Шерстюк Михаил 33-й км

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Вахта памяти / Шерстюк Михаил 33-й км

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 13 14 15  ...... 24 25 26 27 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 25-06-2012 00:36
И могилка могла быть в авиаворонке - тогда и холмик не получится

Верно. Не будет холмика также, если хоронить без гроба. Гроб своим объёмом вытесняет землю наверх. А здесь хоронят не просто без гроба, но даже без тела. Ведь нашли только голову и одну руку. Откуда таскать землю, если земля там выжженная, как камень.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 279
Добавлено: 25-06-2012 14:45
Привлекла внимание как то очень точная цифра погибших железнодорожников: ...В июле и августе 1942 г. вражеская авиация наносила бомбовые удары по ж/д линии Астрахань — Владимировка... За период с июля по декабрь 1942 г. на этой линии было повреждено вражеской авиацией более 100 паровозов и свыше 3000 вагонов. За этот период погибло 1393 и было ранено 1800 железнодорожников... , учтен ли наш среди них?

Получен ответ из Госархива Астраханской области (сначала ответ был по э-мейлу, а теперь обычной почтой): в списках погибших и захороненных нет. Список 1393 погибших железнодорожников хоть и точный, но эта точность касается местных железнодорожников, а не командированных. Учёт местных вести-то было легко. Разъезд 33 км находится как раз на упомянутой линии Астрахань-Владимировка (Владимировка - это тот же Ахтубинск, они рядом, пристань и ж/д узел).

Получен ответ (разговор был по телефону, целый час, звонил я) из архива Свердловской ЖД: в колонне паровозов ОРКП-4 такого нет. Сводного списка служащих, систематизированного учёта за все годы войны у них нет, есть много разрозненных во времени списков по различным служебным случаям, начиная с 1942 г. и до окончания войны с Японией (потом колонны были расформированы). Вообще у них в архиве имеются данные по 6 колоннам паровозов. Но по всем колоннам они искать не хотят. "Дайте нам точный номер колонны!" Да этот вопрос я слышу от чиновников уже 40 лет! ("Знал бы прикуп, жил бы в Сочи"). - "А если я попрошу поискать через президента РЖД Якунина?" - "Ну а что, придёт от него запрос куда? Нам же. Мы ответим то же самое". Посоветовали обратиться в архив Минобороны. А в этот Подольский архив я обращался ещё при царе Горохе, ответ был отрицательный. И на поиск - на ответ они отводят себе... 3 года (так написано в интернете, где есть перечень всех архивов, ссылку давал Pan. Там же, кстати, написано, что в архиве МПС есть архив на спецформирования НКПС. Это неправда. Там уже 40 лет нет этого архива - когда-то был, но роздан по архивам отдельных железных дорог).

Что ж, буду обращаться снова в Подольск. Может, придётся обвешаться бумагами для авторитета - от РЖД ТВ, от Центрального Совета ветеранов железнодорожников.

Вот так, друзья. Нет бумажки - нет человека, нет человека - нет проблем. Как будто его и не было никогда. А ведь уже стоим на могиле.

