Уйгурская популярная музыка

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Уйгурский информационный форум / Уйгурские памятники культуры / Уйгурская популярная музыка

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 84
Добавлено: 15-10-2004 00:37
Уйгурская популярная музыка
РЭЙЧЕЛ HARRIS
(перевод и редакция Baguz)
Доктор Рэйчел Харрис - Британская Академия Музыки, SOAS. Рэйчел закончила на Sibe музыке в СУАР в 1998г. и издала статьи о популярной и традиционной музыки в СУАР.
электронная почта: <mailto:rh@SOAS.ac.uk>



Музыка на улицах в столице СУАР Урумчи ясно сигнализирует об этнический принадлежности. Центральный район - Erdaoqiao базар и окружающее его рестораны, магазины и мечети, с его изобилием и яркой цветной суматохой, постоянно наполнены уйгурской популярной и народной музыкой. Из каждого магазина льется стерео звук. Музыкальные плееры - существенный компонент магазинов и маленьких ресторанчиков. Каждая маленькая закусочная, продающая лапшу, шашлыки, или другие местные деликатесы, типа голов жареной овцы, имеет собственный источник музыки.
Музыка доминирует над комплексом лавок, которые составляют сердце Erdaoqiao, где национальные ткани из Узбекистана и домашние украшения и хна из Пакистана, продаются вперемежку с местными товарами, ножами ручной работы и ручными коврами. Базар - место, где можно услышать популярную музыку в Синьцзяне, так как частное прослушивание ограничено в часто переполненных домах. Базар функционирует как своего рода неофициальный чарт: количество рекламных постеров, магазинов и ресторанов, играющих разнообразные кассеты обеспечивают надежного гида для узнавания самых последних хитов.
Независимая промышленность поп-музыки в Синьцзяне возникла в начале 80-ых с ослаблением госконтроля над культурной и экономической жизнью, которая последовала за политикой Ден Сиопина на экономической реформы и открытого Китая для иностранных рынков. Кассетные магнитофоны стали впервые доступны в магазинах. Независимые производители стали способны тиражировать и продавать собственные кассеты, хотя раньше тиражирование было дело нелегальным.
Появление дешевой цифровой технологии в конце 1990-ых принесло новую маленькую революцию в мир Синьцзянской популярный музыки. Видео компакт-диски (VCD) стали предметом потребления. VCD - плееры (под US$100) стали достаточно дешевы, чтобы их могли позволить себе большинство горожан, в то время как и кассеты все еще потреблялись в нижнем сегменте рынка. Уйгурская metal band Taklimakan теперь имеет собственный вебсайт, и когда я посетил одного Уйгурского поп-композитора летом 2001г., он был занят установкой программного обеспечения для монтажа MP3 файлов, прожига CD, и создания музыки на его недавно модернизированном компьютере.
«Черный рынок» иностранных фильмов и звуковых компакт-дисков - всюду. В одном магазине в Урумчи, на главном базаре, я обнаружил Sex Pistols – «Never Mind the Bollocks», рядом с турецкой поп-музыкой и самыми последними песнями из индийских фильмов. Один друг хвастался, что самые новые фильмы Голливуда появляются здесь прежде, чем они появляются в американских кинотеатрах.
Синтезатор - основа для большинства Уйгурской поп-музыки, возможно с дополнением одного или более традиционных инструментов, чтобы сопровождать молодых звезд.
Уйгурская поп-музыка - восприимчива к влияниям других частей Средней Азии и Турции, где есть большие Уйгурские общины, а также китайской рок-музыки. Некоторые уйгурские группы из-за границы популярны в Урумчи, подобно Дервишам из Казахстана. Новые музыкальные стили на Уйгурской поп-сцене довольно непредсказуемы: версия рэггей народной песни Katlama (Хотан), выпущенная Ширали в 1995г., сделала забавное дополнение к глобальному соединению стилей.
Rock and heavy metal сделали недавно нашествие на городской рынок молодежи музыкальными гуппами Taklimakan и Riwayat; этот вид звука обычно прибывает в Синьцзян через Пекин. Популярная фламенко-гитара, представленная в Синьцзяне в значительной степени через музыку Gypsy Kings, была в моде в течение последних нескольких лет, и теперь соединяется в уйгурские популярные стили.



Наиболее известный уйгурский певец за пределами СУАР, Аскар с его группой «Серый Волк», возвращенный в Урумчи летом 2001г., чтобы продвинуть свой самый последний альбом «Tilag». Альбом «Tilag» - смесь рока и фламенко-гитары с некоторым экзотическим уйгурским музыкальным звучанием, сделанных в хорошей мере. Аскар, стремясь к более широкому китайскому рынку, поет и на китайском и на уйгурском, но это означает, что он получает неоднозначный прием среди молодых уйгуров. Когда он в Урумчи, достиг такой известности, что пел на национальной стадионе, были настойчивые крики из аудитории: «Пой на уйгурском!»



