Ретрофутуризм и футурология в архитектуре и литературе

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / Ретрофутуризм и футурология в архитектуре и литературе

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-12-2006 04:31
Ретрофутуризм - это представление людей прошлого о жизни, которая возможна в будущем. Например, известная фраза (даже - лозунг) хрущовско-брежневского периода: "Советские люди в 2000 году будут жить при коммунизме!" - это и есть для нас типичный ретрофутуризм!

Некоторые товарищи склонны считать ретрофутуризм - кинематографическим или же литературным стилем. Отвечаю: фигня не правы те, кто... Ибо всё это уже имеет название - фантастика. Но то, что для Ефремова - фантастика, для нас уже ретрофутуризм.
Ну, самым известным ретрофутуристом эпохи Ренессанса считается Леонардо да Винчи. Практической пользы от его мечт не было никакого, но художник всё равно устремлялся.

В XVIII веке началась эра "повсеместного изобретения велосипеда", а с электричеством не баловался только ленивый. Например, Людовик XV не баловался. Зато его придворные архитекторы - Клод Леду и Этьен-Луи Булле мечтали о большем, нежели строить павильончики для мадам Дюбарри.

На картинке - идеальное кладбище будущего с точки зрения К.Леду. При дворе Людовика применения не нашло, зато по недосмотру появилось на планете Плюк (последний выдох господина ПЖ).
Это не кинотеатр эпохи постконструктивизма (1932-1936гг). Это тоже вышеозначенные мастера эпохи рококо нарисовали. Да не построили. Потому что этим Людовикам нужно было исключительно рококо.

Тоже XVIII век, и тоже смешно. Потому что это - домик садовника, который даже щас воплотить сложновато...

http://zina-korzina.livejournal.com/192504.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-02-2007 06:48
"Дома для районов Крайнего Севера". Журнал "Техника - молодёжи". 1963 г.
http://zina-korzina.livejournal.com/202895.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-07-2007 03:35
Представим себе, что все человечество вдруг каким-то образом погибает или исчезает с лица Земли. Как скоро исчезнут все признаки существования человечества, как будет происходить процесс распада материальной культуры человека? Именно об этом рассказывает книга Алана Вайсмана «Мир без нас» (“World Without Us” by Alan Weisman), преподающего в Университете Аризоны. Что разрушится сразу же, что через год, а что сохранится через миллион лет? Вайсман дал интервью журналу «Scientific American», в котором он рассуждает на эти темы. Весь процесс также проиллюстрирован временной шкалой, на которой показано, как будет разрушаться Нью-Йорк без присутствия человека.

2 дня после исчезновения людей
Без постоянной откачки, метро Нью-Йорка полностью заполняется водой.

7 дней
Ядерные реакторы воспламеняются или плавятся, так как перестают работать их системы водяного охлаждения.

1 год
Трескаются тротуары, так как проникшая в их щели вода замерзает и тает.

От 2 до 4 лет
В Нью-Йорке и других городах растрескавшиеся улицы покрываются травой и деревьями, чьи корни дальше ломают тротуары и разрушают уже поврежденную канализационную систему.

4 года
Без тепла дома и офисы становятся жертвой циклического замораживания/размораживания и начинают разрушаться.

5 лет
К этому времени большая часть Нью-Йорка может выгореть, так как удар молнии в несобранные сухие сучья в Центральном парке может легко послужить началом катастрофического пожара.

20 лет
Множество ручьев и болот образуется на Манхэттене, так как разрушенные улицы заполняются водой.

100 лет
Крыши почти всех домов провалились, ускоряя процесс разрушения зданий.

300 лет
Висячие мосты Нью-Йорка обвалились. Однако арочные мосты, особенно те, которые построили, чтобы по ним шли поезда, могут простоять еще несколько сотен лет.

500 лет
Весь Нью-Йорк покрыт дремучими лесами.

5000 лет
Так как оболочки ядерных боеголовок коррозировали, радиоактивный плутоний-239 проникает в окружающую среду.

Свыше 15000 лет
Остатки последних каменных зданий на Манхэттене падают под напором надвигающихся ледников, в то время как начинается новый ледниковый период.

http://mi3ch.livejournal.com/1157319.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-08-2007 05:10
В детстве, поначитавшись книжек, я представляла себе какой-нибудь 2000 год /или 2007, один фиг/ так: всё металлического цвета, повсюду яйцеголовые инопланетяне с дружественными визитами, под водой целые города, над городами летают тарелки, а половина населения Земли улетела на Марс.

Я и сама на Марс собиралась. Планировала жить в красных тонах, в полом шаре, обставленном изнутри по последнему слову хай-техники. Шар был утыкан снаружи железными штырями и на этих штырях мог кататься из одной области Марса в другую. А штыри нужны были для того, чтоб сохранять устойчивость на поверхности планеты.

http://community.livejournal.com/76_82/3022567.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-08-2007 04:18
Любила я полистать в 80-х одну книжку. Большую такую с твердой синей обложкой. Называлась она "Наперегонки со временем или Мир принципиально возможных чудес". Автор - Захарченко. Издательство "Детская литература". Для старшего школьного возраста. Год издания - 1982.
В книжке было много репродукций картин художников-фантастов и тексты писателей-фантастов. Точно помню, что был текст Айзека Азимова. И еще какой-то фантаст в конце книги расписал будущее по годам, до начала XXI века.

http://community.livejournal.com/76_82/3027366.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 22-09-2007 19:39
Футурология
(от латинского futurum – будущее и ...логия – наука)
В широком значении – совокупность представлений о будущем Земли и человечества.
В узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики.

Немного истории
Термин "Футорология" предложил в 1943 немецкий социолог О.Флехтхейм в качестве названия некоей надклассовой "философии будущего", которую он противопоставлял идеологии и утопии. В начале 60-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле "истории будущего", "науки о будущем", ориентированная на познание перспектив всех явлений, и прежде всего, социальных.

Однако отсутствие у понятой таким образом Футурологии собственного предмета и ограниченность понимания будущего по аналогии с прошлым выявило несостоятельность данного подхода, что к концу 1960-х привело к практическому выходу такого значения термина "Футурология" из употребления. На смену ему пришла трактовка Футурологии как комплекса широко понимаемого социального прогнозирования (тесно взаимосвязанной совокупности прогностических функций общественных наук и прогностики как науки о законах прогнозирования). С 1973 существует Всемирная федерация исследований будущего, в которую входит ряд прогностических научных обществ, в том числе Исследовательский комитет по Футурологии Международной социологической ассоциации.