Участники
Группа: Администраторы
Сообщений: 5249
Добавлено: 25-06-2012 14:46
Несколько номеров паровозных колонн, в которых воевали работники Белорусской ж/д можно найти здесь Здесь же написано следующее:
Первые колонны были созданы в депо Ильича из работников Западной, Белорусской, Ковельской дорог. Каждая состояла из 30-ти паровозов со всем необходимым штатом для организации вождения поездов и текущего содержания паровозов. В поездах имелись турные вагоны для отдыха сменных бригад. Личный состав был при­веден к воинской присяге, ему было выдано оружие, военное обмундирование, он находился на казарменном положении. При обслуживании прифронтовых дорог колонны автоматически поступали в подчинение командования фронтов и армий. Работники ОРКП сами ремонтировали поврежденные паровозы, пути и стрелки. Они выполняли сложные рейсы по доставке поездов, прорываясь сквозь вражеский огонь.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 18:51
Посоветовали обратиться в архив Минобороны ... Что ж, буду обращаться снова в Подольск. Может, придётся обвешаться бумагами для авторитета - от РЖД ТВ, от Центрального Совета ветеранов железнодорожников.
Это хорошо конечно, но что даст обращение в Подольский архив? Каким именно образом там можно определить номер колонны в которой служил Михаил? Тут бы надо покумекать, не торопитесь asveritas... Вопрос - если к ним придет в Екатеринбурге человек, и запросит дела в читальный зал архива - выдадут ему дела по всем паровозным колоннам? Они конечно люди занятые, и списки неполные, но препятствовать работе, к примеру, частного лица, вроде бы как особо не должны? Вообще - есть ли в этом архиве читальный зал и предусмотрена ли работа посетителей, и если да то какими полномочиями (от РЖД к примеру) должен обладать такой вот посетитель?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 19:27
Вообще каким образом вы можете владеть такой информацией - в какой именно колонне служил Михаил до гибели? Из его письма? Писем не было и даже если б были вряд ли он бы точно указал такой номер, а если б и указал - скорее всего цензура бы не пропустила, вычеркнула... Московско-Киевская дорога по этому поводу никаких документов оставить, по идее, не могла - она просто прекратила существование как на всем протяжении захваченная противником, хорошо если вообще кто то занимался тогда архивом дороги - вывезли документы, так? Но при зачислении Михаила как эвакуированного с Московско-Киевской ж.д. специалиста в штат другой дороги или сразу в штат одной из колонн паровозов при НКПС должен был быть издан приказ о таком зачислении и постановке на довольствие - начальником колонны или непосредственно по НКПС, кем он мог быть подписан? И где долен храниться? Понимаю что там же - в архиве этой колонны? Еще какие мысли будут?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 19:34
Ранее, в статье о Мышастом К.Н. , приведенной здесь Yasaul-ом меня несколько смутил следующий текст, но до полученного вами ответа я не придавал этому особого значения - мало ли где вокруг Сталинграда мог водить паровозы машинист ОРКП-4? А теперь это тоже надо покуменкать, вот текст из статьи: ... после оккупации Белоруссии оказался в депо Ртищево Пензенской железной дороги, откуда водил воинские эшелоны к столице в период её героической обороны и разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Весной 1942 года был зачислен состав паровозной колонны особого резерва № 4 Наркомата путей сообщения.
В начале августа 1942 года колонну отправили на перевозку войск и боевой техники для нужд Сталинграда. Мышастый водил воинские эшелоны по маршруту Поворино – Иловля, под непрерывными огнем и бомбёжками противника. Совершил на этом маршруте свыше 60 опасных рейсов, подвозя войска, боеприпасы, продовольствие и боевую технику защитникам города-героя.
Позднее по решению Государственного Комитета Обороны колонна №4 была срочно переброшена на только что построенную Северо-Печорскую дорогу, где ощущалась острая нужда в «тяговиках»...

Поворино-Иловля - это ветка, которая подходит к Сталинграду с северо-северо-востока и как говорил Опалев там не могло быть двузначных номеров разъездов, если я правильно помню. Но какая из колонн тогда обслуживала ж.д. за Волгой, а именно участок Баскунчак - Ахтуба?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 19:44
Для подтверждения/опровержения того, что найденные на разъезде 33-й км могилы - это могилы наших железнодорожников нам нужен сейчас один единственный документ - копия донесения начальника паровозной команды о гибели личного состава команды в количестве двух человек при бомбардировке воинского эшелона на разъезде 33-й км Ахтубинского района Сталинградской области с приложением схемы захоронения или хотя бы с указанием "захоронены на местном кладбище". Имея такой документ или его копию, Александр Александрович может быть уверен что это наши могилы и приступить к дальнейшим действиям по увековечиванию памяти брата.

Если таковой документ был в природе - а он обязан был быть, то где он есть? Архивы ж.д. не находились в зоне боевых действий и пропасть он бесследно не мог. Как нам его найти? У чиновников времени много, а у нас нет - думайте хлопцы, какие будут мысли, одна голова тут не поможет, думайте как нам его найти.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 19:46
Возможно помочь найти донесение о гибели может приказ о зачислении в штат и постановке на довольствие в колонну паровозов №.... НКПС Шерстюка Михаила, но номер колонны не известен и как этот приказ найти, и где он может быть - тоже думайте.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 20:08
А ведь уже стоим на могиле.

Практически так. Отправил запрос аналогичный запросу на Уралвагонзавод теперь на Челябинский тракторный, будет ответ - извещу.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 25-06-2012 20:19
А в то время зарплату или еще какие-то денежки могли получать?-не соображу,как документ называется-на сайте ОБД как-то попалось-был список на получение некоторой денежной суммы-возможно ли это в данном случае?
Еще:перед рейсом могли наши железнодорожники проходить медосмотр(как сейчас водители маршруток)?

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 20:36
А в то время зарплату или еще какие-то денежки могли получать?-не соображу,как документ называется-на сайте ОБД как-то попалось-был список на получение некоторой денежной суммы-возможно ли это в данном случае?
Еще:перед рейсом могли наши железнодорожники проходить медосмотр(как сейчас водители маршруток)?

