Работа с чувствами ГНЕВА и ВИНЫ, ОБИДЫ

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
ДАО КУРАМА / Причинно-следственные связи (карма) / Работа с чувствами ГНЕВА и ВИНЫ, ОБИДЫ

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 12-11-2007 19:06
Когда к нас проявляются такие причины несчастья, как гнев, смятение, зависть и беспокойство, обычно они приводят в расстройство наше тело и ум. Эти психические чувства неприятны, и они возбуждают деятельность нашего тела и ума. Мы теряем мир, покой и радость.

В Сутре о полном осознании дыхания Будда учит нас сосредоточиться на дыхании, чтобы добиться осознания неприятного чувства и постепенно овладеть им: "Вдыхая, я осознаю, что у меня.есть неприятное чувство. Выдыхая, я полностью осознаю это неприятное чувство".

Если мое дыхание легкое и спокойное (а это - естественный результат практики), тогда наш ум и тело постепенно станут снова легкими, спокойными и чистыми: "Вдыхая, я успокаиваю в себе чувства. Выдыхая, я успокаиваю в себе чувства".

Таким образом практикующий продолжает использовать сознательное дыхание для внимательного наблюдения и успокоения своих чувств. Всякий раз, когда он видит сущность, корни и последствия своих чувств, чувства больше не властвуют над ним.

Сам характер чувств может измениться просто благодаря внимательному наблюдению.

Страх и гнев - это энергетические поля, которые возникают на физиологической или психологической основе. Неприятные чувства, которые возбуждаются страхом или гневом, - тоже энергетические поля.

Будда (и другие!) учит нас не подавлять страх или гнев, а также неприятные чувства, порождаемые ими, а при помощи нашего дыхания быть с ними в контакте и принять их, так как они коренятся в нашей физиологической или психологической природе.

Подавлять чувства значит подавлять самого себя.

Внимательное наблюдение основано на принципе не-дуальности. Наши неприятные чувства и мы сами - это одно целое.

Мы должны находиться в контакте с неприятными чувствами и принять их, прежде чем мы сможем преобразовать их в благоприятные виды энергии, способные питать нас.

Мы должны встретить неприятные чувства с вниманием, заботой и ненасилием. Наши неприятные чувства могут прояснить нам так много. Благодаря внимательному наблюдению мы видим, что некоторые неприятные переживания наделяют нас проницательностью и пониманием.


Гость
Добавлено: 12-11-2007 19:11
Созерцание ГНЕВА (как и любого другого чувства!)

Когда а нем присутствует гнев, он осознает: "Во мне присутствует гнев". Когда в нем не присутствует гнев, он осознает: "Гнев во мне не присутствует". Когда гнев начинает пробуждаться, он это осознает. Когда уже проявившийся гнев покидает его, он это осознает. Когда покинувший его гнев в 'дальнейшем больше не возникает, он это осознает.

Это упражнение заключается в том, чтобы внимательно созерцать наш гнев.

Согласно буддизму человек состоит из пяти агрегатов — формы, чувств, ощущений, ментальных формаций и сознания. Гнев относится к агрегату ментальных формааций, а неприятное чувство, которое сопровождает гнев, относится к агрегату чувств. Овладение гневом - важный шаг на пути практики. Распознавание присутствия или отсутствия гнева в нас приносит большую пользу. Чтобы наша работа внимательного созерцания делалась от всего сердца, мы сочетаем созерцание с сознательным дыханием.

Польза внимательного созерцания присутствия или отсутствия гнева, во-первых, в том, что когда гнев не присутствует, мы гораздо счастливее. Гнев подобен пылающему пламени, пожирающему наш самоконтроль, заставляющий нас думать, говорить и делать вещи, о которых мы впоследствии, возможно, пожалеем.

Те действия, которые мы производим телом, речью и умом, когда мы разгневаны, уводят нас далеко по пути в ад. Может быть, мы никогда не видели ада Авичи, но мы ясно видим, что разгневанный человек находится в адском пекле. Гнев и ненависть - то, из чего состоит ад Авичи.

Ум, лишенный гнева - хладнокровный, свежий и здоровый - один из одиннадцати здоровых ментальных формаций.

Во-вторых, польза от внимательного созерцания гнева Б том, что когда гнев осознается, он становится менее разрушительным. Лишь когда мы, разгневавшись, не созерцаем внимательно наш гнев, он становится разрушительным. Когда в нас зарождается гнев, мы должны пристально следить за дыханием и в то же время распознавать и внимательно созерцать свой гнев. Когда мы так поступаем, в нас рождается внимательность, и гнев больше не владеет безраздельно нашим сознанием. Осознание соседствует с гневом: "Я знаю, что я разгневан". Осознание - спутник гнева.

Внимательное созерцание предназначено не для того, чтобы подавить или изгнать гнев, а просто наблюдать за ним. Это — очень важный принцип в практике медитации. Внимательное созерцание подобно лампе, проливающей свет. Оно не судит. Оно проливает свет на наш гнев, опекает его, нежно заботится о нем, как старшая сестра заботится о младшей и утешает ее.

Когда мы разгневаны, гнев становится нашим я. Подавить гнев или изгнать его равносильно тому, чтобы подавить или изгнать самого себя. Когда мы радостны, мы - это радость. Когда мы разгневаны, мы - это гнев. Когда мы любим, мы - это любовь. Когда мы ненавидим, мы - это ненависть.

Когда в нас зарождается гнев, мы можем осознавать гнев в нас как энергию и мы можем преобразовать эту энергию в другой вид энергии.

Если мы хотим преобразовать эту энергию, прежде всего мы должны знать, как ее принять.

Например, отбросы - разлагающееся и зловонное органическое вещество - могут быть превращены в компост, а потом - в прекрасные розы.

Сначала мы можем видеть отбросы и розы как нечто отдельное и противоположное, но когда мы всмотримся глубже, то увидим, что розы уже существуют в отбросах, а отбросы существуют в розах.

Прекрасная роза содержит в себе отбросы; и если мы посмотри внимательно, мы это увидим (Прим. Марион- на форуме полно образов роз, возьмите себе за образ). И уже неделю спустя цветок превращается в отбросы. В зловонных отбросах уже содержатся прекрасные цветы и душистые травы, такие, как кориандр и базилик. Когда хороший садовник взглянет на отбросы, он это поймет, и ему не будет ни грустно, ни противно. Напротив, он оценит отбросы, он не будет настроен против них. Уже через несколько месяцев отбросы пре- вращаются в душистые трапы и цветы.

Мы тоже нуждаемся в проницательности и недвойственном видении садовника по отношению к гневу и отчаянию.

Нам не нужно бояться или отбрасывать их. Мы знаем, что гнев - это своего рода отбросы, но в наших силах преобразовать его. Мы нуждаемся в нем так же, как садовник нуждается в отбросах. Если мы знаем, как принять свой гнев, к нам уже отчасти приходят мир и радость. Постепенно мы сможем полностью преобразовать свой гнев.

Когда возникает гаев, остальные ментальные формации, скрытые в глубинах нашего сознания, не проявляются. Это глубинное сознание в школе Виджнянавада называется алайя. Радость, печаль, любовь и ненависть, например, присутствуют в алайе, когда мы разгневаны, но они находятся под поверхностью, не проявляясь, как семена (на санскрите биджа) в земле.

Если мы позволим гневу проявиться, не опекая его, он может причинить много вреда внутри нас и вовне. Когда из алайи возникает ментальная формация "внимательность" (на санскрите смрити, на пали сати), он может стать духовным другом ментальной формации "гнев". По мере того, как мы следим за дыханием и внимательно заботимся о своем гневе, ситуация становится все менее опасной. Хотя гнев все еще здесь, он постепенно теряет свою силу и начинает превращаться в другой вид энергии, такой, как любовь или понимание.

Внимательность подобна лампе, освещающей нас. Едва только лампу вносят в комнату, комната преображается. И как только первые лучи солнца упадут на растения, они сразу преображаются и растут. Кажется, что солнечный свет совсем ничего не делает, но в самом деле он влияет на многое. Под воздействием солнца растения вырабатывают хлорофилл и становятся зелеными. Благодаря росту растений у животных есть все необходимое для жизни. Если солнце освещает бутон, цветок распускается. Когда солнечный свет проникает в бутон, фотоны воздействуют на него, и цветок раскрывается. Внимательность выполняет ту же функцию, что и солнечный свет. Если мы постоянно изливаем на наш ум свет осознания, данное состояние ума сменится лучшим.

Благодаря просветляющему свету осознания мы можем увидеть корни нашего гнева. Медитация должна быть направлена на то, чтобы посмотреть вглубь вещей и увидеть их природу. Природа вещей - взаимозависимое происхождение, подлинный источник всего сущего. Если мы посмотрим вглубь нашего гнева. мы сможем увидеть его корни, такие, как неправильное понимание (или неведение), бестактность (неумелость), наше окружение, тайную обиду, привычку (или условия нашей жизни). Эти корни могут присутствовать как в нас, так и в человеке, который спровоцировал наш гнев. Мы внимательно наблюдаем, чтобы увидеть и понять.

