![]() |
| [ На главную ] -- [ Список участников ] -- [ Зарегистрироваться ] |
| On-line: |
| Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / Случаи и афоризмы. |
| Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 ...... 30 31 32 ...... 43 44 45 46 Next>> |
|
| Автор | Сообщение |
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 12-06-2009 13:17 |
|
Давно это было. Султан, правитель всех территорий, покоренных монголами, выбрался как-то со своими приближенными на прогулку. У обочины дороги, по которой двигался великолепный эскорт, стоял какой-то абдал. - Любому, кто даст мне сотню динаров, я подарю добрый совет, - крикнул он проезжавшим. Султан приостановил коня и спросил: - Абдал, и какой же это совет ты так дорого ценишь? - Хороший, - ответил тот. - Прикажи, чтобы мне сперва выплатили сотню динаров, и я тотчас скажу его тебе. Султан выгреб из своих карманов все золото, какое там оказалось, кинул суфию и весь превратился во внимание, ожидая услышать что-либо ошеломляюще мудрое. Дервиш, припрятав золото в складках одежды, повернулся к нему и сказал: - Совет мой прост: никогда не начинай что-нибудь делать до тех пор, пока не сможешь ясно представить себе, к какому результату приведет это действие. Тут уж и вельможи и все, кто при этом присутствовали, разразились таким дружным хохотом, что где-то вдалеке испуганно вспорхнула птичья стая и скрылась в небесной выси. Давясь, сквозь смех они начали восхвалять мудрость дервиша, который истребовал деньги вперед, а потом сказал то, что старо как мир. Но султан прервал их неудержимый хохот и сказал: - Я не нахожу причин для насмешек, ибо совет абдала действительно хорош. Все знают, что, прежде чем сделать что-либо, следует хорошенько подумать. Но каждый день мы пренебрегаем этой древней мудростью, что иногда приводит к дурным последствиям. Я благодарю тебя, дервиш, за твой подарок! С этого дня султан решил никогда не забывать совет абдала и приказал, чтобы слова эти были написаны золотом на каждой дворцовой стене. Но даже этого показалось ему мало, и тогда он приказал выгравировать их на дне своего серебряного блюда. С тех пор прошло некоторое время, впрочем, не так уж и много. И вот некоему человеку запала в голову мысль убить султана. Заговорщик подкупил придворного лекаря, пообещав, что назначит его великим визирем, если он сделает султану очередное кровопускание отравленным скальпелем. И вот настал этот день, уже поставили под локоть султану серебряное блюдо, чтобы ни одна капля крови не пролилась наземь. Но в ту самую секунду, когда лекарь готов уже был коснуться султана отравленной сталью, в глаза ему бросились слова, выгравированные на дне блюда: "Никогда не начинай делать что-либо до тех пор, пока ясно не представишь себе конечный результат своего действия". И тут до бедняги лекаря дошло, что стоит только негодяю-заговорщику стать султаном, как он, не медля ни секунды, прикажет убить сообщника, дабы убрать свидетеля. Султан тем временем заметил, что по телу лекаря пробежала нервная дрожь. Он поднял взгляд на лекаря, увидел его смертельно бледное лицо и спросил, что с ним сегодня стряслось. Лекарь не стал ничего скрывать и тут же покаялся во всем. Заговорщика, конечно, схватили и предали казни. Султан же призвал к себе своих приближенных, тех, кто был с ним, когда абдал подарил ему свой совет. Когда все собрались, султан спросил их: - Ну как, вы по-прежнему смеетесь над дервишем? |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 15-06-2009 18:45 |
|
В одной маленькой деревушке жили были муж и жена, которые постоянно спорили друг с другом. Однажды жена настолько разозлилась на своего бестолкового мужа, что схватила его за ухо и столкнула в глубокий колодец. На дне этого колодца, как это всегда и бывает, проживал Джинн, один из самых препротивных и злобных. Как только муж увидел его, он тут же начал завывать и осыпать его такой бранью, которой тот не слыхал со времен Царя Сулеймана ибн Дауда (мир с ними обоими!). Оскорбленный и растревоженный, джинн был вынужден подняться из глубин своего убежища к небесам, и нависнув над перепуганной женщиной, с тревогой заглядывавшей в колодец, прогрохотал: "Жалкая женщина! Ты виновата в том, что закинула столь невероятно гадкого человека в мой тихий колодец, который служил мне домом десять тысяч лет?!" "Да, а как насчет меня?" - отвечала женщина,- "Я прожила с ним двадцать лет, а ты и двух минут не можешь!" "Несчастная!"- возопил джинн, ибо даже он не был лишен некоторых высших чувств, к тому же вой ее мужа все еще звенел в его ушах. "Мне кажется я тебя понимаю." "Ну вот что," - сказала рассудительная женщина, -"так как я не хочу вытаскивать его из колодца, а ты как я понимаю вряд ли хочешь туда возвращаться, ты можешь отправиться со мной в город. Я собираюсь пойти и поискать для себя лучшей доли, в любом случае убраться как можно дальше от своего муженька." Джинн согласился и они отправились вдоль по дороге, мило беседуя о том и о сем. Джинн спросил: "Кем ты собираешься устроиться в большом городе?" "Что-нибудь подвернется,"- отвечала она. "Я предлагаю вот что: У короля есть дочь. Я войду в нее и овладею ее сознанием. Затем появишься ты и изгонишь меня, - естественно король тебя наградит." "Отличная мысль!"