Мысль хорошая но... Все это могло быть, Selimona - но вряд ли отражено на сайте ОБД, сайт ОБД Мемориал - электронная копия архива Министрерства обороны РФ находящегося в Подольске, там архив по военнослужащим, а Михаил - железнодорожник, не военный, он проходит по другому ведомству - Накромат путей сообщения, или по современому МПС РФ. Вот в чем засада.
Вот если бы деньги за него получала семья, оставшаяся в Унече/Унечском районе, то по денежному аттестату (документ, присылаемый частью в военкомат для выдачи зарплаты военного его семье/родственникам) можно бы было определить тот самый искомый номер колонны - но я так понимаю никаких документов не осталось, пока Михаил воевал под Сталинградом - Унеча была в оккупации, а к моменту ее освобождения он погиб.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 25-06-2012 20:41
Быстрое продвижение противника потребовало изменения планов мобилизационных перевозок. Частые переадресовки оперативных эшелонов, массовые эвакуационные перевозки привели к большим скоплениям последних. Быстрая смена боевой обстановки приводила к тому, что довольствующие управления зачастую представляли в ЦУПВОСО заявки без учета реальной обеспеченности фронтов, а последнее без должного анализа предъявляло их отдельными нарядами в НКПС. В результате часть грузов, прибывавших на станции снабжения, приходилось переадресовывать. Органы военных сообщений оказались не в состоянии взять на учет всю массу воинских эшелонов и транспортов, контролировать их продвижение и выгрузку, вследствие чего управление перевозками было существенно нарушено. http://www.oboznik.ru/?p=11516

ЧТО ЭТО ЦУПВОСО?


Складывавшаяся на фронтах оперативная обстановка требовала проведения широкого маневра локомотивами и локомотивными бригадами. Необходимы были мобильные специальные формирования. Такими в годы войны стали паровозные колонны, которые не приписывались к определенным депо. Впервые паровозные колонны стали применяться осенью 1941 г. на Московском железнодорожном узле, для того чтобы обеспечить выполнение большого объема оперативных, снабженческих и эвакуационных перевозок. Колонны имели в своем составе от 15 до 30 паровозов с прикрепленными к каждому из них локомотивными и кондукторскими бригадами и вагонными мастерами. Личный состав размещался в четырехосных вагонах-теплушках. В них хранился также 15-суточный запас продовольствия и находился небольшой вещевой склад. Эксплуатация паровозных колонн показала их эффективность, и на основе полученного опыта в 1942 г. началось формирование особого резерва паровозных колонн (ОРПК) НКПС.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 20:47
ЧТО ЭТО ЦУПВОСО?

Как следует из статьи ВОСО это служба военных сообщений Советской амрии, а ЦУП ВОСО вероятно центральное управление службы военных сообщений, своеобразное подразделение армии, взаимодействовавшее с НКПС и обеспечивающее перевозки для нужд армии.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 20:51
началось формирование особого резерва паровозных колонн (ОРПК) НКПС.

Из ранее приведенных статей - в ОРПК НКПС числилось за годы войны всего 38 (если не ошибаюсь, можно прочесть ранее сообщение Радимича) таких колонн, архив на 6 из них находится в Екатеринбурге. В одной из статей указывалось что в колонны эвакуированных с других дорог жележнодорожников брали по территориальному признаку - на этом основании и решили, что Михаил (а он служил на Московско-Киевской дороге до войны) должен был попасть в колонну номер 4. Архив однако сообщает что в документах 4-й колонны его нет. Остается 37 непросмотренных, пять из которых в Екатеринбурге, и без точного номера колонны в которой он служил архивариусы рассматривать архивы других колонн говорят что не станут.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 25-06-2012 20:56
ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ССЫЛКУ,УКАЗАННУЮ ВЫШЕ-может ваш опыт узрит поболее-выходит было несколько вариантов формирования колонн-особого назначения и колонны,например,Чухнюка того же-но колонна Белорусской жд

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 21:04
Странно, но вот тут на страничке обнаруживаются записи из архива 48-й колонны паровозов НКПС, обслуживавшей Ленинградский фронт... Приведены воспоминания железнодорожников, страшные воспоминания - их даже не соизволили вооружить...