Видение и понимание - элементы освобождения, они позволяют нам освободиться от страдания, которое всегда сопровождает гнев. Видение и понимание рождают любовь и сострадание. Это - капли бальзама сострадания бодхисаттвы, его сострадание успокаивает наше сердце и ум. Как мы уже видели, гнев - это энергетическое поле. Благодаря нашему внимательному созерцанию и видению корней гнева, мы можем преобразовать энергию гнева в энергию любви и сострадания - созидательную и целительную энергию.

Обычно, когда люди сердятся, они говорят и делают вещи, которые причиняют вред им самим и окружающим. Есть люди, которые говорят и поступают таким образом, что ранят других. Они верят, что, поступая так, они высвобождают энергетическое поле гнева, которое пылает в их сердце. Они издают крики и вопли, бьют вещи и выпускают ядовитые стрелы слов, жалящих других людей. Такие методы высвобождения опасны.

Иногда люди стараются найти способы выразить свой гнев менее опасным образом. Они могут зайти в свою комнату, закрыть за собой дверь и биться о подушку что есть силы. Естественно, если вы бьетесь о подушку до тех пор, пока не иссякнет ваша энергия, ваш гнев утихнет, и, быть может, вы испытаете временное чувство облегчения - утомление легче перенести, чем гнев - но корни гнева останутся в целости и сохранности, и при соответствующих обстоятельствах гнев появится снова. Поэтому метод внимательного наблюдения, направленный на то, чтобы увидеть и понять корни нашего гнева - единственный метод, который имеет продолжительный эффект.

Как мы уже видели, когда возникает гнев, прежде всего необходимо вернуться к сознательному дыханию и проявить внимание по отношению к нашему гневу. Мы сосредоточиваемся на дыхании, чтобы сохранить внимательность. Мы избегаем слушать или смотреть на того человека, кого мы считаем причиной нашего гнева. Обычно, когда мы сердимся, мы не возвращаемся к себе и не заботимся об исцелении нашего гнева. Мы хотим думать о ненавистных качествах человека, рассердившего лас - о его грубости, нечестности, жестокости, коварстве и т.д. Чем больше мы о них думаем, слушаем, рассматриваем их, тем сильнее разгорается наш гнев.

Ненавистность этих качеств может быть реальной, воображаемой или преувеличенной, но что бы именно ни вызывало наш гнев, мы склонны уделять этому все наше внимание. В действительности, источник нашего затруднения - гнев, который находится внутри нас, и мы должны вернуться к нему и позаботиться прежде всего о нем. Как пожарные, мы должны немедленно залить огонь водой и не тратить время на разглядывание человека, который поджег дом. "Вдыхая, я осознаю, что я разгневан. Выдыхая, я осознаю, что должен позаботиться о своем гневе". Поэтому лучше не слушать о человеке, рассердившем вас, не смотреть на него и не думать о нем до тех пор, пока гнев не исчез. Если мы займем свой ум работой по наблюдению и успокоению нашего гнева, мы не причиним того вреда, о котором мы в дальнейшем, возможно, пожалели бы. Может быть, нам захочется выйти из дома и попрактиковать медитацию ходьбы. Свежий воздух, зеленые деревья и растения очень помогут нам. Прогуливаясь, мы можем повторять такие стихи:

Вдыхая,
Я осознаю, что гнев все еще здесь.

Выдыхая,
Я осознаю, что гнев - это я.

И я знаю, что внимательность - это тоже я.

Вдыхая,
Я осознаю, что гнев - неприятное чувство.

Выдыхая,
Я осознаю, что это чувство родилось и оно умрет.

Вдыхая,
Я осознаю, что должен позаботиться об этом чувстве.

Выдыхая,
Я успокаиваю это чувство.

Внимательность обнимает чувство - подобно тому, как мать держит плачущего ребенка в руках и отдает ему всю свою любовь и заботу. Если мать вкладывает в заботу о ребенке все свое сердце и ум, ребенок почувствует нежность матери и успокоится. Таким же образом мы можем успокоить деятельность нашего ума.

Чтобы смягчить неприятное чувство, рожденное гневом, мы вкладываем все наше сердце и ум в практику медитации ходьбы, сочетая дыхание с шагами и сосредоточивая внимание на соприкосновении подошв ног и земли. Через некоторое время гнев исчезнет, и мы будем сильнее. Тогда мы можем приступить к созерцанию гнева и его подлинной природы.

Мы знаем, что не можем съесть картофель, пока его не приготовим. Мы наполняем кастрюлю водой, закрываем крышкой и зажигаем огонь. Крышка кастрюли, которая сохраняет тепло в кастрюле - это сила концентрации: не говорить, не слушать, совсем ничего не делать, а только полностью сосредочить ум на дыхании. Как только кастрюлю поставят на огонь, вода начинает нагреваться. Когда мы практикуем сознательное дыхание, хотя наш гнев все еше здесь, он сопровождается внимательностью - огнем, на котором готовится картофель. Гнев - "картофель" - начинает изменяться. Через полчаса "картофель" готов - наш гнеи преобразился. Мы можем улыбнуться, мы знаем, что поняли причину нашего гнева, и мы можем встретиться с человеком, который вызвал его.

Наш гнев коренится в недостаточном понимания самих себя и причин, как глубоко скрытых, так и очевидных, которые привели к столь плачевному положению. Гнев коренится также в желании, гордости, тревоге и подозрительности. То, как мы относимся к происходящим событиям, отражает уровень нашего понимания или же нашего замешательства.

Главная причина гнева -в нас самих. Наше окружение и другие люди - второстепенная причина.

Мы можем смириться с ущербом, который причиняет землетрясение или наводнение, но когда вред нам причиняют люди, у нас терпения, по-видимому, не хватает, и в нас могут пробудиться гнев и ненависть. Но когда мы понимаем, что у землетрясения и у наводнения есть причины, то мы должны быть способны увидеть причины - скрытые или явные - вреда, наносимого нам людьми. Нам необходимо увидеть и понять также и эти причины. Нам следует взглянуть на затруднения, создаваемые другими, как на своего рода стихийное бедствие. Эти люди мешают нам, потому что мы невежественны, мы - пленники своих желаний или их ненависти. Если мы сердито говорим о них и относимся как к врагам, мы делаем в точности то же, что и они, мы от них не отличаемся.

Чтобы обрести состояния не-гнева в сознании и подсознании, мы должны обратиться к практике медитации на любовь и сострадание.