- согласилась женщина. "Условие! Ты скажешь слово, изгоняющее меня всего один раз, иначе тебе не поздоровится." "Как скажешь" согласилась женщина, и Джинн поспешил вперед и, войдя в принцессу, сделал ее полностью безумной. Она корчилась и кричала, кощунствовала и бросалась на людей, и скоро всем стало ясно - в девушке джинн. Как только женщина добралась до города ей тут же рассказали ужасную историю, добавив что король обещал неимоверное количество золота тому, кто сможет ее вылечить и повесит того, кто пообещает сделать это и не сделает. Тогда она поспешила на ярмарочную площадь и принялась кричать: "Изгоняю джиннов! Прибыл лучший в мире изгонятель джиннов!!! Приводите ко мне одержимых джиннами, и я изгоню их в один прием!" Женщину тут же схватила стража и доставила во дворец. К ней подвели принцессу, которая кривлялась и дергалась и она, словом, данным ей джинном изгнала его. Разумеется, король был так обрадован, что отсыпал женщине столько золота, сколько она хотела и та зажила в городе не хуже самого короля. Однако не все было так просто с джинном. Изгнанный из принцессы и не имеющий возможности вернуться в свой колодец он послонялся по округе и чувствуя потребность совершать безобразия, почти не осознавая что он делает, джинн вернулся в тот же город и вошел в мать принцессы, королеву. Король тут же повелел привести женщину и приказал: "Изгони этого демона немедленно, иначе я убью тебя!" После таких слов ей ничего не оставалось и она подошла к постели женщины и прошептала ей на ухо волшебное слово. С криком и ревом разъяренный джинн предстал перед ней в форме быка со змеиной головой, вращающей глазами и изрыгающей пламя. "Во имя Великого Царя Сулеймана, сына Дауда (мир с ними обоими!)," - заревел он,- "За это я войду в тебя! И ты никогда не сможешь меня изгнать, потому что будешь слишком одержима мной, чтобы вспомнить волшебное слово!" "Мой добрый друг!"- спокойно сказала женщина,- "Если ты сделаешь это, я тут же вернусь домой к мужу и тебе придется терпеть его всю мою оставшуюся жизнь." Перед лицом такой перспективы джинн вознесся в небеса |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 16-06-2009 18:16 |
|
Достаточно иметь лишь бумагу и ручку, чтобы безо всяких усилий писать то, что приходит в голову. Хотя несколько хуже обстоит дело с тем, что именно приходит в голову Твен Марк |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 18-06-2009 13:39 |
|
Дзенские студенты учатся у мастеров Дзен по меньшей мере лет 10, прежде чем им будет позволено учить других. Тенно, который закончив свое ученичество, стал учителем, пришел навестить Нан-ина. День выдался дождливый, и Тенно надел деревянные башмаки и взял зонтик. После приветствия Нан-ин заметил: "Думаю, что ты оставил башмаки в прихожей. Хотел бы я знать, справа или слева от башмаков стоит твой зонт?" Смущенный Тенно не смог дать достойного ответа. Он понял, что не может реализовать в себе Дзен каждую минуту. Он стал учеником Нан-ина и учился еще 6 лет, чтобы усовершенствовать свой ежеминутный Дзен. |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 19-06-2009 12:29 |
|
Свила птица гнездо на морском берегу. Смыло гнездо прибоем. Обозлилась птица и давай клювом воду из моря на берег выливать, а песок с берега бросать в воду. Увидала это другая птица и спрашивает: - Что ты делаешь, безумная? - Не уйду отсюда, - отвечает первая, - пока не превращу море в сушу и сушу в море. - Глупейшее ты создание! Много ли ты, в конце концов, сделать можешь? |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 22-06-2009 15:06 |
|
Однажды дервиш пришел к Сикандеру, великому королю, с чашей нищего, и попросил Сикандера, если он мог бы, наполнить эту чашу. Сикандер посмотрел на него и сказал: "О чем он просит императора подобного мне? Заполнить эту маленькую чашу?" Он немедленно сказал: "Да". Но эта чаша была волшебной чашей. Сотни и тысячи и миллионы были вложены в нее, но она не желала наполняться; она всегда оставалась наполовину пустой, ее горловина была широко открыта, чтобы быть заполненной. Когда Сикандер почувствовал что у него не хватает богатств чтобы наполнить эту чашу, он сказал: "Дервиш, скажи мне, не волшебник ли ты. Ты принес волшебную чашу. Она поглотила мои сокровища, но до сих пор пуста". Дервиш ответил: "Сикандер, если все сокровища мира поместить в нее, то она по-прежнему останется пустой. Знаете ли Вы, что это за чаша? Это - человеческая нужда". |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 24-06-2009 12:04 |
|
Мастер скреб кирпичом пол в комнате, где медитировал его ученик. Поначалу ученику это нравилось, он решил, что мастер проверяет его умение концентрироваться. Но когда скрежет стал невыносимым, ученик не выдержал: - Ради всего святого, что ты делаешь? Разве ты не видишь - я медитирую? - Я полирую кирпич, хочу сделать из него зеркало, - ответил Мастер. - Ты безумен! Разве можно сделать зеркало из кирпича? - Не более безумен, чем ты! Разве из эго можно медитировать? |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 25-06-2009 18:02 |
|
В этом мире неверном не будь дураком: Полагаться не вздумай на тех, кто кругом. Трезвым оком взгляни на ближайшего друга - Друг, возможно, окажется злейшим врагом. Хайям Омар |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 25-06-2009 18:03 |
