городом и бульваром шел ров, почти полностью заболоченный, поросший камышом и распространявший на всю округу зловоние. Ров, правда, постепенно засыпали, но делалось это весьма медленно. Еще в 1831 году местная газета писала: «Годами уже между садом Канутской гильдии и спиртовым заводом стоит незарытым старый канал, от которого исходит ужасающая вонь. Сие особенно неприятно для гуляющих, а также для ломовиков, приехавших на завод, череда коих бывает целый день стоит у канала». К тому времени с момента разбивки бульвара прошло уже добрых четыре десятилетия. В 1866 году магистрат продал первые 12 участков на месте срытых валов и засыпанных крепостных рвов в окрестностях Вана-Виру. Городские власти рассчитывали, что там будут возводиться красивые здания, которые украсят собой дорогу до Нарвского тракта. От прохода в земляных укреплениях перед Малыми Морскими воротами к Морскому бульвару вел длинный деревянный мост. Ворота снесли в 1887 году, на месте моста была построена дорога, а заболоченный крепостной ров еще лет десять служил свалкой для мусора. Окончательно его засыпали лишь к началу нашего века. В 1902 году туда на два десятилетия перебралась городская барахолка. После того, как в 1932 году через бастион Раннавярава пролегла новая дорога к Балтийскому вокзалу, весь этот район до бульвара Пыхья был благоустроен. Сейчас Морской бульвар заканчивается на бульваре Пыхья, а в старину он шел до самого моря. http://www.gitelman.com/losttallinn/toppage7.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 22-04-2007 06:24 |
Дорога к гавани шла через Большие Морские ворота. Через них в город поступали товары, через них прибывали заморские гости, так как основное сообщение с другими странами в прошлые века осуществлялось по морю. Великолепная панорама города открывалась еще с рейда: весь северный фасад высокой крепостной стены с множеством оборонительных башен представал перед глазами. Таким, как на известной гравюре Маттэуса Мериана, выглядел Таллинн в конце XVI века. Уже полстолетия спустя вид этот сильно изменился: перед стенами выросли бастионы и тенали, эскарпы, равелины, редуты и прочие укрепления французских наименований, которые, в конце концов, полностью заслонили собой городскую стену. И если вам когда-либо доведется услышать о кавальерах, то не принимайте их за бравых воинов-кавалеров вроде мушкетеров. Это всего-навсего уступы для пушек за бастионным валом. В конце "У11 века было возведено крупнейшее из земляных укреплений – бастион Сконе (ныне горка Раннавярава). Он был настолько высок и мощен, что когда валы по прошествии времени решили опять сравнять с землей, а рвы засыпать, на горку Раннавярава никто не дерзнул покуситься. Сперва на насыпи бастиона, конечно, ничего не росло, однако довольно скоро на ней начали появляться деревья. Их, – в том числе привезенные из Голландии липы – стали сажать на валах и бастионных горках уже в начале "У111 века. Поэтому, как только горка Раннавярава была вычеркнута из списка укреплений и передана городу (1867),она сразу же превратилась в излюбленное место прогулок горожан. Официально, правда, там ходить запрещалось: взрослые вытаптывали траву, а детям еще и грозила опасность свалиться в старый крепостной ров. В 1873 году в газете один из патриотов Таллинна восхищался великолепным видом, открывавшимся с прежнего бастиона на море и на красивые окрестности Таллинна от полуострова Копли до Виймси. В 1881 году бастион распланировали под парк отдыха, в 1887 году там были готовы ресторан с летним садом. Жители близлежащих домов, правда, пытались протестовать, мол, их прислуге больше негде выбивать ковры, однако их протесты никто не принял во внимание. В непосредственной близости от горки Ранна-вярава, на территории между нынешней Раннамяэ теэ и крепостной стеной в свое время находился так называемый Пушечный двор. Название свое он получил по мастерским и складам арткоманды, которые располагались возле крепостной стены. Когда для сообщения с Каламая стену в этом месте проломили, новая улица также была названа Сууртюки, то есть Пушечной. Территория, которую мы знаем сейчас как площадь Торниде (Башенная) некогда представляла собой довольно широкую, ровную луговину, на которой пасли свой скот насельницы расположенного рядом женского монастыря. Мощные бастионы должны были быть построены и здесь, однако их так и не возвели – прежде, чем что-либо успели сделать, время крепостей кончилось. В конце прошлого века город хотел отдать весь этот