В Футурологии можно выделить несколько течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 1960-х преобладающим в западной Футурологии было технократическое направление Футурологии, апологизировавшее научно-технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем. Данным направлением была выдвинута концепция "постиндустриального общества", трактовавшая перспективы развития человечества со сциентистских позиций [Д. Белл, Г. Кан (США), Р. Арон, Б. де Жувенель (Франция)]. Представители реформистского течения доказывали необходимость "конвергенции" капитализма с социализмом [Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), И. Галтунг (Норвегия)], леворадикального – неизбежность катастрофы "западной цивилизации" перед лицом научно-технической революции [А. Уоскоу (США) и др.].

С конца 60-х гг. Ф. переживает кризис. В начале 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности "глобальной катастрофы" при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом сложном, апологетическом по своей сути течении приобрёл т. н. Римский клуб, включающий видных западных учёных, политиков, бизнесменов. По его инициативе развернулось "глобальное моделирование" перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. При этом участники этих исследований разделились на два основных направления: "экологического пессимизма" (Форрестер, Медоуз, Р. Хейлбронер), прогнозирующего негативные последствия наличных перспектив развития человечества, и научно-технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель), обосновывающего возможность реализации позитивных потенций технологического развития. (По материалам Энциклопедии социологии и Большой советской энциклопедии)

Диапазон проблем изучаемых футурологией необычайно широк. Главные из них лежат в сфере глобальных процессов. Исчезновение озонового слоя, перспектива глобального потепления, гибель огромных массивов тропических лесов…

Являясь "наукой о будущем", ориентированная на познание перспектив происходящего, футурология должна занимать важнейшее место в жизни общества, однако эта необходимость пока в полной мере не осознана.

Вряд ли сегодня кого-то удивит тезис о том, что не бытие определяет сознание, а пассионарное высокое сознание строит бытие. В этом контексте находит свое место и тезис о ДЕТЕРМИНАЦИИ НАСТОЯЩЕГО БУДУЩИМ, согласно которому мир имеет вполне конкретную и реальную цель, а вся история человечества, это не набор случайных событий, а закономерное и строгое следование к этой сверхдолгосрочной цели.

Но будущее пластично, оно создается усилиями людей, которые, будучи сознательными соучастниками и сотворцами этого уникального процесса, становятся субъектами истории.
http://inductor1.ucoz.ru/publ/28

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-10-2007 03:06
Как представляли себе 2000-й год французы сто лет назад: http://fima-psuchopadt.livejournal.com/1534117.html

Заодно напомню про аналогичные немецкие открытки: http://paleo-future.blogspot.com/2007/04/postcards-showing-year-2000-circa-1900.html
(ну или вот: http://www.liveinternet.ru/users/vinokyr/post37550987/)

Собственно, вот блог полностью посвящен палеофутурологии - в первую очередь прогнозам, которые не сбылись: http://paleo-future.blogspot.com/ Очень даже рекомендую англочитающим гражданам по нему поползать, там много интересного. Например, еще в 1979 году утверждалось, что Олимпийские игры в 21 веке будут проводить не в Сочи, а на Луне.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-10-2007 00:55
Колумбарий
Ломаем стереотипы. Здание нового типа для вечных целей.

http://community.livejournal.com/ru_architect/239469.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 27-11-2007 18:45
По этой ссылке большая подборка художественных картинок времен СССР про будущее и космос. Трафа немало
http://www.darkroastedblend.com/2007/11/retro-future-to-stars.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-12-2007 04:19
Вместе с тем, и тогда жили люди, которым тоже хотелось новенького, необычненького - и они выдумывали Светлое Будущее. В XVIII веке образованный народ был охоч до утопий и наивного конструктивизма. Уставшие от вычурной и манерной жизни, люди видели в будущем воплощение идеалов чистоты, простоты и каждодневного созидания.

Придворный архитектор Людовиков XV и XVI - Клод Леду верил, что люди будут жить в его домиках!!!

Аскетизм среди идеальной (возделанной человеком!) природы, простая одежда, простая еда, жена - не пилит, дети - не орут (жёны - общие, детей воспитывает государство). В общем, дом-коммуна имени товарища Бухарина, 1925 год, один примус на три "отсека" и шамовка в вегетарианской столовой.

http://zina-korzina.livejournal.com/235073.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-12-2007 06:10
Ретрофутуризм http://community.livejournal.com/retro_futurism/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-12-2007 05:45
Будущее биоархитектуры.
Вероятно в терминах, как и в жизни бионика или биоархитектура были в 60 годы.
Но более 100 лет назад строил В.Г.Шухов и сегодня его идеи сетчатых конструкций уже на уровне молекулы ДНК-РНК находят свое воплощение в пока малых арх.формах. На сайте www.bfi.org можно найти слово биомимика. Это наше будущее. Биоархитектурой занимался К.Э.Циолковский а, Вернадский дал фундаментальное определение биоархитектуры-биосферы.
В его Записках натуралиста можно прочесть в чем разница между костным и живым пространством. На тему связи архитектуры и генетики можно посмотреть http://drop-connection.blogspot.com
http://gallery.takingitglobal.org/JURI
Если есть связи и проекты начиная от Г.Крутикова и В.Шухова до Н.П.Мельникова, Савельева и Мухина, прошу дополнить, а то все FULLER да FOSTER.

http://community.livejournal.com/buntarh/47403.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 14-12-2007 17:27
Сайт, где представлены работы немецких художников-ретрофутуристов
http://www.retro-futurismus.de

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 19-12-2007 10:39
Futuro - эллипсоидные дома http://www.arcspace.com/books/tomorrows_house/


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-12-2007 04:59
Недавно открыл для себя замечательного художника, дизайнера и иллюстратора Артура Радебо (Arthur Radebaugh).

Он родился в 1906 г. и, еще совсем молодым, как и многие художники того времени, начинал рисовать в стиле ар-деко. Сам он называл некоторые свои работы «серединой между научной фантастикой и современным дизайном».

Он рисовал для журналов, компаний, производящих разнообразную технику. Им было по вкусу его творчество. И мне кажется, что он рисовал от души: между войнами было время, когда будущее казалось таким привлекательным и многообещающим, а наука и техника стремительно шли вперед.

В Чикагском Институте Искусствоведения он впервые начал экспериментировать с аэрографом и совершенствовал мастерство, рисуя для коробочек с конфетами. Его работа заинтересовала одного предпринимателя, и он предложил юному художнику взять его агентом. Вероятно, оба были удивлены, когда тот продал один из рисунков футуристического автомобиля в стремительно развивающийся журнал «MoToR Magazine» за 450 долларов. Это было в 1935 г.

Эта иллюстрация была сделана в 1937 г. Здания в стиле ар-деко и изгибающиеся мосты стали визитной карточкой художника.

Вскоре он перешел на чисто коммерческие иллюстрации, и, будучи уже известным художником, стал рисовать для ведущих журналов. Его технический дизайн был таким же великолепным, как и архитектурный. Он брал за основу форму предмета, и, продолжая его очертания, делал его более элегантными, функциональными и, одновременно, в чем-то фантастическим.