Гость
Добавлено: 12-11-2007 19:11
медитация любви

Когда в нем не присутствует гнев, он осознает: "Гнев во мне не присутствует". Когда уже возникший гнев покидает его, он осознает это. Когда уже покинувший его гнев в дальнейшем болъше не возникает, он это осознает... Когда его ум не привязан, он осознает: "Мой у.ч не привязан". Когда в его уме нет ненависти, он осознает: "В моем уме нет ненависти",
ВАшуттара никайе (V, 161), Будда наставляет: "Если возникает состояние гнева, бхикшу может практиковать медитацию на любовь, на сострадание или на спокойное отношение к человеку, вызвавшему чувство гнева". Медитация любви - метод, позволяющий развить состояние любви и сострадания. Любовь (на пали метта, на санскрите майтри) - это ум, который направлен на то, чтобы освободить других людей от страдания. Сострадание (на санскрите каруна) - это ум, который направлен на то, чтобы принести мир, радость и счастье другим. Вот в чем смысл фразы: "Любовь - это способность приносить радость. Сострадание - это сила избавлять от страданий". Когда любовь и сострадание - источники нашей энергии, они приносят мир, радость и счастье тем, кто дорог нам, и другим тоже.
У нас у всех есть зародыши любви и сострадания, и мы можем развить эти тонкие и чудесные источники энергии. Май-три и каруна не относятся к тем разновидностям любви, которая стремится завладеть и присвоить, властвовать и причинять страдания нам самим и тем, кого мы любим. Майтри и каруна -любовь безусловная, она не ждет ничего взамен. Поэтому она не рождает беспокойство, скуку или печаль.
Суть любви и сострадания - понимание, способность увидеть страдания других. Мы должны соприкасаться с физическими, материальными и психологическими страданиями других людей. Для этого нам нужно перенестись "в шкуру" другого. Мы должны "войти внутрь" их тела, чувств и ментальных образований и пережить их страдания. Поверхностное наблюдение со стороны не поможет нам понять их страдания. В Сатипаттха-на сутте нас наставляют быть единым целым вместе с объектом нашего наблюдения. Мы созерцаем тело в теле, чувства посреди чувств, ментальные формации посреди ментальных формаций.
Когда мы соприкасаемся со страданиями других, в нас немедленно рождается чувство сострадания. Сострадание буквально означает "страдать с" другим. Вглядываться, чтобы увидеть страдания другого - эта работа совершается в медитации. Если мы сидим со скрещенными ногами, следим за дыханием и кого-нибудь внимательно созерцаем, мы можем прикоснуться к его страданию, и в нас пробуждается энергия сострадания. Мы можем делать то же самое во время ходьбы, стоя или лежа, сидя, разговаривая и что-то делая, - а не только во время медитации. В свете нашего внимательного созерцания будут ясно видны физические и психологические страдания этого человека.
Когда приходит состояние сострадания, мы должны найти способ сохранить это состояние ума и выразить его. Когда мы соприкасаемся с другим человеком, наши мысли и поступки должны выражать это состояние ума - сострадание, даже если человек говорит и делает то, с чем трудно согласиться. Так мы практикуем до тех пор, пока наша любовь не перестанет зависеть от того, извинится ли этот человек и будет ли он любезен. Тогда мы можем быть уверены, что состояние нашего ума - сострадание — непоколебимо и подлинно. Мы заметим в себе некоторые из прекрасных свойств сострадательного ума: (1) более спокойный сон, (2) отсутствие ночных кошмаров, (3) большая легкость во время бодрствования, (4) мы не беспокойны и не угнетены, (5) все и всё вокруг защищают нас. Человеку, который был объектом нашей медитации сострадания, наша медитация в конечном счете тоже принесет благо. Его страдания постепенно уменьшатся, а его жизнь станет более светлой и радостной.
Мы можем начать медитацию сострадания с человека, который страдает физически или материально, кто слаб и подвержен болезням, беден и угнетен, у кого нет защиты. Такие страдания заметить легко. Мы погружаемся в созерцание этих страданий либо во время медитации сидя, либо когда мы имеем дело с этим человеком. Если мы хотим глубоко соприкоснуться со страданием этого человека, у нас должно быть достаточно времени. Мы созерцаем до тех пор, пока не появится ум сострадания и суть ума сострадания не проникнет во все наше существо. Тогда ум сострадания окутает объект созерцания. Если мы таким образом глубоко погружаемся в созерцание, ум сострадания сам собой превратится в действие. Мы не просто скажем: "Я ее очень люблю", - но: "Я должен что-то сделать, чтобы она меньше страдала". Ум сострадания действительно присутствует, если он способен устранить страдание.
После этого мы можем практиковать соприкосновение с более тонкими формами страдания. Иногда кажется, что другой человек совсем не страдает, но мы можем заметить, что печали оставили в нем скрытый след. Бывает, что человек, не имеющий никаких материальных забот, тоже страдает и даже может совершить самоубийство. Людей, которые бы в той или иной степени не страдали, очень мало. Человек, который заставил нас страдать, без сомнения, тоже страдает. Нам нужно только сесть, следить за дыханием, посмотреть вглубь, и мы обязательно увидим его страдания.
Возможно, мы сможем увидеть, что его страдание возникло из-за недостаточного умения родителей, вырастивших его. Но его родители, в свою очередь, могли быть жертвами своих родителей. Это страдание передавалось из поколения в поколение и возродилось в этом человеке. Если мы способны увидеть это, мы не будем больше осуждать его за то, что он заставил нас страдать, потому что мы понимаем, как он сам стал жертвой. Смотреть вглубь значит понимать. Когда к нам пришло понимание, легко окружить другого человека умом сострадания.
Заглянуть вглубь страданий тек, к го причинил страдание нам, - чудесный дар. Благодаря созерцанию мы знаем, что этот человек страдает. Ему может казаться, что сто страдания уменьшатся, если он причинит страдание нам. Как только мы соприкоснулись с его страданием, наша горечь и враждебность по отношению к нему, и мы пожелаем ему, чтобы он так не страдал. Начинает струиться ключевая вода сострадательного ума, и мы - первые, кого она очищает. Мы чувствуем прохладу и легкость, и мы можем улыбнуться. Нам не нужен кто-то еще, чтобы примириться. Когда мы смотрим вглубь, мы примиряемся сами с собой, и для нас проблем больше нет. Раньше или позже, окружающие заметят наше поведение и тоже окунутся в освежающий источник любви, текущий в нашем сердце.
После того, как мы увидим плоды медитации на сострадание, медитация на любовь становится относительно легкой. Как ум сострадания, так и ум любви приносят мир, радость и счастье прежде всего практикующему. Мы знаем, что если у нас самих нет мира и радости, мы не сможем поделиться миром и радостью с другими людьми. Так что медитация на сострадание и медитация на любовь приносят пользу как практикующему, так и другим людям.
Облегчая другим их страдания, мы тем самым приносим им счастье. Хотя жизнь есть страдание, в ней существует множество замечательных вещей, таких, как небо ранним утром, полная луна накануне осеннего равноденствия, лиловый бамбук, ручей с чистой водой и красивый ребенок. Когда мы обращаем внимание лишь на страдание, мы не способны соприкоснуться с этими удивительными вещами, и что бы мы ни говорили и ни делали, это не поможет нам разорвать путы страданий и создать условия для счастливой жизни. Внимательное созерцание - элемент, питающий древо понимания, а сострадание и любовь - его самые прекрасные цветы. Когда мы обретаем ум любви, мы должны отправиться к человеку, который был объектом нашего внимательного созерцания, чтобы ум любим был не просто предметом нашего воображения, но источником энергии, проявляющимся в реальном мире.
Будда учит направлять наш ум любви и сострадания во время медитации в четырех направлениях и охватывать им все живые существа. Но мы должны соблюдать осторожность и не думать, что медитация любви и сострадания состоит просто в том, чтобы сидеть и представдятъ, что наш ум любви и сострадания распространится ъ пространстве, как звуковые или световые волны. Звук и спет обладают способностью пронизывать все - так же, как любовь и сострадание. Но если наша любовь и сострадание - продукт воображения; например, если мы представляем, что они похожи на чистое белое облако, которое медленно образуется и постепенно распространяется - все дальше и дальше, пока не охватит весь мир, - тогда они не будут воздействовать, а останутся просто воображаемым облаком. Настоящее облако приносит дождь. Лишь в круговороте повседневной жизни и в реальных отношениях с людьми и со всеми живыми существами, включая объект нашей медитации, мы можем увидеть действительно ли в нас присутствует ум любви и сострадания и устойчив ли он. Если любовь и сострадание реальны, они проявятся в нашей повседневной жизни, в том, как мы общаемся с людьми и как ведем себя в этом мире. Сидеть и медитировать - ие единственное положение, в котором мы можем выпустить на волю ключевую воду любви и сострадания.
Многие полагают, что поскольку у них кет влияния в обществе и денег, они не могут достичь состояния любви и сострадания, В действительности, источник любви и сострадания - в нас самих, и мы можем облегчить страдания многим людям и обрести счастье, не имея ни влияния в обществе, ни богатства. Одно только слово, один поступок или одна единственная мысль могут помочь другому человеку и принести ему радость. Одно только слово может утешить и вселить уверенность, разрушить сомнения, предостеречь другого от ошибки, уладить конфликт, открыть путь к освобождению и показать дорогу к успеху и счастью. Один поступок может спасти человеку жизнь или помочь воспользоваться редкой возможностью. Одна единственная мысль может совершить то же самое, потому что вслед за мыслью идут слова и поступки. Если в наших сердцах есть любовь и сострадание, каждая наша мысль, слово и деяние могут творить чудеса. Ведь понимание - основа любви и сострадания, и помогают слова и действия, рожденные любовью. Когда мы хотим помочь, мы не допустим такой любви, от которой больше вреда, чем пользы.

Мы должны всегда помнить, что любовь - не что иное, как понимание.


Гость
Добавлено: 12-11-2007 19:12
преодоление чувства вины и страха

Когда в нем присутствуют тревога и раскаяние, он осознает: "Тревога и раскаяние присутствуют во мне". Когда в нем не присутствуют тревога и раскаяние, он осознает: "Тревога и раскаяние не присутствуют во мне". Когда в нем пробуждаются тревога и раскаяние, он это осознает. Когда уже возникшие в нем тревога и раскаяние покидают его, он это осознает. Когда уже покинувшие его тревога и раскаяние не возникают вновь, он это осознает,

В буддистской психологии раскаяние или сожаление Сна санскрите каукритъя) - функция ума, которая может быть как полезной, так и вредной. Когда она направлена на то, чтобы увидеть совершенные нами ошибки с тем, чтобы в дальнейшем их не повторять, тогда сожаление - полезная ментальная формация. Если же сожаление создает комплекс вины, который преследует нас, тогда это - препятствие в нашей практике.

Мы все в прошлом совершали ошибки. Но эти ошибки могут быть устранены. Нам может казаться, что нельзя вернуться в прошлое, чтобы исправить наши ошибки. Но настоящее возникло из прошлого, и если мы будем практиковать внимательность в настоящем, то, естественно, мы войдем в контакт с прошлым. Когда мы преобразуем настоящее, мы преобразуем также и прошлое. Наши предки, родители, братья и сестры тесно связаны с нами - наши страдания и счастье тесно связаны с их страданиями и счастьем, так же как и их страдания и счастье тесно связаны с нашими. Если мы можем преобразить себя, то мы можем преобразить и их тоже.

Наше собственная эмансипация, мир и радость - это эмансипация, мир и радость наших предков и родителей. Держаться за настоящее, чтобы преобразовать его, - единственный способ принести мир, радость и эмансипацию тем, кого мы любим, и исправить вред, причиненный в прошлом.


Буддизм исходит из того, что ошибки совершает наш ум, и устранить их тоже можно посредством ума. Если мы держимся за настоящее, чтобы преобразить себя, мы можем принести радость себе и всем остальным. Это преображение сотворит подлинную радость и мир в настоящем и в будущем. И это - не просто обещание вести себя лучше. Если мы можем следить за своим дыханием и жить внимательно, принося таким образом радость себе и окружающим в настоящем, мы можем преодолеть наш комплекс вины, и он нас больше не будет сковывать.