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 21:24
ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ССЫЛКУ,УКАЗАННУЮ ВЫШЕ-может ваш опыт узрит поболее-выходит было несколько вариантов формирования колонн-особого назначения и колонны,например,Чухнюка того же-но колонна Белорусской жд

Прочел, т.о. после Сталинграда существует две информации - ОРКП4 переведена на Печорское направление, на север, и в этой статье указано что в 1943 она уже в Беларуси... Тут похоже наскоком не разобраться , потому и призываю всех высказать что думаете - как найти номер колонны в которой служил Шерстюк? Нас в основном интересует 1942 год, период Сталинградской битвы.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 21:26
Возможно кто то встретит внутренний приказ поо кадрам НКПС о порядке ведения отчетности по погибшим, о формах отчетности, куда представлялись донесения о гибели и в какой форме - приказ Наркомата Обороны такой я видел. Возможно это может помочь...
Бомбили поезд погиб железнодорожник - кто кому и в какой форме обязан был об этом сообщить/доложить в 1942 году.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 2081
Добавлено: 25-06-2012 22:06
38, а тем более 48 колонн и соотвественно архивов это много - сколько из них участвовало в обеспечинии Сталинградской битвы в 1942 году? Из них и надо каким то образом выбирать.

Участники
Группа: Участники
Сообщений: 1644
Добавлено: 25-06-2012 22:44
http://pda.xpress.by/post-3718/
http://pda.xpress.by/post-3820/
Первая колонна – ОРПК-1 – была сформирована в основном из оршанцев. В ее составе были машинисты Антон Гедройц, Василий Бокштаев, Николай Джонс, Константин и Михаил Любецкие, Владимир Микульчик, Борис Примаков, Павел Шибеко, Казимир Эрдман. ОРПК-1 получил боевое крещение на Орловско-курском, брянском и киевском направлениях. Колонна вошла в Оршу с войсками освободителей и осуществляла перевозки в течение первого мирного месяца до возрождения депо Орша. В составе этой ОРПК в одной бригаде работали минчане – старший машинист Леонид Аристов и его жена, машинист Мария Гольдштейн.
ОРПК-2 руководил возглавивший Витебское паровозное отделение еще до войны Дмитрий Майоров. Колонна отличилась на смоленском направлении, на Сталинградском фронте, Орловско-Курской дуге, под Харьковом и Смоленском. Ей было вручено навечно Красное Знамя. В ОРПК-2 работали витебские железнодорожники: машинист Петр Тонышев, его жена – проводница Анна Петровна, машинисты Сергей Старинский и Валентина Мартыновская, помощник машиниста Надежда Коровянская, кочегар Евгений Червяков; полочане: машинист Татьяна Коханьчик, помощник машиниста Лариса Кухтина; барановичские железнодорожники: помощник машиниста Валентина Фадеева, поездной вагонный мастер Мария Савицкая и машинист Михаил Савицкий. В составе ОРПК-1 и ОРПК-2 трудились и выпускники Минского железнодорожного училища № 1. Училище эвакуировали на станцию Баскунчак, где был произведен выпуск помощников машиниста, слесарей-ремонтников, проводников вагонов. Часть из них работала в тылу, более 80 человек – после переподготовки в военных железнодорожных училищах влилось в ВЭО в качестве помощников машинистов, часть ушла на фронт, кто-то был зачислен в ОРПК.Николай Макаров, начальник Витебского отделения движения, был назначен начальником ОРПК-3. Валентин Разумилов, довоенный начальник Витебского паровозного отделения, в 1942 году стал машинистом-инструктором, а затем и заместителем начальника ОРПК-3.
В колонне № 3 работали Александр Янковский (в 1939 – 1941 годы заместитель начальника Оршанского отделения паровозного хозяйства, с мая 1942 года – машинист, а затем и заместитель начальника ОРПК-3); Константин Мышастый (до 1941 года трудился машинистом-инструктором паровозного депо Жлобин, во время войны – машинист ОРПК-3, затем – ОРПК-4); Афанасий Глебов (в 1938 – 1941 годы работал заместителем начальника Полоцкого вагонного участка, с июня 1942 года – поездной вагонный мастер ОРПК-3); Василий Мурзич (машинист депо Витебск, был назначен старшим машинистом ОРПК-3).ОРПК-3 боевое крещение получила на смоленском направлении, а в конце августа 1942 года ее направили под Сталинград. В битве за него колонна потеряла убитыми 22 человека, были выведены из строя 16 паровозов. Настоящим подвигом стал вывоз ОРПК-3 5 млн. тонн воркутинского угля в центр по простреливаемым участкам.