|
Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых. Лао-Цзы |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 26-06-2009 13:59 |
|
В Ригведе есть замечательная история о женщине Мастере. Она относится к той эпохе, когда женщина была свободной и имела равные права с мужчиной. Немного было на свете женщин Мастеров: Гарджи, Рабия, Сахаджа, Дая, Лала, Мира. Император страны обычно каждый год устраивай великое собрание мудрецов, на котором говорили о смысле жизни. Победителю причитался приз - стадо коров, рога которых были увешаны золотом. Ранним утром начались дискуссии между мудрецами. Яджнавалкья был одним из знаменитых учителей в те дни, но он не был Мастером. Гарджи была Мастером, ее не интересовала награда, она пришла одна, скромно сидела в стороне и слушала. Яджнавалкья прибыл с большой свитой учеников позже всех. Солнце уже нещадно палило. Коровы, предназначенные в награду, разопревшие, стояли перед дворцом. Уверенный в собственной победе, он велел одному из учеников: - Отведи этих несчастных животных в нашу коммуну. Зачем им зря томиться на солнце? Яджнавалкья победил всех соперников и сказал императору: - Прости меня за то, что мои ученики увели коров раньше, чем ты присудил мне награду. Гарджи встала. Возможно, она могла бы и промолчать, если бы Яджнавалкья не проявил такую самоуверенность. Она сказала: - Подожди! Ты победил всех и показал свою ученость, но это не означает, что ты познал истину. Я сидела молча, наблюдая.... Если кто-то утверждает истину, к чему мне высказываться? Но ты зашел слишком далеко. Я вынуждена дискутировать с тобой. Она задала всего один вопрос и Яджнавалкья был повержен. Гарджи спросила: -Ты сказал: "Бог создал мир". Почему ты так сказал? Ты был свидетелем, когда он создавал мир? В любом случае, как бы ты ни ответил, ты утвердишь свою ошибку. Если бы ты был свидетелем, то мир уже тогда был создан, ведь ты - часть мира; если ты не был свидетелем, на каком основании ты утверждаешь, что все нуждается в Творце? Объясни, или верни коров! Яджнавалкья был потрясен. Все присутствующие были потрясены. Она была права. Гарджи сказала: - Только ради спора, даже если я допускаю, что Бог создал мир, я хочу знать - на каком основании ты веришь в эту гипотезу? Яджнавалкья сказал: - Все должно быть созданным. Эта прекрасная, безбрежная жизнь не может прийти к существованию из ничего. Гарджи ответила: - Допустим. Но ты уже упустил победу. Верни коров! - Что ты имеешь в виду? - спросил Яджнавалкья. Она ответила: - Если всякое существование нуждается в Создателе, то кто создал Создателя? Допустим, Создателя создал другой Создатель, более безбрежный, а того в свою очередь создал еще более великий Создатель, но в таком случае, кто создал Создателя всех создателей? Яджнавалкья понял, что теперь уже невозможно избавиться от этой женщины. Все величие его рассыпалось в прах. Он рассердился и, уже не контролируя себя, забывая про всякую учтивость, крикнул: - Женщина, если ты не остановишься, твоя голова покатится по земле! Гарджи сказала: - Это аргумент? Ты полагаешь, что отрубив мне голову, ты станешь победителем? Это, несомненно, станет фактом твоего поражения. И коров пришлось отдать Гарджи. Говорят, что после этого поражения Яджнавалкья, осознав глубину своего неведения, объявляет о своем решении оставить учеников и семью. Имущество свое он делит между двумя женами, и намеривается идти искать Истину. Тогда обратилась к нему его жена Майтрея: - Скажи, возлюбленный мой, неужели твои богатства не могут способствовать в приобретении той Истины, на поиски которой ты отправляешься? Яджнавалкья отвечает ей: - Даже все богатства мира не могли бы способствовать этому, ибо они принадлежат этому миру, в котором все преходяще, все подлежит смерти. Я же отправляюсь а поиски бессмертия, поэтому я отрекаюсь от этого мира! Тогда жена говорит ему: Я всегда следовала за тобой и, если ты отрекся от богатства и оно не может помочь мне следовать за тобой и не дает никакой надежды на бессмертие, то зачем оно мне? Сообщи мне то, что тебе известно. И он говорит ей об Атмане (божьей искре в сердце человека): - Если бьют в барабан, то не иначе можно овладеть в воздухе звуками его, как держа сам барабан или барабанщика, вследствие чего держишь и звуки его; если ударяют по лютне, то не иначе можно удержать в воздухе звуки ее, как держа саму лютню или играющего на ней; дыхание этого Великого Существа подобно огню, в который положены сырые дрова, распространяющие во все стороны клубы дыма; Атман есть Ригведа; он есть Самаведа; он есть Яджурведа; он есть песни Атарваведы и Ангирас*; сказки и сказания; наука и священное учение; стихи и правила; он есть законы и объяснения; все существующее в этом мире есть Его дыхание. Я отправляюсь на поиски Его, чтобы стать единым со своей Высшей Сутью". Сказав это, Яджнавалкья распрощался и ушел в горы. Через 12 лет он вернулся к людям просветленным Мастером. * Ангирас - полубоги, отличающиеся дивным пением; отец поэтов. |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 03-07-2009 12:54 |
|
Какой-то человек остановил Насреддина и спросил у него, какой сегодня день недели. - Не могу вам сказать, - ответил Мулла. - Я нездешний и не знаю, какие у вас дни недели. |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 06-07-2009 16:18 |