Например, комплекс вины, который преследует человека, потерявшего ребенка из-за своей невнимательности, - очень сильный комплекс. Но если человек практикует внимательность и способен действительно находиться в настоящем, зная, что нужно и что не следует делать в данное мгновение, он может спасти жизнь многим детям. Многие маленькие дети умирают, так как не хватает лекарств. Многие дети погибают в результате несчастных случаев или от недостатка заботы и внимания. Этот человек может работать ради спасения детей, которым угрожает гибель, вместо того, чтобы изолировать себя и медленно умирать в тисках угрызений совести,

Страх - тоже господствующая внутренняя формация во многих из нас. Почва для страха - неведение, неумение понять, что наша природа - неличностиая. Ощущения ненадежности и страха перед тем, что может случиться с нами и нашими близкими, есть у всех, но в сознании некоторых людей эти ощущения преобладают. В буддизме Махаяны о бодхисаттве Авалокитешваре говорится как о том, кто превзошел все страхи. Он предлагает всем существам дар бесстрашия (на санскрите абхайя), которое приходит благодаря внимательному созерцанию природы всего сущего, как не подверженного рождению, смерти, росту и уменьшению.

Сутра Сердце праджняпарамиты - проповедь бесстрашия. Если мы можем глубоко созерцать взаимозависимую и неличностную природу всех вещей, мы можем увидеть, что здесь нет ни рождения, ни смерти и превзойти все страхи, В комментарии автора к сутре Сердце праджпяпарамиты, озаглавленном Сердце понимания, это разъясняется более подробно.

Поскольку все преходяще, болезнь или несчастный случай могут настигнуть нас или наших близких в любое время. Мы должны принять такую реальность. Если мы проживаем каждый миг нашей жизни внимательно и имеем прекрасные отношения с окружающими, нам нечего бояться и не о чем сожалеть, даже когда у нас какой-то кризис. Если мы знаем, что и рождение, и смерть - необходимые аспекты жизни, то мы понимаем, что раз наша Земля-матушка однажды дала нам жизнь, то она подарит нам жизнь еще сотни тысяч раз, и мы не будем бояться или страдать, когда она протянат руки, чтобы забрать нас обратно. Пробужденный не испытывает тревоги, плывя по течению реки рождения и смерти.

Некоторых людей, получивших в детстве много внутренних формаций, преследует чувство ненадежности. Возможно, их запугали родители, которые эксплуатировали их и внушили им чувство вины. Для таких людей самое действенное средство защита - пять чудесных предписаний. Практикуя эти предписания, они смогут восстановить равновесие между собой и своим окружением. Соблюдение предписаний эффективно залечивает раны прошлого и благоприятно воздействует па общество в настоящем и приносит обществу благо в будущем. Практиковать внимательность, чтобы держать под контролем шесть чувств, жить в настоящем и соприкасаться с жизнью - вот прекрасный способ внедрить чувство надежности в повседневную жизнь. А если вдобавок к этому у нас еще есть и друзья, которые тоже соблюдают и практикуют внимательность, то наша практика получит твердую и надежную опору.

Гость
Добавлено: 27-08-2011 15:16

ГРЕХ - ЭТО КОГДА ВЫ НЕ РАДУЕТЕСЬ ЖИЗНИ (Ошо)

ОШО

Мне рассказывали свои проблемы тысячи людей, и до сих пор мне так и не встретилось среди них ни одной реальной! Все проблемы ложны – вы их создаёте, потому что без проблем чувствуете себя пустыми. Если нет проблем, нечем заняться, не с кем бороться, некуда идти. Люди ходят от одного гуру к другому, от одного мастера к другому, от одного психотерапевта к другому, из одной группы встреч в другую, потому что если они это не делают, то чувствуют себя пустыми, и внезапно им кажется, что жизнь бессмысленна. Вы создаёте проблемы, чтобы можно было почувствовать, что жизнь – это огромная работа, рост, что вам приходится вести тяжёлую борьбу.

Задавался ли ты самым главным вопросом: действительно ли существуют проблемы или ты их сам создаёшь и уже настолько свыкся с этим, что просто не можешь обойтись без их компании – тебе станет без них одиноко? Ты согласен быть даже несчастным – лишь бы не пустым. Люди хватаются за свои несчастья, только бы не допустить пустоты в себе.

Ты сам подпитываешь свои несчастья. Смотри. Когда исчезает одна проблема, обрати внимание, как настоящая проблема тотчас найдёт себе другое место. Ситуация напоминает змею, которая избавляется от старой кожи, но сама всегда остаётся.

Как только решается одна проблема, следом возникает другая. И если ты приглядишься внимательнее, то заметишь: вторая проблема – точно такого же свойства, что и предыдущая. Займись ею – за ней уже ожидает третья, наготове.

Пожалуйста, посмотри на то, что ты делаешь и какой занимаешься ерундой. Сначала ты создаёшь проблему, потом пускаешься в поиски её решения. Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

Если вам недостаточно собственных проблем, вы начинаете думать о человечестве, о судьбах мира... – социализм, коммунизм и прочий вздор. Вы начинаете думать о мире так, словно весь мир зависит от ваших советов.

Меня не заботят твои проблемы. Их миллионы, и совершенно бессмысленно пытаться решить их – ведь это ты являешься их творцом, но сам остаёшься в тени. Я решу твою проблему, а ты создашь десяток новых.

Я отодвину в сторону твои проблемы и доберусь до тебя. Менять следует их создателя. И когда он изменится, проблемы на периферии исчезнут.

Запомни хорошенько: тебе самому доставляет удовольствие лелеять свои проблемы, потому ты их создаёшь. Есть много причин, по которым ты получаешь от этого удовольствие.

Всё человечество больно. На то имеются принципиальные мотивы, основные причины, которые мы упускаем из виду. Когда ребёнок заболевает, он получает внимание, когда же он здоров, никому нет до него дела.

Внимание – это энергия. Когда кто-то одаривает тебя любящим взглядом, он даёт тебе пищу – эфирную пищу. Каждый ребёнок нуждается во внимании, а ты удостаиваешь его вниманием, лишь когда он болен, когда есть какая-то проблема. И потому, когда ребёнок ощутит нехватку внимания, он выдумает проблему, сам её создаст.

Любовь – вот основная потребность. Как твоё тело питается едой, так и твоя душа напитывается любовью. Но ты можешь получить любовь, только когда ты болен, когда у тебя что-то случается, иначе никто и не подумает дать её тебе. Ребёнок учится у тебя, впоследствии тоже начиная создавать проблемы. Он понимает, что стоит случиться болезни или ещё какой-то проблеме, как все бросятся к нему.



Проблемы можно трансцендировать, можно глядеть на них, как наблюдатель смотрит с вершины холма на простирающуюся внизу долину.

Такое свидетельствование способно решить проблему. В самом деле, просто свидетельствуя проблему, ты уже наполовину решаешь её: когда ты можешь быть свидетелем проблемы, беспристрастно смотреть на неё, когда ты не вовлечён в неё, ты можешь стоять в сторонке и смотреть. Сама ясность, возникающая благодаря свидетельствованию, даёт тебе нить, вручает секретный ключ. Почти все проблемы возникают из-за отсутствия ясности, которая помогла бы понять их.

Главное – не решить проблему, главное - достичь большего понимания. Если появится больше понимания, то станет больше ясности, и тогда на проблему можно смотреть беспристрастно, наблюдать за ней, словно она не твоя, а чья-то чужая. Лишь если тебе удастся создать дистанцию между проблемой и собой, ты сможешь от неё избавиться.

Если проблема не принадлежит тебе, ты всегда можешь дать дельный совет по её решению. если проблема чужая, если у кого-то другого возникли трудности, ты всегда мудр. Ты даёшь прекрасный совет, но, как только ты сам сталкиваешься с трудностями, ты просто теряешься, не зная, как поступить. Что же произошло? Проблема не изменилась, но теперь ты в неё вовлечён. Когда она была чьей-то, ты непредвзято взирал на неё издали. Все мы великолепные советчики, когда дело касается других, но когда что-то случается с нами, вся мудрость испаряется – дистанцироваться очень тяжело.

В данный момент тот ты, какой есть, так вовлечён в свои проблемы, что не может ни думать, ни созерцать, ни посмотреть сквозь них, ни стать свидетелем.

Медитация создаёт дистанцию, даёт тебе перспективу. Ты выходишь за рамки проблемы. Меняется уровень сознания.

По мере того как ты углубляешься в медитацию, ты поднимаешься всё выше и выше. Ты обретаешь способность взирать на проблемы сверху вниз. Отныне они в долине, а ты взошёл на гору. С этой перспективы, с этой высоты проблемы имеют совершенно иной вид. И с увеличением дистанции растёт твоя способность созерцать их, словно они не относятся к тебе.

У тебя появляется новая позиция, с которой ты можешь взглянуть на вещи по-другому. Создаётся дистанция. Проблемы никуда не делись, но теперь они стали далёкими – словно и не твои вовсе. Теперь ты в состоянии дать самому себе дельный совет…

Прибегая к психоанализу, ты остаёшься на том же уровне. Ничто не меняется, тебя приспосабливают к тому же уровню, где ты и находился.

Даже если психоанализ и поможет в каком-то случае, со временем проблемы возникнут вновь; он не предупреждает их появление.