Оформленная им в 1939 г. брошюра для автомобиля «Dodge Luxury Liner» дала ему дорогу в автомобильную индустрию, где открылось много возможностей.

К нему пришла известность, редакторы и издатели стали уважать не только его самого, но и его стиль работы аэрографом. Ведь аэрограф, или «воздушная кисть», появившись в начале XX в., долгое время не был востребован в среде редакторов и издателей, и Радебо стал одним из тех, благодаря кому этот стиль стал популярным.
Возрастающая потребность его работ в автомобильной индустрии привела его в Детройт – столицу автомобилестроения.

Иногда его работы называют ретро-футуризмом, в них легкость и изящество ярких цветов сочетаются с прогрессивными идеями, некоторые из которых, по правде говоря, граничат с фантастикой

Интересно наблюдать, как стиль художника изменился в послевоенное время. От гламурного и четкого авангардизма ранних работ он переходит к эффектному мультипликационному стилю, более простому по содержанию и более оптимистичному и веселому в своих цветах.

Коллеги, в свою очередь, отзывались о нем как об отшельнике, но, в то же время, как о добром и мягком человеке, который умел быть заметным. Когда он возвращался из деловой поездки в Нью-Йорк они могли его увидеть с моноклем в глазу и в странной шляпе.

Meteor Train

Несмотря на фантастические темы, он всегда интересовался новостями науки, и это находило отражение в его работах и даже в методах работы. Вот, например, эта фотография была напечатана в журнале LIFE с заголовком "Детроец рисует в темноте флуоресцентными красками". Радебо всегда нравился "blacklight medium" (это такой специальный экран, придающий окраску попадающим на него от источника него световым лучам). На этой фотке он как раз рисует портрет своей модели (которая была всегда рядом с ним) распыляя флуоресцентную краску.

Он постепенно сделал себе имя не только как иллюстратора, но как дизайнера, проектирующего новые модели для жилья, работы и, конечно же, отдыха на пляже. Вот этот великолепный отель был нарисован в 1948 г., потом он его немного перерисовал в 1958 для своей новой серии под названием «Ближе, чем мы думаем» («Closer than You Think»). Рисунок был прокомментирован так: «Менеджер отеля уже высматривает вертолет приземляющийся на площадку для авиа гостей, которые, в свою очередь, следуют в прилегающий к аэродрому на крыше сад, в то время как робот паркует их "ласточек"».

В 1957 г. Радебо нарисовал последнюю иллюстрацию для «MoToR Annual», и через год вступил на новую ступень творчества: в качестве основного и полностью востребованного иллюстратора будущего...

http://community.livejournal.com/retro_futurism/70754.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-12-2007 04:52
Ретрофутуризм - американские города в воздухе
http://community.livejournal.com/retro_futurism/72075.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-02-2008 02:51
Утопия Жака Фреско
сканировала из журнала "Высотные здания"
Жак Фреско, используя передовые достижения науки и техники, стремится постоить город будущего таким, каким его видят многие, но немногие, мечтая, хотя бы пытаюся претворить утопию в жизнь. Сколько разговоров было и будет о "Солнечном городе", в котором все в гармонии, но всегда на одного мечтателя наудется толпа скептиков, которые возводят Солнечный город в ранг метафизики и опускают идеи до уровня сказок Носова, а подобных Жану Фреско нарекают Винтиком и Шпунтиком.
Но ведь это же вполне реально. Ведь и колесо, и зажигалка, гармоничные внутри самих себя, изобретения, к нам когда-то пришли из Эйдоса

http://community.livejournal.com/retro_futurism/89135.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-04-2008 02:56
О роботах из 1965 года
http://mi3ch.livejournal.com/1300888.html
http://blog.modernmechanix.com/2008/04/10/youll-own-slaves-by-1965/


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-05-2008 03:13
Взгляд из 1900 года - еще немного французского 2000 года
http://mi3ch.livejournal.com/1320731.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-06-2008 03:58
О научной фантастике и технике
Интересно, что практически ни один из н/ф прогнозов не сбылся. В смысле - техническая часть (иногда) реализовывалась, но сравнение описания и результата всегда вызывает улыбку. Почему? Потому что любое серьёзное техническое решение приводит к тому, что у человека появляется новая форма действия. Не новый метод сделать старое действие - а новое действие. Как результат, общество адаптируется к новым возможностям - и получившееся просто не сравнимо с ожидаемым результатом (просто потому, что поменялись цели, достигаемые техническим решением).

http://a-xuili.livejournal.com/3667424.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-07-2008 04:47
Дисней и ретрофутуризм http://spyhunter007.com/disneyland_monsanto_house.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-01-2009 06:15
Архитектурная фантастика
Артур Владимирович Скижали-Вейс http://www.skizhali-veys.architektor.ru/

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 17-01-2009 20:21
Ушедший год глазами 1968-го http://www.openspace.ru/society/world/details/7261/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-01-2009 06:15
Во многих проектах по освоению Луны и Марса говорится о том, что на планетах будут построены здания (а то и целые комплексы), но никто особо не уточняет, а из чего будут сделаны стены? Ведь привезти с Земли все стройматериалы не получится. Специалисты из политехнического института Виржинии (Virginia Tech) нашли ответ на этот вопрос.

Конечно же, реголита (лунного грунта) у научной группы под руководством Эрика Файерсона (Eric Faierson) не было, поэтому в качестве замены учёные использовали вулканический пепел, перемешанный с различными минералами и базальтом.

В ходе эксперимента искусственный реголит и алюминиевая пудра были смешаны и помещены в тигель. Нагревание смеси до 1500 °С привело к началу экзотермической реакции самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС). В результате получились монолитные блоки (13 x 6,5 x 2,5 сантиметра, весом 57 граммов), необходимые для строительства жилища по типу иглу. Отдельные его составляющие не надо скреплять цементом или гвоздями.

"Лунные кирпичи" студенты исследовали на твёрдость и выяснили, что по стойкости к внешнему воздействию образцы почти не отличаются от бетона (один квадратный сантиметр поверхности выдерживает нагрузку в тысячу килограммов).

http://www.membrana.ru/lenta/?9031

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-02-2009 02:32
Транспорт и жилище будущего

Часто в тематических сообществах задают вопрос "В каком доме вы хотите жить?". На сегодня, по меньшей мере, есть два требования: полная автономность электричества и тепла. А бумажный дом, остывающий на 1° в сутки при минус 15° — это круто! Причем модули из макулатуры для него делает небольшой станок. Лучше и дешевле пенопласта.