|
Ребе Исраэль из Ружина неожиданно пришел к своим хасидим, застав их за трапезным столом. Они праздно ели и пили. Ребе нахмурился, явно недовольный их поведением. Тогда один из учеников поднялся и сказал: - Учитель, слышал я, как ребе Пинхас из Корца говорил, что подобное времяпрепровождение - когда хасиды собираются вместе на веселую пирушку - можно приравнять к такой мицва(1), как изучение Торы. - Не хочу оспаривать слова ребе Пинхаса, - ответил наставник, - но такая аналогия не всегда верна. Все зависит от того, как это делать. - Но ведь мы и не делаем ничего особенного - просто едим и пьем; испытывая надлежащую благодарность, - вмешался другой ученик. - Что здесь можно делать неправильного? - Все дело в намерении, - ответил ребе. - Если ставишь себя последним, чтобы другие могли быть первыми, тогда твои действия бескорыстны и праведны. Если же ставишь себя прежде других - это эгоизм на грани идолопоклонства. Если делаешь что-то для другого человека или для Бога, не думая о награде и воздаянии, то тем самым освящаешь свои деяния. В этом случае твои дела святы. Если же делаешь что-то ради достижения своих целей, то обесцениваешь собственные поступки и скрываешь Божественное. В этом случае дела твои грешны. - Ребе, - опять заговорил ученик, не удовлетворенный ответом, - а что, если действия мои греховны, но намерение чисто? Что, если, - упаси Бог, - я стану злословить о человеке с целью выручить друга из беды? Грех это или нет? - Опять-таки: все зависит от намерения, - ответил учитель. - Если действуешь во имя Небес, - то есть во благо другому человеку, не думая о собственной пользе, - даже в грешном поступке воссияет Свет Господень(2). Сущность духовной жизни состоит в том, чтобы ставить других прежде себя и совершать любые действия ли-шма, то есть ради самих этих действий, а не ради своих интересов. Эта подобно пене на гребне волны: пена - естественная составляющая океана. Кому придет в голову убирать пену с волны или добавлять ее туда? Мы принимаем волну такой, какая она есть. Совершенно так же обстоит дело и с эго. Ты не можешь от него избавиться, ты и есть твое эго. Его не нужно ни морить голодом, ни закармливать, просто оставь его в покое. Оставив эго в покое, ты будешь действовать ли-шма - вместе с эго, но не ради него. Деяния ли-шма не умаляют и не возвеличивают эго, - они просто позволяют ему соответствовать своему предназначению: быть инструментом, при помощи которого Бог свершает благо. 1. Мицва - Божья заповедь. 2. Иудаизм предписывает верующему начинать каждое утро словами: "Элохай нвшама ше-натата би те-гора ги" - "Господи, душа, которую Ты поселил во мне, чиста". Твоя душа чиста и прозрачна для Божественного. Однако проявления души в мире нередко запятнаны эгоизмом. Душа в мире имеет три проявления, именуемые тремя облачениями: мысль, слово и действие. Если они бескорыстны, прозрачны перед Богом - Свет Божественного льется через них беспрепятственно. Твои мысли свободны от эгоизма, слова свободны от лжи, действия свободны от принуждения. Но когда облачения души запятнаны эгоизмом, ложью и стремлением эксплуатировать других ради собственных интересов, душа уже не может сиять сквозь них в полную силу. Облачения тускнеют, и кажется, что Бог скрыт от мира. Но дело не в том, что Божественный Свет потускнел, - просто ты не даешь этому Свету сиять сквозь тебя. |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 08-07-2009 11:39 |
|
Мастер редко затрагивал в беседах духовные вопросы. Он с удовольствием ел, работал, играл с учениками и принимал участие в разговорах на любые темы - от политической ситуации в стране до самого свежего анекдота. Однажды посетитель спросил: - Как вас может учить человек, который чаще рассказывает анекдоты, чем говорит о Боге? - Обучать можно по-разному, и не только с помощью слов, - ответили ему |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 09-07-2009 12:51 |
|
Смех с досады - это не радость, а горе. Абай |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 09-07-2009 12:52 |
|
Грешен лишь тот, кто сознаёт свой грех. Абеляр |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 09-07-2009 12:53 |
|
Художник должен быть одновременно и грешником и святым. Фёдор Абрамов |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 10-07-2009 15:20 |
|
Вступление: Значение этой истории чрезвычайно велико уже хотя бы потому, что она относится к своду учебных мистических историй с глубоким внутренним содержанием, но (не считая ее развлекательной ценности) она не ведет к каким-либо сиюминутным изменениям. Поучительные истории, в качестве некоего "связующего звена", были отточены и доведены до совершенства много тысячелетий назад. И то, что с тех пор они не получили дальнейшего развития, заставляет людей, ограниченных некоторыми теориями нынешнего века, считать их продуктом менее просвещенного времени. Им кажется, что эти рассказы являют собой не более чем любопытные литературные произведения, нечто предназначенное для детей, выражение, возможно, инфантильных грез, мечтаний о волшебнодейственных исполнениях желаний. Вряд ли удастся найти что-либо далее отстоящее от истинности, чем