Психоанализ помогает лишь приспособиться. Это – не трансформация. Это первое. И второе: психоанализ делает тебя зависимым.

Ты попадаешь в зависимость к кому-то, кто является экспертом. Ты рассказываешь ему о своей проблеме, и он находит решение. Он станет обсуждать и выудит из тебя её бессознательные корни. Но это сделает он; выход отыщет кто-то, но не ты.

Решённая им проблема, возможно, сделает более зрелым его, но не тебя. Ты же рискуешь оказаться ещё менее зрелым. И тогда всякий раз, когда возникает какая-нибудь сложность, ты побежишь за советом к специалисту, профессионалу.



Пока твоя сущность не изменится, ничего не выйдет с решением проблем. Ты обладаешь неистощимыми возможностями по созданию новых.

Трансценденция человеческой природы возможна. Неизлечим не сам человек, но его ограниченное сознание, порождающее проблемы. Осуществляй рост осознанности, расширяй сознание – и круг проблем станет сужаться. Они находятся в обратно пропорциональной зависимости: минимум осознанности – максимум проблем, максимум осознанности – минимум проблем.

Когда осознанность тотальна, проблемы попросту исчезают, подобно тому как роса исчезает с восходом солнца. При тотальной осознанности не существует никаких проблем – они просто не могут возникнуть.



Почему ты создаёшь из жизни проблему? Жизнь невероятно прекрасна – почему не жить настоящим моментом? Слёзы – это проявление жизни. Смех тоже проявление жизни. Иногда ты грустишь. Это – проявление жизни, твоё настроение. Замечательно. В другой раз ты счастлив, искришься радостью и танцуешь. Это тоже здорово, это чудесно. Что бы ни происходило – прими это как желанного гостя и оставайся с ним; и мало-помалу ты увидишь, что привычка задавать вопросы и создавать из жизни проблему исчезла.

И когда ты перестанешь создавать из мухи слона, жизнь откроет тебе свои тайны. Она никогда не раскрывает их человеку, непрестанно задающему ей вопросы. Жизнь готова раскрыться тебе, если ты не превращаешь её в проблему. Если ты видишь во всём лишь сложности, твоё видение притупляется. Ты становишься агрессивным по отношению к жизни.

Ты большой любитель создавать проблемы... просто пойми это, и внезапно проблемы исчезнут.

Те, кто просто живут, распахивают жизни свои объятия, принимают её радостно, не задают никаких вопросов, а полностью доверяются ей, становятся желанными гостями.

Если бы люди могли немного больше танцевать, немного больше петь, быть немного более сумасшедшими, их энергия была бы более струящейся, и проблемы мало-помалу исчезли бы.

Живи, танцуй, ешь, спи, делай всё как можно более тотально. И вспоминай снова и снова: каждый раз, когда ты ловишь себя на том, что создаёшь какую-нибудь проблему, выскользни из этого – тотчас же. Как только ты окажешься внутри проблемы, понадобится решение. И даже если ты найдёшь решение, из этого решения снова возникнет тысяча и одна проблема. Если только ты упустишь первый шаг, то провалишься в западню.

В это самое мгновение ты можешь отбросить все проблемы, потому что все они созданы тобой.

Каждый раз, когда ты видишь, что соскальзываешь в проблему, поймай себя – бегай, прыгай, танцуй, но не вовлекайся в эту проблему. Сделай что-нибудь тут же, чтобы энергия, которая создавала проблемы, стала жидкой, растаяла, вернулась в космос.

Ты упускаешь настоящую жизнь. Используй больше энергии, и тогда потекут свежие энергии. Просто не будь скрягой. Используй их сегодня; пусть сегодня будет оконченным; завтра о себе позаботится, не беспокойся о завтра. Беспокойство, проблема, тревога – всё это просто показывает одно: ты не живёшь правильно, твоя жизнь – ещё не празднование, не танец, не радость. Отсюда все проблемы.




Гость
Добавлено: 25-05-2012 18:21
ОШО из книги "Лекарство для души"

Растворение сценариев
Вы можете высвобождать эмоции тысячу и один раз, но если основной сценарий не изменится, они будут снова накапливаться. Нет ничего плохого в том, чтобы высвобождать энергию, — это хорошо, но это не окончательное решение проблемы.

Восточные методы принципиально отличаются от западных. Они не катарсические; напротив, они заставляют вас повернуться к вашему сценарию лицом. Их не заботит сдерживаемая энергия. Их заботит сценарий, внутренние механизмы, которые создают энергию, которые её подавляют и приводят вас в гнев, печаль, депрессию и невроз. Этот сценарий должен быть разрушен. Высвободить энергию очень просто; разрушить сценарий трудно. Это тяжёлая работа.

Попытайтесь что-то сделать, чтобы изменить сценарий.

...Каждый день, пятнадцать минут, в любое время, когда вы хорошо себя чувствуете, выберите время, запритесь в комнате и придите в гнев — но не высвобождайте. Продолжайте это усилие, почти сойдите с ума от гнева, но не высвобождайте его. Никакого выражения... даже не бейте подушку. Подавите его, как только возможно, — вы меня понимаете? Это прямая противоположность катарсиса.

Если вы чувствуете, что в желудке возникает напряжение, словно что-то вот-вот взорвётся, втяните желудок; сделайте его как можно более напряжённым. Если вы чувствуете, что напряжены плечи, напрягите их ещё больше. Пусть всё тело будет как можно более напряжённым, почти как вулкан — кипящим внутри, без всякого высвобождения. Это главное, что нужно помнить: никакого высвобождения, никакого выражения. Не вопите — иначе желудок расслабится. Ничего не бейте — иначе плечи расслабятся от напряжения.

Пятнадцать минут накаливайтесь, словно доводя себя до кипения. За пятнадцать минут доведите напряжение до кульминации. Заведите будильник, и как только время пошло, прилагайте все возможные усилия.

Когда зазвонит будильник, сядьте в молчании, закройте глаза, просто наблюдайте, что происходит. Расслабьте тело.

Делайте это две недели. Это «накаливание» системы заставит сценарии расплавиться...

Гость
Добавлено: 25-05-2012 18:30

Разрушьте великую китайскую стену

Всю жизнь многие люди никогда не заходят дальше определённой точки. В гневе вы доходите только до определённой точки; в грусти вы доходите только до определённой точки; если вы счастливы, вы доходите только до определённой точки. Есть невидимая линия, пределов которой никто никогда не преступает, дойдя до неё, всё останавливается. Это стало почти автоматическим: достигнув этой линии, вы в тот же момент отключаетесь.

Каждого так учили — вам позволено определённое количество гнева, но не более, потому что пойти дальше может быть опасно. Вам позволено определённое количество счастья, но не более, потому что счастье может сводить с ума. Вам позволена грусть только до определённого предела, но не дальше, потому что более сильная грусть может стать суицидальной. Вы получили воспитание; вас и любого другого окружает Великая Китайская стена. Вы никогда не выходите за её пределы. Это ваше единственное пространство, ваша единственная свобода, поэтому, когда вы начинаете становиться счастливым или радостным, эта Китайская стена становится на дороге. Итак, это нужно осознавать.

Начните один эксперимент, и он очень поможет. Он называется методом преувеличения. Это один из самых древних тибетских методов медитации. Если вы чувствуете грусть, закройте глаза и преувеличьте грусть. Войдите в неё, как только возможно, выйдите за всякие рамки. Если вы хотите стонать, всхлипывать или плакать, делайте это. Если вы хотите кататься по полу, делайте это, но выйдите за обычные рамки, туда, куда никогда не ходили раньше.

Преувеличьте, потому что эти рамки, эти постоянные границы, внутри которых вы жили, стали такими механическими, что, не выйдя за их пределы, вы никогда не будете осознанным. Это часть привычек вашего ума, поэтому вы можете прийти в гнев, но не осознаёте его, если только не выйдете за эти границы. Тогда внезапно он входит в вашу осознанность, потому что происходит что-то, чего никогда не происходило раньше.

Итак, делайте это с грустью, с гневом, с ревностью — с чем угодно, что вы в этот момент чувствуете — и с счастьем, счастьем в особенности. Когда вы чувствуете счастье, не верьте ни в какие границы. Просто возьмите и бросьтесь за пределы границ: танцуйте и пойте... или бегайте. Не будьте скрягой.

Как только вы научитесь пересекать границы и выходить за пределы рамок, вы окажетесь в совершенно другом мире. Тогда вы узнаете, сколько в жизни упускали.

Вы столкнётесь с этой Китайской стеной много раз, но мало-помалу начнёте узнавать, как её преодолевать, потому что, на самом деле, её нет; это только верование.

Гость
Добавлено: 25-05-2012 18:39
ГНЕВ=ГРУСТЬ??? ОШО:

Гнев и грусть — это одно и то же. Грусть — это пассивный гнев, а гнев — это активная грусть. Грустному человеку трудно прийти в гнев. Если грустного человека удаётся привести в гнев, его грусть тут же исчезает. Гневному человеку очень трудно быть грустным. Если удастся сделать его грустным, весь его гнев тут же исчезнет.

Во всех ваших эмоциях продолжается полярность, лежащая в основе всего, — полярность мужчины и женщины, инь и ян, мужского и женского. Гнев — мужской, грусть — женская. Поэтому, если вы сонастроены с грустью, трудно переместиться в гнев, но я хотел бы, чтобы вы это сделали. Вынесите её наружу, проиграйте. Даже если это кажется глупостью — даже тогда. Станьте в собственным глазах шутом, но вынесите её наружу!