Пусть развиваются солнечные батареи, фотоэлементы и т.д. Еще надо научиться управлять структурой материалов: т.е. никакие стеклянные окна больше не нужны — ведь можно в любом месте сделать одностороннюю прозрачность или перекрасить в любой цвет. Стены будут тоньше, прочнее, с самоочищающейся поверхностью. В идеале они должны представлять из себя мембрану, которая может впитывать свет, звук, воду, давление и т.д. Допустим, дом через стены зарядился энергией, а излишек тут же начал отдавать в мировую сеть по воздуху как предполагал Тесла. Или пошел дождь, а стены воду впитали, очистили, нагрели и т.д.

Люди внутри дома ходят, двери открывают — эту энергию тоже можно сохранять.

Вообще вся техника должна иметь функцию самозарядки от света и подключение к энергетической сети.

Для транспорта много концептов, есть очень интересные. Несомненно, электромобиль очень скоро станет массовым. В конструкции колеса и салона тоже будет много изменений. Наверно, отпадет нужда в смазочных материалах и охлаждении.

Через некоторое время понятия автомобиль, летательный аппарат и подводная лодка объединятся. Немного погодя любое жилище тоже сможет самостоятельно перемещаться.

Кстати, однозначно появится "Материал № 1" с возможностью имитации любой поверхности — основное сырье для одежды, электроники и т.д. Теперь не надо будет иметь множество вещей и выбрасывать устаревшие или пришедшие в негодность предметы. Достаточно будет скопировать образец и доп. информацию из интернета, а что-то вроде 3D-принтера создаст необходимую вещь. Такая промышленность не будет загрязнять экологию, и это будет доступное изобилие для всех.

http://baatr.livejournal.com/60408.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-02-2009 02:52
Ну во-первых паропанк = стимпанк, т.к. "steam" — пар.

Дальше, насколько я понимаю, термин "киберпанк" появился первым, в нём и "cyber", и "punk" стоят для описания присущих жанру черт. Т.е. в первую очередь виртуальная реальность, искусственный интеллект, мрачноватая антиутопическая атмосфера. Добавить по вкусу транснациональные мегакорпорации, экологические проблемы, эпидемии/лекарства/наркотики, техноимплантаты. Типичные представители: Уильям наш Гибсон, "Лабиринт отражений" Лукьяненко, из фильмов "Джонни Мнемоник" по Гибсону, Нирвана, Экзистенция, Тринадцатый этаж. Трилогия матрицы — спорно.

Термин "стимпанк" появился позднее по аналогии и как пародия. Основа антуража — Англия второй половины XIX века. Техника пароприводная, подчёркнуто шестерёнчатая, оформленная вычурно и по-викториански. Стилизация под стимпанк выглядит так

Наиболее яркие представители: фильм "Дикий, дикий запад", игра "Arcanum". Мрачность и антиутопичность обычно отсутствует. Так что если вы говорите по фильм "Бразилия" 1985го года, то я там черт стимпанка не вижу.

Ну а дальше пошло-поехало, и всю фантастику, описывающую мир с гиперболизированной техникой какой-то эпохи стали называть "что-тоpunk". С уверенностью можно говорить о дизельпанке, как об отдельном жанре. Характерные черты: техника на ДВС, гигантомания, небоскрёбы-дирижабли-авианосцы, самолёты. Вообще сеттинг на основе времён второй мировой. Типичные представители: фильмы "Метрополис" (1927) и "Небесный капитан и мир будущего" (2004).

Ещё выделяют нанопанк (началось с "Алмазного века" Нила Стивенсона), но это довольно молодой жанр. Можно наверно выделить ещё ряд жанров, вроде "биопанка" (предполагаемое будущее с генной инженерией), но это всё более мелкие жанры и мне не знакомые. Более подробно можно почитать, например, тут, или в википедии потерминнно.

"Бразилию" я бы классифицировал просто как антиутопию в духе "1984" Оруэлла.

http://realcorwin.livejournal.com/204878.html?thread=5552974#t5552974

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-03-2009 07:10
«Летающие города» Г. Крутикова
не знаю может было уже. и русского футуризма я что-то тут не очень помню, но..
Вспомнила тут про Крутикова и его "летающие города".
Все же это прекрасно.

В 1928 году молодой архитектор Георгий Крутиков на защите дипломных работ во Вхутеине представил совершенно безумный по тем временам дипломный проект «Город будущего», который сразу же стал сенсацией. Это была концепция «летающего города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, чтобы освободить занятые под застройку обширные территории?
Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, а жилые помещения перенести в парящие в облаках города — коммуны.
Крутиков увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.«Города будущего» по Крутикову состоят из двух частей: «вертикальной – жилой части и горизонтальной, на поверхности земли, - производственной». Жилая часть по проекту нависает над промышленной в виде параболоида, по поверхности которого, ярусами размещаются парящие в воздухе жилые комплексы. Сообщение между частями города осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» должны быть не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом воздушном пространстве). Летать должны были жители этих городов. Летающая кабина-ячейка должна быть оборудована убирающейся в стены и трансформирующейся мебелью в расчете на одного человека. Сама оболочка должна была быть эластичной, изменяясь и принимать удобную для человека форму, не теряя, однако, своей основной структуры. Управление кабиной могло осуществляться движением руки, пересекающей силовые линии электромагнитного поля. Подвижная жилая ячейка-кабина могла легко подключаться к парящим в воздухе зданиям.
Этот проект был воспринят многими, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект был подвергнут суровой критике, однако диплом и звание художника-архитектора Крутиков все же получил.

http://community.livejournal.com/retro_futurism/187101.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-03-2009 04:27
Несбывшиеся прогнозы и предсказания http://p-i-f.livejournal.com/364499.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 11-03-2009 21:35
Каждый год редакция журнала The Futurist выбирает наиболее интересные идеи и прогнозы из опубликованных в журнале статей и составляет из них ежегодный обзор перспектив будущего. Среди сбывшихся предсказаний — интернет, виртуальная реальность и конец холодной войны. Посмотрим, какие прогнозы они выбрали в этом году.
http://metkere.com/2009/03/top-ten.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-03-2009 07:30
Проект Indigo, Проект вертикального города
художник и дизайнер Jesse Van Dijk
Project Indigo (working title): Design of a vertical seaside metropolis

http://anirik-01.livejournal.com/228163.html


великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 15-05-2009 19:28
Про ретрофутуризм и мечты о будущем http://www.liveinternet.ru/users/lightsmoke/post102423682/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-06-2009 02:41
Серия открыток "Москва будущего" в 23 веке: http://www.liveinternet.ru/community/2810404/post98658200/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-07-2009 05:37
Москва будущего. Открытки 1914 года http://hitrovka.livejournal.com/57768.html

Вот еще тонна ссылок на тему городов будущего из прошлого от художника Альбера Робида:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B4%D0%B0,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80
http://bibliotekar.ru/proroki/6-3.htm
http://www.peoples.ru/art/literature/prose/humor/alber_robida/
http://schyrik.livejournal.com/86083.html
http://community.livejournal.com/ru_steampunk/203383.html?stylе=mine
http://oritan.org/?skip=14
http://fandom.rusf.ru/about_fan/robida_1.htm
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/v_s/v-s-len/robida.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-07-2009 04:49
London, 1940, как это представляли себе в 1929-м http://community.livejournal.com/retro_futurism/252028.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-09-2009 05:38
в этом году симпозиум привлек внимание всех мировых СМИ — и все благодаря заявлению известного французского футуролога Жоэля де Роснея о том, что люди уже утратили контроль над развитием интернет-пространства, из-за чего человечество ждет новый виток эволюции.

