|
[ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
On-line: |
Голосуйте за искусство / / Искусство говорить |
Страницы: 1 |
Автор | Сообщение |
anthologia Группа: Участники Сообщений: 88 |
Добавлено: 16-11-2007 17:16 |
Петр Вайль: « Я не верю в непризнанных гениев» Точка зрения ШО Ваша новая книга только-только пришла к читателю, и ему еще предстоит ее оценить. Расскажите, чем на этот раз вы нас удивите? — У книжки такое слегка нахальное название — «Стихи про меня». Строго говоря, конечно, они не про меня. Там 26 авторов, всего 55 стихотворений. И авторы эти располагаются на протяжении всего ХХ века, от Иннокентия Анненского до Сергея Гандлевского, c 1901 по 2001 год. А «Стихи про меня» — потому что в какой-то момент я задумался над простой мыслью, которой каждый владеет в детстве, когда мы еще не очень умные, не очень образованные, но очень эмоциональные, и нас волнует только то, что, как нам кажется, обращено напрямую к нам. Тогда создается впечатление, будто это написано для тебя и про тебя. Думаю, это самый верный критерий для оценки любого художественного произведения. Для себя, в частном порядке. То есть не те произведения литературы, кино, музыки, живописи, которые считаются самыми важными, а те, которые сыграли роль в твоей жизни и каким-то образом тебя сформировали. Плохим, хорошим, это уже другой разговор — но таким, какой ты есть. В книге — стихи русского ХХ века, которые повлияли на меня, стали частью моей жизни, связаны с разными эпизодами, натолкнули на какие-то соображения. Такая автобиография по стихам. ШО Один из героев — или соавторов — вашей книги, Сергей Гандлевский, ваш добрый приятель. Вы познакомились еще до вашей эмиграции в 1977 году? — Нет, я познакомился с ним в НьюЙорке, когда он впервые приехал в Америку, в году, наверно, 89-м. Но очень хорошо помню, как прочитал в 80-м его подборку стихов в эмигрантском парижском журнале «Эхо» — и был поражен. Во-первых, насколько это замечательно, и, во-вторых, насколько это совпадает с тем, что понимаю о жизни я. Потом, когда мы встретились, выяснилось, что наши житейские взгляды тоже близки. И вот с тех пор… ШО Вы следите за современной русской поэзией? — Более или менее. Не могу сказать, что специалист. Всякую художественную литературу читаю все меньше и меньше. Все больше — историю, биографии, мемуары, дневники, все то, что называется «нон-фикшн». Но какое-то представление все-таки имею о литературном процессе. ШО Кажется, что сейчас в искусстве слово вытесняется видеорядом, форматом MTV. Вы видите в этом угрозу культуре? — Не думаю, что современное человечество и современная молодежь глупее той, что была раньше. В целом да, они, наверное, менее образованны, чем мое поколение, меньше читают, меньше стараются узнать. Но они автоматически знают гораздо больше. Потому что источники информации колоссальные! Общество пронизано информацией так, как не было никогда. Второе, что гораздо важнее, — они намного свободнее. Они не зашорены, не подчинены канону и, в общемто, плевали на все. Это единственная плодотворная позиция для молодого человека — плевать на все. И тогда ты имеешь право ожидать, чтобы и на тебя плюнули. То есть оставили в покое, не обращали внимания. Это единственно правильные отношения человека с обществом. Чтобы оно тебя не трогало. ШО Может быть, мы говорим про два разных общества? Вы — про европейское… — Российские молодые люди сегодня живут ровно же по тем законам, что и европейские. Поразительное смыкание. Это главное событие, которое произошло за последние 15 лет российской истории. Русских молодых не опознать на улицах Парижа или Нью-Йорка. Еще 15 лет назад я на пари узнавал их сразу. По пластике. А теперь — это пластика свободного человека. Я когда эмигрировал и попал в Нью-Йорк, смотрел телевизор и видел, как репортеры подходят на улицах к каким-то забубенным людям, к каким-то деклассантам чудовищным, и из них, как из рваного мешка, лилась речь, на ту тему, на эту, неважно. Они говорили легко и свободно. И тогда я понял: батюшки-светы, так вот в чем все дело — только и надо быть свободным, ничего не бояться. Российские молодые теперь ведут себя так же. За это можно отдать любую образованность. Потому что ничего дороже свободы на свете нет. Полный текст интервью читайте в свежем номере журнала Беседовали Ольга СУЛЬЧИНСКАЯ и Дмитрий СУЧКОВ |
Страницы: 1 |
Голосуйте за искусство / / Искусство говорить |