эти псевдофилософские и уж ни в коей мере не научные представления. Многие поучительные истории действительно увлекательны и представляются занимательными детям и простодушным крестьянам. Многие из них попадают к специалистам и теоретикам уже в том виде, который им придало преломление при прохождении через уста неискушенных рассказчиков-любителей, в результате чего исказился их глубокий внутренний смысл. Некоторые из них обращены лишь к узкому кругу лиц, и правильное их толкование всецело зависит от вполне конкретных обстоятельств, при которых они раскрываются, от тех частностей, отсутствие которых устраняет то действие, на которое рассчитаны эти истории. Настолько мало известно академикам, ученым и интеллектуалам нашего мира об этих материалах и знаниях, что в современных языках не нашлось даже слова, чтобы хоть как-то обозначить их. Настоящие поучительные истории ни в коем случае нельзя сравнивать с притчами, которые в полной мере отвечают своим целям, но основаны на материалах более низкого уровня и направлены, в основном, на насаждение моралистических принципов, а не на внутренние движения человеческого сознания. Правда, случается часто и так: то, что мы принимаем за низкий уровень притчи, иногда, по рассмотрении их настоящими специалистами, оказывается поучительными историями, особенно тогда, когда они проверяются в необходимых для этого условиях. В отличие от понимания притчи, для постижения смысла поучительной истории бывает недостаточно одних обычных средств уморазмышления. Ее действие направлено и устремлено в глубины человеческого существа, ее действие невозможно уловить или объяснить лишь с помощью чувственного или умственного восприятия. Пожалуй, самым близким к истинности из того, к чему мы можем подойти в поисках определения воздействия поучительной истории, будет признание, что она трогает те струны личности, которые невозможно задеть иными средствами, и таким образом в человеке укореняется этот способ связи с невыразимой словами истиной, пребывающей за обычными пределами доступных миров. Некоторые поучительные истории мы в настоящее время уже не можем называть таковыми из-за тех литературных традиционных и даже идеологических наслоений, которые оплели эти истории за время их существования. Худшим из таких воздействий можно назвать придание им оттенка "исторической реальности", когда какое-либо общество начинает воспринимать их как повествование о действительно происходивших когда-то исторических событиях. Рассказ, приведенный ниже, выступает в своем "невинном" виде, свободном от подобных воздействий, наслоений и прочих способов извращения. Сказка: Было это когда-то, хотя, впрочем, и не так уж давно. Была такая страна, где жили необычайно благополучные люди. Все-то у них получалось, да так, что никто не мог и соперничать с ними; что бы ни посадили - все у них вырастало; урожаи - невиданные; да и плоды хранились свежими сколько угодно, и товары для торговли с другими странами изготавливались такими, что лучше не бывает, и другими практическими искусствами они владели в совершенстве. Правитель их был необычайно просвещенным человеком. Он всячески поддерживал новые изобретения и начинания, ибо знал, какие выгоды они несут его народу. Был у него сын по имени Хошияр, который слыл великим знатоком по испытанию на деле всяких невиданных новшеств и изобретений. Но был у него и другой сын, которого звали Тамбал, - этот слыл мечтателем, и казалось, что его более всего притягивают те вещи, которые в глазах остальных жителей не представляют особой ценности. Время от времени правитель, которого звали король Мумкин, издавал указ такого содержания: "Пусть все, кто обладает каким-либо замечательным устройством или изобретением, придут ко дворцу, дабы мы смогли оценить их и вознаградить умельцев!" А в ту пору жили в стране два великих умельца - кузнец и плотник, и были они соперниками друг другу во всем, оба они любили творить всякие невиданные устройства и приспособления. В один прекрасный день прослышали они об этом указе да порешили промеж собой, что будут состязаться за обещанную награду, дабы разрешить волею правителя и признанием народа их извечный спор о том, чье искусство выше. Решили они так и принялись за работу. Кузнец в поте лица своего денно и нощно трудился над созданием какого-то невиданного механизма. Он призвал себе на помощь великое множество талантливых мастеров и окружил свою мастерскую высоченной стеной, чтобы никто не знал о его чуде прежде времени и не догадался бы о секретах изготовления. А в это время плотник, собрав свои незамысловатые орудия - топор да пилу, ушел в лесную чащу, где после долгих раздумий в уединении сотворил свое чудо. Быстро разнеслась новость о том великом соперничестве, и думали люди, что легко кузнецу достанется победа в этом споре, ведь они и раньше видели загадочные, удивительные его поделки, правда, и творениями плотника не раз восхищались, но были те творения не столь броскими, да и не столь многочисленными. Когда оба были готовы, король принял их во дворце, куда пришло много всякого люду, чтобы увидеть чудо. Кузнец создал небывалых размеров металлическую рыбину, которая, как он утверждал, могла плавать по воде и под водой, могла перевозить множество товаров