С помощью простого ноутбука, выгружая в интернет фотографии, статьи, ссылки, тэги, комментарии, любой из нас изнутри перепрограммирует это глобальное цифровое пространство, в котором ежеминутно генерируются мириады инициатив и предложений. Конечно, самые нелепые из этих инициатив быстро умирают, но наиболее жизнестойкие дают новый вектор развития и формируют новые побеги на цифровом "дереве жизни". Поскольку в развитии Всемирной паутины нет и никогда не было общего планирования, мы являемся свидетелями настоящей самоорганизации "коллективного разума", то есть пространство интернета развивается по всем законам эволюции как настоящая дарвиновская система, как глобальный живой метаорганизм. И в этом организме мы, люди, являемся в некотором смысле нейронами нервной системы.

следующий этап эволюции в области общения человека с компьютером будет выражаться в создании биологического симбиоза человека с машиной, в результате чего человечество обеспечит себе новую технологическую революцию. Но одновременно произойдет и новое расслоение между теми, кто имеет возможность пользоваться этими сложными и дорогими системами, и теми, кто не имеет и никогда не получит к ним доступа. В итоге у нас скоро будет два человечества, находящихся на разных этапах эволюционного развития. А это чревато появлением новых конфликтов, которые будут гораздо острее, чем все ныне существующие противоречия между странами третьего и первого мира.

— Каким же будет это новое симбиотическое человечество после слияния с миром компьютеров?

— В общей теории систем есть понятие феномена эмерджентности (от англ. emergence — возникновение нового). Он выражается в том, что на определенном этапе усложнения системы она внезапно обретает совершенно новые свойства, появление которых невозможно предсказать на основании свойств каждого из элементов системы до ее преобразования. Этот феномен хорошо известен в физике и химии, однако он применим и к интернету. Сегодня, когда мы находимся в самом начале экспоненциальной эпохи развития киберпространства, практически невозможно понять, каким же станет суперорганизм интернета через несколько десятилетий. Тем не менее у нас есть возможность проанализировать некоторые возможные опасности. Например, у общества может возникнуть желание переосмыслить отношения между политиками и кибергражданами и на смену традиционной представительной демократии создать истинную кибердемократию, своего рода демократию прямого действия, гораздо более ответственную, поскольку в решении тех или иных проблем будет принимать участие каждый кибергражданин. Безусловно, это подразумевает воспитание у человечества того состояния, которое писатель Джеймс Шуровьески назвал "мудростью толпы". Или "коммунизмом демократии", то есть утопией, недостижимой мечтой.

— То есть даже компьютерный разум не сможет помочь людям преодолеть врожденные недостатки?

— Здесь вопрос в другом. Необходимо понять, движемся ли мы к новой форме демократии или же к новой форме диктатуры. Сохранит ли человек будущего свою индивидуальность или же мы составим некое единое целое, которое станет выше каждого из нас? Останемся ли мы личностями или станем безликой частью глобального "коллективного разума", подобного тому, который и сегодня руководит сообществами насекомых?

— В принципе, многие люди и так уже уверены, что человеческий социум представляет копию гигантского муравейника. Или пчелиного улья...

— Пчелы и муравьи — индивидуальные идиоты и коллективные гении. Всего за 16 часов пчелы способны выбрать место для улья, облетев 30 возможных мест. Отдельный муравей слеп, его реакции — чисто механические, однако в коллективе он способен найти наиболее короткую дорогу к источнику, от которого он сможет доставить энергию в муравейник. А вот человек, напротив, в определенной степени является индивидуальным гением и коллективным идиотом. Он считает себя индивидуальным гением, поскольку существуют выпускные экзамены в школах и другие конкурсы. Однако в его коллективных способностях можно усомниться, ведь реакция толпы на стадионах показывает ограниченную способность человека к коллективному разумному действию. Но, если люди в будущем добровольно признают приоритет "коллективного разума", кто даст гарантию, что они не деградируют в индивидуальных идиотов?

Жоэль де Росней
Футуролог, президент института Biotics International и научный советник генерального директора Cite des Sciences et de l'Industrie, ведущего французского научного музея. Родился в 1937 году, окончил Массачусетский технологический институт по специальности "молекулярная биология", в прошлом работал руководителем отдела в Институте Пастера в Париже. Автор 15 книг, среди которых самые известные "Человек симбиотический" (1995) и "Сценарии будущего" (2007).

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1214254

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-10-2009 06:21
Future New York vintage postcard http://community.livejournal.com/retro_futurism/257549.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 03-11-2009 19:18
«Будущее можно предсказать, если не принимать его всерьез», - сказал когда-то писатель-фантаст Роберт Шекли. Мистическим образом многие предсказания фантастов сбываются. Хотя раньше их прогнозы были более точными. Интересно, почему? И что нас ждет в будущем, если верить предвидению новых писателей-фантастов?

Сто лет назад фантастам достаточно было следить за развитием тогдашней науки и техники. Скажем, после появления в небе дирижаблей писатель начала XX века делал фантастическое допущение, что в будущем они превратятся в титанические воздушные лайнеры по образу океанских - с ресторанами, бассейнами - перевозящих из одного конца мира в другой сотни и тысячи людей. Как известно, эти прогнозы сбылись лишь отчасти - на смену дирижаблям пришли летательные аппараты тяжелее воздуха (самолеты). Но были и более меткие попадания в будущее. В 1977 году Фрэнк Херберт («Эксперимент Досади») рассказал, как работает будильник, использующий ароматы вместо звука. Такие будильники сегодня можно купить в качестве прикольного гаджета. Появление Интернета предсказал, если так можно сказать, Мюррей Лейнстер в рассказе «Компьютер по имени Джо» (1946 год). Он описал «логики» - информационные блоки, способные соединяться в сеть между собой и банками памяти. В книге упоминается, что на «логиках» завязана вся жизнедеятельность цивилизации: банковские операции, расписания авиарейсов, телекоммуникации и так далее. А Роберт Шекли в 1984 году в «Жизни как жизни» злобно предсказал появление реалити-шоу. «Настоящее» реалити-шоу появилось через 8 лет, в 1992 году. Известнейший фантаст и популяризатор науки Артур Кларк в 1945 году написал научную статью, в которой описал возможность использовать геостационарные орбиты для спутников связи. Наверное, если бы он запатентовал эту идею - стал бы самым богатым человеком на Земле. Тогда ему не поверили: считалось, что на создание такой системы уйдет не менее 150 лет. Артур Кларк также в числе первых предсказал информационный характер общества будущего и детально проследил динамику развития искусственного интеллекта. Подавляющее большинство технических и технологических новинок, начавших входить в жизнь с середины 1950-х годов, были опознаны Кларком задолго до их экспериментальных разработок. Он, кстати, неоднократно заявлял, что терпеть не может мистицизма, но признает наличие великой мистерии. Уже современный автор Том Кленси в 1996 году издал роман «Слово президента», в котором показано, как террористы с помощью угнанного пассажирского самолета уничтожают Капитолий. Знакомая ситуация, правда?