Если вы можете лавировать между гневом и грустью, то и другое станет одинаково легко. У вас будет некоторая дистанция, и тогда вам легко будет наблюдать. Вы сможете встать позади экрана и наблюдать обе эти игры, и тогда вы сможете выйти за пределы обеих. Но сначала вам придётся научиться легко перемещаться между ними. Иначе вы склонны оставаться грустным, а когда человек отягощён, создать дистанцию трудно.

Помните, когда две энергии, противоположные энергии, уравновешены в точности пополам, очень легко из них выйти, потому что они борются и обнуляют друг друга, и ни одна из них не имеет над вами власти. Грусть и гнев — это две половины, две равносильные энергии, и они обнуляют друг друга. Внезапно у вас появляется свобода, и вы можете ускользнуть. Но если печали семьдесят процентов, а гнева — тридцать, это очень трудно. Тридцать процентов гнева против семидесяти процентов грусти оставят после себя сорок процентов грусти, и такой возможности не будет; нельзя будет ускользнуть так легко. Эти сорок процентов зацепятся.

Итак, вот один из основных законов внутренних энергий: всегда позволяйте противоположным полюсам занять равные позиции, и тогда вы сможете из них выскользнуть. Можете себе представить, что Двое людей, от которых вы хотите бежать, начинают драться, и это даёт вам возможность. Они так заняты друг другом, что вам не о чем беспокоиться, вы можете ускользнуть.

Не вносите ум. Просто сделайте из этого упражнение.

Вы можете сделать это ежедневным упражнением; не дожидайтесь, чтобы недостающая доля негативности пришла сама; забудьте об этом. Каждый День приходите в гнев — это будет легче. Прыгайте, вопите и выбросите гнев наружу. Как только вы научитесь его выбрасывать, без всякой причины, это сделает вас очень счастливым, потому что теперь у вас будет свобода. Иначе, даже если гнев управляется внешними ситуациями, вы ему не хозяин. Если вы не можете его вызвать, как вы сможете его отбросить?

Поначалу это будет выглядеть немного нелепо, странно или невероятно, потому что вы всегда верили в теорию, что гнев создаёт только чьё-то чужое оскорбление. Это не так. Гнев был внутри всегда; кто-то только дал ему повод выйти наружу.

Вы можете дать себе повод сами: представьте ситуацию, которая вызвала бы в вас гнев, и испытайте его. Обращаясь к стене, выскажите ей всё; и вскоре стена начнёт разговаривать с вами! Просто сойдите с ума полностью. Вы должны привести гнев и печаль в одинаковые позиции, чтобы они были пропорциональны друг другу. Они обнулят друг друга, и вы сможете легко выскользнуть.

Георгий Гурджиев называл это путём хитреца — привести внутренние энергии в такой конфликт, чтобы они увлеклись друг другом и обнулили друг друга, и вы получили возможность ускользнуть.

Гость
Добавлено: 25-05-2012 18:46

Заметить трижды

В буддизме применяют определённый метод, который называют «заметить трижды». Если возникает проблема — например, если кто-то внезапно чувствует сексуальный порыв или приступ жадности или гнева, — они должны заметить трижды, что происходит. Если это гнев, ученик должен сказать про себя трижды: «Гнев... гнев... гнев...» — просто чтобы полностью его заметить, чтобы он не прошёл мимо сознания — вот и всё. Затем он продолжает делать, что и раньше. Он ничего не делает с гневом, но просто замечает его трижды.

Это очень красиво. В то мгновение, как вы что-то осознаёте и замечаете, его больше нет. Ничто не может вас захватить, потому что это бывает только в бессознательности. Этот метод делает вас внутри настолько осознанными, что вы отдельны от гнева. Вы можете сделать его объективным, доступным для наблюдения, потому что он там, а вы здесь. Будда говорил своим ученикам применять этот метод ко всему.

Обычно все культуры и цивилизации учат нас подавлять проблемы, таким образом, что мало-помалу вы прекращаете их осознавать — до такой степени, что можете их забыть и думать, что их не существует.

Правильный путь этому прямо противоположен. Сделайте их абсолютно осознанными, и благодаря тому, что вы их осознаёте и на них фокусируетесь, они тают.

Гость
Добавлено: 07-01-2013 17:14
ОШО:

ИЗБИЕНИЕ ПОДУШКИ
Когда вы чувствуете гнев, нет нужды направлять гнев на кого-то; просто гневайтесь. Пусть это станет медитацией. Закройтесь в комнате один, и пусть гнев проявится настолько, насколько сможет. Если вы чувствуете, что избили бы кого-нибудь, бейте подушку.
Делайте все, что хотите; подушка никогда не будет возражать. Если вы хотите убить подушку, хватайте нож и убейте её! Это помогает, это сильно помогает. Невозможна представить, как может помочь подушка. Просто бейте её, кусайте, швыряйте.
Если вы настроены против кого-то, напишите его имя на подушке или приколите к ней фотографию.
Вы почувствуете себя нелепо, глупо, но гнев — нелеп, вам с этим ничего не надо делать. Так пусть он и будет, и наслаждайтесь им как энергетическим явлением. Это — энергетический феномен. Если он никого не затрагивает, в нем нет ничего плохого. Когда вы вновь и вновь это попробуете, вы увидите, что мысль о том, как кому-то сделать больно по¬степенно исчезает.
Пусть это станет ежедневной практикой — всего 20 ми¬нут каждое утро. И потом наблюдайте весь день. Вы станете более уравновешенными, так как энергия, которая стано¬вится гневом, была высвобождена; энергия, которая стала ядом, высвобождена из системы. Занимайтесь этим по крайней мере 2 недели, и через неделю вы удивитесь, обнаружив, что какова бы ни была ситуация, гнев не возникает. Просто попытайтесь.


Гость
Добавлено: 03-05-2013 11:18
Интересная статья, выкладываю сюда

"О защите себя.

...«Я боюсь конфликтов... Я избегаю их.
Мне легче уступить, сгладить углы.
Не заметить направленной на меня агрессии.
Перевести разговор на другую тему. Отшутиться.
Все что угодно, лишь бы не конфликт».

Почему мы так боимся конфликтов, прояснений позиций, честного взгляда на вещи и отношения?



Потому что из нашего глубинного опыта вылезает страх последствий, с которыми мы когда-то сталкивались.

Когда мы пытались заявить о своих интересах и отстаивать себя.

Ребенок хоть раз в жизни пытается настоять на своем –
например, не хочет надевать вот эту кофту,
или не хочет отдавать игрушку своему братику,
или целовать чужую тетю...

Или же он прямо заявляет: «Я хочу», «Я не хочу».

Или же, протестуя, кричит, рыдает и выдает что-то в духе: «Мама плохая».

Эта реакция - эмоциональная, прямая и негативная.

Родителю очень, очень трудно с ней сталкиваться.

Особенно если он переполнен стыдом и виной.

Он хочет этот негативный поток прекратить, перекрыть.

И он хочет чувствовать себя хорошим родителем.
Чтоб не испытывать стыда и вины.

Чем более устойчив сам родитель, тем больше пространства у ребенка для прав.
Чем более он травмирован и дыряв, тем меньше позволено ребенку иметь свои границы и права.

...Когда взрослые люди боятся конфликтов, они обычно говорят:

«Я боюсь, что кто-нибудь будет недоволен мной»;
«Я жду, что в результате я окажусь пострадавшей, никто не позаботится о моих интересах»;
«Какая польза в конфликте, если все останется по-прежнему, а отношения испортятся?»
«Меня обвинят в эгоизме, и я буду чувствовать себя виноватой»...

У каждого человека разворачивается свой негативный сценарий, который он получил в своем детском опыте...

...Так и слышатся родительские суждения и наставления....

«Злятся только очень плохие девочки»,
«Не буду разговаривать с таким злым ребенком»,
«Такая жадина и эгоистка мне не нужна»,
«Никто не спрашивает, что ты хочешь, делай, что тебе говорят»,
«Будешь орать, сдам в детдом (отдам милиционеру)»,
«Да ты кто такой чтоб рот открывать»...

В целом, ребенок усваивает послание:
«Ты, имеющий границы и права их отстаивать, мне не удобен.
Если ты будешь настаивать на своем, я отвергну тебя, унижу, накажу или причиню боль иным способом.
Ты будешь получать похвалу,
или я тебя оставлю в покое,
Если ты будешь удобен мне».

У человека, который пережил множественное разрушение своих границ, закрепляется сценарий:
«Отстаивание своих прав, интересов, и вообще конфликтное состояние опасно, так как ведет к непереносимым последствиям».

Остается приспосабливаться, но цена высока: приходится предавать себя, отказывая себе в защите.

Оказывается безопаснее подыгрывать своему инфантильному родителю "хорошим мальчиком" или "хорошей девочкой" и использовать разные защиты (бегство, фантазии) для того чтобы минимизировать ущерб.

Человек привыкает к тому, что нарушать границы – это естественно, и перестает реагировать злостью на это...