по земле и могла зарываться в землю и проходить под ней, могла она еще - правда, медленно - летать! Судьи поначалу не могли поверить, что такое чудо может быть сотворено руками человека, но когда кузнец и его помощники продемонстрировали ее в действии, король пришел в восторг и тут же провозгласил, что отныне кузнец стоит в одном ряду с самыми уважаемыми людьми страны, и даровал при этом кузнецу титул Благодетеля общества. Принца Хошияра назначили управляющим строительством этих чудо-рыбин, дабы их услугами могли пользоваться все люди. И каждый благословил кузнеца и Хошияра, так же как и доброго, прозорливого монарха, которого все так сильно любили. В сумятице всеобщего возбуждения и ликования плотник как-то стушевался, про него никто и не вспомнил. Но вот однажды кто-то из придворных спросил: - Ну а где же соперник-то? Где же творение плотника? Всем нам он до сих пор был известен как талантливый человек. Быть может, и он придумал что-нибудь полезное для нас? - Что же может быть лучше чудо-рыбин? - спросил королевич Хошияр. И все согласились с ним. Но вот пришел день, когда на короля напала скука. Новизна чудо-рыбин уже приелась, утомили его и ежедневные доклады о тех чудесах, которые они творят. И он сказал: - Позовите ко мне плотника, ибо пришло время посмотреть, чем же все-таки он хотел удивить нас! Простодушный плотник пришел в тронный зал, неся в руках какой-то предмет, завернутый в грубую холстину. Все придворные подались вперед, шеи их вытянулись, каждому хотелось получше разглядеть, что же такое он принес с собой, и тогда он сдернул накидку, чтобы все увидели... деревянного конька. Конечно, вырезан он был с большим мастерством, а еще на нем были выгравированы какие-то замысловатые узоры, и раскрасил-то его плотник в яркие, сочные цвета, но это была лишь... - Простая игрушка! - выпалил король. - Но, отец, - вступился королевич Тамбал, - давайте спросим мастера, для чего она... - Что ж, - с усмешкой ответил король, - так для чего эта безделица? - спросил он у плотника. - Ваша светлость, - запинаясь, пролепетал тот, - это волшебный конек. Вид его, конечно, не слишком привлекателен, но у него есть, ну понимаете... как бы сказать... внутреннее сознание. В отличие от рыб, которыми надо все время управлять, этот конек сам угадывает желания своего наездника и доставляет его именно туда, где ему следует находиться. - Такая безделушка, ваше величество, - зашептал из-под локтя короля верховный советник, - не представляет собой никакой реальной ценности, особенно если сравнить ее с нашими замечательными чудо-рыбинами. Опозоренный плотник собрался было уже удалиться, когда Тамбал воскликнул: - Отец, позволь, я возьму этого деревянного конька себе! - Пусть будет так, - сказал король, - отдайте безделушку ему. А плотника отведите-ка в лес, да подальше, и привяжите к дереву, дабы осознал он, сколь драгоценно наше время. Пускай поразмыслит о той пользе, какую принесли нам чудо-рыбины, и, быть может, через некоторое время мы и отпустим его, чтобы показал нам на деле, что же усвоил он после трезвых раздумий об истинном трудолюбии. Плотника тут же увели, ну а королевич Тамбал оставил двор, удалившись с волшебным коньком в свои палаты. И там, рассмотрев его повнимательнее, королевич заметил на теле конька несколько маленьких рычажков, хитроумно запрятанных в резном орнаменте. Когда они поворачивались определенным способом, конек вместе с седоком устремлялся в небесную высь и уносился к любому месту, о каком бы только ни подумал наездник. Таким вот способом, день за днем, Тамбал летал во всевозможные уголки своей страны и в другие страны, где он никогда раньше не бывал, да и не слышал о них ничего, наверное. Теперь же он узнал много нового и интересного. Поэтому, куда бы ни направлялся королевич, всюду он появлялся с коньком в руках. Однажды в дворцовых покоях повстречал он своего брата, королевича Хошияра, тот увидел у него в руках деревянного конька, усмехнулся и сказал: - Вот-вот, возись со своей деревянной безделушкой, это как раз по тебе. А я, - и тут он напустил на себя гордый вид, - тружусь на благо всех в согласии с велением моего сердца! Услышал Тамбал такие слова и пригорюнился. "Хотелось бы мне узнать, - подумал он про себя, - что значит "благо всех" и каково веление моего сердца!" Охваченный невеселыми мыслями, он добрел до своей спальни. Но тут улыбка скользнула по его лицу, он погладил конька, уселся к нему на спину, повернул рычажки и подумал: "Я хочу узнать сокровенное желание моего сердца". Не успел он и глазом моргнуть, как конек взмыл высоко в небеса и перенес его на расстояние тысячи дней обычного путешествия, в далекое царство, где правил король-маг. У этого короля, его звали Кахана, была невиданной красоты дочь, которую звали Драгоценная Жемчужина, Дурри-Карима. Дабы уберечь ее от дурного глаза, король держал дочь в кружащемся дворце, который воздымался в такую высь, что достичь его не мог ни один смертный. Королевич Тамбал, подлетая на своем чудо-коньке к этой волшебной стране, еще издали завидел сияющий неземным светом дворец и устремился к нему. Конек, не раздумывая, влетел в окно палаты, в которой в эту минуту была принцесса. Ну и конечно же, принцесса и молодой наездник полюбили друг друга с первого