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ?

Первые исследования о предсказаниях фантастов были сделаны почти пятьдесят лет назад Генрихом Альтовым (Альтшуллером), который изучал идеи классиков-фантастов: Верна, Беляева, Уэллса и других. У него получилось, что около 80% из предложенных идей у этих писателей уже сбылось (на 60-е годы прошлого века) или сбывается. По его данным, у Жюля Верна стало реальностью 98 из 108 прогнозов, у Уэллса из 86 прогнозов верными оказались 77, а Александр Беляев сделал только 3 ошибки на 50 своих прогностических фантазий.

Иногда фантасты настолько близко подходят к описанию реальных научных разработок, что к ним наведываются спецслужбы. Так, в августе 1944 года Клив Карт­милл в рассказе «Линии смерти» подробно описал составляющие атомной бомбы и ее работу: две небольшие полусферы из урана-235, механизм детонации, данные о температуре взрыва. Он рассказал и о яркой вспышке, уничтожающей все живое, об ударной волне, способной снести огромные строения, словно картонные коробки, о губительной радиации и ее последствиях. А это было почти за год до того, как подготовленные для удара по Германии американские атомные бомбы свалились на головы японцев, испепелив Хиросиму и Нагасаки. В ФБР подумали, что произошла утечка из секретного «Манхэттенского проекта». После тщательного расследования оказалось, что начинающий писатель никогда не был в Лос-Аламосском центре атомных испытаний, не имел знакомых и друзей среди разработчиков «Манхэттенского проекта» и строил прогнозы, опираясь на информацию, публикующуюся в открытой прессе, как и знаменитый фантаст Уэллс, создавший «Освобожденный мир».

«Практически все, описанное в «451 градусе по Фаренгейту», сбылось: влияние телевидения, рост значимости местных телевизионных новостей, прене-брежительное отношение к образованию. В результате существенная часть нынешнего населения Земли попросту лишена мозгов. Хочу лишь подчеркнуть, что я все это описывал совсем не для того, чтобы предсказывать будущее, я пытался помешать его приходу».
Из интервью Рэя Бредбери


Сбывшиеся прогнозы и реализованные фантазии:

1940 Солнечная батарея («Ральф 124C 41+», Хьюго Гернсбек)

1937 Искусственные глаза («Галактический патруль», Эдвард «Док» Смит)

1936 Картограф - небольшое устройство, записывающее маршрут движения. В GPS есть подобная функция. («Кометчики», Джек Уильямсон)

1934 Диски с металлическим покрытием в качестве носителя информации. И только потом, через четверть века, компания Phillips запатентовала CD... («Трипланетарный», Эдвард «Док» Смит)

1920 Робот («Р. У. Р», Карел Чапек)

1903 Джойстик («Земля броненосцев», Герберт Уэллс)

1899 Эскалаторы. Электростанции. Телевидение и книги заменены видео- и аудиозаписями. Появление авиалайнеров. («Спящий пробуждается», Герберт Уэллс)

Рекорд принадлежит роману Френка Херберта «Дюна» - 25 открытий.

ФАНТАЗИИ ИЗБРАННЫХ

Скептики утверждают, что никакой мистики в исполнении предсказаний нет. Просто работает теория вероятности. Но почему-то прогнозы некоторых авторов сбываются чаще. И, возможно, дело не только в штудировании научной периодики. У Александра Беляева, Генриха Альтова, Ивана Ефремова (из советских писателей), у Жюля Верна, Герберта Уэллса, Хьюго Гернсбека, Олафа Стэплдона, Станислава Лема (из писателей западных) количество новых идей и сбывшихся предвидений аномально высоко - во всяком случае, далеко выходит за пределы случайных совпадений. В «Одиссее-2010», переведенной на русский язык в 1989-м, Артур Кларк упоминает цунами 2005 года. Его пейзажи Солнечной системы (да и более отдаленных миров!) описаны настолько правдоподобно, что, когда зонды стали поставлять на Землю реальные фотоснимки ближнего космоса, разница была минимальной. Разве что на Луне не оказалось пылевого Моря Жажды, в котором писатель утопил корабль «Селена» из детектива «Лунная пыль» (1961 год). Интересно, что его «Земля Империи», которая считается «самым большим провалом писателя», служит основой для многих японских аниме, где описывающих космические искусственные колонии. Самым знаменитым из них является цикл сериалов Gundam. Его героями являются ньютайпы (newtypes) - дети, рожденные в космосе и обладающие новыми системами сенсорики. И в развитие этой темы Кларк в 2006-м начал строить в США свой центр по взращиванию ньютайпов, призвав «исследовать воздействие человеческого воображения и создать возможности для его практического осуществления».



ГРУСТНО, НО ФАКТ

Получается, что писатели умели «предвидеть» будущее благодаря своему любопытству к научным открытиям и изобретениям и... воображению, которое у некоторых из них граничит с мистическим предвидением. Какое будущее «видят» современные писатели-фантасты? Безрадостное, но веселое. К концу века мы уже будем легко вступать в контакты с инопланетянами в форме вооруженного противостояния или военной консолидации. Возможно, мы даже ассимилируем некоторые инопланетные расы. Формой государ-ственного устройства будущего наверняка будет империя с ультражесткой централизованной властью. Соединенные Штаты пропадут с лица земли, во всяком случае, как государство. Сценарии их падения очень разные. Во многих романах упоминается о неких межгалактических совещательных органах вроде нынешней ООН. Россия ближайший век будет в упадке, но потом станет ведущей силой не только планеты Земля, но и ближайшего космоса. Космические просторы по-прежнему будут бороздить и пираты, как правило, их национальность - турки. Начиная с первой четверти XXI века, корпорации подменят собой государства и правительства. Они будут воевать между собой с помощью собственных армий.