Доходит до того, что он совсем подменяет естественную реакцию вынужденными ролями, не понимая и не осознавая, что с ним творят другие люди... в некоторых случаях получая даже мазохистское удовлетворение, или считая вторжения формой дружбы и заботы.

На этой почве мы:
Бросаемся спасать друга, "нуждающегося" в помощи в тысячный раз;
Позволяем знакомым и малознакомым высказывать свои советы, давать нам оценку и вообще вмешиваться в нашу жизнь;
Корим и ругаем себя за то, что некто почувствовал неудобство и неудовольствие от некоторых наших действий;
Жертвуем собой ради чего-то «более значительного», чем какие-то наши интересы....

Вместо естественной реакции защитить себя намертво закрепляется маска демонстрации лояльности.

И неизменно в результате чувствуем тоску, пустоту, разочарование и боль от само-предательства.

Еще одно роковое последствие этой трагедии заключается в том, что, отказавшись от идеи защиты себя, человек всю жизнь будет искать другого – человека, систему, идею, которая будет его защищать.

Он будет служить им так же, как служил родителям, игнорируя свои права и позволяя нарушать свои границы с одной целью – получить эту защиту, которой он был лишен.
Увы! Это еще одна иллюзия, которая, при потере очередной надежды, добавляет свой вклад в общее количество боли и разочарования.

...Эта женщина не может отключить мобильный телефон даже на приеме: ее активно домогается окружающий мир с потребностью в ее участии.
"Как ты это выдерживаешь?" - спрашиваю я.
"Какое чувство у тебя возникает, когда человек звонит тебе вот уже в пятый раз с пустяковым вопросом?"
«Я чувствую злость» - отвечает она, "Но быстро ее подавляю".
«Почему?
«Какой в этом смысл? Ничего не изменится».

...«Я как будто постоянно выбираю между «мне хреново - или очень хреново», - делится другая женщина.
«Я чувствую, что мои границы нарушаются, когда оценивают мою внешность или манеру одеваться...
Кого это должно волновать?
Но мне настолько страшно заявить о том, что это мое личное дело, что я предпочитаю ввязываться в это унизительное обсуждение, да еще оправдываться...
В итоге я избежала конфликта, но ужасное чувство предательства самой себя вызывает депрессию».

«Я настаиваю на своем праве поступать по-своему, но до сих пор родительское «эгоистка!» погружает меня в сильное переживание вины...
Я начинаю сомневаться в себе и своих решениях, мне хочется отказаться от них, или, как минимум, извиниться за то, что я делаю для себя."

...«Я очень боюсь своего гнева... Мне кажется, он разрушителен.
И поэтому я не рискую проявлять его, потому что окружающие могут от этого пострадать."

...То, что мы себе позволяем в своей жизни – это именно те права, которые смогли обеспечить нам родители.

Обеспечить количеством собственной зрелости и любви.

Если их ресурс выдерживать нас, отличающимися от их представлений, был микроскопическим, стало быть, мы выделяем себе микроскопические права...

Многие люди живут с этим всю жизнь, особенно не задумываясь над тем фактом, что
ОТНЫНЕ НИКТО НЕ УПОЛНОМОЧЕН УСТАНАВЛИВАТЬ РАЗМЕР И КОЛИЧЕСТВО ЭТИХ ПРАВ...

Чтобы пользоваться своим правом по полной программе, необходимо столкнуться со своим детским страхом конфликтов, чужого недовольства, чьего-то отвержения...

Нырнуть в свой ужас, кого-то потерять, а с кем-то «встретиться».

Конфронтация с другим человеком, или собственными детскими взглядами на жизнь – это встреча, встреча с реальностью, с настоящими чувствами...

Там, где вы позволяете себе быть настоящими, не придуманными, не "сделанными" в угоду кому-то.

...Часто люди удивляются тому, что последствия конфликта совсем иные, не такие ужасные, как это представлялось.

С некоторыми людьми удается договориться, кто-то с удивлением узнает, что вам что-то не нравится, кто-то задумывается.

Конфликт лишь иногда влечет за собой разрыв отношений, но чаще – их пересмотр.

...После этого пересмотра остаются те, кто способен выдерживать;
и уходят те, кто сам находится в страхе и не-позволении.

В конечном итоге, важно даже не то, что у вас происходит с другими людьми.

Самое важное - это то, что у вас происходит с собой.

Вы - сами защитники себе, и нет больше нужды заслуживать чье-то снисхождение.

Вы больше не предаете себя."

Вероника Хлебова
http://veronikahlebova.livejournal.com/9018.html

Мастер Пути, Мастер РЕЙКИ
Сообщений: 7728
Добавлено: 24-01-2016 20:52
Любому из нас хотелось бы найти универсальный код счастья, узнать, как он работает и навсегда забыть о страхах, гневе и депрессиях. И современные специалисты наперебой предлагают нам рецепты на любой вкус. Все, от разномастных гуру позитивной психологии до практиков радикальных техник голодания твердят одно: поверьте, занимайтесь, и вы обретете счастье. Но только если хорошенько поверите. Всё это очень похоже на алхимические поиски несуществующего философского камня. Ах, если бы можно было вызнать по-настоящему эффективный способ, не предлагающий ждать результатов месяцами и даже годами.... Удивительно, но, похоже, такой способ всё-таки существует.

Он давно изобретен и прекрасно известен на Востоке. Неспроста среди восточных жителей гораздо больше людей спокойных, добродушных и долго живущих по сравнению с европейцами.

Оказывается, единый код счастья прячется... на нашем теле! Волшебный ключик к счастливой жизни — не что иное, как определенная последовательность точек, на которые нужно надавливать, одновременно удерживая в сознании беспокоящую мысль. Эти точки представляют собой места максимальной электроактивности нашего организма, при стимуляции которых можно устранить любые негативные эмоции, страхи и даже физическую боль.

"Люди — это электрохимические машины. Каждая наша мысль — это электрический импульс. Каждое совершаемое нами движение — результат мыслительных электроимпульсов. Каждой мысли соответствует специфический электроимпульс в мозгу.
Когда мы думаем о чем-то, что нас расстраивает, в мозгу возникают электроволны, которые и создают негативные ощущения страха, гнева, тоски или боли. Код Счастья уравновешивает колебания мозга, возникающие вследствие мысли, которая когда-то была воспринята нами как угроза. Отсутствие электрических колебаний приводит к тому, что эта мысль больше не вызывает у нас негативных эмоций (на беду фармацевтических компаний и к счастью для нас)", — объясняет схему работы Кода Счастья автор книги "Волшебные точки счастья", доктор наук Гэри Лондре.

Самая приятная особенность данной техники — её оперативность. Вам не придется ждать результатов слишком долго, повторять изматывающие упражнения, твердить аффирмации, сажать себя на диеты. В этом случае всё гораздо проще. Просто прочтите код счастья и используйте его всякий раз при появлении негативных переживаний и вы увидите — код действует незамедлительно!

Воздействуйте на каждую точку 4-5 секунд двумя пальцами.

Надавливая на точку 1, произнесите настраивающую фразу "Хотя я отчаянно паникую (боюсь чего-либо, гневаюсь, обижаюсь на кого-либо, виню себя, сомневаюсь в чем-либо), я все равно люблю себя таким, какой я есть". И не важно верите ли в то, что произносите или нет, просто скажите эти слова и поверьте, они сработают!

Итак, 15 активных точек:

1. Ребро ладони (точка перезагрузки).
2. Внутренний угол брови.
3. Внешний угол глаза.
4. Точка под глазом.
5. Точка под носом.
6. Точка под губами на подбородке.
7. Точка под ключицей.
8. Точка в подмышке.
9. Точка под грудью у женщин (у мужчин на 2,5 см ниже пупка).
10. Точка справа под ногтем большого пальца.
11. Точка справа под ногтем указательного пальца.
12. Точка справа под ногтем среднего пальца.
13. Точка справа под ногтем мизинца (безымянный палец пропускаем).
14. Ребро ладони.
15. Точка на тыльной стороне кисти справа под мизинцем.

Продолжая надавливать на точку 15:
- Закройте и откройте глаза.
- Направьте взгляд сначала вниз, затем вправо и влево.
- Выполните круговое вращение глазами в одном направлении.
- Выполните круговое вращение глазами в другом направлении.
- В течение 5 секунд напевайте какую-нибудь мелодию.
- Посчитайте вслух (1, 2, 3, 4, 5).
- Снова напойте какую-нибудь мелодию.

Вернитесь к мысли, которая Вас беспокоила, когда Вы начали упражнение. Возможно, страх исчез или уменьшился? Если нет, попробуйте еще раз, думая о своей проблеме в несколько ином ключе.

Ведь наши страхи, боль, обиды, гнев и сомнения так многогранны!

ОКУДЭН РЕЙКИ
Сообщений: 2401
Добавлено: 10-03-2016 13:36

Иногда люди стараются найти способы выразить свой гнев менее опасным образом. Они могут зайти в свою комнату, закрыть за собой дверь и биться о подушку что есть силы. Естественно, если вы бьетесь о подушку до тех пор, пока не иссякнет ваша энергия, ваш гнев утихнет, и, быть может, вы испытаете временное чувство облегчения - утомление легче перенести, чем гнев - но корни гнева останутся в целости и сохранности, и при соответствующих обстоятельствах гнев появится снова. Поэтому метод внимательного наблюдения, направленный на то, чтобы увидеть и понять корни нашего гнева - единственный метод, который имеет продолжительный эффект.