Напротив, большинство основных Уйгурских популярных композиторов стремятся поддерживать национальный колорит в своих песнях. Непрерывность традицией отражается в применении традиционных ритмов (хотя синтезатор барабана не в полном мере соответствует уйгурским ритмам) и затрудняет использование традиционных инструментов рядом с синтезатором. Специфические народные мелодии приспособлены так - и поющий стиль и его эмоциональная связь определенно связана с прошлым. Один музыкант прокомментировал ко мне: «Уйгурское песенный стиль подчеркивает небольшие изменения тона, украшения. Люди, которые долго были во власти других, имеют открытые сердца, они легко ранимы. Есть много в их сердцах, что не скажешь...»



Темы популярной музыки располагаются от страстных и трагических песен любви, которые образуют огромное большинство выпусков альбомов к выражению текущих социальных проблем. Последние описывает положение крестьян в южном Синьцзяне, или серьезную проблему склонности к героину среди уйгурской молодежи. Наркотики - беспокойство в песне Sirliq Tuman, спетой в Урумчи, популярным певцом Абдулла Абдуреим:



Альбом Абдуллы Абдурехима "Жертва Матери".
В то время как мать спала, я выполз из двери
И введенный в тот секретный туман
Я сделал вдох глубоко и летел до небес.
Моя мать и отец должны страдать из-за этого?
Должны их надежды о жизни быть разрушенным из-за этого?
О моя мать, берите меня назад к вашей груди
Спасите меня от секретного тумана.




Sirliq Tuman был написан одним из наиболее популярных композиторов из Урумчи - Ясин Мухпула, и типично дидактическая. Для ее мелодичного материала это влечет munajat, ритуальные песни buwi Sufi женщины.
Песни подобно этим подчеркивают уважаемое положение, которое популярные композиторы и певцы занимают в уйгурском обществе.
Другое сильное присутствие на базарах, и бестселлерах на рынке кассет, является большее количество певцов соло традиционного стиля, в сопровождении dutarа. Наиболее обычно в этих песнях, которые, с лирикой, обычно принятой от поэзии современников поэта Уйгура, социальная повестка дня выливается в политические комментарии, выраженные в скрытых намеках и аллегориях. Известные певцы в этом жанре включают Qurash Qusаn, сосланный в Киргизстан, виртуоз dutarа Абдуреим Хейит из Кашгара, и самого популярногоУмаржан Алим из Или. Друг прокомментировал Умаржана:
«Умаржан покорил сердце уйгурских крестьян. Он популярен, потому что его слова прямые, легко поняты. Он использует язык крестьянина, пословицы. Есть двойное значение в каждом слове ..., это не обязательно политическое, но обычно читается так».
Одна из наиболее спорных песен Умаржана - Mehman (Гость):
Я пригласил гостя в мой дом
Посадил его в почетном месте
Но мой гость никуда не уехал
Теперь он сделал мой дом своим собственным.

С другой стороны спектра уйгурской популярной музыки находится маловероятное явление Айталан - уйгурская Мадонна, молодая женщина из южного города Хотан, которая появилась на сцене в 1998г. с ее синтезируемым сопровождением и мелодиями западного стиля. Музыка Айталан символизирует «Западный путь». Одно из ее наиболее привлекательных видео, с английским названием - Bad Boy (Плохой Мальчик)- поочередно одетая в кожаный костюм кошки и тигровых шортах, танцуя и действуя с раскованностью и энергией, редко замеченной в городах Китая, уже не говоря об отдаленном и обычно консервативном Синцьзяне. Мне твердо сказали, однако, что невозможно для уйгурских девушек принять Айталан как образец для подражания. «Старики думают, что она - некий вид дьявола» - сказал один друг.


Группа: Участники
Сообщений: 7
Добавлено: 25-11-2004 07:50
Вот небольшая заметка из алматинского журнвла "Афиша":
В уйгурском коллективе «Азия плюс» произошли «кадровые изменения». Один из солистов команды, Нуриддин, созрел-таки для сольной карьеры и покинул группу. Сахардин Юсупов, обладатель Гран-При фестиваля искусств в Голливуде, и не менее талантливый музыкант Айса решили не расстраиваться по этому поводу, с утроенной энергией взялись за работу над альбомом. Не исключено, что Сахардин запишет совместную композицию с «кудесницей кобыза» Газизой.
Про Сахардина Юсупова, человека, который прославил нашу республику, ничего нет в наших СМИ , во всяком случае я ничего не слыхала. Буду искать...
Или может кто слыхал? Поделитесь информацией...


Группа: Участники
Сообщений: 0
Добавлено: 30-12-2004 20:28
a gde ih mozhna skachat\' ???????

aktiv
Группа: Участники
Сообщений: 98
Добавлено: 01-01-2005 23:24
Ассалам, с Новым годом, посмотрите здесь:
http://www.offtop.ru/uyghur/view.php?only=&part=1&t=46556

Гость
Добавлено: 25-03-2005 21:14
rahmyat

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
Уйгурский информационный форум / Уйгурские памятники культуры / Уйгурская популярная музыка

KXK.RU