Виртуальная реальность отойдет на второй план. А вот голография из мало кому нужной игрушки превратится в мощнейший технологический инструмент. Вместо телевизоров появятся головизоры, голограммы заменят карты и документы. В головах у всех будут наночипы для приема сообщений прямо в мозг. Хотя некоторые будут пользоваться телепатией. Поскольку уже будет изобретен эликсир бессмертия (но он не сможет противостоять некоторым видам оружия), то для своевременного ухода из жизни нужно будет использовать нехитрые гаджеты: вживленные в мозг, взрывающиеся имплантаты, портативные гексогеновые гранаты, одноразовые снайпер-ские винтовки. Они же помогут не сдаться в плен живыми.

Мобильная связь будет существовать в форме браслетов на руке, связывающих с инфоканалами (то есть работающими заодно как радиоприемники), появятся видеофоны и головиды.

Грядут цунами, наводнения, повышение уровня Мирового океана, затопление многих прибрежных стран. Численность человечества увеличится значительно. Самая очевидная опасность, угрожающая Земле, - глобальный энергокризис. А вот журналы и прочие СМИ будут только развиваться, несмотря на разнообразные технологии нового поколения. Любят писатели-фантасты «порадовать» читателей и прогнозами по поводу конца света. В 2008 году, например, на Землю упадет астероид диаметром более 800 м. В 2009-м - настанет Армагеддон. В 2010-м - закончится нефть и мир поглотит война за ресурсы. В 2011-м Земля отвернется от Солнца. Но не навсегда. В 2012 году опять в их фантазиях, нас ждет конец света - Солнечная система встанет каким-то боком к галак­тической оси, нарушатся все космические циклы, изменятся полюса и т. д. Дети индиго будут готовить старшее поколение к выживанию. Но потом, пишут фантасты, снова будет жизнь: инопланетяне, войны, гаджеты. Про любовь в научной фантастике написано мало или слишком неоптимистично. Хотя понятие дружбы, чести не потеряет актуальности и в будущем.

«Фантастика не должна предсказывать будущее. Я его предсказывать не пытаюсь. Только однажды у меня это было - в романе «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» - я писал о грядущем перенаселении, там были названы цифры. Это была книга-предупреждение...»
Из интервью Гарри Гаррисона

Игорь Логвинов, писатель, публицист, блогер, один из организаторов и соучредителей Литературного объединения «Тьма» (Харьков):

Для современных писателей-фантастов, дабы предсказывать в своем творчестве будущее нашей цивилизации, мало следить за сообщениями СМИ об очередном прорыве в науке или техническом изобретении. При нынешних темпах научно-технического прогресса автору фантастического романа мало иметь буйную фантазию, он должен иметь техническое образование или даже научную степень, чтобы из дня сегодняшнего прогнозировать будущее и не попасть впросак. Писатели просто не поспевают за учеными! Кроме того, в массе своей современный автор-фантаст - гуманитарий, а не технарь. Поэтому он или переносит действие своего произведения в очень далекое будущее (на сотни, а то и тысячи лет), либо за пределы Земли, а то и Солнечной системы, где есть место развернуться фантазии, или же уходит от научно-фантастического романа к фантастике социологической.

А классическая, в понимании читателя, научная фантастика вымирает, соответственно, исчезают и прогнозы писателей касательно научно-технического прогресса. Либо они мельчают, профанируются - удивительно было бы поверить в то, что в будущем человечество будет передвигаться в далеком космосе на парусниках, использующих «солнечный ветер», или сражаться энергетическими мечами. А вот к авторам социологической фантастики следует прислушаться - их прогнозы развития человеческого социума вполне могут оправдаться. И если верить их предсказаниям, нас ждет весьма неблагоприятное будущее...

Вад Яскевич, «Лаборатория фантастики» (fantlab.ru):

Любимые темы современной научной фантастики - биотехнологии, генетика, нанотехнологии, медицина, информационные системы. Что из этого сбудется, сказать неспециалисту вообще трудно, до того это все специализировано. Чтобы в этом убедиться, достаточно взять любую вещь Игана, Брина, Лернера, Бенфорда и т. п. «сверхтвердых» современных писателей.

Патриотичная фантастика сейчас популярнее, чем многие другие жанры.

Серия «Завтра будет война» Александра Зорича показывает мир XXVII века, в котором Российская Директория играет ведущую роль в мировой, даже в межзвездной политике, а дилогия «Империя» Романа Злотникова отвечает на любимый вопрос демагогов «как нам обустроить Россию?» путем появления в стране полноценного бессмертного императора.

Откровенно иронизирует над богатыми невеждами Александр Громов, придумавший в своем романе «Феодал» астротерапию - лечение разных болезней путем воздействия на них света звезд. Под приятную музыку пациенты любуются назначенной звездой через телескоп в течение часа-двух в день - болезни, бывает, и исцеляются.

Кроме того, мало кто сейчас пишет про красивый и комфортный мир недалекого будущего - больше склоняются к деградации общества, жизни после глобальных катастроф, проблемам выживания. Либо рассказывают о будущем, отстоящим от нас на несколько веков.
http://www.lu-mon.ru/journal_lumon/archive?item=55&arc_cat=33

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-11-2009 05:52
При обсуждении японской школы будущего: нарисованный лет 90 назад плакат о том, сколько времени займут космические путешествия разной протяженности при мыслимых тогда скоростях (кликабельно, да). Удивительно выгладят космические корабли того времени: настоящие суда с крыльями. Космос загадочен и романтизирован: непонятно, чем люди дышат и как держатся на палубе, серьезно рассматривается идея лететь к солнцу.

Как же развивалось представление о космических кораблях с тех пор, когда их вообще не существовало?
Таким представляется межпланетный транспорт будущего в фильме "Метрополис" Фрица Ланга 1927 года:

http://community.livejournal.com/i_future/303584.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 19-11-2009 13:06
В далёком 1970 году была написана книга "Мир в 2000 году", в которой были опубликованы научные прогнозы про изменения в мире к 2000 году. Можно сказать, что с некоторыми прогнозами они угадали, например про развитие лазерных технологий, но с некоторыми были уж слишком оптимистичны, например с развитием воздушного транспорта (вертолёты со скоростью 600км/ч и грузоподъёмностьюм 75 тонн) или с увеличением средней продолжительности жизни до 150 лет. Интернет, кстати, так и не смогли предсказать. http://dirty.ru/comments/262433/#new

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-12-2009 06:58
Из Mechanix Illustrated, приблизительно 1957 г ("Дом в котором вы будете жить завтра"): http://community.livejournal.com/retro_futurism/347680.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 13-01-2010 17:03
Ретрофутуристические иллюстрации http://www.net-cafe.hu/fantasy.php?ct=161

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-03-2010 07:01
Плохие новости. Роберт МакКолл покинул наш мир в прошлую пятницу, 26 февраля. Сердечный приступ поразил художника, которому было 90 лет.