взгляда. - Отец не позволит нам пожениться, - сказала красавица Тамбалу, - ведь он уже решил, что я буду женой сына другого короля-мага, который живет за холодной пустыней, что лежит на восточной границе наших владений. Он поклялся, что, когда я подрасту, этим браком скрепит союз и дружбу наших государств. Никогда еще не было такого, чтобы его воля не выполнялась. - Отправлюсь-ка я к нему и попробую договориться с ним миром, - произнес Тамбал, забираясь на своего конька. Но, очутившись на земле этого волшебного государства, он увидел столько невиданных чудес, что не стал торопиться во дворец к королю. Когда же он все-таки добрался до дворцовых ворот, барабан, извещавший об отсутствии короля, уже бил вовсю. - Он ушел в кружащийся дворец, - ответил какой-то прохожий на вопрос Тамбала, когда можно ожидать возвращения короля, - он каждый раз проводит там по нескольку часов. Тамбал отыскал укромное местечко и попросил конька доставить его в палаты короля. "Лучше я поговорю с ним у него же дома, - подумал королевич про себя, - ведь, если я появлюсь в кружащемся дворце без его позволения, он может разгневаться на меня и вовсе не пожелает со мной говорить". Тамбал схоронился за одной из занавесей во дворце, но долгий путь и такое множество событий за один день подточили его силы, и он, незаметно для себя, уснул там. А тем временем принцесса Драгоценная Жемчужина, преисполненная чувством, охватившим ее, и, не имея сил сохранить свою тайну, проговорилась отцу. Кахана, узнав о том, что во дворце у его дочери побывал некий мужчина на летающем коньке и что он захотел жениться на ней, пришел в неописуемую ярость. Расставив вокруг кружащегося дворца стражу, он вернулся в свои палаты, чтобы обдумать все, что ему довелось узнать, и подготовиться к встрече незваного жениха. Но только зашел он в опочивальню, как один из его безмолвных магических слуг, охранявших покои, указал на деревянного конька, стоящего в углу. - Ага! - воскликнул король-маг, радостно потирая руки. - Теперь-то он мне попался. Ну а пока давайте-ка посмотрим, какого рода эта вещица. Пока король со своими слугами разглядывал конька, королевич проснулся при первых же словах Каханы, выскользнул из этого зала и схоронился в другой части дворца. Рассмотрев конька со всех сторон, король так и не смог понять, как он действует. - Уберите прочь эту штуковину, нет в ней больше силы, даже если раньше и была, - сердито сказал он, - теперь это просто безделица, детишкам только с ней играть. Конька засунули в старый, забитый всякой всячиной шкаф. Теперь король начал подумывать, что не мешало бы ему поторопиться со свадьбой на тот случай, если у беглеца найдутся какие-нибудь средства или силы, с помощью которых он вновь попытается овладеть дочерью. А посему забрал он дочь к себе во дворец и дал знать другому королю-магу, чтобы тот без промедления выслал к нему своего сына, дабы поскорее сыграть свадьбу. Королевич Тамбал, дождавшись глубокой ночи, когда все стражники уснули мертвым сном, выбрался из дворца и понуро побрел по улицам города. Ему казалось, что мечта об исполнении заветного желания его сердца утонула теперь в море безнадежности. Но тут он подумал, что ему во что бы то ни стало надо вернуться на родину. "Если мне удастся убедить отца в том, что мне действительно необходима его помощь для исполнения моего самого сокровенного желания, пусть даже на это уйдет вся жизнь, - сказал королевич себе, - то я вернусь сюда с великим войском и силой вырву согласие Коханы". Обуреваемый такими мыслями, он отправился к родной стороне. Но не бывало еще на этом свете человека, менее подготовленного для такого путешествия. Чужестранец брел пешком, не имея ни денег, ни пищи, днем - по безжалостной жаре, ночью - в леденящем холоде, а временами его настигали неумолимые песчаные бури. Вскоре он безнадежно затерялся в пустыне. Теперь уже в отчаянном исступлении Тамбал начал винить себя, и отца, и короля-мага, и плотника, и принцессу, и даже деревянного конька. Временами ему мерещилось, что где-то впереди показалась вода, иногда виделись чудесные города, иногда в нем вновь возгоралась надежда, иногда он впадал в непреодолимую тоску. Порой ему чудилось, будто у него появились спутники в его жестоких мытарствах, но, когда Тамбал хотел к ним обратиться, оказывалось, что он по-прежнему одинок. Истощенный мозг его говорил, что муки длятся целую вечность и не прекратятся до самой смерти. И вот нежданно-негаданно, когда силы уже было оставили его, прямо перед собой Тамбал увидел, что это был мираж: сад, полный деревьев, ветви гнулись до самой земли под тяжестью изумительных плодов, которые, как ему показалось, умоляли его съесть их. Поначалу королевич не придал значения этому видению, но вскоре убедился, что действительно бредет по великолепному саду. Сорвал Тамбал несколько плодов и попробовал их. На вкус они были изумительными. Они отогнали прочь все его страхи, насытили и утолили нестерпимую жажду. Наевшись этих нежнейших плодов, он улегся в тени громадного, такого гостеприимного с виду дерева и тут же забылся сладким сном. Проснулся царевич отдохнувшим и бодрым, но где-то в глубине души у него зародилось чувство, которое говорило, что тут что-то не так. Сам не зная почему, бросился Тамбал к