район под застройку, но желающих приобрести тут участок не нашлось – слишком сложно было ставить капитальные строения на мягком, насыпном грунте. Вот мы и подошли ко вторым большим воротам на северной стороне города – к Нуннавярав (Монастырские ворота). В свое время они были расположены по улице Нунне, там, где ныне только небольшой отрезок крепостной стены примыкает вплотную к склону Тоомпеа (Вышгорода). В то время это были одни из самых неприступных ворот города. Перед массивной четырехугольной надвратной башней находилось еще два высоких предвратных укрепления, кроме того, караульное помещение и ворота в валу. Проход, ведущий в город и из города, был узким, сумрачным и сырым. Пока им пользовались лишь жители Каламая и посещавшие корчму «Ломбак конн» («"Хромая лягушка») бюргеры, было еще ничего. Но с появлением в конце 1860-х годов Петербургской железной дороги они стали мешать развивающемуся дорожному движению в городе. И в 1868 году сильно обветшавшие и без того разрушавшиеся ворота продали на слом. В прошлом веке в Монастырских воротах и в соседних домах располагалась станция конной почты – начальный пункт сообщения со столицей и с другими губернскими городами. В одной из башен передних ворот жили гонцы, почтальоны и рассыльные. Во вместительных конюшнях и сараях стояло 30 – 40 лошадей; почтовых карет было десятка два. Эта немаловажная контора станционного смотрителя Аланда упоминается и многими посетившими Таллинн путешественниками в их путевых заметках. В Таллинне были и другие места, где содержали почтовую гоньбу для пассажирских линий в городе и между городами; но почта при Монастырских воротах была самой главной – по ней шли государственные депеши и ездили государственные чиновники. С появлением железной дороги конная почта стала утрачивать свое значение. Утратила свое значение и станция Нуннавярава. Снос Монастырских ворот не решил проблемы сообщения с Балтийским вокзалом: возникла необходимость открыть еще один проход в центр города. Так в 1896 году был сделан пролом в крепостной стене по улице Клоостри и построены самые новые и самые большие ворота Таллинна – Клоостривярав (также Монастырские). http://www.gitelman.com/losttallinn/newpage6.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 23-04-2007 06:14 |
В середине прошлого века таллиннец, выйдя из Монастырских ворот и миновав караульную, оказывался на перепутье: перед ним лежало три дороги. Левая вела через бывший Епископский выгон к началу Палдиского шоссе, прямая – в Копли, а правая в предместье Каламая. Вид на замок Тоомпеа в начале прошлого века.Авторы этой романтической картины-французкие художники Э.Ж..М.Хостен и В.В.Адам. Между бульваром и склоном Тоомпеа находится старый крепостной ров – ров Паткуля или пруд Шнелли. Первое из названий его пошло от редута Паткуля на южной стороне рва, а второе он получил по имени городского садовника Шнелля, дом и сад которого находились рядом. Пруд Шнелли, длина которого около полукилометра, представляет собой единственную сохранившуюся часть былой системы крепостных рвов. Вырыт он был в 1760-х годах, как к тому времени уже устаревший с фортификационной точки зрения элемент городских укреплений. Встарь на пруду катались на лодках, зимой здесь обычно действовал широко известный в городе каток с раздевалками и с буфетами. Горели разноцветные фонарики, играла музыка. Катание на коньках в те годы было и самым популярным зимним видом спорта. По редуту Паткуля получила свое название и сооруженная в 1903 году лестница, обеспечившая прямое сообщение между Тоомпеа и железно - дорожным вокзалом. Наверху лестница оканчивалась воротцами, которые были открыты с 8 часов утра до 5 часов вечера. Чтобы те из горожан, которые не имели часов, понапрасну не взбирались наверх, над лестницей был флажок, показывавший, открыты еще воротца или уже закрыты. Вторая лестница, соединяющая Тоомпеа с Нижним городом, была построена у противоположного конца рва много позже – в 1963 году. Склоны по берегам пруда поначалу были пустынны и сдавались в аренду под покосы и выгоны. Даже после сооружения лестницы Паткуля часть территории между Балтийским вокзалом и склоном Тоомпеа была обнесена изгородью, чтобы люди не вытаптывали траву. Газета «Театая» в 1903 году отмечала: «Если у магистрата достанет решимости и доброй воли и далее заботиться о красоте города, очистить зловонный крепостной ров и превратить покосы перед вокзалом в парк, то за Монастырскими воротами мы будем иметь красивый уголок, который по достоинству можно будет назвать жемчужиной Таллинна». Вопрос был, однако, не столько в решимости городской управы, сколько просто в деньгах. Понемногу все же благоустройство окрестностей пруда проводилось, и не знаю, как уж там с жемчужиной, но приятным местом для прогулок они действительно стали. Ныне пруд »Шнелли с окружающими его зелеными насаждениями мы называем Тоомпарком. Для впервые приезжающих в Таллинн он как бы визитная карточка города. http://www.gitelman.com/losttallinn/newpage7.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 24-04-2007 04:12 |