Старшим машинистом ОРПК-4, сформированной в 1942 году в Москве, на своем знаменитом паровозе Эм 723-88 работала гомельский машинист Елена Чухнюк. Николай Кутепов трудился машинистом паровоза в депо Погодино, Орша, эвакуировался в Вязьму, с 1942 года – старший машинист паровоза ОРПК-10.
В ОРПК-13, сформированной в Рязани, работал старшим машинистом барановичский железнодорожник Т. Панфилович. В ОРПК-75 помощниками машиниста были Илья Кориков и его жена Александра Алексина из Барановичей. Машинистами в ОРПК трудились минские паровозники Николай Богатель, К. Билев, Леонид Брич, Зенон Крамковский, Яков Кругер, Г. Мастыков, Матвей Шевцов. Главными кондукторами в ОРПК-13 работали движенцы Амвросий Буткевич, Константин Шемет, Андрей Миколаеня, поездными вагонными мастерами – вагонники Иван Мищук и Александр Куприяненко (все из Минска).
В составе ОРПК-15 участвовал в обороне Сталинграда и боях на Курской дуге Федор Скопа, комсомольский секретарь депо Барановичи.
Могилевский машинист Александр Дубинин до лета 1942 года работал в депо Абдулино Куйбышевской дороги, затем был вызван в Москву, где зачислен в ОРПК-4.
В составе колонны трудились могилевские железнодорожники – паровозники И. Авсейков,
Г. Андриевский, М. Вронский, К. Гегелев, К. Дивонин, А. А. Ефимов, А. С. Ефимов, А. Ф. Ефимов, А. Корнилов, В. Корыткин (ОПРК-16); Г. Мельников, Т. Панфилович, В. Пуховский, П. Соколов (ОРПК-4); В. Тотов, Р. Шефель (ОРПК-13); А. Дубинин (ОРПК-10), Г. Козленко и П. Борисько (ОРПК-24);
Н. Духовский (ОРПК-22); кондукторы Н. Иняшенко (ОРПК-4) и Е. Сапанкевич (ОРПК-5).
Семь работников паровозного депо Кричев также водили поезда в составе колонн: машинисты А. Волков, И. Иванов, В. Халаев, помощники машинистов П. Богачев, Н. Духовский, А. Сырников, И. Чмыхов.
В ОРПК трудились и осиповичские машинисты: Николай Алешкевич, Антон Высоцкий, Петр Гайсенко, Юльян Довнар, Алексей Давыдов, Виктор Касперович, Константин Корзун, Алексей Майко, Евгений Мисяк, Алексей Русакович, Петр Тамкович, Анна Холявкина, Федор Ховренко, Иван Селиванов,
П. Крищук, Н. Пономарев, Виктор Касперович, И. Пупейко, Леонид Бойкачев, А. Мирончик, Е. Пархимчик. Осиповичские и могилевские паровозники составляли костяк колонн № 4, 5, 10, 13, 16, 22, 24.
Заместителем начальника ОРПК всю войну прошел барановичский паровозник А. Сливинский.
В ОРПК работали оршанские вагонники Р. Авласенко, В. Амоненко, Г. Гроскрейц, Г. Докутович, А. Коровиков, Ф. Коржаев, К. Лисица, С. Лисовский, С. Меркин, В. Окшевский, И. Сив-цов, А. Солодкина, И. Халецкий, братья Карп и Иван Шацкие, А. Щелоков, В. Юреня; кондукторами трудились движенцы Иван Бахматов, Николай Радзевский, Христофор Токаревский.
В составе ВЭО работали довоенные оршанские движенцы Александр Свиридов, Павел Мартынов, Александр Хейдоров.
Отличились белорусские железнодорожники и во время штурма Берлина. После восстановления пути на перегоне Фридерсдорф – Лихтенберг 25 апреля 1945 года по нему прошла восстановительная летучка, ее привел паровозом серии 52 № 5243 машинист Александр Бабенко, командир взвода тяги 29-й железнодорожной бригады, довоенный дежурный по паровозному депо Минск.
После этого на входную станцию Берлинского узла Берлин-Лихтенберг прибыл первый поезд, его привел машинист старший сержант А. Лесников – этим было открыто железнодорожное движение на стокилометровом направлении Кюстрин – Берлин.
В период подготовки Берлинской операции для осуществления перевозок в прифронтовую полосу были направлены 17 колонн паровозов особого резерва НКПС с общим количеством 426 паровозов – ОРПК № 5, 10, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 31, 33, 34, 35, 43, 44, 47, 110, 111.

Страницы: << Prev 1 2 3 4 5  ...... 13 14 15  ...... 24 25 26 27 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
Земля наших предков (Полесье в междуречье Десны и Сожа) / Вахта памяти / Шерстюк Михаил 33-й км

KXK.RU