Cамые известные в России работы Роберта МакКолла связаны с оформлением афиш к фильму 2001: A Space Odyssey 1968 года, - позже они перешли на обложки кассет и дисков. Но еще в Советском Союзе были распространены его картины, посвященные проекту "Союз-Аполлон" (МакКолл сотрудничал с NASA), которые он написал для печати на почтовых марках. Отдельные иллюстрации появлялись в советских журналах.

Что до личного отношения - это был мой любимый художник, работавший в жанре научной фантастики.

http://community.livejournal.com/retro_futurism/374293.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-06-2010 06:03
Всем, кто интересуется ретрофутуризмом в архитектуре и дизайне - несколько ссылок, обязательных для ознакомления.
В русском интернете об этом нет ничего.

http://en.wikipedia.org/wiki/Googie_architecture
http://www.spaceagecity.com/googie/
http://www.you-are-here.com/googie.html - неплохая галерея
http://community.livejournal.com/retro_futurism/370340.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-08-2010 06:50
Можно по-разному относиться к пессимистичным прогнозам экологов. Кто-то хватается за голову и идет митинговать, кто-то отмахивается и погружается в повседневность, а кто-то берется за дело. Винсан Каллебо (Vincent Callebaut, Бельгия – Франция) – архитектор, который все свои проекты посвятил попыткам хоть как-то приблизить решение мировых экологических проблем. Каллебо написал немало статей, в которых призывал людей задуматься и для начала хотя бы понять, насколько глобальные перемены ждут человечество в ближайшие десятки лет. Основными проблемами, с которыми пытается бороться Винсан Каллебо, являются, во-первых, проблемы водоснабжения (60% запасов чистой пресной воды используются девятью странами мира. Всего лишь! Более миллиарда человек на земле страдает от недостатка питевой воды). Во-вторых, Винсана следом за экологами всерьез беспокоит перенаселение городов, при котором остро встанет проблема не только загрязнения природы городскими промышленными отходами и смогом, но и простая потребность прокормить такое количество городских (т.е. не связанных с сельским хозяйством) жителей. В-третьих, грядущее глобальное потепление и подъем уровня океана приведет к затоплению огромных территорий, населению которых придется как-то спасаться.
Но на самом деле, архитектура Винсана Каллебо привлекательна не только своим практическим значением: во-первых, его проекты ошеломляют масштабами, во-вторых, это попросту красиво. Это настоящее искусство.
(Дом для климатических беженцев и гигантское судно Физалия)

http://community.livejournal.com/archistory/12270.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-10-2010 06:44
Этот круглый дом в 11 футов высотой и 26 футов в диаметре был спроектирован финским архитектором Матти Сууроненом в 1968 году. Дверь в форме люка в его нижней части открывается вниз и образует ступени, как дверца небольшого самолета, ступени эти ведут в комнату с шестью пластиковыми конструкциями наподобие кресла-кровати и одним обогревательным прибором в центре. Кроме того, в комнате есть небольшая кухонька и ванная комната. Futuro House создавался как многофункциональное жилище будущего, способное разместится в любом месте и в любых условиях, но, в связи с экономическим кризисом, его сняли с производства.
Мика Таанила, финский кинорежиссер, который начал возрождение "Футуро" с помощью документального фильма 1998 года "Футуро": атмосфера завтрашнего дня", сказал, что его эти дома заинтересовали тем, что они отражали дух той эпохи, конца 1960-х. В них воплотился "экономический бум и оптимизм", отметил он в телефонном интервью. "Сууронен не мог бы придумать этого пятнадцатью годами раньше или десятью годами позже".
Однако основной чертой этого дома, будоражащей воображение, является его внешний вид, а не идеалистическая история его происхождения. Он является воплощением течения модернизма, которое можно считать футуристическим или китчевым, но в любом случае "Футуро" занимает свою нишу, выделяясь в ряду элегантных архитектурных конструкций середины прошлого века. Владельцы сохранившихся домов "Футуро" обычно обставляют их пластиковой мебелью, ставят телевизор 1970-х в форме шлема от скафандра и люминесцентные лампы.
Сууронен, который сейчас вышел на пенсию и живет в пригороде Хельсинки, построил свой первый дом "Футуро" в качестве загородного домика для друга, но он привлек внимание финской компании Polykem, которая занялась маркетингом его дизайна в 1968 году.
В следующем году владелец строительной компании из Филадельфии Леонард Фрухтер купил лицензионные права и начал строить подобные дома в Америке.
В Европе несколько домов "Футуро" купила ВВС для размещения технического персонала на удаленных станциях. Советское правительство закупило несколько таких домов для Олимпиады-1980.
Но нефтяной кризис 1973 года вызвал скачок цен на пластик, одновременно с этим изменились веяния моды, и рыночный успех "Футуро" пошел на убыль. В 1978 году Polykem прекратила их выпуск.
Потом в начале 1990-х "Футуро" вернулся, когда европейские художники начали использовать его в своих инсталляциях.
сайты фанатов

http://www.futurohouse.com
http://www.futuro-house.net
http://community.livejournal.com/retro_futurism/440051.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-10-2010 05:13
Взгляд в светлое будущее из 1975
http://mi3ch.livejournal.com/1797390.html


великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 01-11-2010 10:44
Уже несколько раз на Dirty обсуждался "путешественник во времени" в солнцезащитных очках, оказавшийся в 40-х годах. Чарли Чаплин подкидывает дровишек в костер: В его фильме "Цирк" от 1928 года дамочка кому-то что-то активно объясняет по мобильному телефону... http://dirty.ru/comments/293285/#new

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 29-11-2010 05:03
Фантастические города Франсуа Скёитена http://22sobaki.livejournal.com/87983.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-12-2010 05:12
Журналистам Ilta Sanomat попал в руки номер "Комсомольской Правды", вышедший в конце 1959 года и датированный... 1 января 2010 г. Какой же виделась журналистам жизнь советских людей через 50 лет?
http://nostalgie-ee.livejournal.com/73340.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-12-2010 05:37
Японский ретро-футуризм
В 1969 году японский журнал Shōnen Sunday опубликовал иллюстрированную статью "Компьютопия" о компьютеризированном мире будущего. В иллюстрациях можно рассмотреть видеофон, виртуального школьного учителя, автоматические утюг и пылесос, 3D телевидение, разогревающий еду кухонный стол и робота хирурга.

http://community.livejournal.com/ru_history/2792595.html

Страницы: 1 2 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / Ретрофутуризм и футурология в архитектуре и литературе

KXK.RU