ближайшей луже и вперился взглядом в свое отражение. О ужас! Оттуда на него уставилось кошмарное, невиданное чудовище. У него была длиннющая борода, витые рога и уши длиной с локоть. Тамбал вздрогнул от испуга. Сначала он подумал, что это опять какое-то наваждение, но тут взгляд его упал на руки - они были сплошь покрыты густой жесткой шерстью. Он еще надеялся, что это просто кошмарный сон. Тамбал попытался было пробудить себя, но никакие щипки не помогали, и удары не возымели действия. Теперь, на грани потери рассудка, кроме ужаса и страха от увиденного, его захлестнули слезы отчаяния. Изнуренный рыданиями, Тамбал рухнул на землю, руки исступленно рвали траву, а в голове судорожно билась мысль: "Какая разница - буду я жить или умру, эти проклятые плоды все, все погубили. Теперь уж никакая война, никакая победа не помогут мне. Кому я такой нужен? Что уж тут говорить о принцессе Драгоценной Жемчужине?! Да разве ж найдется хоть одна живая душа, которая не ужаснулась бы от этого обличья? Пропал я, горемычный! Прощай мое заветное желание!.." - и тут он потерял сознание. Очнулся королевич уже затемно, но какой-то чудный пробивался сквозь чащу хмурых, молчаливых деревьев. Страх и надежда боролись в его изможденной душе. Подойдя ближе, он увидел, что свет исходит от лампы, заключенной в какую-то сверкающую звездоподобную форму. Ее нес бородач, бродивший в облаке света, излучаемого лампой. Незнакомец заметил Тамбала. - Сын мой, - обратился он к королевичу,- тебя околдовали злые чары этого сада. Не приди я сюда следом за тобой, ты бы, наверное, так и остался чудовищным творением этой волшебной рощи, ибо много уже таких, как ты. Но я помогу тебе! Тамбал поначалу испугался: "А что как этот старец - оборотень и владелец этих злобных деревьев?" Но здравый смысл, который все же вернулся к нему, подсказал, что теперь ведь терять-то нечего. - Спаси меня, отец! - сорвавшимся голосом прохрипел он мудрецу. - Если ты действительно хочешь, чтобы твое заветное желание исполнилось, - ответил тот, - то укрепи его в сердце и не надо думать о своей внешности. Подбери сухих плодов, не свежих, которые так вкусны и сладостны, а тех, что валяются у подножия дерева и на вид немногим отличаются от комков сухой земли, и съешь их. Потом следуй предначертанию судьбы. Сказал и удалился. Прежде чем свет мудреца исчез во мраке ночи, Тамбал заметил, что восходит луна, и в ее скудных, мертвенных лучах он увидел, что под каждым деревом и правда целые груды засохших плодов. Он судорожно схватил горсть этих жестких, как деревянная кора, плодов и запихал их в рот. Медленно, очень медленно, но так, что он мог видеть, шерсть сначала сошла с ладоней, а потом руки очистились от нее полностью. Рога поначалу уменьшились, а затем и вовсе исчезли. Борода спала, уши сделались обычных размеров, и снова царевич стал самим собой. Уже забрезжил рассвет, и с первыми лучами солнца до него донесся перезвон верблюжьих колокольчиков. Какой-то караван, похоже, подходил к волшебной роще. Увидев его, Тамбал сразу догадался, что это эскорт какого-то важного вельможи. Поскольку Тамбал стоял на месте и, по всей видимости, двигаться не собирался, двое наездников отделились от блистательной процессии и галопом понеслись к нему. - Именем принца, нашего господина, мы требуем твоих плодов. Его несравненное высочество испытывает жажду и выразил желание отведать этих странных абрикосов, - на одном дыхании вы |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 11-07-2009 01:20 |
|
Женатый человек - раб рабыни: он принадлежит своей жене, которая, в свою очередь, принадлежит тщеславию. Абу Эдмонд |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 11-07-2009 01:21 |
|
Смерть это зло лишь в силу того, что за ней следует. Августин |
|
|
isg2001 Академик Группа: Администраторы Сообщений: 12558 |
Добавлено: 13-07-2009 15:02 |
|
Бахааддин Накшбанд пришел однажды выступить перед людьми. "Я осмотрел собравшихся: учёные и невежды, внимательные и любопытные, но как долго я ни смотрел, я не смог заметить ни одного "человеческого существа". Я повернулся к людям, пригласившим меня, и сказал им, желая показать ограниченность возможности работы с неподходящей аудиторией: "Росой не наполнить колодец; листок же, утопленный в колодце уже не найти". И обратился к толпе: "Суфи - нечестивцы. Они обладают секретными знаньями, которые хранят в тайне от обычных людей. Высокие посты, занимаемые ими - результат пользования запретными силами. Теперь скажите, вы хотите быть суфи?" Большинство людей закивало. Я продолжал: "Слова, которые я произнес, принадлежат невежественному глупому болвану - губернатору Куфы, о котором вы все хорошо знаете. Это фанатик, убийца и противник всего человеческого. Нет ничего удивительного в том, что он говорил так о суфи. "Теперь вы наконец знаете, что суфи - избранные рода человечества. Кто из вас осмелится назвать себя суфи?" При этих словах все встали. "Так поступает напыщенность (аб o таб) растущая от корня тщеславия (гурур), проявление Командующего Я (нафс и аммара). "Сегодняшний огонь - это завтрашний пепел". |
| Страницы: << Prev 1 2 3 4 5 ...... 30 31 32 ...... 43 44 45 46 Next>> |
|
| Театр и прочие виды искусства -продолжение / Курим трубку, пьём чай / Случаи и афоризмы. |