Я так понимаю, метод избиения подушки и прочие психоаналитические методы не убирают причины гнева, а лишь помогают "выпустить" пар. Интересно, если привязываешь "образ" обидчика к подушке, то таким образом ты ему наносишь вред на "астральном" плане, грубо говоря атакуешь его?!!

ОКУДЭН Рей Ки
Сообщений: 4158
Добавлено: 10-03-2016 14:22
Интересно, если привязываешь "образ" обидчика к подушке, то таким образом ты ему наносишь вред на "астральном" плане, грубо говоря атакуешь его?!!


Смотря как реально представил его
Ну и сила намерения+ сила обиды)))

Зачем атакуешь? Защищаешься!)

ОКУДЭН РЕЙКИ
Сообщений: 2401
Добавлено: 10-03-2016 16:50
Смотря как реально представил его
Ну и сила намерения+ сила обиды)))

Зачем атакуешь? Защищаешься!)


Это как одна девушка сказала:" Я представляю образ обидчика, или того кто меня сильно достал, и беру меч (образ) и отрубаю ему голову. Дальше смотрю что происходит в реальной жизни".

ОКУДЭН Рей Ки
Сообщений: 4158
Добавлено: 10-03-2016 22:31
Жесткая девушка...

ОКУДЭН РЕЙКИ
Сообщений: 2401
Добавлено: 11-03-2016 09:56
Жесткая девушка...

Да, это верно, "мужчина" в юбке. Красивая...

Гость
Добавлено: 11-03-2016 10:49
На счет избиения подушки, есть некий щекотливый момент, бить нельзя не в коем случае ту подушку на которой спишь, иначе все обратно вернется, а про девушку ...думаю она так многих поколечила....

Гость
Добавлено: 20-07-2016 10:05

https://www.youtube.com/watch?v=mFFFgD9Gt_s

Работа с ГНЕВОМ


Гость
Добавлено: 06-09-2016 11:06
Как избавиться от плохого настроения, тоски, уныния?

Дорогие, плохое настроение, тоска, уныние – это всегда следствие диссонансных энергий. Всегда! Иной причины нет. Диссонансные энергии, словно темные облака на небе, закрывающие солнце, закрывают от вас свет и любовь Бога. Если вы отделены от света и любви Бога – следствием всегда становится внутренняя дисгармония, дискомфорт, плохое настроение, тоска, уныние.

Но даже за самыми темными облаками солнце светит всегда. Бог не отворачивается от вас, взгляд Бога всегда смотрит в вашу сторону. И ваших силах – разогнать тучи и увидеть любящий взгляд Бога. Вы должны проявить для этого намерение и свободную волю. Если вы не пытаетесь разогнать тучи, Бог не может вам в этом помочь, потому что нет на то вашей воли. Но если вы изъявляете волю и делаете попытки – Бог обязательно поможет вам.

Отслеживайте постоянно, какие энергии вы излучаете, какие принимаете. Отслеживайте, замечайте, осознавайте каждый факт излучения вами и принятия вами диссонансных энергий. Вы это заметите сразу по внутреннему дискомфорту, по неприятным эмоциям, по диссонансным мыслям и чувствам.

Вы же знаете, если просто отмахнуться от этого, постараться забыть – проблема не решится. Диссонансные энергии не исчезнут, лишь осядут в вашем подсознании и будут нарушать гармонию и дальше.

Диссонансные энергии нужно нейтрализовать или трансформировать, тогда они превратятся в нечто иное, либо в свет и любовь, либо хотя бы в нейтральную энергию. У вас есть множество инструментов, чтобы это сделать! И главный – ваша любовь, свет Божественности, который вы несете в себе, ваша благодарность. Если вы все сделаете правильно, ваше настроение улучшится мгновенно. Вам не нужно носить в себе диссонанс, вам не нужно страдать от уныния! Вы можете мгновенно нейтрализовать его.

Если вы будете это делать регулярно, общий фон вашего настроения повысится. Вы поймете, что такое жить в радости. И вы не будете больше бояться проявления диссонансных энергий, вы не будете зависеть от своего настроения. Вы будете знать, что в любой момент можете изменить свое состояние, трансформировав энергии.

Это и означает – быть хозяином себе и своей жизни.


Словесные формулы для приведения к гармонии своего состояния

Я принимаю всем своим существом тот факт, что являюсь Божественным Духом, действующим в человеческом теле. Я позволяю Божественному Духу действовать через меня как человека, неся Свет и Любовь Бога в материальный мир. Я прошу Бога и моих ангельских помощников направить мои действия на мое собственное высшее благо и на высшее благо всех.

Я прошу Бога и моих ангельских помощников помочь мне стать безупречным проводником Божественных энергий. Я прошу помочь мне стать чистым каналом для этих энергий.

Моя Божественная сущность безмерно чиста, безупречна, исполнена Светом. Я прошу силу Божественного Света помочь мне очиститься от всех диссонансных, темных энергий, от дисгармоничных эмоций, мыслей и чувств и созданных ими препятствий для Света в моих тонких телах, в моей ауре и в моем биологическом теле. Я прошу Божественный свет своею силою растворить все диссонансные энергетические образования и вывести их из моего биологического тела и из моих тонких энергетических оболочек.

С каждым мигом моей жизни я становлюсь все ближе к Богу, к Свету, к Божественному единству Вселенной. Преображаясь по образу и подобию сотворившего меня Бога я становлюсь тем, кто я есть – Светом, Любовью, исполненным безупречно чистых, светлых, высоковибрационных энергий Божественным Духом.

ОКУДЭН РЕЙКИ
Сообщений: 2401
Добавлено: 15-02-2021 11:44
Прощение.

Прощать тяжело. Человек так и говорит: «мне тяжело простить это». Про побои родителей, про вред, причинённый его ребёнку, про низкое предательство, про умышленное зло, сотворенное для удовольствия…
А ему отвечают: «прости, прости! Тебе легче станет!».
Не станет. Если не готов человек принять тяжесть прощения, ему станет ещё тяжелее. Ведь теперь даже жаловаться или вспоминать нельзя. Ты же простил!
Прощение без раскаяния и без честной просьбы того, кто причинил зло, это вот что.
Это принятие чужого греха и чужой ответственности на себя.
Вот поэтому так тяжело прощать настоящее зло, неисправленное и нераскаянное. Это здоровенная глыба, которую взваливает на себя тот, кто простил, но был не готов к прощению.
Только очень сильный духовно человек такую глыбу может унести. А обычному тяжело. Ведь нести ее придётся всю жизнь; да ещё знать, что прощенный злодей идёт налегке и продолжает творить гнусности.
Психотерапевт с огромным стажем Сюзан Форвард заметила, что пациенты, которые уверяли, что простили своих злодеев-родителей, не чувствовали никакого улучшения от терапии. Простили инцест, избиения, унижения, а легче им не стало. Становилось все хуже и хуже…
Прежде чем принуждать себя к прощению, проверьте, достаточно ли у вас сил нести тяжесть чужой вины?
Готовы ли вы принять ответственность другого человека?
И нужно ли ему ваше прощение? Просит ли он об этом? Пытается ли загладить вину? Компенсировать вред?
Нет? Так и не надо спешить. Сначала надо набраться сил и залечить раны души. И сначала надо простить себя. Потому что поспешное принудительное прощение - это признание своей вины. «Я тоже виноват! Я позволил так поступить со мной. Я это заслужил!», - вот какие тайные мысли порождает поспешное прощение.
К прощению надо прийти сильным и исцелённым. А не наоборот: простить, а потом исцелиться. Если вина тяжела, если гнусность огромна, сначала надо решить, способны ли вы вынести тяжесть чужой ответственности.
Потому что прощать настоящее зло очень тяжело. А тому, кто его причинил, ваше героическое прощение совершенно безразлично. Он не просит. Не раскаивается. И не заслуживает прощения. Сначала надо позаботиться о жертве зла - о себе. А потом, если будут силы, сознательно прощать. И принимать тяжесть на себя.

Гость
Добавлено: 17-02-2021 15:59
Почему так тяжело прощать??
Потому что обиделся -я обиделся дословно Обидел-себя ...обиделся ..... типо причём тут другие они случайные люди или учителя указали тебе на твоё не соответствие с гармонией вселенной и ушли

СЁДЕН РЕЙ КИ
Сообщений: 305
Добавлено: 17-02-2021 20:12
В книге "Две жизни"(К.Антарова) постоянно подчеркивается:"Никто тебе не враг, никто тебе не друг, а каждый человек- учитель".

ОКУДЭН РЕЙ КИ
Сообщений: 1529
Добавлено: 18-02-2021 18:52
Каждый - это ты сам, твое отражение.

Гость
Добавлено: 21-02-2021 22:49
https://www.youtube.com/watch?v=m15xPt8LlzE
интересная информация кто мы и откуда

Мастер Пути, Мастер РЕЙКИ
Сообщений: 7728
Добавлено: 09-03-2021 13:18
Каждый - это ты сам, твое отражение.


на определенном УРОВНЕ

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
ДАО КУРАМА / Причинно-следственные связи (карма) / Работа с чувствами ГНЕВА и ВИНЫ, ОБИДЫ

KXK.RU