Так назывался в свое время прилегающий к городу конец Палдиского шоссе. Он шел к западу, извиваясь между садами и приземистыми домишками, узкий и глинистый, почти непроходимый в период весеннего и осеннего бездорожья. Участки по его сторонам образовывали предместье Тоомпеа, на которое не распространялись ни приказы, ни запреты таллиннского магистрата. Ходит несколько легенд относительно того, откуда пошло название Кассисаба – Кошачий хвост. Если сравнить Тоомпеа с большой уютно свернувшейся кошкой, то Палдиское шоссе вполне может сойти за ее хвост. Правдоподобнее все же другая версия: в системе укреплений XVII -XVIII веков мощные форты на углу земляных валов у немцев назывались «Каtzе» (кошка). Дорогу же, идущую от такого укрепления, называли обычно «кошачий хвост» (Каtzеn-schwanz). Готский редут, построенный при шведах на северной стороне Тоомпеа, как раз и был одним из таких фортов. Со временем немецкие термины были вытеснены более изысканными французскими, «кошки» уступили место кавальерам, но хвост остался хвостом и из разговорного языка не исчез даже после сноса редута. Позднее название Кассисаба утвердилось за всем населенным участком предместья Тоомпеа. Фальк пообещал за один месяц проложить новую дорогу от Тоомпеа до начала Палдиского шоссе. Для этого нужно было прокопать западную часть Шведского бастиона, сравнять перед ним валы и засыпать крепостные рвы. Зальца же легкомысленно заявил, что если Фальк со своей дорогой уложится в срок, он, Зальца, за свой счет построит другую дорогу, от Тоомпеа до ворот Харью. Фальк справился с задачей менее чем за месяц, и дорога была открыта для движения в ноябре 1856 года. Через несколько лет обещанное построил и Зальца (ныне Комендантская дорога). По другую сторону посаженного Фальком бульвара, у высоких стен Шведского бастиона, раскинулся в конце прошлого века еще один парк. В 1865 году здесь начали засыпать и осушать заболоченный крепостной ров, в общей сложности сюда было завезено 50 тысяч возов мусора и земли. Между улицей Висмари и Шведским бастионом образовалось хорошо укрытое от ветров пространство, на котором заложили дендрарий. Саженцами отсюда снабжали все остальные сады и скверы Таллинна, а также парки окрестных мыз. Еще и сейчас там, в наследие от былого сохранились любопытные виды деревьев, несмотря на то, что суровые зимы за сто с лишним лет многое отселектировали. В наши дни это место зовется Хирвепарк – Олений парк. Название свое оно получило от находившегося там какое-то время перед войной вольера с оленями. Несколько лет уже после войны стояла там и скульптура Яана Коорта «Косуля». Лани перевелись, скульптуру вернули на улицу Нунне, а название осталось. http://www.gitelman.com/losttallinn/newpage1.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 25-04-2007 07:24 |
Во время строительства укреплений в конце века, когда были сооружены Шведский и Ингерманландский бастионы и перед ними выкопан широкий крепостной ров, между бастионами через последний был, перекинут длинный, 12-метровый деревянный мост, один конец которого упирался в Висмарский равелин (примерно на месте нынешней улицы Висмари), а другой вводил через ворота в валу за земляные укрепления Тоомпеа. Ворота эти назывались двояко, в зависимости от того, кто с какой стороны на них смотрел: для жителей Тоомпеа это были Рижские ворота, а для всех остальных – Домские. К середине прошлого века мост обветшал настолько, что ездить по нему стало нельзя, и в 1858 году его снесли. Примерно тогда же сравняли земляные валы перед Тоомпеа и убрали ворота. http://www.gitelman.com/losttallinn/toppage21.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 26-04-2007 07:09 |
Среди семи городских ворот вроде бы и нет ворот с таким названием. Даже люди старшего поколения с сомнением качают головами, – нет, не помним. Однако Кузнечные ворота когда-то существовали, так же, как была в городе и Кузнечная улица, давшая им название. Только под таким названием их знали в основном горожане из немцев. Поскольку через эти ворота шла главная дорога на Харьюмаа и на Пярнумаа, среди простого народа их называли воротами Харью. вспомните, что примерно на этом самом месте 450 лет назад понес наказание один из самых могущественных дворян Эстонии – понес за то, что посмел пойти на конфликт с Таллинном. Впоследствии в народе родилась легенда, что именно из-за этого беспрецедентного случая ворота. Харью были вскоре (1538) замурованы и лет 230 ими никто не пользовался. Все же это только легенда, ибо ворота закрыли ввиду переустройства системы оборонительных укреплений города. Территория за Харьюскими или Кузнечными воротами не застраивалась до прошлого века. Хотя фортификационные работы тут велись постоянно – возводились земляные укрепления, рылись рвы. Ворота были снова открыты в 1767 году (получив тогда же название Новые). Обводную стену, казавшуюся некогда такой мощной и высокой, к тому времени почти полностью заслонили крепостные валы. Из четырех створчатых ворот Харью при подъезде к городу видны были лишь наружные ворота в крепостном валу. Перед Тоомпеа возвышались два мощных бастиона – Шведский и Ингерманландский, перед которыми, согласно правилам, должна была простираться эспланада – трехсотметровой ширины открытое пространство до полдлины, примерно, улицы Барбары (ныне ул. Роозикрантси) . К сожалению, нужно признать, горожане не очень придерживались правил. Со временем на эспланаде появились огороды, а потом и дома, в которых жили летом таллиннские бюргеры. К 19 веку вся территория от земляных укреплений и до нынешнего Пярнуского шоссе, даже дальше, была разделена на участки и застроена. Во второй половине прошлого века весь. Комплекс Харьюских ворот был снесен – сперва передние ворота и проход через крепостной вал (1862 – 1867), а затем и высокая надвратная башня (1875) . Некоторое время (до 1881 года) простояла еще находившаяся между воротами водяная мельница, на месте которой впоследствии был построен четырехэтажный жилой дом. Довольно-таки пестра была и история Ингерманландского бастиона или, иначе говоря, горки Харью (Харьюмяги). До середины прошлого века это было весьма заброшенное место, да и небезопасное для ходьбы,поскольку никаких ограждений или перил тут не имелось. Не было даже более или менее приличного подъема со стороны ворот Харью. Положение упростилось, когда в 1861 году была построена Комендантская дорога. А еще через год бургомистр Г. Майер взял на себя заботу благоустроить бастионную горку; на Харьюмяги проложили дорожки для прогулок, начали строить павильон. В 1865 году стараниями Майера была сооружена лестница, связавшая Комендантскую дорогу с началом улицы Харью; еще в начале нашего века ее называли по его имени. Вначале лестница была уже, чем сейчас, расширили ее в 1890 году. В 1907 году бутовые ступени заменили гранитными. В свое время Майер велел украсить лестницу восемью декоративными керамическими вазами. В то время как на Харьюмяги вовсю уже работал парк развлечений, окрестности бастиона оставались все еще неухоженными; крепостные рвы использовались под городскую свалку. Правда, в 1860-х годах начали прокладывать Карловский бульвар, но в 1867 году там еще пасли коров. К началу нашего века крепостной ров, наконец, засыпали и сровняли с землей. Магистрат распорядился построить там теннисные корты и в 1905 году они были готовы. Кроме тенниса на этих площадках можно было играть и в весьма популярную в то время игру на траве – в крокет. Тремя годами позже на месте бывшей свалки появилось еще одно спортивное сооружение – гимнастический зал Домской школы. Другая горка, через дорогу – Шведский бастион – вынуждена мириться с куда более скромной ролью. На ней, правда, тоже разбили парк, но единственное, чем она могла завлечь посетителей, была скульптура А. Вейценберга «Линда». Скульптуру эту, установленную в 1920 году, не задели никакие исторические перемены. http://www.gitelman.com/losttallinn/toppage3.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 27-04-2007 07:00 |
В .непосредственной близости от Петровской площади находилось и другое сооружение, возраст которого датируется средними веками, – колодец Карьякаэв. В 1536 году купец Зеельхорст в своем завещании отказал 400 марок на устройство водовода в город от журчащего на нынешней ул. Татари родника. По техническим причинам провести водовод под крепостной стеной не удалось, и он, поэтому питал водой только общественный колодец на месте нынешнего Мореходного училища. Сперва на источнике поили скот, который пасли на городских выгонах, однако поскольку вода этого источника была очень вкусной и чистой, наиболее богатые горожане велели доставлять ее для питья. http://www.gitelman.com/losttallinn/toppage5.htm |
|
Ингерманландец великий магистр Группа: Участники Сообщений: 792 |
Добавлено: 11-05-2007 03:41 |
Ревель во времена шведского владычества: |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 11-05-2007 04:30 |
Ингерманландец, большое-пребольшое спасибо за столь интересную информацию в разных разделах форума! Завтра буду читать все на спокойную голову. А это изображение я видела только черно-белым, поэтому в цвете оно вдвойне интересно! |
|
Ингерманландец великий магистр Группа: Участники Сообщений: 792 |
Добавлено: 12-05-2007 21:20 |
Спасибо, Рената, за добрые слова. Рад, что доставил Вам удовольствие. Кстати, забыл дать обратный адрес старинного цветного изображения Ревеля. Спешу исправиться: http://www.kolumbus.fi/bjorn.corander/historia/kronika-norden.htm Там есть еще немало интересного... |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 06-06-2007 04:03 |
Путеводитель говорит: "В средние века в город можно было попасть только через одни из шести ворот, поскольку весь Нижний город был опоясан городской стеной длиной 2,5 км, толщиной 2,5 метра и высотой 15-16 м. В наше время сохранилось только три четверти стены и 20 оборонительных башен из 48". Вот-вот, 20 оборонительных башен!!! И как я большую часть этих башен умудрилась проигнорировать и не запечатлеть - ума не приложу!!! Вот для начала Большие Морские ворота, которые в средние века открывали путь в порт. На воротах - высеченный из камня герб города, а рядом - бок башни Толстая Маргарита. http://yasczerka.livejournal.com/19153.html http://yasczerka.livejournal.com/16643.html http://yasczerka.livejournal.com/16112.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-07-2007 06:34 |
Картина латышского художника Вильгельма Пурвитиса (Пурвита) "Ревель солнечный" 1906 г., холст, масло, 35,5х52,8 http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/lv320.htm |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 15-08-2007 06:15 |
Некоторые фото стен можно увидеть тут: http://edel.livejournal.com/79834.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 02-10-2007 07:33 |
Панорама Таллина http://abu13.livejournal.com/272643.html | |
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 17-11-2007 03:19 |
Башни Таллина на фото отсюда: http://valdep.livejournal.com/10957.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 18-11-2007 02:54 |
Башни Таллина (фото) http://users.livejournal.com/tasja_/55753.html | |
Ингерманландец великий магистр Группа: Участники Сообщений: 792 |
Добавлено: 03-01-2008 01:58 |
Вторая мировая война. Вид на Таллин с моря. Фото из альбома немецкого моряка, датированные маем 1943 года: Отсюда: http://www.tradera.com/Krigsmarine_Urkund_dokument_och_fotoalbum-auktion-50248183 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 15-01-2008 06:25 |
Ревель. Общiй видъ: http://retromoscow.livejournal.com/45603.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 20-01-2008 05:57 |
Немного фотографий старого Таллина http://paulus.baznica.info/2008/01/19/progulka-po-staromu-tallinnu/#more-32 |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 08-02-2008 05:28 |
Старые изображения: Толстая Маргарита http://www.hot.ee/erodina/tallinn/tallinn-02.html Ворота Виру http://www.hot.ee/erodina/tallinn/tallinn-03.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 10-05-2008 03:52 |
После этого мы отправились осмотреть башню Кик-ид-де-Кек, экспозиция которой рассказывает о средневековой истории Таллинна и городских укреплений. На фотографии - верхний (смотровой) этаж башни. Сам Морской музей расположен в башне Толстая Маргарита, выходящей на порт. Экспозиция очень интересная http://it-moscow.livejournal.com/32460.html |
|
Рената Великий магистр Группа: Администраторы Сообщений: 30442 |
Добавлено: 19-06-2008 05:05 |
Башни Таллина на фото: http://kappa.ac93.org/~mama/2008/may/Baltic/trip/4088.html http://kappa.ac93.org/~mama/2008/may/Baltic/trip/4095.html http://kappa.ac93.org/~mama/2008/may/Baltic/trip/4152.html http://kappa.ac93.org/~mama/2008/may/Baltic/trip/4049.html |
Страницы: << Prev 1 2 3 Next>> |
средневековые замки / Эстония замки разные / Таллин: городские стены и башни |